Чем отличается литература 18 века от 19 века кратко

Обновлено: 06.07.2024

Цель: дать общую характеристику развития русской литературы на рубеже конца XVIII – начала XIX века.

Русские писатели создают свои произведения, опираясь на принципы худ-го метода – классицизма.

Классицизм (лат. - образцовый) – худ-ый метод, в основе которого:

  1. Признание античного искусства высшим образцом, идеалом, а произведения ант-и – художественной нормой;
  2. Культ разума; (ценилась образованность)
  3. Обращение к общественной, гражданской проблематике;
  4. Произв-е строится как логически завершённое целое, для него характерны строгая сюжетно-композиционная организация, прямолинейное изображение чел-х х-ров (герои строго делятся на отрицательных и положительных, кот-е идеализируются).

Клас-му хар-на строгая иерархия жанров:

  1. Высокие: ода, трагедия, эпопея.
  2. Средние: письма, дневники.
  3. Низкие: басня, комедия, сатира.

В основе теории К. лежит идея о воспитательной роли искусства в жизни общества . Все виды иск-а должны служить человеку и государству, направляя их развитие в сторону идеала, способствуя их воспитанию и образованию. В системе ценностей К. на высшей ступени стоит Человек Разумный, обладающий всеми лучшими качествами. В воспитании такого чел-а главнейшую роль играет лит-ра, т. к. именно в ней он находит образцы для подражания.

В произв-ях К. почти всегда звучит поучительная интонация.

Грандиозных успехов К. достиг в архитектуре. Произошёл расцвет в драматургии , что логично привело к развитию театрального искусства. Театр стал самым популярным зрелищем.

Представители К. в русск. лит-е: М. В. Ломоносов, Г. Р. Державин, Д. И. Фонвизин.

К концу 18в. зарождается новый худ-ый метод – сентиментализм, кот-й был противопоставлением для К.

Сентиментализм (фр. – чувство, чувствительность) – худ-ый метод (и лит-е напр-е), признающие основой человеческой природы не разум, а чувство.

Важнейшее свойство С. – стремление исследовать человеческую личность в движении души, мыслях, чувствах, переживаниях. С. обращается к изобр-ю частной чел-й жизни, утверждает ценность отдельной личности.

Главные темы С. – любовь, дружба, страдание.

Герой – простой ч-к, представитель низших сословий, наделённый врождённой нравственной чистотой, богатым духовным миром.

Жанры С.: дневник, повесть, послание, путешествие, с. роман, элегия.

Представители С. в русск. лит-е: М. Карамзин, А. Н. Радищев, В. А. Жуковский.

На рубеже столетий третьим худ-ым методом становится романтизм.

Романтизм (фр.- таинственный, странный,) – тип худ-го мышления и способ отображения действительности, в основе которого лежат принципы:

  1. Субъективная позиция автора по отношению к изображаемому.
  2. Стремление автора пересоздать действительность, используя фантастику, гротеск, символику.
  3. Герой – исключительная личность, одинокая, неудовлетворённая действительностью, мятежная, бунтующая против миропорядка, наделённая стремлением к абсолютной свободе, к недостижимому идеалу.
  4. Ведущая черта Ром-а: герой осознаёт несовершенство мира и людей и в то же время мечтает быть понятым и принятым.
  5. Провозглашение ценности человеческой личности и индивидуальности.

Жанры: поэма, баллада, элегия.

Представители Ром-а. в русск. лит-е: В. А. Жуковский, К. Ф. Рылеев, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов.

Особая роль в лит-е 19 в. принадлежит реализму, который сфор-ся к 1830-ым годам.

Как худ-й метод реализм делят на три этапа:

1-ый: просветительский – к. 18 – н. 19вв. ( Г. Р. Державин, Д. И. Фонвизин, И. А. Крылов, А. С. Грибоедов);

2-ой: критический – с середины 19в. (Н. В. Гоголь, Н. А. Некрасов, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой);

3-ий: социалистический – 20-й век (М. Горький, А. Н. Толстой; сатира В. Маяковского, И. Ильфа и Е. Петрова, М. Зощенко; творчество А. Твардовского, К. Симонова, В. Гроссмана…).

В центре внимания Р. находятся не просто факты, события, люди и вещи, а те закономерности, которые действуют в жизни, вз/отношения ч-ка и среды, героя и времени, в котором он живёт. Писатель с наибольшей точностью отбирает присущие жизни черты и тем самым обогащает читателя знанием жизни.

В основе Р. лежат историзм мышления (умение автора видеть историческую перспективу, вз/действие прошлого, настоящего и будущего), социальный анализ (изображение явлений в их конкретной социальной обусловленности), социальная типизация.

Художественным открытием Р. стала узнаваемость, конкретность времени и места действия, события, характера.

Жанры: повесть, роман.

2. Лит-е общества и кружки.

В нач.19в. лит-а стала важной и неотъемлемой частью жизни дворянского общества. Возникло то, что наз. литературной жизнью – объединение писателей и всех, кто близок к лит-е, в группы, кружки, общества, насыщенный обмен мнениями, идеями, замыслами…

Названия обществ и кружков:

1. Дружеское лит-е общество.

2. Вольное общество любителей словесности.

3. Общество любомудрия .

4. Беседа любителей русского слова.

5. Арзамасское общество безвестных людей.

В лит-х салонах , существовавших в аристократических домах, читающая публика имела возможность познакомиться с лит-ми новинками раньше, чем они были опубликованы. Поэты и писатели сами читали св. произведения.

3. Литературная критика.

Начало 19в. – это время рождения русск. лит-й критики. Критерием оценки худ-го пр-я становится личный вкус критика , соответствие или несоответствие пр-я его взглядам.

Первая пол. 19в. стала для русск. лит-ы временем блестящих побед и великих открытий.

Обобщение (особенности разв-я лит-ы):

1. На рубеже столетий в русской лит-ре развиваются новые худ. направления: сентиментализм, романтизм, реализм.


Русская литература этого периода обогащается развитой системой художественных средств и приемов, постепенно создается литературный язык, формируется разветвленная система литературных жанров (вспомните, что такое жанр и какие жанры вы знаете): ода, элегия, трагедия, слезная драма, высокая комедия, поэма. Многое из того, чем прославилась на весь мир русская классическая литература XIX столетия, зародилось именно в XVIII веке – идеи гуманизма, просвещения, патриотизма, художественный психологизм, высокая стихотворная культура.

Через школу классицизма прошли практически все выдающиеся писатели и поэты XVIII века. К тем, кого я уже назвал, можно добавить имена В. К. Тредиаковского, А. П. Сумарокова, В. П. Петрова, И. И. Дмитриева.

Другой отличительной чертой русского национального Просвещения стало обращение к жизни крестьян, к проблеме крепостного права, которое, с точки зрения большинства русских просветителей, было несовместимо ни с просвещенностью, ни с гуманностью, ни с разумом (эта черта ярко отразилась в произведениях Н. И. Новикова, А. Н. Радищева). К национальному своеобразию русского Просвещения надо отнести еще и его патриотическое звучание, стремление не отстать от Европы в деле цивилизации, культуры, демократии. И это понятно, так как именно в XVIII веке Россия из державы преимущественно азиатской превращается в великое европейское государство.

Другим важнейшим достижением Тредиаковского стала реформа русского стихосложения, хотя и не доведенная им до конца. До Тредиаковского в русском стихосложении господствовала так называемая силлабическая система. В этой системе важно было одинаковое количество слогов во всех строчках, а ударения в них располагались как попало. Эта система была заимствована русскими стихотворцами А. Кантемиром, С. Медведевым из польского языка, но для языка русского она оказалась непригодной, поскольку не давала стиху четкого ритма: ударения в строке, располагавшиеся хаотично, не создавали определенного ритмического рисунка.

Проще говоря, стих выглядел немузыкальным, мало чем отличался от прозы. В силлабо-тонической системе принцип организации стиха несколько другой: в ней ударение падает либо на каждый второй (хорей, ямб), либо на каждый третий (дактиль, амфибрахий, анапест) слог.

Вспомните, пожалуйста, что вам известно о перечисленных стихотворных размерах и об основах стихосложения.

Пытался Тредиаковский реформировать и русскую прозу, однако не добился здесь значительных успехов. Вообще надо сказать, что многое из того, что было начато Тредиаковским, получило законченное воплощение в теории и практике более поздних литераторов – М. В. Ломоносова, Г. Р. Державина, H. М. Карамзина и особенно А. С. Пушкина.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

ДВОРЯНСТВО В РОССИИ ОТ НАЧАЛА XVIII ВЕКА ДО ОТМЕНЫ КРЕПОСТНОГО ПРАВА. А. Романовича-Славатинского, профессора государственного права в Университете св. Владимира. С.-Петербург. 1870 г

ДВОРЯНСТВО В РОССИИ ОТ НАЧАЛА XVIII ВЕКА ДО ОТМЕНЫ КРЕПОСТНОГО ПРАВА. А. Романовича-Славатинского, профессора государственного права в Университете св. Владимира. С.-Петербург. 1870 г С давних пор у нас так повелось, что публичное обсуждение некоторых вопросов, близко

Дворянство в России от начала XVIII века до отмены крепостного права А. Романовича-Славатинского, профессора государственного права в Университете св. Владимира, С.-Петербург, 1870 г

Русская литература начала XIX века

Русская литература начала XIX века Вы конечно же понимаете, что разделение литературного процесса на несколько этапов условно. Многие писатели, начав свою творческую деятельность в XVIII столетии, продолжали создавать произведения и после 1800 года, но одних из них мы

Русская литература XX века

Русская литература XX века После победы Октябрьской революции литературная борьба в нашей стране оказалась прочно связанной с борьбой политической. Политические лозунги тесно переплетались с эстетическими. Крайне опасным было и стремление противопоставить

Русская литература XVIII века: поэт и гражданин

Русская литература XVIII века: поэт и гражданин С XVIII века русская литература постепенно становится такой, какой мы привыкли видеть ее сегодня.Теперь автор смело ставит имя под и над своими произведениями. Литература перестает быть анонимной.Вымысел не только допускается,

Пушкинские усадьбы и парки в стихах русских поэтов конца XVIII – начала XX века Антология

Пушкинские усадьбы и парки в стихах русских поэтов конца XVIII – начала XX века Антология Замечательные усадьбы и парки, где жил и творил великий Пушкин, привлекают с каждым годом всё больше паломников, стремящихся не просто осмотреть достопримечательности и узнать что –

Литература Германии конца XIX – начала XX века

Литература Германии конца XIX – начала XX века Рубеж XIX–XX вв. принято называть эпохой декаданса в Европе, т. е. трагического мироощущения. Пессимизм декаданса тесно связан с переживанием глобального кризиса в системе европейских ценностей, с позитивизмом ХГХ в.,


Окт 7, 2017 | 0 комментариев

Характеристика Литературы XVIII века

Литература и литературные произведения — это возможность выразить свое отношение к происходящему, высмеять или воспеть происходящие события, чем и занимались писатели разных веков. Так была древнерусская литература, ее сменила средневековая, а ей на смену пришла новая литература и вот сегодня нам предстоит сделать характеристику русской литературы 18 века.

Характеристика русской литературы 18 и 19 века кратко

Работая над характеристикой литературы 18 и 19 века, следует отметить, что развитие литературы связано с деятельностью Петра Первого. Теперь, делая характеристику литературы 18 века в 9 классе, следует отметить, что среди литературных работ начали появляться научные книги и книги публицистического содержания. В литературе стали использовать иностранные слова, и самое главное, теперь литература и произведения пишутся не церковнославянским языком, а на общепотребительском русском языке. Теперь начинается эпоха Просвещения.

Делая общую характеристику литературы 18 века, скажу, что в восемнадцатом веке писатели продолжают использовать такие жанры, как драма, поэзия виршевой формы, повесть, то есть те жанры, что существовали в 17 веке, но к этому перечню добавляются такие жанры, например, как любовная лирика.

В начале 18 века писатели в основном занимались переводами, а чуть позже стали появляться собственные произведения писателей того времени. Творения писателей писались в духе классицизма, где жанры подразделялись на низкие, среди которых выделить можно басню, сатиру, комедию. Здесь произведения пишутся простым народным языком. Также подразделяется литература на высокие жанры, где выделяют оды, трагедии, героические песни, которые в отличии от низких жанров, где произведение посвящено жизни обычных людей или буржуазии, там восхваляется государство, высшие слои общества.

Все произведения 18 века имели четкие границы и писались по правилу трех единств, то есть, произведение имело один сюжет, в основном описанные события происходят в течении одного дня, и в одном месте. В литературе 18 века можно четко выделить положительных и отрицательных героев, все герои носят говорящие фамилии, например, Стародум, Простакова. Литература 18 века затрагивает такие проблемы как проблема воспитания, а сами произведения имеют простой сюжет, легкий для понимания и восприятия. Кто является представителем классицизма? Здесь стоит вспомнить Крылова, Фонвизина, Державина и других писателей.

Но классицизм был не вечным и тут он сменяется сентиментализмом, где в произведениях писатели стали останавливать и концентрировать внимание на чувствах героев. Здесь можно выделить таких писателей, как Каменев, Карамзин, Жуковский.

Эпоха Просвещения — один из ключевых периодов в европейской культуре XVIII века, тесно связанный с развитием науки и философии. Базой для нового общественного движения выступили идеалы гуманизма и свободомыслия.

Есть несколько теорий хронологических границ эпохи Просвещения. В соответствии с самой распространенной она началась в 1688 году с восшествия на английский престол Вильгельма Оранжского, а закончилась с началом Великой Французской революции в 1789 году. Главная черта этого периода — опора на разум человека, стремление к самостоятельности мышления, выход из-под гнета авторитетов. На место верховной власти и религии постепенно приходят опыт, логика и разум. Никогда еще литература не была так связана с философией.

В российской литературе XVIII века было заметно серьезное отставание от зарубежной. Когда в Англии и Франции развивались крупные литературные формы и превозносили интеллектуальную свободу личности, в нашей стране продолжали восхищаться царской властью и переписывать жития и патерики. Жанровое разнообразие было незначительным.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Особенности развития литературы XVIII века

В литературе этого периода различают три направления:

  • Классицизм.
  • Реализм.
  • Сентиментализм.

Классицизм — это направление в европейской культуре XVII-XVIII веков, ориентирующееся на античные образцы творчества и признающее их нормой.

Просветительский классицизм четко подразделял жанры на два типа и не допускал их смешения:

  • Низкие — к ним относилась сатира, комедия и басня. В этих произведениях рассказывалось о жизни простого народа или буржуазии. Стиль написания — разговорный.
  • Высокие — это ода, героическая песня, трагедия. В них воспевались правители и рассказывалось о высших слоях общества.

В произведениях классицизма применялось базовое правило трех единств — действия, места и времени. Такое произведение имеет одну линию сюжета, поэтому его композиция была простой. Все события должны происходить за один день и в конкретном месте, без перемещения в пространстве. При этом, многие принципы построения образов и подхода к изображению были позаимствованы у классицистов XVII века, но в отличии от них, деятельность просветителей была направлена не на укрепление, а на расшатывание абсолютизма существующей власти.

Реализм — направление в искусстве, ставящее целью правдивое изображение действительности (в том числе — социальной несправедливости).

Просветительский реализм реформирует прежнюю систему жанров. В литературе появляется мещанская комедия и драма, большое значение приобретает роман (в нем характер героя постепенно изменяется под влиянием происходящих событий и в целом произведение носит воспитательный характер).

Сентиментализм — направление в искусстве, которое отличает повышенный интерес к чувственной области восприятия и излишне эмоциональное отношение к окружающим событиям.

Наибольшее отражение сентиментализм нашел отражение в жанрах романа и элегии. Так как это направление делает упор на чувства и переживания человека, оно сильно отличается от классицизма, возвеличивавшего разум и логику. По этой причине, много внимания в произведениях сентименталистов уделяется описанию жизненных ситуаций и природных явлений.

  • Немецкое — при Петре I (начало XVIII в.).
  • Французское — при Елизавете и Екатерине II (середина XVIII в.).
  • Англо-немецкое — вторая половина царствования Екатерины II (конец XVII века).

И только после этого в российском обществе подошли к созданию литературы, основанной на национальных тенденциях и проявляющей себя как самостоятельная форма общественного сознания.

Жанры в начале века

В Российской литературе в начале XVIII века преобладали:

  • Житийная литература — она была широко распространена, так как пропагандировалась церковью, в том числе в виде издания специальных сборников.
  • Произведения восхваления (панегирики) — наиболее известным жанром здесь выступают оды, прославлявшие действующих монархов. Эта тенденция прочно закрепилась в отечественной литературе, несмотря на дальнейшие реформаторские преобразования.
  • Стихи в простой форме — в основном они имели былинное происхождение.

Реформатором отечественной литературы выступил Василий Тредиаковский. Получив блестящее образование в России и за рубежом, он перевел большое число произведений европейской литературы (в том числе древнегреческой), облегчив современникам интеграцию в мировую культуру. Именно Тредиаковский определил прозу и поэзию различными направлениями. Он же разработал правила русского стихосложения.

Становление новой литературы в первой половине XVIII века

Период до 1730 года в зарубежной литературе относится к раннему Просвещению. Это период просветительского классицизма, продуктивно разрабатывающий такие жанры, как трагедия, эпопея, ода. Несмотря на то, что возможности автора были ограничены материалом античной философии и мифологии, художественная литература этого времени сыграла значительную роль в реформировании общества (например, в подготовке идеологических основ для Великой Французской революции).

Приход сатиры

Сатира — резкое проявление комического в искусстве, представляющее собой поэтическое унизительное обличение явлений при помощи различных комических средств: сарказма, иронии, гиперболы, гротеска, аллегории, пародии и других.

Жанры середины XVIII века

Драма

Проза

Жанры в России

Литература в последней четверти XVIII века

В Европе

Литература в последней четверти века в России

В целом, в конце XVIII века в отечественной словесности начала формироваться фундамент для дальнейших стремительных преобразований. Через несколько десятилетий это выльется в золотой век русской литературы, время Александра Пушкина, Ивана Крылова, Михаила Лермонтова и других талантливых писателей и поэтов.

Кризис классицизма

Д. И. Фонвизин и А. Н. Радищев стали не только разработчиками, но и разрушителями стилистического единства классицизма: Фонвизин в комедиях нарушает принцип триединства, вводит неоднозначность в оценке героев. Радищев становится предвестником и разработчиком сентиментализма, обеспечивая повествованию психологизм, отвергая его условности.

Сентиментализм

Ведущие деятели литературы XVIII века

Страны, где литература этого периода получила наибольшее развитие, стали:

  • Англия — Даниэль Дефо (1661-1731), Джонатан Свифт (1667-1745), Генри Филдинг (1707-1754), Роберт Бёрнс (1759-1796).
  • Франция — Франсуа Вольтер (1694-1778), Дени Дидро (1813-1834), Жан-Жак Руссо (1812-1878), Бомарше (1832-1899).
  • Германия — Фридрих Шиллер (1759-1805), Готхольд Эфраим Лессинг (1729–1781), Иоганн Вольфганг Гёте (1749-1832).
  • Италия — Карло Гольдони (1707-1793), Карло Гоцци (1720-1806).

Читайте также: