Чем отличается мировые религии от региональных кратко

Обновлено: 02.07.2024

Зачатки религиозного мировоззрения возникли еще на первобытной стадии развития общества. Об этом свидетельствуют древние захоронения. Первобытные люди провожали в последний путь предков, используя специальные обряды. Рядом с телом умершего человека размещали оружие, украшение, утварь и другие предметы, которые могли ему пригодиться в загробной жизни.

Религиозное мировоззрение — это совокупность взглядов, в основе которых лежит вера в сверхъестественное.

Фундаментом религиозного мировоззрения является не система логически выстроенных умозаключений, а вера.

Вера — глубокая убежденность в чем-либо без логического обоснования.

Одной из главных особенностей религиозного мировоззрения является удвоение реальности.

Действительность у верующего человека делится на 2 сферы:

  1. Мирская — обыденная реальность.
  2. Сакральная — область священного, сверхъестественного.

Взаимодействие между мирской и сакральной областями осуществляется с помощью культовых обрядов и ритуалов.

Обряд — это торжественная церемония, сопровождающая религиозный акт. Состоит из строгого следования предписанному порядку действий. Совокупность обрядов называется ритуалом.

Постепенно на основе религиозного мировоззрения стал формироваться институт религии.

Религия — это общественная система мышления и поведения, основанная на вере в сверхъестественное. Включает в себя религиозное мировоззрение, идеологические установки и культовые практики.

Выполняет ряд важных функций:

  1. Мировоззренческая — формирует взгляды, ценности, установки.
  2. Компенсаторная — дает утешение и облегчение страданиям.
  3. Нормативная — создает систему норм и правил поведения.
  4. Регулятивная — регулирует отношения в обществе.
  5. Интеграционная — объединяет людей.

Религиозные ритуалы осуществляются, как правило, коллективно в специальных учреждениях — церквях.

Церковь — общественный институт, предназначенный для выполнения религиозных практик. Имеет строгую иерархию и часто связан с государственной властью.

В христианстве церковью также называется само здание, в котором молятся верующие.

Самой древней религией является язычество.

Язычество — это многобожие, то есть вера в существование разных богов, которые находятся в иерархических связях по отношению друг к другу.

У древних греков языческими богами были: Арес (бог войны), Афродита (богиня красоты и любви), Зевс (бог неба, грома и молний), Гера (покровительница брака) и многие другие. Они воевали и спорили друг с другом, вступали в брачные отношения и заводили детей, веселились и огорчались.

На смену язычеству постепенно пришли монотеистические религии.

Монотеизм — религия, основанная на вере в единого Бога.

По мере развития человечества религиозная картина усложнялась. Возникло огромное количество религиозных и философско-этических учений. Но только 3 религии смогли преодолеть национальные ограничения и приобрели всемирный характер.

Мировая религия — религия, широко распространившаяся по всем уголкам земного шара, не имеющая строгой привязки к определенным странам и народам.

Список мировых религий в порядке их возникновения:

  1. Буддизм.
  2. Христианство.
  3. Ислам.

В чем отличие от национальной

Национальная религия — религия, связанная с определенной этнической группой, нацией, народом.

Перечень наиболее известных национальных религий:

  1. Иудаизм — одна из самых древних религий мира. Зародилась во 2 тысячелетии до нашей эры. Является религиозным и этическим учением еврейского народа. Последователи признают священной только первую часть Библии — Ветхий Завет.
  2. Индуизм — одна из самых многочисленных религий. Ее исповедуют около 1 миллиарда человек. Это совокупность религиозных школ и традиций индийского народа, зародившийся в глубокой древности и продолжающих динамично развиваться. При всей своей разрозненности индуистские течения объединяет то, что они основаны на одних и тех же священных книгах: Веды, Упанишады, Пураны.
  3. Конфуцианство — национальное религиозно-философское учение китайцев. У его истоков стоял великий мудрец Конфуций, живший в VI-V веках до н.э. Включает в себя обширный свод правил поведения на все случаи жизни, в основе которого лежат трудолюбие, терпение, уважение к старшим.
  4. Синтоизм — религия японцев, уходящая корнями в глубокую древность. Также как в конфуцианстве, в ней более сильной является этическая составляющая, то есть представление о правилах и нормах поведения. В синтоизме отсутствует развитая богословская система, но четко прослеживается обоснование национальной идентичности японцев.

Отличия мировых религий от национальных заключаются в том, что они обладают следующими свойствами:

  1. Универсальность — они претендуют на универсальное объяснение устройства мира без привязки к конкретному этносу и региону.
  2. Повсеместная распространенность — первоначально возникнув в одном месте, мировые религии вышли далеко за его пределы и распространились по всем странам и континентам.
  3. Влияние на ход мировой истории — они оказали огромное влияние на развитие всего человечества, а не одного конкретного народа.

Классификация главных религий мира

Сложно точно определить, сколько в настоящее время в мире существует конфессий и религиозных течений. По разным методикам подсчета, их число варьирует от 500 до 5 тысяч. Из них только 3 религии признаны мировыми.

Конфессия — разные вероисповедания одной религии. Например, католичество и православие в христианстве.

Краткое описание, отличительные признаки

Все религии делятся на монотеистические и политеистические. Последователи монотеистических религий признают существование единого Бога и отрицают наличие других богов. Политеизм предполагает существование множества богов.

К монотеизму относятся иудаизм, христианство, ислам. К политеизму — древнегреческая и древнеегипетская религия, синтоизм, верования древних славян до принятия христианства.

Согласно мировым опросам только 16 % населения планеты относят себя к неверующим людям. 84 % опрошенных идентифицировали себя с той или иной религией. Это доказывает, какую огромную роль в современном мире продолжает играть религиозный фактор.

По численности верующих лидирующие позиции занимают:

  1. Христиане — 2,4 миллиарда человек.
  2. Мусульмане — 1,8 млрд.
  3. Индуисты — 1,1 млрд.
  4. Буддисты — 0,5 млрд.

Отличительные признаки мировых религий:

  1. Самой древней мировой религией является буддизм, самой молодой — ислам.
  2. У истоков каждой из них стояли легендарные личности: в христианстве — Иисус Христос, в буддизме — Сиддхартха Гаутама, в исламе — пророк Мухаммед.
  3. Все 3 религии проповедуют социальное и национальное равенство.
  4. Каждая из них стремится к приобретению как можно большего числа сторонников.
  5. Самой мирной религией считается буддизм. В нем проповедуется непричинение насилия никому из живых существ. Самой воинственной является ислам, особенно его радикальные ответвления.

Христианство

Треть населения планеты ассоциирует себя с христианством. Это самая распространенная в мире религия. Ее последователи есть на всех континентах.

Основателем является Иисус из Назарета, живший в I веке н.э. Он учил людей добру и милосердию, призывал прощать зло. Иисус называл себя Сыном Божьим и принял мученическую смерть во имя будущего искупления человеческих грехов.

Палестина, в которой Христос родился и проповедовал, была в то время частью Римской империи. Долгое время римские императоры пытались бороться с новым учением. Христиан преследовали и бросали в тюрьмы, подвергали мучительным пыткам и казням. Но новая вера стремительно распространялась по империи и набирала все новых сторонников. В IV веке н.э. она стала государственной религией Рима. Образовавшиеся на осколках Римской империи европейские государства одно за другим проходили обряд крещения и становились христианскими.

Основные положения христианского вероучения:

  1. Все люди по своей природе греховны, так как заражены первородным грехом от первых людей на Земле — Адама и Евы.
  2. Благодаря добровольной жертве Сына Божьего Иисуса Христа человечество получило надежду на искупление.
  3. Человек может обрести спасение, если будет верить в Бога, жить по его заповедям и соблюдать церковные таинства.

Таинства — в христианстве так называются строго регламентированные священные действия. Их сущность состоит в том, что благодаря им на человека нисходит благодать Божья.

В православии существует 7 церковных таинств: покаяние, крещение, миропомазание и другие.

В 1054 году произошел раскол христианства на 2 ветви: католичество и православие.

Православие исповедуют русские, греки, сербы, болгары, грузины. Католичество доминирует в Италии, Испании, Польше и многих других западных странах.

Благодаря активной миссионерской деятельности христианство за 2 тысячи лет своего существования распространилось по всему миру.

Миссионерство — религиозная деятельность по обращению людей в свою веру.

В 1517 году началось движение за обновление католической церкви, которое получило название Реформация.

Сторонники Реформации упрекали священников в лицемерии и продажности. Они стремились вернуться к чистоте веры, упростить и удешевить религиозные обряды. В результате их деятельности был образован ряд новых церквей, которые стали называться протестантскими.

Протестантизм — христианская конфессия, возникшая в XVI веке в результате Реформации. Дала начало множеству протестантских церквей: кальвинизм, англиканство, баптизм и другие.

Все христианские конфессии считают главной священной книгой Библию, состоящую из двух частей — Нового и Ветхого Завета.

По конфессиональному составу в Российской Федерации преобладает православие. Его исповедуют около 75 % людей, считающих себя верующими.

Ислам

Ислам возник в VII веке н.э. на Аравийском полуострове. Большое влияние на его формирование оказали иудаизм и христианство.

В Коране есть много персонажей, которые заимствованы из Библии: Муса — Моисей, Иса — Иисус, Марьям — Мария.

У истоков ислама стоял купец из Мекки по имени Мухаммед. В 40 лет он начал выступать с проповедями, призывая арабов к объединению. Мухаммед называл себя пророком, то есть посланником Бога.

В 622 году Мухаммед со сторонниками переселился в Медину. Эта дата считается началом мусульманской эры.

Мухаммед сумел объединить разрозненные арабские племена в единое государство. Оно вошло в историю под названием Арабский халифат.

Главная священная книга мусульман — Коран. Считается, что это слово Аллаха, переданное пророку Мухаммеду.

Основы исламского вероучения:

  1. Существует единый Бог — Аллах, к которому следует проявлять покорность.
  2. Мухаммед — пророк Аллаха, который передал его слова людям.
  3. Каждый верующий должен пять раз в день молиться Богу, отдавать часть заработанных средств на благотворительность, поститься и хотя бы раз в жизни совершить паломничество в священный для мусульман город Мекку.

Мечеть — специальное здание для молитвы в исламе, место поклонения Богу. В отличие от христианских храмов здесь нет изображений, на стенах допускаются только строки из Корана.

В России большая часть мусульман проживает в кавказских республиках (Ингушетия, Чечня, Дагестан и другие), а также в Башкирии и Татарстане.

Буддизм

Условной датой создания буддизма считается 543 год до н.э. Предположительно в этот год принц Сиддхартха достиг состояния нирваны.

Нирвана — духовное состояние, при котором исчезают все тревоги и волнения, а человек обретает умиротворение и покой.

В основе буддистского учения лежат 4 принципа:

  1. Жизнь — это беспокойство и страдание.
  2. У страдания есть причины — это жажда чувственных наслаждений и желание существовать вечно.
  3. Есть возможность избавиться от страданий.
  4. Существует духовный путь, благодаря которому человек может достичь состояния нирваны.

Одним из центральных в буддизме является понятие кармы.

Карма — это закон причинно-следственной связи, благодаря которой дела человека определяют его дальнейшую судьбу, причем не только в этой, но и последующей жизни.

Буддизм распространен по всему миру, но больше всего его последователей проживает в:

  • Индии;
  • Китае;
  • Монголии;
  • Непале;
  • странах Юго-Восточной Азии.

В России главными буддистскими регионами являются Бурятия, Калмыкия, Алтай.

Новые религиозные течения

В мире постоянно возникают новые виды религиозных учений и движений. Их сторонники не удовлетворены существующими официальными религиями и пытаются предложить свою альтернативу.

Чаще всего их объединяют следующие черты:

Наиболее известные новые религиозные течения:

Часть новых религиозных движений носят деструктивный характер и причисляются к тоталитарным сектам. Они разрушительным образом воздействуют на психику человека, приводят к разрыву отношений с семьей, потере работы и имущества.

Национальные или национально-государственные религии - это религии, сложившиеся в рамках определенных государств или народов.

В современном мире сосуществуют множество национальных религиозных верований.

Признаки национальных религий:

  • возникли на этапе формирования раннего государства;
  • поклонение богам или богу - покровителю своего народа;
  • наличие сложных обрядов, ритуалов;
  • появление служителей религиозного культа (жрецы, брахманы).
  • синтоизм (Япония);
  • джайнизм (Индия);
  • конфуцианство (Китай);
  • даосизм (Китай);
  • зороастризм (Иран);
  • иудаизм (Палестина, Израиль);
  • индуизм (Индия) и многие другие.

↑ Мировые религии

Мировые религии - это религии, получившие признание среди народов многих стран.

К ним относят христианство, буддизм и ислам.

Основные признаки мировых религий

космополитизм (межнациональный и надэтнический характер);

эгалитарность (проповедь равенства всех людей);

большое число последователей по всему миру;

пропагандистская активность (стремление обратить в свою веру других).

Христианство объединяет три больших направления: православие, католицизм и протестантство, которые образовались в ходе ряда исторических событий. Основу христианства составляет вера в Святую Троицу - Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух. Основной источник веры - это жизнь и учение Иисуса Христа, описанные в Новом завете Библии. Подвергшись гонениям за проповеди, он был подвергнут мученической смерти на кресте, чем искупил грехи людей и воскрес, и вознесся на небо, указав для тех, кто в него уверовал, новую жизнь, путь к воссоединению с Богом в Божественном царстве. Вскоре последователи Христа стали возводить церкви. Со временем церкви начинают стремиться к автокефалии (самостоятельности). Этот процесс начался еще в III - IV вв. в период кризиса Римской империи. Таким образом сформировались Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская автокефалии. Вскоре отделилась Кипрская, а затем Грузинская православная церковь и Армяно-григорианская.

Раскол христианской веры на православие и католичество произошел в 1054 году, когда Папа Римский и константинопольский Патриарх, провозгласили друг по отношению друга анафему (подвергли церковному проклятию), по причине многих разногласий. Спустя несколько веков в XVI в. в результате реформации (борьбы за переустройство церкви) в Европе сформировалось еще одно христианское течение - протестантство. В протестантстве опровергается главенство церкви, ее богатства, священство, монашеские ордена, признается лишь личные отношения человека и Бога. В настоящее время протестантство объединяет множество самостоятельных течений, церквей и сект (лютеранство, кальвинизм, англиканская церковь, баптисты, адвентисты и др.).

Католицизм и протестантство разделяют с православием все основные положения вероучения и культа. Различие же направлений проявляются лишь в проведении обрядов и внешнего почитания Бога.

Направления в христианстве

В настоящее время буддизм представляет собой совокупность течений и направлений, достаточно различными между собой.

↑ Мировые религии: таблица

Достаточно развитые религии имеют и свою организацию — церковь, упорядочивающую жизнь религиозной общины.

Церковь (от гр. — дом Господний) — социальный институт общества, религиозная организация, в основе которой лежит единый Символ веры (вероучение), определяющий религиозную этику и религиозную деятельность, систему управления жизнедеятельностью, поведением верующих.

Факторы, способствующие образованию церкви:

  • Общее вероучение
  • Религиозная деятельность (культовая, внекультовая)

В церкви действует определённая система норм (религиозной морали, канонического права и т. д.), ценностей, образцов и санкций.

Пучков П.И., Казьмина О.Е. Религии современного мира. - М., 1997. - 286 с.

В книге дается общая характеристика всех более или менее значительных религий, их основных направлений и течений, важнейших деноминаций. Сообщаются достаточно подробные сведения о догматической и культовой специфике религиозных общностей, их организации, численности и распространении. Книга может быть использована для преподавателей и студентов высших учебных заведений. Она представит также интерес для всех интересующихся религиозной ситуацией в современном мире.

СОДЕРЖАНИЕ

Глава I. Христианство

Общая характеристика христианства

Духовные христиане и другие секты, вышедшие из Русской православной церкви

Глава II. Ислам

Общая характеристика ислама

Глава III. Буддизм

Общая характеристика буддизма

Глава IV. Региональные религии

Отличительные черты региональных религий от религий мировых

Глава V. Динамика религиозного состава населения и современное распространение религий

Изменение религиозного состава населения мира за два последних тысячелетия

Особенности современной географии религий

ВВЕДЕНИЕ

В современном мире существует весьма большое число различных религий, их направлений и течений, деноминаций, сект, племенных культов. Они сильно отличаются друг от друга по времени, месту и условиям своего возникновения, по своим догматическим, культовым и организационным особенностям, по численности сторонников и широте распространения. Достаточно сложный конфессиональный состав населения характерен не только для мира в целом, но и для большинства отдельных стран.

Религиозная структура населения оказывает очень большое влияние на многие стороны жизни страны. Это влияние чувствуется сильнее всего в духовной культуре, общественном и семейном быте, но заметно также и в материальной культуре, традиционных хозяйственных занятиях, политической ориентации и т.д. Поэтому при достаточно глубоком изучении какой-либо страны непременно исследуется и религиозная структура ее населения, так как без знания этой структуры ситуация в стране не может быть оценена адекватно.

В России после Октябрьского переворота захватившая власть группировка хотела полностью пренебречь такой важной стороной духовной культуры людей, как религия. Более того, пришедшие к власти большевики во главе с В.И. Лениным, ненавидевшие религию и усматривавшие в ней одно из основных препятствий для проведения своих социальных экспериментов, развернули невиданные до того в истории человечества гонения на распространенные в стране вероисповедания (и прежде всего на православие), в результате которых были физически истреблены десятки тысяч священнослужителей и миллионы простых верующих людей.

Падение тоталитарного режима коренным образом изменило положение религии в нашей стране. Если ранее люди нередко боялись даже публично заявить о своей вере в Бога, так как за этим могли последовать дискриминационные меры, а иногда и репрессии, то теперь гражданам России представилась возможность открыто исповедовать свою религию. Кстати, выяснилось, что, несмотря на семьдесят с лишним лет гонений и неистовой атеистической пропаганды, большинство населения нашей страны осталось верным религии.

В последние годы рост интереса российского общества к религии стал очень большим. Существенно увеличилась и конфессиональная неоднородность населения. В стране начали действовать разные деноминации и секты, о которых прежде ничего не было известно. Характерно, что очень многие из них не пользуются каким-либо престижем даже в самих странах, откуда прибыли проповедники, а некоторые за свою противоправную и антигуманную деятельность даже преследовались по закону. У нас же в орбиту влияния таких сект нередко попадают слабо осведомленные о них легковерные люди.

Несмотря на резко усилившийся интерес российского общества к религии, в стране до сих пор нет трудов, в которых был бы систематически, объективно изложен материал о всех важнейших ныне существующих деноминациях. Более того, появляются работы, где фактически дается прежняя, лишь слегка “приглаженная” оценка религиозных верований, а в качестве основного авторитета приводится такой объективный “религиевед”, как В.И. Ленин. Все это ставит вопрос о настоятельной необходимости подготовки работ, посвященных обзору религиозной ситуации в современном мире.

Настоящая работа представляет собой попытку дать краткую объективную характеристику функционирующих ныне в мире религий, их направлений и основных течений, а также достаточно широко распространенных деноминаций и сект. Хотя в книге будут даны и краткие сведения по истории некоторых из этих конфессий, основное внимание будет все же обращено на их современное состояние. Естественно, что несколько более подробно, чем другие конфессии, будет рассмотрено преобладающее в России православное направление христианства.

Книга написана двумя ее авторами на основе тех курсов по религиям мира, которые они в течение нескольких лет читают в трех столичных университетах: Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова, Московском государственном лингвистическом университете и Российском университете дружбы народов.

Однако работа эта не может рассматриваться только как учебное пособие для высших учебных заведений. Ее смогут использовать для ознакомления с религиозной ситуацией в современном мире учителя школ, общественные и политические деятели, дипломатические работники и все лица, проявляющие интерес к религии.

Перед тем как приступить к характеристике религий и их подразделений, полезно остановиться на некоторых терминологических вопросах, и прежде всего сказать несколько слов о терминах, используемых в данной работе для определения религиозных образований разного иерархического уровня.

Сам термин “религия” полисемантичен, он может пониматься как в широком, так и в узком смысле. Под религией в широком смысле этого слова понимается важнейший и наивысший элемент духовной культуры человека, выражающий его отношение к божественному, его веру в единого Бога (монотеизм) или несколько божеств (политеизм). Религия в узком смысле слова (конкретная религия) - это своего рода социальный организм, имеющий общее происхождение, характеризующийся определенной догматической, культовой, организационной спецификой и не сводимый к более крупным организмам подобного же характера.

Таких основных конкретных религий сравнительно немного. Это христианство, ислам, буддизм, иудаизм, мандеизм, зороастризм, йезидизм, индуизм, джайнизм, сикхизм, конфуцианство, даосизм, синтоизм, а также несколько так называемых новых религий, возникших, в отличие от перечисленных, сравнительно недавно - в XIX - XX вв. (бахаизм и др.). Впрочем, далеко не все указанные “старые” религии безоговорочно признаются в качестве самостоятельных, не сводимых к образованиям более высокого иерархического уровня. Так, мандеизм считается некоторыми исследователями либо иудаистской, либо раннехристианской сектой, йезидизм - ответвлением зороастризма или даже мусульманской сектой (последнее, конечно, явно ошибочно), сикхизм - индуистской сектой. Рассматривается иногда ветвью индуизма и джайнизм, хотя существует также точка зрения, что это вариант буддизма. Отвергается иногда и “самостоятельность” новых религий, например, бахаизм, порой называется одной из сект шиитского ислама.

Для второго иерархического уровня можно предложить термин “направления”. Это крупные, достаточно давно образовавшиеся, имеющие свою

четкую специфику ветви основных религий. Так, в христианстве выделяются пять направлений: православие, католицизм, протестантизм, монофизитство, несторианство. В исламе имеются три направления: суннизм, шиизм, хариджизм. Три направления есть и в буддизме: тхеравада, махаяна, ваджраяна. Индуизм также подразделяется на три основных направления: вишнуизм, шиваизм, шактизм.

Третий иерархический уровень назовем “течениями”. Следует, впрочем, отметить, что далеко не все направления имеют четко обособленные подразделения. Так, католическое направление христианства на течения, на наш взгляд, не делится (униатство, о котором будет сказано в разделе “Католицизм”, представляет собой нечто иное). Протестантизм же объединяет очень большое число течений: англиканство, лютеранство, кальвинизм, меннонитство, баптизм, адвентизм, реставрационизм, методизм, перфекционизм, пятидесятничество, сальвационизм и др.

Каждое из течений обычно включает по нескольку деноминаций (подразделений четвертого иерархического уровня). Например, к адвентизму принадлежат адвентисты седьмого дня, адвентисты-реформисты и др.

Если направление объединяет группы, не очень сильно различающиеся между собой, то их тоже лучше называть не течениями, а деноминациями (конфессиями, вероисповеданиями). Иногда небольшие обособившиеся религиозные группы называют не деноминациями, а сектами. Впрочем, отличие между деноминацией и сектой носит скорее не количественный, а аксиологический характер: деноминацией обычно обозначают пользующееся достаточным авторитетом религиозное объединение с хорошо разработанной

догматикой, сложившимся культом, четкой системой организации, а под сектой подразумевается что-то менее солидное.

Книга подразделена нами на пять глав. Первые три главы посвящены трем мировым религиям: христианству, исламу и буддизму. В четвертой главе дается краткая характеристика всех основных региональных религий. Пятая глава рассказывает о динамике религиозного состава населения и современном распространении религий. Наконец, в заключении сообщается о возможных изменениях религиозной ситуации в мире в ближайшие 30 лет.

Все разделы книги написаны двумя ее авторами совместно, главным образом на основе тех лекционных курсов, которые читались ими в московских высших учебных заведениях.

ГЛАВА I. ХРИСТИАНСТВО

Общая характеристика христианства.Христианство - крупнейшая по числу последователей мировая религия. Оно возникло в Палестине. Основателем его был Иисус Христос, по имени которого и была потом названа эта религия. Время возникновения христианства обычно относят к 33 г. христианской эры - году распятия Иисуса Христа, а Рождество Христово считается в христианском мире началом летоисчисления.

Сразу после возникновения христианство стало быстро распространяться по разным странам. В год распятия Христа первые христиане появились в Палестине, Египте, Ливии, Сирии (включая Ливан), Италии и некоторых других странах. Несколько позже, но тоже в I в. новая религия последовательно распространилась по современной территории Турции, Армении, Судана, Эфиопии, Греции, Кипра, Ирана, Ирака, Индии, Мальты, Хорватии, Югославии, Британии, Испании, Македонии, Албании, Туниса, Франции, Германии, Алжира, Румынии, Шри-Ланки, а также на Аравийском полуострове. В первом же веке апостол Андрей Первозванный проповедовал на современной территории России и Украины. Во II в. сторонники христианства появились на современной территории Марокко, Болгарии, Португалии, Австрии, Швейцарии и Бельгии, в III в. - на современной территории Венгрии и Грузии, в IV в. - в Ирландии, в VII в. - на современной территории Нидерландов, в VIII в. - в Исландии, в IX в. - в Дании, Чехии, Швеции и Норвегии, в X в. - в Польше, в XI в. - в Финляндии. С конца XV в. европейские миссионеры начали обращать в христианство население Америки, в XVI в. было христианизировано большинство жителей Филиппин. С XV в. христианские миссионеры пытались обратить в свою веру народы Африки, жившие к югу от Сахары, однако им

удалось добиться значительных успехов в этом деле лишь в ХХ в. В XVII в. была начата прозелитическая работа и на некоторых островах Океании, но основная часть населения этого региона была обращена в христианство лишь в XIX - XX вв.

Священной книгой подавляющего большинства христиан (за исключением некоторых маргинальных групп) является Библия, состоящая из двух частей: Ветхого и Нового Заветов. Впрочем, первая из этих частей принимается представителями различных направлений христиан в различном объеме.

Ветхий Завет, записанный еврейскими хранителями предания -масоретами - и тождественный Танаху иудаистов, состоит из 39 книг (их названия даются в христианском варианте): Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие, Книга Иисуса Навина, Книга судей израилевых, Книга Руфи, Первая, Вторая, Третья и Четвертая книги Царств (у католиков соответственно -Первая и Вторая книги Самуила, Первая и Вторая книги Царей), Первая и Вторая книги Паралипоменон (у католиков - Первая и Вторая книги Хроник), Первая книга Ездры, Книга Неемии (у католиков - Вторая книга Ездры), Книга Есфири, Книга Иова, Псалтырь, Притчи Соломона, Книга Екклезиаста, или Проповедника, Песнь песней Соломона, Книга пророка Исаии, Книга пророка Иеремии, Плач Иеремии, Книга пророка Иезекииля, Книга пророка Даниила, книги 12 так называемых малых пророков (Оссии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии, Малахии).

В III -II вв. до Р. Хр. Ветхий Завет (Танах) был переведен на греческий язык в связи с массовым переходом на него евреев диаспоры. В этом переводе, который стали называть Септуагинтой (поскольку его выполняли 70

толковников), оказалось на 10 книг больше (очевидно, переводчики работали с какими-то другими, отличными от масоретских рукописей, текстами). Этими 10 книгами были Вторая книга Ездры (у католиков - Третья книга Ездры), Книга Товита, Книга Иудифи, Книга Премудрости Соломона, Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова, Послание Иеремии, Книга Пророка Варуха, Первая, Вторая и Третья книги Маккавейские. В сделанном в конце IV - начале V в. переводе Библии на латинский язык имеется еще Третья книга Ездры (у католиков она разбита на две части - Четвертую и Пятую книги Ездры), которой нет ни на еврейском, ни на греческом языках. К перечисленным книгам, которые отсутствуют в масоретской Библии, различные направления христианства относятся по-разному. Последователи Римско-католической церкви ввели их в канон, православные, хотя и включили их в Библию, но выделили как неканонические книги (полезные, назидательные, но не богодухновенные), протестанты же вообще их не признали и в Библию не включили.

Что касается Нового Завета, то он безоговорочно принимается пода­вляющим большинством христиан (за исключением нескольких достаточно обособившихся групп). Новый Завет был написан намного позже Ветхого Завета - в I в. христианской эры учениками Иисуса Христа - апостолами - после его мученической смерти на кресте. В Новом Завете 27 книг. Это четыре Евангелия (от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна), Деяния апостолов, 21 соборное послание апостолов (Послание Иакова, Первое и Второе послания Петра, Первое, Второе и Третье послания Иоанна, Послание Иуды, 14 посланий апостола Павла: к Римлянам, Первое и Второе к Коринфянам, к Галатам, к Ефесянам, к Филиппийцам, к Колоссянам, Первое и Второе к

Фессалоникийцам, Первое и Второе к Тимофею, к Титу, к Филимону, к Евреям), Откровение апостола Иоанна Богослова (Апокалипсис).

Вопреки положению о единой церкви, которое содержится в Никео-Константинопольском символе веры, принимаемым большей частью христиан, в настоящее время христианство не представляет собой единого целого, распадаясь на большое число отдельных направлений, течений и деноминаций. Основных направлений пять: православие, католицизм, протестантизм, монофизитство и несторианство.

Из-за этой дробности дать общую характеристику вероучения, обрядности и организации христианства в целом очень трудно. Тем не менее есть ряд черт, присущих большинству его направлений и течений. В догматике к таким общим чертам относится вера подавляющего большинства христиан в единого Бога, выступающего в трех лицах: Бога Отца, Бога Сына (Иисуса Христа) и Бога Духа Святого, составляющих Божественную Троицу. Большинство последователей христианства считают Иисуса Христа Богочеловеком (т.е. имеющим два естества: божественное и человеческое). Важным положением христианства является вера в искупительную жертву Иисуса Христа, согласно которой Он сошел на землю, чтобы своей мученической смертью на кресте искупить грехи людей. Христиане верят также в воскресение Христа, вознесение Его на небо и в грядущее второе пришествие для свершения праведного суда над людьми. Для подавляющего большинства направлений христианства характерна, кроме того, вера в бессмертие души и посмертное воздаяние.

В краткой форме главные догматы христианства изложены в трех исторических символах (исповеданиях) веры: Апостольском, Никейском (или

Никео-Константинопольском) и Афанасьевском. При этом одни христианские конфессии признают в равной мере все три символа, другие отдают предпочтение конкретно какому-то из них, некоторые же протестантские деноминации не придают особого значения ни одному из символов. Древнейший из символов - Апостольский - был впервые сформулирован ранее середины II в. Этот символ пользуется большим авторитетом во многих христианских конфессиях, прежде всего в протестантских. В православии Апостольский символ практически вытеснен Никео-Константинопольским (принятым на двух первых вселенских соборах: I Никейском в 325 г. и I Константинопольском в 381 г.), который близок к Апостольскому, но более четко формулирует сущность христианского вероучения. Третий исторический символ веры - Афанасьевский (названный так по имени александрийкого епископа св. Афанасия Великого, жившего в конце III - IV в., которому приписывается его авторство 1) - от двух других отличается строгим догматизмом и краткостью. В нем дана лишь сжатая формулировка двух важнейших положений христианского вероучения: о трех лицах Божества при единстве существа и о двух естествах Иисуса Христа при единстве лица.

Большинство христиан признают необходимость совершения таинств -особых священных действий, призванных под видимым знаком дать верующим Божью благодать. Однако в вопросе о числе таинств, их понимании, форме и времени совершения разные направления христианства сильно расходятся, а многие протестантские конфессии вообще отказались от признания таинств, назвав их простыми обрядами.

1 Сейчас, правда, полагают, что этот символ был составлен гораздо позже - в V или VI вв., когда Афанасия уже не было в живых.

Культовая практика у христиан разных направлений тоже очень сильно различается. Наиболее торжественно богослужения проводятся в православных и других восточных церквах, а также у католиков. В большинстве протестантских деноминаций богослужебная практика, наоборот, отличается простотой (англикане в этом отношении занимают промежуточное положение).

Разные христианские конфессии сильно различаются и по своей церковной организации. Только Римско-католическая церковь и несторианская Церковь Востока едины (каждая в отдельности) в организационном плане. И православие, и монофизитство делятся на значительное число самостоятельных поместных церквей. Протестантизм же не представляет собой единого целого не только в организационном, но и в доктринальном отношении и распадается на большое число течений (англиканство, лютеранство, кальвинизм, меннонит-ство, методизм, баптизм, пятидесятничество и др.), которые, в свою очередь, подразделяются на отдельные деноминации и церкви.

На сегодняшний день список всех религий мира представлен такими основными направлениями и течениями, как – буддизм, христианство, ислам, иудаизм, индийские дхармические виды религий. Насколько важна каждая из перечисленных и когда возникли в исторических рамках – разберемся кратко, но максимально доходчиво.


Что это

Основное определение мировой религии скрывает под собой выполнение сразу нескольких условий. Отличается от национальных (региональных) в первую очередь тем, что ее исповедуют сразу несколько национальностей, занимающих разные территориальные локации – то есть она является достаточно распространенной.


Ее роль должна быть весомой и ее обязательно относят к массовой по численности или в процентах количества верующих. Вот какие характеристики объединяют все мировые религии и отличают их от других типов существующих верований.

Признаки

Основными признаками являются:

  • Вера людей в то, что миром и их судьбами управляет сверхъестественная сила, которая одновременно мистическая и заслуживающая поклонения.
  • Особенностью является и то, что поклонение высшим силам является организованным. То есть, это фактически институт церкви, где есть своя четкая иерархия, начиная от самого низкого поставленного служителя, до того, кто управляет и регулирует все процессы внутри одной из них.
  • Также ключевой чертой является идея креационизма. Им также присущ рационализм и мистицизм и признание центрической картины мира.

Первая мировая религия

Если говорить о первых религиозных представлениях, то они возникли еще на заре становления человечества. Это была своеобразная форма освоения осознания себя в этом мире. И произошло это время становления первобытного общества. Человеку было свойственно в этот период такое проявление сознания и веры в высшие силы, как анимизм, фетишизм, тотемизм.

Религия появилась, как реакция древнего человека на те события, которые он не мог объяснить. А с такими сформировавшимися представлениями было легче объяснить непонятное или выбрать правильное поведение. Так и сформировалась самая первая старшая религия и верования, которая позднее переросла в язычество. Именно эта вера стала самой распространенной и главной в древнем мире на заре зарождения человечества, где особое место занимали множество богов. Каждый из них отвечал за свою сферу и ипостась, что в последствии и привело к развитию идеи самой веры.

Основные

Далее рассматривая, какие религии в мире являются основными и почему они относятся к мировым, стоит проанализировать историю появления ислама, иудаизма, буддизма, индуизма и христианства.

Буддизм

Буддизм представляет собой религиозно-философское учение, которое сформировалось в сегодняшнем виде еще в I тысячелетии до нашей эры. Произошло это на территории древней Индии, а отцом основателем стал Гаутама Сиддхартха, который своими последователями был назван Буддой Шакьямуни.


Возникновение буддизма впоследствии привело к появлению 4 благородных истин:

  • Существование страдания.
  • Жажда чувственных удовольствий.
  • Необходимость человека освободиться от страданий.
  • Путь ведущий к нирване.

Человек в буддизме представляет собой активную психосоматическое систему. А его жизнь – это сочетание потоков энергии. С начала времени своего возникновения буддизм концентрируется на сознании, психологии и освобождении от того, что мешает человеку развиваться.

Если рассматривать количество верующих, которые исповедуют буддизм, то на сегодняшний момент их численность в цифрах составляет по всему миру около 500 млн. человек.

Преимущественными странами, исповедующими эту веру стали Индия, Китай, Лаос, Мьянма, Япония, Монголия и некоторые другие.

Христианство

Если рассматривать христианство в мире, то оно является одной из самых старых, которая зародилось 2.000 лет назад.


Указывая, чем отличается христианство от других вероисповеданий, стоит выделить такие характерные моменты, как:

  • Является самой крупной авраамической верой.
  • Актуальность ее верований на сегодняшний день четко перекликается с идеями человеколюбия и заботы о ближнем.
  • Произошло возникновение христианства в I веке нашей эры на территории Востока Палестины.
  • Суть верования состоит в том, что человек принимает Бога, как абсолютно совершенную личность, которая осуществляет правление судьбой человека, вводя в его жизнь те или иные события, которые фактически являются испытанием или посылаются для испытания веры.
  • Христианство называется так, исходя из имени ее основоположника – Иисуса Христа, который был послан в этот мир своим отцом – Великим Богом для того, чтобы искупить грехи человечества.
  • Среди основных черт можно выделить также учение о всеобщем воскрешении людей, господство духовного начала и его превалирование над материальным.

Если перечислять страны, в которых распространено христианство, то это будет внушительный список, состоящий из – всех стран Европы, России, США, Австралии, Новой Зеландии, Аргентины, Бразилии, Чили, Кубы, а так же других государств.

Но, она не представлена одним направлением. В христианстве существуют такие ответвления, как – православие, католицизм, протестантство и некоторые другие.

Ислам

Если говорить о том, когда появился ислам, то он является относительно молодой, но при этом имеет существенный вес и влияние на мировую жизнь.


Почему ислам оказывает такое влияние на большую часть населения земли, можно выразить следующими характеристиками веры:

  • Ислам имеет все те же признаки, что и любая другая авраамическая вера.
  • Примерное число приверженцев в мире составляет в процентном соотношении около 24% от всех жителей земли. Несмотря на широкое распространение ислама, он не является превалирующим не на одном континенте. А если говорить о географии, то исламизм получил набольшее распространение на территории Африки от северного побережья до экватора и по западному побережью, на территории всего Аравийского полуострова, на многочисленных островах Индонезийской и Малазийской группы и в Передней Азии. А вот в Европе, России, США, территории Южной Америке эта вера представлена в меньшем процентном соотношении, но все же и здесь есть ее последователи.
  • Исламисты, как и большинство других мировых религий, представлены несколькими течениями. Наиболее распространенными являются сунниты, которые составляют практически 85% мусульман. Шииты представлены группой в 14%. А вот самой малочисленной является течение схизматиков – 1,3%, которая в преобладающем большинстве представлена мусульманскими сектами.
  • Если говорить о ключевых идеях, то они выражены в следующих утверждениях – единобожие, Аллах является вездесущим и верующие должны регулярно поклоняться ему, воздавая свое почтение. Вера и покорность – являются теми столпами, которые должны быть превалирующими для любого мусульманина. В исламе также существует понятие ангелов, которые выполняют волю Аллаха.

Иудаизм

Что касается иудаизма, то данная вера является самой старой, так как была основана еще во II тысячелетии до нашей эры.


Сегодня она относится к одной из монотеистических. Среди ее последователей – 14,6 млн человек, что указывает на не слишком широкое распространение. Поэтому говорить о большом соотношение стран, жители которой стали последователями иудаизма – не приходится.

Самая многочисленная

Если говорить о самых больших по численности религиях, то это три основные, которые в мире занимают самую большую процентную долю верующих. Вот они с точки зрения убывания:

  • Христианство.
  • Мусульманство.
  • Буддизм.

Роль мировых религий

Если говорить о социальной роли и тех учениях и философии, которые считаются превалирующим с точки зрения веры, то можно выделить следующие ключевые понятия:

  • Удовлетворение потребности человека в вере в высшие силы.
  • Установление определенных правил и догм, которым необходимо следовать.
  • Установление жизненных целей и баланс отношений между людьми.

Список религий

Анализируя список существующих мировых и региональных вероисповеданий, становится понятно, что их перечень гораздо больше, чем три основные. Он представлен следующими вероисповеданиями:

  • Христианство.
  • Ислам.
  • Буддизм.
  • Иудаизм.
  • Индийские бхармические. Сюда можно отнести вишнуизм, шиваизм, шраута, шактиизм, тантризм, смартизм.
  • Ряд этнических– алтайские тюрко-монгольские, такие как тенгрианство, марийская традиционная, берберская зар. Сюда можно отнести китайское конфуцианство и даосизма, а также тебето-бирманские, корейский шаманизм, японский синтоизм, тайские чжуанские. А также австралийские и африканские национальные культы и вероисповедания.


Что объединяет мировые религии

Интересно, что все мировые религии объединяет вера в одного или нескольких богов. В преобладающем большинстве случаев Он (Бог) пытается сделать человека чище и наставить его на истинный путь духовных ценностей. Материализм, как правило, везде отвергается полностью, либо выносится на второй план.

Читайте также: