Чем налоги в россии отличаются от налогов в других странах кратко

Обновлено: 05.07.2024

В статье раскрываются проблемные вопросы налоговой системы Российской Федерации. Проводится сравнительный анализ основных элементов, определяющих особенности налоговых систем РФ и Германии. На основании проведенного анализа выявлены основные механизмы налогообложения Германии, заимствование которых способно модернизировать налоговую систему РФ.

В рамках мировой экономики, конкуренция государств, в сфере налогообложения, позволяет выявить наиболее приоритетные страны для привлечения транснациональных инвесторов. Именно поэтому проведение сравнительного анализа налоговых систем РФ и Германии является актуальным [3].

В Российской Федерации налоговая система сформировалась относительно недавно – в 1992 году, следуя за датой распада СССР. На протяжении многих лет вносились различные изменения и уточнения, на основе которых были построены базовые элементы и принципы российского налогообложения [5].

Налоговые доходы составляют около 64% от объема поступивших доходов в бюджет РФ за 2020 год. НДС служат основными источниками налогового пополнения государственной казны в России. При этом, следует уточнить, что распределение налогов в России происходит на двух уровнях: подоходный налог, налог на прибыль, налог на имущества зачисляются в консолидированные бюджеты субъектов РФ, а НДС в федеральный [4].

Однако рост налоговых доходов не является гарантом устойчивости налоговой системы государства. Это связано с проблемами, которые прослеживаются в российском налогообложении, а именно:

  • преимущественно фискальный характер налогов;
  • нестабильность налогового законодательства;
  • отсутствие единой налоговой ставки на доходы физических лиц.

Решение этих проблем возможно в результате использования зарубежного опыта, в частности применения основных принципов налоговой системы Германии в целях реформирования налоговой системы РФ.

При рассмотрении налоговой системы в Германии следует принять во внимание, что она обладает сложной структурой, разделенной на три уровня. В этом заключается определяющая особенность немецкой системы. Распределение поступлений происходит между всеми уровнями бюджета и это позволяет выравнивать экономику федеральных земель при условии их неравномерного экономического развития. Подобная система, безусловно, носит отражение федеративного устройства Германии.

Одной из особенностью налоговой системы Германии является то, регионы с наиболее высокими доходами обязаны перечислять определенную долю денежных средств для поддержания наименее развитых земель. Это позволяет уровень развития различных регионов примерно на одинаковом уровне, а также способствует развитию различных видов деятельность, в первую очередь сельскохозяйственной.

В рамках немецкой налоговой системы функционируют многие принципы, но мы обратим внимание на один из них. Гласит он о следующем: размеры налогов должны соответствовать объему государственной поддержки, при том, что учитывается также и защита гражданина, и все прочие услуги, которые государство намерено реализовать.

Из приведенного принципа, можно сделать вывод о том, что в Германии уровень налогообложения велик, но при этом граждане данного государство получают помощь во всех сферах жизнедеятельности.

Налоги в Германии подразделяются на федеральные, земельные и муниципальные. Им соответствуют общие и собственные налоги федеральных земель, а также налоги общин. В России нет трехуровневой системы распределения, но присутствует в некотором смысле упрощенная, состоящая из двух уровней. Реализуется система по региональному и по федеральному уровням [4].

Разрыв между уровнем налогообложения и финансовыми возможностями хозяйствующих субъектов типичен для российской налоговой системы. Об этом свидетельствует высокий уровень налогового бремени, возложенного на представителей различных классов населения.

При рассмотрении сходств и различий национальных налоговых систем отметим, что для России и Германии характерны разные подходы к налогообложению. В данном случае следует уточнить, что пропорциональная система функционирует в РФ, а прогрессивная в Германии.

Налоги Германии обладают большим налоговым бременем, особенно в отношении лиц с высоким доходом. В России же налог составляет пропорциональную долю от дохода. Это твердая и неизменчивая ставка, на которую не влияет размер прибыли, будь то зарплата социального рабочего, или же прибыль от деловой сделки в десятки раз больше. Такая система предполагает, что налог вполне справедлив, уплачивается всеми, нагрузка одинакова, хотя найдется пару-тройку аргументов против данного высказывания. Это спровоцирует уменьшение налоговых поступлений в бюджет, что отразится на положении малоимущих семей, так как социальная поддержка государства черпается именно за счет этих поступлений.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что пропорциональная система налогообложения, которая действует на территории РФ не совсем эффективна, поскольку граждане с наиболее высоким уровнем заработной платы уплачивают налог в таком же размере, что рабочие с низким уровнем дохода. Это все отражается в дискриминации по оплате труда. Отсюда делается вывод о том, что налоговая система Российской Федерации могла бы приобрести социальную направленность, которая наблюдается в Германии.

Также при рассмотрении немецкой налоговой системы, необходимо отметить, что правительство Германии очень щедры в плане льгот. Так, например, немецкие граждане, оказавшись в серьезном положении (нехватка финансов), либо же нуждающиеся в материальной помощи по иным причинам (обучение и т.д.), могут пользоваться льготами, которых в Германии хватает. В сравнении с немецкой реальностью Россия пока что отстает. Поддержка налогоплательщиков отсутствовала в своем динамичном состоянии, пока не случилась всемирная пандемия.

Однако, пандемия внесла изменения в систему налогообложения РФ. Так, определенные категории освободились от уплаты платежей – это индивидуальные предприниматели, организации, которые были признаны пострадавшими от последствий пандемии, это различные компании, лица из реестра социально-ориентированных организаций, а также те, кто получает президентские гранты. Религиозные организации также оказались в их числе.

Данное решение имеет не совсем положительные стороны, это связано с тем, что освободив большую часть граждан Российской Федерации от налогового бремени, государство предрекает себя на огромную потерю доходов от налоговых поступлений, которые направлены на обеспечение денежными ресурсами государственные и муниципальные организации, такие как школы, больницы, сады и т.д.

Необходимо отметить, что немецкой налоговой системе прослеживаются и недостатки. Основной отрицательной чертой является то, что в Германии в отличие от Российской Федерации, граждане помимо подоходного налога, уплачивают ряд других налогов, например, налог на дождь, налог на гугл и т.д. Возможно, в этом плане усматривается некое положительное сравнение в пользу системы РФ.

Таким образом, рассмотрев налоговые системы Российской Федерации и Германии, были изучены положительные и отрицательные стороны систем налогообложения. Можно с уверенностью сказать о том, что налоговая система является опорой экономической системы государства. Более того при верной правовой политике эта система позволит обеспечить необходимую социальную защиту граждан.

Для качественных изменений России важно грамотно заимствовать опыт зарубежных стран, применять принципы их налоговых систем и подстраивать под российскую действительность. Безусловно, этот процесс займет длительное время.

Содержание

Содержание

Налоги в России существенно отличаются от налогов в других странах. Давайте разберемся в чем разница, а в чем сходство?

А разница-то большая

Начнем с того, что самое главное отличие налогов Российской Федерации от других стран – то, что в России многие налоги оплачивают работодатели, а если и сами работодатели не уплачивают, то налоговые платежи просто вычитают из зарплаты в казну государства.

В развитых странах налоги платит каждый сам себя, а за неуплату получают наказание (и очень серьезное).

Если копнуть глубже, то в налогах, которые вычитают из заработных плат, у нас есть большие подводные камни. В этом и кроется проблема итоговой низкой оплаты за работу в России. Если обобщить, то система налогов в России выглядит так:

  • Стандартные налоги на любые виды доходов.
  • Налоги на имущество.
  • Акцизы и НДС, заложенные в покупки.

Поясняя простым языком, каждый гражданин отдает определенную сумму (налог) от своей заработной платы и от любых совершаемых покупок/сделок государству.

налог

А что в США?

В США начисление налогов намного сложнее, чем в России. В этой стране не из всех доходов нужно выплачивать налоги. Здесь создана “налоговая база” – как раз в ней делается минусование налоговых вычетов из фактического дохода. И носит эта база громкое название “Освобождение”. Такого вида “освобождения” есть у каждого гражданина США. Итоговый доход после всех вычетов остается таким, чтоб человеку хватало на существование.

Стоит отметить, что в США – очень прогрессивная система начисления налогов. Все продумано до мелочей. Так, например, чем выше ежегодная сумма доходов у человека, тем больше он уплачивает налогов. Люди, чьи годовые доходы составляют от нуля до 9,252 долл., налог уплачивают в размере всего лишь 10 процентов. Если налогооблагаемая часть доходов – от 9,525 до 38,700 долл., ставка поднимается до 12 процентов и может достигать 37 процентов.

А как в “загнивающем Западе”?

Самые высокие доходы платят жители Европы. Здесь система налогов тоже прогрессивная, и, например, люди, проживающие в Германии, максимально могут отдать 40 процентов своих доходов, а жители Дании – до 55 проц.

Кроме налогов на доходы здесь платят налог на имущество, наличие предметов роскоши и другое. А еще европейцы в обязательном порядке платят “церковные налоги” в сумме от 1.5 до 9 процентов. Можно было бы ужаснуться данным цифрам ,если б не “бесплатная” медицина и отличное полностью бесплатное образование.

В Австрии сумма всех налогов достигает 55-66 процентов (опять же, налог зависит от заработной платы). Здесь придумали “налоговые кредиты”, благодаря которым люди могут взять отсрочку на выплаты налогов. Лидерство держит по самым огромным налогам в мире Бельгия. Жители этой страны отдают до 70 процентов от своих доходов. Зато какой уровень жизни… И погулять приятно, и просрочку в магазине не купишь, и гулянья на праздники – загляденье…

Белоусова Светлана Николаевна 1 , Руденко Иван Романович 2
1 Юго-Западный государственный университет
2 Юго-Западный государственный университет


Аннотация
В данной статье рассматриваются налоговые системы зарубежных стран и РФ. Целью настоящей статьи является обоснование реформирования ряда налоговых ставок в РФ.

Belousova Svetlana Nikolaevna 1 , Rudenko Ivan Romanovich 2
1 Southwest state University
2 Southwest state University


Abstract
This article discusses the tax systems of foreign countries and the Russian Federation. The purpose of this paper is to study a number of reforming the tax rates in the Russian Federation.

Налоговые системы зарубежных стран существенно отличаются друг от друга по основным экономическим показателям, соотношению прямых и косвенных налогов, уровню налоговой культуры налогоплательщиков и налоговой дисциплины, мерам ответственности за нарушение налогового законодательства, источникам налогообложения. Эти особенности налогов в каждой отдельно взятой стране зависят от многих факторов: экономических, политических, демографических, социальных, играют решающую роль в процессе перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода страны [1, с. 251].

Налог на добавленную стоимость является наиболее доходным по сравнению с другими, поэтому по своему статусу в унитарных государствах НДС устанавливается как общегосударственный налог, а в федеративных государствах относится к федеральным налогам. В большинстве стран поступления по НДС сразу распределяются по бюджетам разных уровней, в этой связи НДС определяется как регулирующий налог, в отдельных странах НДС поступает в один бюджет, поэтому характеризуется как закрепленный налог [2, с. 22].

В таблице 1 нами проведем сравнительный анализ налоговых ставок по наиболее важным и значимым налогам ряда европейских стран и России, таких как налог на прибыль организаций, подоходный налог, отчисления на социальные нужды.

Таблица 1 – Процентные ставки по наиболее значимым налогам ряда европейских стран и РФ [1]

Виды налогов Германия Великобритания Франция Швеция Дания Россия
Налог на прибыль 25% 33% 34-42% 28% 34% 10; 15; 20%
Налог на доходы физических лиц 0-51% 10,22,45% 0-54% 31% 29,5% 13, 15, 30, 35%
Отчисления на социальные нужды 13% 2; 9; 5,35; 5,25; 6,3% 4,5-13,6% 33% 7% 34%
НДС 7; 16% 15% 19,6; 22; 7; 5,5% 12; 25% 25% 0; 10; 18%

Во Франции ставка налога на прибыль организаций может варьироваться в пределах 34-42%. Ставка налога на прибыль Великобритании, составляет 33%, в Германии 25%. По сравнению с вышеперечисленными странами в России ставка налога на прибыль организации может составлять 10,15 или 20%.

Налог на доходы физических лиц в России взимается с доходов, полученных резидентами и нерезидентами на территории РФ, и ставка налога может составлять 13, 15, 30 или 35% [3]. В Германии как мы видим, ставки являются прогрессивными и колеблются от 0 до 51%, в Великобритании ставки составляют 10, 22, 45%.

Центральным звеном бюджетной системы Франции выступает НДС, ставки по которому составляют 19,6; 22; 7; 5,5%. Отличительной чертой НДС в Великобритании и Дании является применяемая одна ставка налога, составляющая 15% и 25% соответственно. В Швеции стандартная ставка НДС – 25%. Тогда как ставки НДС в России являются более гибкими и составляют 0, 10, 18%.

Проведенный анализ показал, что в таких странах как Великобритания, Франция и Россия диапазон установленных ставок достаточно широк, в то время как в Швеции и Дании по НДФЛ и налогу на прибыль организаций применяют единые ставки для всех категорий налогоплательщиков.

Основная задача налоговых платежей в любом государстве – это формирование доходов бюджета страны. В таблице 2 нами представлены налоговые доходы государственного бюджета, приходящиеся на одного жителя государства ряда стран Евросоюза и России.

Таблица 2 – Налоговые доходы государственного бюджета ряда стран Евросоюза и РФ, (долл. США на душу населения) [4]

"Перед законом все равны" - как бы мы хотели, чтобы это правило никогда не нарушалось. Но, оказывается, даже быть равным можно по-разному. Например, в России все платят 13% налога с дохода, а в других странах - каждый по-разному, и зависит это от многих факторов, такие как размер дохода, род деятельности, семейное положение и тд. И где теперь "от каждого по способностям, каждому по потребностям"?

В налогообложении стран есть ряд нюансов, из-за которых нельзя просто начертить таблицу и сказать где налог выше, а где ниже. Например, существует "прогрессивный налог", когда ставка меняется от величины дохода. А ещё все налоги делятся на две части: ту которую работодатель платит сверх зарплаты сотрудника, и те, которые удерживаются из зарплаты сотрудника. Только узнав эти нюансы можно говорить об объективности суждений.

Налоги, которые платит работодатель.

Сразу отмечу, что про эти выплаты бесполезно говорить "зачем я плачу, лучше бы мне отдали" и тд., так как эти выплаты делает работодатель и они никак не могли бы пойти в карман работника.

В России работодатель платит сверх зарплаты работника:

  • 22% в Пенсионный фонд с дохода ниже предельной величины, и ещё 10% с годового дохода свыше 1 021 000 рублей (ст. 425, 426 НК РФ). Глядя на эту цифру хочется плакать, вспоминая моменты, когда пенсии не индексировались, и прочие печальные события.
  • 5,1% в Медицинское страхование
  • 2,9% в Социальное страхование

Итого с зарплат 20 000 рублей и 200 000 рублей будет выплачено 6 800 рублей и 30 210 рублей, соответственно.

В США работодатель платит сверх зарплаты работника:

  • 6,2% Социального сбора (это аналог пенсионного отчисления)
  • 1,45% Медицинского сбора
  • 2,7% Сбора на безработицу

Итого с зарплат 20 000 рублей и 200 000 рублей (пример привожу в рублях для удобства сравнения) будет выплачено 2 270 рублей и 22 700 рублей, соответственно.

Налоги, которые платит работник.

В России: за каждого работника работодатель заполняет декларацию и уплачивает подоходный налог, либо это делает сам человек (3-НДФЛ). Размер налога один на всех - 13% и не имеет значение каков размер дохода - 20 000 рублей или 200 000 рублей. Этот расчет налога называется пропорциональным. То есть, это можно назвать равенством.

Итого из зарплат будет удержан налог в размере 2 600 рублей и 26 000 рублей, соответственно.

В США: тут система намного сложнее, например не весь размер дохода облагается налогом. Часть от которой рассчитываются налоги называется налоговой базой. Налоговая база это доход минус все налоговые вычеты (у них называется "освобождения"). Причём эти освобождения есть у каждого вообще.

Дело в том, что это доход оставляемый человеку, так как он необходим для существования. Например холостой одинокий человек освобождается от уплаты налога с части дохода в размере 12 000$, а супружеская пара - 24 000$ ( источник ). И таких освобождений очень много. Для плательщиков ипотеки, для ухаживающих за инвалидами, для родителей, для военных и тд.

Далее ещё интереснее: в США прогрессивная система налогообложения. То есть чем больше человек зарабатывает, тем больше он платит налогов. Например налогооблагаемой части годового дохода от 0$ до 9 525$ подоходный налог 10%. С налогооблагаемой части дохода от 9 525$ до 38 700$ платится налог по ставке 12% и так далее, вплоть до 37% ( источник ).

Помимо общего налога на доход существуют различные налоги и сборы, которые зависят от штата, округа, города и тд. Их я не взял в расчет, в сравнение с НДФЛ будет только Income Tax.

Итого из зарплаты в 20 000 рублей, при полном отсутствии освобождений, что невозможно даже теоретически, максимум будет удержано 2 000 рублей (10%). Из зарплаты в 200 000 рублей будет удержано примерно 28 346 рублей, Опять же без учета льгот, которых не может не быть. Учитывая освобождения, вероятно, что с зарплаты в 20 000 не будет платиться существенного налога вообще.

Заключение и вопросы.

Моё личное мнение заключается в том, что настоящее равенство не в том, чтобы брать со всех один и тот же процент, а начать с того, что не облагать налогом некий минимум, необходимый для существования, и я не имею в виду МРОТ. Ещё очень интересным кажется разница в принципах относительно налоговых вычетов: у нас большинство вычетов мы получаем обратно, если сможем доказать их наличие и заполним бумаги. Но налоги мы платим одинаково. На западе платишь с учётом вычетов, но если ты неправильно посчитал или не имел право на вычеты - плати штраф. То есть, проще говоря: человек свободен заплатить столько налогов, сколько считает правильным, если он оказался неправ, то его накажут. Это похоже на турникеты метро СССР. Мало кто знает, но сделать турникеты в метро изначально открытыми - это идеологический ход. Советский житель свободен изначально, но будет наказан ударом по ногам, если нарушит правила. Вот и с налогами так же: заполняй декларацию сам, сам плати, но есть ошибся или пытался уклониться - будет штраф.

А теперь меня интересует ваше мнение. Представим, что в Россию вернется прогрессивная шкала налогообложения (да, именно вернется, она действовала в разные годы и в разной форме в СССР и России). То есть чем больше получаешь - тем больше платишь налогов. Есть минимум, не облагаемый налогом вообще, а налоговых вычетов нет в принципе, вместо них есть льготы и снижение налогов в случае ипотеки, например.

Представили? А теперь ответьте себе честно, стали бы вы платить налоги по такой системе, сами нести ответственность за заполнение декларации? Ещё интересно услышать ваше мнение, где сейчас работает лозунг "от каждого по способностям, каждому по потребностям"? Ваше мнение о системах налогообложения и прочем - пишите в комментариях. Мне интересно узнать ваше мнение, так же принимаю критику на счёт неточностей расчетов и возможных ошибок. Чуть не забыл: вопрос о том, куда эти налоги уйдут, мы поднимать конечно же не будем)

Читайте также: