Почему многие философы говорят о человеке как о тайне кратко

Обновлено: 05.07.2024

В истории русской философии пожалуй первым рассматривал антропологические вопросы Г.С. Сковорода. Можно даже сказать, что основная идея его философии - антропологизм, ибо познание у него оказывается возможным лишь через сердце человека.

Михайловский. Однако революционные демократы не смогли заложить действительно философские основания для понятия личности, рассматривали ее более в контексте социального равенства, прав и политических свобод, чем в аспекте онтологии.

Против недооценюі личности в творчестве Вл.

Соловьева выступил его друг детства и родоначальник персоналистической философии в России Л.М. Лопатин, обратившийся к монадологии Лейбница. Помимо него важную роль в развитии персонализма в России сыграли Н.О. Лосский, Л.П. Карсавин, В.И. Несмелое и Н.А. Бердяев.

Дальнейшее развитие духовной антропологии шло в русской философии различными путями.

Анализ представленных концепций требует специального исследования, поэтому ограничимся наиболее оригинальными и важными с точки зрения метафизики веры. Рассмотрим подробнее антропотеодицею Несмелова и антроподицею Бердяева как две наиболее яркие антропологические концепции, опыт которых может быть использован при построении метафизики веры.

Что же так привлекает Несмелова в Фейербахе? Безусловно то, что тот пытался найти разгадку религиозного сознания в самом человеке. Однако оценка этого факта у двух мыслителей диаметрально противоположная. Если исходная точка у них одна - человек, то понимание его сущности совершенно различно: у Фейербаха человек всецело природное, психофизиологическое существо, и его антропологизм натуралистичен, методом которого выступает сенсуализм; у Несмелова человек - существо духовное, его личность божественна и формируется через стремление к Богу. Отсюда и черты разрабатываемой им антропологии: она носит духовный характер, методом сс является умозрение, хотя и отягощенное психологизмом. Иначе говоря.

В силу своей методологии Несмелов критикует натуралистическое понимание субъекта и сознания, выступает против как механического, так и материалистического взгляда на душевную жизнь, подвергая их убедительной критике, против утверждения тождества нервной деятельности и сознания (психофизического параллелизма).

У Несмелова нет ответа, связанного каузальной связью с эмпирией сознания, для разрешения же этой проблемы он обращается к религиозному сознанию с уже готовой идеей абсолюта. Эта идея выступает как нечто извне данное лишь для эмпирического субъекта, объекта психологии; не так, если речь идет о личности - субъекте метафизики веры. Но для того, чтобы рассмотреть этот вопрос, необходимо применить совершенно иную методологию, к которой Несмелов и переходит в дальнейшем, приходя к духовно-антропологическому доказательству бытия Абсолютной личности. Но это уже не имеет никакого отношения к тому, что он говорил до этого - ни к эмпирии, ни к психологии, которые лишь отяготили текст и чуть не увели автора в совершенно иную сторону.

Вместе с тем Франк выступает против понимания личности лишь в аспекте трансцендентности, что уничтожает ее самостоятельность. В этом он обвиняет рациональное богословие и рациональную философию". Однако лишение понятия личности трансцендентных аспектов, ее всецелая имманентизация, - прямой путь к имперсонализму.

В течение нынешнего века обостряется интерес к проблеме человека. Предпринимаются попытки создать так называемую психологию личности. Философия как стержень мировоззрения выражает отношение человека к миру. Это не просто знание, а знание, обладающее ценностными формами. Она исследует не мир как таковой, а смысл бытия человека в мире. Человек для нее не просто вещь среди вещей, а субъект, способный к изменению мира и самого себя. Рассматривая научное знание как момент отношения человека к миру, философия позволяет рассмотреть уникальные особенности, которые присущи только человеку и никому более.

В XIX в. получила распространение трудовая теория происхождения человека. Сторонники этой теории считают, что именно труд создал человека. В ходе трудовой деятельности рука становится все более гибкой и свободной. Одновременно развивается мозг, достигается все более тесное сплочение людей и возникает потребность развития языка. Таким образом, орудийная деятельность, сплочение в общество, речь и мышление есть решающие факторы становления человека. Затем добавляются регулирование брачных отношений, нравственность и другие моменты становления и существования человека.

Животные тоже осуществляют орудийную деятельность, но эта их деятельность не влечет последствий, которые обнаруживаются у человека. Передача подобного опыта не передается от поколения к поколению, развития животных тем самым не происходит. Существенной чертой антропосоциогенеза является именно то, что изготовляемые человеком орудия труда аккумулируют в себе способы деятельности с ним. В процессе изготовления предмету придается целесообразная форма. Тем самым развиваются человеческие способности.

Человек есть совокупность способностей и влечений. Их приобретение и совершенствование есть развитие человека, составляющее содержание антропосоциогенеза.

Для первого подхода наиболее характерно религиозное истолкование жизни.

В основе второго подхода лежит идея о том, что человек способен переустроить мир на началах добра и справедливости.

В соответствии с третьим подходом, жизнь не имеет смысла. Только мы сами сознательно или стихийно придаем ей смысл и, тем самым, выбираем и созидаем свою человеческую сущность.

Вопросы для самоконтроля

1. Как Вы думаете, каковы причины нарастания интереса к антропологической проблематике?

2 Почему многие философы говорят о человеке как тайне?

4. Каково содержание понятия антропосоциогенеза?

5. Какие существуют основные подходы к пониманию сущности антропосоциогенеза?

6. В чем суть проблемы соотношения биологического и социального в человеке? Какие решения этой проблемы Вы знаете?

Заключение

Современный мир, как сложная динамическая система невозможно понять без философских знаний. Они помогают глубже осмыслить действительность во взаимодействии всех сфер, сторон и связей, в развитии, в единстве законов и противоречий и главное, определить место человека в этом мире.




Философская культура, как часть общей культуры человека – насущная потребность наших дней. В условиях происходящих перемен в современном обществе необходимо отказаться от стереотипов, догм не только в мышлении, но и в практической деятельности. Сегодня возрастает потребность в конструктивно-критическом, творческом отношении к действительности. Все это предполагает необходимость самостоятельной работы по овладению богатствами мировой философии. Философские обобщения помогут студенту выявить особенности различных философских образований, дать ему основные ценностно-мировоззренческие ориентиры в современном сложном мире, прогнозировать его дальнейшее развитие.

Данное учебное пособие призвано оказать помощь в самостоятельном изучении основ философии, создании базы для дальнейшей углубленной работы.

________________________________________

Библиографический список

Основная литература

1. Аблеев С.Р. История мировой философии. Учебник. М.: Изд–во АСТ, 2002.

2. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М.: ПБОЮЛ, 2002.

3. Алексеев П.В. История философии. М.: Проспект, 2006.

4. Интымакова Л.Г., Лабунская Л.Н. Философия: практический курс: Учеб. пособие. Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2007.

5. Миронов В.В. Философия: Учеб. М.: Проспект, 2006.

6. Мир философии: В 2-х ч. М.: Политиздат, 1991.

7. Музыка О.А., Попов В.В. Время и социальная синергетика. Ростов н/Д.: Изд-во Ростов. у н-та, 2007.

8. Основы философии: Учеб. пособие. Ростов н/Д.: Изд-во СКАГС, 2005.

9. Попов В.В., Щеглов Б.С. Теория рациональности. Ростов н/Д.: Изд-во РГУ. 2005.

10. Радугин А.А. Философия: курс лекций. М.: Центр, 2002.

11. Словарь философских терминов. М.: Инфра. 2005.

12. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. М.: Гардарики, 2005.

13. Философия: Учебное пособие. Ростов-н/Д.: Феникс, 2005.

14. Философия (полный курс). Ростов н/Д.: Март, 2004.

Дополнительная литература

1. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 2002.

2. История философии: Учебник для студентов высших учебных заведений. М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2001.

3. История философии: Учеб. для высших учебных заведений. Ростов-н/Д.: Феникс, 2001.

4. Культурология. XX век. Антология. М.: Юрист, 1995.

5. Принципы материалистической диалектики как теории познания. М.: Наука, 1985.

6. Самосознание европейской культуры XX века. Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. М.: Политиздат, 1992.

7. Современная философия: Словарь и хрестоматия. Ростов-н/Д.: Феникс, 1995.

8. Современный философский словарь / под ред. Б.Е. Кемерова. М.–Биш-кек–Екатеринбург: Publisher Odissei. 1996.

9. Хрестоматия по философии: Учеб. пособие. М.: Гардарики, 1997.

10. Арон Р. Избранное: Введение в философию истории. М.–СПб., 2003.

11. Бердяев Н.А. Философия свободы. Харьков: Фолио, М.: АСТ, 2002.

12. Бердяев Н.А. Философия неравенства. М.: Има-Пресс, 1990.

13. Блинников Л.В. Великие философы. М.: Логос, 1998.

14. Бодрийар Ж. Прозрачность зла. М.: Добросвет, 2000.

15. Бодрийар Ж. Система вещей. М.: Рудомйно, 1999.

16. Бодрийар Ж. Город и ненависть // Логос. 1997. № 9.

17. Богомолов А.С. Античная философия. М.: Изд-во Москов. ун-та, 1985.

18. Вальденфельс Б. Своя культура и чужая культура. Парадокс науки о чужом. Логос. 1995. Кн. 6.

19. Вебер М. К вопросу о социологии государства и культуры / Культурология. XX век. Антология. М.: Юрист, 1995.

20. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М.: Асаёегша, 1999.

21. Вебер М. Избранное. Образ общества: Пер. с нем. М.: Юрист, 1994.

22. Виндельбанд В. Философия культуры и трансцендентальный идеализм / Культурология. XX век. Антология. М.: Юрист, 1995.

23. Гильдебранд Д. Что такое философия? СПб., 1997.

24. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии / Язык и интеллект: Сост. и вступ. ст. В.В. Петрова. Сб.: Пер. с анг. и нем. М.: Прогресс, 1996.

25. Делез Ж. Логика смысла. М.: Академия, 1995.

26. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М.: Мысль, 1998.

27. 3еньковский В.В. История русской философии: В 2 т. Ростов-н/Д.: Феникс, 1991. № 3.

28. Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Западная философия XX в. М.: Высшая школа, 1994.

29. Ильенков Э. Диалектическая логика. М.: Изд-во политической литературы, 1994.

30. Каган М.С. Философская теория ценности. СПб.: Петрополис, 1997.

31. Кант И. Критика практического разума. СПб.: Наука, 1995.

32. Кант И. Критика способности суждения. СПб.: Наука, 1995.

33. Кант И. Критика чистого разума. М.: Мысль, 1994.

34. Канке И. Философия. Исторический и систематический курс: Учеб. для вузов. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во книготорговый дом Логос, 2002.

35. Козловски П. Культура постмодерна: общественно-культурные последствия технического развития: Пер. с нем. М., 1997.

36. Козловски П. Современность постмодерна // Вопросы философии. 1995. № 10.

37. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм: Избр. соч.: В 10 т. М.: Изд-во полит. литер., 1986. Т. 1.

38. Лосский Н.О. История русской философии. М.: Советский писатель, 1991.

39. Маркузе Г. Одномерный человек. Исследование идеологии развитого индустриального общества. М.: REFL-book, 1994.

40. Мамардашвили М.К. Лекции по античной философии. М.: Аграф, 1997.

41. Мамардашвили М.К. Социальная физика / Необходимость себя: Лекции. Статьи. Философские заметки. М.: Лабиринт, 1996.

42. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М., 1990.

43. Митрополит Иоанн. Самодержавие духа. Очерки русского самосознания. СПб.: Изд-во Л.С. Яковлевой, 1994.

44. Ортега-и-Гассет X. Новые симптомы // Проблемы человека в западной философии. М.: Искусство, 1991.

45. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс // Этика. Философия культуры. М.: Искусство, 1991.

46. Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения // Американская социологическая мысль: Тексты / под ред. В.И. Добрень-кова. М.: Издание Международного Университета Бизнеса и Управления, 1996.

47. Патнем X. Философия сознания. М.: Дом интеллектуальной книги, 1999.

48. Патнем X. Философия и человеческое понимание // Современная философия науки: Знание, рациональность, ценности в трудах мыслителей Запада: Хрестоматия. М.: Логос, 1996.

49. Пирс Ч. Как сделать наши идеи ясными // Вопросы философии. 1996. № 12.

50. Рассел Б. История западной философии. Ростов-н/Д.: Феникс, 2002.

51. Рассел Б. Мудрость Запада. М.: Республика, 1998.

52. Рассел Б. Человеческое познание. Его сфера и границы: Пер. с англ. К.: Ника-центр, 1997.

53. Райл Г. Понятие сознания. М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 1999.

54. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: В 4 т. СПб., Петрополис, 1993-1997.

55. Рикер П. Человек как предмет философии // Вопросы философии. 1989. № 2.

56. Рикер П. Герменевтика. Этика. Политика. Московские лекции и интервью. М.: Академия, 1995.

57. Рикер П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. М.: Медиум, 1995.

58. Рорти Р. Философия и зеркало природы. Новосибирск, 1997.

59. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто. Опыт феноменологической онтологии. М.: ТЕРРА-Книжный клуб; Республика, 2002.

60. Сартр Ж.-П. Проблемы метода. М.: Прогресс, 1994.

61. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992.

62. Тарнас Р. История западного мышления. М.: КРОН-ПРЕСС, 1995.

63. Тормасов Б.А. Философы и философия. М.: Остожье, 1998.

64. Фергюсон А. Опыт истории гражданского общества. М.: РОССПЭН, 2000.

65. Филиппов Л.И. Проблема субъекта исторического творчества в философии Ж.-П. Сартра // Человек и его бытие как проблема современной философии. М.: Наука, 1983.

66. Франк. С.Л. Духовные основы общества. М.: Республика, 1992.

67. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.: Республика, 1994.

68. Фромм Э. Душа человека. М.: ООО Изд-во АСТ-лтд, 1998.

69. Фрейд З. Психология бессознательного. М.: Просвещение, 1989.

70. Фукуяма Ф. Конец истории // Вопросы философии. 1990. № 1.

71. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб.: Наука, 2000.

72. Хабермас Ю. Познание и интерес // Философские науки. 1990. № 1.

73. Хайдеггер М. Бытие и время. М.: Ad Marginem, 1997.

74. Хайдеггер М. Время и бытие. М.: Республика, 1993.

75. Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет. М.: Гнозис, 1993.

76. Хюбшер А. Мыслители нашего времени. М.: Изд-во ЦТР МГП ВОС, 1994.

77. Хоружий С.С. После перерыва. Пути русской философии. СПб.: Алетейя, 1994.

78. Шпенглер О. Человек и техника // Культурология. XX век. Антология. М.: Юрист, 1995.

79. Шпет Г.Г. Явление и смысл. Томск: Водолей, 1996.

80. Шпет Г.Г. Язык и смысл // Логос. 1996. № 7.

81. Энгельс Ф. Анти-Дюринг: Избр. соч.: В 9 т. М: Изд-во полит. литер., 1986. Т. 5.

82. Энгельс Ф. Диалектика природы: Избр. соч.: В 9 т. М.: Изд-во полит, литер., 1986. Т. 5.

83. Эко У. Пять эссе на темы этики. СПб.: Symposium, 1998.

84. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. М.: Прогресс, 1993.

85. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Республика, 1994.

86. Ясперс К. Духовная ситуация времени // Философские науки. 1988. № 11.

человека – это вопрос о его отличии от всех других живых существ, а вопрос о его сущности – это вопрос о тех его глубинных качествах, которые определяют его специфику.

Природа человека глубоко противоречива. С одной стороны, человек – существо природное, обладающее природными силами, существование которого подчинено законам биологии и физиологии.

С другой стороны, человек существо общественное, живущее в собственно человеческом, общественном мире. Последний, с одной стороны, создается человеком, с другой – формирует человека, социализирует его.

При ответе на второй вопрос плана, необходимо отметить, что любая современная концепция человека исходит из наличия в нем двух составляющих: биологической и социальной.

По своей телесной организации и физиологическим функциям человек принадлежит к животному миру. Человек как биологическое существо наделен инстинктами, однако, он утратил их природную изначальность. Общество в противовес инстинктам диктует человеку определенные правила поведения.

Проблемой остается вопрос об соотношении в человеке биологического и социального, какое из этих начал является доминирующим, определяющим в формировании способностей, чувств, поведения, действий человека.

При ответе на третий вопрос плана следует отметить, что проблема антропогенеза – это проблема происхождения и развития человека как определенного вида.

Возникновение человека до сих пор остается загадкой. Эволюционная теория Дарвина, согласно которой человек является непосредственным потомком одной из ветвей высших приматов, не дает удовлетворительного ответа на этот вопрос. Исследования антропологов показывают, что последовательное развитие человекообразных обезьян доходит только до неандертальца. Затем неандертальцы исчезают, а их место занимают кроманьонцы. При этом наиболее древние стоянки кроманьонцев обладают более высоким уровнем цивилизованности. Это делает совершенно неясным вопрос о времени и месте возникновения человека.

Обычно считается, что труд, язык и сознание возникают практически одновременно, однако вовсе неясно, какой из этих факторов играл ведущую роль в становлении человека.

Все эти трудности приводят к тому, что современная мысль начинает обращаться к другим версиям происхождения человека. К числу таких версий относятся: религиозная точка зрения; гипотеза о клонировании человека пришельцами; гипотеза о мутациях.

Реализация свободы немыслима без осознания ответственности. Ответственность как философская категория отражает взаимоотношения между личностью, обществом, с точки зрения осознанного осуществления, предъявляемых к ним взаимных требований. Ответственность человека формируется под влиянием тех требований, которые к нему предъявляет общество, класс, коллектив, семья.

При ответе на пятый вопрос плана, следует отметить, что проблеме смысла жизни человека всегда уделялось большое внимание в философии. На каждом этапе развития философской мысли имел место новый уровень философской рефлексии данной проблемы.




В философии под смыслом жизни понимается главная цель, предназначение, основная линия жизненного пути человека.

Далее следует отметить, что проблема смысла жизни – это мировоззренческая проблема и она может быть выражена не только в форме философских понятий, но и в форме религиозных представлений.

Христианская религия видит главный смысл жизни человека в служении Богу и к вечности.

Человек это существо, не только ориентированное на поиск смысла жизни, но знающее и переживающее свою смерть.

На протяжении многих веков проблема смертности являлась объектом философских размышлений. Философы античности (Сократ, Эпикур) стремились путем философского размышления преодолеть страх смерти. В эпоху Возрождения смерть стали рассматривать как важную часть человеческого бытия (М. Монтень). С зарождением в философии иррационалистических течений в XIX в., повышается внимание к проблеме смерти. Так, согласно Шопенгауэру, жизнь – это непрерывное умирание, вечная борьба со смертью.

Христианская религия подарила надежду на то, что смерть не уничтожает человека, а означает вхождение в новую, неземную жизнь. Посмертная судьба человека зависит от содержания его земной жизни и всецело определяется Богом.

Список рекомендуемой литературы

1. Агацци Э. Человек как предмет философии / Э. Агацци. // Вопросы философии. – 1989, № 2.

2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. – Л., 1968.

3. Андреев И.Л. Происхождение человека и общества / И.Л. Андреев. - М., 1988.

4. Иванова Н.Я. Философский анализ проблемы смысла бытия человека / Н.Я. Иванова. - Киев, 1986.

5. Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека / Л.Н. Коган. – М., 1984.

6. Мир философии: Книга для чтения / Сост. П.С. Гуревич, В.И. Столяров. – Ч.2. – М.: Политиздат, 1991.

7. Розин В.М. Новая концепция происхождения человека и сознания / В.М. Розин // Социально-политический журнал. – М.,1993. - № 5/6.

8. Спиркин А.Г. Философия / А.Г. Спиркин. – М., 1998.

9. Станкевич Л.П. Проблемы целостности личности: гносеологический аспект / Л.П. Станкевич. – М., 1987.

10. Философия: Учебник для вузов / Под ред. В.П. Кохановского. – Ростов н/Дону, 1998.

11. Философия. Учебное пособие / Под ред. Л.П. Станкевича. – Липецк 2002.

12. Франкл В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. – М., 1990.

Вопросы для самоконтроля

1. Почему многие философы говорят о человеке как тайне?

2. Каковы основные характеристики человека в эпохи античности, средневековья и в Новое время?

3. В чем состоит сущность деятельностного подхода к пониманию человека?

4. Какие существуют основные подходы к пониманию сущности антропосоциогенеза?

5. Каково соотношение биологического и социального в человеке?

6. Что такое свобода?

7. Каково соотношение свободы и ответственности человека?

8. Что такое смысл жизни человека?

9. В чем смысл бессмертия личности?

Темы рефератов

1. Проблема происхождения и сущности человека.

2. Человек в античной философии.

3. Проблема человека в марксистской философии.

4. Человек в зеркале мировых религий.

5. Диалектика свободы и ответственности личности.

6. Понятие смысла жизни.

7. Проблема клонирования человека и его бессмертия.

8. Новые проблемы жизни и смерти в конце XX века и пути их решения.

1. Философия о природе и сущности человека.

2. Человек как биосоциальное существо.

3. Проблема антропосоциогенеза.

4. Свобода и ответственность личности.

5. Проблема смысла жизни человека.

Отвечая на первый вопрос плана, необходимо уяснить, что вопрос о природе

человека – это вопрос о его отличии от всех других живых существ, а вопрос о его сущности – это вопрос о тех его глубинных качествах, которые определяют его специфику.

Природа человека глубоко противоречива. С одной стороны, человек – существо природное, обладающее природными силами, существование которого подчинено законам биологии и физиологии.

С другой стороны, человек существо общественное, живущее в собственно человеческом, общественном мире. Последний, с одной стороны, создается человеком, с другой – формирует человека, социализирует его.

При ответе на второй вопрос плана, необходимо отметить, что любая современная концепция человека исходит из наличия в нем двух составляющих: биологической и социальной.

По своей телесной организации и физиологическим функциям человек принадлежит к животному миру. Человек как биологическое существо наделен инстинктами, однако, он утратил их природную изначальность. Общество в противовес инстинктам диктует человеку определенные правила поведения.

Проблемой остается вопрос об соотношении в человеке биологического и социального, какое из этих начал является доминирующим, определяющим в формировании способностей, чувств, поведения, действий человека.

При ответе на третий вопрос плана следует отметить, что проблема антропогенеза – это проблема происхождения и развития человека как определенного вида.

Возникновение человека до сих пор остается загадкой. Эволюционная теория Дарвина, согласно которой человек является непосредственным потомком одной из ветвей высших приматов, не дает удовлетворительного ответа на этот вопрос. Исследования антропологов показывают, что последовательное развитие человекообразных обезьян доходит только до неандертальца. Затем неандертальцы исчезают, а их место занимают кроманьонцы. При этом наиболее древние стоянки кроманьонцев обладают более высоким уровнем цивилизованности. Это делает совершенно неясным вопрос о времени и месте возникновения человека.

Обычно считается, что труд, язык и сознание возникают практически одновременно, однако вовсе неясно, какой из этих факторов играл ведущую роль в становлении человека.

Все эти трудности приводят к тому, что современная мысль начинает обращаться к другим версиям происхождения человека. К числу таких версий относятся: религиозная точка зрения; гипотеза о клонировании человека пришельцами; гипотеза о мутациях.

Реализация свободы немыслима без осознания ответственности. Ответственность как философская категория отражает взаимоотношения между личностью, обществом, с точки зрения осознанного осуществления, предъявляемых к ним взаимных требований. Ответственность человека формируется под влиянием тех требований, которые к нему предъявляет общество, класс, коллектив, семья.

При ответе на пятый вопрос плана, следует отметить, что проблеме смысла жизни человека всегда уделялось большое внимание в философии. На каждом этапе развития философской мысли имел место новый уровень философской рефлексии данной проблемы.

В философии под смыслом жизни понимается главная цель, предназначение, основная линия жизненного пути человека.

Далее следует отметить, что проблема смысла жизни – это мировоззренческая проблема и она может быть выражена не только в форме философских понятий, но и в форме религиозных представлений.

Христианская религия видит главный смысл жизни человека в служении Богу и к вечности.

Человек это существо, не только ориентированное на поиск смысла жизни, но знающее и переживающее свою смерть.

На протяжении многих веков проблема смертности являлась объектом философских размышлений. Философы античности (Сократ, Эпикур) стремились путем философского размышления преодолеть страх смерти. В эпоху Возрождения смерть стали рассматривать как важную часть человеческого бытия (М. Монтень). С зарождением в философии иррационалистических течений в XIX в., повышается внимание к проблеме смерти. Так, согласно Шопенгауэру, жизнь – это непрерывное умирание, вечная борьба со смертью.

Христианская религия подарила надежду на то, что смерть не уничтожает человека, а означает вхождение в новую, неземную жизнь. Посмертная судьба человека зависит от содержания его земной жизни и всецело определяется Богом.

Список рекомендуемой литературы

1. Агацци Э. Человек как предмет философии / Э. Агацци. // Вопросы философии. – 1989, № 2.

2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. – Л., 1968.

3. Андреев И.Л. Происхождение человека и общества / И.Л. Андреев. - М., 1988.

4. Иванова Н.Я. Философский анализ проблемы смысла бытия человека / Н.Я. Иванова. - Киев, 1986.

5. Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека / Л.Н. Коган. – М., 1984.

6. Мир философии: Книга для чтения / Сост. П.С. Гуревич, В.И. Столяров. – Ч.2. – М.: Политиздат, 1991.

7. Розин В.М. Новая концепция происхождения человека и сознания / В.М. Розин // Социально-политический журнал. – М.,1993. - № 5/6.

8. Спиркин А.Г. Философия / А.Г. Спиркин. – М., 1998.

9. Станкевич Л.П. Проблемы целостности личности: гносеологический аспект / Л.П. Станкевич. – М., 1987.

10. Философия: Учебник для вузов / Под ред. В.П. Кохановского. – Ростов н/Дону, 1998.

11. Философия. Учебное пособие / Под ред. Л.П. Станкевича. – Липецк 2002.

12. Франкл В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. – М., 1990.

Вопросы для самоконтроля

1. Почему многие философы говорят о человеке как тайне?

2. Каковы основные характеристики человека в эпохи античности, средневековья и в Новое время?

3. В чем состоит сущность деятельностного подхода к пониманию человека?

4. Какие существуют основные подходы к пониманию сущности антропосоциогенеза?

Человек. Все творения немеют перед этим самым необычным чудом во всех мирах. Бог как бы собрал чудеса из всех Своих миров, слил их воедино, и получился человек. Ощущать – разве это не чудо? Мыслить – разве это не чудо? Желать – разве это не чудо? Не ищи чуда вне себя, ибо ты сам величайшее чудо. Существовать – разве не есть это нечто само по себе бесконечно удивляющее и непонятное? У всякого создания, имеющего силы думать о человеке, начинает кружиться голова.
Со всех сторон человек окружен бесконечностями…
Преподобный Иустин Попович

Читайте также: