Человекознание как комплексная дисциплина кратко

Обновлено: 04.07.2024

Ф. Гальтон (1822-1911),
У.Джеймс (1842-1911), Д.Дьюи (1859-1952). Функ- ционалисты основывались на эволюционной теории
Ч. Дарвина и считали, что роль сознания - в приспособле- нии человека к окружающему миру. Поэтому главное для психологов - понять функцию сознания, то, как оно по- могает человеку приспосабливаться к окружающему миру,
решать жизненные задачи. Функционалисты много вни- мания уделяли практическому применению психологии,
в том числе и в практике обучения. Они стали писать книги специально для педагогов.
Так, У. Джеймса очень интересовали привычки, он счи- тал, что они имеют большое значение для развития. В сво-
12

ей книге для учителей он подчеркивал, что вся наша жизнь слагается из конкретных привычек - практических, эмо- циональных, умственных. А потому главные усилия учите- ля должны быть направлены на то, чтобы выработать у ребенка именно те привычки, которые в дальнейшей жизни принесут ему наибольшую пользу. Люди воспитываются для действия, материалом же, из которого действия со- стоят, служат привычки
1
Огромный вклад У.Джеймс внес в психологию эмо- ций, ему принадлежат также первые исследования само- сознания и самооценки, в частности, знаменитая форму- ла самоуважения как отношения успеха, которого дости- гает человек, к его притязаниям.
Успех
Самоуважение =
Притязания
Для учителей, воспитателей писали свои книги и дру- гие представители функционализма. Так, американский психолог Д. Дьюи (1859-1952) посвятил свою книгу про- блемам развития мышления. В предисловии к ней отме- чал, что школы обременены множеством предметов, из которых каждый, в свою очередь, представляет массу ма- териалов и принципов. Задача преподавателей усложни- лась благодаря тому, что они убедились в необходимости иметь дело с индивидуальностью каждого ученика, а не с их массой.
И структурализм и функционализм занимались изуче- нием явлений, доступных осознанию.
Одновременно в конце XIX - начале XX в. было пред- принято множество попыток создать физиологическую психологию, изучить психологические явления физиоло- гическими методами. Однако эти попытки во многом ока- зались неудачными, поскольку точные, однозначные,
объективные физиологические показатели трудно было соотнести с субъективными, психологическими -расплыв- чатыми, изменчивыми, противоречивыми. Это заставило многих ученых сомневаться в возможности научного изу- чения психологических явлений.
В результате психология разделилась на два направления.
Одно с помощью точных научных методов пыталось изу- чить такие относительно простые психологические про-
1
См.: Джеймс. У. Беседы с учителями о психологии. - М., 1998. -
С. 60-61.
13

тельности, создающей возможность для реализации и фор- мирования этих способностей.
Психология отношений. Основателем этой теории был отечественный психолог, психоневролог и психотерапевт
В.Н. Мясищев (1892-1973). Он исходил из представления о том, что всякий человек с самого рождения включен в систему общественных отношений. Эти отношения фор- мируют его субъективные отношения к окружающему миру, другим людям и самому себе. Формирующаяся та- ким образом внутренняя система отношений составляет ядро личности человека. Именно она, а не характер, спо- собности или темперамент, определяет особенности лич- ности человека. Истинные отношения человека, подчер- кивал он, до определенного момента могут не проявлять- ся, они существуют лишь потенциально и раскрываются лишь тогда, когда человек действует в очень значимой для него ситуации.
При этом личность В.Н. Мясищев рассматривал не как застывшее, раз и навсегда сформировавшееся психичес- кое образование. Он подчеркивал ее динамичность, из- менчивость под влиянием внешних, в первую очередь со- циальных воздействий.
Человекознание как комплексная дисциплина. Это на- правление получило свою разработку в исследованиях
Б.Г.Ананьева (1907-1972). Он исходил из представления о том, что полноценное изучение человека может осуще- ствляться в русле особой комплексной дисциплины - че- ловекознания, объединяющего весь комплекс наук о че- ловеке, в его единстве с историей человечества и развити- ем Вселенной.
/. 6. Отрасли психологии
Структуру большинства современных наук можно пред- ставить себе в виде дерева. Ствол составляют знания, рас- крывающие основные понятия этой науки и выявляемые ею закономерности, а множество ответвлений - отдель- ные ее разделы, применительно к отдельным вопросам,
отдельным областям деятельности и т.п.
Дерево современной психологии очень разветвлено.
Стволом ее является общая психология. Этот раздел пси- хологии изучает и описывает наиболее общие психологи- ческие закономерности, основные понятия психологии,
обосновывает и определяет ее методический аппарат. 06-
27

щая психология - фундамент всех остальных ее отраслей.
Сегодня этих отраслей очень много. Мы не будем перечис- лять их все. Укажем лишь некоторые.
Дифференциальная психология изучает индивидуально- психологические различия между людьми. Исследуются различия как между конкретными индивидами, так и меж- ду определенными группами (например, между мужчина- ми и женщинами, представителями разных профессий, раз- ных социальных, национальных, этнических групп). Вы- являются предпосылки и причины этих различий. На основе наиболее часто встречающихся признаков строятся опре- деленные типологии. Знания, получаемые в этой отрасли,
важны для многих областей практики, в том числе и для школьного обучения.
Медицинская психология изучает психологические за- кономерности, связанные с возникновением и течением болезни, исследует влияние заболеваний на психику че- ловека, психических факторов на физическое, соматичес- кое состояние человека. Известно, например, что многие болезни (инфаркт, язва, астма) нередко вызываются чис- то психологическими причинами.
Нейропсихология исследует влияние изменений струк- туры и функционирования мозга, его повреждений, воз- растного недоразвития на психическую деятельность и поведение человека. Нейропсихология имеет большое зна- чение для работы с детьми, поскольку позволяет выявить и устранить причины многих трудностей в обучении и по- ведении.
Социальная психология занимается психологическими особенностями, поведением и деятельностью людей, ко- торые связаны с их принадлежностью к определенным со-
циальным группам (дружеской, учебной, профессиональ- ной, национальной, расовой и др.). Отдельно изучаются детские группы.
Проводятся исследования этих групп, их деятельности и развития, а также различных видов общения, взаимоот- ношений между людьми, которые называют межличност-
ными отношениями. Социальные психологи изучают пси- хологический климат того или иного предприятия, учреж- дения, его зависимость от отношений между сотрудниками,
начальником и подчиненными, влияние этого климата на психологическое состояние людей, на успешность их дея- тельности. Например, социальные психологи показали, что отношения между директором школы и учителями влия-
28

ют на отношения между детьми даже в тех случаях, когда дети, казалось бы, не могут узнать об этом, и определяют психологический климат школы.
В рамках этой отрасли активно развивается семейная пси-
хология, выявляющая особенности создания семьи, выбора супруга. Исследуются отношения между супругами, между родителями и детьми, отношения нескольких поколений в семье, причины семейных конфликтов и др.
Психодиагностика - отрасль психологии, разрабатыва- ющая методы и средства выявления и измерения психо- логических особенностей человека, изучающая возмож- ности применения этих средств на практике. Психодиаг- ностика позволяет выявить и измерить выраженность у человека определенных индивидуально-психологических характеристик: уровень развития интеллекта, способнос- ти, свойства личности, интересы. Благодаря психодиаг- ностике можно выявить скрытые от непосредственного наблюдения причины поведения, поступков, успешнос- ти и неуспешности в деятельности, в том числе учебной,
в общении.
Для работы в школе особое значение имеют знания из области возрастной и педагогической психологии.
Возрастная психология, или психология развития, ис- следует развитие психики человека и ее особенностей на протяжении онтогенеза. Онтогенез - процесс индивиду- ального развития организма от рождения до смерти. Этот термин используется не только в психологии, но и в фи- зиологии, медицине, биологии. Возрастная психология включает детскую психологию, психологию индивидуального
развития взрослого человека и психологию старости. Она за- нимается изучением закономерностей психического раз- вития, психологических особенностей каждого возраста,
выявляет, как формируются, функционируют и распада- ются различные психологические структуры на разных возрастных этапах, как взаимодействуют на каждом этапе различные психологические образования, как происходит переход от одного возрастного периода к другому.
Педагогическая психология включает в себя психологию
обучения и психологию воспитания. Она изучает влияние процесса обучения и воспитания на формирование качеств личности, познавательные возможности человека, разви- тие его способностей и интересов, выявляет психологи- ческие закономерности обучения и воспитания, проявле- ние в них индивидуально-психологических особенностей
29

становлению основных психических процессов - внима- ния, памяти, мышления и т.п. Он может определить, по- чему ребенок учится ниже своих возможностей, выяснить,
почему дети не усваивают тот или иной учебный матери- ал, почему ребенок плохо себя ведет, не может дружить с одноклассниками. И не только определить, но и объяс- нить. Психолог располагает средствами, позволяющими ему предупредить возможные нарушения, отклонения в раз- витии ребенка. Эта работа называется психологической про-
филактикой. Ведет он работу и по преодолению имею- щихся нарушений. Такая работа называется психологичес-
кой коррекцией. Однако сделать все это психолог может только в тесном сотрудничестве с педагогами. Именно их постоянное сотрудничество может обеспечить такую рабо- ту школы, когда детям увлекательно и радостно учиться,
а взрослым - интересно работать.
Практический психолог образования решает множество повседневных вопросов и задач. Но главной целью его де- ятельности, целью существования психологической служ- бы образования в целом является психическое и психоло- гическое здоровье детей и подростков.
Психическое здоровье - состояние душевного благопо- лучия, полноценной психологической деятельности чело- века, выражающееся в бодром настроении, хорошем са- мочувствии, его активности. Основу психического здоро- вья составляет полноценное психическое развитие на всех этапах онтогенеза. Одной из важнейших целей психологи- ческой службы образования является создание психолого- педагогических условий, обеспечивающих такое развитие.
Психическое здоровье создает фундамент для более высо- кого уровня здоровья - здоровья психологического.
Психологическое здоровье характеризуется высоким уров- нем личностного развития, пониманием себя и других,
наличием представлений о цели и смысле жизни, способ- ностью к управлению собой (личностной саморегуляции),
умением правильно относиться к другим людям и к себе,
сознанием ответственности за свою судьбу и свое разви- тие. Конечно, на каждом этапе развития психологическое здоровье, как и здоровье психическое, имеет свою ярко выраженную возрастную специфику.
Каждый практический психолог для того, чтобы пол- ноценно работать в той или иной сфере практики, должен разбираться в ней. Медицинский психолог должен знать основы медицины, психолог, занятый в сфере психоло-
31

гии искусства, - разбираться в нем и понимать его, хоро- шо знать эстетику. Спортивный психолог - иметь знания по различным областям спортивной деятельности. Психо- лог образования, или детский практический психолог,
должен знать педагогику, дидактику, иметь представле- ние о методике. Только в этом случае он сможет хорошо работать, способствовать развитию детей, помогать детям и педагогам.
Однако для того, чтобы эта работа была по-настояще- му результативной, необходимо, чтобы и педагог знал пси- хологию. При этом важно, чтобы каждый из них уважал знания другого, признавал его профессиональную осве- домленность, профессиональные умения - его професси- ональную компетентность. Это обеспечит их эффективное профессиональное взаимодействие, позволит каждому из них работать лучше, приносить больше пользы и получать от работы больше удовольствия.
Вопросы и задания
1. В чем различие житейской и научной психологии?
2. Приведите примеры различных психических явлений, ос- новываясь на наблюдениях за собой или окружающими.
3. В чем отличие работы психолога-исследователя от психо- лога-практика?
4. Какие отрасли психологии наиболее важны для системы образования? Почему?
5. Как соотносятся психическое и психологическое здоровье?
6. Как изменялось представление о том, чем должна занимать- ся психология на протяжении истории развития этой науки?
7. Почему говорят, что психология - и очень старая, и совсем молодая наука? В чем различия между донаучной и научной пси- хологией?
8. Существует ли связь между представлениями о природе человека и пониманием предмета психологии?
9. С чем, по вашему мнению, связано существование множе- ства школ и направлений в психологии?
10. Какие направления в психологии, по вашему мнению,
наиболее полезны для учителя? Почему?

Человекознание (общая антропология) – система теоретического и практического знания, формирующаяся на стыке естественных, гуманитарных и технических наук, исследующая различные стороны и аспекты феномена человека. Характерной особенностью современного этапа изучения человека является подключение не только естественных или гуманитарных наук (это имеет исторические предпосылки), но и “синтетических” дисциплин: кибернетики, бионики, генной инженерии и др.

В человекознание вносят свой вклад следующие конкретные науки:

• биология (биологическая антропология), опираясь на анатомию и физиологию, выявляющая общее и специфическое человека как биологического вида, т.е. то, что объединяет и отличает его от других объектов органического мира;

• психология (психологическая антропология), изучающая функционирование психического отражения реальности в процессе деятельности человека и поведении животных, пытается выявить специфику человеческого сознания;

• история (историческая антропология), исследующая временную динамику, выявляющая этапы развития человека и человечества;

• социология (социальная антропология), рассматривающая специфику и законы функционирования человеческого сообщества.

По существу, современная система научного знания имеет отчетливо выраженное антропологическое измерение. Иначе говоря, можно выявить еще немало наук, ориентирующихся в большей или меньшей степени на изучение феномена человека.

Выделяются различные уровни исследования человека:

• индивид – человек как представитель рода, рассматриваемый со стороны его природных свойств и качеств;

• субъект – человек как познающий феномен и носитель предметно-практической деятельности;

• личность – человек как элемент социума, определивший свое место в динамике социокультурного развития.

При этом специальные науки (медицина, биология, психология и др.) акцентируют внимание на конкретных сторонах объекта исследования, что чрезвычайно важно, но явно не достаточно для адекватного изучения такого целостного явления, как человек. Поэтому большое значение имеет философское изучение феномена человека, поскольку именно философия исторически ориентирована на создание о нем целостного представления. Человек, таким образом, есть существо уникальное и специфическое, что осложняет формирование единой науки.

Человекознание — широкий круг знаний, охватывающий в той или иной мере все разделы духовной культуры, в центре которого находятся вопросы о том, что такое человек (в чем его сущность, или природа), как он взаимосвязан с окружающим миром, в чем смысл его существования, каким он должен быть, каким способом он может стать лучше. Под Ч. понимается то содержание духовной культуры, которое служит удовлетворению потребности людей в самосознании и самосовершенствовании.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Человекознание: предмет, основной принцип формирования, уровни рассмотрения.

Человекознание: предмет, основной принцип формирования, уровни рассмотрения.

Человекознание: предмет, основной принцип формирования, уровни рассмотрения.

Первым шагом человека в духовном творчестве и познании себя было создание мифов. Примечательно, что самыми распространенными среди них были антропогонические мифы, рассказывающие о происхождении человека, его отдельных органов, свойств или способностей. Историко-этнографическая коллекция мифов поражает своим сюжетным и поэтическим богатством: в ней отыскиваются и рассказы о космическом происхождении людей, и о процессе эволюционного преобразования обезьяны в человека. Большим разнообразием отличаются близнечные мифы и мифы о душе. Анализ огромного количества данных археологии, этнографии, мифологии, фольклористики и лингвистики позволяет с уверенностью предполагать зарождение у первобытного Homo sapiens сложной системы верований, обычаев и обрядов, опирающихся на идею о соединении в человеке 2 различных начал: души и тела (см. Анимизм, Дуализм, Психофизическая проблема). Говоря языком нем. классической философии, осознавшая себя душа первобытного человека возвысилась до состояния духа.

Смотреть что такое ЧЕЛОВЕКОЗНАНИЕ в других словарях:

ЧЕЛОВЕКОЗНАНИЕ

ЧЕЛОВЕКОЗНАНИЕ

ЧЕЛОВЕКОЗНАНИЕ

— широкий круг знаний, охватывающий все разделы духовной культуры, в центре которого находится человек. Ч. отвечает на вопросы о том, что такое чело. смотреть

Школа Выготского
Одна из ведущих в психологии, у истоков которой стоял Л. С. Выготский.
Возникла в середине 20-х гг. в Институте экспериментальной психологии.
Основной предмет исследования школы Выготского - развитие детской психики, проблемы социализации, воспитания, а также психологии художественного творчества (преимущественно детского).
Ключевой проблемой для школы в это время стало построение теории деятельности. Деятельность рассматривалась как универсальная психологическая категория, характеризующая сознательное поведение, направленное на практическое освоение действительности. В деятельности усматривалось достижение определенного единства между интеллектуальной и эмоциональной составляющими психики, между мышлением и речью.
Школа Выготского просуществовала до начала Великой Отечественной войны.
Школа внесла значительный, вклад в развитие 'деятельностного' направления в отечественной психологии, воспитательной педагогики, психологии художественного творчества.

Что определяет психические явления?
С.Л. Рубинштейн дал свой ответ на вопрос о том, что определяет психические явления - влияние среды или внутренние факторы. Он возражал против абсолютизации роли среды, которая была в то время едва ли не господствующей идеологической установкой, охватывавшей не только психологию, но и все естественные науки. Он выдвинул принцип, согласно которому внешние причины воздействуют на объект, в том числе и человеческую психику, через внутренние условия.

Психология индивидуальных различий
Направление связано с такими именами, как Б.М. Теплов(1896-1965), В.Д. Небылицын (1930-1972), В.С. Мерлин (1892-1982). В этом направлении получила содержательную психологическую разработку теория И.П. Павлова о типах высшей нервной деятельности. На ее основе была разработана психология индивидуально-психологических различий, или дифференциальная психология.
Психология индивидуальных различий занимается поиском и выделением наиболее существенных характеристик, определяющих психологический облик человека.
В русле этой теории получила новую разработку теория типов темперамента. Получила новую разработку и теория способностей. Было показано, что в основе способностей лежат врожденные особенности - задатки. Однако реальное развитие способностей осуществляется только в деятельности, создающей возможность для реализации и формирования этих способностей.

Психология отношений
Основателем этой теории был отечественный психолог, психоневролог и психотерапевт В.Н. Мясищев(1892-1973). Он исходил из представления о том, что всякий человек с самого рождения включен в систему общественных отношений. Эти отношения формируют его субъективные отношения к окружающему миру, другим людям и самому себе. Формирующаяся таким образом внутренняя система отношений составляет ядро личности человека. Именно она определяет особенности личности человека. Истинные отношения человека до определенного момента могут не проявляться, они существуют лишь потенциально и раскрываются лишь тогда, когда человек действует в очень значимой для него ситуации.
При этом личность В.Н. Мясищев рассматривал не как застывшее, раз и навсегда сформировавшееся психическое образование. Он подчеркивал ее динамичность, изменчивость под влиянием внешних, в первую очередь социальных воздействий.

Читайте также: