Чем отличается школа от семьи

Обновлено: 05.07.2024

Обучаться дома или в школе — выбор каждого ребенка и его родителей (законных представителей). Сейчас для этого не нужны справки от врача и особые причины. Какие формы домашнего обучения существуют и как на них перейти — рассказывает юрист Светлана Ковалева.

Вопрос. Мы хотим перевести ребенка на заочное обучение в школе. Скажите, как это можно сделать в этом году? И можно ли подавать заявление сейчас, уже после начала учебного года?

Ответ. Родитель обязан обеспечить получение ребенком основного общего (1–9-й классы) образования, при этом выбор формы обучения — право родителей или законных представителей (с учетом мнения ребенка) либо право самого обучающегося по достижении 18 лет.

Обучение в организациях

Чтобы перевести ребенка на надомное обучение, необходимо:

По окончании учебного года журнал сдают в образовательное учреждение.

Обучение вне образовательных организаций

В этом случае ребенок не является учеником конкретной школы, вся ответственность за организацию и качество обучения лежит на родителях (законных представителях). Школа отвечает лишь за процесс аттестаций (в случае, если обучающийся прикреплен в качестве экстерна к данной школе). Здесь два варианта:

1. Семейное обучение

  • возможно с 1-го по 11-й класс;
  • ребенок обучается в семье;
  • родители самостоятельно выбирают программу обучения (из числа существующих программ, основанных на государственных образовательных стандартах);
  • родители решают, кто именно будет обучать ребенка (репетиторы, сами родители и т. д.);
  • родители занимаются вопросом прикрепления обучающегося к школе для прохождения промежуточных и итоговых аттестаций;
  • родители несут полную ответственность за качество обучения.

Семьи, где дети получают семейное образование, имеют право на:

  • бесплатные учебники и пособия из школы, к которой они прикреплены для прохождения аттестаций;
  • бесплатные учебники и пособия от органа местного самоуправления в случае, если ребенок не прикреплен ни к какой школе;
  • бесплатное прохождение промежуточных и итоговых аттестаций;
  • возможность посещения выборочных уроков в школе, к которой они прикреплены;
  • возможность бесплатного освоения дополнительных образовательных программ, реализуемых школой, к которой они прикреплены.

Для обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, в развитии и социальной адаптации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации организуется предоставление психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. Она может быть оказана психологами, педагогами-психологами организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в которых дети проходят аттестацию, либо в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.


Как я разрешила ребёнку не учиться, а он не одичал (это называется анскулинг)

Вопрос о переходе на обучение в форме семейного образования решается родителями с учетом мнения ребенка. В какой форме должно быть выражено мнение, в законе не оговаривается. Этот вопрос обучающимися решается самостоятельно по достижении 18 лет.

Для перехода на семейное образование необходимо:

  1. Уведомить Департамент или Управление образования по месту жительства о выборе/смене формы обучения. До достижения обучающимся возраста 18 лет или до получения им аттестата об основном общем образовании это делают родители с учетом мнения ребенка. Далее — сам обучающийся. Именно эти органы ведут учет форм обучения на своей территории. Уведомление органов местной власти по месту жительства обязательно. Это можно сделать в любое время (перед началом учебного года, в середине и т. д.), но время на ответ может занять от недели до месяца.
  2. Если ранее ребенок учился в школе — обратиться к директору с заявлением об отчислении. Это тоже можно сделать в любое время.
  3. Выбрать школу для прикрепления в качестве экстерна (для прохождения промежуточных и итоговых аттестаций). Это можно делать только в специально аккредитованных школах (список можно узнать при выполнении 1 пункта). Кстати, проходить аттестацию (прикрепиться в качестве экстерна) можно не только в школе, но и в вузе, имеющем соответствующую аккредитацию. Планы и график аттестаций устанавливает школа, а если аттестация не пройдена, возникает академическая задолженность.

Вернуться к традиционной форме обучения в школе можно в любой момент. Отказать школа не имеет права.

2. Самообразование

Это вариант, когда ответственность за организацию обучения лежит на самом обучающемся. Самообразование возможно в 10–11-м классах. Решение принимают родители с учетом мнения ребенка, по достижении 18 лет — обучающийся самостоятельно.

Родителям зачастую бывает сложно разобраться, в чем заключается разница между домашним обучением и семейным образованием. Поэтому сегодня мы предлагаем разобраться, какие кардинальные различия существуют между этими форматами образования.

Домашнее обучение и семейное образование: в чем разница?

В последнее время наблюдается увеличение недоверия родителей к традиционным образовательным учреждениям. В значительной степени это обусловлено переживаниями, которые касаются не только качества предоставляемого образования, но и отношения учителей к ребенку. В некоторых же случаях, по тем или иным причинам, родители не могут отдать ребенка в школу.

Однако, независимо от состояния здоровья ребенка, религиозных убеждений родителей или материальных возможностей семьи, ничто не отменяет право маленького человечка на получение образования. И тогда перед взрослыми встает серьезный вопрос: как вырастить образованного человека без посещения образовательных учреждений?

Действующий закон об образовании дает возможность родителям выбирать между альтернативными формами образования. К их числу, среди прочих, относится семейное образование и домашнее обучение, которые в последние годы начинают пользовать большой популярностью.

Отметим, что родителям, решившим не вести ребенка на первый звонок, зачастую бывает сложно разобраться, в чем заключается разница между этими двумя формами обучения. А иногда эти понятия ложно принимают за синонимичные. Поэтому сегодня мы предлагаем разобраться, какие кардинальные различия существуют между этими форматами образования.


Особенности домашнего обучения: школа на дому

Домашнее обучение – форма образования, предполагающая, что учителя школы, за которой ребенок закреплен, будут посещать школьника на дому, либо ребенок будет посещать школу по индивидуальному расписанию.

Подчеркнем, данная форма обучения доступна не каждому. Ее применяют преимущественно к ученикам, имеющим серьезные проблемы со здоровьем (либо другие уважительные причины, по которым ребенок не может посещать уроки в школе). Основанием для перевода ребенка на домашнее обучение являются документы, подтверждающие невозможность посещения образовательной организации.

Обучение на дому или индивидуальное обучение имеет общие черты, как с очным, так и с семейным образованием. Ребенок числится в определенном классе, получает школьные учебники, делает домашнее задание и сдает контрольные работы в одинаковый с остальными школьниками период. То есть, по сути школьник живет по обычному школьному расписанию за одним исключением - он не ходит в школу. За ребенком закрепляются определенные учителя, которые в отведенное время по согласованному расписанию приходят к ученику домой, и проводят с подопечным индивидуальные занятия, объясняя новые темы с соблюдением установленной школьной программы обучения.

Домашнее обучение имеет нечто общее с репетиторством. Однако работа учителей-"репетиторов" оплачивается из средств государственного бюджета и все оценки ученика заносятся в журнал успеваемости (чего не может сделать обычный репетитор).

Еще одной отличительной особенностью домашнего обучения является отсутствие необходимости в прохождении программы по необязательным предметам. То есть, если учебным планом отведено определенное количество часов на точные и гуманитарные науки (физика, химия, математика, языки и литература, биология и т.д.), то школьник обязан пройти их полностью. Но изучать второстепенные предметы, такие как музыка, физическая культура, рисование и т.д., ему не нужно. Родители или ребенок могут также самостоятельно выбрать желаемый формат обучения: посещение ребенком школы в установленное время или посещение учителем ребенка на дому.

Домашнее обучение хорошо подходит для школьников, чье физическое или психологическое состояние не позволяет выдерживать полную нагрузку в школе. Благодаря исключению дополнительных предметов у них появляется возможность уделять больше времени отдыху и изучению основных предметов.

Кроме того, родители могут быть абсолютно уверенными, что их ребенок занимается с квалифицированным педагогом, знающим свой предмет и умеющим донести эти знания до ребенка. Индивидуальное обучение также значительно улучшает подготовку, так как в этом случае учитель находится наедине с ребенком, и ему не нужно уделять внимание еще 30 школьникам. А это означает, что им удастся изучить больше материала за один урок и при необходимости остановиться на сложных темах.

Другими словами, домашнее обучение – такая же ответственность школы за образование ребенка и такой же уровень подготовки, как и при очном обучении, но в более облегченной форме.


Учимся с ребенком: в чем заключается семейное образование?

Семейное образование – форма обучения, при которой вся ответственность за уровень образования ребенка возлагается на его родителей.

До недавнего времени об этой форме обучения, которая, кстати, доступна каждому, было известно немногим. Сегодня же многие родители отдают предпочтение именно самостоятельному образованию детей. Чаще всего это связано с нежеланием родителей подвергать ребенка негативным эмоциям, которые нередко случаются в перерывах между уроками, или невозможностью посещать занятия, например, из-за специфики работы родителей (к примеру, дети артистов или спортсменов, которые за месяц могут несколько раз переехать из одного города в другой).

Для начала обучения родители заключают договор с определенной школой, берут учебники из школьной библиотеки или покупают самостоятельно и сами учат детей. В этом случае у них должно быть достаточно свободного времени, чтобы самим учить ребенка, или же возможность выделить средства для занятий с репетитором. При такой форме обучения школа не проявляет интереса к учебному процессу, но раз в год ребенок должен сдавать аттестацию по всем предметам. Здесь стоит заметить, что в отличие от домашнего обучения, ежегодные контрольные работы и проверка знаний проводится абсолютно по всем школьным дисциплинам, а не только по основным предметам.

Несмотря на то, что школьные учителя не имеют близкого контакта с ребенком, а некоторые и вовсе знакомятся с ним только во время контрольных аттестаций, родители могут обращаться к педагогам за консультацией, просить у них примеры работ и интересоваться темами и вопросами, которые нужно изучить. Если они решают покупать учебную литературу самостоятельно, обязательно следует поинтересоваться, по каким учебникам занимаются на уроках в школе, уточнить авторов и названия книг.

Хорошим помощником для организации занятий становятся различные интернет ресурсы. Поскольку это направление начало получать широкое распространение, увеличилось количество сайтов, на которых можно посмотреть программу обучения, выбрать соответствующие теме задания, просмотреть с ребенком видеоролик, в котором учителя рассказывают новую тему. Также сейчас повсеместно открываются различные центры семейного образования, куда родители могут приводить ребенка несколько раз в неделю, и в маленьких группах до 10 человек ему будут объяснять учебную программу.

Таким образом, дети на семейном образовании могут проходить весь курс, заложенный школьным учебным планом, в удобное для них время, а не по установленному графику. Они могут заниматься одним предметом в течение месяца и выучить всю программу за год, а потом перейти к изучению другого предмета. Есть возможность больше углубиться в изучение дисциплины, к которой ребенок проявляет наибольший интерес, или остановиться на сложных темах. Многие родители также практикуют наглядное изучение материала, а не только по учебникам. Например, если есть возможность, можно сводить ребенка в музей, планетарий, ботанический сад, сходить на природу и изучать там насекомых и растения и т.д.

Семейная форма образования предполагает, что родители четко понимают, насколько важно правильно организовать учебный процесс и донести информацию, с учетом сильных и слабых сторон не только ребенка, но и своих.


Так в чем же разница?

Основная разница между домашним обучением и семейным образованием в большей степени проявляется в уровне ответственности. То есть в том, кто должен отвечать за успехи и неудачи ребенка в освоении новых знаний. У них также имеются отличия в расписании занятий и невозможности применения домашнего обучения ко всем детям.

Что касается качества подготовки, то говорить о том, что домашнее обучение или семейное образование лучше/хуже обучения в школе невозможно. Случается, что занимающиеся самостоятельно нисколько не отстают от очной формы или даже больше преуспевают, а бывает, что родители не имеют достаточных знаний для обучения детей, и они не могут полноценно изучить программу. Та же ситуация и домашним обучением: не все учителя проявляют интерес к обучению ребенка, а некоторые, наоборот, успевают пройти с ним больше материала, чем на обычном уроке. Поэтому выбор формы обучения полностью зависит от возникающих условий и потребностей.

Необходимо помнить, что эти две формы обучения лишают детей общения со сверстниками, поэтому для полноценной социализации необходимо организовывать их досуг так, чтобы они как можно больше времени проводили с детьми своего возраста и общались с ними.

Также индивидуальное обучение снижает подготовленность детей к взрослой жизни и возникающим препятствиям. Например, сдача выпускных экзаменов в обоих случаях проводится под наблюдением комиссии и вместе с остальным классом, а такая нагрузка может оказаться большим стрессом для школьника. Да и вузовское образование не обеспечивает студента такими альтернативными формами обучения, поэтому нужно заранее подготовить ребенка к взаимодействию с одногруппниками.

Я часто размышляю о связи школы и семьи, потому что порой эта связь превращается в тонкую ниточку, которая может порваться, т.к. очень часто школа только информирует родителей о поведении и учёбе детей.

Поэтому своей основной задачей по этой проблеме я считаю организацию системы работы учителя с родителями. Цель этой работы - помочь ребёнку стать уверенной зрелой личностью, которая сможет найти своё место в современном обществе, понимать и принимать общечеловеческие ценности; психолого-педагогическое просвещение родителей. Ведь здоровье, счастье и успешность детей - норма жизни в современном обществе.

Семья, родители являются основными воспитателями.

Своим долгом считаю необходимость изучить каждую семью, выяснить роль семейных традиций и праздников, духовных интересов.

В работе с родителями я стараюсь включать в свою речь как можно больше приятных слов, сопровождая их улыбкой, и в ответ вижу множество светящихся глаз, людей желающих выполнить любое мое поручение.

Разговор с родителями строю таким образом, что они уверены в том, что любая доверительная беседа с учителем не будет использована во вред их ребёнку. Особенно бережно храню тайны, доверенные мне учеником.

Хочу ещё раз акцентировать внимание на том, что в работе с родителями педагог должен всегда и во всём соблюдать педагогические нормы, этику, такт, следовать тому единственному приоритетному направлению в воспитании, которое позволит взрастить гармонично развитую личность, востребованную сегодняшним современным обществом.

Взаимодействие с семьей - процесс сложный, здесь нет мелочей, и чтобы учитель и родители понимали друг друга, необходим контакт. Педагог должен уметь использовать мудрое слово, т.к. именно оно доставляет радость, а бестактная речь приносит беду. Поэтому я всегда слежу за своей интонацией. Доброжелательный взгляд, жест, добрая улыбка также поможет вовлечь родителей в разговор.

1 класс – 2005 год май месяц, первое собрание.
1 класс – это волнения и тревоги, радости и разочарования.


Именно на этом собрании я призвала родителей к согласованной работе, предложила некоторые рекомендации. В свою очередь, они записали, какую помощь могли бы оказать классу, школе; высказали пожелания по организации школьной жизни детей. Добрая улыбка, приветливый взгляд зародили успех нашим следующим встречам.

1 сентября 2005 года. День знаний.


Первоклассник боится переступить порог школы один, поэтому я приглашаю на первый урок родителей. Пусть ребенку будет комфортно от того, что рядом с ним родной человек, а мне спокойно ,что первый день прошел без слез .Я протягиваю свою теплую ладонь для маленькой детской ручки. И всю школьную жизнь мы проходим вместе, рука в руке рядом маленький и большой человек ,учитель и ученик, а рядом с нами наши родители.

И в начале сентября, без малейших усилий, мы выбираем родительский комитет. По желанию родители разбиваются на 4 мастерские. Ими и руководит данный комитет, ну а я, как классный руководитель, только направляю процесс в нужное русло.

С самого начала между нами родилось взаимное уважение, благодаря тому, что мы поняли друг друга.

Например:
За время совместной творческой жизни класса мы провели такие большие мероприятия:

Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!


Энджелл




Вы можете из нескольких рисунков создать анимацию (или целый мультфильм!). Для этого нарисуйте несколько последовательных кадров и нажмите кнопку Просмотр анимации.

Читайте также: