Чехов переполох план урока

Обновлено: 02.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

(8 класс)

Развивающая: формирование навыков художественного анализа текста, культуры речи, связной устной речи; развитие творческого воображения, эстетического восприятия художественной литературы; логические мыслительные операции (сравнение, обобщение, выделение главного), обогащение словарного запаса учеников.

Воспитывающая: побуждение уч-ся к самовоспитанию и самосовершенствованию; формирование чувства толерантности, ответственности за свои поступки.

Оборудование: мультимедийный проектор, музыкальное оформление, выставка книг А.П. Чехова.

Организационно-мотивационный этап. Психологическая установка на урок.

Тетради, дневники я вижу на столах.

Приветствовать сегодня я вас рада.

Урок пройдет особенно у нас,

И каждого, надеюсь, ждет награда.

Талантлив, эрудирован, умен

Любой из вас здесь, несомненно.

Талант хорош, коль знаньем подкреплен,

И дар оценен будет непременно.

Стадия вызова. Звучит музыка Чайковского.

Слайд 1. К. Чуковский считал: Он был гостеприимен, как магнат. Хлебосольство у него доходило до страсти. Стоило ему поселиться в деревне, и он тотчас же приглашал к себе кучу гостей.

Слайд 2. М. Горький писал:

Никто не понимал так ясно и тонко трагизм мелочей жизни, никто не умел так беспощадно правдиво нарисовать людям тоскливую картину их жизни в русском хаосе обыденщины.

Слайд 3. Л. Толстой рассказывал:

Он был постоянно искренен, а это великое достоинство, и благодаря своей искренности он создал новые, совершенно новые формы писания.

«несравненный художник… Художник жизни. И его творчество понятно не только всякому русскому, но и всякому человеку вообще. А это главное.

- О ком идет речь? ( О Чехове)

Слайд 5. Портрет Чехова

Эпиграф: Человеком рождаются, личностью становятся.

Читаем, что такое личность.

(Личность – человек как носитель каких – либо качеств)

- Давайте определим на основе прочитанных статей, какие качества личности были присущи Чехову.

(Деятельный, волевой, общительный, душевно щедрый, деликатный, скромный, веселый, наблюдательный, неравнодушный)

3 Постановка целей, задач урока.

4 Чтение с остановками.

- Для реализации нашей цели и задач нужно прочитать рассказ.

- Как вы думаете, о чем может пойти речь в рассказе?

- Какова картина переполоха?

( Сначала удивлена, потом похолодела от страха, оскорблена, чувство стыда: под простыней сладости)

- Как вы думаете, почему происходил обыск?

( Сначала Машенька удивлена, потом была оскорблена)

- Что может произойти дальше?

- Как раскрываются в сцене семейные отношения? Что можно сказать о характере хозяев?

(За столом хозяйка важная, с тупым, серьезным лицом. Изображает горе по поводу пропажи. Хозяин малоприметный. Слабый, играл роль приживалы.)

- Как вы думаете, кто украл брошь?

- Узнает ли правду Машенька?

- Как вы думаете, как поступит Машенька?

5. Минутка психологической разгрузки. Упражнение на концентрацию внимания позволит ученикам успокоиться, расслабиться и настроиться на необходимые представления.

Упражнение. Закройте глаза, сделайте глубокий вдох, посчитайте до 5 (учитель считает), сделайте выдох. Повторите 3 раза. Представьте, что вы встретились с таким человеком, как Федосья Васильевна. Какие чувства возникли у вас? Затем представьте, что вы встретили такого человека, как Машенька. Проследите, как изменилась ваша мимика.

- Почему Машенька не осталась, несмотря на извинения хозяина? (Поняла свою беззащитность перед жестокостью и низостью хозяйки.)

Осмысление. Обмен читательскими впечатлениями.

– Понравился ли рассказ Чехова? Какие впечатления от рассказа? Что вас возмутило? Что поразило?

(Небольшой эпизод, взятый за основу рассказа, вызывает разные чувства. Возмутило отношение хозяйки к людям, живущим в доме: к мужу, гувернантке, прислуге, ее надменность, цинизм. Отношения между супругами: малодушие Николая Сергеевича и безграничная власть над всеми его супруги. Понравилось поведение Машеньки: гордая девушка покидает дом.)

Анализ характеров героев.

- Каковы черты характера Машеньки? Жизненные принципы? (Благовоспитанная, гордая, с чувством собственного достоинства. Принципы - оберегать чувством собственного достоинства, оставаться человеком в любых жизненных ситуациях.)

- А каков Николай Сергеевич? (Нерешительный, бесхарактерный, нет жизненных принципов)

- А Федосья Васильевна? (Жестокая, грубая, черствая, надменная. Принципы – обогащаться, не верить в честность бедных людей.)

- Как видим, в основе рассказа лежит конфликт – противоборство идей, настроений, характеров? Виды конфликта: социальный, нравственный, психологический, семейно-бытовой. Определите виды конфликта в рассказе.

Нравственный – между хозяйкой и гувернанткой, между супругами.

Социальный – хозяйка не воспринимает гувернантку как ровню.

- Какова еще одна важнейшая сторона произведения? Что говорит нам автор?

(Нравственная позиция автора: он критикует в рассказе обывательщину и нравственные уродства быта, берет под защиту личность. Такая позиция исходит из его собственных жизненных принципов)

- А теперь свои впечатления от урока выразите в телеграмме, которая будет адресована автору рассказа А. П. Чехову.

Само-и-взаимооценка степени выполнения заданий разного уровня.

ВложениеРазмер
urok_po_tvorchestvu_a._p._chehova.doc 60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 1

УРОК ПО ЛИТЕРАТУРЕ

Урок по творчеству А.П. Чехова

Учитель русского языка и литературы:

Заколенкина Надежда Викторовна

  • Научить детей работать в ситуации целостной учебной деятельности;
  • Творческое применение полученных знаний, перенос модели усвоенного способа конструированию подобных задач;
  • Отчеты учащихся по группам о выполнении чисто творческой работы в зависимости от индивидуально психологических особенностей (сочинение рассказов, выполнение рисунков);
  • Само-и-взаимооценка степени выполнения заданий разного уровня.
  1. Слово учителя
  1. Мы подводим итоги нашей работы по творчеству и биографии А.П. Чехова. Я вам предлагаю эпиграф к нашему уроку:

«Желание служить благу должно

непременно быть потребностью души,

условием личного счастья…

Тогда человек станет ЛУЧШЕ,

Эти выражения принадлежат Чехову А.П.

(В руках у ребят находятся частички сердца, с одной стороны частички красные, с другой зеленые с цветами вишни)

1 уч. Чехов писал: Краткость – сестра таланта

Я, конечно, не Чехов, я только учусь

Но о Чехове по- Чеховски.

2 уч. Он был гостеприимен, как магнат.

Хлебосольство у него доходило до страсти.

Словно был у него не дом, а гостиница.

3 уч. С ранней юности работал, как фабрика,

Не зная ни минуты простоя,

Выбрасывая горы продукции.

4 уч. Людям помогал так неутомимо и деятельно,

словно был не человек, а учреждение.

5 уч. По словам Л.Н. Толстого, Чехов – это А.С. Пушкин в прозе.

6 уч. В грусти оказался так же могуч, как в радости.

И как юморист был такой же гинант.

1 уч. И вот спрашивается! Почему же никто до конца его дней не заметил, что он великан. И у него громадное сердце.

2 уч. Я хочу, чтобы вы о нем услышали, и хотя бы чуточку сделали того, что сделал он.

3 уч. Если каждый человек в нашем городке сделает частичку того, что сделал Чехов, то Межгорье будет садом. Делайте добро.

(Перевернули частички сердца, появилось сердце в цветах)

Класс делится на команды, заранее выбирается капитан, дается домашнее задание.

(Принимает участие вся команда, дается минута на обдумывание вопроса. Каждой команде задается по три вопроса. В случае не ответа, представляется право ответить на вопрос другим командам).

Вот уже три прошло, как у меня ни к селу, ни к городу идет кровь горлом. Это кровотечение мешает мне писать (не придавал значение своей болезни).

(Этот конкурс для самых внимательных читателей. Принимают участие по 2 представителя от команды).

(Проверка домашнего задания. Нужно было предоставить по два рисунка от каждой команды. Командам отгадать к какому произведению относится та или иная иллюстрация)

  1. Особые приметы дъячка Подмигласова (Правый глаз с бельмом, полузакрыт, на носу бородавка, похожая на муху).
  2. Где лежала просфора у дъячка (Красный платочек).
  3. В какой день недели произошел этот случай?
  4. В чем обвинял отец дъяка? (Стал косноязычен и гугнив)
  5. Как звали дъячка и фельдшера? (Ефим, Сергей, Кузьмич, Михаич)
  6. Как обозвал дъячок в последний раз фельдшера.(Парршивый черт)
  7. Как фельдшер обозвал дъячка?(Дура, какой указчик, народ необразованный, невежа, что за пава такая)
  1. Перечислить героев рассказа (земляки, Глеб Гаврилович Смирнов, станционный жандарм Клим)
  2. Какое время суток было, когда землемер с Климом шли со станции (Сумерки)
  3. В какое время года происходило действие? (Осень)
  4. Какое оружие по словам землемера, было у него, какое у приятелей его (3 револьвера – у него, пистолеты у приятеля)
  5. Чтобы землемер не убил Клима, что он за это готов отдать? (И лошадь и телегу)
  6. Какое ругательное слово и ласкательное говорил землемер о Климе? (Дурак, голубчик, дура )

VIII тур - Написать что-то в книгу жалоб.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Методическая разработка урока по литературе для старшеклассников ТВОРЧЕСТВО А. П. ЧЕХОВА. РАННИЕ РАССКАЗЫ А. П. ЧЕХОВА

Методическая разработка урока по литературе для старшеклассников "ТВОРЧЕСТВО А. П. ЧЕХОВА. РАННИЕ РАССКАЗЫ А. П. ЧЕХОВА"Цель урока: изучить жизненный и творческий путь А.П. Чехо­ва и .

Урок по творчеству А.П.Чехова 6 кл

Урок по творчеству А.П.Чехова 6 класс.


методическая разработка урока по творчеству А.П. Чехова "Чехов и русский театр" преподавателя русского языка и литературы ГАПОУ "НЧСК" Асхадуллиной Г.М.


Конспект открытого урока по творчеству А.П.Чехова

Тема: Юмор в рассказе А.П. Чехова "Лошадиная фамилия".ЦЕЛИ:Обучающие:1. Расширение знаний о творчестве писателя, знакомство с рассказом А.П. Чехова «Лошадиная фамили.


Урок по творчеству А.П. Чехова

Конспект урока русского языка «Язык персонажей А.П.


Не знаю, как для англичан и чехов, Но он отнюдь для русских не смешон,Сверкающий, как искристый крюшон,Печальным юмором серьёзный Чехов.


Презентация к уроку по творчеству А.П.Чехова

В презентации представлены фотоматериалы жизни и творчества Антона Павловича Чехова.


Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного использования. Администрация сайта не проверяет возможные ошибки, которые могут встретиться в тестах.


Тест создан по материалам учебника для белорусских школ

Список вопросов теста

Вопрос 1

Многие рассказы Чехова выглядят сокращённым вариантом

  • большой повести
  • большого романа
  • маленькой трагедии
Вопрос 2

В рассказе "Переполох" Чехов подметил ситуацию, в которой человеку приходится бороться

Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!


Зачетный Опарыш

Лучший ответ:


Зачетный Опарыш




Вы можете из нескольких рисунков создать анимацию (или целый мультфильм!). Для этого нарисуйте несколько последовательных кадров и нажмите кнопку Просмотр анимации.

Читайте также: