Чем объяснить внешнюю строгость православного храма и его богатое внутреннее убранство кратко

Обновлено: 02.07.2024

По преданию, князь Киевский Владимир Святославич выбрал для Руси православную веру после того, как послы поведали ему о красоте и великолепии Софийского собора в Константинополе и православного богослужения. Сегодня роскошное убранство является отличительно чертой русских православных церквей.

Действительно, православные храмы сильно отличаются от всех прочих. Еще издали можно заметить позолоту на куполах. Сами купола в православии имеют серьезное символическое значение. Например, один купол символизирует единство Господа Бога. Пять куполов — символ Христа с четырьмя апостолами. Тридцать три — указывают на возраст Спасителя. Как известно, Иисус был распят на кресте в тридцать три года, а затем воскрес для жизни вечной.

Внутри храма можно увидеть иконы с богатыми окладами. Особо украшены царские врата, через которые, как считается, исходит для причастия сам Иисус Христос. Золото, драгоценные камни, красочные фрески, которые находятся во многих церквях, поражают и настраивают на торжественный лад.

Совсем иное впечатление от католических храмов. Они скорее функциональны, чем красивы. Например, в католической церкви прихожане не стоят, а сидят на скамейках. Для создания атмосферы торжественности в католических храмах используется орган, визуальная же часть убранства значительно скромнее, чем в православных.

Если в крупных соборах ещё можно встретить статуи и богатые витражи, то в небольших церквушках это редкость. Вместо икон стены католических храмов украшают фрески. Протестантские церкви выглядят ещё более аскетично. Они отличаются строгостью и минимализмом. Единственными украшениями лютеранской кирхи являются орган и распятие на стене.

Одни ветви христианства проповедуют аскезу и умеренность во всем, другие – напротив, видят необходимость в том, чтобы украшать Дом Божий.

Образ Царствия Небесного

Все лучшее — Богу

У первых христиан, подвергавшихся гонениям, не было храмов. На протяжении трех столетий они собирались для молитв и богослужений в домах своих лидеров, в синагогах или даже в катакомбах. Только после прихода к власти в Риме Константина Великого, сделавшего христианство государственной религией, начали сооружаться христианские храмы и монастыри. Многие из них являются настоящими шедеврами архитектуры, они поражают и внешними формами, и внутренним убранством. И дело тут не в тщеславии мастеров-зодчих или в стремлении потрафить властям, а в принципе: все лучшее – для Бога.

По такому принципу был построен и знаменитый собор Святой Софии в Константинополе (русские называли этот город Царьградом). С принятием христианства церкви на Руси стали строиться в соответствии с византийской традицией (ее сегодня называют крестово-купольной). Это и позолоченные купола с крестами, и внутренняя роскошь. Но делается это вовсе не для того, чтобы удивлять людей богатой обстановкой.

По преданию, князь Киевский Владимир Святославич выбрал для Руси православную веру после того, как послы поведали ему о красоте и великолепии Софийского собора в Константинополе и православного богослужения. Сегодня роскошное убранство является отличительно чертой русских православных церквей.

Особенности убранства

Действительно, православные храмы сильно отличаются от всех прочих. Еще издали можно заметить позолоту на куполах. Сами купола в православии имеют серьезное символическое значение. Например, один купол символизирует единство Господа Бога. Пять куполов - символ Христа с четырьмя апостолами. Тридцать три - указывают на возраст Спасителя. Как известно, Иисус был распят на кресте в тридцать три года, а затем воскрес для жизни вечной.

Внутри храма можно увидеть иконы с богатыми окладами. Особо украшены царские врата, через которые, как считается, исходит для причастия сам Иисус Христос. Золото, драгоценные камни, красочные фрески, которые находятся во многих церквях, поражают и настраивают на торжественный лад.

Совсем иное впечатление от католических храмов. Они скорее функциональны, чем красивы. Например, в католической церкви прихожане не стоят, а сидят на скамейках. Для создания атмосферы торжественности в католических храмах используется орган, визуальная же часть убранства значительно скромнее, чем в православных.

Если в крупных соборах ещё можно встретить статуи и богатые витражи, то в небольших церквушках это редкость. Вместо икон стены католических храмов украшают фрески. Протестантские церкви выглядят ещё более аскетично. Они отличаются строгостью и минимализмом. Единственными украшениями лютеранской кирхи являются орган и распятие на стене.

Одни ветви христианства проповедуют аскезу и умеренность во всем, другие – напротив, видят необходимость в том, чтобы украшать Дом Божий.

Образ Царствия Небесного

Все лучшее - Богу

У первых христиан, подвергавшихся гонениям, не было храмов. На протяжении трех столетий они собирались для молитв и богослужений в домах своих лидеров, в синагогах или даже в катакомбах. Только после прихода к власти в Риме Константина Великого, сделавшего христианство государственной религией, начали сооружаться христианские храмы и монастыри. Многие из них являются настоящими шедеврами архитектуры, они поражают и внешними формами, и внутренним убранством. И дело тут не в тщеславии мастеров-зодчих или в стремлении потрафить властям, а в принципе: все лучшее – для Бога.

По такому принципу был построен и знаменитый собор Святой Софии в Константинополе (русские называли этот город Царьградом). С принятием христианства церкви на Руси стали строиться в соответствии с византийской традицией (ее сегодня называют крестово-купольной). Это и позолоченные купола с крестами, и внутренняя роскошь. Но делается это вовсе не для того, чтобы удивлять людей богатой обстановкой.

Нажмите ☆ , чтобы добавить сайт в избранное.

ГДЗ ответы к учебнику история России 6 класс Андреев, Федоров - ГДЗ к учебнику история России 6 класс Андреев, ответы к § 16-17 Культура Руси

§ 16-17. Культура Руси

Вопросы к параграфу по пунктам, страница 116

1. Почему в начале XII в., с исчезновением политического фактора, сплачивающего страну, русское единство сохранилось?

Так до XI—XII вв. основным фактором единства Русской земли было родство князей. Они назначались на места и всегда готовы были откликнуться на просьбы соседей. Не смотря на то, что примерно с XII в. этот фактор исчез, осталась религиозная составляющая, христианская вера. Именно она стала фактором сплачивающим Русь - православная земля.

2. Что было главным в представлении древнерусского человека об окружающем мире?

Развитие естественных наук было весьма слабо и все базировалось на знаковых и религиозных понятиях.

1. Какая роль возлагалась на народ Руси после перемещения духовного центра мира из Иерусалима в Киев?

Основной ролью народа и его духовных принципов было проповедование норм христианства, доброго отношения к близким, распространение веры в бога (Христа).

2. Что стояло за образами животных, растений, камней в древнерусских текстах и изображениях?

Животные были вполне реальными персонажами со своими знаковыми ролями в мифах и сказках. Они были образом или символом определенных умений, знаний, характера и поведенческих особенностей. Сильные животные такие как лев, медведь были животными представляющими власть и тех, кто мог диктовать свои условия, слабые же животные наоборот.

1. Почему православный храм был для древнерусского человека зеркалом мира?

В православном храме часто можно было найти ответы на насущные каждодневные вопросы, возникающие в жизни. Книги и религия направляла и подсказывала как быть.

2. Чем объяснить внешнюю строгость православного храма и его богатое внутреннее убранство?

Наружное оформление храма было невзрачным по нескольким причинам. Во-первых, не привлекать излишнее внимание богатствами. Второе, показать некую скромность. Однако внутри храма всегда были лучшие возможные иконы, убранства, фрески и кафедры. Это показывало отношение к религии, как к чему-то особенному, важному и нужному.

Вопросы и задания к параграфу 16-17

1. Прочитайте эпиграф к параграфу и ответьте на вопросы. 1) Почему автор хвалебного обращения к князю использует образы зверей? В тексте говорится о реальном льве или вымышленном? 2) Какой зверь, распространённый в Залесском крае, не назван в тексте?

2. В тексте не названы: лисица, еж, куропатка, бобёр. Эти животные также являются представителями животной фауны Залесского края, страница 117.

2. Рассмотрите иллюстрацию на с.116 и ответьте на вопросы. 1) Опишите ее, используя полученные знания. 2) Уместно ли нахождения льва на стене православного храма? 3) Какие существа украшали готические храмы Западной Европы? Что такое двоеверие?

1. На иллюстрации мы видим символических животных (телец, лев, человек, орел). Это 4 символических животных - образа, которые представились пророку Иезекиль и Евангелисту Иоанну в своих видениях. В священном писании написано об основных четырех добродетелях: мудрость, храбрость, правда и искренность. Так человек это сознательное и мудрое. Лев – храбрость, Вол означает правду, из за того, что это жертвенное животное (оправдание за грех), Орел в полете означает чистоту (искренность), потому парит высоко, ему открывается все для вида, от него ничего не скрыть.

2. Лев вполне уместен на стенах храма, так как является олицетворением храбрости и силы.

3. На готических церквях можно встретить фигуры горгулий и других мифических существ. Это связано с язычеством, с временами когда христианство еще не было так распространено. *Двоеве́рие — как правило, религиозное и культурное явление, заключающееся в параллельном сосуществовании традиционного христианства и элементов дохристианских языческих верований. (*определение из энциклопедии).

3. Соотнесите даты, указанные на ленте времени со следующими событиями: 1) Начало строительства Георгиевского собора в Юрьеве — Польском; 2) Андрей Боголюбский построил Золотые ворота во Владимире; 3) Всеволод Большое Гнездо закончил строительство Дмитриевского собора во Владимире; 4) Икона Владимирской Божией Матери перенесена из Киева во Владимир; 5) Андрей Боголюбский построил храм Покрова на Нерли.

1) 1230 г. (Начало строительства Георгиевского собора в Юрьеве — Польском)
2) 1164 г. (Андрей Боголюбский построил Золотые ворота во Владимире)
3) 1197 г. (Всеволод Большое Гнездо закончил строительство Дмитриевского собора во Владимире)
4) 1165 г. (Икона Владимирской Божией Матери перенесена из Киева во Владимир)
5) 1158 г. (Андрей Боголюбский построил храм Покрова на Нерли)

4. Выберете ответ на главный вопрос урока и, опираясь на текст параграфа, обоснуйте свой выбор: Прекратило ли свое существование единая русская культура с распадом Древнерусского государства?

Русь и ее земли очень сплотила религия. Принятие сильной и полноценной религии позволило сохранить как государство само по себе, так и из за значительных территорий заметить некое разделение по культурным и торговым центрам. При этом такие торговые, ремесленные центры развивались порой обособленно, со своими культурными ценностями. Что относилось к особенностям той или иной местности.

Мнение историка, страница 124

1. Почему иконописец перед написанием иконы продолжительное время молился и постился, а после написания никогда не подписывал свою работу? Какие два мира видел и передавал через написание иконы мастер? Сравните западноевропейские картины на библейские сюжеты и иконы. Что у них общего, а в чем различия?

Первое, иконописец молился по нескольким причинам. Во-первых, чтобы писать иконы в особом расположении духа, чтобы икона удалась, чтобы образ получился наиболее удачным. Во-вторых, чтобы писать его так, чтобы он наставлял, вдохновлял, чтобы через образ шла энергия и информация, ведь он был своего рода посланником.

Иконописцы не подписывали свою работу по причине того, что негоже восхвалять свое имя наряду с тем, что создаешь вечное и божественное. Не место земному на холсте святом. Это было своего рода проявление скромности и сдержанности.

Западноевропейские картины на библейские сюжеты и иконы.
Общее: и иконы и картины пишутся на божественные сюжеты и изображают святых.
Отличие: иконы пишутся по строгим правилам, они канонизированы. Картины, хотя и пишутся на сюжеты из Библии, отражают, прежде всего, авторский взгляд.

В целом современному неподготовленному человеку бывает не всегда легко понять сюжет. Дело в подготовке и знаниях, ведь не многие изучают и знают библию и сюжеты из нее. Отсюда может возникнуть видение картинки, но не понимания ее особенностей.

Выберете ответ на главный вопрос главы и обоснуйте свой выбор: Можно ли назвать распад Древнерусского государства положительным явлением, способствующим дальнейшему развитию древнерусских земель?

После распада Древней Руси продолжается развитие отдельных регионов. Все эти земли все также объединяет религия, общие черты культуры. Однако некоторые из особенностей культурных ценностей формируются в конкретных землях, регионах. таким образом продолжается развитие, которое привело к особенностям великой русской культуры.

Многие православные храмы поражают красотой и изяществом убранства, архитектурным великолепием. Но помимо эстетической нагрузки, вся постройка и оформление храма несет символический смысл. Нельзя взять любое здание и организовать в нем церковь. Рассмотрим, по каким принципам организовано устройство и внутреннее убранство православного храма и какой смысл несут элементы оформления.

Архитектурные особенности храмовых построек

Храм — это освященное здание, в котором служатся Божественные службы, а верующие люди имеют возможность принять участие в Таинствах. Традиционно основной вход в храм располагается на западе — там, где заходит солнце, а главная богослужебная часть — алтарь — всегда закладывается на восток, где солнце встает.


Отличить христианскую церковь от любых других зданий можно по характерному куполу (главе) с крестом. Это символ крестной смерти Спасителя, Который добровольно взошел на Крест ради нашего искупления. Не случайно и количество голов на каждой церкви, а именно:

  • один купол знаменует Заповедь о единстве Бога (Я есть Господь Бог твой, и не будут у тебя другие боги, кроме Меня);
  • три купола возводят в честь Святой Троицы;
  • пять куполов символизирует Иисуса Христа и Его четырех евангелистов;
  • семь глав напоминают верующим о семи главных Таинствах святой Церкви, а также о семи вселенских соборах;
  • иногда встречаются постройки с тринадцатью главами, которые символизируют Господа и 12 апостолов.

Символически само здание соотносится с ковчегом спасения всего человечества. И как Ной много веков назад на своем ковчеге спас свою семью и все живое во время Великого Потопа, так и сегодня люди идут в церкви для спасения своей души.

Главная богослужебная часть церкви, где находится алтарь, смотрит на восток, поскольку цель жизни человека идти от тьмы к свету, а значит, с запада на восток. Кроме того, в Библии мы видим тексты, в которых сам Христос именуется Востоком и Светом Правды, идущим с Востока. Поэтому и служить Литургию в алтаре принято в сторону восходящего солнца.

Внутреннее устройство храма

Зайдя в любую церковь, в ней можно увидеть разделение на три основных зоны:

  1. притвор;
  2. основная или средняя часть;
  3. алтарь.

Притвор — это самая первая часть здания за входными дверями. В древности было принято, что именно в притворе стояли и молились грешники перед покаянием и оглашенные — люди, которые только готовились принять Крещение и стать полноценными членами Церкви. В современных церквах таких правил нет, и в притворах чаще всего располагают свечные киоски, где можно купить свечи, церковную литературу и подать записочки на поминовение.


В средней части находятся все молящиеся во время службы. Эта часть церкви еще иногда называется нефом (кораблем), что снова отсылает нас к образу Ноева ковчега спасения. Основные элементы средней части — это солея, амвон, иконостас и клиросы. Рассмотрим детальнее, что это такое.

Солея

Это небольшая ступенька, расположенная перед самым иконостасом. Ее предназначение — возвысить священника и всех участников богослужения, чтобы их было лучше видно и слышно. В древности, когда храмы были маленькие и темные, да еще и битком набивались людьми, разглядеть и услышать священника за толпой было практически невозможно. Поэтому и придумали такое возвышение.

Амвон

В современных храмах это часть солеи, чаще всего овальной формы, которая находится посередине иконостаса прямо перед Царскими вратами. На этом овальном выступе священником произносятся проповеди, оглашаются прошения дьяконом, читается Евангелие. Посередине и сбоку амвона есть ступени для восхождения к иконостасу.


Клирос

Место, где располагается хор и чтецы. В больших церквах чаще всего есть несколько клиросов — верхний и нижний. Нижние клиросы находятся, как правило, в конце солеи. На большие праздники в одном храме может петь сразу несколько хоров, которые находятся на разных клиросах. В обычные богослужения один хор поет с одного клироса.

Иконостас

Самая заметная часть внутреннего убранства храма. Это своеобразная стена с иконами, которая отделяет алтарь от основной части. Изначально иконостасы были низкими, или их функцию выполняли занавеси или небольшие решетки. Со временем на них стали вешать иконы, а высота заграждений росла. В современных церквах иконостасы могут доходить до потолка, а иконы на нем располагаются в специальном порядке.

Главные и самые большие ворота, ведущие в алтарь, называются Царскими вратами. На них изображают Благовещенье Пресвятой Богородицы и иконы всех четырех евангелистов. С правой стороны от Царских врат вешают икону Христа, а за ней образ главного праздника, в честь которого освящен храм или данный предел. С левой стороны — икону Богородицы и одного из особо почитаемый святых.На дополнительных дверях в алтарь принято изображать Архангелов.

Над Царскими вратами изображают Тайную Вечерю, вровень с ней иконы больших двунадесятых праздников. В зависимости от высоты иконостаса, могут быть еще ряды икон, на которых изображается Богородица, святые, места из Евангелия.


Венчает иконостас распятие, а рядом образа Богородицы и святого Иоанна Богослова. Именно они предстояли на Голгофе во время крестной казни Господа. Такое же расположение можно увидеть и на большом распятии, которое находится сбоку от иконостаса.

Основная идея оформления иконостаса — представить Церковь во всей ее полноте, с Господом во главе, со святыми и Небесными силами. Человек, который молится у иконостаса, как бы предстоит перед всем, что составляет суть христианства со времен земной жизни Господа и до сего дня.

О молитве в храме:

Алтарь

Главная часть алтаря — святой Престол, который символизирует Престол самого Господа Бога. В физическом смысле это большой тяжелый стол, может быть из дерева или камня. Квадратная форма говорит о том, что пища с этого стола (а именно слово Божие) подается людям по всей Земле, на все четыре стороны света.Для освящения храма обязательной является закладка святых мощей под Престол.

Важно! Как в христианстве нет ничего случайного и неважного, так и убранство дома Божия имеет глубокий символичный смысл в каждой детали.

Новоначальным христианам может показаться излишней такая попечительность о деталях, однако, если глубже вникнуть в суть богослужения, то станет ясно — каждой вещи в храме есть применение. Такой порядок подает пример и каждому человеку: мы должны жить так, чтобы и внешнее, и внутреннее устроение вело нас к Богу.

Читайте также: