Проект лыжня россии в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

Формировать у детей интерес к зимним видам спорта через игру, веселые эстафеты, продемонстрировать, как можно больше развлечений в зимнее время года.

  1. Закрепить приобретённые умения и навыки на занятиях по физической культуре.
  2. Развивать ловкость и быстроту двигательной реакции, координацию движений.
  3. Воспитывать чувство коллективизма, смелость, уверенность в себе.
  4. Повышение положительного эмоционального фона.

Контингент: дети старшего дошкольного возраста.

Место проведения: спортивная площадка на улице на территории детского сада (лыжня, обозначенная флажками), площадка для построения и проведения эстафет.

Оборудование: лыжи (без палок) по количеству участников, 2 санок, флажки, цветные платочки по количеству детей, конусы-ориентиры, снежные комочки, канат, магнитофон, фонограмма детских и плясовых песен, майки-номера, призы.

- Здравствуйте, ребята. Сегодня мы пришли сюда на праздник, посвященный дню лыжника. Я смотрю, все ребята готовы принять участие в наших соревнованиях. Вы, как настоящие спортсмены сейчас получите свой номер, оденете вот эти майки и побежите лыжный кросс. Дистанция большая, как у настоящих спортсменов. Вы готовы пройти ее на лыжах? Молодцы! Тогда надевайте свои номера, облачайтесь в лыжи и выходите на старт. Посмотрите – наша лыжня обозначена красными флажками. Они помогут вам ориентироваться, куда нужно бежать. Только будьте осторожны, не толкайтесь, не ругайтесь – будьте дружными и вежливыми. Итак, готовы? На старт, внимание… Марш!

Дети пробегают обозначенную дистанцию на лыжах. На финише фиксируются победители.

- Молодцы, ребята! Все справились. У нас и победители есть: среди мальчиков к финишу первый пришел Сережа, а среди девочек первая оказалась Маша. Все остальные тоже молодцы –все старались, стремились к победе!

А наш праздник продолжается. Вас ждут веселые эстафеты. Давайте разделимся на две команды: команда мальчиков и команда девочек. Занимайте свои места, команды.

4. Молодцы, со всеми заданиями справились! А теперь давайте посмотрим, чья команда сильнее, сплоченнее, дружнее. Вы будете перетягивать канат. Девочки, вставайте справа, а мальчики – слева. Готовы? Тогда на старт, внимание… марш!

- Отлично! А теперь давайте поиграем.

- Хорошо играли, дружно! А сейчас также дружно давайте плясовую заведем. Ладошками похлопаем, ножками потопаем. Веселее музыка играй! Наши ножки сами в пляс пускаются.

Ну что, не устали? А праздник продолжается – сейчас будет праздничное чаепитие. Ах, какой вкусный чай на морозе, горячий сладкий чай.

- Ребята, наш праздник подходит к концу. Сегодня вы участвовали в самых настоящих лыжных соревнованиях. Вы все старались, стремились победить. А спортсменов принято награждать призами – вот сейчас я вас всех поздравлю и вручу вам настоящие лыжные шапочки. Вы настоящие спортсмены. Молодцы, поздравляю вас! Наши соревнования объявляю закрытыми. До свидания!

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Старший дошкольный возраст

Разработчики проекта : инструктора по физической культуре: Попова Т.Ю.

Сроки реализации: с 1 декабря 20017г по 28 февраля 2018г.

Руководитель: инструктор по физической культуре Попова Т.Ю.

Участники проекта: Инструктора по физической культуре, педагоги, заведующий, старший воспитатель, родители.

Вид проекта: практико-ориентированный, коллективный

Актуальность проекта
Мир ребенка - это прежде всего движения, непрекращающаяся ежедневная и многочасовая двигательная активность. И она не утомляет, не угнетает, а "строит" его. Наиболее качественным "строительным материалом" является двигательная деятельность, основанная на использовании природных факторов и обеспечивающая связь и всестороннее взаимодействие детского организма с внешней средой существования.

Среди многочисленных средств физкультурно-оздоровительной деятельности территориально-климатические условия Оренбургской области создают уникальные возможности для использования лыж и через них целого комплекса целительно-оздоровительных естественных природных факторов: для занятий, прогулок, игр, развлечений на лыжах характерно достоинство.

"Микробы не любят холода. Они так же, как и животный организм, любят температуру выше нуля, и мороз на них действует губительно. Земля, покрытая надолго слоем снега, не позволяет микробам возрождаться и не шлет в воздух клубы пыли. На свежем, морозном воздухе обмен веществ совершается быстрее, улучшается аппетит, исчезают многие недуги. И люди, не боящиеся морозного дня, подвергающие свое тело влиянию физических упражнений, связанных с тем или иным видом спорта, особенно чувствуют на себе оздоравливающее влияние напоенного кислородом, более чистого морозного воздуха".

При передвижении на лыжах в достаточно энергичную и продолжительную работу включаются все крупные мышцы человека. Благодаря этому происходит интенсивное насыщение организма свежим, морозным, живым воздухом, который и является основой здоровья, фундаментом гармоничного развития ребенка. Ходьба на лыжах положительно влияет на формирование свода стопы, а также оказывают благоприятное влияние и на формирование осанки.

Ходьба на лыжах – один из самых привлекательных, доступных и эффективных видов спорта, но вместе с тем, в настоящее время как в образовательных учреждениях (детских садах, школах) так и в плане активного семейного отдыха ему уделяется недостаточно внимания. Начальная лыжная подготовка включена во все основные общеобразовательные программы дошкольного образования. Однако практически, в связи с организационными и методическими трудностями, систематические занятия начальной лыжной подготовкой часто заменяются подвижными играми и упражнениями или проводятся нерегулярно, что снижает их оздоровительную и развивающую эффективность.

Цели и задачи проекта

Цель.: создание мотивации у субъектов образовательного процесса (воспитанников, родителей) к занятиям лыжными видами спорта, формирование у воспитанников умений и навыков по начальной лыжной подготовке , представлений о лыжных видах спорта

Усвоить знания о лыжных видах спорта.

Освоить навыки лыжной подготовки: ходьбу скользящим шагом, добиваясь переноса тела с одной ноги на другую, удлиняя шаг и повороты переступанием.

Укрепить основные группы мышц ног, плечевого пояса, и спины, сердечно-сосудистую и дыхательную системы.

Повысить показатели основных физических качеств (силы, выносливости, быстроты и др).

Сформировать потребность в здоровом образе жизни и регулярных занятиях физкультурой и спортом.

Приобрести знания по начальной лыжной подготовке детей старшего дошкольного возраста.

Создавать условия для закрепления у детей умений и навыков по начальной лыжной подготовке, приобретенных у детском саду.

Принимать активное участие в проводимых ДОУ спортивных праздниках, лыжных соревнованиях.

Изучить современные технологии по начальной лыжной подготовке воспитанников дошкольного возраста;

Разработать планирование на холодный период года по начальной лыжной подготовке и знакомству с лыжными видами спорта;

Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком по приобщению к здоровому образу жизни и занятиям лыжными видами спорта.

Целевая группа проекта

Проект адресован воспитанникам старшего возраста, воспитателям и родителям. Реализация данного проекта поможет сформировать у воспитанников и их родителей интерес к лыжному спорту. Воспитанники приобретут умения и навыки по начальной лыжной подготовке.

Родители создадут благоприятные условия для занятий детей ходьбой на лыжах, станут активными участниками мероприятий в дошкольном образовательном учреждении.

Механизм реализации проекта

В ходе реализации проекта использовались следующие формы работы:

Непосредственная образовательная деятельность на воздухе – 1 раз в неделю по 25 - 30 минут.

Ежедневная ходьба на лыжах во время прогулки.

Проведение Лыжной недели в ДОУ (08.01.-12.01.2018г.)

Просмотр презентаций, альбомов, телепередач, чтение художественных произведений.

Лыжные гонки внутри детского сада.

Физкультурные праздники и развлечения с включением лыжных эстафет.

Основные методы, используемые при проведении непосредственной образовательной деятельности по начальной лыжной подготовке:

1. Наглядные – показ физический упражнений, слуховые, зрительные ориентиры (флажки, палки, бубен), непосредственная помощь инструктора по физической культуре.

2. Словесные – описание движений, объяснение, рассказ, беседа, указания, команда;

3. Практические – повторение движений, упражнения, применение элементов соревнования и т.д.

Сроки реализации проекта

Продолжительность реализации проекта 3 месяца : с 1 декабря 20017г по 28 февраля 2018г.

Этапы реализации проекта

5. Разработка план реализации проекта
6. Подготовка лыжни.

В детском саду состоялось физкультурно-спортивное мероприятие в рамках Всероссийской лыжной гонки "Лыжня России - 2021". Дети старшего дошкольного возраста стартовали и финишировали один за другим. Они не сошли с дистанции и благополучно пересекли финишную черту. А главное - получили заряд бодрости и массу положительных эмоций! Это мероприятие на протяжении многих лет объединяет любителей лыжного спорта. Воспитанники детского сада с большим удовольствием участвуют в забеге каждый год.

Воспитатели провели беседы с детьми об осознанном отношении к занятиям спортом и ведению здорового образа жизни.

Ребята с азартом следили за участниками забега и горячо болели за своих друзей

Цель проекта: формирование двигательных навыков по обучению детей ходьбе на лыжах с учетом их физиологических особенностей.

  • приобрести знания по начальной лыжной подготовке детей старшего возраста;
  • создавать условия для закрепления у детей умений и навыков по начальной лыжной подготовке, приобретенных в детском саду;
  • принимать активное участие в проводимых МБДОУ спортивных праздниках, и походах.
  • изучить современные технологии по начальной лыжной подготовке воспитанников дошкольного возраста;
  • разработать перспективное планирование по начальной лыжной подготовке и знакомству с лыжными видами спорта;
  • способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком по приобщению к здоровому образу жизни и занятиям лыжными видами спорта.

Методы и приемы:

  • наглядные: показ физических упражнений; слуховые, зрительные ориентиры (флажки, палки, бубен);
  • словесные: описание движений, объяснение, рассказ, беседы, указание, команды;
  • практические: повторение движений, применение элементов соревнования.

В деятельности детей:

  • приобретение умений и навыков начальной лыжной подготовки для дальнейшего их совершенствования в подготовительной группе и на уроках физкультуры в школе;
  • повышение уровня физической подготовленности воспитанников;
  • оздоровление и закаливание детского организма;
  • формирование устойчивого интереса к лыжным видам спорта.

В деятельности родителей:

  • повышение интереса родителей к укреплению здоровья и совершенствованию физического развития детей посредством ходьбы на лыжах;
  • создание условий для занятий ходьбой на лыжах в детском саду (обеспечение соответствующей формой одежды) и в условиях семейных прогулок;
  • формирование традиций семейных лыжных прогулок;
  • активное участие в проводимых МБДОУ спортивных праздниках, лыжных походах.

В деятельности педагога:

В процессе реализации проекта будут созданы:

Этапы реализации проекта:

1 этап - подготовительный

2 этап – основной, реализация проекта

3 этап – заключительный

1. Определение темы проекта;

2. Изучение литературы и интеренет-ресурсов по теме;

3. Написание плана работы;

4. Оснащение пед.процесса (приобретение лыж, оформление альбомов, презентаций, видеороликов)

Возрастная группа: Подготовительная группа

Область основной общеобразовательной программы Художественно – эстетическое развитие

Целеполагание Цель: Воспитание интереса к зимним видам спорта, желание самим участвовать в лыжных гонках.

Образовательные: Расширять представления детей о зимних видах спорта (лыжные гонки, биатлон, прыжки с трамплина, горнолыжный спорт, слалом, фристайл) Закреплять умения детей лепить человека в движении, использовать приемы лепки из целого куска и по частям. Отрабатывать приемы лепки: сглаживание, вытягивание, сплющивание.

Развивающие: Развивать познавательную инициативу. Развивать конструктивное мышление, творческие способности, фантазию.

Воспитательные: Воспитывать уважение к спортсменам, патриотическое чувство гордости за Российских спортсменов – победителей в разных международных соревнованиях.

Речевые: Расширять словарный запас детей (биатлон, трамплин, слалом, горнолыжный спорт, фристайл, переходящий кубок)

Картинки со спортсменами - лыжниками

Флаг России, доски для лепки по количеству детей, пластилин, стеки, тряпочки для рук, по две палочки на каждого.

Методы и приё мы: Практические: лепка фигурок лыжников

Наглядные: картинки с изображением лыжников

Словесные: Беседа, чтение стихов, загадок

Виды детской деятельности Коммуникативная, познавательная, двигательная.

Определение целей, которые

ставит педагог перед детьми на

данном этапе совместной деятельности:

-описание методов мотивирования

(стимулирования)

детей в ходе образовательной

деятельности 1. Организационный этап.

Дети обращают внимание на макет лыжной трассы, рассматривают её.

2. Мотивационно – ориентировочный

Воспитатель: Как вы думаете, что это такое?

- Куда же подевались все спортсмены?

Дети отвечают (предполагают)

Воспитатель: Посмотрите, какие маленькие лыжи тут остались. Наверное, маленькие человечки испугались, спрятались. Как мы можем показать им, что тоже любим спорт?

изложение основных положений нового материала;

-описание методов, способствующих решению поставленных задач;

-описание основных форм и

индивидуальной, групповой деятельности детей;

-постановка целей самостоятельной работы для детей;

3. Поисковый этап

- Какие соревнования на лыжах можно провести на такой трассе?

*Очень трудно быть, не спорьте,

Самым метким в этом спорте.

Просто мчаться по лыжне - то под силу даже мне.

Сам попробуй бегать день, а потом попасть в мишень,

Лежа навзничь, из винтовки. Тут нельзя без тренировки!

А мишень тебе не слон. Спорт зовётся … (Биатлон)

*Трудно, что ни говори, мчать на скорости с горы!

И препятствия стоят — там флажков есть целый ряд.

Лыжнику пройти их надо. За победу ждёт награда,

Хлынут поздравленья валом. Этот спорт зовётся.

*Он на лыжах, но как птица, Может в небе появиться. Оттолкнётся и вперёд, отправляется в полёт.

(Прыжки с трамплина)

*Риска, скорости любитель, снежных склонов покоритель, Мчится он, как метеор, с высоченных самых гор!

(Горные лыжи)

*Может, это всё нам снится –

Лыжник, как танцор, кружится.

Кувырок, потом прыжок,

Ни один не сбит флажок. (Фристайл)

* Есть лекарство от тоски: Надеваю две доски,

В руки я беру две палки, С ветерком играю в салки!

Что же это? Говори же! (Лыжи)

Воспитатель: - сейчас внимательно посмотрите на лыжника, который бежит на лыжах. Ребята, какое у него тело?

Прямое, или оно наклонено вперёд? (ответы)

-Правильно, туловище лыжника наклонено вперёд, а голова низко опущена.

- Как одет лыжник?

-из каких частей состоит лыжник?

Работа с лесенкой – моделью трудового процесса

Захотели мы сделать лыжника

Что нам нужно? Какой материал? Какие инструменты?

Какие действия мы будет производить? Что вначале, что затем. Что в итоге получится?

(выкладывание на лесенке)

Физкультурник на дорожке тренирует свои ножки.

Высоко их поднимает. Бодро. Весело шагает.

Руки в стороны развёл и тихонечко пошёл.

Руки вниз, затем вперёд, прыгнул, сделал поворот.

Физкультурой заниматься любит маленький народ.

4. Практический этап

А сейчас давайте вспомним, что нам нужно

(работа с лесенкой)

*Мы задумали слепить лыжника.

*Нам нужен пластилин, лыжи

*Какие инструменты потребуются

*Как мы будем делать причёску

Какой результат нас ждёт?

Самостоятельная работа детей по лепке лыжника.

Готовые поделки располагаются на макете, им присваиваются номера (закрепляется на груди или спине)

подведение итогов совместной

-описание положительных действий детей;

использования полученных качеств. 5. Рефлексивно-оценочный

Как вы думаете вернуться маленькие человечки на трассу?

Что нового вы узнали сегодня?

Было ли вам трудно? В чём?

С кем вы можете поделиться своими знаниями?

Где могут пригодиться эти знания?

Когда как ни в зимнее время года остро встает вопрос о здоровье ребенка. Именно в период простудных заболеваний актуальность занятиями спортом и физкультурой возрастает. Физическая активность на свежем воздухе влияет не только на здоровье, но и на умственное развитие, ведь насыщение мозга кислородом происходит ещё интенсивнее. Многообразие форм физической активности на улице позволяет усваивать детьми разнообразные движения, пополняя свой двигательный опыт.

По мнению многих экспертов в области медицины и спорта самый полезный вид зимнего развлечения – это лыжные прогулки. В каждой уральской семье принято проводить активный отдых на лыжне или на катке. Поэтому лыжи или коньки есть в каждом доме, а если и нет, то их часто берут напрокат.

Всего пару прогулок на лыжах в неделю могут укрепить суставы, мышцы ног, рук и спины, что позволяет сохранить хорошую осанку. При передвижениях на лыжах учащается дыхание и сердцебиение, тем самым тренируя дыхательную и сердечно-сосудистую системы.

В дошкольном возрасте, особенно в 5-6 лет происходит процесс увеличения мышц, интенсивно развивается опорно-двигательный аппарат, повышается работоспособность сердца, нарастает глубина дыхания. Всё это говорит о том, что в этот возрастной период расширяются двигательные возможности детей. Поэтому прогулки и игры на лыжах не только полезны, но и необходимы дошкольникам.

Несмотря на то, что лыжная подготовка включена во многие общеобразовательные программы дошкольного образования, в настоящее время в детских садах, лыжному спорту уделяется очень мало внимания. Из-за отсутствия спортивного инвентаря и мест для его хранения, множества трудностей, связанных с организацией занятий. Во многих детских садах обучение детей ходьбе на лыжах заменили обычными играми на свежем воздухе.

Цели и задачи проекта

Цель: Создание эффективных здоровьесберегающих условий для укрепления здоровья и общего физического развития детей старшего дошкольного возраста посредством применения нестандартного оборудования: мини лыжи.

Задачи проекта:

-Формировать у воспитанников интерес к физической культуре, через занятия по лыжной подготовке.

-Совершенствовать деятельность основных физиологических систем организма посредством спортивных упражнений на мини лыжах.

-Способствовать воспитанию морально-волевых качеств.

-Способствовать укреплению здоровья и улучшению общей физической подготовленности детей.

-Закладывание азов правильной техники лыжных ходов у детей старшего дошкольного возраста.

-Повышение показателей основных физических качеств (силы, выносливости, быстроты и др.).

-Способствовать вовлечению родителей к совместным с детьми семейным прогулкам на лыжах и приобщению к здоровому образу жизни.

Методы и формы работы, реализующие задачи проекта

В ходе реализации проекта использовались следующие формы работы:

-Непосредственная образовательная деятельность на воздухе – 1 раз в неделю по 25 - 30 минут.

-Организованное занятие на прогулке во второй половине дня 25-30мин.

-Проведение отдельных видов подводящих упражнений по лыжной подготовке в зале во время занятий по физической культуре;

-Проведение Фестиваля зимних видов спорта

-Самостоятельные прогулки на лыжах с семьей.

Основные методы , используемые при проведении занятий по начальной лыжной подготовке в старшей группе:

1. Наглядный метод представлен в виде демонстрации видеозаписей, предметных картинок, непосредственным показом инструктором по физической культуре упражнений.

2. Словесный метод широко представлен объяснением, описанием движений, инструктажем;

3. Практический метод:

3.1. Метод упражнений представлен многократным повторением практического действия с интервалами отдыха и выполнением упражнения после показа в целом и по частям.

Для приобщения и заинтересованности детей к занятиям на мини лыжах, применялись следующие методы:

Игровой метод представлен квестами, неожиданными моментами с выполнением миссии, играми.

Соревновательный метод, представлен эстафетами и состязательными моментами.

1.4. Ожидаемые результаты

Дети имеют представление о разновидностях лыжного спорта.

Сформирован устойчивый интерес к занятиям по физической культуре на свежем воздухе на мини-лыжах.

Дети старшей группы владеют первоначальными навыками передвижения на лыжах и техниками лыжных ходов.

Положительная динамика показателей развития физических качеств детей старшего дошкольного возраста.

Под влиянием лыжных занятий уменьшены простудные заболевания детей.

Сформирован интерес и повышена активность родителей по укреплению здоровья детей посредством совместных прогулок на лыжах.

Этапы реализации проекта

Продолжительность реализации проекта 4 месяца: 02.11.2020- 12.03.2021

Этапы реализации

Содержание работы

1. Выбор темы проекта, формирование цели;

2. Подбор материала по теме проекта;

3. Сбор информации по теме проекта.

Инструктор по физической культуре

1. Участие в родительском собрании с консультацией для родителей «Роль совместного активного отдыха на свежем воздухе в зимнее время года;

2. Утверждение плана работы по проекту;

3. Приобретение инвентаря;

4. Знакомство на утренней зарядке с персонажем «Снеговичком-Лыжовичком;

5. Мониторинг здоровья и физической подготовленности детей.

- инструктор по физической культуре;

- дети старшего дошкольного возраста;

2. Просмотр обучающих видеороликов и мультфильмов;

3. Беседы и презентации по ознакомлению с разновидностями лыжного спорта;

4. НОД по лыжной подготовке на воздухе;

5. Свободное катание на лыжах во второй половине дня на улице;

6. Выполнение подводящих и обучающих упражнений на занятиях по физической культуре в зале;

7. Консультации для родителей о здоровом образе жизни и укреплении здоровья детей в семье;

- инструктор по физической культуре;

- дети старшего дошкольного возраста;

1. Повторный мониторинг здоровья и физической подготовленности детей.

Презентация проекта на педагогическом совете ДОУ

- инструктор по физической культуре;

- дети старшего дошкольного возраста;

1.6. План-график мероприятий в рамках проекта

Содержание мероприятия

1. Консультация для родителей «Роль совместного активного отдыха на свежем воздухе в зимнее время года. Цель: привлечь родителей к совместным с детьми занятиям лыжным спортом;

2. Знакомство на утренней зарядке с персонажем «Снеговичком-Лыжовичком, который расскажет о пользе катания на лыжах. Цель: Познакомить детей с оздоровительным влиянием занятий лыжами на организм человека.

3. Создать представление о стойке лыжника (рассказ, объяснение, рассматривание фотографий).

4. Познакомить детей с различными способами переноски лыж (рассказ, показ, объяснение). Научить надевать и снимать лыжи с помощью воспитателя. (В зале).

5. Мониторинг здоровья и физической подготовленности детей.

4. Освоение навыка ходьбы на лыжах ступающим шагом вдоль палок в спортивном зале.

2. Разучить повороты способом переступания на месте.

3. Продолжить обучение ступающему шагу. Научить правильному движению рук без применения палок.

5. Совершенствовать ступающий шаг с активной работой рук в игровых упражнениях.

1.Дать представление о технике передвижения на лыжах скользящим шагом (рассмотрение иллюстрации, показ видео).

1.Учить скользящему шагу на лыжне (обратить внимание на перенос веса тела и на опорную ногу).

2. Закрепить повороты на месте способом переступания.

3. В игровых упражнениях и играх развивать ориентировку в пространстве.

4. Продолжить обучение скользящему шагу с активной работой рук.

5. Свободное катание на лыжах во второй половине дня на улице. Цель: закаливание организма, повышение иммунитета.

1.Совершенствовать ступающий и скользящий шаг и повороты на месте двумя способами.

2. Свободное катание на лыжах во второй половине дня на улице.

4. Провести повторный мониторинг здоровья и физической подготовленности детей.

С целью определения результативности и эффективности работы по проекту был осуществлен мониторинг физического развития детей старшего дошкольного возраста.

В мониторинге использовался метод наблюдения за детьми, игровые и тестовые задания.

По результатам мониторинга можно сказать, что дети овладели навыком катания на лыжах, у них значительно вырос двигательный опыт.

Наблюдая за детьми, можно отметить повышение потребности в двигательной активности детей.

По результатам бесед с родителями можно сделать вывод: что дети стали больше интересоваться ходьбой на лыжах, некоторые пожелали записаться в лыжную секцию. ​​​​​​​

Список литературы:

3. Голощекина М.П. Лыжи в детском саду. 2-е изд. М.,1977 г.

4. Игры и развлечения на воздухе / Т.И.Осокина, Л.С. Фурмина, Е.А. Тимофеева.- Изд.2-е, доработанное.- М.: Просвещение,1983 -224с.

5. Пензулаева Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002

8. Шишкина В.А., Мащенко М.В. Какая физкультура нужна дошкольнику: кн. для воспитателей детского сада и родителей - 2-е изд. М.: Просвещение, 2000

Читайте также: