Как понять что ребенка обижают в школе

Обновлено: 05.07.2024

По последним данным ЮНИСЕФ, половина подростков в мире испытывает насилие на территории школы и за её пределами.

С началом учебного года вновь стала актуальной тема буллинга в учебных заведениях. Буллинг (от англ. bullying) – это травля, агрессивное преследование одного из членов коллектива со стороны другого, а также часто со стороны группы лиц, не обязательно из одного формального или признаваемого другими коллектива.

Разбираем с психологом Светланой Богатырёвой признаки, которые помогут родителю понять, что ребёнка обижают в школе.

№.1 Ребёнок не хочет идти в школу

Дети, которых обижают, постоянно идут в школу хмурыми, без настроения. Также они могут прогуливать школу или выдумывать болезни и симулировать недомогание, чтобы остаться дома. Кроме того, из-за постоянного стресса у ребёнка действительно может подорваться здоровье.

№.2 Ребёнок ни с кем не общается

Дети, подвергаемые буллингу, отказываются общаться со своими друзьями. Поведение ребёнка становится асоциальным, он избегает общения, закрывается в своей комнате, а на вопросы отвечает односложно: "да" и "нет". Может случится и так, что ребёнок начинает со всеми ссориться без причины.

№.3 Ребёнок плохо спит, нет аппетита

Дети, которых травят, страдают от невротических проявлений. Ребёнок плохо спит: мечется, вскрикивает, часто просыпается. У него нет аппетита, резко меняется настроение: от абсолютного спокойствия школьник переходит к истерике и наоборот.

№.4 Падает успеваемость в школе

Дети, которые подвергаются буллингу, полностью погружаются в проблему с коллективом, из-за чего не остаётся энергии ни на учёбу, ни на нормальное общение с другими детьми.

№.5 Ребёнок не ходит в школьный туалет

Туалетная комната в школе чаще всего является местом, где по отношению к ребёнку применяют физическое насилие. Здесь нет взрослых, поэтому ребёнок, опасающийся, что там он встретится с обидчиками, предпочитает туда не ходить и потерпеть до дома.

№.6 Ребёнок не может объяснить порчу вещей

Ребёнок не может ответить родителям на вопрос, почему испорчены его вещи или куда делись школьные принадлежности. Он предпочитает отмалчиваться. Ребёнок боится рассказать, что его вещи отобрали или сломали агрессоры.

№.7 Ребёнок приходит побитым

Дети могут подвергаться не только унижениям и оскорблениям, но и физическому насилию. Конечно, дети могут подраться в школе, но если ребёнок постоянно приходит домой побитым или поцарапанным, речь идёт о буллинге, а не об единичном конфликте.

Психолог отмечает, что буллинг – проблема всего коллектива, включая учителей. Буллинг отражается не только на объекте травли, но и на самом агрессоре. У него закрепляется модель поведения, что насилие – это нормально и желаемые вещи можно приобрести силой.

"Эту модель поведения он несёт дальше в жизнь", – отметила Светлана Богатырёва.

Буллинг также отражается на свидетелях травли – у них есть страх оказаться на месте жертвы. В случае, если объект буллинга уберут из коллектива, его место может занять любой другой.

Также следует помнить настоящие маркеры буллинга, чтобы отличать его от мимолётной ссоры, а это: намеренность, повторяемость и неравенство сил. И если вы заметили признаки того, что вашего ребёнка травят в школе, об этом непременно нужно поговорить с классным руководителем и родителями обидчика. А своему ребёнку следует объяснить, что он не виноват в том, что стал объектом травли, и поддержать его. Это важно, так как буллинг влияет на жизнь, о чём рассказали сотрудники ООН, поделившись личными историями травли в школе.

Думает, что сам виноват в происходящем. Уже усвоил крепко, что ябедничать – стыдно, и ещё не понимает, когда ситуация настолько опасна, что пора звать на помощь. Стыдится, что не может сам контролировать ситуацию. Считает, что сделать ничего нельзя, и не хочет расстраивать маму зря. Наконец, его могут шантажировать чем-то, по его мнению, таким ужасным, что родители от него отвернутся.

Детская травля, однако, такая вещь, которую не стоит игнорировать. В самом лучшем случае она “обойдётся” длительным стрессом и психологической травмой. Но, чувствуя себя безнаказанными и правыми (не может же быть неправ целый класс, правда?), дети расходятся всё больше и доходят порой до уголовных преступлений. Так что очень важно вовремя заметить опасную ситуацию .

Признаки, что надо насторожиться

ob2

  • Ребёнок замыкается, становится всё более мрачным, напряжённым, агрессивным. Нет смысла списывать на “переходный возраст”. Даже в переходном возрасте у длительного периода подавленного настроения или постоянного раздражения есть реальные причины. Необязательно, конечно, конфликт с другими детьми или учителем – может быть, это лично ты ребёнку пространства недодаёшь или у чада несчастная любовь. В любом случае, обрати внимание.
  • Ребёнок постоянно ищет причины, чтобы не ходить в школу. В норме дети видят берега и осторожно пользуются предлогами, чтобы прогулять занятия, а тут – на неделе два дня голова болит, два дня пятка, и ещё денёк признаки скорой смерти обнаруживаются. Когда не удаётся уклониться законно, ребёнок может начать прогуливать или серьёзно опаздывать к началу занятий.
  • Из школы почти постоянно чадо приходит само не своё, то бледное, то красное, то со случайным синяком. Куртки и школьная форма постоянно рвутся, вещи постоянно теряются с концами, ранец постоянно превращается в пыльный мешок… Заметила, сколько раз тут повторилось слово “постоянно”? Оно ключевое. Время от времени потерять кроссовок или упасть с лестницы носом вперёд может каждый. Нюанс именно в том, как часто это происходит.
  • На школьных вещах могут появляться странные, непристойные или оскорбительные надписи, в учебнике всегда аккуратного ребёнка уже в начале года пририсованы шариковой ручкой рожки и усы всем портретам, тетради то и дело портятся идиотскими размашистыми рисунками.
  • Резко снизилась школьная успеваемость. Даже по самым любимым предметам – двойки и тройки. Ребёнка не тянет делать домашние задания – не то слово. Ребёнка вообще мало на что тянет. Закроется в комнате или в уголок забьётся и молчит или в планшет таращится. Заставишь сидеть над тетрадями – точно так же будет таращиться на чистый лист. О чём думает – неясно.
  • У младших школьников может пропадать аппетит, появиться энурез. Подростки могут стать неряшливыми до крайности. Если подросток “пишущий”, у него можно обнаружить повторяющийся сюжет (в рассказах, комиксах) о том, что главного героя травят. Известен случай, когда девочка выписала этот сюжет в сочинении на вольную тему… Но этого крика о помощи никто не заметил.

Как вывести ребёнка на разговор по душам?

ob1

  • Обронить фразу в духе: “Что такое, ты будто вообще в школу не хочешь ходить! Может, ты в другую перейти хочешь?” Через некоторое время ребёнок подошёл с вопросом, а можно ли и в самом деле взять и сменить школу? Бинго. В этой школе ребёнка обижают. Вероятно, лучше и правда перевести в другую, а ещё – сходить в поликлинику к детскому психологу. Пусть поговорят без мамы. Для начала.
  • Посмотреть вместе кино, где ребёнку приходится противостоять травле. “Чучело” слишком в лоб и депрессивно. “Шестое чувство” – отлично прокатит под видом ужастика (не забыть пробормотать в ключевых моментах: “Вот ведь сволочи малолетние”). “Телекинез” – аналог для подростков. “Кибертеррор” с Мэйси Уильямс заставит ребёнка задуматься, если чадо стало жертвой шантажа. “Дрянные девчонки” – комедия, в которой тоже рассматривается вопрос травли, “Добрый сынок” и “Дитя тьмы” – триллеры о том, как дети-монстры избегают наказания и том, что в конечно итоге родители узнают правду и встают на сторону обижаемых. Отлично подойдёт и фильм “Говори”, а вот “Класс” и “Финал” отложи в сторону – очень тяжелы на свежие раны.
  • Завлечь ребёнка делать что-то вместе – хоть пельмени лепить, хоть украшения из бумаги к Новому Году клеить. Заведи разговор – не выспрашивай, а рассказывай что-нибудь. О любимых книгах. О том, как с папой на рыбалку ходила и что из этого вышло. Страшную историю, как за тобой злая собака или пьяный гнались по улице. И, между прочим, вспомни историю, как одну твою подругу по лагерю травили в школе. Или школьную подругу шантажировали неприличными фотографиями, которые она сглупу сделала или её заставили сделать насильно. Или ты сама, не понимая, что делаешь, ввязалась в травлю или даже начала её… Говори с однозначным осуждением к тем, кто травит (даже если это была глупенькая юная ты) и столь же однозначным сочувствием к тому, кого травили. Не делай взглядов, полных намёков, не задавай наводящих вопросов. Просто перейди затем на другую тему, более лёгкую. Дай переварить. С очень большой вероятностью ребёнок сам потом подойдёт или чтобы ещё раз спросить об истории с травлей/шантажом, или уже рассказать свою историю.

Текст: Лилит Мазикина
Фото: Shutterstock

Для ребенка школа - очень важный этап, ведь дети проводят с одноклассниками и учителями большую часть своего времени. В идеале школьные взрослые: педагоги, психологи, классный руководитель должны обучать и помогать социализироваться. Но в реальности ребенка могут начать обижать и даже травить. К сожалению, в среде ровесников это не редкость.

Если ребенка обижают в школе действия родителей должны быть продуманными и зависеть от ситуации и отношений в семье и школьном коллективе.

Повысить уверенность в себе на индивидуальных занятиях

Каких детей в школе обижают чаще всего?

Родители любят своего ребенка, и это мешает нам увидеть в нем представителя психологического типа, который чаще всего подвергается нападкам и травле со стороны одноклассников. Но в реальности можно выделить типы детей, которых чаще всего обижают агрессивные ровесники, которые понимают, что им не дадут отпор, потому что ребенок не может постоять за себя и дать сдачи. Так какие же дети чаще всего становятся жертвами школьной агрессии?

  • Дети с физическими отличиями. Если у ребенка есть лишний вес или какая-то заметная особенность, типа большого родимого пятна, его могут начать травить. Начинается все с пробных камушков - обидчик обращает внимание на ту же полноту. Потом он называет ее обидным словом, например, “жирный”. Если он не встречает отпора и чувствует, что жертва нервничает, обидные слова повторяются, превращаются в кличку типа “жиртреста”.
  • Замкнутые и нелюдимые дети. Им сложно завести друзей. А ведь друзья - это группа поддержки. Агрессор сто раз подумает, прежде чем начать задирать кого-то, у кого есть компания. Несколько скромных парней все же могут дать отпор одному наглецу. А если у ребенка совсем нет друзей - за него некому заступиться и он становится легкой жертвой травли.
  • Гиперопекаемые дети подвергаются буллингу, потому что они менее самостоятельны, чем их ровесники, и привыкли полагаться на родителей во всем. Если родители всегда кидаются предотвратить опасность, успокоить, пожалеть, ребенок не учится справляться с проблемами сам. И в итоге он оказывается беззащитным перед агрессивным ровесником, когда родителей нет рядом. Он не знает, как поступить, и этим пользуются другие дети.
  • Дети с отличиями в интересах и поведении. Довольно часто травле подвергаются дети, которые в своем кругу всеми любимы и уважаемыми. Если, скажем, ребенок, увлеченный наукой, попадет в среду обычных детей, он будет не оценен и не понят. Его могут начать дразнить и обижать просто потому, что он не участвует в общих делах, которые сближают ровесников. Да, это в основном хулиганство и другие дела, которые не поощряются взрослыми, но на противостоянии учителям и родителям часто зарождается и укрепляется дружба.
  • Дети, которые “не так” одеваются и выглядят . Если ребенок выделяется из коллектива класса своим внешним видом, другие дети воспринимают его как выпендрежника и изгоя. Коллектив воспринимает “иной” как “чужой” и пытается выдавить чужака.
  • Любимчики учителей . Если классный руководитель и другие учителя постоянно ставят в пример какого-то ребенка, велика вероятность того, что одноклассники отторгнут его, причислят к “этим взрослым” и ополчатся на него так же, как на учителей, с которыми у них взаимная неприязнь.
  • Навязчивые дети. Если ребенок постоянно пытается добиться внимания и расположения одноклассников, это воспринимается как слабость и повод для травли.
  • Плохая успеваемость. Если ребенок совсем плохо учится, но при этом сам не агрессивен, то его могут записать в “тупые” и начать травить. Конечно, это не касается детей, которые могут постоять за себя, - они как раз становятся популярными, их плохие оценки ровесникам кажутся очень крутыми и символом противостояния со взрослыми.

Как понять, что ребенка обижают в школе?

Если ребенок открыто говорит о школьных обидах и травле, вы можете оперативно отреагировать и принять меры. Но к сожалению, дети часто молчат о проблеме, и у этого может быть несколько причин:

  • Стыд за то, что ребенок не справляется с ситуацией сам. В процессе воспитания мы часто требуем от мальчиков уметь постоять за себя, а от девочек - уметь улаживать любые конфликты. Иногда родители неверно реагируют на “первые звоночки”, например, шутят, стыдят или критикуют ребенка. В итоге он замыкается и замалчивает ситуацию.
  • Если вы склонны защищать ребенка везде и всегда, ребенок может опасаться, что ваше поведение сделает ситуацию еще более проблемной . Например, если вы пойдете выяснять отношения в школу, его будут звать ябедой и будут дразнить еще больше.
  • Ребенок также может молчать, если он считает, что в ы ожидаете от него безупречного и самостоятельного поведения. Страх разочаровать родителей также мешает ребенку открыться.

В итоге ребенок может страдать молча, и вам нужно быть внимательней и обращать внимание на косвенные признаки травли.

Подозрения о том, что ребенка обижают в школе должны возникнуть, если вы замечаете следующее:

Как вести себя с ребенком, если он стал жертвой травли?

Главное, что нужно сделать, это успокоиться. Какими бы сильными ни были ваши чувства, важно не действовать сгоряча. Прежде всего, необходимо поговорить с ребенком так, чтобы он не закрылся еще больше и не начал обманывать, опасаясь вашей реакции . Для этого соблюдайте простые правила.

  • Скажите ребенку, что вы видите его тревожность. Вы переживаете за его чувства и хотите понять, что происходит.
  • Пообещайте ребенку не предпринимать каких-либо действий без его согласия.
  • Четко скажите, что вы любите ребенка, что бы ни происходило в его жизни, что вы всегда рядом.
  • Ни в какой форме не обвиняйте ребенка, что он стал жертвой травли. Избегайте слов типа “слабак”, не ссылайтесь на свой личный опыт “да я в твоем возрасте мог за себя постоять”. Проговорите ясно и четко: жертва травли никогда не виновата в происходящем. Каким бы ни был человек: слабым, отличающимся от других, сложным - травля недопустима и виноват тот, кто устраивает буллинг, а не тот, над кем издеваются.

В доверительном разговоре с ребенком важно слушать все, что он рассказывает, и не подавлять его эмоции требованиями говорить короче, понятней или спокойней. Дорожите доверием ребенка и дайте ему выплеснуть эмоции и чувства, не критикуя.

После этого уже можно спокойно выяснять подробности ситуации. Задавайте конкретные вопросы и не давайте оценки другим людям. Но отмечайте и называйте своими именами чувства ребенка. Например, тебе обидно, ты чувствуешь страх и т.п.

Узнайте следующие детали ситуации:

  • Как учителя реагируют на происходящее?
  • Насмехаются ли педагоги или один конкретный учитель или классный руководитель над ребенком? Обращает ли кто-то из школьных взрослых внимание на неуспешность ребенка, подчеркивает ли ее при самом ребенке и всем классе?
  • Есть ли у ребенка повод думать, что он сам виноват? В чем он сам видит причину травли?
  • Есть ли в коллективе люди, которые оказывают ему поддержку среди одноклассников, других учеников школы или школьных взрослых?

Важно во время этого тяжелого разговора удерживаться от критики кого-либо из участников конфликта, поскольку это может спровоцировать страх ребенка и заставит его закрыться. Вам важно поддержать ребенка и собрать факты о происходящем.

Действия родителей, если ребенка обижают в школе

Если классный руководитель встает в защитную позицию и отвергает все ваши подозрения и конструктивные идеи и утверждает, что все в порядке, у вас есть несколько путей.

Имеет смысл обратиться к внешнему наставнику, который будет системно работать с ребенком и менять его установки по жизни. Задача школьного психолога - уладить конфликт в школе. Но заниматься самооценкой и эмоциональным состоянием вашего ребенка, помогать ему проработать последствия психологической травмы - это не его работа. Наставник, который не зависит от школы , будет работать именно на ребенка и его будущее..

Важно, чтобы взрослый был наставником для ребенка, помогал ему не застревать в переживаниях и горе, а находить способы изменить свою жизнь.

Если вы встречаете стену холодности и равнодушия в школе и слышите, что ребенок сам виноват, а вам надо поменьше лезть в его жизнь, имеет смысл задуматься о смене школы и выбрать ту, где у ребенка есть хоть один друг, например, с кружка или из семейного круга.

Стоит ли громко заявлять о травле и обращаться в вышестоящие инстанции или полицию - каждый решает для себя сам. Нужно быть готовым к тому, что вам и ребенку придется много говорить о ситуации с посторонними людьми - к этому не все готовы до того, как разберутся с последствиями насилия и буллинга при поддержке психолога. В остром психологическом состоянии и вы, и ребенок можете испытать дополнительный стресс, общаясь с инстанциями, для которых вы просто “один тревожный родитель” и “проблема”, а не люди с личными переживаниями в тяжелой жизненной ситуации.

Как научить ребенка постоять за себя

Некоторые родители считают, что самый правильный ход - научить ребенка постоять за себя, ведь ему придется сталкиваться с обидчиками и агрессивными людьми на протяжении всей своей жизни. Просто говорить “дай сдачи” - неправильно. Вначале нужно скорректировать свое собственное поведение и показать разные способы того, как можно ответить обидчику.

Очень часто постоять за себя не могут те дети, которых приучают подавлять гнев в разных ситуациях, в том числе, когда он был направлен на родителей. Если вам свойственно пресекать проявление воли и негативных эмоций у ребенка, измените стратегию поведения.

  • Вместо “прекрати” или “замолчи” проговаривайте эмоции ребенка и всю ситуацию в целом. Например: “Я вижу, что ты злишься, потому что я запрещают тебе идти гулять.”
  • Вместо “как тебе не стыдно” поступайте аналогично и задавайте вопрос: “Объясни, что бы ты хотел, и мы придумаем, как договориться”.

Ребенок, который уверен в своем праве на гнев и другие отрицательные эмоции, лучше умеет постоять за себя в школьной среде.

Как научить ребенка давать сдачи

Научить отвечать другому на агрессию проще, если вы не приучаете ребенка отступать, делиться и другими путями нарушать свои границы просто всегда. Да, нужно уметь делиться, но это должен быть свободный выбор из любви к ближнему или обмен. В противном случае, ребенок впитает мысль, что его интересы всегда менее важны, чем интересы других людей. С такой установкой он легко станет жертвой травли.

Объясните ребенку, что его вещи - это его собственность . Он не обязан уступать младшим. Он не должен отдавать все сестре, когда она попросит. Это имеет смысл делать только тогда, когда ему важно и приятно поделиться. От такого подхода ребенок не станет жадиной или эгоистом - он научится разумно подходить к своим границам и делать уступки тогда, когда ему это приятно и выгодно.

Также важно не запрещать ребенку отвечать на агрессию агрессией и позволить получить опыт пересечения чужих границ. Он дал сдачи - ударил того, кто ударил его. Не надо винить и стыдить. Надо поговорить, как он себя чувствовал, что понял из этой ситуации. Можно ли было действовать иначе: обратиться к учителю, просто стерпеть и уйти, заплакать. Наверняка это все уже было в его опыте. Сравните эффект: когда он чувствовал себя лучше: когда ему попало еще больше, но он все же ответил? Или когда обратился за помощью, а обидчика отругали? А что было дальше? Тот, кого он ударил, стал к нему относиться с большим уважением? А тот, на кого он нажаловался?

Все это вопрос выбора личных стратегий, которые выбирает ребенок. Большинству детей важно реагировать на агрессию, даже если их побьют еще сильней. А если их с обидчиком еще и вместе отвели к директору, отругали, то они оба, получается, в одной лодке против взрослых. Родителям это может показаться неадекватным, но через такие испытания многие дети завязывают дружеские отношения и повышают свой авторитет в классе.

И конечно, не лишним будет записать ребенка в спортивную секцию к тренеру , который умеет работать с такими проблемами. Очень часто травят просто неспортивных и плохо скоординированных детей. А занятия спортом банально повышают самооценку и уверенность ребенку. Это как эффект оружия в кармане: даже если ты им не пользуешься, ты чувствуешь себя уверенней, когда оно есть. И это чувствуют окружающие, которые сто раз подумают, прежде чем тебя обидеть.

Как научить ребенка давать отпор в школе

Давать отпор обидчику можно не только физически, но и всем своим поведением и морально. Дети, которые знают, что могут дать сдачи и имеют такой опыт, меньше подвергаются травле и умеют ее предотвратить или пресечь на корню. Если вы не можете научить ребенка давать сдачи, покажите ему другие способы давать отпор обидчикам в школе.

Стратегия 1. Не обращать внимания. Она работает, когда ребенок это делает с чувством собственного достоинства и сохраняет внутреннее спокойствие. То есть ему на самом деле плевать.

Как научить ребенка не обращать внимания на обидчиков?

Прежде всего, повышая его самооценку и уверенность в себе. Также важно донести до ребенка следующую мысль: когда другой человек проявляет агрессию, это не обязательно ты сделал что-то не так. Это у него внутри много нехорошего накопилось. Не секрет, что зачинщики школьной травли - это неблагополучные дети, которые испытывают психологическое насилие в собственной семье и являются жертвами сами.

Не винить себя, когда становишься жертвой - это и есть не обращать внимания на обиды.

Стратегия 2. Отвечать обидчику. Очень часто ребенок, которого обижают, недооценивает свой ресурс и способность ответить на оскорбления или когда его дразнят. Например, ребенок может придумать дразнилку в стихах, которая убьет посильней пушкинской эпиграммы.

Как научить ребенка отвечать обидчику?

Хороший ответ, который поставит обидчика на место, это ответ с юмором. Обычно агрессивные дети могут только обратить внимание на какую-то всем заметную особенность человека и придумать очень банальное прозвище. Причем, не оригинальное. А еще чаще - просто исковеркать фамилию жертвы. Если ваш ребенок в состоянии придумать дразнилку получше: в форме садистского стишка, например, то он станет любимцем одноклассников довольно быстро. Потому что агрессора боятся многие и увидеть его падение детям будет приятно.

Стратегия 3. Переключить фокус одноклассников. Ребенок может увлечь одноклассников не той своей особенностью, на которую напирает обидчик. Ребенка дразнят за лишний вес или сильную худобу и обзывают? Если он не будет реагировать на это, но при этом демонстрировать свою силу в чем-то другом, у него появится группа поддержки.

Как научить ребенка завоевывать симпатии одноклассников?

Достаточно просто показать им, что он умеет делать то, что делает его круче других. Это не должно быть шутовство, а то, что актуально у ровесников. Победы в компьютерных играх, интеллектуальные способы сорвать урок, редкий и умеренно экстремальный спорт. Уже небольшая группа поддержки и “своя тусовка” остановит обидчика. Утвердиться таким способом поможет популярное и интересное хобби для подростка .

Стратегия 4. Притворяться, пока не получится. Обидчики и агрессоры вычисляют свою жертву на основе ее поведения. Они особенно мучают тех, кто не может дать сдачи и постоять за себя. Формировать уверенное поведение можно через тело, тембр голоса и т.п. - по сути играть роль более уверенного в себе человека, чтобы постепенно в эту роль вжиться.

Как сделать ребенка более уверенным в себе?

Этому всему учат актерские курсы и прочие занятия, где ребенок может перевоплотиться. Не в компьютерной игре, где он это делает в уме, а на сцене, прилюдно, чтобы в создании образа участвовало все тело. Поищите не профессиональные театральные школы, а именно камерные театральные студии или психологические клубы, где дети и подростки овладевают такими навыками и становятся более уверенными по жизни.

Неадекватный ребенок в классе: что делать

Все эти способы работают тогда, когда ситуация со школьной травлей возникает между обычными детьми, которым взрослые не помогли научиться дружить, признавать значимость отличий людей друг от друга и силу сообщества. Но иногда в классе может появиться неадекватный ребенок, который не является популярным, от которого стонут учителя, а ваша проблема в том, что он именно вашего ребенка выбрал объектом своей агрессии и неадекватного поведения.

Если учителя признаются, что обидчик вашего ребенка достал всех, но они ничего не могут поделать ни с ним, ни с его родителями, то это тот самый случай. Не будем строить домыслы о том, почему неадекватный ребенок так ведет себя в классе, когда ваша задача обезопасить своего ребенка от опасного ровесника.

Как ведет себя неадекватный ребенок?

Под неадекватным ребенком мы понимаем такого, который:

  • не может сдержать матерную брань и использует ее, когда он эмоционирует;
  • может причинить боль теплокровному животному: мучает уличных животных, например;
  • замечен в аффективных припадках, например, у него были публичные истерики или он не мог остановиться в драке, даже когда появлялся авторитет (учитель, директор);
  • проявляет симпатию через причинение боли: бьет того, кто ему нравится;
  • не замечает, как портит вещи: ломает школьную мебель просто в аффекте, швыряется вещами на эмоциях.

Что делать, если в классе есть ребенок неадекватного поведения?

Школьные службы в идеале должны уметь работать с такими детьми и подростками. Это называется девиантное поведение, с ним должны помогать справляться психолог, специальный тьютор, коррекционный педагог. Если они не справляются с ситуацией, а у вас есть возможность помочь, например, пригласить стороннего специалиста в школу - поговорите с классным руководителем. Возможно, школа согласится на такой вариант.

К сожалению, без согласия родителей помочь такому ребенку ни школа, ни медицина не могут. Несмотря на то, что сам ребенок страдает, потому что понимает, что он не нравится ровесникам, никто не хочет быть его другом, его только боятся. Чтобы защититься, детям нужно вступить в коалицию и отвечать агрессору не поодиночке, а коллективно, как только он обидит кого-то. Даже если ты стал свидетелем того, как агрессор задирает того, с кем ты не дружишь близко.

Как поставить на место неадекватного ребенка

Соберите детей класса и научите их останавливать агрессию жестким отпором: “Нет. Так делать нельзя”. Или “Стоп. Так делать нельзя”. Желательно, конкретизировать по ситуации: “Стоп. Нельзя брать чужие вещи без спросу”. “Нет, нельзя толкаться на лестнице”. Кратко, громко и жестко, компанией из нескольких человек, без диалогов, упреков - просто в приказном тоне. В глубине души агрессор сам хочет, чтобы его остановили, помогли ему быть в рамках, быть таким, чтобы с ним хотели дружить. Такая простая стратегия - работает.

Когда так будут делать 3-4 человека в классе, к ним присоединятся и остальные. Просто потому, что всем детям хотелось бы прекратить неадекватное поведение одноклассника. Но им надо показать, что делать, если в классе рядом с ними есть неадекватный ребенок.

Как узнать, не обижают ли ребенка в школе: 10 важных вопросов

По тому, как ребенок отвечает на эти вопросы, можно понять очень многое. Вы будете видеть, что его огорчает, есть ли у него недруги, какой из предметов, а может быть и учителей, доставляют ребенку дискомфорт. Даже если он промолчит на один из вопросов – это уже будет сигналом для вашего усиленного внимания. Глаза и жесты могут рассказать даже больше, особенно, если у ребенка действительно проблемы в школе.

Pandaland Image

Как заслужить доверие?

Конечно, чтобы ребенок честно отвечал на эти вопросы, важно, чтобы он вам доверял. А доверие к родителям нужно не то, чтобы заслужить, а, скорее, сохранить. Для этого соблюдайте несколько правил:

Читайте также: