Инновационные исследовательские проекты в доу

Обновлено: 05.07.2024

В соответствии с постоянно повышающимися требованиями, которые нам диктует современная жизнь и которые заложены в Законе РФ “Об образовании”, национальной доктрине образования в РФ и концепции модернизации российского образования, образовательное учреждение (независимо от того, по каким программам строит образовательный процесс) обязано:

● обеспечить индивидуализацию для каждого ребенка;

● обеспечить условия для самоопределения и самореализации личности;

● реализовать право ребенка на свободный выбор деятельности, мнений и рассуждений;

● помнить, что ребенок - активный участник педагогического процесса;

● привлекать детей к занятиям без психологического принуждения, опираясь на их интерес к содержанию и формам деятельности, учитывая их социальный опыт;

● обеспечить эмоционально-личностное и социально-нравственное развитие ребенка, сохранить и укрепить здоровье детей.

Поэтому российские дошкольные образовательные учреждения активно перестраивают собственную работу в соответствии с новым регламентирующим документом – Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования (ФГОС).

В этой связи, перед нами, воспитателями становится задача - воспитание личности, способной встраиваться в социум, позитивно вести себя в нем, самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, обдумывать и принимать самостоятельные решения. Ведь современные дети должны знать и уметь много больше, чем их сверстники 15-20 лет назад, поэтому постоянной заботой педагогов является выбор наиболее эффективных средств обучения и воспитания.

Все эти требования можно реализовать лишь при одном условии - изменить организацию педагогического процесса в ДОУ, путем выбора наиболее эффективных средств обучения и воспитания, что требует широкого внедрения в педагогический процесс инновационных и альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение , которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектов .

Что такое проект?

Термин “проект” был позаимствован из классического латинского языка, в котором оно изначально означало “выброшенный вперёд”, “выступающий”, “бросающийся в глаза”.

По определению американского педагога, основоположника метода проектов, Уильяма Херда Килпатрика, проект - это всякое действие, совершаемое от всего сердца и с определенной целью.

Что такое метод проектов?

Метод проектов – педагогическая технология, направленная на обучение детей проектной деятельности.

Проектная деятельность индивидуального и коллективного субъект а – это (соответственно) индивидуальная или групповая (коллективная) деятельность, направленная на достижение поставленной цели - решение конкретной проблемы, значимой для участников проектной деятельности и оформленной в виде некоего конечного продукта.

Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.

Суть метода проектов в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при которой обучающиеся приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий проектов, имеющих не только познавательную, но и прагматичную ценность.

Проект - это модель трех вопросов:

Что мы хотим узнать?

Что нужно сделать, чтобы узнать это?

Знания, приобретенные детьми в ходе проекта, становятся достоянием их личного опыта. Они получены в ответ на вопросы, поставленные самими детьми в процессе “делания”. Причем необходимость этих знаний продиктована содержанием деятельности. Они нужны детям и поэтому интересны им. Ведь с самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые. Всем хорошо известно, что детей называют “почемучками”. Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы - ему помогают педагоги, родители.

Для чего нужен метод проектов?

Является одним из методов развивающего обучения , так как в его основе лежит развитие познавательных интересов детей.

Именно проекты способны увязать не слишком веселый образовательный процесс с реальными событиями, которые время от времени происходят в жизни ребенка, что привлекает и может заинтересовать даже самого непоседливого малыша.

Позволяет развивать систему продуктивного взаимодействия участников проекта.

Проектная деятельность в ДОУ позволяет превратить любой коллектив в сплоченную команду, члены которой смогут сообща работать над решением даже самых сложных и нетривиальных задач. В таких условиях каждый ребенок может почувствовать себя нужным, заинтересованным в выполнении важной задачи.

Происходит формирование субъективной позиции ребенк а, раскрывается его индивидуальность, творческие способности, логическое мышление

Повышается компетентность педагога .

Классификация проектов:

В настоящее время проекты могут классифицироваться по признакам:

а) по составу участников:

групповой, подгрупповой, личный, семейный, парный и пр.

в) доминирующему в проекте виду деятельности:

- игровые проекты . Дети входят в образ персонажа, и в игровой форме решают поставленные проблемы.

Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут себе роли литературных или исторических персонажей, выдуманных геро­ев с целью воссоздания различных социальных или деловых от­ношений через игровые ситуации. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Пример, сюжетно-ролевая игра.

г) по характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект);

д) по срокам реализации:

- краткосрочными (одно или несколько занятий – 1-2 недели);

- средней продолжительности (2-3 месяца);

- долгосрочные (на учебный год).

Этапы работы над проектом:

I этап - целеполагание, проблема

На рассмотрение и обсуждение детей выносится проблема, которую предлагается разрешить в результате совместной деятельности или выдвигается гипотеза, которую необходимо подтвердить.

I I этап - разработка совместного плана по достижению цели

(гипотеза-это и есть цель проекта)

Выясняется, что дети уже знают по теме проекта. Что они хотят узнать. Как найти ответы на интересующие вопросы. Исходя из полученных результатов, планируются формы работы, которые позволят разрешить поставленные вопросы: чтение книг, наблюдение, обращение к родителям, опыты, экскурсии, эксперименты и т.д.

I I I этап - поиск и накопление материала

Поиск информации, источников получения информации, опросы, обращение к специалистам, родителям, оборудование и материалы, с которыми предстоит работать.

I V этап - практический, реализация проекта

Важно помнить, что проектно-исследовательская деятельность в ДОУ должна активно использовать не только творческий метод познания. Очень важны эксперименты, практические задания, проблемные ситуации, практически полезные дела, в ходе которых ребенок получает бесценный опыт, который пригодится ему и в дальнейшей жизни.

Вообще, уникальность проектного метода состоит в том, что он способствует разностороннему развитию личности обучаемого: ребенок становится цельной, всесторонне развитой личностью с хорошо развитой самооценкой и умением отвечать за все свои действия.

V этап – презентация

Заканчивается проектная деятельность организацией презентации по пройденной теме. В ходе данного мероприятия отлично раскрывается творческий потенциал каждого дошкольника, а также находят практическое применение все сведения, которые дети получили в ходе работы над проектом.

Презентация может проходить в разных формах, но результаты должны быть видимыми:

выставки, альбомы, газеты, мини-музеи, фотовыставки, коллекции, праздники, видеофильмы и пр.

Легко запомнить этапы проекта это пять П, пять пальцев на руке:

Но фактически у каждого педагога, организующего проект в ДОУ, должно быть шестое "П" проекта - это его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, конспекты и прочие методические материалы, использованные в ходе проектной деятельности.

Особенности организации проектной деятельности с дошкольниками:

Дети 3-5 лет:

Дети 5-6 лет:

К этому возрасту дети уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Ребёнок уже реже обращается к взрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками. У детей развиваются самоконтроль и самооценка, они способны достаточно объективно оценивать как собственные поступки, так и поступки сверстников. В этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности. Они не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы.

Дети 6–7 лет:

Значительно увеличивается доля самостоятельной деятельности детей. Взрослому очень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать её.

● педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов ребёнка (детей);

● вовлекает дошкольников в решение проблемы;

● намечает план движения к цели (совместно с детьми и (или) родителями, поддерживает интерес детей и родителей);

● обсуждает план реализации проекта на родительском собрании (при трудоемкости проекта);

● обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ;

● вместе с детьми и родителями осуществляет работу по планированию проекта;

● собирает информацию, материал;

● организует занятия, игры, наблюдения, экскурсии (мероприятия основной части проекта),

● предлагает задания для самостоятельной работы родителям и детям;

● поощряет самостоятельные творческие работы детей и родителей (поиск материалов, информации, изготовление поделок, рисунков, альбомов и т. д.);

● организует презентацию проекта (праздник, занятие, досуг), составляет книгу, альбом совместно с детьми;

● подводит итоги (выступает на педсовете, обобщает опыт работы);

● консультирует участников проекта на всех этапах его реализации.

Примерная структура оформления педагогами отчёта о проведённом проекте в ДОУ

Титульный лист - название проекта, тип проекта, временные рамки проекта, автор проекта.

Тема проекта и ее происхождение, актуальность.

Цель и задачи проекта.

Системная паутинка по проекту.

Перечисляются все виды детской деятельности и формы совместной деятельности в ходе проекта. Все они распределяются по образовательным областям, п.2.6. ФГОС ДО:

Также в системной паутинке указываются формы взаимодействия с семьей и социальными партнерами в ходе проектной деятельности, формы совместной деятельность в рамках проекта во время режимных моментов.

Ожидаемые результаты проекта: для детей, для педагогов, для членов семьи.

Краткое содержание проекта: по всем пройденным этапам.

Описание продукта проекта: для детей, для педагогов, для родителей.

Презентация проекта – демонстрация продуктов проекта окружающим (уместно поместить фотографии продукта проекта).

Педагоги дошкольного образования, использующие метод проектов в профессиональной деятельности, отмечают следующее:

Таким образом, в ходе реализации проекта происходит формирование определенной позиции по конкретному вопросу у каждого ребенка. Дети получают возможность раскрыть свой творческий потенциал, показать всем свою индивидуальность.

Метод проектов затрагивает не только интеллектуальную сторону развития, но и чувства, эмоции, отношение к окружающему миру. Дети могут свободно мыслить и выражать свое мнение, а, главное, действовать. А активная деятельность - наиболее эффективный вид восприятия информации.

Все это крайне благоприятно сказывается на развитии личности ребенка, способствует формированию нормальной самооценки, идеально подготавливают дошкольников к их дальнейшему обучению и к жизни в целом.

Метод проектов позволяет перейти от традиционной, ретрансляционной, передачи знаний к активным методам обучения.

Эти слова очень ёмко отражают суть метода проекта.

Информационные ресурсы:

Близнецова В.С. Руководство проектной деятельностью педагогов ДОУ // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, 2009, №9.

Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М. : Мозаика — Синтез, 2008. — 112 с.

Евдокимова Е. С. Проект как мотивация к познанию // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 3.

Хабарова Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. Санкт-Петербург. Детство-Пресс. 2011.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Управление образования администрации

Ленинск – Кузнецкого городского округа

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №№22

Ленинск – Кузнецкий городской округ

Руководитель –Колмакова Анастасия Михайловна – педагог ДОУ

Содержание проекта

Сроки и этапы реализации проекта

Ресурсное обеспечение проекта

Ожидаемые результаты реализации проекта

Критерии оценки результата

Дальнейшее развитие проекта

Формы предоставления результатов

Паспорт проекта

Повысить уровень профессионального мастерства педагогов при использовании педагогических инноваций в образовательном процессе ДОУ

Внедрить современные педагогические инновации АМО – активные методы обучения в работу с дошкольниками

Формировать позитивный имидж ДОУ для повышения конкурентоспособности

Сроки и этапы реализации проекта

1 этап. Организационно – подготовительный (декабрь 2013 года – февраль 2014 года)

2 этап. Основной (март 2014 года – сентябрь 2014 года)

3 этап. Заключительный (октябрь 2014 года – декабрь 2014 года)

Исполнители проекта и основных мероприятий

Педагоги, дошкольники, родители, сетевое взаимодействие

- Цели и задачи проекта

- Ресурсное обеспечение проекта

- Ожидаемые результаты реализации проекта

- Критерии оценки результата

Ожидаемые результаты реализации проекта

Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов при использовании педагогических инноваций в образовательном процессе ДОУ

Внедрение современных педагогических инноваций в работу с дошкольниками

Формирование позитивного имиджа ДОУ для повышения конкурентоспособности

Система организации контроля за исполнением проекта

Контроль в рамках проекта осуществляет заведующий МБДОУ

Актуальность

На сегодняшний день ключевым вопросом модернизации образования является повышение его качества, приведение в соответствие с мировыми стандартами. В документах, определяющих развитие системы образования в Российской Федерации, отмечается потребность усиления внимания государства и общества к такой важной подсистеме, как дошкольное образование.

На современном этапе в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, введения программно-методического обеспечения дошкольного образования нового поколения, направленное на выравнивание стартовых возможностей выпускников дошкольных образовательных учреждений при переходе на новый возрастной этап систематического обучения в школе.

Огромными способностями повышения качества образования обладает организация и внедрение в педагогическую практику образовательных учреждений инновационной деятельности, направленной на организацию инновационной методической работы с педагогическими кадрами.

В целом есть основания утверждать, что развитие инновационной деятельности – одно из стратегических направлений в дошкольном образовании.

В настоящее время можно выделить ряд общественных тенденций, способных привести к рождению инноваций:

Требования гуманизации образовательного процесса

Высокий уровень к качеству образования и развитию детей в связи с внедрением ФГОС

Конкурентные отношения между образовательными учреждениями.

Активное реагирование на многообразие интересов и потребностей детей и их родителей

Большие потенциальные возможности, выражающиеся в инновационной образовательной инициативе педагогов

Инновационная деятельность изменяет традиционную управленческую пирамиду и во главу угла ставит педагога и дошкольников, руководителей образовательных учреждений, старших воспитателей, научно-методических помощников, их профессиональные запросы и потребности. Не административная воля и нажим становятся движущей силой развития образовательного учреждения, а реальный творческий потенциал педагогов: их профессиональный рост, отношение к работе, способности раскрыть потенциальные возможности своих дошкольников.

В последнее время российская система дошкольного образования претерпевает существенные изменения. Модернизация процесса обучения в ДОУ приводит каждого педагога к пониманию того, что необходимо искать новые педагогические инновации, которые смогли бы заинтересовать дошкольников и мотивировать их на обучение.

Общая направленность дошкольного образования состоит в организации образовательного инновационного пространства в ДОУ, ориентированного на освоение, создание и внедрение проектов обновления, форм управления, развивающих образовательных технологий, повышение качества дошкольного образования, его статуса в обществе.

Содержание образования в современном мире является приоритетной сферой, которое обеспечивает достижение дошкольниками готовности к школе, а именно необходимый и достаточный уровень дошкольников для успешного освоения ими общеобразовательных программ.

Педагогические инновации являются эффективным педагогическим инструментом, позволяющим системно осуществлять обучение, воспитания, развитие дошкольников за счёт создания высокой познавательной мотивации и активной результативной учебной деятельности дошкольников, сделать работу педагога по настоящему творческой, интересной, а обучение результативным и качественным.

В соответствии и приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от утверждены ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Педагогическая практика в ДОУ свидетельствует о том, что дошкольные образовательные учреждения недостаточно готовы к отбору и оцениванию позитивных инноваций в дошкольное образование, к разработке и внедрению инновационных технологий, к качественной реализации их в работе с дошкольниками.

Внедрение инноваций в работу ДОУ, требует изменений и обновлений в организации методической службы. Особенно важна профессиональная компетентность, в основе которой лежит личностное и профессиональное развитие педагогов. Анализ организации методической службы по обеспечению и поддержке инновационной деятельности выявил ряд проблем:

- недостаточность информационно-методического обеспечения инновационных процессов

- непринятие новшеств частью педагогов

- отсутствие финансирования материально – технической базы

- принципиальная новизна использования педагогических инноваций в образовательном процессе.

Тем не менее процесс обновления образования организуется людьми, следовательно его проектирование, запуск и поддержка будут тем эффективнее, в коей мере организаторы инновационной деятельности опираются на достижения науки и потребностей общества, а так же как инновация принята и понята всеми участниками педагогического процесса.

Главная задача перед руководством дошкольного учреждения –это мотивационные условия вхождения коллектива в инновационную деятельность, учет индивидуальных качеств участников инновационного процесса, их профессионального уровня, психологической готовности к новым видам деятельности, к дополнительной педагогической нагрузке. Ключевой задачей является увязка инноваций с интересами коллектива.

Помогаем учителям и учащимся в обучении, создании и грамотном оформлении исследовательской работы и проекта.

Темы исследований

Оформление работы

Наш баннер

Сайт Обучонок содержит исследовательские работы и проекты учащихся, темы творческих проектов по предметам и правила их оформления, обучающие программы для детей.


Код баннера:

Исследовательские работы и проекты

Темы проектов в ДОУ (детском саду)


Внимание! Мы также предлагаем бесплатно скачать для детей наши игровые программы:
Угадай детеныша животного и Угадай цветочек по картинке и Арифметика в картинках.

Нам часто писали родители, которые просили придумать простые и в то же время интересные темы для проектов их детей, посещающих детский сад. Действительно, теперь в ДОУ дети часто занимаются наблюдениями, проводят маленькие эксперименты, исследования.

Представленные темы проектов в ДОУ разработаны для детей средней группы, старшей группы и подготовительной группы детского сада, выполняются с помощью воспитателей и родителей. Темы проектов рассчитаны для детей 3, 4, 5 и 6 лет и старше.

В процессе исследовательской работы после выбора интересной темы проекта в детском саду по ФГОС воспитанники ДОУ более углубленно изучают выбранный объект, наблюдают за домашними питомцами, цветами, растениями, насекомыми, выполняют экологические проекты и в результате своего исследования дают ответы на казалось бы простые для взрослых вопросы.

Очень важно воспитателям подобрать для воспитанников ДОУ тему детского проекта простую, понятную и очень интересную, ведь главное - это вовлечь ребенка в детском саду в исследовательскую деятельность, научить наблюдать, понимать и делать свои первые выводы. Казалось бы элементарные вещи, явления и процессы в рамках проектной деятельности с детьми могут удивить и заинтересовать.

Разработанные для детского сада темы исследовательских работ дошкольников актуальны, их можно использовать в качестве тем проектов в группах ДОУ для проведения интересных и увлекательных занятий, исследовательской деятельности на площадке и на экскурсии за пределами дошкольного образовательного учреждения.

Дошкольники средней и старшей группы ДОУ, которые выбрали темы исследовательских проектов и выполнили творческую работу в детском саду, могут принять участие в детских конкурсах "Я исследователь", "Юный исследователь" и многих других исследовательских и творческих конкурсах.

Любимые животные

Темы проектов в детском саду о животных:


Дельфин – доктор?!
Для чего слону такой длинный хобот?
Зачем жирафу длинная шея?
Зачем коту усы?
Зачем овечке столько шерсти?
Зачем слону большие уши?
Зачем ежу иголки?
Как видят летучие мыши?
Как научиться понимать лошадь?
Какой он ежик.
Кто живет в моем лесу?
Кто живет в норе?
Кто под бугорком живёт?
Кто сказал мяу?
Кто такие тюлени?
Кто такой белёк?
Лесные жители нашего края.
Лисица — рыжая плутовка.
Любимые лакомства белочки.
Мама, хочу собаку!
Мое любимое домашнее животное.
Мои котята
Мои любимые крольчата.
Мои любимые пушистики.
Мои пушистые чудики.
Мой домашний питомец.
Мой кот Васька
Мой любимый мистер Кис.
Моя кошка стала мамой.
Моя любимая собака.
Моя ручная черепашка.
Повадки моего кота Тимки.
Почему лягушки квакают перед дождем?
Почему медведь так любит спать?
Почему моя кошка не любит наряды?
Самые добрые животные - дельфины.
Собака — друг и помощник человека.
У меня живет Морская свинка.
Удивительный мир динозавров.
Хомка, хомка, хомячок!
Хомячки-пуховички.
Эта сказочная лягушка.

Растения

Темы исследовательских работ дошкольников о растениях:


Ах, картошка, картошка!
Аптека под ногами.
Будь природе другом
В лесу родилась ёлочка.
Василёчки-васильки
Выращиваем фасоль в домашних условиях.
Для чего маме фасоль.
За что цепляется фасоль?
Загадка секвойи.
Запасливые стебли.
Как вырастить в домашних условиях росток дуба.
Какие растения "умеют" предсказывать погоду?
Крошка-картошка
Красавица – картошка
Куда тянутся корни?
Лекарственные растения.
Лес – защитник и лекарь
Мой любимый фрукт банан
Морковка просто объедение!
Моя любимая ягода Клюква.
Новогодняя нарядная красавица.
Огород на окне.
Огурчик на грядке, как тебе живётся?
Одуванчик — мое маленькое солнышко.
Первый весенний цветок.
Полезные вершки и корешки.
Почему цветы пахнут?
Путешествие семечки
Сеньор-помидор
Сколько лет дереву?
Удивительный мир растений.
Фиалка для мамы
Цветы нашего детского сада.
Что за ягода земляника?
Что такое листопад?
Что мы знаем о подсолнухе?
Чудо-орешки
Я нашел ландыш
Я нашла подснежник.
Ягодная азбука.

Моя семья

Темы проектов в ДОУ о семье:
Интересные дела нашей семьи.
Как мне выбирали имя
Как отмечали Новый год.
Классификация заколок для причёсок.
Классификация пуговиц.
Косметика для маленьких принцесс.
Куклы моей бабушки.
Мои любимые праздники
Мой героический прадедушка.
Мой любимый двор
Наша семейная реликвия.
Наша семейная традиция.
Наши добрые дела.
Праздники моей семьи.
Хочу всё знать о пуговице.
Что расскажет бабушкина открытка.

Грибочки

Темы проектов для ДОУ о грибах:


Мое маленькое грибное лукошко.
Вот ты где грибочек сыроежка.
Вот ты какой рыжий рыжик.
А лисичка - это гриб.
Царство грибов в моем лесу.
Угадай-ка грибочек!

Птицы

Темы исследовательских работ в детском саду о птицах:
Домашние канарейки-красавицы.
Зачем птицам нужен клюв?
Как я учил моего попугая.
Кто у нас в гнёздышке живёт?
Куриное гнездышко
Ласточкино гнездышко.
Мои наблюдения за воробьями.
Мой друг – попугайчик Кеша.
Пернатые архитекторы.
Птицы моего двора.
Чье это гнездышко?
Я покормлю птиц зимой!

Темы исследовательских работ дошкольников о рыбах:
Обитатели моего аквариума.
Наблюдение за аквариумными рыбками.
Наблюдение за аквариумными рыбками-попугаями.
Почему исчезли панцирные рыбы?
Рыбное царство, аквариумное государство.
Что за чудо — эти рыбки!

Удивительные насекомые

Темы проектов дошкольников в детском саду о насекомых:
Бабочки – это красиво и интересно!
Для чего пчелам мед?
Зачем кусаются комары?
Какая она муравьиная жизнь?
Какая польза от муравьев?
Мое наблюдение за бабочкой.
Муравьи и их царство.
Один день с муравьем.
Откуда берется мед?
Порхающие цветы
Почему у бабочек пестрые крылышки.
Секреты пчелиной семьи
Удивительное создание — муравей.
Удивительные бабочки.
Удивительный мир насекомых.
Чем нюхает червяк?
Что сегодня в меню у насекомых?
Я увидел свысока простого червяка.

Веселая математика

Темы исследовательских работ в ДОУ по математике:


Весёлые загадки
Весёлые цифры.
Весёлый счёт
Занимательная математика. Цифры от 0 до 9
Здравствуйте, числа!
Математические раскраски.
Меры длины на Руси.
Раз, два, три, четыре, пять – вместе учимся считать.
Счет на пальцах
Цифры и числа
Часы и время
Числа в сказках.
Числовые забавы.

Основы здоровья

Темы проектов в дошкольном образовательном учреждении о здоровье:
Мой режим питания
Мой режим дня
Мои занятия спортом
Пейте, дети, молоко!
Хочешь подрасти?

Этика

Темы исследовательских работ дошкольников об этике:
Вежливость на каждый день.
Добрым быть хорошо.
Почему быть злым плохо.
Правила хорошего тона.

Темы проектов в ДОУ о питании:
Богатырская каша.
Домашний эксперимент с молоком.
Зачем нужно завтракать?
Как замесить тесто?
Как зернышки в муку превращаются?
Каша – сила наша!
Молоко и молочные продукты.
Осень – вкусное время года.
От зернышка к хлебу.
Полезна ли овсянка?
Почему японцы любят суши?
Холодное лакомство — мороженое.
Что такое витамины?
Эта удивительная соль.

Экология

Темы исследовательских работ дошкольников об экологии:
Газированная вода – вред или польза.
Кто загрязняет воздух в нашем городе?
Как нужно бороться с мусором.
Нужное из ненужного.
В чем же вред пластиковых бутылок?
Откуда берется бумага?
Кто загрязняет воздух?

Почемучкам

Проекты на тему почему:


Почему море солёное?
В чем польза бумаги?
Где самое жаркое лето?
Зачем в дудочке столько дырочек?
Из чего сделан барабан?
Каков транспорт в городе будущего?
Как увидеть время?
Когда в Арктике лето?
Кто живёт в яйце?
Откуда свет в наш дом пришёл?
Почему в пустыне мало воды?
Почему в тундре всегда сыро?
Почему лампочка светит?
Почему летает воздушный змей?
Почему летом в Арктике солнце не заходит?
Почему подушка мягкая, а пол твёрдый?
Почему так хочется рисовать на обоях?
Почему бутерброд падает вниз колбасой?
Чем удобнее писать?
Что такое сыр?
Что находится в звездном небе?
Что такое проект?
Что такое тень и откуда она берется?

Чтение

Темы исследовательских работ дошкольников по чтению:
Как придумать интересную сказку.
Лошади в русских народных сказках.
Образ птицы в детской литературе.
Образы Бабы Яги в детской литературе.
Путешествие по сказкам.
У страха глаза велики.
Что такое сострадание?

Музыка

Темы исследовательских проектов по музыке в ДОУ:
Детские музыкальные инструменты.
Зачем в дудочке столько дырочек?
Из чего сделан барабан?
Что такое гран-жете?

Физкультура

Темы проектов по физкультуре в ДОУ:
Спортивная жизнь моей семьи.
Эти разные мячи.
Мои любимые спортивные игры.
Спортивные игры нашего детского сада.

Темы проектов в ДОУ на тему Зима:
Какого цвета зима?
Кормушка для птиц зимой.
Новогодние игрушки.
Удивительный снег.
Чьи это следы на снегу?

Осень

Темы проектов в ДОУ на тему Осень:
Какого цвета осень?
Разноцветная листва.
Почему осенью много луж?
Путешествие волшебной капельки.

Разное

Быт крестьянской избы.
Вода — удивительное вещество.
Волшебство мыльных пузырей.
Витаминное мыло.
Знаки зодиака.
Знакомьтесь! Это обычные иллюзии.
Как лучше отремонтировать машинку?
Мой любимый детский сад.
Обнаружение воздуха в различных объектах.
Скоро в школу я пойду.
Удивительная работа моей мамы.
Удивительный мир звезд.
Удивительный мир минералов.
Удивительный мир книг.
Чудесные способности магнита.

, Вы можете разместить у себя на сайте, блоге или форуме ссылку на эту страницу, установив один из следующих кодов:

Код ссылки на страницу "Темы проектов для ДОУ":
Темы проектов для детского сада

Автор: Анна Юрьевна Квасова

Населенный пункт: Удмуртская Республика, с. Завьялово

Удмуртская республика, с. Завьялово

Зам.заведующей по ВМР Калмыкова С.Ю.

Старший воспитатель Квасова А.Ю.

Сентябрь 2019 – декабрь 2020 г.

- дети дошкольного возраста (от 3 до 7 лет)

- семьи воспитанников посещающих ДОУ

- педагогический коллектив ДОУ

Основная идея проекта

Поддерживать инициативу в области технического образования; определить основные направления, специфику развития навыков исследовательской, конструктивной, творческой деятельности детей дошкольного возраста. Основная идея в реализации более широкого и глубокого содержания образовательной деятельности в ДОО с использованием элементов STEM технологий.

Доказано, что основа интеллекта человека, его сенсорный опыт закладываются впервые годы жизни ребенка. В дошкольном детстве происходит становление первых форм абстракции, обобщение простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому, развитие восприятия, внимания, памяти, воображения.

В процессе игровой деятельности у дошкольников формируется и развивается не только логика, но и пространственное мышление, которое является основой для большей части инженерно-технических профессий.

Инженерно-техническое образование в детском саду интересно тем, что, строится на интегрированных принципах, объединяет в себе элементы игры и экспериментирования, что соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования. Работая с конструктором, дети могут экспериментировать, воплощать свои интересные идеи в постройки, это позволяет повышать у детей их самооценку, формировать чувство уверенности в своих силах

Личность формируется в деятельности и эффективность влияния развивающей предметно-пространственной среды на формирование основ технического мышления ребенка обусловлена его активностью в этой среде.

Внедрение STEM образования в ДОУ помогает детям научиться быстро ориентироваться в потоке информации и реализовывать полученные знания на практике. Дошкольники приобретают дополнительные практические навыки и умения, которые достаточно востребованы в современной жизни. Увлекательные занятия в виде игр позволяют раскрыть творческий потенциал ребенка

В связи с этим мы считаем актуальным внедрение элементов STEM образования в образовательный процесс ДОУ.

Обоснование значимости предлагаемого проекта для развития

  • При реализации данного инновационного проекта будет развиваться материальная база ДОУ;
  • Повысится профессиональная компетенция педагогов за счет использования элементов инновационных STEM технологий;
  • Увеличится количество педагогов и детей участвующих в конкурсах различных уровней;
  • Усовершенствуется работа с родителями (более разнообразные формы активного взаимодействия);
  • Расширяться связи с широким кругом социальных партнеров и спонсоров;
  • Повысится уровень всестороннего развития дошкольников в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС;
  • Сформируется имидж ДОУ;

Образовательная развивающая технология отражает концептуально новый подход в области приобщения дошкольников к конструктивной, логико-математической и экспериментальной деятельности, техническому творчеству, обеспечивающий их активное, инициативное и самостоятельное вовлечение в деятельность и стимулирующее познавательную активность. Разработаны концептуально новые подходы в реализации проекта.

STEAM - технологии, мотивирующая среда, интеллектуальная активность, РППС - развивающая предметно - пространственная среда, инженерно-техническое творчество.

Создание комплекса условий для формирования инженерно-технического творчества и формирования научно-технической профессиональной ориентации у детей дошкольного возраста, с использованием элементов STEM технологий .

  1. создание условий для развития интеллектуальных способностей детей, критического мышления, формирования навыков коллективной работы в процессе познавательно-исследовательской деятельности и научно-технического творчества;
  2. создание условий для формирования инженерно-технического мышления воспитанников посредством создания образовательной развивающей среды;
  3. обеспечение формирования компетенций и стимулирование педагогических кадров в работе с дошкольниками с использованием элементов STEAM – технологий.
  4. развитие продуктивной деятельности: обеспечения освоения детьми основных приёмов конструирования, экспериментирования, моделирования, цифровых технологий, составления таблицы для отображения и анализа данных;
  5. воспитание ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам;
  6. формирование навыков сотрудничества: работа в коллективе, в команде, малой группе (в паре);
  7. формирование умений самостоятельной проектной, исследовательской, изобретательской и рационализаторской деятельности дошкольников;
  8. повышение профессионального мастерства педагогических работников;
  9. создание условий для культурного роста и удовлетворения познавательных интересов родителей в их совместной деятельности с детьми и педагогами.

Ожидаемые результаты проекта

- проявление интереса детей дошкольного возраста к инженерно-техническому направлению;

- создана модель мотивирующей образовательной среды для развития предпосылок научно - технического творчества и интеллектуальной активности дошкольников;

- у детей с раннего возраста появилась возможность активно и увлеченно манипулировать и экспериментировать современной предметно-пространственной средой;

- дошкольники способны проявлять инициативу и самостоятельность в разной деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др., обладают развитым воображением, имеют навыки научно-технического творчества;

- сформированы профессиональные компетенции педагогических кадров по моделированию образовательной среды для интеллектуальной активности и развития предпосылок научно-технического творчества детей.

Ожидаемая практическая значимость предлагаемого проекта

- В ходе реализации проекта будет налажена эффективная организация единого образовательного пространства для развития конструкторско-изобретательских, инженерно-технических способностей детей.

- Будут отработаны новые формы и способы взаимодействия с семьей и общественностью в соответствии с современными тенденциями развития образования и общества в целом.

- Создание готовых методических материалов с целью распространения и обмена опытом работы по использованию элементов STEAM – технологии в практике дошкольных образовательных организаций Завьяловского района

Данный проект предполагает внедрение в воспитательно - образовательный процесс ДОУ элементов STEM – технологий, обеспечивающий развитие у дошкольников интереса к науке, технике, образованию, культуре, формирования у них творческого мышления, инициативности, способности к принятию нестандартных решений. Реализация проекта позволит систематизировать эту деятельность и поднять ее на более высокий качественный уровень.

Механизм реализации проекта

Задачи

Действия (наименование мероприятия)

Срок реализации

Ожидаемый результат

1 этап.

Организационно-предварительный

Сентябрь - Декабрь 2019

Разработать модель формирования навыков инженерно-технического творчества дошкольников посредством внедрения элементов STEM-технологий в образовательное пространство ДОУ

Выбор темы, разработка структуры модели

внедрения элементов STEM технологии в образовательное пространство ДОУ, составление плана работы проекта

обязанности членов творческой группы

-родители (законные представители)

Составлен план реализации проекта.

Определена тема, Создана структура модели и разработана система работы по внедрению элементов STEM технологии в образовательное пространство ДОУ

Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов ОУ - участников реализации проекта

уровня профессиональной компетентности

детского сада по освоению STEM технологий.

Организация курсов повышение квалификации педработников; участия в обучающих инновационных семинарах, площадках,

фестивалях, конференциях по STEM образованию

(в течение всего проекта)

Сертификаты. Дипломы участия педагогов

Организовать работу с родителями

Определить содержание и формы работы с родителями

Анкетирование, совместные мероприятия.

Привлечь социальных партнёров и создать команду единомышленников для решения проблемы.

Поиск социальных партнеров и установление с ними взаимодействия

2 этап.

Практический

Январь - Октябрь 2020

Реализовать разработанную систему работы (Модель) по формированию навыков инженерно-технического творчества дошкольников средствами элементов

STEM-технологий в ДОУ.

Внедрение элементов STEM-технологий (конструирование, экспериментирование, математическое развитие, мультстудия)

деятельность, в режимные моменты, в самостоятельную деятельность детей, во взаимодействие с семьей воспитанников.

Выставка инженерно-технический уголок

Родительские собрания + открытая ОД

Выставка детских работ

Открытые просмотры ООД с применением инженерно-технических приемов

Презентация игр инженерно-технического направления

Выбор и реализация проектов по инженерно- техническому направлению с использованием STEM-технологий.

3 этап.

Заключительный

Декабрь 2020

Систематизация и обобщение полученных результатов, их статистическая обработка; осуществление презентации полученных результатов.

Презентация и защита проектов на уровне ДОУ:

Презентации, видеоролики проектов

Проведение мероприятий для педагогов дошкольных образовательных организаций. Распространение опыта работы через СМИ, профессиональные сайты сети Интернет.

Результативность проекта

  • Созданы условия для формирования инженерно-технического творчества и формирования научно-технической профессиональной ориентации у детей дошкольного возраста, с использованием элементов STEM технологий .
  • Проявился интерес детей дошкольного возраста к инженерно-техническому направлению;
  • Создана модель мотивирующей образовательной среды для развития предпосылок научно - технического творчества и интеллектуальной активности дошкольников;
  • У детей с раннего возраста появилась возможность активно и увлеченно манипулировать и экспериментировать современной предметно-пространственной средой;
  • Дошкольники способны проявлять инициативу и самостоятельность в разной деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др., обладают развитым воображением, имеют навыки научно-технического творчества;
  • Сформированы профессиональные компетенции педагогических кадров по моделированию образовательной среды для интеллектуальной активности и развития предпосылок научно-технического творчества детей.
  • Созданы готовые методические материалы с целью распространения и обмена опытом работы по использованию элементов STEAM – технологии в практике дошкольных образовательных организаций Завьяловского района.

Приложения

Положение о смотре-конкурсе уголков инженерно-технической направленности

Цель: совершенствование условий для развития у воспитанников навыков инженерно-технической деятельности и творческих способностей.

Задачи смотра:

1. Активизация творческой деятельности педагогов по оформлению и оборудованию уголков инженерно-технической направленности;

2. Обогащение содержания уголка с учётом возрастных особенностей и требований к организации развивающей предметно-пространственной среды группы в рамках требований ФГОС ДО;

3. Выявление лучшего опыта работы в создании условий для организации конструктивно-модельной деятельности дошкольников;

4. Укрепление взаимодействия участников образовательного процесса: детей, педагогов, родителей.

Участники смотра – конкурса:

В смотре-конкурсе принимают участие педагоги ДОУ, дети всех возрастных групп и их родители (законные представители).

Порядок проведения смотра – конкурса:

1.Смотр – конкурс проводится 14 февраля, с 13.00.

2.Общее руководство и подведение итогов осуществляет комиссия в составе:

заведующий – Л.Л. Поздеева;

зам.зав.по ВМР - С.Ю. Калмыкова;

ст. воспитатель – А.Ю. Квасова;

педагог-психолог - Кропачева Л.Н.

воспитатель – Урсегова Л.Ф.

воспитатель - Шмыкова Т.В.

3. В смотре-конкурсе могут быть предусмотрены дополнительные номинации.

Показатели смотра:

  • оригинальность и эстетичность оформления уголка;
  • рациональность размещения, доступность;
  • соответствие оборудования уголка программным и возрастным требованиям, требованиям безопасности и СаНПиН,
  • разнообразие материалов для организации технического конструирования;
  • схемы, образцы построек на рисунках, чертежах, и т.д.;
  • фотографии, альбомы с иллюстрациями городов, мостов, транспорта, домов, мебели и т.д.;
  • популярность и степень использования детьми;
  • хранение детских работ (лесенка, полочка, стеллаж)
  • творческая презентация уголка.

Критерии оценок:

3б. – полное соответствие всем показателям.

2б. – незначительное несоответствие показателям.

1б. – значительно несоответствие показателям.

Примечание: творческие находки, оригинальные подходы, использование нестандартного оборудования могут оцениваться дополнительными баллами.

Награждение победителей:

Победители определяются в ходе расчета среднего балла по всем показателям конкурса. Коллективы групп, набравших наибольший балл, становятся победителями конкурса. Все педагоги, награждаются дипломами.

Информация об итогах смотра-конкурса размещается на сайте ДОУ.

ПОЛОЖЕНИЕ

о смотре-конкурсе

«Центр экспериментально-исследовательской деятельности

2. Задачи смотра-конкурса.

3. Порядок и сроки проведения смотра-конкурса, его содержание.

3.1. Конкурс проводится во всех группах ДОУ

3.2. Сроки проведения: с 20.11 по 27.11.2020

4. Критерии оценки центров.

При подведении итогов конкурса жюри учитывает:

4.1. Соответствие содержания центра детского экспериментирования возрастным возможностям детей данной группы - 3 балла.

4.2. Соблюдение правил техники безопасности при организации деятельности данного центра – 3 балла.

4.3. Наличие в центре лабораторного оборудования для проведения различных экспериментов (в соответствии с возрастной группой); для детей младшего возраста наличие игрушек и оборудования для игр с водой, песком, воздухом – 3 балла.

4.4. Наличие демонстрационного лабораторного и дидактического материала (различные коллекции, глобус, природный материал и т. д., – 3 балла.

4.5. Наличие энциклопедической литературы, различных тематических альбомов (обязательно для групп дошкольного возраста) – 3 балла.

4.6. Эстетическое оформление центра (оригинальность названия, наличие игрового персонажа, художественное оформление и т. д.) – 3 балла.

4.7. Доступность оборудования центра для свободного экспериментирования детей – 3 балла.

1бал - имеется в наличии;

2бала - состояние удовлетворительное, соответствует требованиям;

3бала - выполнен в полном объеме, соответствует всем требования, имеются дополнительный и вспомогательный материал.

5. Состав жюри смотра-конкурса.

В состав жюри входят:

-зам.заведующей по ВМР;

- воспитатели групп: Протопопова Н.А., Вахрушева О.В.

6. Подведение итогов смотра-конкурса.

6.1. Определяются победители, в разных номинациях. Победители награждаются дипломами на педагогическом совете.

Читайте также: