Чем немецкие школы отличаются от русских

Обновлено: 04.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ XV муниципальная научно.docx

Школьная система образования Германии…………………………. 3

Школьная система образования России……………………………. 6

Документы после окончания учебных школьных заведений России и Германии……………………………………………………………. 7

Различия школ России и Германии…………………………………. 8

После 80-х годов XX века наблюдается всплеск миграции населения в Германию. Многие эмигранты начинают хвалить школьную систему Германии, но при этом, забывая, что свое образование они получили здесь на Родине, в России. При разговоре со своими родственниками мне тоже приходилось слышать, что в Германии обучают в школах лучше. Вот тогда и пришла мысль о создании научной работы. Я прочитала много литературы о системе образования в нашей стране, но т.к. я в школе изучаю немецкий язык, хотела бы как можно больше узнать о системе образования в Германии.

Цель данной работы: составить сравнительный анализ систем школьного образования Германии и России; развить интерес к стране изучаемого языка.

Задачи: 1. Изучить типы школ Германии

2. Изучить типы школ России

3. Изучить материал о том, какие документы получают обучающиеся после окончания школьных учебных заведений в России и Германии.

4.Обобщить собранный материал и на основе этого материала выявить различия и сходства данных школ.

5. Составить сравнительную характеристику

Объектом данной исследовательской работы будет школьная система.

Предмет исследования школы России и Германии.

Для реализации исследовательской работы, изучила немецкие журналы, газеты, книги и интернет источники. Знание немецкого языка помогло разобраться во многих вопросах. Выполняя переводы к данному исследованию, пополнила свой словарный запас. Большую помощь оказала нам учительница одной городской основной школы города Брамен, Фрау Лоскутова. Фрау Лоскутова рассказала о расписании уроков в немецких школах и предоставила фотографию расписания уроков в начальной школе.

Актуальность данной исследовательской работы заключается в изучении системы школьного образования в сравнении с другой.

Новизна данной исследовательской работы – в сопоставлении двух систем школьного образования.

В процессе работы над данной исследовательской работой были использованы описательный и сравнительно-сопоставительный методы, беседа, анализ полученной информации.

Работа может быть использована на уроках немецкого языка, обществознания, классных часах.

2. Основное содержание

2.1 Школьная система образования Германии

Германия – федеративное государство, состоящее из 16 федеральных земель. В основном образовательные учреждения являются государственными. В каждой федеральной земле принят свой закон об образовании, однако все они разработаны на основе общего федерального закона. Каждая федеральная земля самостоятельна в определении времени посещения школ, сроков обучения и учебников. Учебные планы и образовательный уровень каждой земли различны. (Приложение 2) Школьное образование двухступенчатое: начальная ступень Prima r stufe и учреждения среднего образования Sekunda r stufe I и II .

Школьное образование в Германии представлено следующими типами школ (Приложение № 1):

1. Начальная школа (Grundschule).

2. Ориентировочная ступень (Orientierungsstufe).

3. Основная школа (Hauptschule).

4. Реальная школа (Realschule).

5. Гимназия (Gymnasium).

6. Комплексная (общая) школа (Gesamtschule). (Приложение1) 1

После окончания начальной школы родители в соответствии со школьной рекомендацией и желанием ребенка самостоятельно выбирают, в какой школе продолжить образование.

Основная, или полная народная, школа является обязательной для всех учеников, которые после окончания срока посещения начальной школы не пошли в реальную школу или гимназию. Последним обязательным классом этой школы является девятый, а в некоторых землях – десятый. В большинстве земель ученикам дается возможность добровольного посещения дополнительного десятого класса.

Цель основной школы – подготовить ученика к продолжению образования в рамках второй ступени II, на пути профессионального обучения и посещения общеобразовательных курсов

Реальная школа дает расширенное общее образование повышенного уровня и готовит учеников к курсам профессионального обучения в профессиях, предъявляющих повышенные требования к самостоятельному мышлению, чувству ответственности и умению руководить людьми. 3

Все ученики обязаны изучать иностранный язык. В отличие от основной школы, где выбора нет (почти везде изучается английский), в реальной школе предлагается на выбор несколько иностранных языков. Ученик должен выбрать один из них

Самая престижная школа в Германии, гимназия (Gymnasium). Классы 5 – 13. Гимназии специализируются на трех профилях: общественный, гуманитарный и технический. В старших классах гимназии введена система курсов, как основных, то есть обязательных для всех, так и выбираемых индивидуально курсов повышенной трудности.

Цель гимназии: углубить и расширить общеобразовательные знания и на их основе познакомить учеников с научными методами получения и обработки информации в современном мире, создавая предпосылки, необходимые для успешной учебы в вузе, для поступления на соответствующие курсы обучения профессии.

Комплексная школа включает в себя классы с 5-го по 10-й (7–10-е); она принадлежит ко второй ступени I. Ее программа соединяет в себе элементы гимназии и реальной школы. Ученики равно осваивают гуманитарные и точные науки. Выпускники имеют возможность сдавать экзамены по программе гимназии и подавать документы в университет. Не во всех землях есть такие школы.

Цель общей школы – объединить под одной крышей все школы с их предметами, курсами, требованиями к выпускным аттестатам. 4

2.2. Школьная система образования России

Рассмотрев подробно систему образования в Германии, можно перейти к описанию образования у нас в России. Школьное образование в России представлено следующими типами школ:

- средняя общеобразовательная школа;

Начальная школа - это первый этап общего образования у детей. Получая начальное образование, дети приобретают первые знания об окружающем мире, навыки в общении и решении прикладных задач. На этом этапе формируется и начинает развиваться личность ребёнка, что подчёркивает его важность для общества и государства.

Основная школа. В течение пяти лет, с 5-го по 9-й класс, школьники учатся в основной школе. Основной курс средней школы даёт базовые знания по главным направлениям наук. В основной школе обучение ведётся по стандартной предметно-кабинетной системе: каждый учебный курс ведёт учитель — специалист по данной дисциплине, за которым закреплён собственный кабинет, и класс в течение учебного дня переходит из кабинета в кабинет. Кроме того, за классом закрепляется классный руководитель — один из учителей школы, который официально отвечает за класс, решает административные и организационные вопросы, связанные с обучением класса в целом и его учеников.

Последние два года обучения занимает завершение среднего образования. Основное назначение старших классов — подготовка к поступлению в вуз.

В учебный курс входит дальнейшее изучение части предметов, изучавшихся ранее в основной школе, а также небольшое количество новых дисциплин. В настоящее время наблюдается переход в старших классах на профильное обучение, когда ученик выбирает направление более углублённого изучения предметов, исходя из собственных склонностей. Набор возможных профилей обучения, предоставляемых школой, может варьироваться.

Гимназии – это в большинстве своем государственные образовательные учебные заведения среднего типа. Здесь учатся дети с повышенной мотивацией к учению.

2.3. Документы после окончания учебных школьных заведений России и Германии

По завершении обучения в России ученики сдают Единый государственный экзамен (ЕГЭ). Ученики обязаны сдать математику и русский язык. Сдача ЕГЭ по остальным предметам является добровольной, при этом ученики выбирают, как правило, те предметы, которые нужны для поступления в выбранный вуз. Выдача медалей по-прежнему допускается (и практикуется в реальности), но лишь в качестве морального поощрения.

Выпускникам 9-х классов гимназии также вручаются аттестаты об основном среднем образовании.

По окончании основной школы в Германии, после 9 классов этой школы ученик получает документ об окончании 9 классов - Hauptschulabschluss (HSA) nach K l. 9. Дальше он может идти в класс 10A (худшая успеваемость) или 10B (лучшая успеваемость) или сразу в профессиональное училище. Те, кто оканчивает класс 10A, получают HSA nach K l. 10. и могут продолжить обучение только в профессиональных училищах. Те, кто оканчивает класс 10B, получают Fachoberschulreife (FOR) и могут перейти в другую школу, чтобы учиться в 11, 12, 13 классах, либо выбрать обучение любой профессии в профессиональных школах. После 10 класса получают Fachoberschulreife (FOR) и дальше идут учиться на профессию или в следующие 11, 12, 13 классы. После 12 класса получают Fachhochschulreife (FHR), что дает право идти в высшие специальные учебные заведения (институты). После 13 класса - Hochschulreife (HR) или Abitur, что дает право учиться в университетах. Ученики 13 класса называются абитуриентами. Для получения этого диплома выпускникам школ необходимо сдать экзамены по четырем основным предметам. 6

2. 4. Различия школ России и Германии

В России первый день школы всегда первого сентября. В Германии летние каникулы кончаются в августе и в зависимости от федеральной земли, в разных числах. 7

Автор пришел к выводу, единый день знаний, это лучше. Если посмотреть на репортажи по телевиденью то в них присутствует радость, духовный подъем. В соц. сетях все друг друга поздравляют.

По традиции в России ученик одиннадцатого класса и ученица первого класса подают первый звонок: звонят в колокольчик.

Следует отметить, что эта традиция, отражает связь поколений, преемственность, начало первого урока, начало учебного года.

Фотографию расписания уроков, предоставила нам фрау Лоскутова. (Приложение3)

Она рассказала, что расписание в школе, это большая магнитная доска на которой расположены цветовые прямоугольники. Рядом с расписанием расположен лист с перечнем предметов, каждому предмету соответствует цвет. Удобство в том, что завуч просто переставляет прямоугольники и ему не надо его писать. Учащиеся начальной школы, которые не умеют еще читать, легко ориентируются в цветовой гамме.

Оценки в Германии ставят по шестибальной системе, от 1 до 6. Единица - это лучшая оценка, но ставят её крайне редко. Это вроде российской 5+. В первых двух классах оценки детям обычно вообще не ставят, потому что немцы считают, что это может помешать ребёнку развиваться. Лишь с третьего класса начинаются первые контрольные работы.

Учеба школьников в российских школах оценивается по общепринятой в стране пятибалльной системе с 1-11 класс. Сегодня на уроках учитель совместно с учениками вырабатывает критерии оценки на уроке. (Приложение 5)

Автор пришел к выводу, дежурства важны, это говорит об ответственности, о том, что учащиеся привыкают к труду. А сменная обувь всегда важна, учащиеся должны уважать чужой труд. В Германии, за детьми убирает технический персонал. Автор пришел к выводу, что тем самым приучают учеников к иждивенчеству.

Мы считаем проведение школьных мероприятий способствуют сплочению коллектива не только класса, но и школы. Воспитывают в учащихся дух патриотизма, коллективизм.

Летние каникулы в русских школах длятся 3 месяца, в немецких школах - только полтора месяца.

Автор пришел к выводу, что если в целом посчитать каникулы ученика из Германии и ученика из России, получится примерно одинаковое количество выходных.

После окончания школы в Германии перед выпускником встают различные пути продолжения образования, в техникуме, профессиональное училище, специальное профессиональное училище или ВУЗе.

Не все школы предоставляют уровень образования, достаточный для поступления в высшее учебное заведение, фактически такой аттестат зрелости выдается только после успешного окончания гимназии или объединенной школы.

Проанализировав и подробно рассмотрев в своей работе систему школьного образования в России и в Германии, автор пришел к следующему выводу:

школьная система образования России более демократична.

в России ребенок может оканчивать школу, не задумываясь о своем будущем. А уже потом выбирать любую профессию. В Германии будущую профессию или хотя бы уровень образования нужно выбирать уже после четвертого класса, чтобы закончить нужную ступень обучения в школе и пойти учиться дальше.

Неполное среднее образование в лицеях, гимназиях, общеобразовательных школах длится в течение 5 лет. Окончание 9 классов каждого из этих типов учебных заведений дает право на получение аттестата об общем среднем образовании .

Полное среднее образование или производственно-техническое образование с правом поступления в техникум, колледж и другие профессиональные учреждения. По завершении 10 и 11 классов школы, гимназии, лицея выпускники получают аттестат о полном среднем образовании и имеют полное право на поступление в вуз. Это право распространяется также на окончившего любое профессиональное учреждение, что в Германии является неприемлемым. 8

В заключение можно выделить несколько основных закономерностей общего среднего образования Германии и России:

• полная средняя школа преимущественно подразделяется на 3 уровня: начальная, средняя и старшая;

• обязательным является обучение только в средней школе, после окончания, которой ученик выбирает дальнейший путь получения образования. (Приложение 4)

Социально-практической значимостью данной исследовательской работы является возможность использования представленных материалов при подготовке к занятиям по другим предметам. Составлена презентация.

4. Литература и источники:

Беспалова Т.А. Система образования в России и Германии: сравнительный анализ. Образование и общество. №5, 2006.

Бим И.Л. Немецкий язык: Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2012.

Панасюк Х.Г.-И. Германия: Страна и люди. – Мн.: Выш.шк., 1996.

Писарева Л.Н. Оценка учебных достижений учащихся в ФРГ. Народное образование. №7, 2004.

Родин О . Ф . Bundesrepublik Deutschland. Федеративная Республика Германия: учебное пособие по страноведению / О.Ф.Родин. – М.: АСТ: Восток – Запад, 2009.

На сегодняшний день Германия — одна из самых привлекательных стран мира для получения высшего образования. Это подтверждается статистически: во многих немецких вузах состав учащихся можно назвать интернациональным (в среднем, свыше 12% всех студентов — иностранцы, а в отдельных университетах этот показатель еще выше, например, в Техническом университете Мюнхена — 25%). Что касается учащихся из России, в среднем, каждый четвертый, получающий образование за рубежом, выбирает именно немецкий университет.

О преимуществах немецких вузах речь пойдет чуть позже, но сразу хотелось бы отметить, что не последнюю роль при выборе нашими абитуриентами именно немецких учебных учреждений играет тот факт, что у систем образования России и Германии есть определенные сходства. Поэтому нашим учащимся достаточно несложно поступить в немецкие вузы, а также участвовать в программах академического обмена студентами.

Рассмотрим, какие сходства есть у систем образования Германии и России, а также в чем заключаются их отличия.

Особенности системы высшего образования в России и Германии

Система высшего образования формировалась в России и Германии в разное время и разными путями, поэтому каждой из стран присущи свои особенности.

Особенности высшего образования в Германии

Для того, чтобы понимать, почему немецкое образование имеет те или иные особенности, и почему появились сходства и различия между системами образования Германии и России, необходимо хотя бы в общих чертах представлять себе историю их становления и развития.

На немецких землях первые вузы появились еще в XIV веке. Тогда были основаны Гейдельбергский, Кельнский, Эрфуртский университеты.

К основным принципам немецкой образовательной системы, разработанным в XIX веке Вильгельмом фон Гумбольдтом, относятся:

  • государственный контроль образования;
  • разделение общеобразовательных школ на типы;
  • особое внимание к изучению точных наук (что было в то время связано с необходимостью поднимать промышленность пострадавшей в войне с Наполеоном Пруссии, но до сих пор о немецкой приверженности точным наукам ходят легенды);
  • практическая составляющая как важная часть образовательного процесса (это еще одна сохранившаяся до наших времен яркая черта немецкого образования).

Реформа, проводимая Гумбольдтом, взяла за эталон идеалы Древней Греции. Центральная роль отводилась способностям человека, а не его происхождению и материальному благосостоянию, как это было принято повсеместно в те времена. Таким образом, идеи Гумбольдта опередили свое время более, чем на 100 лет. Переоценить его влияние на систему образования не только Германии, но и, опосредованно, России, невозможно.

С 1999 года Германия присоединилась к Болонскому процессу, что ознаменовало еще один важный этап в развитии немецкой системы образования.

Процесс ставил следующие цели:

  • Инклюзивность (то есть всеобщая доступность) высшего образования.
  • Интернационализация образования.
  • Унификация образовательных программ стран Европы с целью создания единого образовательного пространства, удобного для академического обмена студентами.

Такие решения имели определенные предпосылки:

  • Понимание, что наличие высококвалифицированных кадров — это необходимое условие развития инновационной экономики.
  • Стремление заполнить вузы. Дело в том, что во второй половине прошлого века в Германии было построено большое количество вузов, но сейчас практически все европейские страны столкнулись с демографическими проблемами — снижением рождаемости, старением населения. Огромный промышленный сектор страны нуждается в свежих квалифицированных кадрах (к примеру, среди инженеров средний возраст специалиста уже сейчас превышает 40 лет), а огромное количество вузов (в Германии самый высокий показатель количества университетов на душу населения среди стран Европы) должно быть заполнено студентами. Отсюда стремление правительства сделать вузы максимально доступными и привлекательными для молодежи из других стран, а также для людей среднего и старшего возраста. Сейчас в Германии не редкость студенты в возрасте за 40 и даже за 60.
  • Понимание, что современным трендом является глобализация и интернационализация образования и стремление конкурировать с китайскими вузами, которые набирают популярность.

В рамках Болонского процесса все вузовские образовательные программы были поделены на программы бакалавриата и магистратуры, а также программы докторантуры, которую принято относить к последипломному образованию.

Теперь у студентов появилась гибкость в обучении:

  • Программы бакалавриата длительностью 3–4 года — это основа высшего образования. Диплом бакалавра дает право практиковать по специальности.
  • Программы магистратуры, в среднем, занимают 1–2 года. Магистратура может продолжать обучение по специальности, начатое на бакалавриате, либо реализовываться по другой специальности. Это хороший вариант как для того, чтобы углубить свои профессиональные компетенции, так и для освоения новой профессии в сжатые сроки. Для современного рынка труда владение несколькими профессиями становится трендом, а программы магистратуры позволяют экономить время.
  • Программы докторантуры предназначены, в основном, для тех, кто планирует научную карьеру.

Необходимо отметить еще некоторые присущие немецкой системе образования особенности:

Вам также может быть интересно:

Особенности высшего образования в России

Система высшего образования России зародилась в XVIII веке и развивалась под влиянием систем образования Франции и Германии (в те времена — Пруссии). Именно поэтому и сейчас прослеживаются определенные сходства систем образования Германии и России.

Болонский процесс, к которому Россия присоединилась в 2003 году, еще больше сблизил системы образования наших стран. Теперь в России программы высшего образования тоже представлены бакалавриатом и магистратурой, а к последипломному образованию относится аспирантура (аналог немецкой докторантуры).

Основной особенностью российского высшего образования всегда был фундаментальный подход. Если уж человек окончил вуз, то он имеет колоссальный культурный и научный background и образован в самом широком смысле этого слова.

Однако на сегодняшний день специфика рынка труда такова, что выгоднее и рациональнее быть глубоким специалистом в узкой области, то есть, более целесообразны узконаправленные программы обучения, поэтому выпускникам российских вузов зачастую приходится после получения диплома доучиваться на курсах.

Другая особенность российского высшего образования — его теоретизированность. Практике обычно уделяется мало внимания, и она часто носит формальный характер, а потому выпускники отечественных вузов не могу похвастаться опытом работы сразу после выпуска. Это создает определенные проблемы при трудоустройстве; сейчас на российском рынке труда сформировалась специфическая ситуация: в некоторых сферах, например, в экономике, юриспруденции, избыток нетрудоустроенных специалистов сочетается с дефицитом квалифицированных кадров. А все дело в том, что работодатели, понимая, насколько свежий выпускник вуза является теоретиком, оторванным от жизненных реалий, рассматривают соискателей с опытом работы от двух лет.

Сами по себе эти особенности не являются чем-то плохим. Но, поскольку они идут вразрез с тенденциями современного рынка труда, можно отметить, что они мешают воспитывать востребованных специалистов высокого класса. Причиной же того, что ситуация не меняется, является недостаток финансирования.

Финансирование российских вузов, начиная с 2013 года, постепенно сокращается: если в 2013 году на образование было направлено 4,3% ВВП, в 2019 году — только 3,5% ВВП.

Различия и сходства систем образования в Германии и России

К сходствам систем образования России и Германии можно отнести следующие факторы:

  • Наличие ступеней высшего образования. В обеих странах имеется дошкольное, школьное, среднее профессиональное, высшее.
  • Классно-урочная система в школах (уроки — это вообще немецкое изобретение, которое Россия переняла у Пруссии).
  • Преимущественно государственные образовательные учреждения. Частных школ и вузов в России и в Германии около 5–8%.
  • Бесплатное школьное образование для граждан.
  • Возможность учиться в вузе бесплатно, в том числе, для иностранцев. Однако нужно заметить, что в СНГ можно получить бесплатно только одно высшее образование. Второе и последующие будут уже платными.
  • Одинаковая структура высшего образования (две последовательные ступени).
  • Большое количество вузов на душу населения.
  • Также необходимо отметить, что Германии и Россия — это страны, в которых всегда придавалось огромное значение образованию граждан и предпринимались значительные усилия, чтобы сделать его доступным для широкого круга людей.

Рассмотрим теперь основные отличия систем образования в Германии и России:

Преимущества и недостатки образования в Германии и России

Отечественная система образования имеет много сильных сторон:

  • Поступить в вуз может любой школьник, окончивший 11-го класс, а не только выпускники лицеев и гимназий.
  • Есть возможность получить бесплатное высшее образование.
  • Учеба в вузе носит фундаментальный характер и подготавливает широко и разносторонне образованных людей.
  • Программы отечественных вузов совместимы с программами университетов европейских стран, что позволяет осуществлять академической обмен преподавателями и студентами.
  • Российские вузы охотно принимают на учебу иностранцев.
  • В высших учебных заведениях есть квоты для некоторых категорий людей (сельских жителей, сирот, военнослужащих, людей с физическими недостатками и других).
  • Учеба в вузе предоставляет отсрочку от армии.
  • Многие государственные вузы России признаны в мире.

Основным недостатком российской системы образования является плохое финансирование. Можно утверждать, что сейчас Россия пользуется базой, которая была создана в СССР, но эта база ветшает, требует модернизации, а финансирование на это не выделяется. Поэтому мы имеем следующие проблемы:

  • сокращение бесплатных программ обучения;
  • рост стоимости платного обучения;
  • устаревание программ;
  • малое количество программ по новым специальностям;
  • недоступность учебы в престижных вузах для большинства жителей регионов (в 29 регионах России сильных вузов нет вообще);
  • теоретизированное обучение, недостаток практики;
  • пассивная роль студента, который мало ведет собственных научно-исследовательских проектов и имеет мало практики.

Эти проблемы приводят к тому, что выпускникам российских вузов бывает достаточно сложно трудоустроиться. И самое неприятное, что эти недостатки будут только усугубляться.

Немецкие вузы тоже имеют определенные недостатки. Для абитуриентов из России они, в основном, следующие:

  • необходимо знание немецкого или английского языка для учебы на определенном уровне;
  • выбрать подходящий вуз довольно сложно (в этом случае нужно обращаться к специалисту, который поможет подобрать вуз и выяснить требования к поступающим в выбранном вузе);
  • немецкие вузы выдвигают довольно строгие правила при поступлении, и их надо обязательно соблюдать;
  • сразу после 11-го класса российской школы поступить в немецкий вуз не получится.

Посмотрим, какие преимущества характеризуют немецкую систему образования:

  • Широкий выбор вузов с разными требованиями к поступающим.
  • Отсутствие требований к баллам ЕГЭ.
  • Возможность поступать два раза в год.
  • Отсутствие вступительных экзаменов.
  • Бесплатная учеба как на немецком, так и на английском языке.
  • Интернациональная обстановка в университетах.
  • Возможность учиться в вузе даже людям старшего возраста.
  • Большое количество разнообразных программ обучения.
  • Возможность учиться сразу на нескольких специальностях и получить несколько дипломов.
  • Интересный учебный процесс с большим количеством самостоятельной научно-исследовательской и практической деятельности.
  • Хорошая оснащенность вузов и комфортная учеба.
  • Гибкость в подходе к обучению, возможность учиться чуть дольше или, наоборот, меньше.
  • Возможность жить в центре Европы и посещать другие европейские страны.
  • Возможность трудоустроиться в Германии, где велик дефицит квалифицированных кадров во многих сферах.

Системы образования в России и Германии имеют свои достоинства и недостатки. Но немецкая система образования финансируется лучше и на сегодняшний день больше соответствует требованиям рынка труда. Высокое качество образования и хорошие возможности трудоустройства в Германии сочетаются с бесплатным характером обучения. Поступление в немецкий вуз доступно для студентов из России. Рекомендуем пройти процедуру карьерного планирования и получить консультацию специалиста по процедуре поступления. Это позволит поступать комфортно и с высокими шансами на успех.

Первой ступенью школьного образования является начальная школа (Grundschule), обучение в которой начинается в шестилетнем возрасте и продолжается в течение четырех-шести лет. В первых двух классах отсутствует предметная структуризация, т. е. общие, базовые знаниия по матеметике, немецкому языку, краеведению, музыке и религии преподаются комплексно, в рамках одного учебно-воспитательнного курса.
После окончаниия начальной школы учащиеся продолжают учебный курс в средних школах. В отличие от российской системы образования, средние общеобразовательные школы в Германии очень многотипны. Между ними есть заметные различия. Каждый тип общеобразовательной школы предоставляет учащимся определенный круг воможностей для дальнейшего обучения по выбранной профессии. Выбор школы зависит от того, специалистом какого направления и какого уровня видит себя в будущем ребенок или его родители. Кроме того, для поступления в общеобразовательное учереждение более высокого уровня ученику требуютя рекомендации учителей начальной школы. В Германии действует принцип, что чем способнее ребенок, тем больше у него возможностей получить качественное образование. Таким образом, выбор будущей профессии или хотя бы уровня образования осуществляется уже после начальной школы. Средние школы в ФРГ делятся на четыре типа: гимназия, реальная школа, основная школа, объединенная школа.

Четыре типа средних школ:

1. Гимназия. Gymnasium.

Наиболее престижным типом средней школы являяется гимназия, диплом которой позволяет без вступительных экзаменов поступить во все высшие учебные заведения Германии. Как правило, гимназии специализируются на гуманитарном образовании. Последние 2 года гимнации являются профориентированными, т. е. наряду с общеобразовательными предметами учащиеся выбирают для изучения несколько специализированных дисциплин. Продолжительность обучения в гимназии - 9 лет, с 5 по 13 класс. После 12 класса учащиеся получают диплом Fachhochschulreife, дающий право на поступление в технический институт (Fachhochschule), а после 13 класса - Hochschulreife, аттестат зрелости для поступления в университет.

2. Реальная школа. Realschule.

Обучение в реальной школе продолжается 6 лет, с 5 по 10 класс. В отличие от гимназии, реальная школа более ориентированиа на специализированные дисциплины, основные предметы здесь преподаются с обязательным профильным уклоном. Реальныя школа является самым распространенным типом, сюда попадает большиноство учащихся (около 40 %). По окончании обучения в реальной школе выдается аттестат (Fachoberschulreife), позволяющий поступить в техникум или спецупрофчилище.

3. Основная школа. Hauptschule.

В основной школе, куда попапает примерно четверть детей, учатся до 10 класса. Основная школа дает основополагающее общее образование, которое, как и в реальной школе, ориентировано на выбор будущей профессии. После обучения в основной школе ученики обычно поступают в профессиональное училище.

4. Объединенная школа. Gesamtschule.

Объединенная школа включает с себя основные черты всех вышеперечисленых общеобразовательных учереждений. Продолжительность обучения в объединенной школе составляет 6 лет, с 5 по 10 класс. В некоторых объединеннных школах также имеются старшие классы (с 11 по 13 класс) , организованные по принципу старших классов гимназий, однако, в отличие от гимназии, сюда поступают дети и без рекомендаций из начальной школы. Кроме того, не во всех землях существуют школы данного типа. Если ученик успешно заканчивает старшие классы объединенной школы, то ему выдается аттестат зрелости Hochschulreife, удостоверяющий уровень образования, достаточный для поступления в университет.

Кроме всех вышеперечисленных типов школ, в Германии существуют также специальные школы для детей с ограниченными умственными или физическими возможностями, причем разного уровня и профиля, так называемые Sonderschule.

Главное отличие : в русской средней школе -11 классов, в нмецкой - 13 классов.
Прежде всего, содержание учебных программ по предметам обязательного школьного цикла у нас существенно отличается от немецких.
Некоторые предметы преподаются в России лучше, зато другие либо изучаются в меньшем объеме, либо вообще не присутствуют в программе.
К тому же, российские школы не обеспечивают уровня знаний иностранного языка, достаточного, чтобы можно было полноценно учиться - понимать лекции, выполнять письменные работы, читать специальную литературу и т. д.
Методика преподавания отличается от зарубежной, и сама структура школьных программ по разным предметам несколько иная.

В результате - российский школьный аттестат не признается эквивалентным аттестатам о среднем образовании в Германии.
Поэтому выпускникам из России не позволяют сразу после школы поступать в вузы Германии.
Нужно сначала пойти на подготовительное отделение при университете или закончить 2 курса в любом русском университете.

Данный пост основан на опыте преподавания в российской школе (я была предметником и классным руководителем), опыте обучения моей сестры (9 класс) в немецкой и российской школе, а также мнениях моих уже немецких коллег. На данный момент я помогаю учителю немецкого на интеграционных курсах как волонтер и планирую получать педагогическое образование в Германии. В данном посте я сравниваю Realschule в Германии и обычную среднюю школу в России. (МНОГОБУКВ и ИМХО)

Россия: несмотря на то, что в России мало школ, в которых реально есть школьная форма (согласно уставу), многие школы требуют так называемый дресс-код, а точнее белый верх – черный низ. При этом такими правилами одежды реально выворачивают руки детям (они не хотят так скучно одеваться), родителям (где взять подростку 100500 разных рубашек, а белая в голубую полоску уже не подходит), а также, учителям (а вы, Марья Ивановна, скажите, почему Петров в вашем классе не по форме? Не хочет? Плохо работаете!). При этом, если дать детям послабление и разрешить ходить в чем угодно, многие будут выглядеть так, будто перепутали тусовку и школу.
Германия: а вот тут и правда, ходи в чем хочешь. Хоть в пижаме, и это не шутка. Но тем не менее подростки выбирают обычный стиль: джинсы и пуловеры, мало кто из девушек ходит в платьях или юбках, стиль больше повседневный или немного спортивный, все более чем прилично. Учителя тоже одеваются как хотят, к ним нет никаких требований. Первый принцип – простота и удобно, главное, что это абсолютно не мешает учебному процессу.

Россия: хоть в русских школах и запрещено использование телефонов, этот момент почти нереально контролировать. Дети щелкают в телефоны, учителя не имеют права их отбирать, родители и администрация раз через сто реагируют на данную ситуацию.
Германия: если Ваш ребенок очень привязан к телефону, то придется его отучать. Телефоны в школах запрещены от слова совсем, в некоторых школах стоят глушители связи (как у моей сестры) и учителя просят детей говорить по телефонам на улице. Вот написано на сайте школы моей сестры: Во время урока, мобильные телефоны должны быть отключены. Применение в перерывах допускается только с наушниками.

  1. Вседозволенность – не есть безнаказанность
  1. Если все можно сделать в классе, то зачем нести школу домой?
  1. Галопом по Европам? Нет, не слышали

Россия: объем информации, который проходит ребенок за год, просто колоссален. Многое ли остается в голове? Нет. По алгебре в 11 классе, например, успевают забраться в такие дебри, которые даже в вузе не всегда нужны.
Германия: тонкие учебники, небольшие объемы информации, одна и та же тема перемалывается несколько раз (теорему Пифагора, например, разбирали в 9! классе месяца два). Тем не менее, такие объемы информации плотно залегают в голове) Честно, меня сначала смутили отсутствие дз, такие тонкие учебники, но нет. У ребенка есть время учить язык, отдыхать, и, самое главное, я забыла, когда видела сестру в расстроенных чувствах из-за того, что ребенок не может выдохнуть от нагрузки.

  1. Чем больше наглядных элементов и практики – тем веселее урок.

Россия: не многие школы имеют хорошее техническое оснащение, не многие учителя могут похвастаться умением работать с техникой. Отсюда уроки выходят иногда пресными. Да и зарплата с дополнительной нагрузкой в виде документации и отчетов не мотивируют устраивать шоу. Уроки трудов упраздняются, профориентация детей не очень активная, ребята редко выезжают на экскурсии (это часто связано с тем, что дико сложно собрать документы на путевку).
Германия: активная профориентация (проф. ярмарки, посещение предприятий, практика на работе у родителей); много поездок, фестивалей, выставок (все это, конечно, не бесплатно, но! если родители на социальном пособии, они могут подать в джоб центр антраг на оплату поездки). Отдельно хотелось бы рассказать про уроки кулинарии у сестры в школе. Раз в неделю ребята готовят на отличной кухне вкусные блюда. А завтра, так как их класс кулинарии будет занят (ученики 8ого класса готовят и продают в школе вафли – День вафель), они идут с учителем есть мороженое в итальянское кафе во время уроков кулинарии. Вместо кулинарии ребята могут выбрать еще и другие предметы.

Читайте также: