Чем отличается демократическая школа от школы чистого искусства в поэзии

Обновлено: 04.07.2024

Признанным вождем демократической поэзии второй половины XIX века как по таланту, так и по масштабу творчества был, без сомнения, великий русский поэт-демократ Николай Алексеевич Некрасов. Он выступил наследником лучших традиций дворян-мятежников и радикалов и связал свою творческую жизнь с интересами широких народных масс России.

НЕКРА́СОВСКАЯ ШКО́ЛА" — в поэзии — гр. поэтов, к-рые в условиях обществ.-лит. борьбы 1860-х гг. были противопоставлены поэтам "чистого иск-ва" как поэты реального и гражд. направления (Д. Минаев, Н. Добролюбов, И. Никитин, В. Курочкин и др.). Термин "Н. Ш." не означает, что они ученики Некрасова. Некрасов наиб. полно выразил совокупность тех тенденций гражд. поэзии 1840—60-х гг., каждая из к-рых была преимущественной для других: Добролюбов и Минаев — поэты по преимуществу сатирические, Никитин — крестьянский и т. д.

Поэты-демократы подчас не умели органически переработать влияния Некрасова, прямо повторяли некрасовские темы и образы и тем самым наносили ущерб общей поэтической культуре эпохи, простым повторением превращая эти темы и образы в банальности

А.А. Фет, Ф.И. Тютчев, А.Н. Майков, Я.П. Полонский, А.К. Толстой

само чистое искусство это условное название ряда эстетических концепций, общий внешний признак которых - утверждение самоценности художественного творчества, независимости ис-ва от политики, общественных требований, воспитательных задач.
характерная особенность в том, что выступая в защиту вечных норм красоты, представители чистого искусства нередко определяют современную реальность как грубую и жестокую.
в 40х-50х годах 19 века в россии чистое искусство стало оппозицей к "натуральной школе" и "гоголевскому напрвлению", а начал это не иначе как виссарион григорьевич белинский, который сказал примерн следубщее: "вполне признавая, что искусство должно быть искусством, мы все же думаем, что мысль о каком то чистом, отрешенном искусстве есть мысль отвлеченная, мечтательная. такого искусства никогда и нигде не бывало (цитата не точная)
к школе чистого искуства 19 века относят фета и майкова, потому что в своей поэзии они сознательно сторонились политической и гражданской проблематики. фет писал:"целый мир от красоты" - это и является по сути главным лозунгам представителей этой школы.

Для поэтов "чистого искусства" характерны высокая культура, преклонение перед совершенными образцами классической скульптуры, живописи, музыки, повышенный интерес к искусству Древней Греции и Рима, романтическая тяга к идеалу красоты, стремление приобщиться к "иному", возвышенному миру.

Афанасий Афанасьевич Фет

А.А. Фет оказался трудным для объяснения явлением русской поэзии как для современной критики, так и для последующего литературоведения. Демократическая общественность осуждала его уход от злободневных социальных вопросов, за чрезмерно камерный характер его поэзии.

Федор Иванович Тютчев

Крупнейший русский поэт, в наше время пользующийся всемирным признанием, Тютчев имел странную литературную судьбу. Он совершенно беззаботно относился к своей поэтической славе. Его талант пробудился еще в то время, когда в Москве с ним занимался домашний его учитель поэт-переводчик. Тогда же зародился у Тютчева интерес к античной поэзии.

Аполлон Николаевич Майков

Творчество А.А. Фета.

В поэзии Фета природа изображена детально. В этом плане он новатор. До Фета в русской поэзии, обращенной к природе, царило обобщение. Как важную грань Фета-пейзажиста хочу отметить его импрессионизм. Импрессионист не чурается внешнего мира, он зорко вглядывается в него, изображая его таким, каким он представляется его мгновенному взгляду.

Природа у поэта очеловечена, как ни у одного его предшественника. Цветы у него улыбаются, звезды молятся, пруд грезит, березы ждут.

Фет крепок и в любовной лирике. Его пейзажный багаж пригодился ему в его романтических стихотворениях о любви. Я бы сказал, что он всегда выбирал темой для своих стихов только красоту - в природе, в человеке.

Многие произведения Фета посвящены теме весны. В них, как и всегда у поэта, образы природы сопоставлены с переживаниями, психологическим настроем человека. Весна вызывает душевный подъем, состояние восторженности, влюбленности в жизнь.

В монологе рассказчика нет ни одного глагола - излюбленный прием Фета.

Отказываясь от эпитетов, автор словно признается в бессилии слов.

В поэтическом мире Фета важны не только зрительные образы, но и слуховые, и обонятельные, и осязательные

Фетовский лирический герой не желает знать страданий и скорби, думать о смерти, видеть социальное зло. Он живет в своем гармоничном и светлом мире, созданном из волнующих своей красотой и бесконечно разнообразных картин природы, утонченных переживаний и эстетических потрясений.

Особенности поэзии Фета

Признанным вождем демократической поэзии второй половины XIX века как по таланту, так и по масштабу творчества был, без сомнения, великий русский поэт-демократ Николай Алексеевич Некрасов. Он выступил наследником лучших традиций дворян-мятежников и радикалов и связал свою творческую жизнь с интересами широких народных масс России.

НЕКРА́СОВСКАЯ ШКО́ЛА" — в поэзии — гр. поэтов, к-рые в условиях обществ.-лит. борьбы 1860-х гг. были противопоставлены поэтам "чистого иск-ва" как поэты реального и гражд. направления (Д. Минаев, Н. Добролюбов, И. Никитин, В. Курочкин и др.). Термин "Н. Ш." не означает, что они ученики Некрасова. Некрасов наиб. полно выразил совокупность тех тенденций гражд. поэзии 1840—60-х гг., каждая из к-рых была преимущественной для других: Добролюбов и Минаев — поэты по преимуществу сатирические, Никитин — крестьянский и т. д.

Поэты-демократы подчас не умели органически переработать влияния Некрасова, прямо повторяли некрасовские темы и образы и тем самым наносили ущерб общей поэтической культуре эпохи, простым повторением превращая эти темы и образы в банальности

А.А. Фет, Ф.И. Тютчев, А.Н. Майков, Я.П. Полонский, А.К. Толстой

само чистое искусство это условное название ряда эстетических концепций, общий внешний признак которых - утверждение самоценности художественного творчества, независимости ис-ва от политики, общественных требований, воспитательных задач.
характерная особенность в том, что выступая в защиту вечных норм красоты, представители чистого искусства нередко определяют современную реальность как грубую и жестокую.
в 40х-50х годах 19 века в россии чистое искусство стало оппозицей к "натуральной школе" и "гоголевскому напрвлению", а начал это не иначе как виссарион григорьевич белинский, который сказал примерн следубщее: "вполне признавая, что искусство должно быть искусством, мы все же думаем, что мысль о каком то чистом, отрешенном искусстве есть мысль отвлеченная, мечтательная. такого искусства никогда и нигде не бывало (цитата не точная)
к школе чистого искуства 19 века относят фета и майкова, потому что в своей поэзии они сознательно сторонились политической и гражданской проблематики. фет писал:"целый мир от красоты" - это и является по сути главным лозунгам представителей этой школы.

Для поэтов "чистого искусства" характерны высокая культура, преклонение перед совершенными образцами классической скульптуры, живописи, музыки, повышенный интерес к искусству Древней Греции и Рима, романтическая тяга к идеалу красоты, стремление приобщиться к "иному", возвышенному миру.

Афанасий Афанасьевич Фет

А.А. Фет оказался трудным для объяснения явлением русской поэзии как для современной критики, так и для последующего литературоведения. Демократическая общественность осуждала его уход от злободневных социальных вопросов, за чрезмерно камерный характер его поэзии.

Федор Иванович Тютчев

Крупнейший русский поэт, в наше время пользующийся всемирным признанием, Тютчев имел странную литературную судьбу. Он совершенно беззаботно относился к своей поэтической славе. Его талант пробудился еще в то время, когда в Москве с ним занимался домашний его учитель поэт-переводчик. Тогда же зародился у Тютчева интерес к античной поэзии.

Аполлон Николаевич Майков

Творчество А.А. Фета.

В поэзии Фета природа изображена детально. В этом плане он новатор. До Фета в русской поэзии, обращенной к природе, царило обобщение. Как важную грань Фета-пейзажиста хочу отметить его импрессионизм. Импрессионист не чурается внешнего мира, он зорко вглядывается в него, изображая его таким, каким он представляется его мгновенному взгляду.

Природа у поэта очеловечена, как ни у одного его предшественника. Цветы у него улыбаются, звезды молятся, пруд грезит, березы ждут.

Фет крепок и в любовной лирике. Его пейзажный багаж пригодился ему в его романтических стихотворениях о любви. Я бы сказал, что он всегда выбирал темой для своих стихов только красоту - в природе, в человеке.

Многие произведения Фета посвящены теме весны. В них, как и всегда у поэта, образы природы сопоставлены с переживаниями, психологическим настроем человека. Весна вызывает душевный подъем, состояние восторженности, влюбленности в жизнь.

В монологе рассказчика нет ни одного глагола - излюбленный прием Фета.

Отказываясь от эпитетов, автор словно признается в бессилии слов.

В поэтическом мире Фета важны не только зрительные образы, но и слуховые, и обонятельные, и осязательные

Фетовский лирический герой не желает знать страданий и скорби, думать о смерти, видеть социальное зло. Он живет в своем гармоничном и светлом мире, созданном из волнующих своей красотой и бесконечно разнообразных картин природы, утонченных переживаний и эстетических потрясений.

Особенности поэзии Фета

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.



Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Два взгляда на обновление России

Хроника жизни и творчества.

1812, 6 (18) июня. Родился в Симбирске.

1822-1830. Учёба в Московском коммерческом училище.

1831. Поступил на филологическое (словесное) отделение Московского университета.

1834. Служба в канцелярии губернатора Симбирска.

1855-1860. Работа в качестве цензора в цензурном комитете.

1863-1867. Работа в Совете по делам книгопечатания, Главном управлении по делам печати, цензурном департаменте.

1891, 15 (27) сентября. Скончался в Петербурге, похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.

Штрихи биографии и творческого пути

Родился 6 (18) июня 1812 года в Симбирске в купеческой семье. Детство – в частном пансионе. С 1822 по 1826 годы – учёба в Московском коммерческом училище.

В 1831 году поступил в Московский университет, познакомился с А.С.Пушкиным. Начало литературного творчества – 1832 год. Через 2 года заканчивает университет, возвращается в Симбирск и служит в аппарате губернатора. В 1835 году приезжает в Петербург и входит в литературные круги.

По возвращении из путешествия служит в Петербургском цензурном комитете. В 1855 году как государственный чиновник удостаивается титула надворного советника, а вскоре – и коллежского советника.

Через год увольняется со службы, становится членом-корреспондентом Российской академии наук, а с 1861 года – членом Совета министров.

В 80-е годы здоровье ухудшается. В 1883 году пишет завещание. Умер через 8 лет, похоронен сначала в Александро-Невской лавре, а затем прах перенесён на Литераторские мостки.

Обломовщина

Обломов и Ольга

Рекомендация: анализ эпизода (сцены, фрагмента, главы)

1. Представление эпизода в контексте произведения в целом.

2. Границы эпизода (в тексте, во времени, в пространстве), его название (если это имеет значение).

3. Место данного фрагмента в сюжете и композиции произведения. Что предшествует ему, что следует за ним, каковы связи.

4. Аналитический пересказ эпизода с наблюдениями над способами выражения авторской позиции, динамикой мысли или действия, развитием логики, сменой настроения, развитием состояния, характера героев и их отношений, композиционными особенностями, художественными деталями, выразительными средствами, символикой, речью и т.п.

Позт- демократ:
Не может сын глядеть спокойно
На горе матери родной,
Не будет гражданин достойный
К отчизне холоден душой,
Ему нет горше укоризны.. .
Иди в огонь за честь отчизны,
За убежденье, за любовь.. .
Иди, и гибни безупрёчно.
Умрешь не даром, дело прочно,
Когда под ним струится кровь.. .

Поэт "чистого искусства":

Не для житейского волненья,
Не для корысти, не для битв,
Мы рождены для вдохновенья,
Для звуков сладких и молитв.

Поэт-демократ полагает, что он работает для людей, а не онанизмом умственным занимается. Поэт чистого искусства считает, что люди - быдло и мразь, работать для них - себя не уважать, онанизм предпочтительнее.

На протяж. 18 века и первых 4-х десятилетий 19 в поэзия была высшей обл. лит-ры, а проза второстепенной. В 1840 все переменилось. Случился переворот, предсказанный Белинским, окончился Пушкинский поэтический период и начался Гоголевский прозаичный. В сер. 1850г. заканчивается 30-ти летнее царствование Николая 1 - происходит Крымская война. Начин. подготовка реформ. Главной одивившейся силой становятся разночинцы. Смягчается цензурный террор, способствующий расцвету лит-ры (в середине 1860 в рус. лит-ру вход. стихи Тютчева Фета, Некрасова, А.Н.Толстого).

Пуш. поднял поэзию на нов. высоту и позволил рус. народу лучше понять себя.

Закономерна оказалась противоположная точка зрения, ктр. связана с им. Гоголя - провозглашавшая необходимость открытия тенденционой поэзии, ангажирований.

Поэзия 1860-1880 гг. отличия школ. Школа чистой поэзии - поэзия сердца, чувства - представители: А. Фет, Аполлон –Григорьев, Майков, А.Н. Толстой, Я. Полонский. - развивали романтическую традицию – хар-на эстетизация действительности, созидательность темы: вечные темы и проблемы (любви и природы) – лит. яз, преподавательская лексика.

Школа демократической поэзии-поэзия мысли- Представители: Н. Некрасов, И. Никитин, З. Суриков, А. Плещеев-развивали реалистическую традицию, хар-на действительность в противоречиях и контрастах, активная жизненная позиция, соц. тематика и проблематика. Хар-ны элементы разговорного яза, житейская лексика.

А. Фет (1820-92) На склоне лет Фет находится под сильным влиянием Шопенгауэра. Перевел на русский язык его труд. Это философия пессимизма, эгоизма иллюзорность счастья, неотвратимость боли и этика сострадания. Фет последовательно переносил свое понимание мира на искусство слова. Поэзия- ложь. Поэт, ктр. не лжёт с первых слов никуда не годится. Возникшая лирика явл. чудом, вершиной русской поэзии. У него нет картин соц. действительности. Главная задача Фета показывать красоту (2 темы: природа и любовь). Природа одухотворенна, она живет своей таинственной жизнью. Природа у него объемная, живая, заполненная звуками. Фет стремится запечатлеть прекрасные моменты вечности.

Весенний дождь Еще светло перед окном В разрывы облак солнце блещет, И воробей своим крылом,В песке купаяся, трепещет.А уж от неба до земли Качаясь, движется завеса, И будто в золотой пылСтоит за ней опушка леса. Две капли брызнули в стекло,От лип душистым медом тянет, И что-то к саду подошло, По свежим листям барабанит




На протяж. 18 века и первых 4-х десятилетий 19 в поэзия была высшей обл. лит-ры, а проза второстепенной. В 1840 все переменилось. Случился переворот, предсказанный Белинским, окончился Пушкинский поэтический период и начался Гоголевский прозаичный. В сер. 1850г. заканчивается 30-ти летнее царствование Николая 1 - происходит Крымская война. Начин. подготовка реформ. Главной одивившейся силой становятся разночинцы. Смягчается цензурный террор, способствующий расцвету лит-ры (в середине 1860 в рус. лит-ру вход. стихи Тютчева Фета, Некрасова, А.Н.Толстого).

Пуш. поднял поэзию на нов. высоту и позволил рус. народу лучше понять себя.

Закономерна оказалась противоположная точка зрения, ктр. связана с им. Гоголя - провозглашавшая необходимость открытия тенденционой поэзии, ангажирований.

Поэзия 1860-1880 гг. отличия школ. Школа чистой поэзии - поэзия сердца, чувства - представители: А. Фет, Аполлон –Григорьев, Майков, А.Н. Толстой, Я. Полонский. - развивали романтическую традицию – хар-на эстетизация действительности, созидательность темы: вечные темы и проблемы (любви и природы) – лит. яз, преподавательская лексика.

Школа демократической поэзии-поэзия мысли- Представители: Н. Некрасов, И. Никитин, З. Суриков, А. Плещеев-развивали реалистическую традицию, хар-на действительность в противоречиях и контрастах, активная жизненная позиция, соц. тематика и проблематика. Хар-ны элементы разговорного яза, житейская лексика.

А. Фет (1820-92) На склоне лет Фет находится под сильным влиянием Шопенгауэра. Перевел на русский язык его труд. Это философия пессимизма, эгоизма иллюзорность счастья, неотвратимость боли и этика сострадания. Фет последовательно переносил свое понимание мира на искусство слова. Поэзия- ложь. Поэт, ктр. не лжёт с первых слов никуда не годится. Возникшая лирика явл. чудом, вершиной русской поэзии. У него нет картин соц. действительности. Главная задача Фета показывать красоту (2 темы: природа и любовь). Природа одухотворенна, она живет своей таинственной жизнью. Природа у него объемная, живая, заполненная звуками. Фет стремится запечатлеть прекрасные моменты вечности.

Весенний дождь Еще светло перед окном В разрывы облак солнце блещет, И воробей своим крылом,В песке купаяся, трепещет.А уж от неба до земли Качаясь, движется завеса, И будто в золотой пылСтоит за ней опушка леса. Две капли брызнули в стекло,От лип душистым медом тянет, И что-то к саду подошло, По свежим листям барабанит

Нажмите, чтобы узнать подробности

Фет не просто описывает, а создает нужную для содержания форму, необычную, новую, он экспериментирует. Сад весь в цвету,//Вечер в огне,//Так освежительно радостно мне!//Вот и стою,//Вот и иду.//Словно таинственной речи я жду. В этом стихотворении Фет использует чередование коротких и длинных строк, а также стихотворение наполнено синтаксическими параллелизмами, повторами, характерными для его поэзии.

Поэзия и действительность для Фета оказываются двумя разными, диаметрально противоположными мирами: мир Фета-человека, его мировоззрения, его житейской практики, общественного поведения и мир фетовской лирики, по отношению к которому первый мир является антимиром.

Творчество Ф. И. Тютчева — одна из вершин русской классической поэзии. Любовь и природа — вот два основных мотива “чистого” искусства Тютчева, а одной из ярких примет его творчества является преобладание пейзажей.

Особенно привлекают поэта переходные, промежуточные моменты природы: он изображает осенний день, с грустью напоминающий об ушедшем лете: Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора — Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера. Или же осенний вечер, как первый предвестник холодной зимы: Есть в светлости осенних вечеров Умильная, таинственная прелесть.

Характерные начала его стихотворений: “Как хорошо ты, о море ночное. ”, “Люблю грозу в начале мая. ” или “Как весел грохот летних бурь. ” — красноречиво говорят о том восторге перед величием и красотой, многообразием и бесконечностью природного царства, которым насквозь проникнуто творчество Ф. И. Тютчева. Природа в его стихах разнообразна, насыщена звуками, красками, запахами. Тени сизые сместились, Цвет поблекнул, звук, уснул — Жизнь, движенье разрешились В сумрак зыбкий, в дальний гул.

Творческая судьба поэта необычна: это судьба последнего русского романтика, творившего в эпоху повсеместного торжества реализма и все-таки сохранившего верность заветам романтического искусства. Так же, как и Фета, его относят к поэтам “чистого” искусства, искусства, чуждого агрессии, грубости.

Его стихи наполнены чувственностью, нежностью, любовью, любовью к родной русской природе, любовью к женщине. Женские образы в стихотворениях Тютчева полны какой-то нереальности, женственности, любви, они напрямую отождествляются с природой. Как, например, стихотворение, посвященное его последней любви — Елене Денисьевой: Сияет солнце, воды блещут, На всем улыбка, жизнь на всем, Деревья радостно трепещут, Купаясь в небе голубом. Поют деревья, блещут воды, Любовью воздух растворен, И мир, цветущий мир природы, Избытком жизни упоен. Эти строки перекликаются со многими стихами о природе, где сказано: В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык.

Ф. И. Тютчев — поэт поистине “чистого”, светлого искусства. Его поэтическое слово воплотило в себе неисчерпаемое богатство художественного смысла, оно полно глубокого философствования, размышлений о сущности бытия. На протяжении всего творческого пути поэт не утратил свойственного ему мирового, космического, вселенского духа.

Любовь - Лирику отличает богатство оттенков: нежность и душев­ная теплота.

Природа - Образность, нетрадицион­ность сравнений, эпитетов; очеловечивание природы, на­хождение отзвука своим на­строениям и чувствам.

Искусство - Певучесть и музыкальность.

Поэзия А. А. Фета

Природа в стихотворениях поэта:

русское лето сверкающим жгучим воздухом, синим, подернутым дымкой небом, золотыми переливами зреющей ржи под ветром, лиловым дымом заката, ароматом скошенных цветов над меркнущей степью

русская осень пестрыми лесными косогорами, птицами, потянувшими вдаль или порхающими в безлистных кустах, стадами на вытоптанных жнивьях

русская зима бегом далеких саней на блестящем снегу, игрой зари на занесенной снегом березе, узорами мороза на двойном оконном стекле

Явления природы у А. А. Фета описываются детальнее, предстают более конкретными, чем у его предшественников. В стихах Фет описывает не только традиционных птиц, получивших привычную символическую окраску, как орел, соловей, лебедь, жаворонок, но и таких, как лунь, сыч, черныш, кулик, чибис, стриж и др, и каждая птица показана в ее своеобразии.

Природа лишь объект художественного восторга, эстетического наслаждения, отрешенного от мысли о связи природы с человеческими нуждами и человеческим трудом.

Особенности пейзажной лирики стремление к фиксации изменений в природе; наблюдения об изменениях в природе постоянно группируются и воспринимаются как фенологические приметы; изображение более частных, более коротких и более конкретных отрезков сезонов; точность и четкость делает пейзажи Фета строго локальными: как правило, это пейзажи центральных областей России. Фет любит описывать точно определенное время суток, приметы той или иной погоды, начало того или иного явления в природе.

Что такое природа в стихотворениях Фета? сумрачные осенние дни; первый весенний цветок

томительный среднерусский полдень; короткая северная ночь; плач комара; хриплый призыв коростеля.

Фет о творчестве:

Поэзия Ф.И. Тютчева

Читайте также: