Чем отличается косская школа от книдской

Обновлено: 05.07.2024

Между тем от 30 до 50 процентов больных, обращающихся за медицинской помощью в поликлиники, нуждаются главным образом в коррекции своего сугубо человеческого, психологического состояния.

Увы, заболеваемость населения в нашей стране весьма высока. В среднем россиянин болеет в 2,5 раза больше, чем американец. Продолжительность жизни у нас самая низкая в Европе. У мужчин она лет на 20 меньше, чем в цивилизованных странах. Детская смертность у нас раз в пять выше, чем в Японии. По-че-му?!

Причин много. До сих пор мы упоминали в основном о внешних (экзогенных) причинах – инфекции, травме, нарушениях питания. Но ведь организм – это хорошо отлаженная саморегулирующая система, располагающая мощными защитными и компенсаторными механизмами. В отличие от неживых объектов организм препятствует повреждению или активно восстанавливает поврежденные части. Развитие болезни связано не столько с действием экзогенных факторов, сколько с относительной или абсолютной недостаточностью защитных и компенсаторных систем организма. Не случайно И.В.Давыдовский считал, что теоретический стержень болезни лежит в самом организме. Короче, заболевает человек или нет при действии на него болезнетворных раздражителей, это зависит от реактивности и устойчивости его организма. А что это такое?

Гиппократ - i_003.jpg

ГИППОКРАТ ИЗ КОСА

Гиппократ из Коса, Асклепиад. Так при жизни называли знаменитого врача, чтобы отличить его от других Гиппократов. Это имя было очень распространенным. Оно содержит два основных указания, одно из которых хорошо известно — это его родина. Другое неизвестно его семья, которая получила свое имя от Асклепия. Фактически Гиппократ провел только часть своей жизни на острове Кос, где он родился. Позже он обосновался в континентальной Греции, в Фессалии, мифической колыбели Асклепиадов, где и прожил до самой смерти. Но его имя навеки связано именно с Косом, местом рождения, где жили многие поколения его предков.

По иронии судьбы, не турист, жаждущий найти следы Гиппократа, видит пейзажи его детства, а тот, кто приехал в Средиземноморский Клуб за морем и солнцем. Один уедет, думая, что повидал реликвии, другой повидал, но не знает этого. Единственный сувенир в память о Гиппократе, который привезет образованный турист — это фотография мозаики музея, изображающей старого Гиппократа, встречающего вместе с жителем Коса юного бога Асклепия, высаживающегося на остров. Но эта мозаика римской эпохи (II или III века н. э.) ничего нам не говорит о реальном человеке. Только исторические свидетельства позволяют приподнять покров тайны и представить истинного Гиппократа.

Июль 24th, 2013 admin

В Древней Греции было несколько медицинских школ, и каждая из них была индивидуальна по своей философии.

Первая известная греческая медицинская школа была открыта в Книде в 700 году до н. э. В ней работал Алкмеон, автор первого труда по анатомии, и именно в этой школе была впервые применена практика наблюдения за пациентами. Он открыл перекрест зрительных нервов и слуховой канал, писал о головном мозге как органе познании и причине некоторых болезней.

Книдская медицинская школа:
1. заложила основы гуморального учения, согласно которому здоровье есть благоприятное смешение четырех жидкостей организма, а неблагоприятное их смешение — есть причине большинства болезней.
2. Продолжая традиции египетских врачей, в частности, обожествлённого Имхотепа, развивала учение о признаках болезней и диагностике. Выдающимся представителем этой школы был Эврифон из Книда — современник Гиппократа, автор многих сочинений…

мед.врачевание-480 – 470 до н.э.,

Кротонская медицинская школа
достигла своего расцвета в VI в. до н.э. Ее основные достижения формулируются в следующих тезисах:
1. организм есть единство противоположностей,
2. здоровый организм есть результат равновесия противоположных сил,
3. противоположное излечивается противоположным.

мед.ранение- vulci. 500 гг. До н.э

Косская медицинская школа — главная медицинская школа Древней Греции. Первые сведения о ней относятся к 584 г. до н.э., когда жрецы Дельфийского Оракула попросили Неброса с острова Кос и его сына Хрисоса прекратить моровую язву, свирепствовавшую в войске, осаждавшем г. Киррос. Оба врача без промедления откликнулись на эту просьбу и, как говорит предание,вскоре, эпидемия была прекращена.

Косская медицинская школа:
1. рассматривала организм в тесной связи с окружающей природой,
2. разрабатывала принцип наблюдения и лечения у постели больного,
3. развивала основы врачебной этики.

мед-Hippocrates1756_large

мед-клятва-

Памятник Гиппократу на его родине - остров Кос

Памятник Гиппократу на его родине — остров Кос

Гиппократ первым разделил людей по темпераментам доказал что в организме человека находится четыре жидкости (кровь, жёлтая желчь, чёрная желчь и лимфа), образуя состав с определённым количеством каждой из них получается уникальная смесь влияющая на темперамент человека:

4-Temperament_


Если в составе смеси преобладает желтая желчь, то, как правило, человек импульсивный – ХОЛЕРИК.
Если количество черной желчи превышает количество остальных жидкостей, то человеку присущи такие черты характера как медлительность, боязливость, а значит, темперамент относит его к МЕЛАНХОЛИКАМ.
САНГВИНИКИ – это люди, которые ведут подвижный образ жизни и не устают веселиться. В их смеси больше крови.
ФЛЕГМАТИКИ — люди с большой концентрацией лимфы, это спокойные медлительные натуры.
В наше время теорию Гиппократа подтвердил на экспериментах академик Павлов.

Аполлон и ворон — 480 г. до н.э. Дельфы. Храм Аполлона.

Краткая история появления врачебных школ в Древней Греции

На становление и развитие медицины очень большое влияние оказало государство Эллада (Древняя Греция).

Где изначально зародилась медицина, остается неясным до сих пор, но можно с уверенностью говорить о том, что медицина, как наука, развивающаяся на доказательствах и открытиях, начала свое существование именно в Древней Греции. Одним из подтверждений этого являются медицинские термины - практически все они имеют греческое или латинское происхождение.

В течение достаточно продолжительного временного периода врачевание в Древней Греции оставалось исключительно семейной традицией, и только в начале классического периода произошло расширение рамок семейных школ. В них стали принимать учеников, не являвшихся членами данного рода. Это положило начало развитию передовых врачебных школ того времени.

Первыми наиболее известными школами были родосская (остров Родос, расположенный в восточной части Эгейского моря) и киренская (город Кирена на севере Африки). Вскоре они обе исчезли, до наших времен почти никаких сведений о них не дошло.

Позднее появились кротонская (город Кротон, располагавшийся на юге территории современной Италии), книдская (город Книд, располагавшийся в Малой Азии, на ее западном побережье), сицилийская (остров Сицилия) и косская (остров Кос, расположенный в восточной части Эгейского моря) школы, каждая из которых имела свою философию. Они и составили славу древнегреческой медицины.

Характеристика кротонской и книдской медицинских школ Древней Греции

Своего расцвета кротонская врачебная школа достигла еще в VI веке до н.э.

Одним из выдающихся деятелей кротонской школы является философ-пифагореец Алкмеон из Кротона (VI-V вв. до н.э.). Ему принадлежит открытие перекреста зрительных нервов и слухового канала (позднее названного евстахиевой трубой), головной мозг он писал как орган познания также ему принадлежат описания причин некоторых заболеваний, связанных с истечением лишней слизи.

Готовые работы на аналогичную тему

Основные достижения и тезисы кротонской врачебной школы: организм представляет собой единство противоположностей; здоровье организма является результатом равновесия противоположных сил: влажного и сухого, холодного и теплого, горького и сладкого и т.п., если же какая-то сила становится господствующей, развиваются болезни; противоположное можно излечить только противоположным (это тезис часто приписывают Гиппократу).

Выдающимся представителем книдской школы является Эврифон, современник Гиппократа, автор множества медицинских сочинений.

Достижения и тезисы книдской медицинской школы:

  1. Активное развитие учения о четырех телесных соках (крови, слизи [флегме], светлой [желтой] желчи, черной желчи). Этим жидкостям организма соответствовали четыре стихии: воздух, вода, земля и огонь. Согласно этому учению, здоровье организма является результатом благоприятного смешения всех телесных соков, а их неблагоприятное смешение, наоборот, является причиной большинства болезней. Позже на основе этого учения о соках организма была сформирована гуморальная теория, которая просуществовала в медицине вплоть до XIX века, хоть и с некоторыми изменениями.
  2. Представители этой школы внесли значительный вклад в схематизацию лечения.
  3. Как продолжение традиций египетских и вавилонских врачей представители книдской школы активно развивали учение о симптомах (признаках) болезней, а также их диагностике, включая метод выслушивания, с помощью которого было открыто явление плевретического трения.

Характеристика сицилийской и косской медицинских школ Древней Греции

Основные тезисы и достижения представителей сицилийской врачебной школы:

Косская врачебная школа являлась главной медицинской школой Древней Греции в классическом периоде.

Первые дошедшие до наших времен сведения о косской школе датируются 584 годом до н.э. В то время в войске, осаждавшем город Киррос, свирепствовала моровая язва. Жрецы Дельфийского храма попросили двух врачевателей с острова Кос, Неброса и его сына Хрисоса, прекратить распространение заболевания. Оба немедленно откликнулись на эту просьбу и, согласно преданию, им удалось прекратить эпидемию.

Знаменитыми деятелями косской врачебной школы также являлись Гиппократ II Великий, вошедший в историю как Гиппократ, и Праксагор, учитель Герофила.

Врачевание в древней Греции долгое время оставалось семейной традицией. К началу классического периода рамки семейных школ расширились: в них стали принимать учеников — не членов данного рода. Из ранних школ наиболее известны родосская (о. Родос в зосточной части Эгейского моря) и киренская (г. Кирена в Северной Африке). Обе они рано исчезли, и сведения : них почти не сохранились. Появившиеся позднее кротонская (г. Кротон ^а юге современной Италии), книдская (г. Книд на западном побережье Малой Азии), силицийская (о. Сицилия) и косская (о. Кос в восточной части Эгейского моря) школы составили славу древнегреческой медицины.

Книдская врачебная школа стала главным предметом гордости своего города и принесла ему широкую известность. В этой школе развивалось учение о четырех телесных соках (кровь, слизь, светлая желчь и черная желчь): здоровье представлялость как результат их благоприятного смешения (греч. eukrasia) и, наоборот, неблагоприятное смешение соков (греч. dyskrasia) расценивалось как причина большинства болезней. Книдская школа развивала учение о признаках болезней (симптомах) и диагностике (метод выслушивания, которым пользовался Гиппократ и открытие плевретическогб трения). врачевателем этой школы был Эврифон из Книда.

Косская врачебная школа — главная медицинская школа древней Греции классического периода. Первые сведения о ней относятся к 584 г. до н. э..Следуя натурфилософским воззрениям, врачеватели косской школы воспринимали человека, его здоровье и болезни в тесной связи с окружающим миром, стремились поддерживать имеющиеся в организме природные целительные силы. Болезнь в их понимании— не наказание богов, а результат влияний всего окружающего и нарушений питания. Врачеватели косской школы активно развивали учение о четырех телесных соках и четырех темпераментах; разрабатывали принципы наблюдения и лечения у постели больного (впоследствии эти идеи легли в основу клинического направления в медицине), развивали основы врачебной этики.

Расцвет косской врачебной школы связан с именем Гиппократа II Великого (ок. 460—ок. 370 гг. до н. э.), который вошел в историю как Гиппократ .Через несколько лет после того. как Гиппократ покинул о. Кос, на острове, на том месте, где при Гиппократе располагалось скромное святилище и врачебная школа, был воздвигнут грандиозный асклепейон, который неоднократно расширялся.

Видным врачевателем косской школы был также Праксагор (Praxagoras. IV в. до н. э.) — учитель Герофила, одного из основоположников александрийской врачебной школы (период эллинизма) .

Читайте также: