Образовательное событие в доу как технология

Обновлено: 05.07.2024

Воспитатель Новикова Дарья Николаевна приняла участие в муниципальном семинаре.

событие что же такое образовательное событие . Образовательное событие- это то, что привлекло внимание,

• Присвоение детьми социального опыта через нетрадиционные формы, повышение познавательной активности детей, вовлечение родителей в образовательный и воспитательный процесс.

Использование такой формы работы как образовательное событие позволяет установить взаимосвязь доверия и принятия между специалистами ДОУ и родителями. образовательное событие – часть полноценного образовательного

процесса, в него закладываются ситуации, при решении которых дети приобретают новые знания, умения, формируют представления

-Образовательное событие подчиняется законам драматургии, в ней есть завязка, развитие сюжета, кульминация и развязка. Однако, в отличии от театрализованной или сюжетной игры, ребенок получает возможность выстроить реальную картину мира, наделить ее смыслом. История, в которую погружается ребенок, становится наиболее органичной формой

познания для этого возраста. Событие не завершается развязкой. Оно продолжает существовать в виде воспоминаний, рефлексии.

Образовательное событие требует от воспитателя особого внимания к эмоциям детей. Основным критерием успешности образовательного события является не выполнение всех задуманных мероприятий, а эмоциональный настрой детей, их вовлеченность.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №1.

  • Поможем развить концентрацию и внимание с раннего возраста
  • Повысим гибкость и раскованность в общении

Описание презентации по отдельным слайдам:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №1.

основная задача педагогов – выбрать методы и формы организации работы с детьм.

основная задача педагогов – выбрать методы и формы организации работы с детьми, педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности
для решения педагогических задач предлагаются новые образовательные технологии
образовательное событие
Какие навыки необходимы человеку XXI века?
коммуникативность
креативность
командная работа
критическое мышление

это особая ситуация, которая организуется педагогом в образовательных целях.

Задачи педагога Заронить в детское сообщество проблемную ситуацию, которая з.

Заронить в детское сообщество проблемную ситуацию, которая заинтересует детей

Дать детям возможность разворачивать действие по своему пониманию, оказывая им, при необходимости, деликатное содействие, избегая подсказок и указаний

Помогать детям планировать событие так, чтобы они смогли реализовывать свои планы

Насыщать событие образовательными возможностями, чтобы дети на деле могли применить свои знания и умения в счете, письме и пр.

Ожидаемый образовательный результат Развитие творческой инициативы и самост.

Ожидаемый образовательный результат

Развитие творческой инициативы и самостоятельности

Формирование детско-взрослого сообщества группы

Развитие умения работать в команде, конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми

Развитие способности на практике применять полученные знания, умения, навыки

Развитие регуляторных способностей (умения ставить цель, планировать, достигать поставленной цели)

Развитие когнитивных способностей (умения думать, анализировать, работать с информацией)

Особенности образовательного событияОбразовательное событие – часть полноценн.

Особенности образовательного события
Образовательное событие – часть полноценного образовательного процесса

Образовательное событие – развернутая история, подчиненная единой теме, интересной и доступной для дошкольников

Образовательное событие подчиняется законам драматургии, в ней есть завязка, развитие сюжета, кульминация и развязка

Образовательное событие – история, происходящая в течение длительного периода

Образовательное событие требует от воспитателя особого внимания к эмоциям детей

Структура образовательного событияЭмоциональный взрыв - получение известия, п.

Структура образовательного события
Эмоциональный взрыв - получение известия, принятие решения

Ожидание самого события, подготовка к нему - в это время человек предпринимает конкретные действия. Грядущее событие подогревает интерес, держит в состоянии возбуждения, иногда меняет режим, образ жизни

Наступление ожидаемого события - еще один эмоциональный взрыв

Типы образовательных событий

Типы образовательных событий

Структура организации образовательных событий 1 этап определение тематики обр.

Структура организации образовательных событий
1 этап
определение тематики образовательных событий
2 этап
определение целей и задач предстоящего образовательного события, планирование этапов подготовки
3 этап
подготовка к образовательному событию
4 этап
проведение образовательного события
5 этап
рефлексия, эффект от участия в образовательном событии

Планирование образовательного события

Планирование образовательного события

Вопрос 1. Как будет называться образовательное событие? Примерные темы образо.

Вопрос 2. Актуально ли это для детей?определяется детьмиопределяется педаго.

Вопрос 2. Актуально ли это для детей?
определяется детьми
определяется педагогом
Вопрос 3. Как образовательное событие будет организовывать жизнь в группе?
время
изменения в среде
Я – открытие себя
Вопрос 4. Есть ли в образовательном событии место проблеме?
общая проблема
дополнительные проблемы
Вопрос 5. Какие знания будут осваиваться в ходе образовательного события?
должны решаться образовательные задачи

Вопрос 6. Какие коммуникативные навыки будут развиты? развитие коммуникативны.

Вопрос 6. Какие коммуникативные навыки будут развиты?
развитие коммуникативных навыков с учетом возраста детей
Вопрос 7. Как будет развиваться драматургия события?
с чего начнется образовательное событие
какой будет завязка
какие виды детской деятельности предполагаются внутри образовательного события
сколько времени предполагается отвести под образовательное событие
каким образом дети будут участвовать в планировании образовательного события
что станет кульминацией образовательного события (праздник, квест, спектакль, приглашение гостя и т.д.)
Вопрос 8. Как будет организована рефлексия?
фотоплакат
выставка рисунков
самодельная книга

Образовательное событие и комплексно-тематическое планирование

Образовательное событие и комплексно-тематическое планирование

Календарь образовательных событий

Календарь образовательных событий


Выберите ответы, которые вы считаете наиболее полными и правильными. Образова.

Выберите ответы, которые вы считаете наиболее полными и правильными. Образовательное событие – это:

1. Ситуация, в основе которой лежит проблема.

2. Комплекс образовательных технологий.

3. Специальная форма организации и реализации образовательной деятельности.

4. Основная формообразующая единица образовательного процесса.

5. Специальная форма организации и реализации образовательной деятельности, выстроенная как интенсивная встреча реальной и идеальной форм порождения и оформления знания.

6. Ситуация, которая переживается и осознаётся ребёнком как значимая в его собственном образовании.

Отличия образовательного события от других мероприятий (отметьте те показател.

Литература Логинова Л. Образовательное событие как инновационная технология.

Логинова Л. Образовательное событие как инновационная технология работы с детьми 3-7 лет: Методическое пособие / Под ред. О.А.Шиян – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020. – 88 с.


1. Веракса Н.Е. Детское развитие: две парадигмы // Культурно-историческая психология. 2018. Т. 14. № 2. С. 102-108. DOI: 10.17759/chp.2018140211.

4. Слободчиков В.И. Со-бытийная образовательная общность источник развития и субъект образования // Событийность в образовании и педагогической деятельности / Под редакцией Н.Б. Крыловой и М.Ю. Жилиной. 2010. № 1 (43). С. 5-14.

6. Прохорова М.П., Ваганова О.И. Технология образовательного события в российской и зарубежной образовательной практике // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7. № 4. С. 2.

7. Волкова Н.В. Технология проектирования образовательных событий // Образование и наука. 2017. Т. 19. № 4. С. 184-200. DOI: 10.17853/1994-5639-2017-4-184-200.

8. Фролова С.В., Илалтдинова Е.Ю. Концепция образовательного события в практико-ориентированной парадигме высшего образования // Вестник Мининского университета. 2017. № 1 (18). С. 2.

9. Муратова А.А. Особенности организации культурных практик в дошкольном образовании // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. Т. 7. № 3. С. 15.

11. Затямина Т.А. Проектирование образовательной практики духовно-нравственного воспитания в ДОУ на основе культуросообразной модели // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2019. № 10 (143). С. 34-39.

12. Бичева И.Б., Казначеева С.Н., Степаненкова А.В. Формирование представлений о родном городе в старшем дошкольном возрасте // Russian Journal of Education and Psychology. 2021. Т. 12. № 3-2. С. 20-25.

Материал и методы исследования: анализ, систематизация и обобщение научной литературы по проблеме исследования.

В дошкольном образовании событие рассматривается как обобщенный способ отбора содержания образования, который реализуется в непосредственно-образовательной деятельности, а также в режимных процессах. Причем содержание события осваивается как в индивидуальных, так и в коллективных, совместных формах организации, что обеспечивает приобретение детьми собственного опыта в различных видах деятельности и развитие их личности. Сопровождение ребенка в процессе изучения конкретного события соответствует событийному подходу.

Образовательное событие является новым форматом совместной деятельности педагога, детей и родителей в системе дошкольного образования. В отличие от образовательного мероприятия, в процессе которого происходит организованное взаимодействие, содержательно и методически направленное на решение определенной цели, образовательное событие имеет выраженную культуросообразность.

Сущностью образовательного события является создание условий для выполнения конкретных действий, в результате которых происходят освоение новых способов деятельности, создание продукта этой деятельности и его осмысление. Каждый участник образовательного события имеет возможность для импровизации, формирования собственного смысла и понимания ситуации, приобретения индивидуального опыта в результате обсуждения и подготовки образовательного продукта (результата). В этом смысле образовательное событие выступает структурным элементом культурной практики, обеспечивая культуру деятельности всех взаимодействующих субъектов [9]. Следовательно, введение в практику дошкольной образовательной организации (далее ‑ ДОО) образовательного события расширяет возможности каждого его участника в освоении и понимании неизвестного, приобретении индивидуального опыта проживания нового знания, способствует формированию проектировочных умений.

Вышеизложенное позволяет констатировать, что образовательное событие для детей дошкольного возраста обеспечивает их когнитивное, эмоционально-ценностное, регуляторно-волевое развитие, поскольку проектируется и реализуется как совместная культурно организованная деятельность всех его участников (детей, педагогов, родителей), учитывающая индивидуальные интересы и обеспечивающая проявление активности, самостоятельности, инициативы.

Важно, чтобы педагоги осознали, что образовательное событие может быть основано на проблемной ситуации, которую предлагает педагог, а решение и способы действий определяют сами дети. В результате создаются оптимальные условия для развития детской инициативы и самостоятельности, навыков целеполагания, планирования и организации работы, развития аналитических, прогностических, коммуникативных и исполнительских способностей в процессе совместной командной работы детей и педагога. Причем важно, чтобы педагог не оказывал прямое влияние на процесс развития события, а способствовал выдвижению детских идей, показывая их значимость в достижении общего результата. Поскольку игровая деятельность в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, реализация образовательного события в форме игры предполагает, что педагог занимает позицию равного, выступая в роли консультанта и содействуя проявлению возможностей детей разворачивать действие так, как они его понимают, без жестких указаний.

При проектировании образовательного события педагогу следует учитывать его поэтапное осуществление, продумывая на каждом этапе сочетание разных видов детской деятельности, а также формы активного взаимодействия с детьми и родителями, обеспечивая совместную коммуникацию, возможность для импровизации и рассуждения.

Предварительный этап (подготовительный) может включать постановку конкретных образовательных, развивающих и воспитательных задач, выбор средств и дополнительных ресурсов для их решения.

Этап проведения образовательного события включает комплекс специальных заданий, упражнений, ситуаций, в процессе которых дети осваивают необходимые знания, умения, навыки, совместно проживая изучаемое содержание, приобретая индивидуальный опыт его понимания и выстраивания доброжелательных отношений. Именно на этом этапе создается пространство реализации возможностей для каждого участника события в процессе совместной деятельности, обеспечиваются их мотивация и поддержка инициативы.

Заключительный этап (рефлексивный) направлен на понимание значимости образовательного события для конкретного ребенка, группы детей, что предполагает использование рефлексивных методов, активный обмен мнениями, впечатлениями.

В данном образовательном событии учитываются ведущие принципы дошкольного образования:

‑ опоры на краеведческий материал в изучении истории и культуры Нижегородского края;

‑ постепенности и последовательности изучения культурно-исторических фактов и явлений во времени и пространстве;

‑ вариативности, трансформируемости и гибкости развивающей предметно-пространственной среды;

‑ активности и личностной заинтересованности ребенка;

‑ самостоятельности и творческого самовыражения в различных видах деятельности (познавательной, художественной, игровой); др.

‑ создание условий для целостного восприятия и понимания детьми изучаемого события;

‑ обучение детей описывать событие, демонстрируя к нему свое отношение;

‑ развитие умения сотрудничать с участниками, совместно действовать;

‑ воспитание чувства сопричастности к истории и культуре Нижегородского края, ответственности за сохранение и приумножение его богатств.

В свете актуализации ФГОС ДО
Педагоги могут перестроить ежедневную деятельность группы так, чтобы у детей появилось
больше времени на самый естественный для них и в то же время развивающий вид
деятельности - игру
У педагогов есть возможность развивать регуляторные способности детей через
предоставление им возможности высказываться, планировать свою деятельность в группе
Новые возможности появились у самих детей. Основная из них – прожить дошкольное детство
в соответствии со своими потребностями и возможностями, а так же заявить о себе: о том, что
ребенок много знает и умеет
Педагоги могут выстраивать образовательную деятельность с детьми с учетом зоны
ближайшего развития, а так же с учетом пространства детской реализации

Образовательное событие как форма организации
деятельности детей дошкольного возраста
Одним из развивающих и в то же время естественных для дошкольников форматов
организации жизни в группе может стать образовательное событие
В контексте образовательной деятельности в детском саду образовательное событие – особая
ситуация, которая организуется педагогом в образовательных целях
Сущность образовательного события заключается в том, что организуются специальные
условия для детского действия, полученный опыт, осмысленный и осознанный, превращается
в средство для достижения новой, уже более высокой, цели.
Любой из участников образовательного события – это действительно участник, а не зритель:
у каждого – свои смыслы, своя деятельность, свои переживания, но поле выбора такое, что в
выборе ограниченных (содержанием и временем) ресурсов ребенок должен иметь
неограниченные возможности

Структура образовательного события
Эмоциональный взрыв – получение известий, принятие решения
Ожидание самого события, подготовка к нему – в это время человек
предпринимает конкретные действия. Грядущее событие подогревает интерес,
держит в состоянии возбуждения, иногда меняет режим, образ жизни
Наступление ожидаемого события – еще один эмоциональный взрыв
Жизнь после события – жизнь, которую это событие, возможно, круто изменило.
В физике и в некоторых разделах философии «событие трактуется как «то, что
происходит в некоторый момент времени и рассматривается как изменение состояния
мира.
Однако событие может и не изменять нашу жизнь, в нем может быть
пропущен первый этап, а сам процесс ожидания и подготовки может
стать не менее значимым, чем само событие. Так, например, люди ждут
Новый год, день рождения .отпуск. Эти события не являются
неожиданностью, тем не менее по мере их приближения людей
охватывает волнение, возбуждение: покупка подарков, украшений, новых
саженцев; планирование – куда съездить, кого пригласить, как украсить
дом, как разбить грядки и т.д.

Как запланировать образовательное событие
Вопрос 2. Актуально ли это для детей?
Актуальность может определяться самими детьми ( Ребенок принес в группу набор
фигурок динозавров, чем привлек внимание большей части группы. В данном
случае актуальной является сама тема. Задача педагога – на имеющемся детском
интересе выстроить образовательное событие таким образом, чтобы внутри него
разрешались важные программные задачи
Актуальность может определяться самим педагогом, когда он видит дефициты в
развитии детей группы и вокруг этих дефицитов выстраивает образовательное
событие ( К примеру, в результате анализа педагог решил , что в дефиците у группы
сравнение множеств, работа в командах и объяснительная речь. В этом случае
педагог продумывает такую тему, в которой для разрешения проблемы
непременным условием будут соответствующие умения и компетенции)

Как запланировать образовательное событие
Вопрос 3. Как образовательное событие будет организовывать жизнь в группе
Время. В любом образовательном событии есть момент, которого дети будут ждать
(кульминация события): отправление корабля в плавание, концерт, приход гостей и
т.д.
В развитии чувства времени помогает календарь. С помощью календаря дети могут
оценивать длительность ожидания, отсчитывать оставшиеся дни, планировать свою
деятельность
Изменения в среде. Во время образовательного события в группе в результате
деятельности детей появляются изменения (разнообразные атрибуты, специально
организованное место и т.д.)
Я – открытие себя. Для детей важно осознать свой собственный рост, свои
изменения: не мог-теперь могу, не нал – теперь знаю, не умел - научился.
Достижения детей могут быть представлены в виде фотографий

Как запланировать образовательное событие
Вопрос 4. Есть ли в образовательном событии место проблеме?
Вопрос этот крайне важен, так как отсутствие проблемной задачи обесценивает все
событие. Недостаточно если проблема возникнет только у героя. С проблемой
должны столкнуться сами дети.
В образовательном событии может быть одна общая проблема, которую дети
постепенно разрешают. Поэтому по ходу проживания события могут возникать и
дополнительные, менее масштабные проблемы.

Как запланировать образовательное событие
Вопрос 5. Какие знания будут осваиваться в ходе образовательного события?
Какую бы игровую форму не принимало образовательное событие, в нем
обязательно должны решаться и образовательные так называемые предметные,
задачи, свои для каждого возраста.
Через какие виды деятельности в планируемом образовательном событии могут
решаться задачи по формированию элементарных математических представлений,
конструированию, развитию речи, ознакомлению с окружающим миром решает
педагог.

Как запланировать образовательное событие
Вопрос 6. Какие коммуникативные навыки будут развиты?
Какого рода коммуникативный навык в данный момент находится в наибольшем
дефиците у группы? Каким образом в рамках образовательного события будет
выстроена работа по развитию коммуникативных навыков с учетом возраста детей.
Например, возникнут ли в течение образовательного события ситуации, при
которых возможны обращения детей ко всей группе, работа в малой группе, в
парах? Какие это будут ситуации ( обсуждения в кругу, проектно-исследовательская
деятельность, представление и защита своей идеи и т.д.)

Как запланировать образовательное событие
Вопрос 7. Как будет развиваться драматургия события?
Этот вопрос включает в себя несколько пунктов:
с чего начнется образовательное событие, какой будет завязка;
какие виды детской деятельности предполагаются внутри образовательного
события;
сколько времени предполагается отвести под образовательное событие
каким образом дети будут участвовать в планировании образовательного события
что станет кульминацией образовательного события ( праздник, квест, спектакль,
приглашение гостя и т.д.)
каким образом в кульминационной части дети смогут проявить все, что узнали и
чему научились в течение образовательного события

Проектирование образовательного события
Образовательное событие очень сложно представить в виде традиционного
конспекта или подробно расписанного плана. Удобнее описывать его в виде
сценария.
Что появляется раньше: тема или цель? По разному. Иногда сначала рождается
интересная тема, и далее педагог ищет те возможности, которые она в себе таит.
Иногда сначала педагог определяет детские дефициты, и уже пот ом рождается тема,
посредством которой можно удачно их разрешить
В любом случае насыщение темы содержанием должно происходить после того, как
педагог зафиксирует цели и обозначит результаты, к которым будет стремиться в
течение всего образовательного события

Читайте также: