Часть формируемая участниками образовательного процесса в начальной школе что это

Обновлено: 03.07.2024

Презентация на тему: " Обязательная часть – 80 % Часть, формируемая участниками образовательного процесса – 20 %" — Транскрипт:

3 Обязательная часть – 80 % Часть, формируемая участниками образовательного процесса – 20 %

5 формирование гражданской идентичности обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям; готовность обучающихся к продолжению образования на последующих ступенях основного общего образования, их приобщение к информационным технологиям; формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях; личностное развитие обучающихся в соответствии с его индивидуальностью.

7 духовно-нравственное социальное общеинтеллектуальное общекультурное спортивно-оздоровительное

8 Обязательная часть – 80 % Часть, формируемая участниками образовательного процесса – 20 %

11 БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. Вариант 1 (для образовательных учреждений, в которых обучение ведется на русском языке) Предметные областиУчебные предметы Классы Всего часов IIIIIIIV Количество часов в неделю Обязательная часть ФилологияРусский язык Литературное чтение Иностранный язык-2226 Математика и информатикаМатематика Обществознание и естествознание Окружающий мир22228 Основы религиозных культур и светской этики Основы религиозных культур и светской этики ИскусствоМузыка11114 Изобразительное искусство11114 Технология Физическая культура Итого Часть формируемая участниками образовательного процесса Максимально допустимая недельная нагрузка ,5 26,5 8,5 99,5

19 1.Родители нуждаются в просветительской работе, направленной на расширение знаний о задачах образования, о новых образовательных ориентирах; 2. Большинство будущих первоклассников получали предшкольное образование, но учреждения дополнительного образования посещает небольшой процент детей - 35,7% от общего количества ; 3.Интересы будущих первоклассников сосредоточены в таких областях как: рисование, спорт, компьютер, музыка, танцы;

20 4. Родители заинтересованы в раскрытии талантов и способностей своих детей, в дальнейшем их развитии по таким направлениям: а) спортивно – оздоровительное; б) общеинтеллектуальное; в) общекультурное; г) социальное; д) духовно – нравственное. 5. Необходимо учесть результаты анкетирования родителей (законных представителей) и опроса будущих первоклассников при формировании содержания внеурочной деятельности в части учебного плана, формируемого участниками образовательного процесса.

23 БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. Вариант 1 (для образовательных учреждений, в которых обучение ведется на русском языке) Предметные областиУчебные предметы Классы Всего часов IIIIIIIV Количество часов в неделю Обязательная часть ФилологияРусский язык Литературное чтение Иностранный язык-2226 Математика и информатикаМатематика Обществознание и естествознание Окружающий мир22228 Основы религиозных культур и светской этики Основы религиозных культур и светской этики ИскусствоМузыка11114 Изобразительное искусство11114 Технология Физическая культура Итого Часть формируемая участниками образовательного процесса Максимально допустимая недельная нагрузка ,5 26,5 8,5 99,5

25 Ф.И. ребенка Класс 1. Нравится ли тебе в школе? 2. Чем ты любишь заниматься в свободное время?

28 По результатам анкетирования можно сделать вывод, что у детей сформировано положительное отношение к обучению в школе, им нравится заниматься различными видами деятельности.

29 1.Назови три самых любимых предмета в школе? 2.Делишься ли ты со своими родителями впечатлениями о школе?

31 1. Назовите три любимых учебных предмета вашего ребёнка? 2. Делится ли с Вами ребёнок своими впечатлениями о школе, первых результатах, удачах и неудачах ?

34 По результатам анкетирования можно сделать выводы, что у детей есть право выбора любимых занятий. А родители имеют возможность предложить добавить в учебный план из части, формируемой участниками образовательного процесса, такие предметы как ИКТ, математика и этикет.

Базисный учебный план образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих основную образовательную программу начального общего образования (далее — базисный учебный план) фиксирует максимальный объём учебной нагрузки обучающихся, состав учебных предметов и направлений внеурочной деятельности, распределяет учебное время, отводимое на освоение содержания образования по классам и учебным предметам.

Базисный учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации.

Содержание образования на ступени начального общего образования реализуется преимущественно за счёт введения учебных курсов, обеспечивающих целостное восприятие мира, системно-деятельностного подхода и индивидуализации обучения.

Базисный учебный план обеспечивает в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области образования, возможность обучения на государственных языках субъектов Российской Федерации и родном (нерусском) языке, возможность их изучения, а также устанавливает количество занятий, отводимых на изучение этих языков, по классам (годам) обучения.

Базисный учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, включающей внеурочную деятельность.

Обязательная часть базисного учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях, реализующих основную образовательную программу начального общего образования, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.

Обязательная часть базисного учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного начального образования:

  • формирование гражданской идентичности обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
  • готовность обучающихся к продолжению образования на последующих ступенях основного общего образования, их приобщение к информационным технологиям;
  • формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях;
  • личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.

Образовательное учреждение самостоятельно в организации образовательного процесса, в выборе видов деятельности по каждому предмету (проектная деятельность, практические и лабораторные занятия, экскурсии и т. д.).

Часть базисного учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Время, отводимое на данную часть внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся (в 1 классе в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями эта часть отсутствует), может быть использовано: на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части; на введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные.

В часть, формируемую участниками образовательного процесса, входит и внеурочная деятельность. В соответствии с требованиями Стандарта внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное).

Содержание занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности, формируется с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и реализуется посредством различных форм организации, таких, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, социальное проектирование и т. д.

При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательным учреждением могут использоваться возможности учреждений дополнительного образования, культуры, спорта и других организаций. В период каникул для продолжения внеурочной деятельности могут использоваться возможности специализированных лагерей, тематических лагерных смен, летних школ.

Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение.

Для развития потенциала одарённых и талантливых детей могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируются индивидуальные учебные программы (содержание дисциплин, курсов, модулей, темп и формы образования). Может быть организовано дистанционное образование. Реализация индивидуальных учебных планов, программ сопровождается тьюторской поддержкой.

Время, отведённое на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объёмов финансирования, направляемых на реализацию основной образовательной программы.

Для первой ступени общего образования представлены три варианта базисного учебного плана:

  • вариант 1 — для образовательных учреждений, в которых обучение ведётся на русском языке;
  • вариант 2 — для образовательных учреждений, в которых обучение ведётся на русском языке, но наряду с ним изучается один из языков народов России;
  • вариант 3 — для образовательных учреждений, в которых обучение ведётся на родном (нерусском) языке, в том числе в образовательных учреждениях субъекта Российской Федерации, в которых законодательно установлено государственное двуязычие.

При проведении занятий по родному языку в образовательных учреждениях, в которых наряду с русским языком изучается родной язык (1—4 классы), и по иностранному языку (2—4 классы) осуществляется деление классов на две группы: в городских учебных заведениях при наполняемости 25 и более человек, в сельских — 20 и более человек. При наличии необходимых ресурсов возможно деление на группы классов с меньшей наполняемостью.

Образовательное учреждение самостоятельно определяет режим работы (5 дневная или 6 дневная учебная неделя). Для учащихся 1 классов максимальная продолжительность учебной недели составляет 5 дней.

Продолжительность учебного года на первой ступени общего образования составляет 34 недели, в первом классе — 33 недели.

Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом — не менее 8 недель. Для обучающихся в 1 классе устанавливаются в течение года дополнительные недельные каникулы.

Продолжительность урока составляет:

Базисный учебный план является основой для разработки учебного плана образовательного учреждения, в котором отражаются и конкретизируются основные показатели базисного учебного плана:

Данное соотношение при разработке школой ООП НОО на основе примерной основной образовательной программы начального общего образования может быть реализовано различными способами.

1. Соотношение 80%: 20% имеет место для всех структурных компонентовООП
начального общего образования. Причем подразумевается, что это процентное соотношение может быть выражено как в конкретных цифрах (часах), например' относительно БУП, так и в содержательном смысле. То есть имеется в виду соотношение содержательных блоков в каждой отдельной программе, которая входит в ООП начального общего образования как составная часть (задачи, направления работы и др., определяемые участниками образовательного процесса именно с учетом региональных, этнокультурных и местных особенностей).

2. Соотношение 80% : 20% относится к ООП НОО как к целостности,то есть образовательное учреждение, условно, из девяти разделов может полностью без изменений и дополнений взять семь, а два компонента ООП НОО определить полностью самостоятельно (например, полностью из примерной основной образовательной программы взяты семь структурных компонентов, а два компонента школа разрабатывает полностью самостоятельно).

3. Соотношение 80%: 20% обеспечивается суммированием неравноценных по отношению друг к другу частей различных компонентов ООП НОО (например, часть, формируемая участниками образовательного процесса, составляет: в пояснительной записке—10%, в планируемых результатах освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования — 10%, в учебном плане — 30%, в программе формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования – 10%, в программах учебных предметов, курсов – 20%, в программе духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования – 30%, в программе формирования культуры здорового и безопасного образа жизни – 30%, в программе коррекционной работы – 30%, в системе оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования – 10%).

Очень важным при разработке ООН НОО школы на основе примерной основной образовательной программы начального общего образования является необходимость четкого понимания, что входит в ОБЯЗАТЕЛЬНУЮ часть ООН НОО, а что входит в часть, ФОРМИРУЕМУЮ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА (таблица 1).

Структурные компоненты ООП НОО Обязательная часть Часть, формируемая участниками образовательного процесса
Пояснительная записка — отражает особенности первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения; — учитывает характерные для младшего школьного возраста центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования — конкретизирует цели реализации основной образовательной программы с учетом потребностей контингента обучающихся, их родителей (законных представителей); — уточняет принципы и подходы к формированию основной образовательной программы на основе согласованного мнения участников образовательного процесса
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования — уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов; — адекватно отражают требования ФГОС НОО, соответствуют возрастным возможностям обучающихся — передают специфику образовательного процесса в конкретном образовательном учреждении; — являются содержательной и критериальной основой для разработки рабочих программ учебных предметов
Учебный план начального общего образования — определяет состав обязательных учебных предметов для реализации во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях, реализующих основную образовательную программу начального общего образования, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения — обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся; — включает время, отводимое на данную часть внутри максимально допустимой недельной нагрузки, и внеурочную деятельность
Программа формирования универсальных учебных действий — содержит описание ценностных ориентиров содержания образования на ступени начального общего образования; — описывает связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов; — обеспечивает преемственность программы формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному общему образованию — уточняет характеристики и типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных, универсальных учебных действий
Программы отдельных учебных предметов, курсов — обеспечивают достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования; — определяют структуру программ отдельных учебных предметов, курсов — определяют (согласно структуре, указанной в обязательной части) программы учебных предметов, курсов, входящих в часть, формируемую участниками образовательного процесса
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования — направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества; —содержит ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества — интегрирует традиции и особенности воспитательной системы (системы воспитательной работы) образовательного учреждения; — формирует целостную образовательную среду, включающую урочную, внеурочную и внешкольную деятельность, учитывает историко-культурную, этническую и региональную специфику
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни — представляет собой комплексную программу формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся; — содержит базовую модель организации работы образовательного учреждения по формированию у обучающихся культуры безопасного и здорового образа жизни — расширяет и дополняет базовую модель организации работы образовательного учреждения по формированию у обучающихся культуры безопасного и здорового образа жизни
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования — обеспечивает комплексный подход к оценке результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования; — предусматривает оценку достижений обучающихся и оценку эффективности деятельности образовательного учреждения; — позволяет осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся — предусматривает использование разнообразных, взаимно дополняющих друг друга методов и форм оценки; — обеспечивает оценку планируемых результатов освоения основной образовательной программы в части, формируемой участниками образовательного процесса




Следует обратить внимание на то, что обязательная часть учебного плана определяет состав обязательных учебных предметовдля реализации во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях, реализующих основную образовательную программу начального общего образования, иучебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.

Часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Время, отводимое на данную часть, может быть использовано:

• на увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных учебных предметов обязательной части;

• на введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные;

• на внеурочную деятельность.

И если заданы общий ОБЪЕМ учебных часов(не менее 2904 ч. и не более 3210 ч.) и объем внеурочной деятельности (до 1350 ч.) за четыре учебных года, то можно просчитать ОБЪЕМ обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса.

Итак, основная образовательная программа начального общего образования школы:

• определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени
начального общего образования и направлена на формирование общей культуры,
духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся;

• содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса;

• обязательная часть основной образовательной программы начального общего образования составляет 80%, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, — 20% от общего объема основной образовательной программы начального общего образования;

• разрабатывается на основе примерной основной образовательной программы начального общего образования.

Учебный план организации — документ, который определяет перечень, трудоёмкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено Федеральным законом об образовании, формы промежуточной аттестации обучающихся. Учебный план — неотъемлемая часть образовательной программы. Общие вопросы, которые касаются учебного плана образовательной организации, были рассмотрены в выпуске от 15.06.2015г. В данной публикации рассмотрим особенности учебного плана, требования к нему с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) второго поколения.

Приказами Министерства образования и науки РФ утверждены стандарты:

— начального общего образования (приказ от 06.10.2009 г. № 373) (ФГОС НОО);

— основного общего образования (приказ от 17.12.2010 г. № 1897) (ФГОС ООО);

— среднего общего образования (приказ от 17.05.2012 г. № 413) (ФГОС СОО).

изображение

Из содержания стандартов следует, что стандарт является основой для разработки примерных основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, а также является основой для организации образовательной деятельности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, реализующих основную образовательную программу, независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности.

1. Примерные образовательные программы разрабатываются на основе ФГОС.

2. Основная образовательная программа любой организации, осуществляющей образовательную деятельность по начальному общему, основному общему, среднему общему образованию обязательно отвечает требованиям ФГОС и разрабатывается с учётом примерной образовательной программы.

3. Учебный план — обязательная часть образовательной программы.

Теперь рассмотрим особенности учебного плана образовательной организации с учётом новых стандартов. За основу учебного плана берётся примерный учебный план, который размещён в примерной образовательной программе по соответствующему уровню образования. Примерный учебный план образовательных организаций, реализующих образовательную программу начального общего, основного общего, среднего общего образования, определяет общие рамки отбора учебного материала, формирования перечня результатов образования и организации образовательной деятельности.

Примерный учебный план:

  • фиксирует максимальный объем учебной нагрузки обучающихся;
  • определяет (регламентирует) перечень учебных предметов, курсов и время, отводимое на их освоение и организацию;
  • распределяет учебные предметы, курсы по классам и учебным годам.

Примерный учебный план обеспечивает в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере образования, возможность обучения на государственных языках республик Российской Федерации и родном языке из числа языков народов Российской Федерации, возможность их изучения, а также устанавливает количество занятий.

Примерный учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.

Обязательная часть примерного учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей для всех имеющих по данной программе государственную аккредитацию образовательных организаций, реализующих образовательную программу (в соответствии с уровнем образования), и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Допускаются интегрированные учебные предметы (курсы) как в рамках одной предметной области в целом, так и на определенном этапе обучения.

Часть примерного учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, определяет время, отводимое на изучение содержания образования, обеспечивающего реализацию интересов и потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогического коллектива образовательной организации.

Время, отводимое на данную часть примерного учебного плана, может быть использовано на:

  • увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных учебных предметов обязательной части;
  • введение специально разработанных учебных курсов, обеспечивающих интересы и потребности участников образовательных отношений, в том числе этнокультурные;
  • другие виды учебной, воспитательной, спортивной и иной деятельности обучающихся.

В интересах детей с участием обучающихся и их семей могут разрабатываться индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируется индивидуальная траектория развития обучающегося (содержание учебных предметов, курсов, модулей, темп и формы образования). Реализация индивидуальных учебных планов, программ сопровождается тьюторской поддержкой.

Очень часто родители (законные представители) задают вопросы, которые связаны с обязательностью посещения учебных занятий, которые отражены в части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений. Ответ однозначный — данные предметы (учебные курсы) обязательны для посещения.

Таким образом, учебный план состоит из двух частей — обязательной (требования ФГОС) и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются обязательными для учащихся. Кроме урочной деятельности существует и внеурочная. Основная образовательная программа общеобразовательной организации реализуется через урочную и внеурочную деятельность в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях, т. е. внеурочная деятельность также направлена на реализацию основной образовательной программы. Главное её отличие — форма организации, которая отличается от классического урока. Основные вопросы внеурочной деятельности были рассмотрены в выпуске от 15.01.2016 г. От читателей блога поступали вопросы, в которых спрашивалось об обязательности посещения занятий внеурочной деятельности. Данный вопрос был адресован Министерству образования и науки РФ, на который был дан однозначный ответ о необходимости исполнения плана внеурочной деятельности, но при этом отмечено, что обучающимся предоставляется право на зачёт часов внеурочной деятельности, которые посещаются учащимся в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Учебные планы могут быть разными в отношении различных классов одной параллели. Также могут создаваться комплексные учебные планы с учетом специфики реализуемых образовательных программ и наименований образовательных организаций (лицеи, гимназии, центры образования, школы с углубленным изучением отдельных предметов и пр.). При составлении учебных планов не забываем о требованиях СанПиН!

Читайте также: