Система мер направленных на управление развитием оздоровительной деятельности в конкретном доу это

Обновлено: 05.07.2024

Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области информирует о следующем.

Конституция РФ гарантирует право каждого на образование, общедоступность и безопасность дошкольного образования.

Законодательство предусматривает дополнительное образование, включающее в себя дополнительные образовательные программы и услуги. Однако, платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательных услуг, финансируемых за счёт средств бюджета.

Негосударственные образовательные учреждения вправе взимать плату с обучающихся за образовательные услуги, в т.ч. за обучение в пределах государственных стандартов (статья 46 Закона РФ «Об образовании).

Что такое дошкольное образовательное учреждение, виды дошкольных образовательных учреждений.

Дошкольное образовательное учреждениетип образовательного учреждения, реализующего основную образовательную программу дошкольного образования. Дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 2 лет.

Дошкольное образовательное учреждение может быть государственным в ведении субъекта РФ, муниципальным или негосударственным (частным, учреждением общественных и религиозных организаций (объединений).

Дошкольное образовательное учреждение осуществляет свою деятельность только в форме юридического лица и должно оказывать услуги согласно лицензии на ведение образовательных услуг.

К дошкольным образовательным учреждениям относятся образовательные учреждения следующих видов:

Детский сад (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности);

Детский сад для детей раннего возраста (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет, создаёт условия для социальной адаптации и ранней социализации детей);

Детский сад для детей предшкольного (старшего дошкольного возраста) реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности, а также при необходимости в группах компенсирующей и комбинированной направленности для детей в возрасте от 5 до 7 лет с приоритетным осуществлении деятельности по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях);

Детский сад присмотра и оздоровления (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах оздоровительной направленности с приоритетным осуществлением деятельности по проведению санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур);

Детский сад компенсирующего вида (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах компенсирующей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии) одой или более категории детей с ограниченными возможностями здоровья);

Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития детей (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по развитию детей по одному из таких направлений, как: познавательно - речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое или физическое);

Центр развития ребёнка - детский сад (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по развитию детей по нескольким направлениям, таким, как: познавательно - речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое или физическое).

Какую информацию для потребителей должен доводить исполнитель до заключения договора о показании образовательных услуг?

Исполнитель обязан до заключения договора предоставить потребителю полную и достоверную информацию об исполнителе и оказываемых образовательных услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.

Исполнитель обязан довести до потребителя (в том числе путём размещения в удобном для обозрения месте) информацию, содержащую следующие сведения:

Наименование и местонахождение (адрес) исполнителя, сведения о наличие лицензии на право ведения образовательной деятельности и свидетельство о государственной аккредитации с указанием регистрационного номера и срока действия, а также наименование, адреса и телефона органа, их выдавшего;

Уровень и направленность реализуемых основных и дополнительных образовательных программ, формы и сроки их освоения;

Перечень образовательных услуг, стоимость которых включена в основную плату по договору и перечень дополнительных образовательных услуг, оказываемых с согласия потребителя, порядок их предоставления;

Стоимость образовательных услуг, оказываемых за основную плату по договору, а также стоимость образовательных услуг, оказываемых за дополнительную плату и порядок их оплаты;

Порядок приёма и требования к поступающим.

Исполнитель обязан также предоставить для требования потребителя:

Положение (для государственных и муниципальных ДОУ разработано типовое положение, утв. Постановление Правительства РФ от 12.09.2008 года № 666) или Устав (для негосударственных детских образовательных дошкольных учреждений).

В указанных учредительных документах устанавливаются основы организации деятельности, условия комплектования групп, участники образовательного процесса, управления учреждением, порядок привлечения дополнительных финансовых средств ДОУ;

Положение о филиале, отделении;

Лицензию, свидетельство о государственной аккредитации;

Адрес и телефон учредителя (учредителей) образовательного учреждения;

Образцы договоров в т.ч. об оказании платных дополнительных образовательных услуг;

Перечень категорий потребителей, имеющих право на получение льгот, а также перечень льгот, предоставляемых при оказании платных образовательных, в т.ч. платных дополнительных образовательных услуг, в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Образовательное учреждение обязано сообщить потребителю по его просьбе другие относящиеся к договору и соответствующей образовательной услуге сведения.

Договор об оказании платных образовательных заключается в письменной форме и должен содержать следующие сведения:

Наименование государственного или муниципального образовательного учреждения, негосударственной образовательной организации – исполнителя и место его нахождения;

Ф.И.О., телефон и адрес потребителя;

Сроки оказания образовательных услуг;

Уровень и направленность основных и дополнительных образовательных программ, перечень образовательных услуг, их стоимость и порядок оплаты;

Другие необходимые сведения, связанные со спецификой оказываемых образовательных услуг;

Должность, фамилия, имя, отчество лица, подписывающего договор от имени исполнителя, его подпись, а также подпись потребителя.

Договор составляется в двух экземплярах, один из которых находится у исполнителя, другой у потребителя.

Потребитель обязан оплатить оказываемые образовательные услуги в порядке и сроки, указанные в договоре. Потребителю в соответствии с законодательством РФ должен быть выдан документ, подтверждающий оплату образовательных услуг.

Стоимость оказываемых образовательных услуг в договоре определяется соглашением сторон.

© УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ , 2022

Если Вы не нашли необходимую информацию, попробуйте
зайти на наш старый сайт

Разработка и продвижение сайта – FMF

Почтовый адрес:
432071, г. Ульяновск, ул. Дмитрия Ульянова, д. 4

В уставе Всемирной организации здравоохранения говорится, что здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Оно является важнейшим показателем, отражающим биологические характеристики ребенка, социально-экономическое состояние общества, условия воспитания, образования детей, их жизни в семье, качество окружающей среды, степень развития медицинской помощи, служб охраны материнства и детства, в конечном счете – отношение государства к проблемам здоровья.

Программа разработана в силу особой актуальности проблемы сохранения здоровья взрослых и детей. Отражает эффективные подходы к комплексному решению вопросов оздоровления подрастающего поколения в ДОУ. Она определяет основные направления, задачи, а также план действий и реализацию их в течение 5 лет. Образовательная программа представляет собой систему мер, направленных на управление оздоровительной деятельности, ее модернизацию и совершенствование ее качества. Программа позволяет выделить приоритетные цели оздоровительной деятельности в соответствии со спецификой состояния здоровья и физического развития детей

В муниципальном дошкольном образовательном учреждении "Добрянский детский сад № 19" действует:

  1. группы дошкольного возраста – 9
  2. группы раннего возраста –2
  3. оздоровительная группа (ДЧБ с XI 2008г) – 13 детей

Оздоровление в течение года проводилось:

- дибазолопрофилактика с 26.01 по 8.02, с 23.08 по 5.09, с 22.11 по 5.12 2004

- йодированная соль постоянно

- фторированная соль по мере поступления

- санация полости рта 200 детей

- фтор-лак I-II; III; XI 2004 - 115 детей

- серебро II; III; XI - 29 детей

- полоскание полости рта после каждого приема пищи

- чистка зубов ежедневно

- корригирующая гимнастика 2 группы – 13 детей

  1. комплексы по профилактике плоскостопия и нарушения осанки

фитобар: фиточаи после физкультурных занятий с 1 по 10 число каждого месяца

На период эпидемического подъема ОРВИ и гриппа применяется:

  1. гимнастика для глаз
  2. контроль за освещением

Используются разные виды закаливания, другие методы оздоровления (аромотерапия, полоскание горла ит.д.)

Обследовано на энтеробиоз 67 детей

Пролечено 4 чел.

Обследовано логопедом 77 детей

С нарушение речи 32 ребенка

Занимаются в логопункте 21 ребенок

Обследовано психологом группы детей раннего возраста и подготовительная к школе

Ведется постоянная информационно-просветительская работа среди родителей, работа по формированию валеологической культуры среди детей.

Программа оздоровления детей раннего и дошкольного возраста направлена на сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.

Одной из главных задач ФГOC ДO - охрана и укрепление физического и психического здоровья детей. Поэтому организация работы по укреплению и сохранению здоровья детей является актуальной и занимает важное место в системе воспитательно-oбразовательного процесса в ДOУ. Детский сад должен заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы. Именно в ДOУ педагоги должны помочь ребенку, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять свое здоровье. Не последнюю роль здесь играет фактор семьи. Основной задачей дошкольных учреждений на современном этапе развития системы образования в России является оптимизация оздоровительной деятельности. В свою очередь, оптимизация любого процесса неразрывно связана с обеспечением его управляемости. Управление же должно строиться с позиций системного подхода, призванного в комплексе решать как медико-социальные, так и медико-психологические проблемы детей дошкольного возраста. Это требует объединения общих усилий большого круга специалистов разного профиля, концентрации их интеллектуального потенциала, а также разрешения противоречий, возникающих между специалистами внутри учреждения, педагогическим коллективом и родителями.

Оздоровительное направление в работе ДОУ является приоритетным на протяжении последних 15 лет. Сделано много необходимых преобразований для создания оптимальной оздоровительной системы. Многие оздоровительные технологии работают успешно на протяжении ряда лет. К работе привлечены специалисты ДОУ: инструктор по физической культуре, педагог-психолог, музыкальный руководитель, медицинская сестра.

Но вместе с тем анализ результатов диагностических исследований выявил проблемы в организации здоровьеориентированной деятельности субъектов образовательного процесса ДОУ. К их числу относятся:

  • высокий процент часто болеющих детей;
  • 13,4 % воспитанников испытывают психоэмоциональный дискомфорт (согласно цветового теста М.Люшера и результатам социометрии);
  • 30% семей воспитанников не ориентирована на ЗОЖ, не являются союзниками педагогического коллектива в формировании компетентности здоровьесбережения у детей (по результатам анкетирования родителей);
  • не все педагоги в профессиональной деятельности демонстрируют здоровый стиль поведения, ориентируются в воспитании привычек ЗОЖ у детей;
  • разрозненность усилий медицинского персонала, педагогического коллектива, семьи в медико-психолого-педагогическом сопровождении ребенка.

Для улучшения положения необходима высокоэффективная организация здоровьесберегающего педагогического процесса, т.е. соответствуещего возрастным и индивидуальным возможностям, использующего адекватные технологии развития и воспитания и способствующего усвоению ценностей здорового образа жизни всеми участниками воспитательно-образовательного процесса.

Управление процессами здоровьесбережения рассматривается нами, как процесс формирования и регулирования организационных взаимодействий посредством совокупности способов, средств, необходимых для эффективного достижения целей, делающий работу по здоровьесбережению целенаправленной, плановой, системной. Основной целью здесь является сохранение и обогащение здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

Эффективность педагогических воздействий во многом определяется использованием системно-структурного подхода (ПК. Анохин, Д.Д.Донской, Н.А.Курьеров, и др.). В основу опыта положены теоретические разработки В.Алямовской, И.Аршавского, Ю.Змановского, Н.Амосова, Л.Глазыриной, а также практические пособия М.Маханевой, М.Картушиной, Л.Волошиной, и методические пособия в области различных оздоровительных методик.
Эффективный по словарю С.И.Ожегова определяется как действенный, дающий результат. Эффективность здоровьесберегающей деятельности предполагает высокий уровень компетентности педагогов в вопросах здоровьесбережения, умение и желание семьи осуществлять здоровый стиль поведения, а также крепкое здоровье и полноценное физическое и психическое развитие воспитанников дошкольного учреждения. Это достигается работой по двум взаимосвязанным направлениям — здоровьесберегающему и здоровьеформирующему.
Под здоровьесберегающей технологией понимаем комплексную систему ежедневной практической физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении.
Под здоровьеформирующей - комплекс технологического обеспечения готовности личности к развитию физической культуры. По мнению В. К Бальсевича, здоровьеформирующие технологии физического воспитания в современных дошкольных учреждениях должны использовать все ценности физической культуры, обеспечивающие приумножение здоровья детей. Сюда мы относим развитие двигательных качеств, внимания и координационных способностей, воспитание навыков чередования режимов физических и интеллектуальных нагрузок, отдыха и восстановления, формирование коммуникативных навыков.

Нами была разработана система управления и контроля деятельности педагогического коллектива по конечным результатам, которая реализовала следующие управленческие функции.

Информационно-аналитическую (создание службы мониторинга; формирование информационного банка данных по здоровому образу жизни, состоянию здоровья детей).

В ДОУ была создана творческая группа с целью организации и проведения мониторинговых действий по выявлению уровня физического, психического и социального развития детей и профессиональной компетенции педагогов.

Творческой группой был составлен план работы по отслеживанию динамики детского развития, определены линии развития, методики, ответственные за проведение диагностики и сроки проведения.

Мотивационно-целевую (разработка методов стимулирования)

Разработано положение об оценке качества работы педагогического и обслуживающего персонала при распределении стимулирующей части фонда оплаты труда.

Планово-прогностическую (участие членов коллектива в планировании оздоровительной работы; выделение показателей достижения целей).

Выделены критерии эффективности оздоровительной работы:

Дошкольники

  • Общая заболеваемость;
  • Заболеваемость в случаях и днях на одного ребенка в год;
  • Процент частоболеющих детей;
  • Индекс здоровья;
  • Процент детей испытывающих психоэмоциональное напряжение;
  • Процент прироста физических качеств;
  • Процент информированности детей о здоровье;
  • Процент детей имеющих высокий и средний уровень сформированности культурно-гигиенических навыков.

Родители

  • Коэффициент удовлетворенности родителей здоровьесберегающей деятельностью в ДОУ;
  • Процент включенности родителей в спортивно-оздоровительную работу;
  • Процент информированности родителей о здоровье, здоровом стиле поведения.

Педагоги

  • Рост профессионального мастерства, обобщение опыта по здоровьесбережению;
  • Оценка удовлетворённости педагогов своей работой.

Медицинский блок, отвечает за здоровье детей. Обеспечивает систему лечебно-профилактических мероприятий, направленных на оздоровление детей. Отслеживает результативность оздоровительной работы в МДОУ. Проводят мониторинг здоровья детей.

Психологический блок, предусматривает комплекс психологических мероприятий, направленных на устранение проблем организации педагогической работы в той или иной группе и затруднений, возникающих в развитии конкретного ребенка; обеспечение психического здоровья детей. Психолог осуществляют наблюдение за детьми, проводят диагностику психического развития детей с целью выявления возникающих проблем. Проводит коррекционно-развивающую работу с детьми. Даёт рекомендации родителям, педагогам. Психологическая диагностика дает возможность не только отследить развитие ребенка в ДОУ, но и оценить эффективность развивающей прогрессии.

5. Контрольно-диагностическую (нацеленность системы контроля на конечный результат; использование различных форм общественного контроля: творческие отчеты, презентации, публичные выступления).

6. Регулятивно-коррекционную деятельность (создание рабочей группы по внедрению программ, технологий).

Пережив инновационный бум и реформы конца ХХ века, которые в значительной степени затрагивали проблемы обеспечения сохранения здоровья детей, система дошкольного образования вступила в новом веке в стадию его модернизации. Этот процесс может быть успешным только при реализации политики интенсивного развития образовательных учреждений и создании условий активного их взаимодействия с наукой и передовой педагогической практикой. Такой подход позволит осуществить прорыв в сложившейся практике работы дошкольных учреждений по сохранению и укреплению здоровья детей, на профессиональном уровне внедрять прогрессивные оздоровительные технологии.

Основной задачей дошкольных учреждений на современном этапе развития системы образования является оптимизация оздоровительной деятельности. В свою очередь, оптимизация любого процесса неразрывно связана с обеспечением его управляемости. Управление же должно строиться с позиций системного подхода, призванного в комплексе решать как медико-социальные, так и психолого-педагогические проблемы детей дошкольного возраста. Это требует объединения общих усилий большого круга специалистов разного профиля, концентрации их интеллектуального потенциала, его рационального использования, а также разрешение возможных противоречий, возникающих между специалистами внутри учреждения , педагогическим коллективом и родителями, дошкольным учреждением и органами управления.

Первичным элементом управления оптимизацией оздоровительной деятельности является программа медико-психолого-педагогического плана. Эта программа называется базовой оздоровительной программой.

Естественно, возникает вопрос - чем же она отличается от оздоровительных программ, которые предложены дошкольным учреждениям различными научными школами и авторами, или от тех, которые педагогический коллектив разрабатывает самостоятельно?

Во-первых, эта программа не является общепринятым набором лечебно-профилактических или физкультурных мероприятий. Она представляет собой систему мер, направленных на управление развитием оздоровительной деятельности, ее модернизацию и совершенствование ее качества.

Во-вторых, она направлена на преодоление стратегической неопределенности, в условиях которой, как показывает практика, происходит реализация оздоровительных технологий. Эта неопределенность обусловлена ограничением возможности прогнозирования ситуации и перспектив развития материальной базы оздоровительной деятельности. Для раскрытия стратегической неопределенности из всего формально возможного множества ситуаций в базовой программе выделяются те, которые для ребенка наиболее значимы по своим последствиям (например, эпидемия гриппа). Это позволяет своевременно разработать систему мер, способных снизить их последствия или, наоборот, оптимизировать воздействие их положительных факторов (например, в летне-оздоровительный период).

В-третьих, базовая программа позволяет выделить приоритетные цели оздоровительной деятельности в соответствии со спецификой состояния здоровья и физического развития детей. Это дает возможность построить схему пересечения. Вспомним, например, что закаливание является и общеукрепляющим организм средством, и в то же время является отличной профилактикой простудных заболеваний. Принцип пересечения успешно применяется при создании комплексных систем. Его реализация имеет большое практическое значение для выработки политики в области создания здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе. Такой подход позволяет рассматривать несколько вариантов системы по степени их значимости и требуемым ресурсам. На этой основе определяется состав исполнителей, затраты на реализацию физкультурно-оздоровительных технологий с учетом конечного результата. В нашем случае конечным результатом будет существенное снижение заболеваемости и повышение показателей состояния физического и психического здоровья детей.

Цель базовой оздоровительной программы - создание надежной системы управления оздоровительной деятельностью, а также механизма привлечения к ее реализации различного рода ресурсов, как интеллектуальных, так и материальных. Эта система должна гарантировать возврат затраченных ресурсов в виде крепкого здоровья и полноценного физического и психического развития воспитанников дошкольного учреждения.

Структура программы содержит набор механизмов развития инновационных подходов к организации оздоровительной деятельности и во многом определяется самим дошкольным учреждением. Но обязательными ее разделами должны стать информационно-аналитический, проектно-технологический, ресурсное обеспечение, контроль.

Информационно-аналитический раздел должен содержать сравнительные данные о результатах работы дошкольного учреждения по снижению заболеваемости воспитанников за несколько предыдущих лет. Большое значение для структурирования собственно оздоровительной деятельности имеет информация о состоянии здоровья детей в сопоставлении с данными об образе жизни их семей и социальном статусе родителей. В этом же разделе должны найти место анализ профессионального потенциала педагогов, а также в нем должны быть указаны все возможные ситуации, способные негативно повлиять на здоровье, физическое и психическое развитие воспитанников, обусловленные уровнем профессионализма персонала и условиями содержания детей.

Базовая оздоровительная программа, поскольку в ней собрана вся необходимая для организации оздоровительной деятельности информация и определены ее стратегические направления и механизмы реализации, служит основой разработки конкретных мероприятий в текущем учебном году. Говоря научным языком, базовая оздоровительная программа является основой моделирования физкультурно-оздоровительной деятельности дошкольного учреждения в конкретный период его функционирования. Ее назначение заключается также в определении перспектив и этапов наращивания материально-методического потенциала дошкольного учреждения в соответствии с приоритетами оздоровительной деятельности. Программа позволяет разработать полный цикл деятельности, а также вскрыть и реализовать все резервы дошкольного учреждения и обеспечить выверенность каждого шага в обеспечении здоровья детей.

Педагогические выводы:

Любую педагогическую деятельность следует начинать только после того, как будет получена информация о состоянии здоровья и уровне физического развития каждого ребенка.

Эффективность оздоровительной деятельности во многом зависит от знания педагогами условий и образа жизни семей их воспитанников, а также от комплексного подхода к ее организации с учетом имеющихся условий и профессиональных навыков коллектива. Лучше делать меньше, но профессионально, чем много, но некачественно.

При проведении оздоровительных мероприятий должны быть усилены их психолого-педагогические аспекты. Это предполагает воспитание у детей осознанного отношения к своему здоровью и выработку автоматизированных навыков заботы о своем теле.

Организация ухода за детьми должна стать предметом особой заботы и контроля со стороны руководителя дошкольного учреждения. Отличный уход за детьми — это, по существу, главный компонент оздоровительной деятельности.

Наличие базовой оздоровительной программы позволяет структурировать процесс оздоровительной деятельности и обеспечивать ее управляемость.

Организация детского сна

Неуравновешенность, суетливость, забывчивость, путаница в речи, некритичность своего поведения свидетельствуют о том, что ребенок недосыпает. Об этом же говорит привычка тереть глаза, как будто их засыпало пылью. У таких детей, отмечают исследователи, снижена нормальная работоспособность, нарушено нормальное течение нервных процессов.

По данным статистики, детей, начиная с ясельного возраста, недосыпающих по 1,5-2 часа в сутки, примерно 5%. Причина в недооценке значения сна для здоровья ребенка, а также неумелая его организация.

Ребенок дошкольного возраста должен спать от 12 до 14 часов в сутки.

Бытует мнение, что ничего страшного нет в том, что ребенок засыпает под звуки телевизора, разговоры взрослых. Считается, что такая спартанская манера воспитания позволяет вырастить ребенка неизнеженным. Но это серьезное заблуждение.

Специальные исследования показали, что в такой обстановке не может быть глубокого сна, а следовательно, нервная система ребенка не получает полноценного отдыха. Ребенок становится беспокойным, без повода раздражительным, часто плачет, теряет аппетит.

Во время сна нормализуются обменные процессы в организме человека, а специалисты в области психологии и психиатрии отмечают, что полноценный сон является наилучшим лекарством от беспокойства.

К сожалению, ритуал укладывания ребенка в постель нередко превращается в тягостную для него процедуру. К тому же сами взрослые часто не соблюдают основные требования к укладыванию и охране сна ребенка.

Пережив инновационный бум и реформы конца ХХ века, которые в значительной степени затрагивали проблемы обеспечения сохранения здоровья детей, система дошкольного образования вступила в новом веке в стадию его модернизации. Этот процесс может быть успешным только при реализации политики интенсивного развития образовательных учреждений и создании условий активного их взаимодействия с наукой и передовой педагогической практикой. Такой подход позволит осуществить прорыв в сложившейся практике работы дошкольных учреждений по сохранению и укреплению здоровья детей, на профессиональном уровне внедрять прогрессивные оздоровительные технологии.

Основной задачей дошкольных учреждений на современном этапе развития системы образования является оптимизация оздоровительной деятельности. В свою очередь, оптимизация любого процесса неразрывно связана с обеспечением его управляемости. Управление же должно строиться с позиций системного подхода, призванного в комплексе решать как медико-социальные, так и психолого-педагогические проблемы детей дошкольного возраста. Это требует объединения общих усилий большого круга специалистов разного профиля, концентрации их интеллектуального потенциала, его рационального использования, а также разрешение возможных противоречий, возникающих между специалистами внутри учреждения , педагогическим коллективом и родителями, дошкольным учреждением и органами управления.

Первичным элементом управления оптимизацией оздоровительной деятельности является программа медико-психолого-педагогического плана. Эта программа называется базовой оздоровительной программой.

Естественно, возникает вопрос - чем же она отличается от оздоровительных программ, которые предложены дошкольным учреждениям различными научными школами и авторами, или от тех, которые педагогический коллектив разрабатывает самостоятельно?

Во-первых, эта программа не является общепринятым набором лечебно-профилактических или физкультурных мероприятий. Она представляет собой систему мер, направленных на управление развитием оздоровительной деятельности, ее модернизацию и совершенствование ее качества.

Во-вторых, она направлена на преодоление стратегической неопределенности, в условиях которой, как показывает практика, происходит реализация оздоровительных технологий. Эта неопределенность обусловлена ограничением возможности прогнозирования ситуации и перспектив развития материальной базы оздоровительной деятельности. Для раскрытия стратегической неопределенности из всего формально возможного множества ситуаций в базовой программе выделяются те, которые для ребенка наиболее значимы по своим последствиям (например, эпидемия гриппа). Это позволяет своевременно разработать систему мер, способных снизить их последствия или, наоборот, оптимизировать воздействие их положительных факторов (например, в летне-оздоровительный период).

В-третьих, базовая программа позволяет выделить приоритетные цели оздоровительной деятельности в соответствии со спецификой состояния здоровья и физического развития детей. Это дает возможность построить схему пересечения. Вспомним, например, что закаливание является и общеукрепляющим организм средством, и в то же время является отличной профилактикой простудных заболеваний. Принцип пересечения успешно применяется при создании комплексных систем. Его реализация имеет большое практическое значение для выработки политики в области создания здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе. Такой подход позволяет рассматривать несколько вариантов системы по степени их значимости и требуемым ресурсам. На этой основе определяется состав исполнителей, затраты на реализацию физкультурно-оздоровительных технологий с учетом конечного результата. В нашем случае конечным результатом будет существенное снижение заболеваемости и повышение показателей состояния физического и психического здоровья детей.

Цель базовой оздоровительной программы - создание надежной системы управления оздоровительной деятельностью, а также механизма привлечения к ее реализации различного рода ресурсов, как интеллектуальных, так и материальных. Эта система должна гарантировать возврат затраченных ресурсов в виде крепкого здоровья и полноценного физического и психического развития воспитанников дошкольного учреждения.

Структура программы содержит набор механизмов развития инновационных подходов к организации оздоровительной деятельности и во многом определяется самим дошкольным учреждением. Но обязательными ее разделами должны стать информационно-аналитический, проектно-технологический, ресурсное обеспечение, контроль.

Информационно-аналитический раздел должен содержать сравнительные данные о результатах работы дошкольного учреждения по снижению заболеваемости воспитанников за несколько предыдущих лет. Большое значение для структурирования собственно оздоровительной деятельности имеет информация о состоянии здоровья детей в сопоставлении с данными об образе жизни их семей и социальном статусе родителей. В этом же разделе должны найти место анализ профессионального потенциала педагогов, а также в нем должны быть указаны все возможные ситуации, способные негативно повлиять на здоровье, физическое и психическое развитие воспитанников, обусловленные уровнем профессионализма персонала и условиями содержания детей.

Базовая оздоровительная программа, поскольку в ней собрана вся необходимая для организации оздоровительной деятельности информация и определены ее стратегические направления и механизмы реализации, служит основой разработки конкретных мероприятий в текущем учебном году. Говоря научным языком, базовая оздоровительная программа является основой моделирования физкультурно-оздоровительной деятельности дошкольного учреждения в конкретный период его функционирования. Ее назначение заключается также в определении перспектив и этапов наращивания материально-методического потенциала дошкольного учреждения в соответствии с приоритетами оздоровительной деятельности. Программа позволяет разработать полный цикл деятельности, а также вскрыть и реализовать все резервы дошкольного учреждения и обеспечить выверенность каждого шага в обеспечении здоровья детей.

Педагогические выводы:

Любую педагогическую деятельность следует начинать только после того, как будет получена информация о состоянии здоровья и уровне физического развития каждого ребенка.

Эффективность оздоровительной деятельности во многом зависит от знания педагогами условий и образа жизни семей их воспитанников, а также от комплексного подхода к ее организации с учетом имеющихся условий и профессиональных навыков коллектива. Лучше делать меньше, но профессионально, чем много, но некачественно.

При проведении оздоровительных мероприятий должны быть усилены их психолого-педагогические аспекты. Это предполагает воспитание у детей осознанного отношения к своему здоровью и выработку автоматизированных навыков заботы о своем теле.

Организация ухода за детьми должна стать предметом особой заботы и контроля со стороны руководителя дошкольного учреждения. Отличный уход за детьми — это, по существу, главный компонент оздоровительной деятельности.

Наличие базовой оздоровительной программы позволяет структурировать процесс оздоровительной деятельности и обеспечивать ее управляемость.

Организация детского сна

Неуравновешенность, суетливость, забывчивость, путаница в речи, некритичность своего поведения свидетельствуют о том, что ребенок недосыпает. Об этом же говорит привычка тереть глаза, как будто их засыпало пылью. У таких детей, отмечают исследователи, снижена нормальная работоспособность, нарушено нормальное течение нервных процессов.

По данным статистики, детей, начиная с ясельного возраста, недосыпающих по 1,5-2 часа в сутки, примерно 5%. Причина в недооценке значения сна для здоровья ребенка, а также неумелая его организация.

Ребенок дошкольного возраста должен спать от 12 до 14 часов в сутки.

Бытует мнение, что ничего страшного нет в том, что ребенок засыпает под звуки телевизора, разговоры взрослых. Считается, что такая спартанская манера воспитания позволяет вырастить ребенка неизнеженным. Но это серьезное заблуждение.

Специальные исследования показали, что в такой обстановке не может быть глубокого сна, а следовательно, нервная система ребенка не получает полноценного отдыха. Ребенок становится беспокойным, без повода раздражительным, часто плачет, теряет аппетит.

Во время сна нормализуются обменные процессы в организме человека, а специалисты в области психологии и психиатрии отмечают, что полноценный сон является наилучшим лекарством от беспокойства.

К сожалению, ритуал укладывания ребенка в постель нередко превращается в тягостную для него процедуру. К тому же сами взрослые часто не соблюдают основные требования к укладыванию и охране сна ребенка.



Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Читайте также: