Анализ нод по познавательно исследовательской деятельности в доу
Обновлено: 02.07.2024
На основании годового плана работы ДОУ на 2016-2017 учебный год, плана внутрисадового контроля, приказа № 19 от февраля 2017 о проведении тематического контроля, план-задания к тематической проверке в период с 23 января по 16 февраля 2017 года была назначена комиссия в составе руководителя ДОУ , старшего воспитателя и учителя-логопеда для осуществления контроля по следующим направлениям:
1. Оценка профессионального мастерства по организации поисково-познавательной деятельности детей.
2.Оценка условий для организации познавательно-исследовательской деятельности детей в группах
3.Определить место познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в планах воспитательно-образовательной работы педагогов;
4. Анализ навыков познавательно-исследовательской деятельности детей;
5.Определить перспективы работы по повышению эффективности организации познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников.
Проведен анализ организации образовательной деятельности в ДОУ , по образовательной области познавательное развитие, направленное на формирование представлений об окружающем мире в процессе исследовательской, экспериментальной и проектной деятельности.
Цель тематической проверки: проанализировать особенности организации познавательно-исследовательской деятельности с дошкольниками в МДОУ
В ходе контроля по первому вопросу в соответствии с план-заданием проведен опрос педагогов с целью диагностирования уровня профессионального мастерства по организации познавательно-исследовательской деятельности.
Диаграмма №1 оценки профессионального мастерства по организации поисково-познавательной деятельности детей.
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_ood.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
ул. Ленина д.36, г. Невель, Псковская область,182500
по познавательному развитию с элементами экспериментирования
воспитатель высшей категории:
Демиденко Екатерина Ивановна
Развивать познавательную активность детей в процессе знакомства со свойством магнита.
Данное занятие было направлено на решение следующих задач :
Форма проведения занятия : игровая, познавательно-исследовательская деятельность.
Словесные – беседа, объяснение, художественное слово;
Наглядные – показ мультфильма, приемов работы;
Практические – игровые упражнения, самостоятельная работа;
Игровые – игровая мотивация (мы теперь ученые)
Занятие осуществлялось в соответствии с конспектом. Конспект составлен самостоятельно, в соответствии с задачами образовательной программы, соответствующими данному возрасту детей. Для реализации каждой задачи были подобраны приемы в интересной, занимательной форме. На занятии присутствовало десять детей.
Все моменты занятия логичны и последовательны, подчинены одной теме.
В занятии были интегрированы моменты из образовательных областей
- расширять представление о свойстве магнита – особенность притягивать железные предметы;
- актуализировать знания об использовании магнита человеком;
- формировать умения приобретать знания посредством проведения практических опытов, учить делать выводы
- создание поисковых, проблемных ситуаций активизировало мыслительную и речевую деятельность детей;
- закрепление умения ориентироваться в окружающей обстановке (когда была практическая поисковая деятельность)
- культура поведения в общественном месте – кинозале;
- приобщение к миру искусства (просмотр мультфильма)
Далее была создана проблемная ситуация посредством письма от детей, которые просят о помощи.
На каждый момент занятия я использовала наглядные пособия, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности. Считаю, что пособия использовала достаточного размера, эстетично оформленные. Их размещение и использование было рациональным, продуманным в учебном пространстве и занятии.
Я считаю, что работа на занятии проходила организованно, интересно, содержательно.
В ходе занятия формировались такие ценности как работа в команде, взаимодействие друг с другом и со взрослым.
В заключительной части занятия был подведен итог всей деятельности, используя метод анализа успешности выполнения заданий.
Дети в процессе работы вели себя активно. Каждый ребенок был включен в работу. Считаю, что мне удалось достигнуть выполнения поставленных задач. Планирую продолжать знакомить детей со свойствами магнита, и применение свойств магнита человеком.
Направление развития: познавательно-речевое (свойства и качества дерева и металла)
Образовательная область: познание.
Интеграция образовательных областей:
Цель: Создавать условия для систематизации и уточнения представлений о свойствах дерева и металла посредством экспериментирования.
1. Систематизировать и уточнить представления о свойствах металла и дерева.
2. Создавать условия для развития речи.
3. Создавать условия для развития логического мышления.
4. Способствовать диалогическому общению со сверстниками и воспитателем.
5. Обеспечить условия для выражения детьми своего мнения.
6. Создавать условия для экспериментирования.
Виды детской деятельности : игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская.
Методические приемы: сюрпризный момент, действия с предметами, дидактическая игра, элементарные опыты, наблюдение опыта, рассказ-беседа, рассматривание предметов, имитация действий, выполнение действий по словесной инструкции, объяснение педагога, оценка действий и деятельности детей.
Активный: металлический, деревянный, гладкий, холодный, теплый, прочный, хрупкий, тяжелый, легкий.
Пассивный: шероховатый, шершавый.
Материалы и оборудование:
2 коробки, большой гвоздь, карандаш,
молоток, гвозди, таз с водой, деревянные палочки по количеству детей, деревянные бруски, металлические пластины, картинки – раскраски, волшебный карандаш, мультимедийный проектор.
Ход НОД.
1. Организационный момент.
-Ребята, посмотрите к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся.
-А сейчас мы с вами возьмемся за руки и образуем круг. Сегодня мы вместе узнаем много нового и интересного, а еще мы будем работать с волшебным экраном (показываю на экран).
- Ребята, посмотрите что это? (дети смотрят на экран проектора). Правильно, к нам пришло смс-письмо. Вам интересно узнать что в нем? Читаю письмо: ««Здравствуйте, ребята, мы с карандашом большие друзья, но не можем никак решить, кто из нас прав?
(слайд № 3)Карандаш говорит, что он самый главный, вон, сколько нужных вещей делают из дерева!
А я-гвоздь утверждаю, что я главней, из металла гораздо больше нужных вещей делают!
-Ну, что ребята, поможем карандашу и гвоздю?
(Подходим к первому столу, на котором лежат две коробки).
-Посмотрите, ребята, какие красивые коробочки!
-Как вы думаете что в этих коробках?
-А как нам узнать в какой коробке гвоздь, а в какой карандаш?
-А если не смотреть, то, как можно узнать? (потрогать, понюхать, по звуку)
-Если мы пошумим или потрясем коробками, узнаем, в какой лежит гвоздь, а в какой карандаш?
-А по запаху можно различить?
-Как же нам узнать?
-Ну, что откроем коробочки? (да)
-Из чего сделан карандаш? (из дерева)
-Из чего сделан гвоздь? (из железа, металла)
2. Основная часть
Посмотрите, на столе разложены картинки, на которых изображены предметы, сделанные из разных материалов. Выберите картинки, предметы на которых сделаны из дерева и картинки, предметы на которых сделаны из металла.
-Назовите, какие предметы делают из дерева? (Стол, стул, кровать, диван, дверь)
-А какие предметы делают из металла. (Ложка, вилка, кастрюля, плита)
-Что мы можем сказать? (есть много предметов и из дерева, и из металла)
2. Сравнение дерева и металла.
(слайд №4)Привлекаю внимание к экрану.
- Что ему ответит Карандаш, как вы думаете? Давайте узнаем, чем предметы из дерева отличаются от предметов, сделанных из металла?
-Возьмите металлическую пластину, обследуйте ее, затем деревянный брусок.
-Отличаются ли они? Чем?
-Какие они на ощупь?
-Какая поверхность у металлической пластины? (гладкая)
-А какая у деревянного бруска? (шероховатая, шершавая).
-Теперь приложите к одной щеке брусок, а к другой пластину.
Что вы чувствуете? (Пластина – холодная. Брусок – теплый)
-Какой вывод можно сделать? (металл – холодный, а дерево – теплое).
И Карандаш гордится этим.
-А еще он говорит, что дерево мягче металла.
-Как вы думаете, прав Карандаш?
Вбиваю гвоздь в дерево, затем в металлическую платину.
- Какой можно сделать вывод? (дерево мягкое, а металл твердый) .
- Давайте проверим другим способом. Проверим? Возьмите в руки гвоздь и попробуйте сломать его. Не получилось! Значит, он какой? (прочный) Теперь попробуйте сломать деревянную палочку. Что можно сказать? (спичка хрупкая).
- Какой можно сделать вывод? (дерево хрупкое, металл – прочный).
-Ребята, посмотрите на наш волшебный экран. Гвоздик и карандаш такие красивые! Они вам улыбаются потому, что вы молодцы! Они вас приглашают потанцевать, вставайте в круг (провожу физкультминутку под музыку).
- Гвоздик и Карандаш отправились в обратный путь в свою сказочную страну. Шли они, шли и вышли к речке.
А Гвоздик призадумался. Как вы думаете почему?
- Давайте проверим, что поплывет, а что потонет?
-Какой можно сделать вывод? (металл тяжёлый, а дерево легкое.)
-А у нас здесь есть еще предметы. Что это? (матрешки и железные человечки).
-Как железным человечкам перебраться на другой берег? (на лодке).
- Так наши друзья и поступили.
Перебрались на другой берег.
Гвоздь: Как я устал!
Карандаш: А я есть очень хочу!
Гвоздь: Давай сварим уху.
Карандаш: Я пойду рыбу ловить, и я пойду.
Гвоздь: А кто будет костер разводить?
- Ребята, как вы думаете, кому нужно костер разводить, а кто пойдет рыбу ловить.
(карандаш должен рыбу ловить, он воды не боится. Гвоздь – костер разводить он не боится огня.)
-Сварили друзья ухи, сели есть.
Потом друзья отправились в путь к новым приключениям.
3. Заключительная часть
Итог НОД. Привлекаю внимание к экрану.
_Скажите, нам удалось помирить гвоздя и карандаша? Что мы доказали сегодня? (что карандаш и гвоздь для нас оба важны).
- У меня есть волшебный карандаш. Передавая его друг другу, назовите какие свойства дерева или металла вы сегодня узнали. ( Дерево: шершавое, шероховатое, легкое, теплое, мягкое, хрупкое. Металл: гладкий, тяжелый, холодный, прочный, твердый).
Привлекаю внимание на экран.
-Ребята, карандаш и гвоздик так вами довольны, что решили на память подарить вам картинки - раскраски, чтобы вы помнили о свойствах дерева и металла. Подходите к столу и выбирайте любую.
-А я прощаюсь с вами, вы мне очень понравились.
Самоанализ занятия.
Тема: Приключение карандаша и гвоздика
Дата проведения: 02.03.2017
Воспитатель: Артонова Наталья Петровна
Возрастная группа : подготовительная к школе группа (6-7 лет)
Цель: Создавать условия для систематизации и уточнения представлений о свойствах дерева и металла посредством экспериментирования.
1. Систематизировать и уточнить представления о свойствах металла и дерева.
2. Создавать условия для развития речи.
3. Создавать условия для развития логического мышления.
4. Способствовать диалогическому общению со сверстниками и воспитателем.
5. Обеспечить условия для выражения детьми своего мнения.
6. Создавать условия для экспериментирования.
Анализ целей и задач.
Занятие проводилось в подготовительной группе. Занятие состояло из трех этапов взаимосвязанных между собой, в ходе которых дети поэтапно выполняли различные действия. Данная структура вполне оправдана, так как каждый этап занятия направлен на решение определенных задач и предлагает выбор методов и приемов. Цели и задачи соответствуют целевым ориентирам ФГОС ДО. Для достижения цели создана образовательная среда, цели и задачи соответствуют возрастным возможностям. Прослеживается связь целей и задач с темой образовательной деятельности. Задачи были сформулированы конкретно и соответствовали уровню развития группы.
Анализ организации организованной образовательной деятельности.
Дети показали знания программного материла, сами добывали знания. Преобладали вопросы проблемно-поискового характера. Для активизации детей были использованы следующие методы:
1. Словесный (беседа, вопросы к детям, поощрение);
2. Наглядно - демонстрационный (мультимедийный проектор, картинки);
3. Практический (элементарные опыты);
и приемы: сюрпризный момент, пояснения, указания, показ, поощрение, анализ, беседа, подведение итогов.
Выполнению поставленных мной задач так же помогали наводящие вопросы, которые подталкивали детей на самостоятельные высказывания. Вопросы и задания подбирались так, чтобы все дети могли на равных участвовать в работе. Вопросы были просты и понятны детям, если вопрос вызывал затруднение, то создавалась проблемная ситуация, что активизировало мыслительную речевую деятельность, приводило к необходимости самостоятельно находить решение. Старалась вызвать интерес у детей к виду деятельности, разнообразить материал и задания, создать доброжелательную атмосферу в процессе занятия, четко формулировать вопросы, соответствующие уровню развития детей, задачам занятия (обращение к опыту детей, создание проблемных ситуаций).
Анализ занятия открытия нового знания.
В начале занятия использовала приемы, позволяющие вызвать у детей внутреннюю потребность включения в деятельность, детям было предложено помочь карандашу и гвоздю в их споре, таким образом дети были включены в деятельность. Данный прием соответствует возрастным и индивидуальным особенностям детей. При подготовке к занятию был подобран и изготовлен раздаточный материал, с учетом возрастных особенностей, интереса детей.
Все элементы занятия логически между собой объединены общей темой.
Анализ образовательной деятельности.
Старалась вызвать интерес у детей к виду деятельности, разнообразить материал и задания. Объем информации был достаточный. В ходе образовательной деятельности сочетались различные формы работы:
-групповая;
В ходе занятия старалась сохранить у детей интерес и осознанное отношение к выполняемой деятельности.
Занятие состоит из мотивационно - ориентировочного, поискового, практического, рефлексивно-оценочного этапов. Для развития познавательного интереса и познавательной активности на протяжении всего образовательного процесса, дети проявляли инициативу, самостоятельность. Для реализации каждой задачи я подобрала приемы, которые помогли их решить. Приемы были основаны на опытно-экспериментальных действиях, в которых я старалась побуждать детей к активной речевой деятельности, умению формулировать выводы. Материал для образовательной ситуации был подобран на доступном для детей уровне, соответствовал их психологическим и возрастным особенностям и был рационален для решения поставленных целей и задач. Дети были активны, внимательны, чувствовали себя комфортно. Во время занятия преобладал диалогический стиль общения. Поощряла и поддерживала детей в выдвижении разных гипотез и выводов.
Я считаю, что выбранная мной форма организации занятия была достаточно эффективной, динамичной. Стиль общения преобладал демократический. Старалась быть для детей партнером, помощником, соблюдать нормы педагогической этики и такта. Свои высказывания старалась строить грамотно и доступно для понимания детей, побуждала детей к проявлению инициативы и самостоятельности, поощряла мнения и выводы детей.
Данная структура занятия вполне оправдана. Так как каждый этап занятия направлен на решение определённых педагогических задач и предлагает выбор адекватных методов и приёмов. Дети могли самостоятельно проводить опыты, формулировать выводы, выражать свое мнение. Таким образом считаю, что поставленные в занятии задачи были выполнены. Занятие своей цели достигло.
Цель: оценить целесообразность использованных форм и методов работы воспитателя.
Занятие соответствует конспекту, возрастной группе, теме недели. Весь необходимый материал к занятию заранее подготовлен, эстетически оформлен, рассчитан на каждого ребёнка, соответствует санитарным нормам.
Занятие состоит из нескольких этапов, взаимосвязанных между собой, в ходе которых дети последовательно выполняют различные действия:
- составление описательного рассказа о яблоке,
- посадка семян яблок в горшочек,
Данная структура вполне оправдана, так как каждый этап занятия направлен на решение определенных задач. Все элементы занятия логически между собой объединены общей темой.
Для активизации детей воспитатель применяет следующие методы:
- наглядные (картинки, яблоки разного цвета и размера);
- словесные (беседа, вопросы к детям, поощрение);
- практические (выдавливание яблочного сока, посадка семян в горшочек).
В ходе занятия воспитатель использует такие приемы, как: сюрпризный момент (посылка и приход Зайца), пояснения, указания, поощрения, показ, анализ, беседа, подведение итогов. Сочетала групповую и индивидуальную форму работы.
Стоит отметить, что воспитатель для выполнения поставленных задач, использует наводящие вопросы к детям, которые подталкивают детей на самостоятельное высказывание. Вопросы и задания подбираются так, чтобы все дети могли на равных участвовать в беседе и работе. Вопросы просты и понятны детям, если вопрос вызывает затруднение, то создается проблемная ситуация, которая активизирует мыслительную речевую деятельность, приводит к необходимости самостоятельно находить решение. Объем информации достаточный для данного возраста детей.
На протяжении всего занятия воспитатель поддерживает детский интерес, осознанное отношение к выполняемой деятельности (делаем сок для Зайчика, чтобы он выздоровел), создает доброжелательную атмосферу. Дети активны, внимательны, чувствуют себя комфортно; показывают достаточный уровень знаний.
На протяжении всего занятия воспитатель выступает для детей партнером, помощником, соблюдает нормы педагогической этики и такта.
Поставленные цели достигнуты. Занятие проведено на достаточном уровне.
РЕКОМЕНДАЦИИ:
Продолжать формировать у детей интерес к познавательно-исследовательской деятельности.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Самоанализ непосредственной образовательной деятельности по экспериментированию в 1 старшей группе
Арестовой Ольги Анатольевны.
НОД проводилось с подгруппой детей 5-6 лет.
Была поставлена ц ель:
Создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирование.
Предполагалось решить следующие задачи:
Образовательные:
Упражнять в умении анализировать, делать выводы, развивать логическое мышление.
Учить в проблемной ситуации находить правильное решение.
Развивающие:
Развивать мыслительные процессы: внимание, мышление, память.
Познакомить со свойствами воды, подсолнечного масла.
Воспитательные:
Воспитывать желание достигать цели в проблемной ситуации.
Воспитывать желание помогать другим и друг другу в выполнении коллективного задания.
Это помогло мне раскрыть тему ярко, интересно.
Для обеспечения интереса детей к теме, эмоционального отклика на нее я использовала мотивацию, что нам в группу пришло письмо и пригласительный в Сказочную страну, куда мы с детьми и отправились, а в дальнейшем создала проблемную ситуацию, что нужно помочь жителям этой страны.
НОД состояло из трех частей. Первая часть- чтение письма и отправление в Сказочную страну; вторая- помощь жителям сказочной страны(проведение, непосредственно, самих опытов); третья- выполнение индивидуального задания(рисование невидимых рисунков ).
Для решения поставленных задач я использовала следующие методы и приемы: пояснения, указания, показ, команды, игровой прием, художественное слово, поощрение, помощь ребенку, анализ, вводная беседа.
Я не забываю, что игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, поэтому использовала следующие игровые приемы: полет на ковре самолете, игры с водой и бумагой.
В ходе НОД для обеспечения работоспособности детского коллектива использовала следующие формы организации детской деятельности:
- Работа малыми подгруппами, где сначала делают девочки, а потом мальчики.
- Работа коллективная, где все ребята очищали пруд от мусора.
- Индивидуальная, где дети перебирали крупы, а также рисовали каждый свой рисунок.
В процессе НОД дети были активны, им было интересно выполнять опыты и смотреть, как делала эксперименты я.
У детей сохранялся интерес до самого конца Они были внимательными и общительными.
Подводя итог я привлекла к этому детей, попросила высказаться, куда мы путешествовали, кому помогали, что интересного вам запомнилось.
В конце их ожидал сюрприз и подарки.
ВЫВОДЫ: – Заявленная тема полностью соответствовала содержанию НОД . Я считаю, что мне удалось полностью реализовать поставленные задачи.
Читайте также: