Как реставрируют картины кратко

Обновлено: 06.07.2024

Да, я буду говорить не о книгах, а о картинах. Причем затрону такую тему, как их реставрация.

А о настоящей работе по реставрации картин. Итак..

Вопрос реставрации тесно связан с проблемой подлинности произведения, а именно — с сохранностью его первоначальных характеристик, несущих информацию о создании произведения.

Стоит признать, что практически все произведения с солидной биографией, хранящиеся в музейных или частных собраниях, в большей или меньшей степени подвергались реставрационному вмешательству — одноразовому или многократному.

Реставрационные прописки порой сильно отличаются по цвету и тону, и бывают выполнены поверх авторской живописи тонким слоем.

Процесс такой реставрации отнюдь не быстрый: восстановление одного произведения может занять несколько лет. Поэтому реставраторы обязательно документируют все свои исследования и манипуляции с картиной

В процессе работы над картиной реставраторы, как правило, снимают лак, реставрируют повреждения и всяческие вмятины, пузырьки, порезы и трещины, восстанавливают целостность холста, восстанавливают и укрепляют красочный слой, заново лакируют картину. Таким образом люди, даже через года, могу увидеть оригинальную идею автора картины.

Но это моя фантазия. Хотя. Как видите, она обоснована весьма реальными примерами.


Материал данного блога подготовлен на основании ряда статей, авторам которых я приношусвою благодарность:

Реставрация картин

Арт-дилеры скептически относятся к реставрационным работам — они, как правило, снижают цену полотна. Эту точку зрения разделяют и некоторые художники. Эжен Делакруа еще в 1884-м писал, что картины не походят на дома, а их реставрация — на ремонт. Он считал, что восстановление наносит шедеврам куда больший ущерб, чем время — в результате зритель или будущий владелец получают не авторскую живопись, но совершенно новое произведение, написанное уже не рукой мастера, а кистью и скальпелем реставратора.

Реставрация

Как реставрируют картины

Дублирование

Есть несколько видов реставрации картин. При отслоении краски от грунтовой основы используют метод заполнения образовавшихся пустот мастикой и фиксации отслоившихся пигментов. Если на холсте образовался прорыв, обычно применяют комплексную технологию восстановления: заделка прорыва заплатой или дублирование (подклейка под старый холст еще одного) и восстановление красочного слоя, зачастую страдающего при прорыве.

Реставрация картин. Дублирование

Для дублирования используют горячий утюг, клей, смолку или воск. Это очень сложная, многоэтапная и филигранная операция, поскольку в процессе можно повредить краску или лишить шедевр эффекта рельефности, который создается наложением мазков разной толщины. Важно всё — место и давность прорыва, его размер, состояние волокон на месте прорехи, выбор материала для заплаты, клеящего состава, техники и так далее.

В XX веке реставраторы, как правило, дублировали всё, что попадало им в руки, но уже в XXI аукционисты и арт-дилеры тратят серьезные деньги, чтобы удалить заплатки и подклеенные холсты с поврежденных картин и вернуть шедевры в первоначальное состояние.

Переписывание

Иногда картины страдают так, что их приходится переписывать — например, при пожаре, как это случилось с полотном Шиле. У практики переписывания много сторонников и не меньше противников. Кто будет числиться автором шедевра, если половина его написано кистью реставратора? Сложный вопрос.

Реставрация картин. Переписывание

Чистка

Но время беспощадно к лаковому слою — состав темнеет, меняет цвет под действием веков, на нем скапливаются отложения, в конечном счете он теряет прозрачность. Свою лепту вносят и многочисленные реставрационные работы, которым подвергалась картина — все эти мазки и протирки, оставившие следы на шедевре. В этих случаях прибегают к чистке лакового слоя — частичной или полной.

Реставрация

Для разных повреждений применяются пасты и растворители с различным составом. В Третьяковке используют промывки с добавлением винного спирта и скипидара. На Западе для размягчения, растворения и снятия лака часто берут пасты, содержащие нашатырный спирт, петроль и воск. Благодаря консистенции паста не стекает с картины, ею удобно пользоваться и контролировать результат. Иногда, в очень редких случаях применяется и механическая очистка.

Картины. Реставрация

Реставрация картин. Джоконда

Работа реставратора картин

Реставрация картин считается одним из самых сложных направлений. К каждой картине нужен индивидуальный подход. Для каждого произведения вырабатывается определенная методика работы. Все усилия сводятся к восстановлению живописного произведения с минимальным вмешательством в авторский замысел, строго следуя выработанной методике.

Реставрация.jpg

Реставрация – не просто ремонт, а крайняя мера, на которую готовы пойти обладатели и хранители произведений искусства для того, чтобы не потерять их навеки. Это риск, поскольку с одной стороны реставратор способен вдохнуть в шедевр новую жизнь, но в то же время ценой его ошибки может стать даже утрата произведения.

The three versions of the “ecce homo” fresco of Jesus.

Существуют общие правила реставрации картин на холсте:.

Восстановление утрат и деформаций холста.jpg

Восстановление утрат и деформаций холста. Эта процедура проводится при наличии разрывов полотна. Сначала удаляются загрязнения по краям порыва, после чего из кромки того же холста берутся нити и сплетаются в соответствии с переплетением. При этой процедуре используется глазной скальпель и медицинский зонд. Деформации могут выглядеть в виде растянутости отдельных участков, появления ребристости. Здесь применяются способы уплотнения полотна, разглаживания, иногда увлажнения. Во многих случаях все действия выполняются в комплексе и неоднократно.

При отслоении краски от грунтовой основы используют метод заполнения образовавшихся пустот мастикой и фиксации отслоившихся пигментов. Если на холсте образовался прорыв, обычно применяют комплексную технологию восстановления: заделка прорыва заплатой или дублирование (подклейка под старый холст еще одного) и восстановление красочного слоя, зачастую страдающего при прорыве.
Для дублирования используют горячий утюг, клей, смолку или воск. Это очень сложная, многоэтапная и филигранная операция, поскольку в процессе можно повредить краску или лишить шедевр эффекта рельефности, который создается наложением мазков разной толщины. Важно всё — место и давность прорыва, его размер, состояние волокон на месте прорехи, выбор материала для заплаты, клеящего состава, техники и так далее.

2. Укрепление красочного слоя. Эта процедура необходима при появлении следующих симптомов старения: обветшание холста с потерей возможности удерживать краску, отставание красочного слоя от грунта, осыпании мельчайших частиц краски по всей площади картины.

3. В этом случае обычно используют осетровый клей, сваренный по особой технологии. Его вносят в места повреждений и через специальную заклейку проглаживают теплым утюгом.

4. Очистка от поверхностных загрязнений. Пыль и биологические загрязнения являются большими врагами произведений художественного искусства. Сначала определяется тип загрязнения, состав красок или защитного лака, и только после этого подбирается чистящее вещество. После этого на небольшом участке полотна проводится проба. Если результат положительный, картина обрабатывается ватным тампоном, который без нажима прокатывают по площади холста. Там где присутствуют фактурные мазки, используется скальпель.

5. Подведение утраченного грунта. При осыпании краски на холсте остаются пустоты, которые следует заполнить грунтом, прежде чем реставратор приступит к восстановлению самого красочного слоя. Если имеются осыпания рельефных мазков, то для их восстановления применяется боковое освещение.

Восполнение утрат основ и грунтов.jpg

6. Восстановление красочного слоя. Это один из сложнейших этапов, требующий высокого мастерства и в значительной мере определяющий стоимость реставрации картин. Художнику-реставратору приходится трудиться исключительно в границах утраченного участка, поэтому он ограничен в смелости мазка, в отличие от мастера, писавшего картину. В ряде случаев используется точечный прием, когда на восстановленный грунт плотно наносят мельчайшие точки краски. При этом используется краска разных тонов. В итоге, на расстоянии точки сливаются в один тон, совпадающий с соседними оригинальными участками краски. Однако это произойдет при последующем покрытии участка лаком, так как лак дает потемнение. Поэтому реставратор делает тон немного светлее. Тут очень важно грамотно рассчитать оттенок, зная свойства тех или иных красок. В этом деле главным помощником выступает опыт мастера.


7. Нанесение лака. Это завершающая стадия реставрации, необходимая для того, чтобы обеспечить защиту картины, выровнять поверхность и придать ей глянцевый блеск. Можно утверждать, что лак добавляет картине свежести.


Реставрация – не просто ремонт, а крайняя мера, на которую готовы пойти обладатели и хранители произведений искусства для того, чтобы не потерять их навеки. Это риск, поскольку с одной стороны реставратор способен вдохнуть в шедевр новую жизнь, но в то же время ценой его ошибки может стать даже утрата произведения.

Первые упоминания о реставраторах встречаются еще в средневековых документах. А в XVII—XVIII веках уже возникают школы профессиональной реставрации. Их появление имеет для искусства огромное значение, поскольку до этого к картинам и другим произведениям относились как к вещам, которые можно подновить или переделать на свой вкус. Реставраторы запросто могли поменять их форму, удалить лак с верхними слоями живописи или наоборот - нанести новое изображение прямо поверх авторского.

Сегодня реставрация является своего рода наукой, цель которой - улучшить внешний вид потускневшего шедевра, устранить все сколы и трещинки, а также законсервировать его. Как это ни удивительно, но сами специалисты считают реставрацию крайне нежелательной. И применяется она, как правило, лишь тогда, когда произведение рискует потерять свою художественную ценность или просто-напросто разрушиться. При этом одним из главных условий качественной реставрации остается обратимость вносимых реставратором изменений.

Когда необходима реставрация


Как проводят реставрацию

Процесс реставрации отнюдь не быстрый: восстановление одного произведения может занять несколько лет. Поэтому реставраторы обязательно документируют все свои исследования и манипуляции с картиной.

В процессе работы над картиной реставраторы, как правило, снимают лак, реставрируют повреждения и всяческие вмятины, пузырьки, порезы и трещины, восстанавливают целостность холста, восстанавливают и укрепляют красочный слой, заново лакируют картину.

Особое значение сегодня имеет также расчистка, или промывка, картин от поздних записей, поскольку многие произведения оказываются довольно сильно поновленными во время многочисленных реставраций, и зритель порой получает искаженное представление о подлинной авторской живописи. Но это крайне сложная работа, ведь осуществляющий расчистку реставратор должен в совершенстве знать все приемы, которые использовал сам создатель картины.



Картину расчищали от желтого лака, записей и прописок, находящихся между лаковыми слоями. Работа велась медленно: за день удавалось очистить лишь несколько квадратных сантиметров. Однако оно того стоило - краски на картине стали более яркими и глубокими, открылось множество деталей авторского изображения, которых не было видно раньше. Например, на заднем фоне вместо здания со шпилем появилась башня, а вместо залива – холмистый пейзаж. Кроме того, реставраторы нашли отпечатки пальцев художника на небе, на стене и на платье.

Поздние дополнения на картинах убирают не всегда - некоторые сохраняют в качестве художественно-исторического документа, если они сделаны на местах утрат авторского красочного слоя и не мешают общему восприятию произведения. А если они к тому же и сами по себе имеют ценность, то их отслаивают и переносят на отдельную основу.

Реставрации, удачные и не очень

Для того чтобы остановить разрушительное действие кислоты, картину сразу же начали промывать водой, а затем другими составами. Тем не менее, повреждения оказались значительными. Центр картины выглядел как смесь бурых пятен, подтеков и следов от брызг. Утраты живописи составили 27%, и многие эксперты посчитали, что картина потеряна навсегда. Тем не менее, было принято решение о ее реставрации силами Лаборатории научной реставрации станковой живописи Эрмитажа.


После того, как удалось остановить действие кислоты, картину укрепили раствором из рыбного клея и меда, чтобы предотвратить отслоение слоев краски при высыхании. На первом этапе реставрации, который занял полтора года, специалисты Эрмитажа под микроскопом удалили натеки, выровняли лаковые покрытия и старые реставрационные тонировки, подвели новый грунт в места утрат.

Произошло это потому, что во время реставрации якобы не было проведено тестирование применяемых растворителей. Британская школа реставрации, специалисты которой и проводили работы, вообще часто критикуется за то, что снимает слишком много лака и верхнего слоя краски с картин, что приводит к искажению авторского замысла.

Реставрировать картину Леонардо планировали еще 20 лет назад, однако тогда от этой идеи отказались, опасаясь, что будет испорчена разработанная им техника сфумато, которая заключается в смягчении очертаний фигур и предметов, и позволяет передать окутывающий их воздух.

К сожалению, со временем полотна, будь то работы известных мастеров или обычных художников, начинают терять свой привлекательный внешний вид. Спустя некоторое время картины становятся ветхими, краски тускнеют. Если не предпринять никакие меры, то, в конце концов, полотно и вовсе придет в негодность. Именно поэтому без реставрационных работ обойтись невозможно. И это должен понимать каждый владелец картин.

В то же время, стоить иметь ввиду, что реставрация может представлять определенный риск. Поэтому такую работу должны выполнять только опытные мастера. Ведь ошибки реставратора могут привести к потере картины. Реставрационные работы могут производиться на всех составляющих полотна, которых у картины несколько: слой краски, основа, грунт, завершающий слой.

В настоящее время реставрация — это особый вид искусства, который в профессиональных кругах подразделяется на несколько видов. Научная реставрация производится в том случае, когда необходимо сохранить именно внешний вид картины. В таком случае запрещено трогать само изображение. В ходе коммерческой реставрации специалист стремится улучшить внешний вид полотна, либо его отдельных элементов. В таком случае мастер получает больше свободы.

Реставрационные работы — это достаточно длительный и сложный процесс. В некоторых случаях картины могут реставрироваться в течение нескольких лет. Очень важно, чтобы в процессе работы все этапы документировались.

Будем вам признательны за поддержку лайком, подпиской на наш канал и репостом на вашей странице в соцсетях!

Читайте также: