Ценностно ориентационная деятельность и ее связь с другими видами развивающей деятельности кратко

Обновлено: 02.07.2024

Сущность ценностно-ориентационной деятельности школьников состоит в целенаправленном осмыслении и оценке ими социальных значений тех или иных явлений, процессов и объектов окружающей действительности и формировании в этой связи их личностных смыслов.

В отличие от других видов деятельности ценностно-ориентационная деятельность не имеет своего содержания в строгом смысле этого слова.

Основными объектами, к которым у учащихся должно быть сформировано адекватное отношение, являются общество, коллектив, человек как высшая ценность, природа, наука (учение), искусство и т.п. Каждый из этих объектов осмысления и оценивания в конкретном преломлении дает массу действительных ценностей (например, мир, дружба, семья, мать, отец, Родина и ее защита, здоровье, труд, индивидуальность и т.п.).

Место осуществления ценностно-ориентационной деятельности не фиксировано, поэтому можно говорить, что она организованно и неорганизованно осуществляется повсюду и даже помимо участия сознания, т.е. на бессознательном, интуитивно-эмоциональном уровне.

Специфика ценностно-ориентационной деятельности предопределена самой ее сущностью, а также тем, что она ненаблюдаема. Именно ее скрытость от внешнего наблюдения представляет особую сложность для управления ею.

Психолого-педагогические условия организации ценностно-ориентационной деятельности определяются ее спецификой и в первую очередь тем обстоятельством, что необходимо исключить принуждение в любых его формах. Педагог должен учитывать факт свободы выбора.

Универсальным исходным методом и основой технологии организации развивающих видов деятельности является педагогическое требование. Его изучению посвящены работы В.М. Коротова, А.Ю. Гордина и других исследователей.

Педагогическое требование является действенным средством в руках педагога только в том случае, если отвечает условиям педагогической целесообразности: соответствия тем основным нравственным принципам, основу которых они закладывают; действительным возможностям детей; ранее усвоенным более конкретным требованиям; охвата всех необходимых в данной ситуации действий детей и предотвращения вредных и нежелательных поступков, привычек, традиций. Требование должно быть конкретным. Это открывает возможности его доведения до логического завершения, т.е. делает исчерпывающим по своей словесной формулировке. Оно должно быть и позитивным, т.е. вызывать совершенно определенный поступок, а не просто запрещать, тормозить те или иные действия; инструктивным, т.е. однозначным, ясным и четким и на первых порах по возможности детализирующим предполагаемое действие; доступным (посильным) на данный момент.

Подчеркивая особую роль педагогического требования как универсального метода организации деятельности детей, нужно отметить, ссылаясь на С.Л. Рубинштейна, что извне предъявляемые требования, без внутренней опоры в том, к кому они обращены, могут вызвать отпор, более или менее решительный протест. В этой связи они не всегда могут быть приемлемы. Это означает, что в условиях педагогического процесса требование должно рассматриваться только в контексте так называемого рефлексивного управления.

При рефлексивном управлении речь должна идти не о прямом управляющем воздействии, а о передаче субъекту деятельности "тех оснований", из которых он мог бы выводить собственные решения. Таким образом, главное в технологии организации различных видов развивающей деятельности школьников - не регламентация их деятельности, не жесткая опека и диктат, а побуждение к творческому саморазвитию, формирование потребности в нем, вооружение средствами самовоздействия и всестороннее стимулирование активности и самостоятельности. Педагог же в этом процессе выполняет две взаимосвязанные функции: строит предметное содержание деятельности детей и организует их совместную коллективную деятельность.

ВОСПИТАНИЕ БАЗОВОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ:

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников. Мировоззрение представляет собой целостную систему научных, философских, социально-политических, нравственных, эстетических взглядов и убеждений человека, которое отражает в его сознании целостную картину мира и определенную направленность его деятельности.

Умственное воспитание.УВ - процесс направленный на развитие интеллектуальной культуры личности, познавательных мотивов, мышления, формированием мировоззрения. Задачи УВ:

1. развитие качеств ума (быстрота, ясность, критичность, глубина, гибкость, широта, креативность);

2. развитие мыслительных операций, (анализ, синтез, сравнение, обобщение);

3. планирование деятельности;

4. ставить цели и работа с источниками.

Умения, которые нужно сформировать: читать, писать, считать, излагать мысли, самостоятельно работать.

Две точки зрения на природу умственного развития:

1. интеллект, умственные способности даны от рождения.

2. умственные силы развиваются под влиянием внешней среды. Для их развития требуется специальная деятельность -обучение.

Показатели умственной воспитанности: наличие знаний по основам наук, владение умственными операциями и интеллектуальными умениями, наличие научного мировоззрения.

Нравственное воспитание.Нравственное воспитание - формирование нравственной цельной личности (нравственные нормы, убеждения, отношения, чувства, поведение) Содержание НВ:

1. моральное воспитание (форм, нравственной сознательности, воли, чувств)

2. этическое воспитание (правила хорошего тона, культура поведения)

3. патриотическое воспитание (любовь, ответственность за родину)

4. национальное воспитание (чувство национального достоинства, гордости)

5. полит (уважение к закону, демократии)

6. эколог. (защита окр. среды)

1. доморальный - выполнение норм из страха наказания.

2. конвенциальный - .. .не потому, что с ними согласны, а потому, что хотят быть приняты в референтной группе.

3. автономный - из-за осмысления их, принятия.

Гражданское воспитание.

Политическое сознание включает:

1. политическая сознательность (насколько человек овладел мировоззрениями политическими установками, проявленная стойкость в их проведении в жизнь)

2. политическое мышление (способность глубоко осмысливать полит, события, давать им оценку)

Цель: формирование. политической культуры - политической сознательности, мышления, чувств.

Показатели полит, культуры: полит, грамотность и активность в политике самообразовании, умение вести дискуссию, оценивать. общественные, явления с общечеловеческой и классовой позиций, отстаивать и пропагандировать свои полит, взгляды.

Воспитание патриотизма.Патриотизм как качество личности проявление в любви к своему отечеству, преданности, готовности служить Родине. Проявлением высокого уровня культуры межнациональных отношений выступает чувство интернационализма, предполагающее равенство и сотрудничество всех народов. С содержательной, точки зрения патриотическое. воспитание осуществляется в процессе включения учащихся в активный созидательный труд на благо своей Родины, формирования бережного отношения к истории отечества, к его культурному наследию, к обычаям и традициям народа, воспитания готовности к установлению дружеских отношений с другими народами, изучению обычаев и культуры этносов. Важную роль в патриотическом воспитании играет организация работы по изучению государственных символов РФ. Формированию культуры межнационального общения способствует изучение ин. яз.

Правовое воспитание.Функции:

1. Воспитательная. (идеалом поведения человека в правовом демократическом обществе является. активное, и сознательное исполнение им норм нравственности и права)

2. Защитно - охранительная, функция права, оберегает закон, права граждан от нарушений

3. Система правового воспитания включает:

4. правовую грамотность (общее знакомство с правовыми основами государства, видами права и нормами, регул, отношения людей на основе закона)

5. правовая сознательность (понятия сущности и обществ, значения прав норм)

6. нравственно-правовые, и политические чувства (уважение к закону)

7. правовое мышление (умение оценивать поступки, поведение людей с точки зрения правовых норм);

8. правовая культура (знание и умение использовать правовые нормы).

Цель: ввести школьников в сложные правовые общественные отношения, с помощью права решить ряд воспитательных задач.

Эстетическое воспитание.ЭВ — процесс формирования у детей эстетической культуры, способностей восприятия и понимания прекрасного в искусстве и жизни.

Цель ЭВ — формирование эстетической культуры личности, которая включает в себя такие компоненты:

1) Эстетическое восприятие (способность увидеть в искусстве и жизни прекрасное)

2) Эстетические чувства (эмоциональные состояния)

3) Эстетические потребности (нужда в общении с прекрасным)

4) Эстетические вкусы (способность оценивать произведения искусства и т.д.)

5) Эстетические идеалы (представления о совершенной красоте)

Задачи и содержание ЭВ: формирование эстетических вкусов, чувств, потребностей, знаний, идеалов, выработка художественно-эстетических умений, творческих способностей. Задачи эстетического воспитания тесно связаны с нравственным воспитанием - формированием доброты, гуманизма, справедливости и пр.

ЭВ реализуется прежде всего на уроках литературы, музыки, изобразительного искусства, в работе кружков, студий, группах художественной самодеятельности, театрах.

Физическое воспитание.Ф.В. - процесс организации оздоровительной деятельности, выработка гигиенических навыков и здорового образа жизни.

Задачи и содержание ФВ в школе:

1. развитие основных двигательных умений и навыков;

2. обеспечение правильного физического развития,

3. укрепление здоровья, закаливание;

4. пропаганда здорового образа жизни

5. формирование знаний в области здоровья, гигиены, спорта.

Основными методами ФВ: физические упражнения, тренировки, убеждение, инструкции. С помощью последних у учащихся формируются знания, потребности, личные качества, способствующие их правильному физическому и общему развитию. Стимулирующее значение имеют осуждение, одобрение, соревнование и контроль за выполнением режима и норм развития школьника.

Система ФВ в школе: физические упражнения, игры, спортландии, соревнование на уроках физкультуры гимнастика, туризм, спорт, организация кружков, секций, посещение оздоровительных центров

Критерии: соответствие Возраст, возможностям показатели физ. развития.

Показатели: систематическая зарядка, личная гигиена, четкая организация труда и отдыха, полезное для тела и духа проведение свободного времени.

Существует несколько видов воспитывающей деятельности.

Внеклассная познавательная деятельность осуществляется в ходе проведения познаватель­ных игр, турниров, игр-путешествий, бесед, внеклассных мероприятий.

Трудовая деятельность. Целью трудовой деятельности является фор­мирование отношений к труду: желания трудить­ся, убеждения в том, что трудиться необходимо.

Участвуя в самообслуживании, общественно-полезном труде, изготовлении игрушек, поделок, дети формируются как труженики, умеющие за­ботиться об окружающих людях, природе, шко­ле, своем коллективе.

Художественно-эстетическая деятельность направлена на воспи­тание у детей отношения к прекрас­ному. Занятия музыкой, танцами, ри­сованием, лепкой обогащают внутрен­ний мир детей, помогают им полнее реализовать себя, свои представления о красоте.

Социально-ориентационная деятельность, в процес­се которой у детей формируется отношение к об­ществу, Родине, своему народу, его традициям, языку, к природе, к себе как гражданину. Дети знакомятся с общественным устройством своей страны, ее государственным строем, символикой, узнают о своих правах. Именно в этой деятель­ности происходит социализация личности.

Придя в школу, младшие школьники приоб­ретают новую социальную роль ученика, кото­рая приводит к расширению круга общения, при­обретению и овладению конкретными правила­ми для ее осуществления. Далее социальные роли детей углубляются и расширяются. Они становятся не только учениками школы, но и гражданами города, страны, мира. Участие в социально-ориентационной деятельности помогает школьнику реализовать эти углубляющие роле­вые позиции.

Ценностно-ориентировочная деятельность. Ее своеобразие в том, что она но­сит развитой характер, присутствуя и в учебной, и в трудовой, и в свободном общении. Высказывая свои оценки, аргументируя педагогические требования, мотивируя деятельность детей, мы привлекаем их внимание к ценностям общества. Назначение данной деятельности в том, чтобы формировать отношение к общечеловеческим ценностям, ориентировать детей на эти ценнос­ти. Разнообразные формы ценностно-ориенти­ровочной деятельности дают эмоционально окрашенную информацию о высших ценностях.

Познавательная деятельность

Работа с книгой в группе продленного дня имеет особое значение. В ней учитываются воз­растные и индивидуальные особенности.

Можно рекомендовать целый ряд форм при­влечения учеников к чтению:

• чтение вслух школьниками в группе;

• чтение про cебя;

• рассматривание иллюстраций к литератур­ным произведениям;

• импровизация отрывков из художественных произведений;

• посещение, библиотеки с доступом к книжным полкам;

• проведение литературных игр и др.

Моральный облик ребенка формируется, прежде всего, в процессе разнообразной деятель­ности в учении, труде, игре, в общественно-полез­ной работе ив процессе взаимоотношений с ок­ружающими людьми.

Трудовая деятельность


Общественно-полезный труд воспитывает у детей трудолюбие, стремление к созиданию, творческую инициативу и другие нравственные ка­чества. Правильно организованный труд уча­щихся способствует укреплению здоровья, по­вышает их активность, помогает соблюдать гигиенический режим группы продленного дня.
Эффективность воспитательной работы во мно­гом зависит от подбора видов труда и места трудовой деятельности. Особое значение в группе продленного дня при­дается подготовке учащихся к труду, овладению трудовыми умениями и навыками, расширению самообслуживания. Воспитатель старается прививать де­тям необходимые в жизни навыки самообслу­живания, приемы ручной работы с различными материалами.


Физкультурно-оздоровительная деятельность

Физкультурно-оздоровительная работа в ре­жиме школы с группами продленного дня скла­дывается из таких видов, как гимнастика до за­нятий, физкультурные минуты на общеобразова­тельных уроках, спортивный час на открытом воздухе, игры на переменах, игры и развлечения на прогулках.

Ая деятельность

Сущность ее в том, что она помогает детям ориентироваться в жизни общества. Участвуя в социально-ориентационной деятельности, дети узнают о жизни страны, ее государственном строе, ее символах, о своих правах. Но это не все. Ведь главное слово в этом сочетании - деятельность. Дети, с их огромной активностью и неуемной энергией, не должны лишь пассивно воспринимать и усваивать общественно-политические и экономические знания. Они хотят действовать. Тем более, что в этом возрасте ведущими становятся общественно-моральные мотивы, обостряется интерес к миру взрослых, желание действовать как взрослые.

Развитие ребенка совершается в процессе его активного взаимодействия с миром, в момент напряжения физических и духовных сил. Поэтому другим направлением указанной деятельности является общественно полезная деятельность, основное назначение которой — труд на пользу

Ценностно-ориентировочная деятельность

Одной из труднейших задач воспитания является форми­рование у детей общечеловеческих духовных ценностей и ори­ентиров, таких, как Истина, Добро, Красота, нравственные ценности: любовь к близким, терпимость, справедливость и многие другие. Воспитание отношения к этим ценностям и со­ставляет сущность ценностно-ориентировочной деятельности. Организуя данную деятельность, мы ориентируем детей преж­де всего на гуманистические ценности.

Ценностно-ориентировочная деятельность затрагивает рациональную и эмоциональную стороны отношения: воздей­ствует на разум и возбуждает чувства, непосредственные эмо­циональные состояния. Ценности приобретают не только об­щественный, по и личностный смысл.

В данной презентации затронута одна из основных задач ФГОС: объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Социально-психологический тренинг и культурные практики с детьми являются методами социального развития дошкольников, что наглядно представлено в данном материале.

ВложениеРазмер
sotsializatsiya.ppt 1.17 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Актуальность темы Задача ФГОС: объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества

Противоречие социальная потребность в формировании нравственных ценностных ориентаций у детей дошкольного отсутствие специально организованной целенаправленной работы по их формированию в условиях разновозрастной группы сельского дошкольного образовательного учреждения

Задачи : Создать условия для организации работы в детском саду. Проанализировать методические источники по проблеме исследования. Апробировать комплекс методов и приемов, нацеленных на формирование нравственных ценностных ориентаций. Изучить уровень сформированности нравственных ценностных ориентаций у детей группы.

Педагогические условия, способствующие эффективности процесса формирования нравственных ценностных ориентаций детей дошкольного возраста 1). Аксиологический потенциал современных программ дошкольного образования, разработанных под грифом ФГОС, путем включения в их содержание специальных разделов, связанных с целенаправленным формированием ориентаций детей на обще человеческие нравственные ценности 2). Целенаправленная организация ценностно-ориентационной деятельности 3). Разнообразие средств воспитания 4). Развивающая среда, окружающая детей обстановка

Технологии социализации дошкольников, используемые в ДОУ

Технологии социализации дошкольников, используемые в ДОУ

Целенаправленная организация ценностно-ориентационной деятельности НОД; образовательные ситуации; культурные практики; игры нравственного и духовного содержания; проекты и акции; собственная деятельность детей (игра, труд, художественная деятельность и т.д.).

Основные средства воспитания ознакомление детей с разными сторонами социального окружения, общение с людьми (детьми и взрослыми); организация их деятельности (игры, труда и т.д.), включение детей в предметно-практическую деятельность, практика коллективных творческих дел и игра; общение с природой; художествённые средства: народный фольклор, музыка, художественная литература, изобразительное искусство и др.

Методы социального развития дошкольников методы стимулирования чувств и отношений (пример взрослых, поощрение, наказание, требование); формирование нравственного поведения (приучение, упражнения, тренинг, аксиологические ситуации, руководство деятельностью); формирование нравственного сознания (убеждение в форме разъяснения, внушение, этические беседы, этюды). методы доверительного взаимодействия (уважение, педагогические требования, убеждение, обсуждение конфликтных ситуаций); воспитательное воздействие (разъяснение, снятие напряжения, актуализация мечты, обращение к сознанию, чувству, воле, поступку); организация и самоорганизация воспитательного коллектива в перспективе (игра, соревнования, единые требования).

Методы социального развития дошкольников Преимущества использования игр-тренингов: максимальная активность каждого ребенка; возможность дифференцированного осуществления систематизации знаний детей; поддержание устойчивого интереса дошкольников за счет высокого эмоционального фона и динамики занятий; реалистичность занятий, в процессе которых дети получают практические навыки и реальный жизненный опыт. Социально-психологический тренинг

Культурные практики Совместная игра воспитателя и детей (сюжетно-ролевая, режиссерская, игра-драматизация, строительно­конструктивные игры) направлена на обогащение содержания творческих игр, освоение детьми игровых умений, необходимых для организации самостоятельной игры. Ситуации общения и накопления положительного социально- эмоционального опыта носят проблемный характер и заключают в себе жизненную проблему, близкую детям дошкольного возраста, в разрешении которой они принимают непосредственное участие. Ситуации могут планироваться воспитателем заранее, а могут возникать в ответ на события, которые происходят в группе, способствовать разрешению возникающих проблем. Творческая мастерская предоставляет детям условия для использования и применения знаний и умений. Мастерские разнообразны по своей тематике и содержанию. Результатом работы в творческой мастерской является создание книг-самоделок, детских журналов, составление маршрутов путешествия на природу, оформление коллекции, создание продуктов детского рукоделия и пр. Музыкально-театральная и литературная гостиная (детская студия) - форма организации художественно­творческой деятельности детей, предполагающая организацию восприятия музыкальных и литературных про изведений, творческую деятельность детей и свободное общение воспитателя и детей на литературном или музыкальном материале. Методы социального развития дошкольников

Игры социально-ориентированного направления - Методы социального развития дошкольников универсальное средство социально-личностного развития детей

Аксиологические ситуации Методы социального развития дошкольников

Критерии и показатели сформированности нравственных ценностных ориентаций у старших дошкольников Критерии. Показатели. Когнитивный. Знание и понимание нравственных качеств личности, выступающих ценностями (доброта (добрый), злоба (злой), честность (честный), лживость (лживый), справедливость (справедливый), жадность (жадный), щедрость (щедрый), трудолюбие (трудолюбивый), лень (ленивый)); осознание и оценка нравственных норм (установление личной значимости); направленность на нравственные идеалы. Эмотивный. Распознавание эмоциональных состояний другого человека (веселье (радость), грусть, удивление, испуг, сердитость, спокойствие); адекватное эмоциональное отношение к нравственным нормам и их принятие; проявление соответствующих эмоциональных реакций (мимика, пантомимика) в ситуациях нравственных и безнравственных поступков. Поведенческий. Способность к действию и установлению межличностного взаимодействия в соответствии с нравственными нормами- ценностями, стремление к оказанию действенной помощи, положительная направленность в поведении.

Нажмите, чтобы узнать подробности

ВНЕУРОЧНАЯ РАБОТА - составная часть учебно-воспитатательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная работа в дореволюционной России проводилась учебными заведениями главным образом в виде занятий творчеством, организации тематических вечеров и др. Большое развитие внеурочная работа получила после Октябрьской революции, когда в школах начали активно создаваться разнообразные кружки, самодеятельные коллективы, агитбригады. А. С. Макаренко, С. Т. Шацкий, В. Н. Сорока-Росинский и др. педагоги рассматривали внеурочную работу как неотъемлемую часть воспитания личности, основанного на принципах добровольности, активности и самостоятельности.

Направления, формы, методы внеурочной работы практически совпадают с внешкольной работой. В школе предпочтение отдаётся общеобразовательному направлению, организации предметных кружков и научных обществ учащихся и т. п. Развиты художественное и техническое творчество учащихся, художественная самодеятельность, физкультура, детский и юношеский спорт, туризм и т. д. Внеурочная работа помогает удовлетворять потребность детей и молодёжи в неформальном общении в клубах и любительских объединениях, музеях, во время школьных вечеров, праздников, фестивалей и т. п. К специфической форме внеурочной работы относится организация продлённого дня.

Во внеурочной работе большое значение имеет самоуправление учащихся, которое позволяет большинству школьников принять участие в организаторской деятельности, формирует личность гражданина. Успех внеурочной работы зависит не только от активности учащихся, но и от педагогического влияния, умения учителя придать интересам воспитанников общественно полезную направленность.

Воспитательная работа, как любое социально-психологическое культурологическое явление, имеет форму.

Форма воспитательной работы – это доступный внешнему восприятию образ взаимодействия детей с педагогом, сложившейся благодаря системе используемых средств, выстраиваемых в определенном логическом обеспечении метода работы с детьми.

Форма воспитательной работы выполняет чрезвычайное назначение: благодаря увлекательной, интересной, захватывающей форме воспитанник проживает удовлетворение от взаимодействия с объектом, этот миг удовлетворения становится основанием для принятия объекта как личностной ценности в структуре личности.

В поисках формы педагог исходит из содержания: отбирает оптимальное средство, которое бы наилучшим образом несло на себе нагрузку внешнего оформления идеи. Ребенок же от формы идет к содержанию: он воспринимает внешнее, продвигаясь к сути; он увлекается формой, чтобы потом принять идею.

У формы есть еще одно ключевое назначение: она помогает дифференцировать педагогическое влияние, подчеркивая особенность малышей и старших, девочек и мальчиков, подростков и юношей, несходство групп, классов, индивидуальностей. Им нравится специфическое оформление, подчеркивающее их автономию.

Педагогический поиск формы сопряжен с некоторыми условиями.

Любая форма должна быть ориентирована на три канала восприятия

так, чтобы аудиалы, визуалы и кинестетики получали достаточную духовную пищу для внутренней активности.

Форма должна быть изменчивой, но осуществлять это следует не

через резкую замену известной детям формы новой, им неизвестной, а через включение каждый раз новых деталей, элементов новизны, так чтобы форма смогла до конца исчерпать себя и незаметно быть вытесненной чем-то принципиально иным. Форма воспитательной работы динамична и не подвластна фиксации в качестве наилучшего образца.

Форма не может быть воспроизведена в своем целостном виде, она

всякий раз заново разрабатывается для конкретных обстоятельств. Отправной точкой данной разработки является содержательная идея, она подлежит анализу в применении к реальности, а вариативность форм рождается как следствие такого анализа.

Таким образом, форма – это то, благодаря чему какое-то явление существует для восприятия; это способ существования чего-либо; это плоть содержания.

Система школьного внеклассного воспитания должна быть направлена на разностороннее развитие учащихся. Разностороннее развитие учащихся возможно только в том случае, если весь набор воспитательных технологий и методик работы с детьми создает условия для самореализации ребенка. Самореализации учащихся способствуют развитие у них познавательной мотивации и познавательного интереса, творческих способностей, умение находить необходимую информацию и т.д.

Исходя из выше сказанного, можно вывести некоторые формы внеклассной работы:

дискотеки к праздничным и памятным датам;

концерты и конкурсы самодеятельного творчества и искусства;

чествования спортсменов школы, учащихся-победителей олимпиад, конкурсов, конференций;

конкурсы состязания талантов;

дни творчества школы;

театральные премьеры и спектакли школьных и классных арт-студий.

Разнообразие форм воспитательной работы

Внеурочная работа помогает удовлетворять потребности детей в неформальном общении в клубах, любительских объединениях, музеях, во время школьных вечеров, праздников, фестивалей и т.п. К специфической форме внеурочной работы относится организация продленного дня.

Организация внеурочной деятельности детей, в том числе досуговой, в любой школе всегда была и останется очень важной сферой деятельности учителей. Занятия с детьми помимо уроков, общение с ними в более или менее свободной обстановке имеют существенное, а нередко и решающее значение для их развития и воспитания. Они важны и для самого учителя, классного руководителя, так как помогают сблизиться с детьми, лучше их узнать и установить хорошие отношения, открывают неожиданные и привлекательные для учеников стороны личности самого учителя, наконец, позволяют пережить счастливые минуты единения, совместных переживаний, что часто делает учителя и учеников друзьями на всю жизнь. Это дает учителю ощущение необходимости его работы, ее социальной значимости, востребованности, как сейчас говорят.

Однако, чтобы это происходило, надо знать, как организовать такую работу.

Методисты выделяют виды внеурочной деятельности, которые возможны в школе, а именно: познавательная деятельность, ценностно-ориентационная, общественная, эстетическая, досуговая. Понятно, что все они тесно связаны с учебным процессом, с содержанием обучения и воспитания в школе и служат достижению определенных образовательных, воспитательных целей.

Познавательная деятельность направлена на развитие познавательных интересов, накопление знаний, формирование умственных способностей и пр. Организуется она в таких формах внеурочной работы, как экскурсии, олимпиады, конкурсы, лектории, недели книги и т.д.

Ценностно-ориентационная деятельность, по существу, представляет собой процесс формирования отношений к миру, формирования убеждений, взглядов, усвоения нравственных и других норм жизни людей — всего того, что называют ценностями. Классный руководитель имеет богатые возможности стимулировать выработку школьниками отношений, взглядов на жизнь в различных формах внеурочной деятельности: беседы по социально-нравственной проблематике, классные собрания, дискуссии, диспуты. Конечно, усвоение школьниками социальных ценностей происходит и во всех других формах и видах деятельности.

Общественная деятельность предполагает участие школьников в органах управления школой, различных ученических и молодежных объединениях в школе и вне ее, участие в трудовых, политических и других акциях и кампаниях. Это происходит в таких формах, как работа по самообслуживанию, уборка школы, школьные собрания, заседания, выборы и работа ученических органов управления, вечера, праздники и пр.

Эстетическая деятельность развивает художественный вкус, интересы, культуру, способности детей. Трудно переоценить значение эстетических занятий учащихся, которые могут быть организованы особенно эффективно вне школы в специальных учреждениях дополнительного образования, клубах. Школьные педагоги, однако, тоже имеют возможность проводить эту работу в следующих формах: инсценировки, конкурсы, школьные театры, концерты, фестивали, экскурсии в музеи, посещения театров и многое другое.

Досуговая деятельность означает содержательный, развивающий отдых, свободное общение, в котором инициатива должна принадлежать ученикам, однако учитель не должен быть сторонним наблюдателем, помнить о своих функциях воспитывающего взрослого. Сюда же можно отнести и спортивно-оздоровительную деятельность. Свободное общение, досуг учеников могут проходить в самых разных формах: игры, праздники, вечера отдыха, коллективные дни рождения, соревнования, совместные прогулки, походы и пр.

Форму внеурочной воспитательной работы с детьми можно определить как конкретный способ организации их относительно свободной деятельности в школе, их самодеятельности при педагогически целесообразном руководстве взрослых. В воспитательной практике имеется большое разнообразие форм работы, они с трудом поддаются классификации. Попытаемся, однако, упорядочить формы воспитательной работы путем выделения преобладающего, главного, компонента воспитательного дела. Можно сказать, что в основе нашей типизации — главные средства (методы, типы) воспитательного воздействия, которых мы выделили пять: слово, переживание, деятельность, игра, психологические упражнения (тренинг). Отсюда пять типов форм воспитательной работы со школьниками: словесно-логические, образно-художественные, трудовые, игровые, психологические.

Образно-художественные формы. Они объединяют в себе такие дела детей, где главным средством воздействия является совместное, преимущественно эстетическое переживание. Главное здесь — вызвать сильные, глубокие и облагораживающие коллективные эмоции, подобные тем, которые люди испытывают в театре, на праздниках, в других сходных ситуациях. Великие педагоги, психологи, деятели искусства, политики и общественные деятели хорошо понимали огромную возвышающую и объединяющую силу совместно переживаемых чувств, знали и их разрушительные возможности. Воспитатель должен уметь обеспечить совместные переживания детей, благодаря которым они станут лучше. Большой потенциал имеют такие формы, как концерт, спектакль, праздник и т. п.

Трудовые формы внеурочной работы. Положительно воздействует на детей совместная работа, шире — различная деятельность, любой труд. Это разные виды работ в школе, от ежедневной уборки до ремонта школы, разбивки и устройства сада, парка, организации фермы, школьного кооператива, типографии, информационного центра. Также развитию трудовых навыков подчинена работа кружков, процесс дежурства по уборке помещений и территории, уход за парками, памятником, лесополосами, летняя трудовая практика в базовом хозяйстве, работа на учебно-опытном участке и т.п.

Это также разная помощь нуждающимся, работа в органах самоуправления, общественных движениях и организациях. Совместный труд может вдохновлять не меньше театра, эстетического зрелища или праздника.

Игровые (досуговые) формы работы. Роль игры в организации досуга занимает важное место в жизни ребёнка, и поэтому рассматривается педагогами как одно из главных средств воспитания. Игры, совместный отдых, содержательные развлечения. Игры могут быть спортивные, познавательные, соревновательные, конкурсные. Все они, равно как и выше названные типы форм воспитательной работы, нередко совмещают различные средства воздействия: слово, образ, чувства, работу. Игра поможет воспитателю сплотить детский коллектив, включаясь в активную деятельность, дети приучаются к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других. В связи с этим приводятся совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей, просмотр и обсуждение фильмов, спектаклей, соревнования, конкурсы, КВНы, туристические походы и слеты, экскурсионные поездки.

Особое внимание следует обратить на психологические формы работы с учащимися. В формах этого типа основными средствами воздействия являются элементы психологического тренинга, методы практической психологии, индивидуальной и групповой психотерапии. Это лекции, беседы, дискуссии, психологические упражнения, консультации. Они требуют некоторых специальных знаний и умений воспитателя.

Для успеха дела при использовании разных форм работы с детьми педагог должен представлять их скрытые возможности и на основе этого наиболее оптимально их организовывать. Следует помнить, что, как мы уже заметили, почти любая форма работы предполагает и воздействие словом, и чувственные переживания, и игру (соревнование), и труд (работу). На этом основании можно выделить такие обязательные элементы всех форм работы с учениками: информация, переживания, действия. Информация — это то новое и важное, о чем узнают ученики, участвуя в том или ином деле. Переживания — это их эмоциональное восприятие информации и всего происходящего, оценка, отношение. Действия — это их совместная (друг с другом и взрослыми) деятельность, которая обогащает и развивает. Воспитателю следует помнить об этом, организуя любое дело с детьми. Дети, участвуя в различных видах деятельности, познают новое, переживают успехи и неудачи, счастливые минуты творчества. Таким образом, они приобретают необходимый им социальный опыт и одобряемую обществом направленность личности.

Читайте также: