Формирование казахского этноса как результат многовекового этнического процесса кратко

Обновлено: 16.05.2024

В мире живет более тысячи народов. У каждого из них свой исторический путь формирования как народа. А формирование народа - процесс длительный, продолжающийся столетия, на это уходят тысячи лет. Такой процесс формирования пережил и казахский народ.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат Регина.doc

В мире живет более тысячи народов. У каждого из них свой исторический путь формирования как народа. А формирование народа - процесс длительный, продолжающийся столетия, на это уходят тысячи лет. Такой процесс формирования пережил и казахский народ.

Процесс формирования казахов начался уже очень давно. По результатам археологических исследований можно проследить пути развития людей, начиная с первобытнообщинного строя до эпохи железа. Первым периодом становления казахского народа считается ранний период тюркской эпохи. Важность этого момента состоит в том, что далекие предки казахов - племена Канлы и Уйсуней - смешались с племенами гуннов вторгшихся с востока, и произошло взаимовлияние в антропологическом и языковом плане, повлекшие за собой некоторые изменения. Древним населением Казахстана, вошедшим в последствие в состав казахского народа, являются племена Канлы из Южного Казахстана. Затем они сблизились и смешались с племенами сарматов из Западного Казахстана. Вторым периодом в развитии казахского этноса нужно считать размещение на территории Казахстана тюркских племен и их полную ассимиляцию с местным этносом. Появились тюргеши, карлуки, дулаты, шигила, ягма, болаты и др., тем самым увеличился этнический состав на территории древнего Казахстана. Главным было то, что племена - саков, гуннов, Канлы, Уйсунов - были близки к друг другу своими традициями, обычаями, верованиями. Третьим периодом можно считать увеличение численности населения, которое приходится на 10-13 века. В это время на востоке нашей страны расположились племена найманов, кереев, меркитов, жалаиров. Наиманы и жалаиры достигли Жетысу. Жалаиры стали главенствующем племенем - в Старшем Жузе, а найманы и кереи - в Среднем Жузе. Очагами становления казахского этноса считаются Южный, Центральный, Юго - Восточный Казахстан. До вторжения монголов на территорию Казахстана шло формирование народа в Восточном Дешт-и-Кыпчаке на основе Кыпчакских племен, в Семиречье - на основе усуно-карлукских племен. На востоке и на Алтае началось объединение племен и родов в единый тюркоязычный народ. Однако завоевание Казахстана монголами отбросило этот процесс на 150 лет. Монгольское нашествие серьёзно повлияло на становление этносов, вызвало изменение их антропологических форм с усилением монголоидного типа. Так же непосредственно на процесс формирования казахов оказало возникновение на территории Казахстана таких государств как: Саков(10 века до н.э.), Кангюев, или Канлы(3 век до н.э.), Уйсуней(2 век до н.э.),

Тюркского каганата(553-603 гг.), Западнотюркского каганата(603-704 гг.), Тюргешского(704-756 гг.), Карлукского каганата(756-940 гг.), Огузкого( 9-11 века), Кимакского каганата(9-11 века), Караханидов(942-1212 гг.), Каракитаев(1125-1212), Кыпчакского ханства(11-13 века). Политические и социально-экономические события 14-15 вв. способствовали завершению процесса сложения казахской народности. Формированию этнической территории, объединению казахских племен и родов способствовало образование Казахского ханства в 1465-1466 годах, Кереем и Жаныбеком. Таким образом, процесс формирования Казахского народности и её этнической территории завершился в 15-16 вв. И в целом для этого потребовалось около 2 тысяч лет.

На территории Казахстана в эпоху бронзы (II - начало I тыс. до н.э.) жили андроновские племена европеоидного типа По мнению антрополога О. Исмагулова, черты лица саков, сарматов и уйсунов были схожими с обликом их предшественников -андроновцев, особенно уйсунов.

С вторжением гуннских племен среди населения появляются монголоидные признаки. Эти признаки усилились в раннем средневековье (VI-IX вв. н.э.). Как местное население, так и пришельцы были тюркоязычными племенами.

Монгольское нашествие в начале XIII века нарушило процесс формирования Казахской народности, резко изменило этнико-антропологический процесс. Со временем малочисленные монгольские племена растворились среди многочисленного тюркского населения, переняли его язык и обычаи. Зато у местных тюркских племен усилилась монголоидность антропологического облика. На казахской земле появились новые племена конратов, жал аиров, мангытов и барласов. Сложение казахской народности было брошено на 150-200 лет. Этнополитической общностью называют население определенного региона, которое еще не сформировалось до уровня народности и состояло из отдельных объединений родов и племен.

В этническом формировании казахского народа главную роль сыграли племена БелойОрды, в составе ее населения преобладали кыпчаки. На формирование казахской народности повлияли и этнополитические общности ханства Абулхаира, Ногайской Орды и Могульского ханства.

В XIV-XV веках имелись все предпосылки и условия для формирования казахской народности: племена общались на одном языке, обычаи и традиции, религиозные верования были схожими, социально-экономическое и духовно-культурное развитие тоже было аналогичным.

Образование Казахского ханства и казахской народности.

В эпоху бронзы и раннего железа на основе хозяйственных и культурных традиций возникла предковая база процесса формирования культурно-исторической общности последующих племен и племенных союзов Казахстана, включая и казахскую народность. Таким образом истоки этногенетических процессов, определивших образование казахской народности, восходят к глубокой древности – эпохе разложения первобытного строя. Этническую основу казахской народности, как и ряда других тюркских народов Центральной Азии, составили многочисленные племена от саков, усуней, канглов, гуннов, тюрков, тюргешей, карлуков, огузов, кимаков, кыпчаков, найманов, аргынов, киреев и др., обитавших в разное время на территории Казахстана.

Особенность Казахстана является то, что на его территории возникли жузы – племенный объединения, принадлежавшие к казахской народности и населявшие общеказаскую территорию.

Старший жуз занимал территорию от Сырдаьи до Семиречья включительно. В его состав входили уйсуны, канглы, дулаты, албаны, суаны,сргели, ысты, ошакты, шапрашты, жалаиры.

Средний жуз занимал территорию Центрального и часть Северо-Восточного Казахстана. В его составе – кыпчаки, аргыны, найманы, конграты, кириеты, карлуки и др.

Младший жуз занимал низовья Сырдарьи, берега Аральского моря, северную часть Прикаспийской низменности. В его составе племенное объединение алшын, такие племена как адай, алаш, байбакты, жаппас, бериш и др.

Один из важнейших вопросов истории Казахстана – это вопрос образования Казахского ханства. Возникновение ханства явилось закономерным итогом этнополитических процессов, объединения всех земель региона в одной политической структуре, единения всех казахских родов и племен, завершенения длительного процесса сложения народности.

Образование казахского ханства связано с именами Джанибека и Керея. Они откочевали из ханства Абулхайра во владения могольского хана Есен-Буги (1429-1462г.). Таким образом ход образования Казахского ханства связан с внутриполитическим состоянием ханства Абулхайра и Могулистана, которые во второй половине XV века пришли в упадок. Джанибек и Керей отказались повиноваться Абулхайр-хану и откочевали в Могулистан. В 1462 году хан Могулистана умер, что укрепило положение Джанибека и Керея в Семиречье. Согласно датировке Мухаммада Хайдара Дулати время образования Казахского ханства – 1465-1466 годы.

Этногенез казахов

Формирование народа – проблема очень сложная. Для формирования народности необходимы следующие условия:

1. определенный уровень развития культуры;

2. территория с обозначенными границами;

3. сформированное общественно-этническое сознание;

4. сформировавшийся язык;

5. определенный характерный внешний облик, присущий большинству этнических представителей;

6. название государства, отражающее главные этнополитические или историко-географические признаки этноса.

При изучении проблемы возникновения казахского народа надо обратить внимание на историю жизни древних племен населявших земли Казахстана. Хотя однозначно нельзя сказать, что прямыми предками казахского народа являются племена, которые кочевали по территории современного Казахстана 3-2 тысячелетия назад. Тем не менее, если возникновение народа напрямую связано с развитием хозяйственной деятельности, появлением самобытной культуры, формированием языка, то эти племена имели непосредственное отношение к формированию казахской народности.

Изучение жизни племен, населявших Казахстан в древние времена, традиционно начинается с бронзового века. Племена, которые проживали на территории Казахстана и в приграничных регионах между 2-1 тысячелетиями до нашей эры, соответственно их культуре называют андроновцами. Об андроновских племенах точных сведений нет. Однако ученые считают, что расово-генетическое развитие казахского этноса берет свое начало с бронзового века. Это подтверждается некоторыми сходствами казахской национальной и древней андроновской культур. На территории Казахстана сохранились многочисленные памятники андроновской культуры в виде различных построек – захоронений. Узоры андроновцев на гончарных изделиях сочетаются современными узорами казахских ковров, украшений, в убранстве юрт.

Поклонение огню, духам предков, выращивание большое количество овец, лошадей и использование их продукта в пищу свидетельствуют о родственной близости жизненного уклада андроновцев и казахов.

Существует этногенетическая связь казахов с более поздними племенами: саками, гуннами, уйсунями, кангюями, сарматами, и т.д.

По мнению некоторых ученых, существует прямая связь между племенами уйсуней и позже сформировавшимся казахским этносом, о чем свидетельствуют общие черты жизненного уклада. Это определяющая роль скотоводства в сочетании с кочевым образом жизни, использование юрты в качестве жилища, комплексное хозяйство (скотоводческо-земледельческое), молочно-мясное питание, выпекание хлеба из зерна и т.д. Кроме того, наблюдается сходство и в общественно-социальном устройстве. По данным источников уйсунское общество делилось на три части: левое крыло, центральное крыло и правое крыло, что можно провести параллель с тремя казахскими жузами. Это подтверждает этногенетическую преемственность.

Ученые считают, что непосредственное сложение казахской народности относится к началу тюркского этногенеза. Образцы хозяйственно-культурной жизнедеятельности тюркского периода позже стали общими для многих тюркских народов (казахов, киргизов, каракалпаков, башкир, ногайцев, алтайцев, тувинцев, туркменов).

Тюркские племена, населявшие территорию Казахстана перед монгольским завоеванием, были готовы к образованию единого народа. Примером является союз кимако-кипчакской конфедерации. Территорию от Алтая до Волги, занимаемая кипчаками, персидский поэт, путешественник и государственный деятель Насир Хосроу называет Дешт-и-Кипчак (Степь кипчаков). Этногенез казахов

Однако нашествие монгольских войск замедлило это процесс, фактически отодвинув его на несколько веков назад. Было разрушено сложившиеся хозяйственно-экономические и культурно-этнические связи. Многие тюркские племена были разобщены, лишены были прежней сплоченности. Под влиянием монголов произошли изменения и в системе руководства племен, в хозяйственной деятельности, обычаях, традициях.

Вместе с тем захватнические действия монголов внесли значительные изменения в этнический состав населения Казахстана. С монголами на территорию Казахстана прибыли с востока и обосновались такие племена как киаты, мангиты, барласы, коныраты, татар и др. Этногенез казахов

Для того, чтобы народ стал единым в этническом и политическом отношении, он, прежде всего, должен иметь собственную независимую государственность. Племена, стремящиеся к единению, были раздроблены в политическом отношении на различные государства, как Белая орда, ханство Абулхаира, Ногайская орда и Могулистан. Однако эти государства стали основой формирования казахской государственности, становления собственного этнического пространства. Хотя, все казахские племена и роды ушли в различные государства, говорили они на одном языке.

Формирование казахского народа закончилось между второй половиной XY в. и началом XYI века, когда было создано самостоятельное независимое Казахское ханство. Таким образом, было достигнуто еще одно условие формирования народности – название собственного государства.

Завершающий этап формирования казахской народности – это процесс выделения, обособления определенной группы племен из конгломерата родов, племен и формирующихся народностей, находившихся на различных стадиях своего развития, каким было население Восточного Дешт-и Кипчака к началу второй половины XY века. Этот процесс выделения произошло под влиянием целого комплекса факторов, в особенности политических.

Таким образом, как видно из вышеизложенных фактов, формирование народности является очень длительным процессом. Его окончательное формирование охарактеризовать определенным временным периодом невозможно. Однако исторические, этнографические, антропологические и лингвистические источники, позволяют ученым – историкам Казахстана сделать вывод о том, что в XIV - XV вв. процесс формирования казахской народности завершился
.

Развитие древних родоплеменных отношений до уровня этноса, народа. Слово этнос дает понятие об определенном народе или стране. Этнический состав казахского народа образован из тюркоязычных родов и племен. Этнос, или народ, не возникает за один год или за одно столетие. Потомки любого народа до того, как стать этносом, проходят стадию формирования в течение нескольких тысячелетий.

Этнический процесс казахов начал формироваться в эпоху бронзы. Этот процесс получил дальнейшее развитие в железном веке среди саков, канлы, усуней. Особенно яркий след в историко-культурном развитии родов и племен на территории Казахстана оставило движение гуннов в западном направлении. Исследования последних лет доказывают, что народы этой империи были тюркоязычными. Эту мысль подтверждает и то, что саки, усуни и гунны не испытывали трудностей в разговоре между собой.

Историко-культурные сообщества этих племен сформировали форму и облик предков казахского народа в этническом и антро­пологическом отношениях. Антропологические исследования пока­зали, что вторжение с востока монголоидных родов и племен оказало влияние на антропологический облик местных племен. Это положение еще более углубилось в средние века, когда тюркоязычные племена стали активно обживать территорию Казахстана.

Вместе с тем существует мнение, что в начальном периоде бронзо­вого и железного веков исторические жители казахстанской земли общались между собой на тюркоязычной основе. Главное подтверж­дение этого — знаки на камнях, костях и керамике, которые являются знаками тюркского языка, оставленными нашими далекими предками.

Исторические периоды сложения основы казахской народности в раннем средневековье. Началом, или первым периодом, становления казахского народа считается ранний период тюркской эпохи. Важность этого периода состоит в том, что далекие предки казахов — племена усуней и канлы — смешались с племенами гуннов, вторгшихся с востока, и произошло взаимовлияние в антропологическом и языковом плане, повлекшее за собой и некоторые внешние изменения.

Древним населением Казахстана, вошедшим впоследствии в состав казахского народа, являются племена канлы из Южного Казахстана. Затем они постепенно сблизились и смешались с племенами сарматов из Северо-Западного Казахстана. Все они являлись первыми этнополитическими сообществами, образовавшими основу казахского народа.

Таким образом, вторым периодом в развитии казахского этноса нужно считать размещение на территории Казахстана тюркских племен и их полную ассимиляцию с местными этносами. Появились тюргепш, карлуки, дулаты, шигила, ягма, болаты и др., тем самым увеличился этнический состав населения на территории древнего Казахстана. Главным было то, что эти племена — саки, усуни, гунны — были с древних времен близки друг другу своими традициями, укладом жизни, верованиями, социально-экономическим развитием.

Третьим периодом сложения основы казахской народности нужно считать увеличение численности населения, которое приходится на период расцвета средних веков (X—XIII вв.). В это время из-за усиления Монгольского ханства на востоке нашей территории расположились племена найманов, кереев, меркитов, жалаиров. Найманы и жалаиры мигрировали и достигли Семиречья. Жалаиры стали главенствующим племенем в Старшем жузе, найманы и кереи — в Среднем жузе.

Последним периодом становления этнической структуры казахов следует считать XIII—XIV вв., когда в эпоху монгольских завоеваний на территории Казахстана появились новые этнические группы монгольских завоевателей. Этот период был особенно трудным. Одни племена были разгромлены, другие ушли в далекие края, третьи объединились между собой. В этих условиях шло постепенное сближение и становление местных тюркоязычных племен и родов в единый народ.

Очагами становления казахского этноса как народа считаются Центральный, Южный и Юго-Восточный Казахстан. До вторжения монголов на территорию Казахстана шло формирование народа в Восточном Депгг-и- Кыпчаке на основе кыпчакских племен, в Семиречье— на основе усуно-карлукских племен. На востоке Казахстана и на Алтае началось объединение племен и родов в единый тюркоязычный народ.

Однако завоевание Казахстана монголами остановило этот процесс и отбросило его на 150 лет назад. Оно внесло путаницу в географическое расселение народов. Появилась возможность возникновения в Казахстане новых тюркских и монгольских этносов. Таким образом, монгольское нашествие оказало влияние на становление этносов, вызвало изменение их антропологических форм с усилением монголоидного типа.

Система монгольского управления, делившая народ на "тысячи”, "тумены”, поделила этносы на улусы и уделы. Такое смешение активизировало процесс становления народа. Статусы этнических групп получили конраты, ногайцы, татары, толенгуты, подвергшиеся тюркизации монгольские племена, чингизиды. Среди них последние старались сохранить свои особенности. Со временем они вошли в состав казахского народа.

Таким образом, для сложения единого казахского этноса потре­бовалось почти четыре тысячи лет. За это время народ пережил в исторической хронологии периоды древнего, раннего среднего и средних веков. В древние века племена, населявшие Казахстан, по мнению некоторых специалистов, разговаривали на индоиранском языке. Тюркоязычные ученые считают, что они общались между собой на тюрко-казахском языке. В этническом отношении их можно отнести к индоиранским, тюрко-казахским схемам, в антропологическом — к монголоидно-европеоидной схеме.

Таким образом, в процессе формирования казахского этноса в народ Казахстан прошел долгий путь в языковом, этническом, антропологи­ческом и культурно-историческом развитии. В начале XV в. казах­ский народ находился в стадии завершения своего становления.

Территория расселения тюркоязычных народов. Археологические исследования доказали, что в III в. до н.э. в Северной Азии, в северной части Монгольского плоскогорья, проживали тюркские народы. Пока изучена только одна из ветвей этого народа, проживавшая на востоке в III в. до н.э. Она стала известной благодаря китайским летописям. Ученые других стран историю тюрков начинают только с образования в 552 г. Тюркского каганата. Раскопки, произведенные в Центральной Азии, в Южной, Юго-Восточной и Западной Сибири, на западе Казахстана и находящейся рядом северной части Каспийского моря, показывают, что проживавшие в этих местах в 1 тысячелетии до н.э. племена имеют сходство с тюркскими народами. Если это так, то корни тюркоязычных народов, проживающих сегодня на одной трети земного шара, являются общими для всех и начали свое распространение с указанных выше территорий в 1 тысячелетии до н.э.

Ареал распространения тюркских народов в настоящее время. Тюркоязычные народы в основном занимались скотоводством и им приходилось постоянно кочевать со скотом в поисках сочных пастбищ. Чем многочисленнее становились стада, тем больше и дальше приходилось откочевывать. Скотоводство требовало расширения территорий. Внутриплеменная борьба заканчивалась тем, что победитель расширял свои пастбища за счет земель побежденных. Вторжение армии такого мощного соседнего государства, как Китай, разделение империи Тюркского каганата надвое ослабили силы кочевников. Вместе с тем переселение тюркоязычных племен во время продвижения гуннов на запад позволило им достигнуть Малой Азии и образовать там свое государство.

В настоящее время регионы тюркских народов, сформировавшихся как нация, можно разделить на шесть групп. Они, начиная с Востока и кончая Малой Азией, расположены в следующих регионах: 1) Волго- Уральский район (татары, башкиры, чуваши, крымские татары);

2) Кавказское предгорье (азербайджанцы, карачаевцы, балкары);

3) Туранская низменность (казахи, киргизы, узбеки, туркмены, каракалпаки); 4) Восточный Туркестан (уйгуры); 5) Сибирь и Восточная Азия (саха (якуты), шоры, хакасы, алтайские киргизы); 6) Малая Азия (тюрки). До того как стать народностью, они прошли три этнических, исторических периода. В эти времена им зачастую приходилось менять свои исторические места проживания.

Периоды становления тюркоязычных этносов. Формирование этносов — процесс сложный. Любая большая или малая народность в процессе своего формирования переживает целые тысячелетия. В состав

ООН входят шесть крупных тюркоязычных народностей. Это турки, казахи, узбеки, азербайджанцы, киргизы и туркмены, которые начали формироваться как народность во второй половине 1 тысячелетия до н.э. В последнее время ученые все больше склоняются к мысли, что родоначальниками тюркоязычных племен были гунны. Они образовали первую империю, захватили земли вплоть до Малой Азии и оказали влияние на превращение тюркских родов и племен в государства.

Вторым периодом формирования тюркоязычных этносов является вторая половина 1 тысячелетия н. э., когда была образована Тюркская империя. Завоевание этой империей огромных территорий — всей Евразии до Ближнего Востока — создало условия для становления больших и малых народностей, о которых мы говорили выше. Если в памятнике Кюльтегину Бильге каган называет свой народ тюркским, то других именует огузами, или тогуз-огузами. Однако после рас­шифровки орхоно-енисейских надписей было выяснено, что огузы и саки являлись тюрками, что они — всего лишь часть многих тюркоязычных народов. Так, на востоке жили тардуши, на западе — тюргеши, карлуки, киргизы, уйгуры и другие, и уже в начале средних веков сформировались некоторые тюркоязычные народы.

Третьим периодом становления тюркоязычных этносов считается развитое средневековье (XII—XIII вв.). Главной особенностью этого периода было то, что в это время окончательно сформировалась терри­тория тюркоязычных племен. Тюркоязычные племена могли бы сформироваться как единая народность, если бы этому не помешало монгольское нашествие.

? Вопросы и задания

1. Расскажите о древних племенах и родах, составивших основу казахского этноса.

2. Какую роль в формировании казахского народа сыграли канлы и усуни?

3. Какие этнические изменения произошли в раннем средневековье?

4. Какие этнические изменения происходили в средние века?

5. Какие пути историко-культурного развития прошел казахский народ в своем становлении?

6. Назовите периоды становления современных тюркских народов.

* 7. Какая народность легла в основу Османской империи? Какие особенности она имеет?

Казахи, возможно, и не сформировались как народ, если бы не вмешательство монголов. От такой версии отталкивается профессор Абдижапар Абдакимов, описывая этногенез казахского народа. Как повлияли монголы на формирование казахов, ведь из истории известно несколько этапов их становления?

Казахи в древние века

Казахский народ имеет длинную историю и очень тяжелую судьбу. Во многом это связано с монгольскими налетами. Так ли сильно монголы повлияли на судьбу казахского народа? До встречи казахских предков с монгольским врагом произошло множество событий, повлиявших на образование народности.

Формирование казахского народа берет свое начало между II и I тысячелетием до нашей эры. Это железный век на территории Казахстана. В то время на казахских землях и приближенных регионах проживали андроновцы. Об этих племенах достоверных сведений нет.

Но некоторые историки считают, принимая во внимание расово-генетические признаки, что этногенез казахов начинается именно с конца бронзового века. Ученые пришли к такому заключению из-за общих жизненных устоев древних андроновских племен и казахского народа:
1. На территории современного Казахстана археологи нашли большое количество памятников и сооружений для захоронений.
2. Узоры древних племен на гончарных изделиях похожи на те, которые применяются в прикладном декоративном искусстве казахов - встречаются на украшениях и коврах.
3. В бытовой культуре, верованиях, формах хозяйствования андроновцев и казахов есть схожие черты: выращивание большого количества овец и лошадей, использование их мяса в пищу, поклонение огню и духам предков.

Также казахский народ имеет некоторые сходства и с другими народами, которые проживали позднее: сарматами, гуннами, саками, кангюями и другими.

Остановимся на племени уйсунов. Некоторые ученые утверждают, что их общий жизненный уклад сильно похож на кочевой образ жизни казахов. Вероятно уйсуны составили казахский этнос.

Вот характерные признаки этого родоплеменного объединения:
- было развито скотоводство;
- вели кочевой образ жизни;
- использовали юрты как жилище;
- у племен было комплексное хозяйство - совмещали скотоводство с земледельческой деятельностью;
- употребляли в пищу молочно-мясные продукты и пекли хлеб из зерна.

В общественно-социальном устройстве уйсунов тоже было сходство с казахами. В социальном строении племен прослеживалось деление на левое, центральное и правое крыло. Ученые проводят параллели с казахскими жузами - был младший, средний и старший жузы.

Этногенез казахского народа: тюркские племена

Считается, что казахская народность берет начало с тюркского этногенеза. Это важный период, поскольку уйсуны и канглы смешались с гуннами, которые вторглись с востока.

С тех пор начался процесс языковых и внешних изменений. Благодаря этому появилось множество родственных черт, которые присущи тюркским народам: казахам, башкирам, туркменам, ногайцам, киргизам, каракалпакам, алтайцам и тувинцам.

В состав казахского народа вошли канглы, которые проживали на южных территориях Казахстана. Затем они смешались с северо-западными племенами - сарматами. Все это первые этносы Казахстана, впоследствии сформировавшие современный казахский народ.

Заселение территорий современного Казахстана тюркскими племенами - второй этап становления казахского народа. По истечении времени появились ягмы, дулаты, болаты, карлуки и большое количество других племен. Этнический состав Казахстана только увеличивался.

Формирование казахской народности происходило на основе близости разных жизненных аспектов поселений и племен. Родственные черты наблюдались в:
- традициях;
- религии;
- укладе жизни;
- политическом развитии;
- социуме; экономике.

Тюркские племена готовы были объединиться в единую нацию, но все испортили монголы.

Третий период формирования казахского народа охватывает X–XIII века - расцвет Средневековья. Тюркские племена объединялись, из-за чего увеличивалась численность населения. Параллельно на востоке развивалась Монгольская империя. Появились такие племенные народы: кереи, жалаиры, меркиты, найманы.

Последний период формирования этнической структуры казахов охватывает время с XIII по XIV века. Это период, когда казахские предки находились под гнетом монгольского врага. Регулярные нападения стали катализатором возникновения новых этнических групп. Этот период был самым тяжелым и трудным в истории казахов.

Образование казахской народности ускорилось, поскольку тюркоязычные племена были вынуждены объединяться, чтобы противостоять сильному врагу. Но везло далеко не каждому:
- монголы разгромили одни племена;
- другие объединения вынуждены были уйти с земель;
- третьи племена пытались найти народности, которые были бы похожи с ними по духу и расовым признакам.

Вот эти последние постепенно сближались друг с другом, что привело к формированию единого народа.

Из очерка авторитетного ученого Абдакимова "История Казахстана (с древнейших времен до наших дней)" известно, что к 1218–1219 годам монголы подчинили почти все соседние страны, включая енисейских киргизов, бурятов и тангутов.

Все это повлияло на то, что очагами становления казахского народа были юго-восток, юг и центральная часть Казахстана. До этого зарождение казахской народности происходило на территории восточного Казахстана на основе кыпчакских племен и в Семиречье, где проживали усуно-карлукские племена.

Монгольские вторжения только замедлили процесс формирования единого тюркоязычного народа. Монголы внесли путаницу в географическое расположение племенных поселений. Таким образом, появлялись не только новые тюркские этносы, но и монгольские.

Вмешательство моголов разрушило уже имеющиеся социально-политические связи, культуру и этнос, хозяйственный и экономический уклад тюркских племен. Древние жители были разобщены. Монголы изменили систему руководства племенами, а также повлияли на хозяйственную деятельность, традиции, обычаи и так далее.

Монгольская система управления имела свои особенности:
- народ поделили на тысячников и туменов;
- появились улусы и уделы - этнические объединения.

Теперь были такие этнические группы: татары, ногайцы, конраты, толенгуты, чингизиды. Последние больше всех сопротивлялись вражескому правлению, пытаясь сохранить свои особенности. Чингизиды со временем стали частью народности Казахстана.

На территории Казахстана в этот период происходило множество этномиграционных процессов: древние казахи объединялись с разными этническими представителями. Монголы занимались тем же самым.

В XIV–XV веках на территории Казахстана и приграничных землях сформировались такие государства:
- Белая Орда;
- Могулистан;
- Ханство Абулхаира;
- Ногайская Орда.

В то время жителей называли узбеками, узбеками-казахами, моголами (могулами), ногаями.

Этногенез казахского народа: конец формирования казахской народности

На финальное образование казахской народности ушло несколько веков. Период начался в XIV веке и закончился в начале XVI века. За это время было достигнуто важное условие, при котором формируется любая народность, - придумали название собственному государству.

Постепенно монгольские устои начали ослабевать, а казахское этническое сознание только крепчало. Тюркские племена объединялись с монгольскими, поскольку имели похожие представления о кочевом образе жизни, духовности и культуре. Затем зародилась идея создания единого государства с национальным названием. Так предки современных казахов стали на путь формирования нации.

Хоть и присутствовало стремление создать единую нацию, но у казахов по-прежнему было разделение на жузы. В свою очередь жузы делились на рода, среди которых были большие объединения, деленные на подрода. Каждое объединение отличалось боевым кличем и знаменем, но также был общий клич "Алаш".

Знамя - родовой знак, который называли "тамга" или "танба". Каждый род имел свой знак, которым клеймили животных, использовали на предметах быта, оружии, в архитектуре.

Тамга - это не просто родовой знак, а символ, который имеет собственную историю происхождения. До сих пор достоверно не известно происхождение каждого родового знака. Это свидетельствует о том, что историю казахского народа еще предстоит изучить, поскольку современным историкам известно далеко не все. Каждая тамга - сокровище мировой культуры.

Также есть шежире (родословная). В таких сводах описана история становления племен, которые раньше обитали на территории Казахстана.

Представленные этапы формирования народности Казахстана известны благодаря открытиям, социально-политологическим анализам. По известным данным видно, как тяжело далось казахским предкам становление национальной культуры. Поэтому современным казахам нужно беречь то, что формировалось веками.

Читайте также: