Чем объяснить взлет культуры в средневековой исламской цивилизации кратко

Обновлено: 05.07.2024

Исламская цивилизация – общность людей, объединенных культурными и религиозными традициями. Религия ислам возникла в VII веке.

На Аравийском полуострове проживало большое количество разных племен. Они занимались разведением скота, торговлей, обслуживали караваны. Разнообразие религиозных верований и культур часто приводило к кратковременным войнам и конфликтам.

Религий было несколько:
• христианство;
• иудаизм;
• фетишизм;
• мусульманство;
• тотемизм.

Религия Ислам

Исламская цивилизация

Почти сразу после появления Религии ислама началось зарождение исламской цивилизации.

Мекка признала пророка. Постепенно все племена аравийского полуострова приняли исламскую веру. В результате завоевательных походов частью исламского мира стали страны Ближнего Востока и Средней Азии. Очень быстро государство Халифат раскинулось от Атлантики до Китая. Дамаск стал его столицей. Халифы, стоящие во главе государства, были умелыми политиками и мудрыми руководителями. Они считались преемниками пророка Мухаммеда. В их руках была сосредоточена вся власть: военная, судебная, религиозная, светская, законодательная. На золотых монетах чеканили их имена, воспевали в богослужениях.

Угасание Арабского халифата

Во время правления Али, произошел распад ислама на 3 направления: сунниты, шииты, хариджиты. Причиной стал вопрос о власти. С X века халиф имел только духовную, религиозную власть. Светская власть теперь была в руках Султана. Главой правительства был визирь. Империя распадалась на множество султанатов и эмиратов.

Золотой век Ислама

Однако распад государства отрицательно не повлиял на развитие исламской цивилизации. В XI веке сформировалось исламское право, появилось большое количество целителей, ученых, просветителей, философов. Они были необходимы государству и всячески поощрялись правителями. Труды по медицине, философии, астрономии писались на арабском языке. Открытия мусульманских ученых в некоторых областях были сделаны раньше европейских на несколько столетий. Имена ибн Сина, Авиценны, Джессара, Рислера и других ученых-мусульман и сегодня известны широкому населению разных стран.

Влияние культуры Халифата на развитие мировой культуры трудно переоценить. Поэты и художники восточного мира были известны далеко за его пределами. Такой взлет стал возможен благодаря присоединению к исламской цивилизации мировых культурных центров, признанию чужих традиций и философии.

Но культурное воздействие на страны Европы сочеталось военной угрозой. Ислам и сегодня отличается наиболее агрессивной и наступательной позицией.

Внутренняя структура халифата стала оформлять­ся во времена правления династии Омейядов (661 — 750), но некоторые ее основы были заложены раньше. Это касалось в первую очередь слияния воедино рели­гиозной и светской власти. Сам Мухаммед выступал как политический деятель и религиозный вождь, и эта традиция продолжала существовать в дальнейшем, придавая исламскому государству своеобразие. По крайней мере формально, халиф — заместитель по­сланника Аллаха Мухаммеда — обладал всей полно­той власти, и духовной (имамат), и светской (эми­рат). Естественно, это чрезвычайно усиливало авторитет халифа, подчеркивало священность его особы; восставать против халифа означало восставать против Аллаха. Ислам был сутью государства, силой, скреп­ляющей, цементирующей цивилизацию.

Представители династии Омейядов предприняли ряд мер по укреплению гигантской империи и центра­лизованной власти. Распространение новой религии было важнейшим объединяющим фактором. Немалое значение имело и то, что арабский язык стал государ­ственным в пределах халифата: на нем составляли де­ловые документы, писали научные трактаты и худо­жественные произведения. Для управления страной был создан большой и разветвленный бюрократиче­ский аппарат; связь с далекими окраинами осуществ­лялась за счет хорошо налаженной почты. Централь­ная власть опиралась на полицию и армию, которая теперь получала жалованье от казны или земельные наделы.

Но главным залогом силы государственной власти было право верховной собственности на землю. Как и во всех других восточных цивилизациях, государство стремилось ограничить частную собственность на зем­лю. Частное землевладение, конечно, существовало в халифате, но обычно не достигало крупных размеров. Большую массу государственной земли занимали об­щины, которые выплачивали казне ренту-налог. Часть казенных земель власть раздавала за службу. Такие владения передавались по наследству, если сын наследовал должность отца, но продавать их не разре­шалось. Этот запрет касался также владений, принад­лежащих правящей династии и религиозным учреж­дениям.

Богатые многонаселенные города, где процветали торговля и ремесло, находились под строгим контро­лем государства, который осуществлялся с помощью специального аппарата чиновников.

Положение личности тоже было вполне традици­онным для восточной деспотии: человек мог неожи­данно вознестись на самый верх социальной лестницы и так же внезапно оказаться в нищете или погибнуть по прихоти власть имущих.

Центральная власть не справлялась с сепаратиз­мом: в наместничествах, на которые была разделена империя, истинными хозяевами были эмиры. В их распоряжении находились финансы, армия, бюрокра­тический аппарат. Правда, внутренняя структура вновь образующихся государств была одинаковой и почти в точности повторяла структуру халифата вре­мен его расцвета.

В этом смысле цивилизационная модель, в которой огромную роль играли этические нормы ислама, была очень устойчивой, несмотря на все катаклизмы в госу­дарственной истории мусульманского мира.

Культура исламской цивилизации начала разви­ваться одновременно с государственностью. Распад ха­лифата не повлиял на нее отрицательно: в X—XI вв. арабо-мусульманская культура переживала свой на­ивысший взлет. Формировались догматика и ислам­ское право, богословские споры затрагивали вопросы веры и разума, свободы воли и предопределения, со­здавались образцы утонченной поэзии, философские и исторические произведения, медицинские трактаты, работы по физике, химии и астрономии.

Такой быстрый расцвет объяснялся несколькими причинами. Во-первых, городская культура арабов уже в VII в. достигла довольно высокого уровня: был выработан литературный язык, развивалось поэтиче­ское творчество и ораторское искусство. Во-вторых, в халифат включались культурные центры с давними традициями, которые оказывали мощное влияние на духовную жизнь арабов.




В Александрии, в городах Сирии арабы знакоми­лись с плодами античных искусств и наук. Переводы с греческого на арабский язык стали появляться уже в конце VII — начале VIII в.

Сфера воздействия и распространения духовной культуры, созданной в арабском халифате, была ог­ромна. Она охватывала не только страны Востока но и Запад. Европейская медицина, география и другие науки развивались под влиянием трудов арабских уче -ных. Мощный толчок европейскому рационализму да­ли еврейские, арабские и персидские философы, хоро­шо знакомые с трудами Аристотеля. Светская поэзия в Европе, очагом которой явилась Южная Франция, вобрала в себя некоторые традиции персидской любов­ной лирики.

Исламская цивилизация, оказавшая сильное культурное воздействие на Западную Европу, на про­тяжении средних веков и отчасти в новое время представляла значительную военную угрозу. Среди всех цивилизаций Востока она занимала наиболее наступательную позицию.

Вопросы и задания

1. Как жили арабские племена до появления ислама 9 Какое влияние оказал ислам на исторический путь арабских племен 9

2. Что сближает ислам с другими религиями спасения и что отличает 9 Сравните, например ислам и христианство или конфуцианство Какое значение в исламе придается личности чело­века и свободе выбора 9 Как это повлияло на особенности самой цивилизации 9

3. В чем отношение государства к частной собственности напоминает китайский вариант 9 Чем отличается 9 Какие факто­ры обеспечили относительное единство арабского халифата 9 Почему тем не менее халифат довольно быстро распался 9

4. Чем объяснить взлет культуры в средневековой ислам­ской цивилизации 9 Какое влияние на Западную Европу оказала культура арабской Испании 9

§4

Внутренняя структура халифата стала оформлять­ся во времена правления династии Омейядов (661 — 750), но некоторые ее основы были заложены раньше. Это касалось в первую очередь слияния воедино рели­гиозной и светской власти. Сам Мухаммед выступал как политический деятель и религиозный вождь, и эта традиция продолжала существовать в дальнейшем, придавая исламскому государству своеобразие. По крайней мере формально, халиф — заместитель по­сланника Аллаха Мухаммеда — обладал всей полно­той власти, и духовной (имамат), и светской (эми­рат). Естественно, это чрезвычайно усиливало авторитет халифа, подчеркивало священность его особы; восставать против халифа означало восставать против Аллаха. Ислам был сутью государства, силой, скреп­ляющей, цементирующей цивилизацию.

Представители династии Омейядов предприняли ряд мер по укреплению гигантской империи и центра­лизованной власти. Распространение новой религии было важнейшим объединяющим фактором. Немалое значение имело и то, что арабский язык стал государ­ственным в пределах халифата: на нем составляли де­ловые документы, писали научные трактаты и худо­жественные произведения. Для управления страной был создан большой и разветвленный бюрократиче­ский аппарат; связь с далекими окраинами осуществ­лялась за счет хорошо налаженной почты. Централь­ная власть опиралась на полицию и армию, которая теперь получала жалованье от казны или земельные наделы.

Но главным залогом силы государственной власти было право верховной собственности на землю. Как и во всех других восточных цивилизациях, государство стремилось ограничить частную собственность на зем­лю. Частное землевладение, конечно, существовало в халифате, но обычно не достигало крупных размеров. Большую массу государственной земли занимали об­щины, которые выплачивали казне ренту-налог. Часть казенных земель власть раздавала за службу. Такие владения передавались по наследству, если сын наследовал должность отца, но продавать их не разре­шалось. Этот запрет касался также владений, принад­лежащих правящей династии и религиозным учреж­дениям.

Богатые многонаселенные города, где процветали торговля и ремесло, находились под строгим контро­лем государства, который осуществлялся с помощью специального аппарата чиновников.

Положение личности тоже было вполне традици­онным для восточной деспотии: человек мог неожи­данно вознестись на самый верх социальной лестницы и так же внезапно оказаться в нищете или погибнуть по прихоти власть имущих.

Центральная власть не справлялась с сепаратиз­мом: в наместничествах, на которые была разделена империя, истинными хозяевами были эмиры. В их распоряжении находились финансы, армия, бюрокра­тический аппарат. Правда, внутренняя структура вновь образующихся государств была одинаковой и почти в точности повторяла структуру халифата вре­мен его расцвета.

В этом смысле цивилизационная модель, в которой огромную роль играли этические нормы ислама, была очень устойчивой, несмотря на все катаклизмы в госу­дарственной истории мусульманского мира.

Культура исламской цивилизации начала разви­ваться одновременно с государственностью. Распад ха­лифата не повлиял на нее отрицательно: в X—XI вв. арабо-мусульманская культура переживала свой на­ивысший взлет. Формировались догматика и ислам­ское право, богословские споры затрагивали вопросы веры и разума, свободы воли и предопределения, со­здавались образцы утонченной поэзии, философские и исторические произведения, медицинские трактаты, работы по физике, химии и астрономии.

Такой быстрый расцвет объяснялся несколькими причинами. Во-первых, городская культура арабов уже в VII в. достигла довольно высокого уровня: был выработан литературный язык, развивалось поэтиче­ское творчество и ораторское искусство. Во-вторых, в халифат включались культурные центры с давними традициями, которые оказывали мощное влияние на духовную жизнь арабов.

В Александрии, в городах Сирии арабы знакоми­лись с плодами античных искусств и наук. Переводы с греческого на арабский язык стали появляться уже в конце VII — начале VIII в.

Сфера воздействия и распространения духовной культуры, созданной в арабском халифате, была ог­ромна. Она охватывала не только страны Востока но и Запад. Европейская медицина, география и другие науки развивались под влиянием трудов арабских уче -ных. Мощный толчок европейскому рационализму да­ли еврейские, арабские и персидские философы, хоро­шо знакомые с трудами Аристотеля. Светская поэзия в Европе, очагом которой явилась Южная Франция, вобрала в себя некоторые традиции персидской любов­ной лирики.

Исламская цивилизация, оказавшая сильное культурное воздействие на Западную Европу, на про­тяжении средних веков и отчасти в новое время представляла значительную военную угрозу. Среди всех цивилизаций Востока она занимала наиболее наступательную позицию.

Вопросы и задания

1. Как жили арабские племена до появления ислама 9 Какое влияние оказал ислам на исторический путь арабских племен 9

2. Что сближает ислам с другими религиями спасения и что отличает 9 Сравните, например ислам и христианство или конфуцианство Какое значение в исламе придается личности чело­века и свободе выбора 9 Как это повлияло на особенности самой цивилизации 9

3. В чем отношение государства к частной собственности напоминает китайский вариант 9 Чем отличается 9 Какие факто­ры обеспечили относительное единство арабского халифата 9 Почему тем не менее халифат довольно быстро распался 9

4. Чем объяснить взлет культуры в средневековой ислам­ской цивилизации 9 Какое влияние на Западную Европу оказала культура арабской Испании 9

Такой быстрый расцвет объяснялся несколькими причинами. Во-первых, городская культура арабов уже в VII в. достигла довольно высокого уровня: был выработан литературный язык, развивалось поэтиче­ское творчество и ораторское искусство. Во-вторых, в халифат включались культурные центры с давними традициями, которые оказывали мощное влияние на духовную жизнь арабов.

На территории завоеванного Ирана творили вы­дающиеся поэты и ученые: Фирдоуси, прославивший­ся поэмой "Шах-наме" ("Книга о царях"), ученый-эн­циклопедист Ибн Сина (Авиценна), астроном Бируни.

В Александрии, в городах Сирии арабы знакоми­лись с плодами античных искусств и наук. Переводы с греческого на арабский язык стали появляться уже в конце VII - начале VIII в.

Расцвету арабской культуры способствовало доста­точно терпимое отношение к чужим традициям. В осо­бо привилегированном положении (по крайней мере, на первых порах) были христиане и иудеи, которых мусульмане уважительно называли "людьми Пи­сания". В результате и те и другие много сделали для того, чтобы греческая культура, прежде всего филосо­фия, стала доступна исламскому миру. Арабы, стал­киваясь с инородцами и иноверцами, превосходящи­ми их в культурном отношении, умели учиться у них, постепенно добиваясь первенства.

Сфера воздействия и распространения духовной культуры, созданной в арабском халифате, была ог­ромна. Она охватывала не только страны Востока но и Запад. Европейская медицина, география и другие науки развивались под влиянием трудов арабских уче –ных. Мощный толчок европейскому рационализму да­ли еврейские, арабские и персидские философы, хоро­шо знакомые с трудами Аристотеля. Светская поэзия в Европе, очагом которой явилась Южная Франция, вобрала в себя некоторые традиции персидской любов­ной лирики.

Исламская цивилизация, оказавшая сильное культурное воздействие на Западную Европу, на про­тяжении средних веков и отчасти в новое время представляла значительную военную угрозу. Среди всех цивилизаций Востока она занимала наиболее наступательную позицию.

Вопросы и задания

1. Как жили арабские племена до появления ислама9 Какое влияние оказал ислам на исторический путь арабских племен9

2. Что сближает ислам с другими религиями спасения и что отличает9 Сравните, например ислам и христианство или конфуцианство Какое значение в исламе придается личности чело­века и свободе выбора9 Как это повлияло на особенности самой цивилизации9

3. В чем отношение государства к частной собственности напоминает китайский вариант9 Чем отличается9 Какие факто­ры обеспечили относительное единство арабского халифата9 Почему тем не менее халифат довольно быстро распался9

4. Чем объяснить взлет культуры в средневековой ислам­ской цивилизации9 Какое влияние на Западную Европу оказала культура арабской Испании9

§4

ИНДИЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ

Можно назвать много факторов, определивших своеобразие исторического пути Индии. Но важней­шими среди них являются особенности общины - основной социальной ячейки, ядра цивилизации - и специфика религии спасения, степень ее воздействия на духовную и социальную жизнь.

Буддизм: бегство в бессмертие

К началу I тысячелетия до н. э. в Индии сло­жилась религия, получившая название ведизм (это слово происходит от названия древнейших религиоз­ных текстов - Вед; веда - знание). Уже тогда воз­никла вера в переселение душ и учение о карме (судь­бе), которое освящало деление общества на касты. Эти идеи вошли в основу основ духовной жизни Ин­дии, оказали влияние на социальную структуру циви­лизации и проявили удивительную жизнестойкость, сохраняясь на протяжении огромного периода индий­ской истории. Отчасти поэтому такой сложной оказа­лась судьба буддизма - мировой религии, авторитет которой не убывает и в наши дни в самых разных странах.

У них не дозволяется брать жену из другого рода, не дозволяется менять образ жизни или занятия. К примеру, будучи воином, заниматься земледелием или, будучи ремесленником, упражняться в фило­софии.

Из "Исторической библиотеки" Диодора Сицилийского, греческого историка,Iв. до н. э.

Основателем индийской религии спасения считают царевича Сиддхартху Гаутаму, жившего на севере страны примерно в VI - V вв. до н. э. и именовавшего себя Буддой, т. е. просветленным высшим знанием. Выросший в роскоши и благополучии, Сиддхартха од­нажды во время прогулки встретил больного старика, похоронную процессию и аскета, погруженного в раз­думье. Так он узнал о страданиях, неизбежно сопутст­вующих жизни, и в ту же ночь бежал из дворца, из­брав жизнь отшельника. Через семь лет Гаутама полу­чил озарение, открывшее ему путь к спасению. После чего около 40 лет странствовал, творя чудеса и пропо­ведуя свое учение.

Краеугольным камнем буддизма являются четыре благородные истины: мир есть страдание; источник страдания - это человеческие страсти и желания; освобождение от страстей позволяет перейти в нирва­ну; достичь этого особого состояния, слияния с Абсо­лютом, можно, избрав путь спасения.

Согласно буддизму получалось, что всякая жизнь (и счастливая, и несчастливая) является страданием и Великой Иллюзией. Поэтому Будда говорил: "Кто смотрит на мир… как смотрят на мираж, того не видит царь смерти". Человек просветленный, понимающий суть Великой Иллюзии, неподвластен смерти, ибо смерть для него есть не что иное, как переход в высшее состояние. Буддизм в этом смысле освобождает чело­века от смерти.

Чтобы основать царство истины… я буду бить в барабан бессмертия во тьме этого мира.

Из изречений Будды Гаутамы

Новая религия призывала человека к постоянной тяжелой работе над самим собой, к пересозданию соб­ственной личности. Карма теперь зависела не от вы­полнения кастовых предписаний, а от поступков и по­мыслов человека, от его гуманности.

Поставив в центр своего учения духовность личнос­ти, Будда отрицал касты, разделяя людей по иным признакам; прежде всего в зависимости от того, на­сколько они сумели овладеть страстями, т. е. стать "владыками над самими собой". Таким образом, право на спасение есть у всех: у неприкасаемых, как и у вои­нов-кшатриев или брахманов (вспомним, что ведизм не позволял некоторым категориям людей участвовать в религиозной жизни).

Путь к спасению лежит внутри самого человека, и от него лично зависит, идти по этому пути или нет. Обратим внимание, что не внешняя, а внутренняя, духовная деятельность имеет высшую ценность. Буддизм не призывал к улучшению мира, посколь­ку мир ничтожен в сравнении с нирваной. Само по себе существование человека на земле воспринима­лось как следствие грехов, совершенных в прошлой жизни, дурных страстей, которые как бы тянут чело­века вниз, к новым и новым воплощениям. Совершен­ный человек достигает высшего блага: не рождается вовсе.

Новая религия приобрела много сторонников, сре­ди которых был и знаменитый царь Ашока (III в. до н. э.), сделавший буддизм государственной религией и ставший ревностным его пропагандистом. Ашока, оче­видно, пытался использовать буддизм как объединяю­щую идейную основу для сильного централизованного государства. Этот замысел удался лишь отчасти: Ма-урийская империя (IV-II вв. до н. э.) сплачивала ка­кое-то время раздробленную Индию, но буддизм не сыграл в ней той же роли, что конфуцианство в Китае. Его воздействие на структуры цивилизации было сла­бым; по-прежнему сохранились касты - одно из са­мых больших зол Индии.

Может ли вообще буддизм в чистом его виде стать государственной религией? Ведь в нем фактически от­рицается значимость государства и проповедуется иде­ал независимой от внешнего мира, абсолютно свобод­ной духовно личности: "Стань сам владыкой над со­бой, и не будет над тобой владык".

Кроме того, буддизм был слишком сложен, абст­рактен для широких масс, привыкших к бесчислен­ным ведическим богам, олицетворяющим силы при­роды.

Этим не замедлили воспользоваться брахманы, не желавшие расставаться с теми ключевыми позиция­ми, которые они занимали и в религиозной, и в соци­альной жизни. Брахманы несколько видоизменили старые верования: отчасти использовали демократизм новой религии, создали более пышный зрелищный культ в расчете на толпу, сохранив при этом древних богов. Так сформировался индуизм, успешно конкури­ровавший с буддизмом.

Последователи Гаутамы тоже попытались рефор­мировать свое учение, сделать его более простым и до­ступным. Родилась махаяна (большая колесница, ши­рокий путь) - вариация буддизма, в которой спасение стало возможным не только для аскетов, но и для ми­рян, нирване предшествовал рай, полный земных на­слаждений, и были сделаны уступки массам, почитав­шим ведических богов.

Тем не менее буддизм, проникший на Цейлон, в Бирму, Сиам, на острова Индонезии, в Китай и Япо­нию, в самой Индии терял приверженцев.

Слабое государство - сильное общество

Периоды централизации в индийской истории бы­ли, как правило, непродолжительны. В IV в. до н. э. образовалась Маурийская империя, которая объеди­нила почти всю страну, но уже во II в. до н. э. она была разделена на две части и утратила свое прежнее могу­щество. В I в. н. э. в Индии появилось новое государство - Кушанское; постепенно расширяясь, оно пре­вратилось в одну из сильнейших держав мира, сопер­ничавшую с Китаем, Римом и Парфией. Однако в III в. н. э. она вступила в эпоху упадка. В первой половине


История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца XX века. 10—11 кл.: Пособие для общеобразоват. учеб, заведений / Под ред. В. И. Уколовой. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Дрофа, 1999. — 512с.: карт.

Первое пособие по истории мировых цивилизаций, создан­ное с учетом современных общеобразовательных стандартов, завершает изучение истории в школе. Пособие дает представ­ление об основных закономерностях и направлениях развития мирового цивилизационного процесса, используя для этого об­ширный материал по истории крупнейших цивилизаций с древ­нейших времен до конца XX века.

Пособие снабжено материалами источников для семинарс­ких занятий, картами и развернутым методическим аппаратом.

Рекомендовано к изданию Министерством образования Рос­сийской Федерации и включено в Федеральный перечень учеб­ников.

УДК 373:930.9 ББК 63.3(0)6я721

Введение

В последние 10—15 лет мысль отечественных исто­риков все больше обращается к цивилизационному ме­тоду. Он дает возможность взглянуть на историю дру­гими глазами, увидеть разные ее грани и прояснить многие вопросы, поставленные современной эпохой перед нашей страной и миром в целом. Мировая исто­рическая мысль, которая в период советской власти или игнорировалась, или предавалась уничтожающей критике, накопила огромный потенциал. Это касается в первую очередь историографии XX в.: теорий М. Ве-бера, О. Шпенглера, А. Тойнби, Ф. Броделя, К. Яспер-са и многих других. Забытыми в советские годы оказа­лись и достижения русской науки. А между тем труды Н. Я. Данилевского, К. Н. Леонтьева, П. А. Сорокина уже давно получили мировое признание и считаются классическими в теории цивилизаций. Вместе с тем нужно признать: в науке о цивилизациях остается много спорных, нерешенных вопросов.

Изучение истории мировых цивилизаций дает представление не только о единстве, но и о многообразии исторического процесса. Всемирная история в этом случае предстает перед нами как пестрая, красоч­ная картина вариантов развития человечества, каж­дый из которых имеет свои достоинства и недостатки, но ни один не является идеальным.

Среди них можно выделить две основные разновид­ности: теории стадиального развития цивилизации и теории локальных цивилизаций.

Читайте также: