Какие состояния ребенка школьного возраста можно назвать острыми

Обновлено: 30.06.2024

Начало школьного года приносит в жизнь ребенка много нового – новых учителей, новых друзей, новые впечатления… и новые инфекции. Простудными и другими инфекционными заболеваниями заразиться легче всего там, где много детей, плотно контактирующих между собой. И в первую очередь - в школе. Как сохранить здоровье ребенка? Какие инфекции наиболее распространены у детей школьного возраста? Об этом мы беседуем с заведующей кафедрой инфекционных болезней у детей РНИМУ им. Н.И. Пирогова, доктором медицинских наук, профессором Ольгой Васильевной Шамшевой.

- Скоро начнется сезон подъема заболеваемости гриппом и острыми респираторными вирусными инфекциями (ОРВИ), которые часто встречаются не только среди детей, но и взрослых. Бороться с такими заболеваниями нужно с помощью вакцинопрофилактики. Грипп протекает особенно тяжело и может вызвать серьезные осложнения.

Самая первая вакцина вводится детям еще в младенческом возрасте, начиная с 6 месяцев жизни. С 2006 года вакцинация против гриппа включена в Национальный календарь профилактических прививок РФ. Ежегодно должны прививаться дошкольники, учащиеся 1-11 классов, студенты, а также взрослые - работники медицинских и образовательных учреждений, транспорта, коммунальной сферы, люди старше 60 лет. Не так давно наблюдалась пандемия свиного или калифорнийского гриппа. Когда он прошел, казалось, что опасности уже никакой нет. Однако это не так. Вирус гриппа опасен тем, что он мутирует, кроме того иммунитет после прививки не долговечен – максимум 12 месяцев. Поэтому делать прививки против такого коварного недуга надо каждый год.

Вакцинопрофилактика инфекционных заболеваний включает в себя плановую иммунизацию и иммунизацию по эпидемическим показаниям. По Национальному календарю профилактических прививок РФ обязательна иммунизация против 11 заболеваний, например, таких, как корь, туберкулез, столбняк, вирусный гепатит В и других. Московский календарь профилактических прививок более расширенный, туда входит 15 заболеваний. Например, для девочек 12-13 лет обязательна вакцинация против вируса папилломы человека, который вызывает рак шейки матки.

- А насколько актуальна вакцинация против ветряной оспы? К сожалению, многие из нас считают это заболевание безобидным. Так ли это?

- Могут ли инфекции обостряться и зависит ли это от времени года?

Чтобы не заболеть гепатитом А, нужно соблюдать несложные правила: мыть руки перед едой, употреблять в пищу хорошо промытые фрукты, пить воду из пластиковых бутылок, купленных в магазине, или кипяченую воду. Плохо вымытая посуда, детские игрушки, овощи, фрукты, а также термически необработанные продукты питания могут стать источником заражения. И все-же главный способ противостоять гепатиту А – это своевременная вакцинация.

Еще одно опасное инфекционное заболевание - сальмонеллез. Основной путь заражения - пищевой, факторами передачи инфекции могут быть различные продукты - мясо, рыба, яйца. Здесь также необходимо соблюдать основные правила гигиены, а также не есть сырые яйца, не пить сырое (некипяченое) молоко.

- Сегодня в обществе отношение к прививкам настороженное. Дескать, вредят прививки, вызывают осложнения…

- Неправильный подход, весь мир идет по пути вакцинопрофилактики. Это самое действенное оружие против инфекционного заболевания, и не только. Так, вакцина против гепатита В защищает от рака печени, вакцина против вируса папилломы человека – от рака шейки матки.

Проводимая нами в течение 10 последних лет вакцинация против гепатита В всех новорожденных детей привела к тому, что сейчас дети практически не болеют гепатитом B. Также благодаря массовой вакцинации практически не встречаются дифтерия, столбняк, полиомиелит. В настоящее время уже мало кто помнит о том, как тяжело протекают эти заболевания. Разве что у наших классиков мы можем найти описание, например, течения дифтерии у ребенка. С другой стороны в СМИ постоянно поднимаются вопросы вреде вакцинации и ее осложнениях. Однако здесь надо отграничивать эти два понятия. Поствакцинальные осложнения крайне редки, современные вакцины являются высокоочищенными препаратами и абсолютно безвредными. В то же время, как на любое лекарство могут наблюдаться реакции, например, покраснение на коже, болезненные ощущения в месте инъекций. Может подняться небольшая температура. Замечу также, что как отечественные, так и зарубежные вакцины по своему качеству одинаковые, все они проходят контроль и являются высоко иммуногенными.

- Какие меры предосторожности необходимо предпринять, чтобы обезопасить ребенка от инфекции?

- Конечно, мы можем всех детей с инфекционными заболеваниями положить в больницы, у нас коек достаточно, но есть ли в этом смысл? Главный принцип лечения инфекционного больного – его изоляция. В этом случае необходимо каждому ребенку, например, с ОРВИ предоставить отдельный бокс, а это практически невозможно. Ежегодно в мире и России, в том числе регистрируются миллионы случаев ОРВИ. Для лечения детей с легким и средне-тяжелым течением ОРВИ существует амбулаторно-поликлиническая помощь, когда участковый врач посещает ребенка на дому и назначает ему лечение, например, противовирусную терапию. Здесь конечно встает вопрос о квалифицированности участкового педиатра.

В заключение я хочу отметить, что борьба с детскими инфекциями это не только задача врача, но и родителей в том числе. Мамы и папы должны понимать, что от их правильного решения во многом зависит здоровье ребенка. Отказываясь от вакцинации, они подвергают своего ребенка повышенному риску инфицирования, хотя сами они в детстве, как правило, получили все прививки по календарю.

Количество инфекций, против которых существуют вакцины, постоянно растет. На сегодняшний день около 40 заболеваний можно предупредить с помощью прививок. От любой инфекции, против которой существует вакцина, российское здравоохранение в состоянии защитить наших детей.

Мы отвечаем на интересующие вас вопросы в специальном разделе! Чаще всего это вопросы индивидуального характера в отношении вакцинации, иммунитета и тому подобного.

Вебинар для родителей и специалистов, работающих с детьми.

ПОРОЙ, ВОЗНИКАЮТ ОПАСНЫЕ СИТУАЦИИ, ТРЕБУЮЩИЕ НЕМЕДЛЕННЫХ И ПРАВИЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ для сохранения здоровья и жизни детей.

порой, возникают экстренные ситуации, когда сохранение здоровья и жизни ребёнка целиком зависит от немедленных и правильных действий взрослых, находящихся рядом.

Как оценить степень опасности происходящего с ребёнком?

Какие действия позволят облегчить, а не усугубить состояние?

Что и как можно сделать до прибытия специализированной помощи?

В каких случаях надо ждать прибытия медиков, а в каких предпринять всё возможное для скорейшей доставки пострадавшего в медучреждение?

• Многих опасностей вы сможете избежать, зная о них.

• Вы получите краткий конспект основного информационного блока, который сможете распечатать, либо сохранить на мобильном устройстве.

Лихорадка, боль в горле или ушах, кашель, насморк, рвота, диарея, кожные высыпания — именно с такими проблемами у детей раннего и младшего возраста чаще всего сталкиваются родители.

Быстрый переход

Ушибы и травмы головы

Большинство детей с легкими ушибами головы не нуждаются в неотложной помощи. Родителям достаточно прикладывать холод к месту ушиба на 20 минут каждые 3–4 часа. Если используется лед, его следует обернуть тканью или полотенцем. Если ребенок хочет спать (или ушиб произошел непосредственно перед его дневным или ночным сном), уложите его, но периодически проверяйте состояние. Будить ребенка для этого не нужно, достаточно удостовериться в том, что он спокойно спит, его дыхание в норме, кожные покровы обычного цвета. Наблюдайте за его состоянием следующие 24 часа.

В серьезных случаях — при потере сознания, непрекращающейся рвоте, спутанности сознания, судорогах, сильной головной боли, боли в области шеи, заторможенности, вялости, сонливости, нарушении речи или походки, нарушении целостности кожных покровов необходимо обратиться за срочной медицинской помощью.

Солнечный или тепловой удар

Риск перегрева в летний сезон (или во время отдыха в южной стране) повышается днем — с 11 до 17 часов, особенно при серьезных физических нагрузках и обезвоживании. В жару желательно находиться в тени, предлагать воду ребенку как можно чаще. Если избежать прогулки под открытым солнцем не удается, важно защитить голову и кожу ребенка от прямого воздействия солнечных лучей, использовать головной убор, нанести солнцезащитное средство на открытые участки кожи, прикрыть руки и ноги легкой одеждой из натуральных тканей.

Как распознать солнечный или тепловой удар? При тепловом истощении, вызванном срывом терморегуляционных механизмов, ребенок может жаловаться на головокружение, головную боль, тошноту, сильную жажду, шум в ушах, у него наблюдается покраснение кожи (кожа горячая и сухая наощупь), слабость, учащенное дыхание и сердцебиение, повышается температура тела. Спутанность сознания, потеря сознания (непосредственно признаки теплового удара) — повод обратиться за срочной медицинской помощью. Пока ждете врачей, поместите ребенка в тень или прохладное помещение, разденьте его и протрите кожу смоченной в воде тканью или опрыскайте холодной водой, положите на голову холодный компресс, если ребенок в сознании, дайте обильное питье.

Чтобы не допустить теплового удара, приучите ребенка пить много жидкости во время жары, не игнорировать чувство жажды, особенно при высокой активности (играх, занятиях спортом), избегайте прогулок в самое жаркое время дня.

Фебрильные судороги

Могут возникать у детей младше 6 лет на фоне высокой температуры (выше 38 °С). Чаще всего ФС связаны с вирусной инфекцией, реже — с другими инфекциями или нежелательной реакцией после вакцинации. Также риск фебрильных судорог выше, если такие приступы были у родителей, т. е. играет роль и наследственный фактор.

Фебрильные судороги чаще всего не опасны, не приводят к каким-то осложнениям или повреждению мозга, однако достаточно сильно пугают родителей. Во время приступа руки и ноги ребенка ритмично (и симметрично) подергиваются, он не откликается, может потерять сознание. Продолжается ФС около минуты, но в некоторых случаях — до 5 минут, после чего ребенок может быть слегка заторможен и сонлив (примерно в течение 1 часа).

Как помочь ребенку во время фебрильных судорог? Постарайтесь обезопасить пространство вокруг него, уложите на бок на ровную горизонтальную поверхность, снимите головной убор, одежду, которая может сдавливать шею, ни в коем случае не пытайтесь удерживать ребенка и разжимать ему челюсть (руками, с помощью ложки или других приспособлений), не давайте воду, пока он полностью не придет в себя. По окончании приступа постарайтесь мягко успокоить ребенка (ему страшнее, чем вам!), настаивайте на том, чтобы он оставался в горизонтальном положении, пока полностью не придет в себя.

После приступа ребенка должен осмотреть педиатр, исключить признаки менингита и энцефалита, а также другие патологические состояния. Если приступ повторится до приема, крайне желательно зафиксировать его на видео.

Детям, ранее имевшим фебрильные судороги, для облегчения состояния при лихорадке можно давать ибупрофен или парацетамол. Важно понимать, что они направлены только на улучшение самочувствия ребенка, не снижают риск приступа, не помогают от самого приступа.

Внимание: аспирин детям до 12 лет давать нельзя.

Немедленно звоните в скорую помощь, если ребенок редко и нерегулярно дышит, кожные покровы синеют, он сильно заторможен и практически не реагирует на обращения к нему, происходящее вокруг, а также, если это первый приступ, или если он длился более 5 минут.

Подробнее

Судороги и риск эпилепсии

Вероятность развития эпилепсии в случае, если у ребенка возникают простые фебрильные судороги (о них речь шла выше), невелика. Сложные фебрильные судороги могут указывать на проявление редких эпилептических синдромов и требовать противосудорожного лечения.

Важно знать: единичный судорожный приступ не является признаком эпилепсии, она характеризуется повторяющимися судорожными приступами. Повторяющиеся (два и более) приступа — повод обратиться к врачам: педиатру, эпилептологу, неврологу.

Факторы риска, увеличивающие вероятность развития судорожных приступов и эпилепсии:

  • низкий вес ребенка при рождении;
  • первый судорожный приступ в возрасте до 1 месяца;
  • врожденные аномалии развития головного мозга;
  • кровоизлияние в мозг, врожденные аномалии сосудов мозга;
  • серьезная травма головного мозга, гипоксия в родах;
  • опухоли мозга;
  • инфекции мозга (менингит, энцефалит, абсцесс);
  • церебральный паралич;
  • нарушения интеллекта и развития; ;
  • семейный анамнез эпилепсии или фебрильных судорог;
  • сложные фебрильные судороги (с длительностью приступов более 15 минут);
  • эпилептический статус.

Эти факторы могут увеличивать риск возникновения эпилепсии, но примерно в половине случаев причина развития заболевания остается невыясненной. Но, если ее удается установить (генетическая, метаболическая, иммунная, инфекционная, структурные изменения в головном мозге), лечение может быть более эффективным.

Что делать, если у ребенка случился первый судорожный приступ? Осторожно положите ребенка на ровную горизонтальную поверхность на бок (чтобы он не подавился слюной или рвотой), уберите все предметы, которые могут случайно его травмировать, следите за проходимостью дыхательных путей, снимите головной убор, одежду, сдавливающую шею (или расстегните ее), положите под голову что-нибудь мягкое (одежду, полотенце, подушку), не пытайтесь удерживать его, поить водой, раздвигать зубы пальцами или ложкой. Засеките время от начала приступа до его окончания, находитесь рядом и успокаивайте ребенка до полного восстановления сознания, дайте отдохнуть. Вызывайте скорую помощь, если судороги длятся больше 5 минут, сразу начался повторный приступ, наблюдаются признаки дыхательной недостаточности, синеют кожные покровы (губы, язык, лицо), ребенок не приходит в себя сразу после приступа или сознание после приступа полностью не восстановлено.

Подробнее

Ожоги

Ожоги бывают термическими (воздействие горячего пара, воды, масла или других горячих жидкостей, открытого пламени, контакт с раскаленной поверхностью), электрическими (при контакте с электрической цепью), химическими (воздействие щелочей, кислот, солей тяжелых металлов, попадание на кожу или в глаза сильнодействующих химических веществ, например, отбеливателя, проглатывание батарейки), радиационными или лучевыми (солнечных ожог, воздействие рентгеновских лучей во время диагностической визуализации или лучевой терапии).

Различают 4 степени ожогов: поверхностные, ограниченные эпидермисом — верхним слоем кожи (покраснение кожи, боль в месте ожога, небольшой отек); с частичным нарушением целостности эпидермиса (покраснение кожи, отек, острая боль, образование пузырей, наполненных прозрачной жидкостью); затрагивающие все слои кожи, иногда с поражением подкожно-жировой клетчатки (сильная степень повреждения, образование пузырей и некроз тканей); с обширной площадью поражения участков кожного покрова и обугливанием тканей (поражены нервные окончания, мышцы, сухожилия, кости).

Экстренная медицинская помощь необходима в следующих случаях:

  • ожог не поверхностный;
  • обширная площадь поражения (шириной более 5 см), даже если на первый взгляд ожог незначительный;
  • ожог вызван воздействием электрического тока, открытого пламени, химическими веществами;
  • область поражения на лице, волосистой части головы, руках, половых органах, коже над суставом;
  • в области поражения сильный отек, нарастающая гиперемия, гной (присоединение инфекции).

При поверхностных ожогах необходимо устранить источник воздействия, одежду в месте ожога разрезать или снять, обожженный участок поместить под струю прохладной воды на 10–15 минут. Ни в коем случае не смазывайте место ожога маслом (любым другим жиром, жирной мазью), на ближайшие 24 часа его можно прикрыть стерильной марлевой салфеткой. Для облегчения самочувствия ребенка и снижения боли можно дать ему парацетамол или ибупрофен (следуйте инструкции по возрасту или рекомендации педиатра).

Подробнее об оказании первой помощи при ожогах можно узнать здесь.

Обезвоживание

При лихорадке, диарее, частой рвоте маленький ребенок может терять много воды и солей, это приводит к обезвоживанию. Родителям важно обращать внимание на характерные симптомы и эффективно выпаивать ребенка (дробно, маленькими порциями), обеспечивая восполнение жидкости. Норма при выпаивании водой или солевым раствором для младенцев — 5 мл (чайная ложка), для детей постарше — 15 мл (столовая ложка), один раз в 5 минут в течение суток (исключая перерывы на дневной и ночной сон). Можно использовать шприц, разумеется, предварительно удалив иглу. При выпаивании не нужно использовать соску, стакан или кружку — несколько глотков воды, которые сделает ребенок, могут спровоцировать у него рвоту. Если ребенок отказывается пить солевой регидратационный раствор, вряд ли оптимально, но допустимо поить его разбавленным соком, компотом или другой приятной для него жидкостью.

Признаки обезвоживания: нарастающая вялость, сонливость, ребенок мало и редко мочится, сухость губ и языка, отсутствие слез при плаче, кожа на ощупь сухая и холодная.

При неэффективности выпаивания (ребенок отказывается пить, родителям не удается его растормошить, разбудить), особенно при непрекращающейся рвоте, долгом отсутствии мочеиспускания (более 8 часов), запавшем родничке у младенцев, необходима срочная медицинская помощь — внутривенное введение жидкости (капельница), обычно это возможно только в условиях стационара.

Боль в животе

Боль в животе может быть вызвана вирусными и бактериальными инфекциями, связана с запором, рефлюксом, воспалением внутренних органов, пищевой непереносимостью, стрессом. Наиболее частой нехирургической причиной боли в животе у детей является гастроэнтерит, хирургической — аппендицит.

Возраст ребенка — ключевой фактор медицинской оценки причины боли в животе. Например, аппендицит в раннем возрасте — достаточно редкий диагноз. Если боль в животе не сопровождается другими симптомами (рвота, диарея, лихорадка), скорее всего, она связана с коликами или метеоризмом.

Причиной острой боли в животе у детей до 2 лет (чаще у грудных младенцев, мальчиков) может являться инвагинация кишечника (непроходимость кишечника, вызванная внедрением одной части кишечника в просвет другой). Это состояние требует неотложной медицинской помощи. Признаки инвагинации кишечника: симптомы начинаются внезапно, ребенок громко плачет, подтягивает ноги к животу, боль приступообразная (с повторением каждые 10–20 минут), резко возникает и резко исчезает, появляется рвота с желчью, затем вздутие живота и через какое-то время кровянистый стул, похожий на малиновое или смородиновое желе. Причины заболевания точно неизвестны, в некоторых случаях инвагинация кишечника может быть связана с вирусными или бактериальными инфекциями (гастроэнтеритом, гриппом, простудой), нарушениями перистальтики кишечника различного генеза, кистами, опухолями кишечника.

Первыми признаками аппендицита являются сильная боль в области пупка с постепенным смещением к правой нижней части живота, повышение температуры, потеря аппетита, тошнота, рвота, диарея, выраженное вздутие живота. Обратиться за медицинской помощью необходимо в первые 24 часа после возникновения симптомов, через 48–72 часа может произойти разрыв аппендикса, и такое промедление чревато непоправимыми последствиями. Предотвратить аппендицит нельзя, но при своевременном проведении хирургического лечения и отсутствии осложнений прогноз максимально благоприятный.

Аспирация (вдыхание) инородных тел

Важно соблюдать повышенную настороженность у детей раннего возраста по поводу аспирации (вдыхания) инородных тел — не только во время приема пищи, но и во время игр, знать правила приема Хеймлиха, если аспирация все же случилась. Материалы на русском языке можно найти здесь и здесь.

Не давайте маленьким детям продукты, которыми они могут подавиться, например, виноград (каждую ягоду нужно разрезать на несколько кусочков), сырую морковь, орехи, изюм, карамельные конфеты, попкорн. Игрушки не по возрасту не менее опасны для маленьких детей: монеты, сдувшиеся воздушные шарики, бусины, мелкие детали конструкторов и настольных игр, батарейки точно не должны быть в зоне их внимания.

Дыхательная недостаточность

Затруднение дыхания при воспалительных и инфекционных заболеваниях бронхов (бронхите, бронхиолите), воспалении дыхательных путей (круп), острой аллергической реакции (отек Квинке) — повод для обращения за неотложной медицинской помощью.

Обратите внимание на следующие симптомы: осиплость голоса, лающий кашель, затруднение вдоха и выдоха, затруднение глотания (дисфагия), хрипы, учащенные пульс и сердцебиение, отеки лица, шеи, языка, гортани, пальцев рук.

Оформите заявку на сайте, мы свяжемся с вами в ближайшее время и ответим на все интересующие вопросы.

Тяжелые переживания, связанные с поиском и признанием себя как личности и индивидуальности, могут перейти в состояние депрессии, которая, в свою очередь, может привести к возникновению суицидальных намерений. Для подросткового возраста это особенно характерно, так как ключевым аспектом этой проблемы являются эмоциональные расстройства. Действительно, у большинства страдающих депрессией плохое настроение доминирует в общем состоянии, однако это не всегда так. Именно у подростков можно достаточно часто встретить отсутствие субъективного переживания страдания даже при острых кризисных состояниях.

При слабой выраженности аффективного компонента наличие депрессии можно распознать по определенным схемам мышления и реагирования, физическому состоянию, стереотипам связей с другими людьми и по иным механизмам, проявляющимся у человека. Это затрудняет диагностику депрессии.

Для понимания подростковой депрессии важно окружение, в котором формируется личность, поскольку оно влияет на характер восприятия жизни (склонность преувеличивать или преуменьшать переживания), систему ценностей и собственный взгляд на мир.

Роль подростка в семье, семейная система ценностей, ожидания, шаблоны общения и решения проблем имеют принципиальное значение для формирования собственной ценности и способа восприятия мира. Депрессивная модель мира часто формируется на основе семейных ценностей.

Непонимание между родителями и детьми ведет к депрессивности обеих сторон, но в большей степени депрессивность проявляется на младшем поколении. Это объясняется тем, что родители — сформировавшиеся личности с устойчивой психикой, в отличие от ребенка, в котором через край бьет юношеский максимализм. Для юношей значимой является враждебность в отношении родителей к подростку. С депрессивностью юношей явно связана и директивность отца. Для девушек же наиболее существенной оказывается непоследовательность линий воспитания, проводимых матерью.

Кризис — это тяжёлый, болезненный период в жизни человека, причиной которого, может быть травмирующая, неприятная, неожиданно шокирующая ситуация, произошедшая независимо от воли человека.

Кризисное состояние—это внутренний процесс, который происходит в организме человека и часто сопровождается душевной болью.

Кризисные ситуации — это неблагоприятные внешние воздействия, или периоды, которые оказывают огромное влияние на дальнейшее формирование личности ребёнка, на становление его личности и способов реагирования на воздействия внешней среды.

Личностный кризис – это психологическое состояние максимальной дезадаптации (не соответствие жизненного опыта появившейся ситуации) личности, выражающееся в потере основных жизненных ориентиров (ценностей, базовой мотивации, поведенческих паттернов), возникающее в результате препятствий в привычном течении жизни человека.

Первое – наличие проблемы, которая создает дискомфорт, распространяющийся на многие сферы жизни. Например, напряженные отношения в семье продолжают крутиться в голове и в школе, на отдыхе, при встрече с друзьями. Психическое состояние начинает влиять на физиологию, теряется аппетит, сон, то, что раньше доставляло радость, совершенно перестает приносить удовольствие.

Далее изменяются в худшую сторону отношения с окружающими и близкими людьми. Начинает раздражать то, на что раньше совершенно не обращали внимание. Возникает ощущение, что нас не понимают и назло нам что-то делают. Возникает стойкое ощущение, что какая-то наша особенность, стиль общения, реакция на замечания, восприятие критики мешают продвижению вперед в самом общем смысле, мешает личностному росту.

Тревога – главное составляющее и универсальное сопровождающее кризис чувство, наиболее распространенное и общее для всех людей. Любая значимая угроза вызывает тревогу, которая помогает мобилизовать силы в этой ситуации, следовательно, вполне нормальна. Однако сильная тревога создает замешательство, искаженные, негативные суждения, сомнительные решения и пораженческое поведение, дезорганизует деятельность, приводит к неверному восприятию событий, оборонительному поведению.

Другое общее чувство – это беспомощность. Почва уходит из-под ног, а происходящие внешние события и множество незнакомых эмоций продуцируют это чувство.

Импульсивные действия во время кризиса нередко создают проблемы, с которыми человек столкнется в будущем. Иногда люди в состоянии кризиса продолжают пытаться решать ответственные и сложные задачи, а затем испытывают чувство подавленности из-за провала, рассматривая его как признак личной слабости.

Печаль обычно отмечается как результат переживания утраты. Это часть общей реакции горя.

Присутствует и чувство гнева, которое направлено либо на себя, либо на другого человека, либо на ситуацию. Гнев включается в любой кризис, вызванный потерей, унижением или оскорблением. Однако гнев часто спрятан за другими сильными эмоциями, он иногда может переживаться как замещение ущемляющих человеческое достоинство эмоций, таких как страх, стыд или вина.

Человек переживает противоречивость, вызванную внутренней борьбой между потребностью в независимости и ощущением своей зависимости от других, потребностью в помощи.

Первая стадия кризиса – дезорганизация.

Это наиболее трудная фаза с преобладанием разрушительных тенденций. Личность выходит из устойчивого состояния равновесия и стабильности. Это касается как психологических, так и социальных аспектов жизни человека. Личность убеждается в ограниченности своих взглядов на жизнь, на других людей, на самого себя. Нарастают трудности в различных видах деятельности, во взаимоотношениях с другими людьми. Человеку либо вообще непонятны новые ожидания и требования со стороны других людей, либо он не может (или не хочет) им соответствовать.

Без посторонней помощи и тактичной поддержки выбраться из этой кризисной ситуации бывает крайне сложно. Однако человек может найти неверные, социально неприемлемые ответы на свою жизненную проблему. Тогда мы имеем дело с девиантным поведением, десоциализацией.

Что же такое депрессия? Утрата смысла жизни, утрата надежд и целей, сопровождающаяся ощущением внутренней пустоты. Человек испытывает тяжелые, мучительные эмоции и переживает подавленность, тоску, отчаяние. Все это можно назвать одним словом — депрессия.

Она определяется как аффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном, изменением мотивационной сферы, когнитивных (связанных с познанием) представлений и общей пассивностью поведения. В этом состоянии человек испытывает мучительные переживания, его волевая активность резко снижена, характерными являются мысли о собственной ответственности за разнообразные неприятные события, происшедшие в жизни. Он может испытывать чувство вины за эти события и ощущение беспомощности перед лицом других жизненных трудностей, которые будут сочетаться с чувством бесперспективности.

Депрессивный синдром у детей протекает так же, как и у взрослых. Превалирует либо дисфорическое настроение (обычно депрессивное), либо потеря интереса к жизни и способности получать удовольствие. Для постановки диагноза должны присутствовать дополнительные признаки депрессивного эпизода, и симптомы должны проявляться почти каждый день не менее чем в течение двух недель. Часто отмечаются: потеря аппетита, изменение веса тела, усталость. У ребенка изменяется потребность в сне: возникают бессонница либо сонливость. Также возможно изменение психомоторной активности. Ребенок может жаловаться на трудности концентрации, испытывать чувство никчемности и вины (часто нереальной). Это иногда сочетается с навязчивыми мыслями о смерти, суицидальными намерениями или попытками.

Другими критериями депрессии являются: социальная замкнутость, снижение успеваемости, изменение отношения к школе, агрессия, соматические жалобы, мания преследования.

Депрессия у детей может маскироваться такими симптомами, как нарушение поведения, гиперактивность, энурез, неуспеваемость в школе, соматические симптомы. В предпубертатном возрасте тревога разлуки может появиться или усилиться во время основного депрессивного эпизода. Для подростков характерны беспокойство, брюзгливость, негативистское, антисоциальное или агрессивное поведение. Подросток может стать угрюмым или избегать контактов в семье или в других сферах жизни. Он может казаться слишком эмоциональным, чувствительным, особенно в общении со сверстниками. Подросток в таком состоянии подвержен алкоголизму, токсикомании. Он перестает интересоваться своей внешностью и успеваемостью в школе.

Симптомы депрессии у детей и подростков

• Дисфория, или потеря интереса к жизни и способности получать удовольствие.

• Изменение аппетита и веса тела.

• Изменение продолжительности сна.

• Изменение психомоторной активности.

• Чувство собственной никчемности или вины.

• Суицидальные намерения или попытки.

• Снижение успеваемости или изменение отношения к школе.

• Несвойственная раньше агрессивность.

5. Постарайтесь обнаружить и скорректировать те ошибки в воспитании, которые Вы допускали на предыдущих возрастных этапах.

6. Внимательно выслушайте подростка. В состоянии душевного кризиса любому из нас, прежде всего, необходим человек, который готов нас выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами. Часто подросток бывает рад возможности открыто высказать свои проблемы. Не отталкивайте его, если он решил поделиться, даже если вы потрясены сложившейся ситуацией.

7. Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток может испытывать серьезные трудности.

8. Дайте знать, что хотите помочь, но не видите необходимости в том, чтобы хранить всё в секрете, так как информация может повлиять на его безопасность.

9. Сохраняйте спокойствие и не осуждайте ребёнка, независимо от того, что он говорит.

10. Говорите искренне, постарайтесь определить, насколько серьезна угроза безопасности. Помните, подростки в большинстве случаев чувствуют даже малейшую фальшь.

11. Постарайтесь узнать у подростка план действий, так как конкретный план – это знак реальной опасности.

12. Важно убедить взрослеющего человека, что есть конкретные люди, к которым можно обратиться за помощью: психолог, невролог, психотерапевт. В случае, если убеждение не подействовало, обращайтесь к специалистам самостоятельно.

Аннотация: в статье рассматриваются психологические и педагогические причины возникновения трудностей в поведении младших школьников, приводится классификация основных форм трудного поведения.

Ключевые слова: младший школьник, нарушения поведения, кризис семи лет, агрессивность, тревожность, гиперактивность, вербализм, семья, педагоги.

Поступление ребенка в школу предъявляет новые требования к нему и связано с возникновением важнейшего личностного новообразования - внутренней позиции школьника. Внутренняя позиция представляет собой тот мотивационный центр, который обеспечивает направленность ребенка на учебу, его эмоционально положительное отношение к школе, стремление соответствовать образцу "хорошего ученика". В тех случаях, когда важнейшие потребности ребенка, отражающие позицию школьника, не удовлетворены, он может переживать устойчивое эмоциональное неблагополучие, влияющее на возникновение различных трудностей в поведении.

Личностные и поведенческие проблемы в начале младшего школьного возраста могут быть обусловлены кризисом семи лет, протекание которого может осложняться трудностями адаптации к школьному обучению. Этот период в жизни ребенка, несмотря на его очевидную трудновоспитуемость, свидетельствует о нормальном ходе психического и личностного развития [4]. Л. Ф. Обухова в качестве основной симптоматики кризиса семи лет отмечала следующее:

потеря непосредственности: между желанием и действием вклинивается переживание того, какое значение это действие будет иметь для самого ребенка;

манерничание: ребенок что-то из себя строит, что-то скрывает;

Л. С. Выготский выделил две черты, с которыми часто приходится сталкиваться почти у всех семилеток, особенно имеющих трудное детство и в остром виде переживающих кризис. В поведении ребенка появляется что-то нарочитое, какая-то вертлявость, паясничанье, он строит из себя шута. Такое немотивированное паясничанье сразу бросается в глаза. Внешним отличительным признаком семилетнего ребенка является утрата детской непосредственности, появление не совсем понятных странностей, несколько вычурное, искусственное, манерное, натянутое поведение.

Причины трудностей поведения у детей могут иметь различную природу. Одновременно с этим их внешние проявления, на которые обращают внимание педагоги и родители, нередко бывают сходными и обычно характеризуются снижением интереса к учебе вплоть до нежелания посещать школу, ухудшением успеваемости, неорганизованностью, невнимательностью, медлительностью или, наоборот, гиперактивностью, тревожностью, неуверенностью в себе, трудностями общения со сверстниками, раздражительностью, конфликтностью, агрессивностью [2].

Осложнения в поведении у ребенка обусловлены несколькими факторами:

1) ошибками воспитания или 2) определенной незрелостью, минимальными поражениями нервной системы.

Еще одной причиной появления трудностей в поведении у младших школьников может быть школьная дезадаптация, которая проявляется в неуспешности в обучении по программам (хроническая неуспеваемость, постоянных нарушениях эмоционально-личностного отношения к отдельным предметам и обучению в целом, систематически повторяющихся нарушениях поведения в процессе обучения, в школьной среде [9].

Рассмотрим основные виды трудностей поведения младших школьников :

1. Агрессивность - это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным, приносящее физический ущерб людям [3]. Переживания и разочарования, которые взрослым кажутся мелкими и незначительными, для ребенка оказываются весьма острыми и труднопереносимыми именно в силу незрелости его нервной системы. Поэтому наиболее удовлетворительным для ребенка решением может оказаться и физическая реакция, особенно если у него ограничена способность к самовыражению.

И. А. Фурманов выделяет четыре группы детей, различающихся проявлениями агрессии:

1. Дети, склонные к проявлению физической агрессии (характерна активность, целеустремленность, решительность, склонность к риску, бесцеремонность. Они общительны, раскованны, уверены в себе, стремятся к общественному признанию; в то же время любят демонстрировать силу и власть, доминировать над другими людьми, могут проявлять садистские наклонности. Эти дети отличаются малой рассудительностью и сдержанностью, плохим самоконтролем, действуют импульсивно и непродуманно. Агрессивные дети не придерживаются никаких этических норм и моральных ограничений. Физическая агрессия может выражаться как в драках, так и в форме разрушительного отношения к вещам. Такое поведение в любом случае мотивировано потребностью во внимании, какими-то драматическими событиями).

2. Дети, склонные к проявлению вербальной агрессии (характеризуются психической неуравновешенностью, тревожностью, неуверенностью в себе, импульсивные, обидчивые. Они активны и работоспособны, в то же время склонны к сниженному фону настроения, часто переживают внутриличностный конфликт, который сопровождается состоянием напряжения и возбуждения. Такие дети не умеют скрывать свои чувства и отношение к окружающим и выражают их в агрессивных вербальных формах (оскорбляют, дразнят, ругаются). За всем этим часто стоит неудовлетворенная потребность почувствовать себя сильным или отыграться за собственные обиды. Иногда дети ругаются совершенно невинно, не понимая значения слов. Бывает и так, что брань является средством выражения эмоций в неожиданных неприятных ситуациях: ребенок упал, его поддразнили или задели).

3. Дети, склонные к проявлению косвенной агрессии (косвенный характер агрессии таких детей определяется двойственностью их натуры: с одной стороны, они смелы, решительны, склонны к риску и общественному признанию, с другой - они уступчивы, зависимы, плохо переносят критику. Этих детей отличает чрезмерная импульсивность, слабый самоконтроль, низкая осознанность своих действий, они не считаются с моральными нормами, этическими стандартами и желаниями окружающих).

4. Дети, склонные к проявлению негативизма (повышенная ранимость, впечатлительность, неспособность владеть эмоциями, проявляется эгоизм, самодовольство, чрезмерное самомнение, критику и равнодушие окружающих воспринимают как обиду и оскорбление) [11].

Выделяются две наиболее частые причины агрессии у детей. Во-первых, боязнь быть травмированным, обиженным. Чем сильнее агрессия, тем сильнее стоящий за ней страх. Во-вторых, пережитая обида, душевная травма или само нападение. Очень часто страх порождается нарушенными социальными отношениями ребенка и окружающих его взрослых.

Проявлению агрессивных качеств могут также способствовать некоторые соматические заболевания головного мозга. Существует также непосредственная связь между проявлениями детской агрессии и стилями воспитания в семье [6]. Основными факторами становления агрессивного поведения являются семья и семейные взаимоотношения, отношения со сверстниками, средства массовой информации, особенно кино и телевидение.

В настоящее время проявления детской агрессивности являются одной из наиболее распространенных форм нарушения поведения.

2. Вспыльчивость. Ребенка считают вспыльчивым, если он склонен по любому, даже самому незначительному поводу устроить истерику, расплакаться, разозлиться, но агрессии при этом не проявляет, а выражает отчаяние и беспомощность [4].

3. Пассивность. Нередко взрослые не видят никакой проблемы в пассивном поведении ребенка, считают, что он просто "тихоня", отличается хорошим поведением, тем не менее это далеко не всегда так. Нередко тихое поведение ребенка - реакция на невнимание или неурядицы дома и таким поведением он изолируется в собственном мире, испытывая разнообразные и далеко не самые приятные эмоции. Проявлениями этого являются посасывание пальца, царапанье кожи, выдергивание у себя волос или ресниц, раскачивание и прочее [3].

Другой причиной тихого, пассивного поведения ребенка может быть страх перед незнакомыми новыми взрослыми, малый опыт общения с ними, неумение обратиться ко взрослому. Такой ребенок может не нуждаться в физической ласке, вообще не переносить физических контактов [4].

4. Гиперактивность. В основе гипердинамического синдрома могут лежать микроорганические поражения головного мозга, возникшие в результате осложнений беременности и родов, истощающие соматические заболевания раннего возраста (тяжелый диатез, физические и психические травмы. Никакая другая детская трудность в поведении не вызывает так много нареканий и жалоб родителей и учителей как эта.

Основные признаки гипердинамического синдрома - отвлекаемость внимания и двигательная расторможенность. Гипердинамичный ребенок импульсивен и действует не задумываясь о последствиях, хотя плохого не замышляет и сам искренне огорчается из-за происшествия, виновником которого становится. Он легко переносит наказания, не помнит обиды, не держит зла, поминутно ссорится со сверстниками и тут же мирится. Это самый шумный ребенок в детском коллективе [3]. Он любопытен, но не любознателен. К сожалению, такого ребенка зачастую считают просто непослушным, невоспитанным и пытаются воздействовать на него строгими наказаниями в виде бесконечных запретов и ограничений. В результате ситуация только усугубляется, так как нервная система гипердинамичного ребенка просто не справляется с подобной нагрузкой, и срыв следует за срывом.

5. Тревожность - это индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым, интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения. Рассматривается как личностное образование и/или как свойство темперамента, обусловленное слабостью нервных процессов, как показатель эмоционального неблагополучия детей, оказывающий влияние на состояние их психического и физического здоровья, и на успешность учебной деятельности. "Тревожный ребенок" - постоянно не уверенный в себе и своих решениях, все время ждет неприятностей, эмоционально неустойчив, мнителен, недоверчив [10].

Для каждого человека характерен свой оптимальный уровень тревожности, так называемая полезная тревожность, которая является необходимым условием развития личности.

Причиной возникновения тревожности всегда является внутренний конфликт, противоречивость стремлений ребенка, когда одно его желание противоречит другому, одна потребность мешает другой. Одной из самых частых причин тревожности является завышенные требования к ребенку, негибкая, догматическая система воспитания, не учитывающая интересы, способности и склонности ребенка, обстановка в семье, эмоциональная атмосфера в классе, личностные особенности и стиль педагогического общения педагогов и другое. Выраженные проявления тревоги наблюдаются у хорошо успевающих детей, которых отличают добросовестность, требовательность к себе в сочетании с ориентацией на отметки, а не на процесс познания [10].

Тревога делится на мобилизующую (дает дополнительный импульс) и расслабляющую (парализует человека). Какой вид тревоги будет испытывать ребенок в школе чаще, во многом зависит от стиля воспитания.

6. "Застенчивость, замкнутость". Целый комплекс личностных и поведенческих проблем у младших школьников может возникать на основе застенчивости, которую можно понимать как интегративное личностное качество, характеризующееся высокой ситуативной и личностной тревожностью, неуверенностью в себе, чувством вины, низкой самооценкой. Данные проблемы могут быть связаны с недостатками семейного воспитания; коммуникативно-интерактивными свойствами (неконтактностью, пассивностью, невнимательностью к партнеру, отсутствием такта); психологическими свойствами (аутистичностью, апатией, психологической несовместимостью, когнитивными сложностями); характерологическими свойствами (негативизмом, недоверием и подозрительностью); психической неуравновешенностью и соматическими напряжениями. Дети, имеющие такие проблемы, очень болезненно реагируют на какие-либо изменения в их жизни, испытывают страх перед чужими людьми и новой обстановкой. Замкнутый ребенок чаще всего не знает, что надо делать, и не хочет общаться, у него нет потребности в окружающих людях. Застенчивый же ребенок знает, что надо делать, хочет этого, но не может применить свои знания. Такие дети послушны, исполнительны, часто подвержены влиянию более активных детей. Многие взрослые считают их хорошо воспитанными и послушными, в то время как внутренне ребенок очень скован и испытывает дискомфорт в общении с незнакомыми людьми. Страх нового, боязнь обратить на себя внимание блокирует развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер личности ребенка: дети "кипят" внутри и часто обращают негативную энергию на самих себя, что стимулирует развитие аутоагрессивных и невротических проявлений (тики, пощипывания, навязчивые движения). Каждое свое действие ребенок проверяет через мнение других, его внимание сосредотачивается в большей степени на том, как его действия оценят взрослые [3]. Основной причиной возникновения застенчивости является неадекватный стиль воспитания в семье.

7. "Вербализм". Дети, имеющие данную трудность в поведении, обладают высоким уровнем развития активной речи и низким уровнем развития мышления. Такие дети используют в речи сложные вербальные конструкции, умеют рассуждать на "недетские" темы, но вместе с этем их познавательные интересы поверхностны и неустойчивы. Их общение носит формальный характер, они не интересуются собеседником, а лишь демонстрируют свое превосходство. Возможной причиной формирования вербализма является перенос акцентов с развития детских видов деятельности на речевое развитие. Взрослые уделяют слишком много времени обучению ребенка умению гладко говорить, считая высокий уровень развития речи свидетельством высокого уровня развития интеллектуальной сферы [5].

8. "Негативистическая демонстративность". Демонстративность - особенность личности, связанная с повышенной потребностью в успехе и внимании к себе окружающих. Ребенок, обладающий этим свойством, ведет себя манерно. Его утрированные эмоциональные реакции служат средством достижения главной цели - обратить на себя внимание, получить одобрение. Для демонстративного ребенка основная проблема - нехватка похвалы. Негативизм распространяется не только на нормы школьной дисциплины, но и на учебные требования учителя. Не принимая учебной задачи, периодически "выпадая" из учебного процесса, ребенок не может овладеть необходимыми знаниями и способами действия, успешно учиться и общаться с учителем и сверстниками. Когда взрослые выделяют кого-то другого, они могут проявлять негативную демонстративность, сознательно нарушать правила, желая оказаться в центре внимания. Источником демонстративности обычно становится недостаток внимания взрослых к детям, которые чувствуют свое одиночество, ненужность [5].

Психологи и педагоги неоправданно малое внимание уделяют психологическим проблемам младшего школьного возраста, а ведь именно в этот период закладываются и развиваются многие важные качества личности. Очень важно в этот момент учителям и педагогам обратить внимание на таких детей и оказать им коррекционную помощь по преодолению появившихся трудностей и, может быть, избавиться от них. Иначе проблемы детей перейдут, усугубившись, в подростковый период.

2. Выготский Л. С. Психология развития человека. М. : Эксмо, 2005. С. 377.

3. Истратова О. Н., Широкова Г. А. Большая книга детского психолога. Феникс. Ростов-на - Дону. 2008

4. Лысенко Е. М. Возрастная психология. Владос-пресс. Москва 2006

5. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. Речь. С. - Петербург. 2005.

6. Николаева М. В., Севостьянова Л. Н. Психолого-педагогическая коррекция. Учебное пособие. 2003. Волгоград

7. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. М. : Юрайт, 2012.

8. Поливанова К. Н. Психология возрастных кризисов : учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений. М., 2000. С. 75.

9. Практикум по возрастной и педагогической психологии: Для студ. сред. пед. учеб. заведений /Авт. - сост. е. Е. Данилова; под ред. И. В. Дубровиной. - М., 2002.

10. Прихожан, А. М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст / А. М. Прихожан. - М., 2007.

11. Фурманов И. А., Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. - Мн. : Ильин В. П., 1996. - 192 с.

Подвижные игры для детей младшего школьного возраста

Подвижные игры для детей младшего школьного возраста Добрый день, коллеги! Приглашаю Вас вспомнить своё детство и поиграть вместе с нами в подвижные игры! Ещё десять лет назад такие игры,.

Читайте также: