Как развивались представления о душе в натурфилософских учениях древней греции кратко

Обновлено: 04.07.2024

Первобытные представления о психике возникли в первобытных религиях и верованиях людей, в мифологии, в художественном народном творчестве. Душа рассматривалась как что-то неземное, таинственное и непознанное. Душа определяет жизнь и деятельность животного и человека, а смерть или сон объясняются соответственно ее постоянным или временным отсутствием. В первобытном мире царило мифологическое понимание жизни, где тела заселяются душами, а человеческой жизнью правят боги, которые наделяются определенными стилям поведения: коварством, мудростью, мстительностью и завистью. С переходом на более высокую стадию развития общества пришло понимание себя как части окружающего мира, созданного богами.

2)Античность ознаменовала собой новый этап в истории человечества: культурный расцвет, возникновение многочисленных философских школ, появление выдающихся исследователей и первые попытки подвести под явления окружающего мира философскую, а часто и научную основу, были предприняты шаги понять и описать психику человека. Начало науки психологии было положено именно в античности, а у истоков формирования этой науки стояли великие древнегреческие мыслители и философы: Платон, Аристотель, Гиппократ, Демокрит.

Анимизм (от лат. ат'та - душа) был одним из первых мифологических учений о душе в античной философии и рассматривал психику человека с точки зрения мифологии и психологии богов. Душа понималась как особый признак, который не виден за конкретными повседневными вещами и который покидает человеческое тело с его последним дыханием.

Переход от анимизма к гилозоизму ознаменовал революцию в античной научной мысли. В гилозоизме весь мир, космос считался изначально живым; границы между живым, неживым и психическим не проводилось -все они рассматривались как порождения единой живой материи. Гилозоизм покончил с анимизмом и впервые подчинил душу (психику) общим законам природы.

Интервьюирование - беседа исследователя с ученым, представителем той или иной школы с целью получения материалов в соответствии с конкретными задачами исследования с помощью определенных вопросов.

Биографический и автобиографический методы - воссоздание атмосферы реальной жизни ученого -создателя теории, источников его духовного развития, понимание причин создания теории.

Анализ научных ссылок - установление частоты цитирования научных трудов с целью получения сведений о связях между научными направлениями, об актуальном состоянии науки и о тенденциях ее развития.

Источниками изучения истории психологии являются материалы, в которых собран весь исторический процесс психологических знаний, работы самих ученых, философов, психологов, материалы других общественных наук.

Психологические идеи Гераклита и Демокрита

Гераклит (род. ок. 544 - умер ок. 483 до н. э.).

Теория познания Гераклита: процесс познания означает не уход вглубь собственных мыслей и переживаний и полное отречение от всего внешнего, а предполагает познание закона Логоса, по которому явления переходят друг в друга и малый мир отдельной души идентичен макрокосму всего миропорядка; следовательно, постигать свою душу - значит углубляться в закон (Логос).

Демокрит (родился ок. 460 - умер ок. 471 до н. э.).

Понятие о мире и душе: все сущее состоит из атомов - мельчайших субстанций, которые неделимы и недоступны чувствам, а также различаются по форме, величине и подвижности. Душа является материальным

веществом, состоящим из самых мелких круглых, гладких, очень подвижных атомов огня, рассеянных по всему телу. Душа движет телом посредством движения мелких атомов огня. После распада тела атомы души выходят из него, рассеиваются в пространстве и пропадают, т. е. душа также смертна, как и тело.




части глаза. Видения у человека возникают в результате вхождения в него образов. Образы могут восприниматься любыми частями тела, только в этом случае восприятие будет хуже, чем через органы чувств.

Изучение роли личности, ее индивидуального пути в становлении самой науки.

Движущие силы и причины исторического развития психологических идей:

связь науки с общей социально-культурной основой эпохи;

тесное взаимодействие науки с общими условиями и законами научного познания;

связь с теми объективными требованиями, которые предъявляются к научному познанию самой природой

изучаемых явлений на данной стадии их исследования;

4) общая ситуация, исторические условия и временные особенности периода, в котором развивается наука;

5) особая ситуация в науке в целом в изучаемый период, изучение открытий в других науках, заимствование

Первобытные представления о психике возникли в первобытных религиях и верованиях людей, в мифологии, в художественном народном творчестве. Душа рассматривалась как что-то неземное, таинственное и непознанное. Душа определяет жизнь и деятельность животного и человека, а смерть или сон объясняются соответственно ее постоянным или временным отсутствием. В первобытном мире царило мифологическое понимание жизни, где тела заселяются душами, а человеческой жизнью правят боги, которые наделяются определенными стилям поведения: коварством, мудростью, мстительностью и завистью. С переходом на более высокую стадию развития общества пришло понимание себя как части окружающего мира, созданного богами.

2)Античность ознаменовала собой новый этап в истории человечества: культурный расцвет, возникновение многочисленных философских школ, появление выдающихся исследователей и первые попытки подвести под явления окружающего мира философскую, а часто и научную основу, были предприняты шаги понять и описать психику человека. Начало науки психологии было положено именно в античности, а у истоков формирования этой науки стояли великие древнегреческие мыслители и философы: Платон, Аристотель, Гиппократ, Демокрит.

Анимизм (от лат. ат'та - душа) был одним из первых мифологических учений о душе в античной философии и рассматривал психику человека с точки зрения мифологии и психологии богов. Душа понималась как особый признак, который не виден за конкретными повседневными вещами и который покидает человеческое тело с его последним дыханием.

Переход от анимизма к гилозоизму ознаменовал революцию в античной научной мысли. В гилозоизме весь мир, космос считался изначально живым; границы между живым, неживым и психическим не проводилось -все они рассматривались как порождения единой живой материи. Гилозоизм покончил с анимизмом и впервые подчинил душу (психику) общим законам природы.

Интервьюирование - беседа исследователя с ученым, представителем той или иной школы с целью получения материалов в соответствии с конкретными задачами исследования с помощью определенных вопросов.

Биографический и автобиографический методы - воссоздание атмосферы реальной жизни ученого -создателя теории, источников его духовного развития, понимание причин создания теории.

Анализ научных ссылок - установление частоты цитирования научных трудов с целью получения сведений о связях между научными направлениями, об актуальном состоянии науки и о тенденциях ее развития.

Источниками изучения истории психологии являются материалы, в которых собран весь исторический процесс психологических знаний, работы самих ученых, философов, психологов, материалы других общественных наук.

Психологические идеи Гераклита и Демокрита

Гераклит (род. ок. 544 - умер ок. 483 до н. э.).

Теория познания Гераклита: процесс познания означает не уход вглубь собственных мыслей и переживаний и полное отречение от всего внешнего, а предполагает познание закона Логоса, по которому явления переходят друг в друга и малый мир отдельной души идентичен макрокосму всего миропорядка; следовательно, постигать свою душу - значит углубляться в закон (Логос).

Демокрит (родился ок. 460 - умер ок. 471 до н. э.).

Понятие о мире и душе: все сущее состоит из атомов - мельчайших субстанций, которые неделимы и недоступны чувствам, а также различаются по форме, величине и подвижности. Душа является материальным

веществом, состоящим из самых мелких круглых, гладких, очень подвижных атомов огня, рассеянных по всему телу. Душа движет телом посредством движения мелких атомов огня. После распада тела атомы души выходят из него, рассеиваются в пространстве и пропадают, т. е. душа также смертна, как и тело.

части глаза. Видения у человека возникают в результате вхождения в него образов. Образы могут восприниматься любыми частями тела, только в этом случае восприятие будет хуже, чем через органы чувств.

Изучение роли личности, ее индивидуального пути в становлении самой науки.

Движущие силы и причины исторического развития психологических идей:

связь науки с общей социально-культурной основой эпохи;

тесное взаимодействие науки с общими условиями и законами научного познания;

связь с теми объективными требованиями, которые предъявляются к научному познанию самой природой

изучаемых явлений на данной стадии их исследования;

4) общая ситуация, исторические условия и временные особенности периода, в котором развивается наука;

5) особая ситуация в науке в целом в изучаемый период, изучение открытий в других науках, заимствование

Философская мысль Древней Греции занимает особое место в системе наук вплоть до наших дней. Её актуальность до сих пор не сошла на нет. Оно и понятно, ведь те вопросы которыми задавались учёные мужи древней Эллады были обращены в глубины человеческой сущности. То были попытки обосновать явления души человека отталкиваясь от её сверхъестественной, мифологической природы пришедшей к Грекам из глубин веков, и в отличие от последних уже самые первые научные представления о душе были направлены на объяснение души и ее функций. Учение о душе является первой формой знаний, в системе которых начали развиваться психологические представления: «. психология как наука должна была начаться с идеи

Содержание
Работа содержит 1 файл

Реферат.doc

Волгоградский государственный университет.

Реферат на тему: “ Представления о душе в философии Древней Греции . “

Студент группы СРб-101

ФФИМОСТ

Старший преподаватель кафедры

  1. Введение………………………………………………………… ………………………………………..3
  2. Генезис философских представлений о природе души………………………….4
  3. Представления о душе в работах Демокрита, Аристотеля, Платона……..5
  4. Заключени……………………………………………………… …………………………………………8
  5. Список литературы…………………………………………………… ………………………………9

Именно тот факт, что период античной философии был первым в рамках которого психология, наука о душе, стала развиваться, как научное знание, а так же фундаментальность и всеобъемлющая значимость античных представлений о душе несмотря на срок давности, являются важнейшими факторами актуальности выбора данной темы для разработки и изучения в рамках проблематики психологической науки.

Генезис философских представлений о природе души.

Из курса истории нам известно, что философия возникла в эпоху смены первобытно-общинного строя классовым рабовладельческим обществом почти одновременно как на Востоке — в Древней Индии, Древнем Китае, так и на Западе — в Древней Греции. Говоря конкретно о Древнегреческой философии нужно отметить, что на её возникновение сильно повлияла демократическая культура полисов, необходимость отстаивать своё мнение на агоре. Психологические проблемы явились частью философии, они возникали неизбежно, так как предметом философских размышлений, направленных на рациональное объяснение, был мир в целом, включая вопросы о человеке, его душе и т.п.

Появление психологии в Древней Греции на рубеже VII-VI вв. до н.э. было связано с необходимостью становления объективной науки о человеке, рассматривавшей душу не на основе сказок, мифов, легенд, а с использованием тех объективных знаний (математических, медицинских, философских), которые возникли в тот период. В то время психология входила в науку, изучавшую общие закономерности общества, природы и человека. Эта наука получила название натурфилософии (философии), в течение долгого периода времени, почти 20 веков, психология оставалась частью философии.

Естественно, что в обширном предмете философии к психологии относилась область, связанная в первую очередь с человеком, да и само исследование души (психики) связывалось преимущественно с особенностями психики человека. В то же время область психического не ограничивалась человеком, но распространялась на весь мир. Такой подход получил название панпсихизм - направление, которое считает весь мир одушевленным и наделенным душой. В течение нескольких веков (примерно до III в. до н.э.) разница между психикой человека и животных рассматривалась как чисто количественная, а не качественная.

От философии психология взяла важное для любой науки положение о необходимости строить свои теории на основе знания, а не веры. Стремление избежать сакральности, т. е. соединения веры со знанием, а не с разумом, стремление доказать правильность высказанных взглядов и было самым важным отличием научной, философской психологии от донаучной.

Первые представления о душе, возникшие на основе мифов и ранних религиозных представлений, выделили некоторые функции души, прежде всего энергетическую, побуждающую тело к активности. Эти представления и легли в основу исследований первых психологов. Уже первые работы показали, что душа не только побуждает к действию, но и регулирует активность индивида, а также является главным орудием в познании мира. Эти суждения о свойствах души и стали ведущими в последующие годы. Таким образом, важнейшим для психологии в античный период было изучение того, как душа придает активность телу, как она регулирует поведение человека и каким образом познает мир. Анализ закономерностей развития природы привел мыслителей того времени к идее о том, что душа материальна, т. е. состоит из тех же частиц, что и окружающий мир.

Исследования первых философов привели к умозаключению, что всё в мире имеет свой первооснову – элемент. Так, Фалес (VI в. до н.э.), на концепцию которого повлияли воззрения египтян, считал, что первоосновой, душой является вода, так как вода (например, Нил, от которого зависели урожаи) - это основа жизни. Анаксимен (V в. до н.э.) вечно движущимся и вечно живым началом считал воздух. Необходимо отметить, что на взгляды древнегреческих ученых повлияли разнообразные философские и психологические концепции, в том числе и древнеиндийские веды, в частности учение о том, что важнейшим свойством (проной) жизни является дыхание (диада - атман-брахман). Отражение этих идей можно увидеть в теории Анаксимена и других греческих ученых, связывавших архе с дыханием, воздухом, ветром. Идея о том, что пневма (воздух, движение) является одной из составляющих души, прослеживается и в более позднее время, например в концепции Эпикура.

Распространенность мнения о материальности души находит свое подтверждение в том, что в самом начале развития психологии ученые считали главным качеством души активность, т. е. утверждали, что душа - это прежде всего энергетическая основа тела, которая приводит инертное, пассивное тело в движение. Таким образом, душа является источником жизни, в основе которой лежит активность.

Представления о душе в работах Демокрита, Аристотеля и Платона.

И прежде чем начать рассмотрение особенностей взглядов каждого философа, важно отметить, что вопрос о природе души решался философами в зависимости от принадлежности их к материалистическому или идеалистическому лагерю.

При объяснении конкретных психических процессов (восприятия и мышления) Демокрит сталкивался с определенными трудностями. Если возникновение образов восприятия тех или иных объектов еще можно было объяснить отпечатыванием в душе отделяющихся от вещей тонких (толщиной в один атом) пленок, как считал Демокрит, то как быть с мышлением, которое может познавать и то, что скрыто от органов чувств вообще? Самое интересное, что он признавал превосходство мышления как рационального познания над чувственным, поскольку именно мышление приводит к пониманию того, что существует не видимое нами, не различимое органами чувств. Таковы, по мнению Демокрита, атомы как мельчайшие, далее неделимые частицы. Благодаря умозаключениям он пришел к выводу об их существовании на основе обобщения имеющихся фактов высыхания мокрого белья, постепенного стирания монеты от долгого обращения и пр., — видимо, во всех этих случаях соответствующие невидимые частички (атомы) отделяются от вещей.

Оппоненты Демокрита подчеркивали, что, если следовать его позиции, надо признать отсутствие свободы воли в жизни человека, все причинно обусловлено разными обстоятельствами, — а между тем кажется, что это не так: ведь человек может взять и решить что-то по-своему даже вопреки обстоятельствам. Слабость позиции Демокрита в этом вопросе прекрасно подметил Платон (427 — 347 до н.э.). В своих философских произведениях, написанных в форме диалогов, главным героем которых был его учитель — Сократ, Платон говорил, что человек ведет себя так или иначе не в силу каких-либо вещественных (вообще материальных) причин, а в силу того, что им движет идея, качественно отличная от любой материальной вещи. Поэтому Платон — как представитель идеалистического направления в философии — стремился вписать душу уже в мир идеальных сущностей, в мир идей, наличие которого он также пытался доказать путем логических рассуждений и приводимых им примеров. На этом основании — наличия стремления к рациональному познанию мира и обоснованию своей точки зрения — можно утверждать, что и в творчестве Платона есть элементы научно-психологического познания, несмотря на обилие мифов в его диалогах (миф, как было показано, является результатом иного способа ориентации в мире). Характерно также то, что в отличие от материалистов для Платона главным объектом познания выступал не мир в целом, а человек как таковой и его место в универсуме. При обращении к человеку, к его специфически человеческим формам жизни, Платон обнаруживал такие высшие психические процессы, которые явно не сводимы к низшим процессам и не выводимы из них.

Что-то необъяснимое есть у человека. Именно это нечто, что принято называть душой, и приводит к тому, что каждый человек является уникальной личностью.Проблема существования души, испокон веков будоражившая умы людей, остаётся актуальной и сегодня. В нашем обзоре представление о душе, существовавшие у древних греков до христианства

Платон о душу (между между 429 и 427 до н. э., Афины — 347 до н. э)


Сократ, (469 г. до н. э., Афины — 399 г. до н. э.)

Человек, по мнению Сократа, был бы вообще лишен разума и знания, если бы в нем, наряду со смертным телом, не было бы бессмертной души. Именно благодаря божественной душе человек приобщается к божественному знанию.

Ксенофан о Боге (570 до н. э., — 475 до н. э)

Истинный бог един, всевидящ, всеслышащ, всемогущ. Правит миром силой мысли без физического усилия. Не подобен смертным ни внутренне, ни внешне.

Бог внутренне присущ миру, который обожествляется.

В чувственно-физическом мире начало — земля, корни которой простираются в бесконечность.

Морское дно частично поднялось, что доказывается отпечатками морских животных в горных породах.

Небесные светила — сгустившиеся и воспламенившиеся испарения.

Солнце каждый день новое и для каждой местности своё.

Подлинная истина людям недоступна, удел всех и каждого — только субъективное мнение.

Полагал, что земля появилась из моря. В качестве аргументов он ссылался на то, что в отдалении от моря находят раковины, а на камнях — отпечатки рыб и растений.

VII – VI вв. до н.э. представляет собой период разложения первобытного общества и перехода к рабовладельческому строю. Коренные изменения в общественном укладе жизни (развитие торговых отношений, становление городов и т.д.) создали условия для расцвета древнегреческой культуры, привели к существенным изменениям в области мышления. Эти изменения заключались в переходе от религиозно-мифологических представлений о мире к зарождению научных знаний.

В VII-V вв. до н.э. появились первые научные концепции психики, в которых она рассматривалась, прежде всего, как источник активности тела. При этом считалось, что душа человека и души других живых существ имеют чисто количественные различия, так как человек, как любое живое существо, подчиняется тем же законам, что и все в природе. В это же время возникли и первые теории познания, в которых преимущество отдавалось эмпирическому знанию. Эмоции рассматривались в качестве основного регулятора поведения. Главное, что уже в этот период были сформулированы ведущие проблемы психологии: в чем заключаются функции души, каково ее содержание, как происходит познание мира, что является регулятором поведения, есть ли у человека свобода этой регуляции.

В период классической греческой психологии появились первые развернутые концепции психического. В тот период ученые обратились к человеку, началось исследование тех качественных отличий, которые свойственны только душе человека и которых нет у других живых существ. Возникла идея о том, что психика - носитель не только активности, но и разума и нравственности, т.е. на ее развитие оказывают влияние не только материальные факторы, но и культура, духовный уклад. Такое новое понимание души было заложено в теории Сократа, а затем развито в концепциях Платона и Аристотеля.

Третий этап получил название период эллинизма, так как связан с распространением греческой науки и культуры по всему миру после походов Александра Македонского. Он характеризуется и более тесными связями с восточной культурой, расцветом точных наук, театра, поэзии. При этом новые исследования психики основывались на достижениях выдающихся психологов классицизма. В это время не возникли принципиально новые подходы к психике, большинство школ модифицировали взгляды, высказанные учеными в предыдущие периоды. Этот этап в развитии античной психологии существенно отличается от предыдущих, прежде всего своей проблематикой, преобладанием практических интересов, связанных с анализом причин тех или иных поступков человека, способов преодоления трудностей и проблем, встающих перед ним, над теоретическим размышлением. Интерес к человеку, его личности, причине его свободных поступков, мотивации его поведения, его физической организации приводит к тому, что проблема этического, нравственного развития и критерии оценки нравственной личности в эллинистический период выходят на первый план и становятся важнейшими для психологии. Логика развития самой науки и логика развития общества привели к тому, что этические вопросы занимали все более значимое место в общественном и научном сознании. Начиная с Сократа, человек осознается как самостоятельная ценность, не подчиняющаяся природе, но стоящая вне и выше ее.

Появление психологии в Древней Греции на рубеже VII-VI вв. до н.э. было связано с необходимостью становления объективной науки о человеке, рассматривавшей душу не на основе сказок, мифов, легенд, а с использованием тех объективных знаний (математических, медицинских, философских), которые возникли в тот период. В то время психология входила в науку, изучавшую общие закономерности общества, природы и человека. Эта наука получила название натурфилософии (философии), в течение долгого периода времени, почти 20 веков, психология оставалась частью философии. Естественно, что в обширном предмете философии к психологии относилась область, связанная в первую очередь с человеком, да и само исследование души (психики) связывалось преимущественно с особенностями психики человека. В то же время область психического не ограничивалась человеком, но распространялась на весь мир. Такой подход получил название панпсихизм - направление, которое считает весь мир одушевленным и наделенным душой. В течение нескольких веков (примерно до III в. до н.э.) разница между психикой человека и животных рассматривалась как чисто количественная, а не качественная.

Появление древних представлений об окружающем мире связано с анимизмом (от лат. anima – душа, дух). Каждая конкретная чувственно воспринимаемая вещь наделялась сверхъестественным двойником – душой (или многими душами). Окружающий мир воспринимался зависящим от произвола этих душ. Души покидают тело с последним дыханием, а по некоторым учениям (например, знаменитого философа и математика Пифагора, чемпиона олимпийских игр по кулачному бою), являясь бессмертными, вечно странствуют по телам животных и растений.

Первые представления о душе, возникшие на основе мифов и ранних религиозных представлений, выделили некоторые функции души, прежде всего, энергетическую, побуждающую тело к активности. Эти представления и легли в основу исследований первых психологов.

Уже первые работы показали, что душа не только побуждает к действию, но и регулирует активность индивида, а также является главным орудием в познании мира. Эти суждения о свойствах души и стали ведущими в последующие годы. Таким образом, важнейшим для психологии в античный период было изучение того, как душа придает активность телу, как она регулирует поведение человека и каким образом познает мир. Анализ закономерностей развития природы привел мыслителей того времени к идее о том, что душа материальна, т.е. состоит из тех же частиц, что и окружающий мир.

Все в мире имеет свою первооснову - элемент, являющийся первой и главной составляющей всех объектов, архе. Исследования окружающего мира привели ученых VII-V вв. до н.э. к мысли о том, что архе - это тот элемент, без которого не может существовать мир и все в нем, поэтому, как и все в природе, этот жизненно важный элемент должен быть материален.

Первыми ведущими центрами древнегреческой культуры и науки наряду с другими явились города Милет и Эфес. Названия этих городов носили и первые возникшие философские школы.

Представители Милетской школы – Фалес, Анаксимен, Анаксимандр.

ФАЛЕС (VI в. до н.э.), на концепцию которого повлияли воззрения египтян, считал, что первоосновой, душой является вода, так как вода (например, Нил, от которого зависели урожаи) - это основа жизни.

АНАКСИМЕН (V в. до н.э.) вечно движущимся и вечно живым началом считал воздух.

Необходимо отметить, что на взгляды древнегреческих ученых повлияли разнообразные философские и психологические концепции, в том числе и древнеиндийские веды, в частности учение о том, что важнейшим свойством (праной) жизни является дыхание (диада - атман-брахман). Отражение этих идей можно увидеть в теории Анаксимена и других греческих ученых, связывавших архе с дыханием, воздухом, ветром. Идея о том, что пневма (воздух, движение) является одной из составляющих души, прослеживается и в более позднее время, например в концепции Эпикура.

Гераклит утверждал, что лучшее состояние души - ее сухость. Лучшие способности функционирования души проявляются тогда, когда она находится в сухом состоянии. Всякое увлажнение психики (например, алкоголь) приводит к нарушению функций душевных. Наши чувства ослабляются, нарушается координация движений. Увлажнять психику нежелательно.

Логос объясняет и взаимосвязь между отдельными событиями, в том числе между разными эпизодами в жизни людей. Таким образом, все в мире причинно обусловлено, все события проистекают не просто так, случайно, но по определенному закону, хотя мы не всегда эту связь, причину произошедшего события можем установить. Такой подход, называемый детерминизмом, показал возможности понимания и объяснения происходящего в мире и человеке, открыл новые перспективы перед наукой. Тем самым идея Логоса стала очень важным фактором на пути преодоления сакральности и превращения психологии в науку.

Идея о всеобщей причинной обусловленности стала одной из важнейших и в теории ДЕМОКРИТА (ок. 460 – 370 гг. до н.э.). Однако ее распространение на все стороны жизни человека имело и отрицательные последствия, так как лишало его свободы выбора, свободы поведения, которая понималась, как возможность самому выстраивать свою судьбу. Это лишение человека свободы воли стало одной из главных причин критики концепции Демокрита Сократом и Платоном, которые доказывали, что таким образом у человека отнимается не только свобода выбора, но и критерии нравственной оценки своего поведения. Мнение о том, что предопределенность поведения делает человека зависимым от окружающей ситуации и лишает его нравственной свободы, свободы выбора, было опровергнуто в теории стоиков, которые разделяли внешнюю и внутреннюю свободу и, не отказываясь от детерминизма, открывали перед человеком возможности для свободного нравственного самосовершенствования.

В теориях Демокрита и Левкиппа (V-IV вв. до н.э.) возникла идея атомов, мельчайших, невидимых миру частиц, из которых и состоит все окружающее (атомизм).

Демокрит утверждает, что все существующее состоит из атомов и пустоты. Атомы – это неделимые частицы. Они различаются между собой формой, порядком и поворотом. Пустота по своему характеру однородна, она может отделять тела друг от друга, а может находиться внутри самих тел и отделять отдельные части этих тел. Атомы же не содержат пустоты, они отличаются абсолютной плотностью. Атомы обладают свойством движения. Движение выступает основным источником развития.

Человек также создан из различного сорта атомов. Самые подвижные из них – атомы огня. Они образуют душу. Душа, таким образом, лишь одна из разновидностей вещества среди других. Со смертью тела умирает и душа, т.к. атомы ее с разложением тела улетучиваются и рассеиваются. Итак, по Демокриту, душа материальна. Он отвергает бессмертие души. Вообще Демокрит придерживался атеистических взглядов. Он полагал, что люди пришли к вере в богов под влиянием существования грозных явлений природы: грома, молнии, солнечных и лунных затмений.

Демокрит приписывал душе движение в материальном смысле как пространственное перемещение. Когда мы дышим, мы втягиваем в себя частицы, составляющие душу, которые находятся в большом числе в воздухе; выдыхая, мы выбрасываем какую-то часть нашей души. Таким образом, Демокрит считал, что душа принадлежит всем, даже мертвому телу, но только у него очень мало души. Так Демокрит приходит к панпсихизму: все – и растения, и камни – имеет душу.

В это время ученые впервые стали задумываться над тем, как же происходит построение образа мира, какой процесс - ощущение или разум - является ведущим и насколько построенная человеком картина мира совпадает с реальной. Иначе говоря, многие вопросы, которые и сегодня остаются ведущими для когнитивной психологии, были поставлены именно в то время.

Демокрит в своей теории познания рассматривает 2 вида познания: ощущение (или восприятие) и мышление. Ощущение рассматривалось как естественный физический процесс. От вещей отделяются тончайшие пленочки, копии, образы, идолы (эйдолы), по внешнему виду подобные самому предмету. Они летают в пространстве и попадают в органы чувств, например, в глаз. При этом из глаза направляется встречный поток атомов души, которые улавливают и ощупывают образы. Большой образ ужимается до размеров, позволяющих войти в глаз. Образы могут восприниматься любыми частями тела, только в этом случае восприятие будет хуже.

Позже мнения ученых относительно познания разделились. Одни доказывали, что истинное знание базируется на ощущениях, а разум привносит только заблуждения. Такой подход к познанию получил в философии название сенсуализм, и это направление, распространившееся в науке в XVII-XVIII вв., зародилось еще в античности.

Другое направление в психологии познания, названное позднее в философии рационализмом, исходило из того, что истинные знания, т. е. знания об общих законах и понятиях, основаны только на разуме и мало связаны с сенсорными данными о внешнем мире. Такой подход к познанию был характерен для Платона, стоиков, Плотина (II в. н.э.). Исходя из него, ощущения дают нам знания только о единичных вещах, знания же о всеобщем могут быть результатом только деятельности разума. Эти знания, по мнению многих психологов-рационалистов античности, должны быть врожденными, данными нам вместе с нашей бессмертной душой. Поэтому такое знание объективно и отражает истинную картину мира.

Таким образом, видно, что не только в современной психологии, но уже в период античности среди психологов не было единой точки зрения на природу и функции психики, на познавательные процессы.

Читайте также: