Рабочая программа по внеурочной деятельности занимательная грамматика 3 класс фгос школа россии

Обновлено: 05.07.2024

Цель и задачи курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

Основные задачи курса: развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету; приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка; пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка; развитие мотивации к изучению русского языка; развитие творчества и обогащение словарного запаса; совершенствование общего языкового развития учащихся; углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

Место в учебном плане: Программа рассчитана на 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 минут. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1–4-х классов.

Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к “Занимательной грамматике” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.

Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях “Занимательной грамматики” следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения.

Работу по воспитанию этики общения целесообразно вести с младшими школьниками, начиная с первого года обучения. Для этого на занятиях необходимо использовать ролевые игры. Работу по воспитанию правильного речевого поведения целесообразно проводить на всех занятиях. Кроме того, курс “Занимательная грамматика” позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи.

Содержание и методы обучения “Занимательной грамматики” содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.

Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.

Необходимость разработанного нами факультативного курса заключается в желании детей узнать нечто новое о русском языке.

Тема 1. Сказочное царство слов. (1ч.)

Беседа о красоте и богатстве народной речи. На примерах произведений устного народного творчества показывается богатство русского языка, народная фантазия, мудрость народа. Конкурс на знание пословиц и поговорок.

Тема 2-3. Путешествие в страну слов. (2ч.)

Тема 4-5. Чудесные превращения слов. (2 ч.)

Тема 6-7. В гостях у слов родственников. (2ч.)

Тема 10. Экскурсия в прошлое (1 ч.)

Знакомство со словами- историзмами и архаизмами. Выбор из текста древних слов. Творческая работа. Объяснение устаревших слов.

Тема 11-12. Новые слова в русском языке. (2ч.)

Тема 13. Встреча с зарубежными друзьями. (1ч.)

Тема 14-15. Синонимы в русском языке (2ч.)

Тема 16. Слова- антонимы (1ч.)

Тема17. Слова- омонимы (1ч.)

Тема 18. Крылатые слова (1ч.)

Тема 19-20. В королевстве ошибок. (2ч.)

Тема 21-22. В стране Сочинителей. (2ч.)

Беседа о рифмах. Работа с загадками. Сочинение собственных загадок по заданным рифмам. Конкурс загадок в рисунках. Сочинение сказок о дружбе, о добре и зле.

Тема 23-24. Искусство красноречия. (2ч.)

Тема 25. Праздник творчества и игры. (1ч.)

Тема 26-27. Трудные слова. (2ч.)

Знакомство с этимологией трудных слов, с точным значением слов. Выполнение упражнений для запоминания правописания слов. Работа над текстами художественной литературы и произведений устного народного творчества.

Тема 30-31. Шарады и логогрифы (2ч.)

Тема32. Откуда пришли наши имена. (1ч.)

Тема 33. Занимательное словообразование (1ч.)

Тема 34. КВН по русскому языку. (1ч.)

Планируемые результаты усвоения программы :

эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

интерес к изучению языка;

осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

самостоятельно формулировать тему и цели урока;

составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

№ Разделы Кол-во часов

1 Царство слов 9

2 Экскурсия в прошлое. 4

3 Новые слова 9

4 Искусство красноречия. 7

5 Праздник творчества и игры для детей 5

Календарно - тематическое планирование

урока Наименование разделов и тем Характеристика основных видов деятельности ученика по теме ученика на уровне учебных действий (УУД) Количество часов Сроки прохождения темы

по плану по факту

1 Сказочное царство слов. самостоятельно формулировать тему и цели урока;

составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

2-3 Путешествие в страну Слов. работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки.

4 - 5 Чудесные превращения слов. определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. 2

6 -7 В гостях у слов- родственников. работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки.

составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

10 Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова. перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему). 1

11- 12 Новые слова в русском языке. пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения 2

13 Встреча с зарубежными друзьями. перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему). 1

14- 15 Синонимы в русском языке. пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения 2

16 Слова- антонимы. адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

17 Слова- омонимы. высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

18 Крылатые слова. договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.

19- 20 В королевстве ошибок. пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения 2

21-22 В стране Сочинителей. высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

23-24 Искусство красноречия. договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.

25 Праздник творчества и игры. адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

26- 27 Трудные слова. пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения 2

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

30- 31 Шарады и логогрифы. договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.

32 Откуда пришли наши имена. пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения 1

33 Занимательное слообразование. договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.

34 КВН по русскому языку. адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

1. Материалы для изучения азбуки на Лабиринте

2. Материалы для изучения грамматики на Лабиринте

3. Волина В. В. Веселая грамматика. М. : Знание, 1995 г.

4. Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М. : Просвещение, 1991 г.

5. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996

6. Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г.

7. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 1991 г.

8. Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ “БАО”, 1997 г.

9. Журналы: “Начальная школа”, “Веселые картинки”, “Мурзилка”.

10. Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва “Просвещение”, 1991 г.

11. Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва “ВЛАДОС”, 2003 г.

12. Маршак С. Веселая азбука. Веселый счет. Ростов-на-Дону кн. изд-во, 1991 г.

13. Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 1997 г.

14. Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва “Просвещение”, 1991 г

15. Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! М. : РИО “Самовар”, 1994 г.

16. Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! М. : РИО “Самовар”, 1994 г.

17. Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! М. : РИО “Самовар”, 1995 г.

18. Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. Москва “Просвещение”, 1991 г.

19. Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. М., 1988 г.

20. Одинцов В. В. Школьный словарь иностранных слов /под ред. В. В. Иванова- М : Просвещение 1984.

Согласовано на заседании ШМО

___/ О. С. Рогова/ Согласовано

Куратор начальной школы

___/ О. А. Малыхина/

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа краткосрочная, рассчитана на 1год обучения.программа составлена на 35 учебных недель (1 час в неделю).

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

"Занимательная грамматика"

для обучающихся 3-х классов

на 2019-2020 уч. год

Программа разработана учителем начальных классов Тихоновой М.А.

Количество часов в неделю - 1 ч., всего в год - 35 ч.

Пояснительная записка

1. Актуальность программы

Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит курс “Занимательная грамматика”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по “Занимательной грамматике”.

В отборе материала к занятиям учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом по русскому языку, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном.

Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к “Занимательной грамматике” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.

Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях “Занимательной грамматики” следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения.

Работу по воспитанию этики общения целесообразно вести с младшими школьниками, начиная с первого года обучения. Для этого на занятиях необходимо использовать ролевые игры. Работу по воспитанию правильного речевого поведения целесообразно проводить на всех занятиях. Кроме того, курс “Занимательная грамматика” позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи.

Содержание и методы обучения “Занимательной грамматики” содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.

2. Время существования программы: программа краткосрочная, рассчитана на 1 год обучения.

3. Количество учебных часов в неделю, за год: программа рассчитана на 35 учебных часа

4. Цель и задачи курса

Цель курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

Задачи курса:

развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;

приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;

пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;

развитие мотивации к изучению русского языка;

развитие творчества и обогащение словарного запаса;

совершенствование общего языкового развития учащихся;

углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

Воспитывающие:

воспитание культуры обращения с книгой;

формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.

Развивающие:

развивать смекалку и сообразительность;

приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;

развивать умение пользоваться разнообразными словарями;

учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

5. Планируемые результаты

Личностные результаты:

осознавать роль языка и речи в жизни людей;

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

- учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

- слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

- выразительно читать и пересказывать текст;

- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Предметные результаты :

- обобщать группы слов по некоторому признаку, находить закономерность;

- описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;

- приводить примеры предложений, различных по интонации и цели высказывания;

- приводить примеры отрицательных предложений;

- проводить сравнение между словарями: орфографическим, фразеологическим, толковым, этимологическим, синонимов;

- выполнять логические упражнения на нахождение закономерностей, сопоставляя и аргументируя свой ответ;

- рассуждать и доказывать свою мысль и свое решение.

Ожидаемые результаты:

Обучающиеся должны знать:

• Правила правописания слов с изученными орфограммами.

• Признаки частей речи (имени существительного, имени прилагательного, местоимения, глагола).

• Главные члены предложения.

Обучающиеся должны уметь:

• Различать приставки и предлоги. Писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно.

• Разбирать предложения по членам предложения.

• Обозначать на письме интонацию перечисления.

• Разбирать слова по составу.

• Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова.

• Писать правильно слова с удвоенными согласными.

• Определять род, число имен существительных и имен прилагательных.

• Определять число, время глаголов.

• Писать НЕ с глаголами.

• Работать со словарем. Группировать и подбирать слова на определенные правила.

• Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова.

• Составлять рассказы по картинке.

Программа предусматривает включение заданий, трудность которых определяется не столько грамматическим содержанием, сколько новизной и необычностью грамматической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.

В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.

7. Содержание программы

Тема 1. Сказочное царство слов.(1ч.)

Беседа о красоте и богатстве народной речи. На примерах произведений устного народного творчества показывается богатство русского языка, народная фантазия, мудрость народа. Конкурс на знание пословиц и поговорок.

Тема 2-3. Путешествие в страну слов. (2ч.)

Тема 4-5. Чудесные превращения слов.(2 ч.)

Тема 6-7. В гостях у слов родственников. (2ч.)

Тема 10. Экскурсия в прошлое (1 ч.)

Знакомство со словами- историзмами и архаизмами. Выбор из текста древних слов. Творческая работа. Объяснение устаревших слов.

Тема 11-12. Новые слова в русском языке.(2ч.)

Тема 13. Встреча с зарубежными друзьями.(1ч.)

Тема 14-15. Синонимы в русском языке (2ч.)

Тема 16.Слова- антонимы (1ч.)

Тема17. Слова- омонимы (1ч.)

Тема 18. Крылатые слова (1ч.)

Тема 19-20. В королевстве ошибок. (2ч.)

Тема 21-22. В стране Сочинителей.(2ч.)

Беседа о рифмах .Работа с загадками. Сочинение собственных загадок по заданным рифмам. Конкурс загадок в рисунках. Сочинение сказок о дружбе, о добре и зле .

Тема 23-24. Искусство красноречия. ( 2ч.)

Тема 25. Праздник творчества и игры. (1ч.)

Тема 26-27. Трудные слова. (2ч.)

Тема 30-31.Шарады и логогрифы (2ч.)

Тема 32. Откуда пришли наши имена.(1ч.)

Тема 33. Занимательное словообразование (1ч.)

Тема 34. Закрепление пройденного. Тестирование. (1 ч.)

Повторение и закрепление пройденного материала. Проверка знаний школьников.

Тема 35. КВН по русскому языку. (1ч.)

Командное соревнование на проверку знаний по русскому языку.

8. Форма организации учебных занятий

Формы занятий младших школьников очень разнообразны: это тематические занятия, игровые уроки, конкурсы, викторины, соревнования. Используются нетрадиционные и традиционные формы: игры-путешествия, конкурсы газет, плакатов.

• практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.

• анализ и просмотр текстов;

• самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

В каждом занятии прослеживаются три части:

• практическая. Мышление младших школьников в основном конкретное, образное, поэтому на занятиях кружка применение наглядности – обязательное условие. В зависимости от особенностей упражнений в качестве наглядности применяются рисунки, чертежи, записи терминов – понятий.

Участие детей в работе кружка способствует воспитанию их общественной активности. При реализации содержания данной программы расширяются знания, полученные детьми при изучении русского языка, изобразительного искусства, окружающего мира, технологии и т.д.

Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность – самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся и педагога, родителей.

Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности "Занимательная грамматика" для обучающихся 3-х классов

навыков, полученных на у роках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.

Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды ра бот: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный

материал, пословицы и поговорки, физку льтмин у тки , рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки.

Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способству ет его более легком у усвое нию и запоминанию.

Необходимость разработанного нами факультативного ку рса заключа ется в желании детей у зн ать нечто новое о рус ском языке.

Беседа о красоте и богатстве народной речи. На примерах произведений у стного народного творчества показывается богатство

Знакомство с разными группами родственных слов .Подбор родственных слов с заданным корнем. Закрепление знаний отличительных

Знакомство со словами - историзмами и архаизмами. Выбор из текста древних слов. Творческа я работа. Объяснение устаревших слов.

Знакомство со словами – антонимами. Случа и употребления антонимов в русском языке. Выделение антони мов из р ассказа Л. Н.

Беседа о рифмах .Работа с зага дками. Сочин ение собственных загадок по заданным рифмам. Конкурс загадок в рисунках. Сочинение

Творческие задания для формирования орфографической зоркости. Дидактические игры, нап равленные на развитие познавательного

Знакомство с этимологией тру дных слов, с т очным з начением слов. Выполнение у пражнени й для запоминания правописания слов.

Знакомство с историей изобретения анаграмм и метагра мм , с авторами, и спользовавшими в своем творчестве анаграммы и метаграммы .

Программа разработана учителем начальных классов Головой Е.К.

Количество часов в неделю - 1 ч., всего в год - 35 ч.

г. Воронеж, 2016 г.

Пояснительная записка

1. Актуальность программы

Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит курс “Занимательная грамматика”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по “Занимательной грамматике”.

В отборе материала к занятиям учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом по русскому языку, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном.

Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к “Занимательной грамматике” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.

Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях “Занимательной грамматики” следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения.

Работу по воспитанию этики общения целесообразно вести с младшими школьниками, начиная с первого года обучения. Для этого на занятиях необходимо использовать ролевые игры. Работу по воспитанию правильного речевого поведения целесообразно проводить на всех занятиях. Кроме того, курс “Весёлая грамматика” позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи.

Содержание и методы обучения “Занимательной грамматики” содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.

2. Время существования программы: программа краткосрочная, рассчитана на 1 год обучения.

3. Количество учебных часов в неделю, за год: программа рассчитана на 34 учебных часа

4. Цель и задачи курса

Цель курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;

приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;

пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;

развитие мотивации к изучению русского языка;

развитие творчества и обогащение словарного запаса;

совершенствование общего языкового развития учащихся;

углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

воспитание культуры обращения с книгой;

формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.

развивать смекалку и сообразительность;

приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;

развивать умение пользоваться разнообразными словарями;

учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

5. Планируемые результаты

осознавать роль языка и речи в жизни людей;

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

- учиться работать по предложенному учителем плану

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

- слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

- выразительно читать и пересказывать текст;

- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

- обобщать группы слов по некоторому признаку, находить закономерность;

- описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;

- приводить примеры предложений, различных по интонации и цели высказывания;

- приводить примеры отрицательных предложений;

- проводить сравнение между словарями: орфографическим, фразеологическим, толковым, этимологическим, синонимов;

- выполнять логические упражнения на нахождение закономерностей, сопоставляя и аргументируя свой ответ;

- рассуждать и доказывать свою мысль и свое решение.

Ожидаемые результаты:

Обучающиеся должны знать:

• Правила правописания слов с изученными орфограммами.

• Признаки частей речи (имени существительного, имени прилагательного, местоимения, глагола).

• Главные члены предложения.

Обучающиеся должны уметь:

• Различать приставки и предлоги. Писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно.

• Разбирать предложения по членам предложения.

• Обозначать на письме интонацию перечисления.

• Разбирать слова по составу.

• Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова.

• Писать правильно слова с удвоенными согласными.

• Определять род, число имен существительных и имен прилагательных.

• Определять число, время глаголов.

• Писать НЕ с глаголами.

• Работать со словарем. Группировать и подбирать слова на определенные правила.

• Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова.

• Составлять рассказы по картинке.

Программа предусматривает включение заданий, трудность которых определяется не столько грамматическим содержанием, сколько новизной и необычностью грамматической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.

В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.

7. Содержание программы

Тема 1. Сказочное царство слов.(1ч.)

Беседа о красоте и богатстве народной речи. На примерах произведений устного народного творчества показывается богатство русского языка, народная фантазия, мудрость народа. Конкурс на знание пословиц и поговорок.

Тема 2-3. Путешествие в страну слов. (2ч.)

Тема 4-5. Чудесные превращения слов.(2 ч.)

Тема 6-7. В гостях у слов родственников. (2ч.)

Тема 10. Экскурсия в прошлое (1 ч.)

Знакомство со словами- историзмами и архаизмами. Выбор из текста древних слов. Творческая работа. Объяснение устаревших слов.

Тема 11-12. Новые слова в русском языке.(2ч.)

Тема 13. Встреча с зарубежными друзьями.(1ч.)

Тема 14-15. Синонимы в русском языке (2ч.)

Тема 16.Слова- антонимы (1ч.)

Тема17. Слова- омонимы (1ч.)

Тема 18. Крылатые слова (1ч.)

Тема 19-20. В королевстве ошибок. (2ч.)

Тема 21-22. В стране Сочинителей.(2ч.)

Беседа о рифмах .Работа с загадками. Сочинение собственных загадок по заданным рифмам. Конкурс загадок в рисунках. Сочинение сказок о дружбе, о добре и зле .

Тема 23-24. Искусство красноречия. ( 2ч.)

Тема 25. Праздник творчества и игры. (1ч.)

Тема 26-27. Трудные слова. (2ч.)

Тема 30-31.Шарады и логогрифы (2ч.)

Тема 32. Откуда пришли наши имена.(1ч.)

Тема 33. Занимательное словообразование (1ч.)

Тема 34. Закрепление пройденного. Тестирование. (1 ч.)

Повторение и закрепление пройденного материала. Проверка знаний школьников.

Тема 35. КВН по русскому языку. (1ч.)

Командное соревнование на проверку знаний по русскому языку.

8. Форма организации учебных занятий

Формы занятий младших школьников очень разнообразны: это тематические занятия, игровые уроки, конкурсы, викторины, соревнования. Используются нетрадиционные и традиционные формы: игры-путешествия, конкурсы газет, плакатов.

• практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.

• анализ и просмотр текстов;

• самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

В каждом занятии прослеживаются три части:

• практическая. Мышление младших школьников в основном конкретное, образное, поэтому на занятиях кружка применение наглядности – обязательное условие. В зависимости от особенностей упражнений в качестве наглядности применяются рисунки, чертежи, записи терминов – понятий.

Участие детей в работе кружка способствует воспитанию их общественной активности. При реализации содержания данной программы расширяются знания, полученные детьми при изучении русского языка, изобразительного искусства, окружающего мира, технологии и т.д.

Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность – самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся и педагога, родителей.

Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности "Занимательная грамматика" для обучающихся 3-х классов

Читайте также: