Что такое стихотворная речь в литературе 5 класс кратко

Обновлено: 04.07.2024

Стихи мои! Свидетели живые

За мир пролитых слез!

Родитесь вы в минуты роковые

Душевных гроз

И бьетесь о сердца людские,

Как волны об утес.

Приведенное стихотворение Н. А. Некрасова состоит из шести стихов, выделенных в шесть стихотворных строк.

Чтобы понять причины повышенной смысловой и эмоциональной выразительности поэтической стихотворной речи, надо знать те особенности, которыми обладает речь, организованная по правилам стихосложения.

Первая особенность поэтической речи, определяемая ее членением на стихи, заключается в том, что в ней гораздо больше пауз, чем в прозаической речи, и темп чтения примерно в два раза медленней, чем темп чтения прозы.

На берегу пустынных волн|

Стоял он, (дум великих полн,||

И в даль глядел.| Пред ним широко|

Река неслася; |бедный челн|

По ней стремился одинокоЦ

Повышенная смысловая и эмоциональная насыщенность слова в стихах объясняется и тем, что слов в стихотворной строке гораздо меньше, чем в строке прозаической. Поэтому каждое слово в стихе приобретает особую значимость, весомость и образную силу.

В синем небе звезды блещут,

В синем море волны хлещут,

Туча по небу идет,

Бочка по морю плывет.

Третья важная особенность стихотворной речи заключается в ее ритмической организованности и размеренности. Стихотворная речь подчиняется четким законам ритма и стихотворных размеров.

Что такое ритм и какую роль играет он в жизни и искусстве?

Благодаря своей упорядочивающей, организующей роли ритм получил художественно-эстетическое значение, стал неотъемлемым качеством таких искусств, как танец, музыка, поэзия. Стихотворная поэтическая речь ритмична. Поэтому она более музыкальна, чем проза, лучше запоминается, сильнее обычной речи воздействует на чувства читателей и слушателей.

Ритмичность стихотворной речи достигается прежде всего ее членением на стихи и разделяющие их паузы. Равномерное чередование стихов и пауз создает основной ритм стихотворной речи. Членение обычной речи, прозы на абзацы, предложения, фразы диктуется законами смысла. Членение стихотворной речи, кроме подчинения смыслу, логике высказывания, определяется еще и законами ритма заданного стихотворного размера.

Тиха украинская ночь.

Прозрачно небо. Звезды блещут.

Своей дремоты превозмочь

Не хочет воздух. Чуть трепещут

Прозрачных тополей листы.

Луна спокойно с высоты

Над Белой Церковью сияет

И пышных гетманов сады

И старый замок озаряет.

Из приведенного отрывка видно, что членение' стихотворной речи на предложения и стихи (стихотворные строки) подчинено разным правилам, и поэтому предложения и стихи могут совпадать, а могут и не совпадать друг с другом. Деление речи на предложения свободное. Так, в первом предложении — три слова, во втором и третьем — по два слова, в четвертом—шесть слов, в пятом — пять, а в шестом — целых шестнадцать. Членение речи на стихи более упорядочено, оно подчинено не смыслу высказывания, а определенному стихотворному размеру, проходящему нередко через все произведение. Так, в каждом стихе приведенного отрывка восемь или девять слогов. Равновеликость стихов является главным условием ритмичности, равномерности стихотворной речи.

Стихотворный ритм сложно взаимодействует с ритмом, образуемым смысловым делением речи. При совпадении стихов и предложений (фраз) ритмичность стихотворной речи усиливается, поскольку стихотворные паузы в конце каждого стиха не ослабляются паузами смысловыми; наоборот, последние как бы присоединяются к ритмическим послестиховым паузам и делают их более заметными:

Ночь идет на мягких лапах,

Дышит, как медведь.

Мальчик создан, чтобы плакать,

Мама — чтобы петь.

В последних числах сентября (Презренной прозой говоря)

В деревне скучно: грязь, ненастье,

Осенний ветер, мелкий снег,

Да вой волков. Но то-то счастье Охотнику1

В отъезжем поле он гарцует,

Везде находит свой ночлег,

Бранится, мокнет и пирует

Стихотворные переносы выступают не только (сак средство прозаизации поэтической речи, они также могут придавать ей повышенную эмоциональность и внутренний драматизм. В этих случаях несовпадение стихотворного ритма с ритмом обычного членения речи подчеркивает взволнованность говорящего. Такова, например, речь автора при описании Петра во время Полтавской битвы:

Тогда-то свыше вдохновенный

Раздался звучный глас Петра:

Толпой любимцев окруженный,

Выходит Петр. Его глаза

Сияют. Лик его ужасен.

Движенья быстры. Он прекрасен.

Он весь как божия гроза

Идет. Ему коня подводят.

В приведенном отрывке в пяти первых стихах четыре переноса. Несовпадение стихотворных и смысловых пауз ведет здесь к обилию остановок речи. Вместе с тем эти паузы (и смысловые и стихотворные) очень коротки, что хорошо соответствует быстрому темпу и взволнованной интонации данного речевого отрывка.

Как ныне сбирается вещий Олег,

Отмстить неразумным хазарам,

Их села и нивы за буйный набег

Обрек он мечам и пожарам.

Короткие стихотворные строчки придают стихотворной речи более четкий ритм, убыстряют темп, лучше передают интонации бодрости, радости, непринужденной разговорности:

Ночной зефир Струит эфир.

Ритмичность стихотворной речи усиливается тем, что в пределах стихотворной строки чередование ударных и безударных слогов обычно подчинено определенному порядку, или стихотворному размеру. Каждый стихотворный размер образуется из определенного сочетания стоп, состоящих из двух или трех слогов.

Пора, пора! рога трубят.

Сочетание двух слогов с ударением на первом слоге образует стрпу, называемую хореем ('w). Вот стих, состоящий из четырех стоп хорея:

Мчатся тучи, вьются тучи.

Дактиль — трехсложная стопа с ударением на первом слоге ('w^):

Тучки небесные, вечные странники,

Степью лазурною, цепью жемчужною

Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники,

С милого севера в сторону южную.

В каждом стихе этого четверостишия по четыре стопы дактиля, следовательно, размер, которым написаны стихи — четырехстопный дактиль.

Амфибрахий — размер, в котором стопа, состоящая из трех слогов, имеет ударение на среднем слоге (w'w):

Последняя туча рассеянной бУри!

Однй ты несёшься по ясной лазури.

Эти стихи написаны четырехстопным амфибрахием.4

Анапест — стопа из трех слогов с ударением на последнем слоге (ч>чУ). Вот стихи А. Фета, написанные трехстопным анапестом:

Я тебё ничегб не скажу,

Я тебй не встревбжу ничуть,

И о тбм; что я мблча твержу,

Не решусь ни за чтб намекнуть.

Во всех приведенных примерах стихотворные размеры выдержаны с идеальной точностью. Но в стихотворной практике такое строгое следование избранным размерам не всегда наблюдается. Чтобы сделать речь более естественной и выразительной, поэты прибегают к самым разнообразным вариациям основных стихотворных размеров. Эти вариации создаются сочетанием различного количества стоп в стихе в пределах избранного размера, разными окончаниями конечных стоп в стихах, наличием внутри стиха сверхразмерных ударений или отсутствием ударений, требуемых размером, и рядом других элементов построения стихотворной речи.

Высокой страсти не имея 1

Для звуков жизни не щадить.

Не мог он ямба от хорея,

Как мы ни бились, отличить. /

Стихи эти написаны четырехстопным ямбом с некоторыми отступлениями от метрической схемы: в первом, втором и третьем стихах вместо четырех ударений, требуемых размером, имеется только по три ударения; в четвертом стихе только две стопы из четырех имеют ударения. Стопы, в которых, отсутствует требуемое по размеру ударение, называются облегченными (облегченные стопы, или пиррихий, в двусложных размерах — ямбе и хорее — встречаются довольно часто). Заметим также, что .в первой и третьей строке анализируемого нами четверостишия конечные стопы имеют добавочный заударный слог и внешне стопа приобретает характер амфибрахия. Подобные стопы, стоящие на конце стиха и имеющие добавочные слоги, называются наращенными.

Но могут быть и такие стихи, в которых конечные стопы не имеют необходимого по размеру количества слогов. Подобные стопы называются усеченными. Приведенные стихи написаны двустопным дактилем, но последняя строка резко выделяется из остальных своим ритмическим рисунком, потому что вторая стопа в ней состоит всего лишь из одного ударного слога. Схематически эту строку можно изобразить так: /v^v^|,|.

В баснях и стихотворных комедиях пользуются вольным ямбическим стихом. Количество стоп в каждой стихотворной строке вольного ямба не подчинено строгому порядку, поэтому строки могут резко отличаться друг от друга по длине, что ведет к снижению напевности басенного стиха, придает ему ритм и интонацию разговорной речи: Проказница Мартышка,

Да косолапый Мишка

Затеяли сыграть квартет.

Разобранная нами система стихосложения, в которой соизмеримость стихов (а следовательно, и их ритмичность) достигается равенством слогов в каждом стихе и строгим порядком чередования ударных и безударных слогов, называется силлабо-тонической или слого-ударной (от греч. syllabe — слог, tonos — ударение).

Наряду с силлабо-тонической системой в русской Поэзий Применяется также тоническая система стихосложения, в которой соизмеримость и ритмичность стихов достигается одинаковым количеством ударений в каждом стихе, а равенство слогов в стихе и порядок чередования ударных и безударных слогов играют подчиненную роль или вообще не принимаются в расчет.

в звезды врезываясь.

У В. Маяковского и у многих современных поэтов встречаются также свободные стихи. Они еще больше, чем тонические, приближаются к ритму и интонациям разговорной речи, Основным ритмообразующим моментом в таких стихах является членение речи на стихи и разделяющие их паузы, а прочие элементы, образующие ритм стихотворной речи, играют подчиненную роль:

Она пришла с мороза,

Наполнила комнату Ароматом воздуха и духов,

И совсем неуважительной к занятиям Болтовней.

В приведенных стихах А. Блока нет рифм, что еще больше подчеркивает их свободное построение. Однако в большинстве стихотворных произведений рифма составляет очень важный компонент стихотворной речи. Обычно рифмой называют созвучие окончаний двух, трех или нескольких стихов. Но рифма как звуковая перекличка может быть и в начале стихов и в их середине (так называемая внутренняя рифма). Возьмем для примера строфу из стихотворения А. Блока:

Черяый ворон в сумраке с нежном,

Черный бархат на смуглых плечах.

Томный голос пением нежным

Мне поет о южных ночах.

В этом четверостишии рифмуются не только концы стихов, но и их начала.

У больших поэтов рифма, как и другие элементы стиха, никогда не является самоцелью. Оригинальность и звучность рифм у них не подавляют смыслового содержания стихов. Поэтому поэты-классики от Пушкина до Маяковского наряду с усиленными поисками оригинальных полнозвучных рифм широко пользовались рифмами, получившими распространение в творчестве их предше-> ственников и современников. ч'

В русской классической поэзии, как правило, встречаются точные рифмы, образуемые полным совпадением рифмующихся звуков: стулья — улья, городков — Петушков, безумный — шумный. В современной поэзии наряду с точными рифмами все чаще употребляются приблизительные рифмы, в которых звуки совпадают не полностью; бёрега— Америка, выев — роговые, исстари — мистеры.

Ритмичность и упорядоченность стихотворной речи часто усиливается членением стихотворного произведения на строфы. Строфой называется сочетание двух или более стихов, объединенных особой рифмовкой и особой интонацией и образующих единое ритмическое целое. Равномерное чередование строф создает своеобразный ритм стихотворной речи.

Белеет парус одинокий В тумане моря голубом.

Что ищет он з стране далекой?

Что кинул он в краю родном.

В тот год осенняя погода Стояла долго на дворе.

Зимы ждала, ждала природа.

Снег выпад только в январе На третье в ночь. Проснувшись рано В окно увидела Татьяна Поутру побелевший двор,

Стихотворная речь — это упорядоченная, построенная речь. В переводе с греческого языка означает "строй". Внешняя организация — строки. Каждая называется стихом и начинается, как правило, с большой буквы. Стихотворные строчки представляют собой соизмеримые единицы. Они подчинены определенному размеру, имеют созвучие конечных слов в стихе (рифму) , отделяются друг от друга паузой.
Все эти элементы создают особую ритмическую организацию стихотворной речи.
СТРОФА – Повторяющаяся в стихотворной речи группа стихов (стихотворных строк) , объединённых в ритмическое и синтаксическое целое смыслом, рифмой, устойчивым чередованием различных стихотворных размеров.
Стихотворных размеров в русском стихосложении пять: два двусложных и три трехсложных. Двусложные - это когда в стопе два слога, трехсложные - когда, соответственно, три:
Хорей - двусложный размер с ударением на первом слоге.
Ямб - двусложный размер с ударением на втором слоге.
Введем следующие обозначения: ` - ударный слог, _ - безударный слог.

Стихотворная речь – это особая организация художественной речи, отличающаяся от прозы строгой ритмической организованностью; мерная, ритмически организованная речь. Средство передачи экспрессивных эмоций.

Стихотворная речь — это упорядоченная, построенная речь. В переводе с греческого языка означает "строй". Внешняя организация — строки. Каждая называется стихом и начинается, как правило, с большой буквы. Стихотворные строчки представляют собой соизмеримые единицы. Они подчинены определенному размеру, имеют созвучие конечных слов в стихе (рифму) , отделяются друг от друга паузой.
Все эти элементы создают особую ритмическую организацию стихотворной речи.

Стихотворная речь – это особый тип речи, она выделяется среди остальных своей музыкальностью и ритмичностью.
Ритм стихотворный – это упорядоченное чередование стихотворных строк, а внутри этих строк – ударных и безударных слогов.
Ритм является основной особенностью стихотворной речи. Убедимся в этом, изменив порядок слов в строфе. Разобьем ее на слоги и расставим ударения:
И пе/чаль/на, и тем/на вет/ха/я на/ша ла/чуж/ка.
Как видим, нет строгого порядка в расположении ударений, нет четкого чередования ударных и безударных

Двусложные размеры стиха

Прочтите еще раз пушкинские стихотворение, слегка выделив (скандируя) ударные слоги:
Бу ря/мгло ю/не бо/кро ет, Ви хри/сне жны/е кру/тя.
Определите слоги без ударения и обозначьте их значком U. Прислушайтесь к этим строкам. Схема расположения ударных и безударных слогов такова:
UU/UU/UU/UU UU/UU/UU/U
Итак, в стихотворении А. Пушкина “Зимний вечер” повторяется сочетание двух слогов: ударный-безударный. Стихотворный размер, в котором повторяются сочетания из двух слогов, называют двусложным.


Двусложный размер стиха, в котором ударение падает на первый слог, называется хорей: UU.
Следовательно, стихотворение А. Пушкина “Зимний вечер” написано хореем.
Вспомним строки из стихотворения “Зимнее утро”:
Мороз/и солн/це; день/чудес/ный! Еще /ты дрем/лешь, друг/прелест/ный…
Схема ударных и безударных слогов такова:
UU/UU UU UU UU/UU UU UU
Итак, здесь также мы видим повторное сочетание из двух слогов. Значит, это тоже двусложные стихи. На какой слог падает ударение: на первый или на второй? В данном случае ударный слог – второй.

Двусложный размер стиха, в котором ударение обязательно падает на второй слог, называется ямб: UU.
Следовательно, стихотворение А. Пушкина “Зимнее утро” написано ямбом. Важную роль в звучании стихотворной речи имеет рифма – созвучие окончаний стихотворных строк. На это мы уже обращали внимание раньше.

Речь, при изложении которой используются правила рифмования, называется стихотворной. У стихотворной речи имеется ритм и она отличается от прозы. Это построенное и художественно организованное повествование темы. В стихотворной речи должна присутствовать рифма. Формирование стихотворной речи основывается на корректном чередовании безударных и ударных слогов. Окончания слов в строках стихотворения должны быть похожи и совпадать. Речь, произносимая в стихах, окрашена эмоционально. Стихи передают волнение души и переживания человека. Стихотворная речь наполнена эмоциональной выразительностью.

Читайте также: