Чем детерминируется учебная деятельность в младшем школьном возрасте овз ответ

Обновлено: 04.07.2024

2. Один из основных показателей готовности педагогов к работе в условиях инклюзивного образования:
а) готовность к профессиональному взаимодействию и обучению
б) профессиональная готовность +
в) информационная готовность

3. Один из основных показателей готовности педагогов к работе в условиях инклюзивного образования:
а) информационная готовность
б) готовность к профессиональному взаимодействию и обучению
в) психологическая готовность +

4. Основой для определения варианта адаптированной образовательной программы для обучающегося с ОВЗ, является:
а) рекомендации ПМПК, сформулированные по результатам комплексного обследования ребенка +
б) выбор самого ребенка
в) письменное заявление родителей (законных представителей) ребенка

5. Кем разрабатывается адаптированная программа:
а) самостоятельно педагогом, работающим с ребенком с ОВЗ
б) совместно педагогом и родителями
в) самостоятельно образовательной организацией на основе рекомендаций ПМПК +

6. Что такое адаптированная образовательная программа:
а) образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учётом особенностей их регионального развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц
б) образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учётом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц +
в) образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учётом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц

7. Что относится к специальным образовательным условиям для всех категорий детей с ОВЗ и инвалидностью:
а) создание в образовательных учреждениях безбарьерной среды
б) пандусы, специальные лифты, специально-оборудованные учебные места, специализированное учебное, реабилитационное, медицинское оборудование
в) материально техническое обеспечение, кадровое, информационное, программно-методическое обеспечение образовательного и воспитательного процесса, психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ и инвалидностью +

8. Дети с ОВЗ:
а) дети-инвалиды, либо другие дети в возрасте от 0 до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания +
б) дети, которые имеют различного рода отклонения (психические и физические), обуславливающие нарушения естественного хода их общего развития, в связи, с чем они не всегда могут вести полноценный образ жизни
в) дети с различными отклонениями в психофизическом развитии: сенсорными, интеллектуальными, речевыми, двигательными и др

9. Дети, для обучения которых необходимо создавать особые условия, в Российском законодательстве называются:
а) дети с особыми образовательными потребностями
б) дети с отклонениями в развитии
в) дети с ограниченными возможностями здоровья +

10. Социальная интеграция должна быть обеспечена:
а) только детям с нарушениями развития в младшем школьном возрасте
б) всем без исключения детям с нарушениями в развитии +
в) детям, обучающимся только в специальных учреждениях

12. Что подразумевает совместное обучение и воспитание детей, имеющих ОВЗ, с их нормально развивающимися сверстниками:
а) интеграция
б) инклюзия +
в) индивидуализация

14. Принципы инклюзивного образования на международном уровне были впервые зафиксированы в:
а) Джомтьенской Конвенции
б) Конвенции о правах инвалидов
в) Саламанкской декларации +

16. Где закреплена гарантия прав на получение равного, бесплатного и доступного образования:
а) в Законодательном акте
б) в Конституции РФ +
в) в Уставе общеобразовательной организации

17. Рекомендации по созданию специальных образовательных условий для ребенка с ограниченными возможностями здоровья, на основе которых строится его обучение разрабатывает:
а) бюро медико-социальной экспертизы
б) психолого- педагогический консилиум
в) психолого-медико-педагогическая комиссия +

18. Выготским был разработан уровень:
а) возрастного развития
б) потенциального развития +
в) функционального развития

19. Выготским был разработан уровень:
а) возрастного развития
б) функционального развития
в) актуального развития +

20. Что является основным видом деятельности для развития 10-месячного ребенка:
а) предметная деятельность
б) эмоциональное общение с взрослым +
в) игровая деятельность

21. На каком из представленных ниже этапов, кохлеарной имплантации сурдопедагог определяет готовность семьи оказывать систематическую помощь своему ребенку на всех этапах его реабилитации и перестраивать коммуникацию и взаимодействие с ребенком:
а) на этапе отбора кандидатов на КИ +
б) в ходе прохождения запускающего этапа реабилитации
в) на этапе подключения и первоначальной настройки речевого процессора

22. Для детей, не владевших речью до кохлеарной имплантации, продолжительность запускающего и последующего этапа реабилитации и их результативность во многом определяются::
а) систематичностью занятий с сурдопедагогом
б) возрастом, в котором проведена операция +
в) опытом использования индивидуальных слуховых аппаратов до КИ

23. Что является целью психолого-педагогической реабилитации после операции КИ:
а) общее и социальное развитие ребенка
б) развитие слухового восприятия
в) перевод ребенка на путь естественного развития коммуникации и речи +

24. С ориентировкой на что осуществляется определение варианта образовательной среды, образовательного маршрута и условий обучения ребенка с КИ после запускающего этапа реабилитации:
а) потенциальные возможности ребенка
б) уровень актуального развития ребенка и перспективы дальнейшего сближения с возрастной нормой в выбранной среде +
в) уровень актуального развития ребенка

25. Ранний возраст:
а) от 1 года до 6 лет
б) от рождения до 2 лет
в) от 1 года до 3 лет +

26. Рекомендации ПМПК обязательны для:
а) медицинских работников осуществляющих сопровождение детей с нарушениями в развитии
б) органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, образовательным организациям, иным органам и организациям +
в) родителей детей с ограниченными возможностями здоровья

27. Что является основным критерием эффективного психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ:
а) освоение адаптированной основной образовательной программы и социально-психологическая адаптация ребенка +
б) освоение образовательной программы в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарт
в) полное удовлетворение запросов родителей

28. В чем нуждается ребенок после кохлеарной имплантации:
а) развитии слухового восприятия
б) логопедической коррекции
в) комплексной реабилитации +

29. Что не относится к дополнительным образовательным программам:
а) дополнительные профильные программы +
б) дополнительные предпрофессиональные программы
в) дополнительные общеразвивающие программы

30. Что является приоритетным направлением при освоении дополнительной образовательной программы детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ:
а) приобретение навыков будущей профессии, овладение предпрофессиональным уровнем знаний
б) приобретение умений применять знания, овладение определенными способами социальных и учебных действий +
в) овладение знаниями


В статье приводится классификация мотивов учения и результаты исследования мотивационного поля младших школьников с ОВЗ.

Ключевые слова: мотив, мотивация, мотивационное поле, учебная деятельность, начальная школа, социальные мотивы, познавательные мотивы, дети с ОВЗ.

В структуре учебной деятельности Д. Б. Эльконин выделяет следующие компоненты: учебно-познавательный мотив, учебная задача, учебные действия, действия контроля и действия оценки [5, с. 79–80]. В основе любой деятельности как источника активности лежат потребности. Потребности, в свою очередь, основываются на определенных мотивах. У каждого человека свои мотивы деятельности, которые переплетаются и образуют мотивационное поле. Чем выше его напряжение, тем активнее человек работает в разрешении стоящих перед ним задач.

Тема мотива и мотивации очень хорошо разработана в педагогической психологии, и это, как ни странно, создаёт определённые трудности в овладении этой темой, поскольку часто по одному и тому же вопросу у психологов существует несколько разных мнений. Так что целесообразно привести ту систему мотивов и механизм ее исследования, которые применяются на практике в нашей школе.

Существуют различные варианты классификаций мотивов учения, однако общепризнанным является выделение 2-х основных типов мотивов: социальные мотивы учения (внешние, не зависящие от содержания учения) и мотивы, непосредственно связанные с содержанием учебной деятельности (внутренние, собственно познавательные).

В своей работе мы опираемся на классификацию А. К. Марковой, которая выделяет несколько уровней каждого типа мотивов [3, с.15]:

  1. Уровни познавательных (внутренних) мотивов: широкие познавательные мотивы (ориентация на овладение новыми знаниями — фактами, явлениями, закономерностями); учебно-познавательные мотивы (ориентация на усвоение способов добывания знаний, приемов самостоятельного приобретения знаний); мотивы самообразования (ориентация на приобретение дополнительных знаний и затем на построение специальной программы самосовершенствования).
  2. Уровни социальных (внешних) мотивов: широкие социальные мотивы (долг и ответственность, понимание социальной значимости учения); узкие социальные, или позиционные, мотивы (стремление занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение); мотивы социального сотрудничества (ориентация на разные способы взаимодействия с другим человеком).

М. В. Матюхина также к социальным мотивам добавляет и группу отрицательных мотивов — различные варианты избегания неприятностей со стороны одноклассников, учителей, родителей [4, с.45].

Деятельность педагога должна быть направлена на пробуждение у учащихся потребности в приобретении новых знаний, в саморазвитии и самосовершенствовании, а через этот механизм формируется устойчивый учебно-познавательного интереса не только к содержанию усваиваемых знаний, но и способам познавательной деятельности; формированию мотивов собственного роста. Работа педагога должна быть направлена на осознание школьником того, ради чего он учится, и что его побуждает к учению. Приведу используемые приемы формирования мотивационного поля:

Таким образом, работа по формированию мотивационного поля учащихся начальных классов с ОВЗ должна вестись комплексно и системно, иначе добиться устойчивых результатов будет сложно.

Основные термины (генерируются автоматически): мотивационное поле, мотив, учебная деятельность, ребенок, ученик, активная работа, знание, овладение новыми, ситуация успеха, уровень доверия.

Характеристика особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, причины их возникновения. Особенности организации учебной деятельности детей с ООП, педагогические условия формирования универсальных учебных действий.

Рубрика Педагогика
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 04.01.2015
Размер файла 703,7 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки (ЗУН) рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т. е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.

Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.

Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов,

Согласно ФГОС второго поколения, выделяется 4 группы УУД: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные. Каждая группа, в свою очередь, предназначена для решения соответствующих проблем.

Личностные УУД - направлены на успешное формирование личных качеств обучающихся, регулятивные - на формирование упорядоченности мышления и умение планировать и применять полученные навыки и знания в иных областях науки, познавательные - на формирование аналитического мышления и познавательного интереса обучающихся, коммуникативные - на умение работать в команде и построение правильных диалогов и общения между различными группами (как между сверстниками, так и между учителями и родителями).

В качестве критериев сформированности УУД рассматриваются [3]:

· соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;

· соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям.

Таким образом, учитывая особенности коррекционного образования, при формировании УУД обучающихся с ОВЗ рекомендуется применять следующие формы и способы:

· дифференцируемый подход к обучению;

· применение специальных технологий в обучении, для стимулирования самостоятельной деятельности обучающихся (Например-проектная деятельность);

· формирование практических умений, способствующих становлению личности.

Принципы -- это система наиболее общих, существенных и устойчивых требований, которые определяют характер и особенности организации коррекционно-образовательного процесса и управления познавательной деятельностью лиц с особыми образовательными потребностями.

Принцип ранней педагогической помощи

Современная специальная педагогика считает одним из ключевых условий успешной коррекционно-педагогической помощи обеспечение раннего выявления и ранней диагностики отклонений в развитии ребенка для определения его особых образовательных потребностей. До начала 60-х гг. ХХ столетия необходимость оказания коррекционно-педагогической помощи ребенку обнаруживалась лишь тогда, когда он приходил в школу и не справлялся с программой школьного обучения. Из психологии известно, что в развитии ребенка существуют так называемые сензитивные периоды, т.е. периоды наиболее благоприятного, легкого и быстрого развития определенных психических процессов. Эти периоды недолговременны, и если по каким-либо причинам в этот период не сформировалась предполагаемая структура (отсутствовала адекватная окружающая среда или особенности индивидуального развития ребенка не способствовали этому), то по его окончании в дальнейшем потребуется много специальных усилий для того, чтобы ее сформировать. Если, например, у ребенка с рождения отсутствует или нарушен слух и не предпринимались своевременно специальные педагогические меры для создания условий для речевого развития в первые месяцы и годы жизни, то сензитивный период развития речи проходит у него впустую, а начатая в более поздние сроки коррекционно-педагогическая работа уже не будет столь эффективной.

Принцип коррекционно-компенсирующей направленности образования

Этот принцип предполагает опору на здоровые силы обучающегося, воспитанника, построение образовательного процесса с использованием сохранных анализаторов, функций и систем организма в соответствии со спецификой природы недостатка развития. Коррекционная работа, направленная на исправление или ослабление недостатков психофизическго развития, создает дополнительные возможности для процесса компенсации утраченных или неполноценных функций или систем организма.

Образование и развитие ребенка с ограниченными возможностями строится, таким образом, в соответствии с его специфическими природными возможностями и на их основе. Из физиологии известно о возможности определенной компенсации утраченной функции (анализатора, органа или системы организма) за счет перестройки других сохранных. Поэтому процесс образования человека с особыми образовательными потребностями строится с опорой на сохранные функции. Незрячие люди могут научиться читать с помощью кончиков пальцев; неслышащие -- понимать по губам говорящего Коррекционно-компенсирующая направленность образования обеспечивается современной системой специальных технических средств обучения и коррекции, компьютерными технологиями, особой организацией образовательного процесса. Она отражена в содержании, методах, организации и организационных формах специального образования. Так, это меньшая наполняемость классов в школе, увеличенные сроки обучения, охранительный лечебно-педагогический режим, наличие индивидуальных занятий, специальные предметы (уроки) для коррекционной и компенсирующей работы, специальные методы и приемы учебной и обучающей деятельности и многое другое.

Принцип деятельностного подхода в обучении и воспитании

Принцип дифференцированного и индивидуального подхода Индивидуальный подход является конкретизацией дифференцированного подхода. Он направлен на создание благоприятных условий обучения, учитывающих как индивидуальные особенности каждого ребенка (особенности высшей нервной деятельности, темперамента и соответственно характера, скорость протекания мыслительных процессов, уровень сформированности знаний и навыков, работоспособность, умение учиться, мотивацию, уровень развития эмоционально-волевой сферы и др.), так и его специфические особенности, свойственные детям с данной категорией нарушения развития.

Благодаря индивидуальному подходу становится возможным развитие детей с тяжелыми и Множественными нарушениями через иное, доступное для них содержание обучения, через особый его темп и организацию, использование специфических приемов и способов коррекционно-педагогической работы. Дифференцированный подход к детям и подросткам с особыми образовательными потребностями в условиях коллективного учебного процесса обусловлен наличием вариативных типологических особенностей даже в рамках одной категории нарушений. Так, в одном и том же классе или группе могут обучаться умственно отсталые дети с различными особенностями проявления этого нарушения, с возможными дополнительными отклонениями в развитии. Они будут отличаться между собой по учебно-познавательным возможностям, степени познавательной активности, по специфике особых образовательных потребностей в целом.

В связи с этим педагог организует коррекционно-образовательный процесс дифференцированно, исходя из наличия в классе однородных по своим характеристикам микрогрупп, через различные для каждой из них содержание и организацию учебно-коррекционной работы, ее темп, объем, сложность, методы и приемы работы, формы и способы контроля и мотивации учения. Деление обучающихся на микрогруппы условно и непостоянно: по мере продвижения вперед дети могут переходить в микрогруппу более высокого уровня. Реализуя принцип дифференцированного и индивидуального подхода, учебные программы и учебники системы специального образования указывают вариативные возможности освоения программного материала, предусматривают разные уровни трудности с учетом разных групп, обучающихся внутри класса или группы.

Заключение

Новый Федеральный государственный образовательный стандарт ставит перед педагогами, новую цель: конечным продуктом нашей педагогической деятельности должен стать выпускник с высоким личностно развитым потенциалом, способный ставить проблемы, искать и находить новые решения, умеющий сотрудничать с другими людьми на основе уважения и равноправия.

Международные правовые акты и российский Закон об образовании гарантируют каждому право выбора места, способа и языка обучения. Российская общеобразовательная школа, обычные детские сады уже приняли в свои стены первых детей с различными отклонениями в развитии, имеющих особые образовательные потребности.

В 2008 году Российская Федерация подписала Конвенцию о правах инвалидов, что является показателем готовности страны к формированию условий, направленных на соблюдение международных стандартов юридических, экономических, социальных и других прав инвалидов. В целях формирования государственной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации утверждена Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы. Одним из направлений Стратегии является обеспечение равных возможностей для детей, нуждающихся в особой заботе государства.

В настоящее время большинство детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, получают образование в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях. Включение таких детей в образовательный процесс обычной школы является новым подходом для российского образования. Такой подход к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья называется инклюзивным образованием. (1)

В настоящее время в России насчитывается более 15 млн. лиц с отклонениями в развитии, что составляет около 11% населения страны. Более 2 млн. детей с ограниченными возможностями (8% всей детской популяции), из них около 700 тыс. составляют дети-инвалиды. Ухудшение экологической обстановки, высокий уровень заболеваемости родителей (особенно матерей), ряд нерешённых социально-экономических, психолого-педагогических и медицинских проблем способствуют увеличению числа детей с ОВЗ и детей-инвалидов, делая эту проблему особенно актуальной.

Библиографический список

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010 - (Стандарты второго поколения).

3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Текст] / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2011 - (Стандарты второго поколения).

Книга одного автора

4. Назарова Н.М. Специальная педагогика [Текст]: Учебно-методическим объединением вузов Российской Федерации по педагогическому образованию в качестве учебного пособия для студентов педагогических вузов. Москва 2010

5. Люди с умственной отсталостью = Menschen mit geistiger Behinderung und ihre Erziehung: ein heilpadagogisches Lehrbuch: обучение и воспитание / Отто Шпек, перевод - А.П. Голубев, Н.М. Назарова. - Москва: Академия, 2009. - 432 с. - ISBN 5-7695-1481-7.

Книга трёх авторов

10. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий [Текст]: пособие для учителя [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. - 20-е изд. - М.: Просвещение, 2011.

11. Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях: Методические рекомендации / Отв. ред. С.В. Алехии на. -- М.: МГППУ, 2012. -- 92 с. ISBN 97885594051112006

Статья из книги, журнала

16. Сабельникова С.И. Источник: Журнал "Справочник руководителя образовательного учреждения", №1 2009 год. Развитие инклюзивного образования

1. Свойства учебной деятельности

2. Термины определяющие вид инвалидности

следует использовать

лучше избегать

человек с нарушением зрения

человек с нарушением слуха

ученик с инвалидностью

ребёнок с физическими нарушениями

мальчик с интеллектуальными нарушениями

девочка с нарушениями обучения

учащийся с эмоциональными нарушениями

или нарушениями поведения

мальчик, использующий коляску

люди с инвалидностью и без неё

инвалиды и здоровые люди

3. Этапы оказания специальной помощи детям с ОВЗ

Подобные документы

Элементы мотивационной основы учебной деятельности учащегося. Функции учебных мотивов: побуждающая, направляющая, регулирующая. Становление мотивации учебной деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья. Повышение мотивации к учению.

реферат [48,5 K], добавлен 27.01.2011

Сущность умений учебной деятельности и особенности развития младших школьников. Психологические условия и организация начального обучения. Общая характеристика учебной деятельности. Комплекс педагогических условий формирования умений младших школьников.

дипломная работа [103,4 K], добавлен 03.06.2010

Характеристика универсальных учебных действий, их виды и функции. Организация внеурочной деятельности младших школьников. Рассмотрение внеурочную деятельность младших школьников по русскому языку как средства формирования универсальных учебных действий.

курсовая работа [793,1 K], добавлен 21.09.2015

Сущность понятия коммуникативных универсальных учебных действий. Условия и способы развития этих навыков в младшем школьном возрасте. Эффективные формы и способы их формирования у детей путем применения в процессе обучения коммуникативной дидактики.

курсовая работа [34,2 K], добавлен 02.10.2013

Методика формирования развития личностных универсальных учебных действий в рамках учебной программы в начальной школе. Содержание методики обучения младших школьников. Педагогические условия реализации методики. Методика Торренса "Дорисуй фигуру".

дипломная работа [3,2 M], добавлен 24.09.2017

Характеристика младших школьников с ограниченными возможностями здоровья и задержкой психического развития (ЗПР). Особенности обучения младших школьников. Экспериментальное исследование особенностей самооценки детей младшего школьного возраста с ЗПР.

курсовая работа [735,9 K], добавлен 25.05.2019

Понятие "адаптации" в психолого-педагогической литературе. Характеристика процесса адаптации детей с нормальным и нарушенным развитием. Особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Психолого-педагогические условия их адаптации к ДОУ.

Социально-экономические преобразования в российском обществе тесно связаны с формированием интеллектуального и духовного – нравственного потенциала нации. Законодательство РФ в области образования, в соответствии с международными нормами, предусматривает гарантии равных прав на образование для всех граждан, включая лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В связи с этим, особенно актуальной становится задача создания условий для усвоения ребенком с ОВЗ принятых в обществе социальных норм и правил. Работа с детьми с ОВЗ является одним из приоритетных направлений в образовании на государственном уровне.

В младшем школьном возрасте происходят позитивные изменения и преобразования во всех сферах психического развития человека. Процесс социализации в это время происходит на основе интенсивного развития и обогащения общественной природы ребёнка. Поэтому очень важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребенком на данном возрастном этапе. Чем больше позитивных приобретений будет у ученика, тем легче ему адаптироваться в современном мире. В процессе социализации человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит. О дним из основных агентов социализации ребенка является современная школа. Она представляет собой модель нашего общества, именно здесь происходит усвоение основных социальных ценностей, норм, образцов поведения в группе. В тоже время на определенном этапе обучения именно фактор социализации начинает оказывать значительное влияние на успешность обучения ребенка.

Изучение психолого-педагогической литературы позволяет констатировать, что проблемам социализации детей ученые уделяют большое внимание [1]. Вместе с тем не изучены особенности социальной адаптации школьников с ОВЗ.

В период младшего школьного детства ведущей деятельностью является учение, а личностными новообразованиями - самооценка, произвольное целеполагание и осознание принадлежности к обществу. Исходя из этого, деятельность по социализации младших школьников необходимо строить по трем основным направлениям:

1) обучение: выбор программ, технологий, направленных на становление ребёнка как субъекта учебной деятельности;

2) воспитание: организация воспитательного процесса, направленного на развитие личности, создание условий для самовыражения, самоутверждения, самореализации каждого ребёнка;

3) управление качеством образования: построение системы оценивания, способствующей формированию адекватной самооценки, навыков самоконтроля.

В условиях внедрения ФГОС успешность социализации ребёнка зависит от следующих факторов:

· состояние психического здоровья детей;

· наличие эмоционально-комфортной атмосферы в классе;

· создание благоприятных условий для обеспечения психологического комфорта в коллективе;

· обеспечения тесного взаимодействия педагогов и родителей;

· организация психолого-педагогического мониторинга динамике показателей здоровья, воспитания и развития детей;

· построение отношений партнёрского сотрудничества и готовности работать в социально-ориентированном процессе.

Для расширения форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности проводились шашечные турниры, конкурс чтецов, спортивные мероприятия совместно со СКОШ №2.

Для формированию адекватной самооценки, навыков самоконтроля учащимися были заведены портфолио, в которых регулярно отслеживают свои достижения. Но самооценка – это не только отметочное суждение. Другой вид самооценки – личностная самооценка: то, как человек в целом оценивает себя как личность и свой характер, свое место среди окружающих и место в жизни. Для того, чтобы научить решать возникающие проблемы мирным способом проводился классный час "Мы дружные ребята”; обсуждение мультфильмов "Приключение кота Леопольда”, "Зима в Простоквашино”. Для того, чтобы научить анализировать свои поступки и поступки других людей (сверстников, родителей и других взрослых) – упражнения "Догадайся о выборе. Для развития положительной самооценки, самоорганизованности: игра "Самореклама”, составление автопортрета "Это – я”.

Большинство выпускников нашей школы поступают в массовые образовательные учреждения. Чтобы подготовить детей к этому непростому для них этапу, мы организуем экскурсии в другие школы, совместные мероприятия с учениками других школ.

В решении всех поставленных задач личностные качества учителя имеют огромное значение. Наиболее ярко они проявляются в стиле его педагогического общения. В благоприятной обстановке ученики не боятся задавать учителю вопросы, не боятся ошибиться, не запрещают себе проявлять эмоции, могут попросить помощи у учителя и одноклассников. Понятно, что обеспечить ученикам психологический комфорт может педагог, который и сам комфортно чувствует себя в классе - то есть сам умеет проявлять эмоции в социально приемлемой форме. Он умеет спокойно объяснить материал и убедить учеников в своей правоте, умеет понимать чувства каждого и общаться с разными учениками, разрешать конфликты между ними и в то же время отстаивать свои права.

Таким образом, социализация младших школьников средствами педагогики способствует благоприятной адаптации, относительно быстрому установлению контактов, оптимистическому восприятию людей, снимает социальную тревожность, повышает статус ребёнка в обществе, обеспечивает более высокие результаты в любом виде деятельности.

Читайте также: