Чацкий в борьбе со старым миром что вызывает гнев чацкого кратко

Обновлено: 05.07.2024

Чацкий – гуманист, защитник свободы и независимости личности. Особый гнев у него вызывают помещичьи издевательства над личностью крестьянина:

То, что общество яростно сопротивляется воздействию благородных идей, наносит удар по философии Чацкого и прибавляет ему терзаний.

Идеал видят эти люди в армии. Это порождение эпохи Аракчеева, который видел в армии оплот крепостничества. На скалозубах держится крепостное право и трон, поэтому они так дороги фамусовым и ненавистны Чацкому.

Чацкий - молодой образованный дворянин. В надежде развеять скуку он много путешествовал. В начале пьесы Чацкий появляется в доме Фамусова после трехлетнего отсутствия. Вот как характеризует его этот московский барин:

Не служит, то есть в том он пользы не находит,
Но захоти - так был бы деловой,
Жаль, очень жаль, он малый с головой,
И славно пишет, переходит.

Крепостное право, карьеризм и чинопочитание, рабская мораль и безгласие, невежество, преклонение перед всем иностранным и пренебрежение к национальной культуре - все это попадает под жесткую критику Чацкого, человека новой эпохи, утверждающей передовые идеи современности.

Главный герой комедии провозглашает уважение к простому человеку. Он мечтает о том времени, когда жестокость помещиков навсегда забудется и все люди станут свободными и равноправными.

Боязнь перемен, жизнь по старинке тоже осуждаются Чацким: Суждения черпают из забытых газет Времен Очаковских и покоренья Крыма.

Чацкий провозглашает свободу мыслей и высказываний и жаждет процветания наук и искусств:

Теперь пускай из нас один,
Из молодых людей, найдется - враг исканий,
Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,
В науки он вперит ум, алчущий познаний;
Или в душе его сам Бог возбудит жар
К искусствам творческим, высоким и прекрасным…

В грибоедовской Москве господствовала иностранная культура. Дворяне говорили на французском языке, одевались по французской моде, читали французские книги, приглашали иностранных гувернеров, далеких порой от просвещения. Чацкий выступает за сохранение русской культуры, понимая, что человек не может считаться гражданином своей страны, исповедуя чужие обычаи, традиции, язык и нравы:

Как с ранних пор привыкли верить мы,
Что нам без немцев нет спасенья!

  • Смотря.
  • Как знатный вертопрах, бездушный пустослов,
  • Ивана а геЬоигз " с Семеном гнет на двойку
  • Иль бедных поселян, отнявши у отцов,
  • Меняет на скворцов, на пуделя иль сойку,
  • И правом знатности везде уважен он!
  • Как лицемер, ханжа, презря святой закон,
  • В разврате поседев, гарем по праву власти
  • Творит из слабых жертв его презренной страсти.
  • Когда невинных стон волнует грудь мою,-
  • Я слезы лью!

Антикрепостническая идеология Чацкого проявляется в высокой оценке характера, нравственных качеств закрепощенного народа. В противовес клеветническим утверждениям помещиков-крепостников о крепостном крестьянстве, Чацкий говорит о бодром, умном, то есть, во фразеологии декабристов, свободолюбивом народе.

Что же терзает Чацкого?

Чацкий – гуманист, защитник свободы и независимости личности. Особый гнев у него вызывают помещичьи издевательства над личностью крестьянина:

То, что общество яростно сопротивляется воздействию благородных идей, наносит удар по философии Чацкого и прибавляет ему терзаний.

Идеал видят эти люди в армии. Это порождение эпохи Аракчеева, который видел в армии оплот крепостничества. На скалозубах держится крепостное право и трон, поэтому они так дороги фамусовым и ненавистны Чацкому.

Противоречия в характере Чацкого

Своеобразие мировоззрения героя

Раздражает Чацкого и стремление старомосковских дворян везде заводить полезные знакомства. И балы они посещают с этой целью. Чацкий же предпочитает не смешивать дела с весельем. Он считает, что всему должно быть свое место и время.

В одном из своих монологов Чацкий выражает недовольство тем, что, как только среди дворян появляется молодой человек, желающий посвятить себя наукам или искусствам, а не погоне за чинами, его все начинают опасаться. А боятся таких людей, к которым относится и сам Чацкий, потому, что они угрожают благополучию и комфорту дворян. Они вносят в устройство общества новые идеи, но аристократы не готовы расстаться со старым укладом жизни. Поэтому сплетня о сумасшествии Чацкого, пущенная Софьей, оказалась очень кстати. Это позволило сделать его монологи безопасными и обезоружить противника консервативных взглядов дворян.

Чувства и особенности внутренних переживаний героя

Значение образа Чацкого

Примеры сочинений: За что и против чего борется Чацкий?

В первую очередь, Чацкий борется против консервативных людей, застрявших в прошлом и не желающих развиваться, двигаться дальше. Будучи сильной и не привыкшей ни от кого зависеть личностью, Чацкий не может смирится с неправильным, однако устоявшимся укладом жизни, пытается донести это до других, но каждый раз вызывает неодобрение, что, впрочем, никогда его не останавливает.

Идеи Чацкого очень схожи с идеями декабристов, он так же выступает за отмену крепостного права, улучшение качества образования и развития страны и собственных идей вместо копирования у иностранцев.

Также Чацкий выступает против лицемерия, он не одобряет гонение за чинами, попытки сделать всё, чтоб только угодить людям, стоящим у власти. Герой считает служение Родине — делом чести и священной обязанностью и система чинов оскорбляет его взгляды. Чацкий считает, что лесть равносильна преступлению, а потому недопустима.

Кроме очевидной борьбы Чацкого с фамусовским обществом, есть ещё одна, менее значимая борьба — борьба не идеалиста, но простого человека — борьба Чацкого за любовь. Чацкий любит Софью, но даже отдаваясь этому чувству, Чацкий не предаёт своих принципов. Он ненавидит ложь и поэтому винит свою возлюбленную даже не в том, что она предала его и распустила о нём сплетни, а в том, что она не рассказала ему правду. Из последнего монолога Чацкого кажется, что поступки Софьи заставили его её разлюбить, однако, тот факт, что он уезжает, а не устраивает скандал, говорит о его бесконечной любви.

Образ Чацкого — это типичный образ высоконравственного человека, а потому он остаётся актуальным даже спустя много времени. Такие, как Чацкий, были и будут всегда, а значит борьба умного человека с невежами никогда не закончится.

Пример сочинения №2 с планом и цитатами

План
1. Чацкий – центральный герой в комедии “Горе от ума”.
2. За что и против чего борется Чацкий?
3. “Горе от ума” – отражение нашего общества

Комедия “Горе от ума”, написанная , думаю, на каждого читателя произведет глубокое впечатление. Чацкий – центральный персонаж в комедии, противостоит всему фамусовскому обществу. Сама идея произведения состояла в том, чтобы противопоставить образованного человека с невежеством, отсталостью общества того времени. Конфликт комедии многогранен. Чацкий ведет “борьбу” против невежества, необразованности, покорности и страха, несостоятельности правительства, потакания всему иностранному Он не боится высказывать своё мнение, отстаивать свою точку зрения, дискутировать, спорить:

Теперь пускай из нас один,
Из молодых людей, найдется – противник исканий,
Ни требуя ни мест, ни повышенья в чин,
В науки он вперит ум, алчущий познаний;
Или в душе его сам Бог возбудит пыл
К искусствам творческим, высоким и прекрасным,-
Они тот час: разбой! пожар!
Я одаль воссылал желанья
Смиренные, однако вслух,
Чтоб истребил всевышний нечистый тот самый дух
Пустого, рабского, слепого подражанья ;
Чтоб искру заронил он в ком - нибудь с душой ;
Кто мог бы словом и примером
Нас удержать как крепкою вожжой,
От жалкой тошноты по стороне чужой…

Невежество – одно из качеств, которое Чацкий не может вынести, тут он готов сражаться до победного конца. Чацкий образован, начитан, эрудирован, объехал полсвета и знает, что мир не ограничивается только одной Москвой и светскими балами. Ведь в нем, в мире Чацкого, столько прекрасного: философы, путешественники, вольнодумцы. Также Чацкий хочет быть полезным обществу, правительству. Но государству, оказывается, не нужно самоотверженное служение, оно требует прислуживания, но Чацкий против этого, он не хочет “развлекать” государей:
Служить бы рад, прислуживаться тошно…

Фамусов же напротив гордится тем, что знаком с человеком, который заработал чин своим “лбом”, Чацкий – человек честный, искренний и не может промолчать, отвечая на это:

Как тот и славился, чья чаще гнулась шея;
Как не в войне, а в мире брали лбом,
Стучали об пол не жалея!
Кому нужда – там спесь, лежи они в пыли,
А тем, кто выше, лесть, как кружево плели.
Прямой был век покорности и страха.

Кого же видит около себя Чацкий? Людей, которые ищут лишь чинов, "денег, чтоб пожить", не любви, а выгодной женитьбы. Их идеал "умеренность и аккуратность", их мечта - "забрать все книги бы да сжечь". Со всеми этими “идеалами” Чацкий был не согласен.
За что он действительно борется, это за своё счастье, за любовь Софьи. Ему трудно находиться среди людей, сплетников и подражателей.

Да, мочи нет: мильон терзаний
Груди от дружеских тисков,
Ногам от шарканья, ушам от восклицаний,
А пуще голове от всяких пустяков.

Бесспорно Чацкий – умный человек. Так почему же он не может найти общий язык с фамусовским обществом, как это делает Молчалин. Дело в том, что Чацкий всегда искренне высказывает свое мнение. Хитрость, изворотливость Молчалина, уменье найти "ключ" к каждому человеку, вот определяющие качества этого персонажа, качества, делающие его антигероем комедии, главным противником Чацкого. Молчалин стал нарицательным обозначением пошлости и лакейства. "Всегда на цыпочках и не богат словами", он сумел завоевать расположение сильных мира сего тем, что не смел произнести своего суждения вслух. Не зря Чацкий так отзывается о Молчалине:

Тут был, как громовой отвод.

Молчалин! - Кто другой так мирно все уладит!
Там моську вовремя погладит!
Тут в пору карточку вотрет!

Конечно многое нам говорят монологи Чацкого. Благодаря именно им, мы узнаем о чем думает, что чувствует герой:

Французик из Бордо, надсаживая грудь…
Он чувствует себя здесь маленьким царьком;
Как отдал все в обмен на новый лад -
И нравы, и язык, и старину святую,
И величавую одежду на другую
По шутовскому образцу
Хоть у китайцев бы нам несколько занять
Премудрого у них незнанья иноземцев.

Не зря автор пометил, что во время всех этих слов Чацкого, никто его не слушал, и скорее всего не хотел слушать:

Оглядывается, все в вальсе кружатся с величайшим усердием. Старики разбрелись к карточным столам…

Исходя из всего этого, уже можно сделать определенные выводы. Чацкий – это герой того времени, и благодаря этой комедии он герой нашего, герой будущего времени.

Трудно представить, что стало бы с нашим обществом, если бы в нем не было бы таких людей, как Чацкий, ведь именно им мы обязаны своим образованием, интеллектом, свободе, в общем, всем, что мы достигли в процессе борьбы. Так как именно Чацкий стремился к лучшему и верил, что это лучшие можно добиться, лишь протестуя против устаревших, закостенелых принципов, установленных в обществе.
Каким путем должен шагать человек, чтобы добиться успеха, но и не покривить душой, не совершить сделку со своей совестью? Каждый из нас сделает свой выбор, исходя из своих жизненных принципов, но помочь в этом могут и такие поучительные произведения, как прекрасная комедия "Горе от ума". Гениальность произведения состоит в том, что он увидел и показал нам общечеловеческие, неподвластные моде и времени явления. Думаю, данная комедия заставит призадуматься читателя. Но ведь в обществе всегда будут такие люди, как Молчалин, Фамусов, Загорецкий, скажут многие, но по-моему мнению человеку всегда нужно бороться за свои права и за права общества, высказывать свое мнение, мысли. Ведь каждый человек – это составляющее общества. Именно это и хотел показать автор нам, читателям.

Пример сочинения №3

Комедию “Горе от ума” Александр Сергеевич Грибоедов написал после Отечественной войны 1812 года и незадолго до Декабрьского восстания в стране. Таким образом, произведение в полной мере передает настроения, витавшие в воздухе в тот период. Общество фактически раскололось на два оппозиционных лагеря.

К первому относились люди “минувшего века” – состоявшиеся дворяне, которые перестали считать крепостных за людей, не желали учиться, развиваться и принимать нововведения.

Ко второму лагерю автор отнес всего лишь одного героя в произведении. Это был Александр Андреевич Чацкий – человек умный, образованный, с новыми идеями и взглядами на жизнь. Он хоть и происходил из дворянского сословия, но не был­ богат, а к крестьянам относился в равной степени уважительно. Провозглашая свои широкие свободные взгляды и истинный патриотизм, он представляет “век нынешний”.

Чацкому чужды лицемерие и фальш фамусовского общества, оттого он и оказывается втянут с общественно-значимый конфликт.

Сам Грибоедов о своем произведении говорил: “В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящегочеловека”. Понять главного героя, конечно же, никто не может, так как в доме Фамусова больше нет прогрессивных и хорошо образованных людей. По своим убеждениям он близок к декабристам. Он не приемлет заимствованных слов, нарядов в заграничном стиле.

Он не может понять, как люди, утверждающие, что они патриоты своей страны, читают французские книги и поют французские романсы. Вот фраза Чацкого из комедии, передающая его отношение к происходящему:

Господствует еще смешенье языков:
Французского с нижегородским?

Еще один аспект в фамусовском обществе возмущает героя Грибоедова. Он не может понять, как человек может так низко пасть, чтобы лебезить и унижаться перед другим ради чинов. Здесь речь идет о Молчалине и ему подобных.­ Его вольнолюбивые идеи и просвещенность, конечно же, не нравятся гостям Фамусова, ведь он всех и каждого обличает в низости и подлом поведении. Так, например, Тугоуховские приезжают на бал только, чтобы найти побогаче женихов для своих шести дочерей.

Внучка графини Хрюминой появляется только, чтобы пощеголять своим новым нарядом от “французской модистки”. Властная старуха Хлестова приходит не одна, а с прислугой и собачкой. Молчалин всячески старается всем угодить найти лазейку для повышения по службе.

Но худшее открывается чуть позже, когда Софья наблюдает сцену, как уважаемый и любимый ею Молчалин заигрывает с Лизой и говорит той, что ухаживает за Софьей только ради своей карьеры. Именно такие, как Молчалин стоят на пути у Чацкого. Этот мягкий, трусливый и беспринципный человек фактически отнял у него Софью, в которую Чацкий был влюблен чуть ли не с самого детства. В этом прогнившем и подлом обществе его удерживала только любовь к Софье, которая в результате его предала.

Она не только изменила былым чувствам, но и сама пустила слух о “сумасшествии” Чацкого, как бы в отместку за неуважительное отношение к Молчалину.

“Горе от ума” – это комедия умного, свободного и гордого человека, который чужд обществу. Автор уверен, даже если такие как Чацкий “лишние”, они были, есть и будут. Пока они существуют, будет происходить борьба свежего с отжившим.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рассматриваются вопросы: 1. Функции героя в пьесе. 2. Что вызывает гнев Чацкого? 3. Что провозглашает Чацкий? 4. Личная драма героя. 5. Речевая характеристика Чацкого. 6. Значение образа Чацкого.

Для Чацкого высшая ценность – ум, алчущий познаний; для Фамусова - "Ученье – вот чума, ученость – вот причина, что нынче проще, чем когда Безумных развелось людей, и дел, и мнений".

Гл. герой комедии — Чацкий. Он выступает одновременно в функции

Идеи Чацкого близки Грибоедову, но автор показывает, и слабые стороны, уязвимые места своего героя. В сущности, Чацкий — тоже комический персонаж.

Примерный план характеристики Чацкого

Первая встреча читателя с Чацким.

II. Личная драма Чацкого и качества, проявив­шиеся в отношении к Софье (искренность, благород­ство, страстность, горячность, глубина чувства).

III. Чацкий в борьбе со старым миром.

Что вызывает гнев Чацкого? Что провозглашает Чацкий?

Крепостное право; жестокость помещиков 1. Гуманность, уважение к простому русскому че­ловеку.

Карьеризм, чинопочитание. 2. Службу делу, а не лицам.

Невежество. 3. Просвещение.

Рабская мораль, безгласие. 4. Свободу мысли и высказываний.

Пренебрежение к нац. культуре и 5. Уважение к национальным нравам, языку,
преклонение перед всем иностранным. развитие национальной культуры.

IV. Клевета как способ борьбы крепостников с Чац­ким; обличающее слово как средство борьбы Чац­кого.

V. Речевая характеристика Чацкого.

VI. Значение образа Чацкого.

Чацкий — победитель и жертва (оценка Гончаро­вым образа Чацкого).

Чацкий — выразитель взглядов декабристов. Гер­цен о Чацком.

Типичность образа Чацкого.

Чацкий возвращается в Россию после трех­летнего путешествия, веря в возможность пере­мен. Он пытается критикой и убеждением дока­зать окружающему его обществу, что стоящие на пути всему новому российские порядки надо срочно менять. Вот почему в глазах фамусовского общества Чацкий — опасный человек, и оно несколько успокаивается, только объявив его сумасшедшим. Ум, свободомыслие Чацкого — безумие с точки зрения этого общества. Чацкий неизбежен при смене одного века другим.

Поражение и бегство из Москвы Чацкого только видимые. Для читателя и зрителя оче­видны обреченность и бессилие фомусовского общества и моральная победа Чацкого.

отношение к богатству и чинам

Теперь пускай из нас один,

Из молодых людей, найдётся – враг исканий,

Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,

В науки он вперит ум …

…Чины людьми даются,

А люди могут обмануться…

Чацкий:

Мундир! один мундир! он в прежнем их быту

Когда-то укрывал, расшитый и красивый,

Их слабодушие, рассудка нищету…

Где? укажите нам, отечества отцы,

Которых мы должны принять за образцы

отношение к крепостному праву

Чацкий является противником злоупотреблений крепостным правом.

Чацкий: Тот Нестор негодяев знатных,

Толпою окружённый слуг;

Усердствуя, они в часы вина и драки

И честь, и жизнь его не раз спасали; вдруг

На них он выменял борзые три собаки.

…Или вон тот ещё, который для затей

На крепостной балет согнал на многих фурах

От матерей, отцов отторженных детей…

Амуры и Зефиры все распроданы поодиночке.

отношение к службе

Вопрос об отношении к службе стоял ещё со времён кл-зма. Классицисты считали необходимой службу государству (просвещённому монарху), а декабристы ставили на первое место служение Отечеству.

Чацкий:

Кто служит делу, а не лицам

Служить бы рад, прислуживаться тошно.

Чацкий:

Когда в делах, я от веселий прячусь,

Когда дурачиться – дурачусь,

А смешивать два эти ремесла

Есть тьма искусников, я не из их числа.

отношение к московским нравам и время-превождению

Чацкий:

Что нового покажет мне Москва?

Вчера был бал, а завтра будет два…

…Да и кому в Москве не зажимали рты

обеды, ужины и танцы?

…Дома новы, но предрассудки стары.

Порадуйтесь, не истребят

Ни годы их, ни моды, ни пожары.

отношение к иностранному

Национальная самобытность – идея декабристов

Чацкий:

На съездах, на больших, по праздникам приходским

Господствует ещё смешенье языков:

Французского с нижегородским?…

…Воскреснем ли когда от чужевластья мод?

Чтоб умный, бодрый наш народ

Хотя по языку нас не считал за немцев.

отношение к свободе суждений

Чацкий Молчалину:

Помилуйте, мы с вами не ребяты,

Зачем же мнения чужие только святы?

… А судьи кто? – За древностию лет

К свободной жизни их вражда непримирима,

Сужденья черпают из забытых газет

Времён Очаковских и покоренья Крыма.

отношение к образованию

Чацкий:

А тот чахоточный, родня вам, книгам враг,

В учёный комитет который поселился

И с криком требовал присяг,

Чтоб грамоте никто не знал и не учился?

отношение к любви

Чацкий:

Пускай в Молчалине ум бойкий, гений смелый,

Но есть ли в нём та страсть, то чувство, пылкость та,

Чтоб кроме вас ему мир целый

Казался прах и суета?

Чтоб сердца каждое биенье

Любовью ускорялось к вам?

отношение к кумовству, протекции

Чацкий:

Где? Укажите нам, Отечества отцы,

Которых мы должны принять за образцы?

Не эти ли, грабительством богаты?

Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве.

Чацкий:

Теперь пускай из нас один,

Из молодых людей найдётся – враг исканий

В науки он вперит ум, алчущий познаний;

Или в душе его сам бог возбудит жар

К искусствам творческим, высоким и прекрасным, -

Они тотчас:разбой! Пожар!

И прослывёт у них мечтателем! Опасным!

В обществе мракобесов, крепостников и низкопоклонников появляется Чацкий. По своему общ. положению он принадлежит к дворянскому классу, но образ мыслей его и поведение находятся в резком противоречии с окруж. средой. Детство его прошло в Москве. Он часто бывал в доме Фамусова, сдружился с его дочерью Софьей и учился у тех же гувернёров, что и Софья.

Чацкий служил некоторое время, но потом оставил службу и уехал за границу. К Софье он является тотчас по возвращении из-за границы, где провёл около трёх лет. Путешествие Чацкого было вызвано стремлением к знанию, желанием расширить своё образование.

В фамусовское общество привела Чацкого любовь к Софье. Но здесь Чацкий чувствует себя одиноким. Его передовые взгляды вызывают резкий отпор со стороны Фаму­сова и его гостей, а пылкая любовь к Софье наталкивается на холодное и равнодушное отношение с её стороны.

В ответ на рассказ Фамусова о своём дяде Максиме Петровиче, лестью и низкопоклонством добившегося чинов, богатства и влия­тельного положения, Чацкий с насмешкой отвечает:

И точно начал свет глупеть, Сказать вы можете вздохнувши; Как посравнить, да посмотреть Век нынешний и век минувший.

Как тот и славился, чья чаще гнулась шея; Как не в войне, а в мире брали лбом, Стучали об пол, не жалея!

Хоть есть охотники поподличать везде, Да нынче смех страшит, и держит стыд в узде.

Выступления против крепостничества — это защита прав на­рода, интересов широких масс крестьянства. Чацкий любит свой народ и скорбит о том, что существует глубокая пропасть между народом и дворянской интеллигенцией:

Воскреснем ли когда от чужевластья мод? Чтоб умный, бодрый наш народ

Хотя по языку нас не считал за немцев,—

Русское дворянство, пропитанное духом низкопоклонства перед всем иностранным, встречает всякого иностранца, приезжающего в Россию, как какое-то высшее существо, перед которым можно только преклоняться. Французик из Бордо, снаряжаясь в путь в Россию, боялся, что попадёт к варварам. Но его встретили в России, как маленького царька. Ему даже казалось, что он попал в какую-то франц. провинцию:

Приехал и нашёл, что ласкам нет конца; Ни звука русского, ни русского лица

Не встретил: будто бы в отечестве, с друзьями.

Пускай меня объявят старовером, Но хуже для меня наш Север во сто крат

С тех пор, как отдал всё в обмен на новый лад, И нравы, и язык, и старину святую,

И величавую одежду на другую По шутовскому образцу.

Особенно возмущает Чацкого увлечение русского дворянства французским языком, стремление заменить им свой родной русский уверенность в том, что на русском языке нельзя выразить ясно точно своих мыслей:

Как европейское поставить в параллель С национальным — странно что-то!

Ну, как перевести мадам и мадмуазель? Ужли сударыня.

Забвение родного языка как основного нац. культурного достояния приводит человека к разрыву со своим на­родом, превращает его в безродного космополита. Вот почему Чацкий нападает на русское барство, которое в своём преклонении перед всем французским засоряет родной рус­ский язык француз. словами и оборотами, портит его:

Воскреснем ли когда от чужевластья мод?

Чтоб умный, бодрый наш народ

Хотя по языку нас не считал за немцев.

Обличительные речи Чацкого направлены против представи­телей барской Москвы. Чацкий осознаёт своё одиночество в фамусовском обществе, полную непримиримость с ним:

С кем был! Куда меня закинула судьба!

Все гонят! Все клянут! мучителей толпа.

Безумным вы меня прославили всем хором —

Вы правы: из огня тот выйдет невредим,

Кто с вами день пробыть успеет,

Подышит воздухом одним,

И в нём рассудок уцелеет.

Поняв, наконец, что Софья не любит его и принадлежит к кругу людей, идейно чуждых ему, что она не разделяет его про­грессивных взглядов, он восклицает:

Довольно. с вами я горжусь моим разрывом.

Вон из Москвы! сюда я больше не ездок.

Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,

Где оскорблённому есть чувству уголок. . . Карету мне, карету!

У них учился наш родня, И вышел! Хоть сейчас в аптеку, в подмастерьи.

От женщин бегает и даже от меня! Чинов не хочет знать!

Он химик, он ботаник, Князь Фёдор, мой племянник.

Что же вызывает негодование Чацкого? Каковы его собственные идеалы?

Дома новы, но предрассудки стары.

Порадуйтесь, не истребят

Ни годы их, ни моды, ни пожары. (Д. II, явл. 5.)

Чацкого возмущает служба лицам, а не делу, чино­почитание, бюрократизм, семейственность. Чацкий пробовал служить, но при таких порядках не смог. Когда Фамусов ставит ему условия, при которых могло бы быть возможным сватовство Чацкого к Софье:

. во-первых: не блажи,

Именьем, брат, не управляй оплошно,

А главное, поди-тка послужи, —

Чацкий с горечью восклицает: Служить бы рад, прислуживаться тошно. (Д. II, явл. 2.)

У покровителей зевать на потолок.

Явиться помолчать, пошаркать, пообедать,

Подставить стул, поднять платок.

Фамусов ужасается: Он вольность хочет проповедать! (Д. II, явл. 2.)

Смело осуждая признанные московские автори­теты — Фому Фомича, Татьяну Юрьевну, Чацкий пока­зывает пример того, как нужно судить о людях (не по их положению в свете, а по их взглядам и нравственным качествам).

Открыто высказывает он возмущение крепостника­ми, карьеристами, бездельниками из фамусовского ла­геря, находя для каждого меткое, уничтожающее слово. Врагам свободной жизни и сторонникам старых поряд­ков Чацкий противопоставляет новых людей:

Теперь пускай из нас один,

Из молодых людей, найдется — враг исканий,

Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,

В науки он вперит ум, алчущий познаний;

Или в душе его сам бог возбудит жар

К искусствам творческим, высоким и прекрасным,—

Они тотчас: разбой! пожар!

И прослывет у них мечтателем! опасным!! (Д. II. явл. 5.)

Несчастные! должны ль упреки несть

От подражательниц модисткам?

За то, что смели предпочесть

Оригиналы спискам? (Д. III, явл. 8.)

. словом и примером

Нас удержать, как крепкою вожжой,

От жалкой тошноты по стороне чужой.

Речевая характеристика Чацкого

Так Грибоедов осуществил то требование сближе­ния лит. языка с разговорным, народным, ко­торое он выдвигал вместе с поэтами-декабристами.

. Я первый, я открыл!

Давно дивлюсь я, как никто его не свяжет!

Попробуй о властях — и нивесть что наскажет!

Чуть низко поклонись, согнись-ка кто кольцом,

Хоть пред монаршиим лицом,

Так назовет он подлецом. (Д. III, явл. 21.)

Кто же побеждает в борьбе: Чацкий или общество крепостников? Критики о Чацком

Казалось бы, порок не наказан, и добродетель не торжествует в комедии. Однако читатель твердо убе­жден в моральной победе Чацкого над старым миром.

В речах позднейших Чацких — борцов со старым, от­живающим, во имя нового, развивающегося слышны смысл и тон речей Чацкого. В этом Гончаров видит бессмертие комедии.

Значение образа Чацкого не только в разоблачении старого мира, но и в утверждении новых, декабристских идеалов. У Чацкого они ясно выражены: он требует освобождения закрепощенной личности, уважения к про­стому народу, развития науки и национальной культуры, свободы мнений, свободного выбора профессий, справед­ливой оценки человека по его качествам.

Возникает вопрос — одинок ли Чацкий?

Чацкий — образ типичный. Таких людей, как он, в русской жизни было не так уж много, протестовало меньшинство, но Грибоедов понял, что за такими людь­ми — будущее, и создал образ передового человека перво­го периода освободительного движения в России.

. Комедия "Горе от ума" есть и картина нравов, и галерея живых типов, и вечно острая, жгучая сатира, и вместе с тем и комедия и, скажем сами за себя, — больше всего комедия — какая едва ли найдется в других литературах, если принять совокупность всех прочих высказанных условий. Как картина она, без сомнения, громадна. Полотно ее захватывает длинный период русской жизни — от Екатерины до императора Николая. В группе двадцати лиц отразилась, как луч света в капле воды, вся прежняя Москва, ее рисунок, тогдашний ее дух, исторический момент и нравы. И это с такою художественною, объективною законченностью и определенностью, какая далась у нас только Пушкину и Гоголю.

Но пока будет существовать стремление к почестям помимо заслуги, пока будут водиться мастера и охотники угодничать и "награжденья брать и весело пожить", пока сплетни, безделье, пустота будут господствовать не как пороки, а как стихии общественной жизни, — до тех пор, конечно, будут мелькать и в современном обществе черты Фамусовых, Молчаливых и других, нужды нет, что с самой Москвы стерся тот "Особый отпечаток", которым гордился Фамусов.

Главная роль, конечно, — роль Чацкого, без которой не было бы комедии, а была бы, пожалуй, картина нравов. Сам Грибоедов приписал горе Чацкого его уму, а Пушкин отказал ему вовсе в уме. Можно бы было подумать, что Грибоедов из отеческой любви к своему герою польстил ему в заглавии, как будто предупредив читателя, что герой его умен, а все прочие около него не умны.
Но Чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умен. Речь его кипит умом, остроумием. У него есть и сердце, и притом он безукоризненно честен. Словом — это человек не только умный, но и развитой, с чувством, или, как рекомендует его горничная Лиза, он "чувствителен, и весел, и остер". Только личное его горе произошло не от одного ума, а более от других причин, где ум его играл страдательную роль, и это подало Пушкину повод отказать ему в уме. Между тем Чацкий как личность несравненно выше и умнее Онегина и лермонтовского Печорина. Он искренний и горячий деятель, а те — паразиты, изумительно начертанные великими талантами, как болезненные порождения отжившего века. Ими заканчивается их время, а Чацкий начинает новый век — и в этом все его значение и "весь ум".
. Софья Павловна индивидуально не безнравственна: она грешит грехом неведения, слепоты, в котором жили все. Вглядываясь глубже в характер и в обстановку Софьи, видишь, что не безнравственность "свели ее" с Молчалиным. Прежде всего, влечение покровительствовать любимому человеку, бедному, скромному, не смеющему поднять на нее глаз, — возвысить его до себя, до своего круга, дать ему семейные права. Без сомнения, ей в этом улыбалась роль властвовать над покорным созданием, сделать его счастье и иметь в нем вечного раба. Не ее вина, что из этого выходил будущий "муж-мальчик, муж-слуга — идеал московских мужей!". На другие идеалы негде было наткнуться в доме Фамусова.
Вообще к Софье трудно отнестись не симпатично: в ней есть сильные задатки недюжинной натуры, живого ума, страстности и женской мягкости. Она загублена в духоте, куда не проникал ни один луч света, ни одна струя свежего воздуха. Недаром любил ее и Чацкий. После него она одна из всей этой толпы напрашивается на какое-то грустное чувство, и в душе читателя против нее нет того безучастного смеха, с каким он расстается с прочими лицами.


Ей, конечно, тяжелее всех, тяжелее даже Чацкого, и ей достается свой "мильон терзаний". Чацкого роль — роль страдательная: оно иначе и быть не может. Такова роль всех Чацких, хотя она в то же время и всегда победительная. Но они не знают о своей победе, они сеют только, а пожинают другие — и в этом их главное страдание, то есть в безнадежности успеха.

Живучесть роли Чацкого состоит не в новизне неизвестных идей, блестящих гипотез, горячих и дерзких утопий. Чацкий больше всего обличитель лжи и всего, что отжило, что заглушает новую жизнь, "жизнь свободную". Его идеал "свободной жизни" определителен: это — свобода от всех этих исчисленных цепей рабства, которыми оковано общество, а потом свобода — "вперить в науки ум, алчущий познаний", или беспрепятственно предаваться "искусствам творческим, высоким и прекрасным". Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей. Он вечный обличитель лжи, запрятавшейся в пословицу: "Один в поле не воин". Нет, воин, если он Чацкий, и притом победитель, но передовой воин, застрельщик и — всегда жертва.

Читайте также: