Какое место в гегелевской метафизике занимают государство нация и почему кратко

Обновлено: 05.07.2024

Все, что делает человек, проходит через его сознание. Потребности и интересы выступают в качестве внутренних источников его деятельности. Невозможно понять истинный смысл, намерения и конкретные шаги в политике государств, партий, социальных групп и отдельных лиц без их учета. Эта прочная связь отмечена многими учеными и политиками. «Внимательное изучение истории убеждает нас, — писал Х. Гегель, — что действия людей исходят из их интересов, и только они сами по себе играют большую роль.

В этом контексте политические интересы являются актуальной и достаточно сложной теоретической проблемой, понимание которой позволяет понять логику деятельности различных политических сил, прогнозировать развитие политических событий и процессов.

Возникновение и содержание интереса обусловлено объективными потребностями субъектов социальной жизни. То, что необходимо для функционирования и развития индивидов, социальных групп, государств и общества в целом, является объектом их интересов. И в этом смысле интерес представляет такое отношение к реальности, которое направлено на обеспечение каждого субъекта всем необходимым для его существования и развития.

В то же время интерес является отражением потребностей в сознании людей как объективных явлений, их понимания и осознания. Процесс осознания проявляется в селективности и целенаправленной деятельности интересующих субъектов, что подчеркивает их субъективность.

По своей структуре интересы отражают: а) социальную позицию субъекта интереса или совокупность его [c.644] практических связей с обществом; б) степень осознания субъектом своего положения в обществе; в) идеальные движущие силы или мотивы деятельности, направленные на весьма специфические объекты интереса; г) фактическое действие субъекта в социальной среде.

Интерес, таким образом, представляет собой (сознательное и заинтересованное) отношение субъекта к объекту, которое является средством удовлетворения той или иной потребности индивида или социальной общности. Всегда существует взаимосвязь между потребностями, объектами, которые служат средством их удовлетворения, социальными условиями жизнедеятельности субъекта (социальной средой) и способами удовлетворения той или иной потребности.

Государство и гражданское общество в философии гегеля - Политические взгляды Эпохи Возрождения

Диалектический метод философии Г Гегеля. Принципы диалектики. Философия история. Цель и смысл исторического процесса. Положение индивида в гегелевской философии

В философии Гегеля существует противоречие между метафизической системой и диалектическим методом. Метафизическая система отрицает развитие в природе, а его диалектический метод признает развитие, замещение одного понятия на другое, их взаимодействие и движение от простого к сложному. Гегель видел развитие общественной жизни только в прошлом. Он верил, что история общества закончится конституционной прусской монархией класса, и объявил свою идеалистическую систему объективного идеализма венцом всей истории философии. Таким образом, система Гегеля превалировала над его методом. Однако идеалистическая социальная теория Гегеля содержала много ценных диалектических идей о развитии социальной жизни. Гегель предложил идею о закономерностях социального прогресса. Гражданские, правительственные, правовые, эстетические, религиозные, философские идеи, согласно гегелевской диалектике, прошли большой путь в историческом развитии. Если идеалистическая система взглядов Гегеля была по своей природе консервативной, то диалектический метод Гегеля имел большое положительное значение для дальнейшего развития философии и был одним из теоретических источников диалектической материалистической философии.

Характеризуя форму самодвижения концепций, Гегель сформулировал позицию диалектического отрицания, развития через отрицание отрицания. Каждая позиция — тезис — порождает свое отрицание — антитезу, результатом которой является синтез, несущий и сохраняющий некоторые черты отрицаемого старого.

Из этого Гегель сделал вывод, что движение происходит от низших форм к более высоким, то есть вперед, но в этом движении вперед есть цикличность, как бы, возврат к старой, но на новой более высокой основе.

Тем не менее, Гегель непоследователен в реализации своих диалектических принципов.

Диалектический метод предполагает универсальность и необходимость развития во всех сферах, в то время как его философская система требует, чтобы развитие было прервано, когда абсолютная идея достигает высшей стадии развития.

Диалектический метод Гегеля основан на универсальности противоречий, в то время как его система, отсекая развитие, требует установления абсолютно истинного состояния, свободного от противоречий.

Диалектический метод предполагает трансформацию существующей реальности, в то время как система, напротив, оправдывает это. Из-за своего противоречивого характера философия Гегеля давала возможность делать различные политические выводы.

Три закона диалектики (суть истории развития).

закон перехода от количественных отношений к качественным (когда количественные отношения меняются после определенного этапа, происходит изменение качества из-за недеструкции меры).

закон направления развития (отрицание отрицания). Обнаженное отрицание: что-то, что приходит за данным объектом и полностью его уничтожает. Диалектическое отрицание: что-то от первого объекта остается — воспроизведение этого объекта, но в другом качестве. Вода — это лед. Измельчение зерна — это обнаженное отрицание, посадка зерна — диалектическое отрицание. Существует спираль развития.

закон единства и борьбы противоположностей. Противоречие между формой и содержанием, возможностью и реальностью. Основой развития является единство и борьба противоположностей. Это присуще разуму. Первоначально личность, но потенциально скрывает разницу. Идентичность — разница — оппозиция. Противники действуют друг на друга, т.е. ссорятся.

Гегель гражданское общество

Х.В.Ф. Гегель проводит различие между гражданским обществом и политическим государством. Гражданское общество в данном случае по сути означает буржуазное западноевропейское общество времен Гегеля. Гражданское общество — это сфера реализации конкретных, частных целей и интересов отдельного человека. Х.В.Ф. Гегель изображает буржуазное общество как антагонистическое общество, раздираемое на части конфликтующими интересами, как войну всех против всех.

По словам Г.В.Ф. Гегеля, основными моментами буржуазного общества являются система потребностей, отправление правосудия, полиция и корпорации. Буржуазное общество в освещении Х.В.Ф. Гегеля — это система потребностей, опосредованная трудом, опирающаяся на правило частной собственности и общее формально-юридическое равенство мужчин.

В структуре буржуазного общества Г.В.Ф. Гегель различает три сословия: материальные (землевладельцы — дворяне и крестьяне); промышленные (фабриканты, купцы, ремесленники); универсальные (государственные служащие).

Решая социально-экономические проблемы, Х.В.Ф. Гегель признает, что даже при чрезмерном богатстве буржуазное общество не в состоянии бороться с чрезмерной бедностью и появлением аристократии, под которой он подразумевает крайне бедную часть населения. Для решения таких социальных проблем государство уже необходимо.

Философия Гегеля

Понятие права в гегелевской философии права. Право как закон

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института


Написано 14 мая 2019


A.Yu. Chadje,

“The people” and “the nation” in Hegel’s philosophic-historical system

Abstract: The paper addresses the concepts of “the people”, “the nation” and “national spirit” in a context of Hegel’s philosophic-historical heritage. The author shows the idealistic content of these concepts, gnoseological and methodological value and the sense of application to them in modern humanities and social science.

Keywords: the people, the nation, national spirit, soul of the people, sense, “a principle of conceiving consideration of history”, self-cognition, value of the language, interrelation of the people with the language.

Гегель рассматривает три вида историографии: первоначальная история, рефлективная и философская.

Исследователи первоначальной истории описывают события, которые непосредственно относятся ко времени их жизни; потому они охватывают непродолжительные периоды. Таковыми, по его мнению, являются Геродот, Фукидид, Цезарь и др.

Третий вид исторической науки – философская история – представляет собой мыслящее рассмотрение исторического процесса. Заслуга Гегеля заключается в том, что он поставил этот вопрос. Действительно, рассмотрение исторического процесса в целом важно для выведения из него законов развития общества.

По Гегелю, всемирная история совершается в духовной сфере. Сущностным является дух, деятельность духа. Дух представляет собою деятельный принцип. Каждый исторический этап, каждый народ, индивидуум является воплощением этого принципа.

Чем является дух, по Гегелю?

Дух является субъектом и объектом: как субъект он создает себе объект, как объект он познается самим собой. Когда он познает себя, он приходит к себе, а у себя он становится свободным духом. История – это развитие понятия свободы. Получается, что история приходит к концу, поскольку скоро дух познает себя в своем объекте.

Гегель рассматривает все понятия через призму абсолютной идеи. Этим и объясняется, что развитие мировой истории понимается им как отражение жизни и развития, которые присущи абсолютной идее.

этапов, каждый из которых представляет собой нечто определенное, качественное своеобразие. В каждой ступени истории воплощен дух того или иного народа.

Гегелевская концепция реальной истории представляет собой развитие народных духов. Всемирная история, по Гегелю, представляет собой прогресс в сознании свободы. Руководствуясь этим принципом, он осуществляет деление всемирной истории: 1) Восточный мир (Китай, Индия, Персия, Египет), 2) Греческий мир, 3) Римский мир, 4) Германский мир.

Трудно определить критерий (основание), по которому Гегель осуществил свою периодизацию всемирной истории. Но сама идея исторического прогресса, предложенная им, носила перспективный характер.

Что касается его положения о единстве всемирной истории человечества, о взаимоотношениях между историческими процессами прошлого и настоящего, то, безусловно, оно содержало в себе довольно интересные мысли, заслуживающие дальнейшего осмысления.

Принципы народных духов представляются Гегелем только как моменты единого всеобщего мирового духа. Они находятся в преемственной связи друг с другом, но каждый народный дух имеет ограниченные потенции, призвание, исчерпав которые он передает эстафету другому народу.

Свойство духа – самопознание. Цель исторической жизни народа – сознание своей духовной индивидуальности, особенности. Процесс осознания своей духовной основы народом является одновременно осуществлением его культурного призвания и начала его падения.

мертвым. [13].
Поэтому и происходит не простая смена исторических народов, а историческое

Характеристика взаимосвязи народа и его языка. В философии Гегеля в контексте рассмотрения всемирной истории определенное место отведено связи народа с языком, влиянию культуры на язык.

Язык развивается до цивилизации. Для государственной жизни необходимо формальное образование, следовательно, возникновение наук и развитие поэзии и искусства вообще. Для так называемых пластических искусств необходима цивилизованная общественная жизнь людей. Поэзия появляется в очень смелых и выразительных формах при таком состоянии народа, в котором он не объединился для правовой жизни, ибо язык сам по себе достигает высокого рассудочного развития еще по ту сторону цивилизации [17].

Ценностно-мировоззренческий смысл учения Гегеля в условиях современности.

Примечания:

1. Гегель Г.В.Ф. Философия истории // Гегель Г.В.Ф. Сочинения: в 14 т. Т. VIII. М.: Госполитиздат, 1956.

  1. Там же. С. 57.
  2. Там же. С. 63, 76.
  3. Там же. С. 48.
  4. Там же. С. 375.
  5. Там же. С. 71.
  6. Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет: в 2 т. Т. I. М., 1970. С. 78.
  7. Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет: в 2 т. Т. II. М., 1971. С. 549.
  8. Гегель Г.В.Ф. Философия истории. С. 331.
  9. Там же. С. 72.
  10. Там же. С. 75.
  11. Там же. С. 72.
  12. Там же. С. 27.
  13. Там же. С. 103.
  14. Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет: в 2 т. Т. II. С. 50, 547.
  15. Гегель Г.В.Ф. Философия истории. С. 60-61.
  16. Там же. С. 66.
  17. Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет: в 2 т. Т. I. С. 404.
  18. Мотрошилова Н.В. Новая философская энциклопедия: в 4 т. Т. 1 / Ин-т философии

Г. В. Фридрих Гегель (1770—1831) является автором концепции гегемонии исторических народов, отличие которых — в постижении свободы, составляющей сущность человека. Но для этого им нужны внешние условия: государство, право, природная среда (почва). Влияние природной среды на развитие государства, народов, международных отношений Гегель рассматривает в контексте своей философии истории. По его мнению, история — это постепенное самораскрытие мирового духа, и завершение этого самораскрытия означает конец истории.

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа.doc

1. Идея нации и исключительности немецкого народа в работах Гегеля.

Г. В. Фридрих Гегель (1770—1831) является автором концепции гегемонии исторических народов, отличие которых — в постижении свободы, составляющей сущность человека. Но для этого им нужны внешние условия: государство, право, природная среда (почва). Влияние природной среды на развитие государства, народов, международных отношений Гегель рассматривает в контексте своей философии истории. По его мнению, история — это постепенное самораскрытие мирового духа, и завершение этого самораскрытия означает конец истории.

Согласно Гегелю, в каждый временной период на историческую арену выходит исторический народ, который является носителем целей всемирного духа, поэтому он не может не господствовать над другими народами которые либо уже изжили себя, либо еще недостаточно развились. В силу этого самыми большими правами обладает исторический народ, остальные народы имеют меньше прав: Перед лицом этого его абсолютного права быть носителем ступени развития мирового духа в настоящее время духи других народов бесправны, и они, равно как и те, чья эпоха минула, не идут больше в счет во всемирной истории.

Итак, в философии истории и права интерпретации Гегелем различий между народами потенциально приобретали националистическое звучание. Судьба каждого народа уникальна. В некоторые эпохи тот или иной народ призван совершить свою миссию, применяя насилие, прибегая к империализму в отношении других народов. Так совершается мировой прогресс. Таковой была эпопея войн Французской революции и Наполеона. Но, как писал Гегель в "Философии права", "народ, который господствует в определенную эпоху, может господствовать лишь единожды".

В гегелевской философии уже угадывается обоснование будущей "миссии" Германии. Посеял ли Гегель "семена империализма" в немецкое мышление? Можно спорить, но бесспорно, что гуманная проповедь "вечного мира" И. Канта у них оказалась вытеснена тезисом о свободе проявлений высшего духа в отношении низшей "варварской" субстанции.

2. Принцип "национального самоопределения" В. Вильсона.

Своеобразным ответом ленинскому призыву к всеобщему справедливому и демократическому миру прозвучали "четырнадцать принципов" президента США В. Вильсона (1856-1924), изложенные им в послании Конгрессу от 8 января 1918 г. Начинался последний год мировой войны. В России только что произошла большевистская революция. В этих условиях президент-демократ В. Вильсон предложил воюющим сторонам "справедливые" условия мира, основанные на принципах национального самоопределения и либерализма.

Семь из четырнадцати пунктов мирной программы В. Вильсона так или иначе касались применения принципа национальн ого самоопределения на территориях, входивших в Германскую, Австро-Венгерскую и Османскую империи или зависимых от них. Американским президентом провозглашались отказ от тайной дипломатии, открытые договоры о мире, свобода судоходства и международной торговли, сокращение вооружений.
Особый интерес представлял последний, четырнадцатый принцип установления мира, предусматривавший создание "Всеобщего союза наций".

Инициатива В. Вильсона распространяла идеи американской демократии, Конституции США на сферу международных отношений. В более широком смысле его программа отражала также миротворческую традицию, развивавшуюся в европейской, а затем американской политической мысли Нового времени. Устами В. Вильсона правительство США пропагандировало идеи западного либерализма в сфере международных отношений в противовес ленинской доктрине "мировой социалистической революции". Распространение этих идей во всем мире должно было стать противоядием против "большевистской заразы".

Не лишне напомнить, сопоставляя мирную программу В. Вильсона и "Декрет о мире" В. Ленина, что пролетарский вождь также решительно отстаивал принцип наций на самоопределение. Но американский президент подразумевал развитие национальных государств по образцу США, В. Ленин же рассматривал самоопределение как этап на пути к социальному освобождению от капитала.

Хотя вильсоновская мирная программа в основном вошла в Версальский мирный договор и была учреждена предложенная американским президентом Лига Наций, В. Вильсона часто считали и считают идеалистом и моралистом. Но "идол мещан и пацифистов", как называл его В. Ленин, не был идеалистом ни в политике вообще, ни в международных делах. Во всяком случае, с идеализмом непросто совместить приверженность В. Вильсона учению социал-дарвинизма в пору его профессорской карьеры.

В. Вильсон предлагал в "Четырнадцати пунктах" реформировать межгосударственные отношения таким образом, чтобы США могли регулировать их с помощью впервые в истории создаваемой всемирной организации. Он исходил из того, что промышленная и финансовая мощь, достигнутая Америкой к началу двадцатого века, властно раздвигала "американскую границу”. (Теорию "американской границы" обосновал американский историк Ф. Тернер). Пределы "американского мира", установленные почти столетие назад доктриной пятого президента США Д. Монро, которые включали в себя Северную и Южную Америки, оказывались узкими. "Мы находимся в процессе такой трансформации мира, которая позволит нам определять политику любой страны'', - публично заявил в 1916 г. президент В. Вильсон. Он видел в Лиге Наций инструмент глобализации политики США. "Мы имели шанс добиться мирового лидерства. Мы потеряли этот шанс”, - с горечью сказал он, когда Сенат отверг устав Лиги Наций.

Считая очевидным, что без США невозможно регулировать мировые дела, в том числе на европейском континенте, творец Лиги Наций был одним из немногих, кто, как он сам выразился, "с абсолютной точностью" предсказывал "еще одну мировую войну”. Ирония истории заключалась в том, что эта война уничтожила его творение.
Программа устройства будущего мира В.Вильсона и ленинская теория мировой революции, включая тактику "мирного сожительства" с капиталистическими странами, намечали противоположные перспективы международных отношений. Но вильсоновский либерализм и ленинский социализм явили собой два "универсалистских" подхода к международным отношениям. Тот и другой подход предполагал конечной целью распространение во всемирном масштабе определенной социально-политической организации и решение этим путем извечных проблем войны и мира.

3. Факторы, обусловливающие дипломатическое поведение по Р. Арону.

Особое место в западной научной литературе о международных отношениях занимают воззрения крупнейшего французского социолога, историка и политолога, академика Раймона Арона. Его теоретические размышления исходили из "классических" идей, соответствовавших школе "политического реализма”, но развивались, испытывая также влияние новых подходов. Основная работа Р. Арона по международным отношениям - книга "Мир и война между нациями” . Этот энциклопедический по сумме содержащихся в нем сведений труд - одна из немногих работ неамериканских авторов, которая широко известна и признана в США в качестве фундаментального исследования, причем в США книгу перевели с подзаголовком "теория международных отношений".
Парадокс заключается в том, что Р. Арон писал свою книгу с мыслью об отсутствии теории международных отношений в строгом смысле. "Если считать, что научная теория есть гипотетически-дедуктивная система. составленная из сумм предположений, категории которых строго определены и отношения между категориями (или переменными) чаще всего имеют математическую форму, то нигде нельзя говорить ни о какой теории международных отношений в том смысле, в котором можно говорить об экономической теории", - утверждал он после публикации своей книги.

Ее появление непосредственно отражало реакцию автора на эволюцию американских исследований, появление "модернизма". Р.Арон высказался за разнообразие подходов, считая, что "единая", "общая" теория труднодостижима в силу уникальных качеств международной сферы, а именно: коренного различия между природой внешних и внутренних социальных отношений и невозможности квантификации многих факторов, среди которых он называет "риск" и "ставки" в стратегии и политике. Р. Арон, в молодости посвятивший себя изучению немецкой философии, испытал влияние неокантианства и сомневался в возможностях рационального объяснения социальной действительности путем выведения закономерностей. Полагая, что в международной сфере из-за отсутствия монополии власти проявляется больше случайностей и многообразия факторов, чем в любой другой социальной сфере, он предложил четыре уровня “концептуализации", т.е. концептуальных аспектов и подходов:

1) теоретические исследования международных отношений;

2) социология международных отношений;

4) праксеология (т.е. прикладные социологические исследования).
На уровне теории автор делал вывод, что законность "применения силы составляет важнейшую особенность международных отношений”. На этом основании Р. Арона, казалось бы, можно категорично причислить к сторонникам школы “политического реализма”. Но сам Р. Арон достаточно критично относился к идее сформулировать ключевую концепцию международных отношений на основе единого критерия - силы. Он писал: "Отношения между государствами не слишком сравнимы с поведением животных в джунглях. Политическая история не является точно такой же, как естественная" .
В отличие от американских "реалистов" Р. Арон признавал, что мощь, или сила, является одним из главных элементов в международных отношениях, но что "дипломатическое поведение никогда не продиктовано одним лишь соотношением сил".
Сюда примешиваются субъективно-личностные, социально-психологические, а также случайные факторы. Р. Арон в особенности подчеркивал, что "национальный интерес" не является постоянным, устойчивым во времени: “Является ли содержание национального интереса неизменным в течение длительных исторических периодов? В наше время вместо того, чтобы повторять, что все государства, каким бы ни было их внутреннее устройство, имеют один и тот же тип внешней политики, необходимо было бы подчеркнуть более дополняющую, чем противоречащую истину: никто не поймет дипломатию - стратегию государства, если не узнает его режим, не изучит философию тех, кто в нем правит.

Возводить в принцип идею, что руководители большевистской партии толкуют национальные интересы своего государства, как любые другие правители
России, значило бы признать советскую практику. лишенной интеллектуального содержания'' . Р. Арон добавлял, что национальные интересы могут в течение нескольких лет заставить правительство полностью переориентировать свое участие в союзах и коалициях, хотя и считал, что существуют длительные интересы (поддержание "силы", "безопасность" и т.д.).

Каков же собственный подход автора к теоретическому объяснению современных международных отношений?

1.Что касается их структуры, Р. Арон придерживался "классических" взглядов, рассматривая международные отношения по существу как межгосударственные и считая, что действие других факторов (ООН, неправительственные международные организации, транснациональные корпорации) не изменили базовую межгосударственную структуру. С его точки зрения, межгосударственная структура по-прежнему в основе воплощает "естественное состояние", описанное Т. Гоббсом и характеризуемое отсутствием иерархии, т.е. организованной власти в отличие от внутренних устройств государств.

Студент гр. И741011/05 _________________________________Кузнецова Е.В.

Номер зачетки: 214722
Канд. юрид. наук, доц. _______________________________Светличный А. А.


  1. Г. Гегель – представитель немецкой классической философии………. 4

    1. Система и метод Гегеля…………………………………………………5

    1. Гегель о праве……………………………………………………………8

    2. Гегель о государстве…………………………………………………..12

    Немецкая классическая философия сыграла плодотворную роль в развитии общественной теории. Критически переосмыслив предшествующие доктрины, немецкие философы приступили к систематической разработке методологии теоретического познания. Наиболее полную реализацию эта тенденция получила в трудах представителей классического немецкого идеализма. В философских концепциях И. Канта и Г. Гегеля были впервые поставлены проблемы активного, творческого характера сознания человека и специфики законов, действующих в обществе, по сравнению с законами природы 1 .

    Проблемы государства и права находились в центре внимания Гегеля на всех этапах творческой эволюции его воззрений. Эта тематика обстоятельно освещается во многих его произведениях. Философия права Гегеля одна из наиболее знаменитых работ во всей истории правовой, политической мысли. Это синтез философских и политико-правовых исследований Гегеля на протяжении ряда лет. Творчество Гегеля считается вершиной классической немецкой философии. Гегель пошел значительно дальше своих великих предшественников. Он первым представил весь естественный, исторический и духовный мир в беспрерывном развитии. Он открыл и обосновал с позиции объективного идеализма основные законы и категории диалектики.

    Философско-правовое учение Гегеля оказало заметное влияние на последующую историю политико-правовой мысли. Это было наглядно продемонстрировано в последующей истории гегельянства и трактовок учения Гегеля с различных идейно-теоретических позиций 2 .


    1. Г. Гегель – представитель немецкой классической философии

    По Гегелю, Бог создает природу с той целью, чтобы из природы возник человек и вместе с ним человеческий дух. Первой стадией развития человеческого духа является, по Гегелю, субъективный дух. Субъективный дух рассматривается на трех уровнях: антропологии, феноменологии и психологии. Антропология раскрывает душу как чувствующую субстанцию, феноменология исследует превращение души в сознание по ступеням: сознание — самосознание — разум; психология показывает теоретические и практические способности духа.

    Второй стадией развития человеческого духа является объективный дух. Объективный дух охватывает у Гегеля сферу социальной жизни и понимается как сверхиндивидуальная целостность, возвышающаяся над отдельными людьми и проявляющаяся через их различные связи и отношения. Объективный дух разворачивается в праве, морали, нравственности, государстве, религии, искусстве. Высшей формой самореализации Абсолютной идеи является Абсолютный дух. Под Абсолютным духом Гегель разумеет совокупную духовную деятельность человечества на протяжении тысячелетий развития всемирной истории. Иначе говоря, — это духовная деятельность, сменяющих друг друга человеческих поколений. Таким образом, Абсолютный дух — это та же Абсолютная идея, скрыто работающая в человеческих целях и делах, в деятельности всех человеческих поколений, это их внутренняя идеальная сущность, скрытая причина всех деяний и познаний 4 .

    Схематично систему Гегеля можно представить следующим образом:

    Этапы развития Абсолютной идеи:


    1. Объективный дух (право, мораль, нравственность, государство)

    2. Абсолютный дух

    Гегель характеризовал диалектику как движущую душу истинного познания, как принцип, вносящий в содержание науки внутреннюю связь и необходимость. Заслуга Гегеля, по сравнению с его предшественниками,
    состоит в том, что он дал диалектический анализ всех важнейших категорий философии и сформировал три основных закона: закон перехода количественных изменений в качественные, закон взаимопроникновения противоположностей и закон отрицания отрицания.

    Помимо диалектического истолкования категории и разработки трех законов, диалектический метод Гегеля включает в себя также принципы анализа действительности, как восхождение от абстрактного к конкретному,

    соответствие исторического и логического, всесторонности и другие.

    Основная задача философии права — научное познание государства и права, а не указание на то, какими они должны быть. В отличие от юриспруденции, изучающей юридические законы (позитивное право), философская наука о государстве и праве призвана, по Гегелю, к постижению мыслей, лежащих в основании права 7 .

    2.1. Гегель о праве

    Превращение права в себе в закон путем законодательствования придает праву форму всеобщности, подлинной определенности.

    Проблема различения права и закона трактуется в гегелевской философии естественного права как отличие философского (т. е. естественного) права от позитивного права (от закона). При этом Гегель стремится в своей конструкции исключить их противопоставление. Гегель признает, что содержание права может быть искажено в процессе законодательства; не все, данное в форме закона, есть право, поскольку лишь закономерное в положительном праве законно и правомерно. Но в гегелевской философии права речь идет не о противостоянии права и закона, а лишь о различных определениях одного и того же понятия права на разных ступенях его конкретизации 8 .

    В гегелевском учении тремя основными ступенями развития понятия права являются: абстрактное право, мораль и нравственность. Учение об абстрактном праве включает проблематику собственности, договора и неправды; учение о морали — умысел и вину, намерение и благо, добро и совесть; учение о нравственности — семью, гражданское общество и государство.

    Свою реализацию свобода личности, прежде всего, находит в праве частной собственности. Гегель обосновывает формальное, правовое равенство людей: люди равны именно как свободные личности, равны в их одинаковом праве на частную собственность, но не в размере владения собственностью. Свое понимание свободы и права Гегель направляет также против рабства и крепостничества. Отчуждение личной свободы, правоспособности, моральности, религиозности несправедливо и подлежит преодолению.

    Необходимым моментом в осуществлении права является договор, в котором друг другу противостоят самостоятельные лица — владельцы частной собственности. Предметом договора может быть лишь некоторая единичная внешняя вещь, которая только и может быть произвольно отчуждена ее собственником. Поэтому Гегель отвергает взгляд Канта на брак как на договор, а также различные версии договорной теории государства. Договор исходит из произвола отдельных лиц. Всеобщее же, представленное в нравственности и государстве, не есть результат произвола объединенных в государство лиц. «Примешивание этого договорного отношения, так же как и

    Следующим моментом учения об абстрактном праве являются гегелевские суждения о неправде (простодушная неправда, обман, принуждение и преступление). Преступление — это сознательное нарушение права как права, и наказание поэтому является не только средством восстановления нарушенного права, но и правом самого преступника, заложенным уже в его деянии — поступке свободной личности 9 .

    Мораль – вторая ступень, которая проявляется в делах, ибо человек имеет право на свободу поступка. Благодаря моральной свободе он обретает возможность различать добро и зло и сделать свободный выбор. Основными формами моральности Гегель называет умысел, благо, добро и зло. В самом общем виде сфера моральности – это сфера долженствования, предписывающая делать добро и не делать зло 10 .

    Если в праве свободная воля определяется внешним образом по отношению к вещи или воле другого лица, то в морали — внутренними побуждениями индивида, его намерениями и помыслами. Моральный поступок поэтому может вступить в коллизию с абстрактным правом. Например, кража куска хлеба ради поддержания жизни формально подрывает собственность другого человека, однако заслуживает безусловного оправдания с моральной точки зрения.

    На данной ступени свобода проявляется в способности индивидов совершать осознанные действия (умысел), ставить перед собой определенные цели и стремиться к счастью (намерение и благо), а также соизмерять свое поведение с обязанностями перед другими людьми (добро и зло). В учении о морали Гегель решает проблемы субъективной стороны правонарушений, вины как основания ответственности индивида 11 .

    Третья степень развития идеи права – нравственность, существующая в формах семьи, гражданского общества и государства.

    В семье, считал Гегель, все пронизано нравственностью: брак – это нравственное отношение и нравственный союз, а семейная собственность зиждется на нравственном интересе.

    Вследствие различия интересов индивидов, их объединений, сословий гражданское общество, несмотря на имеющиеся в нем законы и суды, оказывается не способным урегулировать возникающие социальные противоречия. Для этого оно должно быть упорядочено стоящей над ним политической властью — государством 13 .

    Гегель различает в государстве объективную и субъективную стороны.

    С объективной стороны государство представляет собой организацию публичной власти. В учении о государственном устройстве Гегель выступает в защиту конституционной монархии и критикует идеи демократии. Разумно устроенное государство, по его мнению, имеет три власти: законодательную, правительственную и княжескую власть (власти перечислены снизу вверх). Перенимая принцип разделения властей, Гегель в то же время подчеркивает недопустимость их противопоставления друг другу. Отдельные виды власти должны образовывать органическое, неразрывное единство, высшим выражением которого служит власть монарха. Законодательное собрание, по Гегелю, призвано обеспечить представительство сословий. Решающая роль в управлении государством принадлежит чиновникам, осуществляющим правительственную власть. Как считал Гегель, высшие государственные чиновники обладают более глубоким пониманием целей и задач государства, чем сословные представители.

    Правительственная власть, куда Гегель относит и власть судебную, определяется им как власть подводить особенные сферы и отдельные случаи под всеобщее. Задача правительственной власти — выполнение решений монарха, поддержание существующих законов и учреждений. Законодательная власть, по характеристике Гегеля, это власть определять и устанавливать всеобщее право 15 . Княжеская власть объединяет государственный механизм в единое целое.

    С субъективной стороны государство является духовным сообществом (организмом), все члены которого проникнуты духом патриотизма и сознанием национального единства. Основанием такого государства Гегель считал народный дух в форме религии. Мы должны, писал он, почитать государство как некое земное божество. Государство — это шествие Бога в мире; "его основанием служит власть разума, осуществляющего себя как волю". Государство — это не только организация власти на основе конституции, но и духовный, нравственный союз людей, осознающих себя единым народом. Политический идеал Гегеля отражал стремление немецкого бюргерства к компромиссу с дворянством и установлению конституционного строя в Германии путем постепенных реформ сверху.

    В учении о внешнем государственном праве (международном праве) Гегель подвергает критике кантовскую идею вечного мира. Придерживаясь в целом прогрессивных взглядов на отношения между государствами, проводя идеи необходимости соблюдения международных договоров, Гегель в то же время оправдывает возможность решения споров международного характера путем войны. К этому он добавляет, что война очищает дух нации. В такого рода представлениях Гегеля сказалась его положительная оценка войны Германии с наполеоновской Францией 16 .

    Высший момент идеи государства, по Гегелю, представляет собой идеальность суверенитета. Государства относятся друг к другу как самостоятельные, свободные и независимые индивидуальности. Субстанция государства, его суверенитет, выступает как абсолютная власть идеального целого над всем единичным, особенным и конечным, над жизнью, собственностью и правами отдельных лиц и их объединений 17 .

    Учение Гегеля оказало огромное влияние на развитие политико-правовой мысли. Содержащиеся в нем прогрессивные положения послужили теоретической основой развития либеральных и радикальных концепций, в том числе младогегельянского движения, и дали им мощный толчок 21 .

    Политико-правовые доктрины Канта и Гегеля до сих пор остаются предметом пристального внимания, изучения, обсуждения, дискуссий. При оценке политико-правовой концепции Гегеля часто обращалось внимание на противоречие между диалектикой Гегеля и системой его философии, построенной так, что она как бы завершает все развитие весьма умеренным политическим идеалом конституционной монархии английского образца с сохранением ряда прусских учреждений. При всем богатстве содержания "философия права"— не лучшая часть гегелевской философии; слишком обстоятельно и конкретно в ней выражены умеренные политические взгляды великого философа. Но верно и то, что предпосланное всему содержанию "Философии права" знаменитое положение Гегеля: "Что разумно, то действительно; и что действительно, то разумно" — дает основания не только для консервативных, но и для прогрессивных выводов. Понятие гражданского общества, основанного на правовом равенстве людей, всесторонне исследовано Гегелем, рассматривавшим всемирную историю как применение принципа свободы к мирским делам.

    Идеи Канта и Гегеля расходятся в решении многих проблем. И все же эти два имени почти всегда стоят рядом. В области политико-правовой идеологии их объединяют ненависть к рабству, произволу, к феодальному гнету, идея свободы человека и человечества, уважение к законности, уверенность, что государство может и должно стать разумным 22 .


    1 История политических и правовых учений. Учебник для вузов / Под редакцией докт. юрид . наук, профессора О. Э. Лейста. М.: Издательство "Зерцало", 2006. – С. 333

    2 История политических и правовых учений: Учебник для вузов / Под общ. ред. акад. РАН, д. ю. н., проф. В. С. Нерсесянца. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Норма, 2004. – С. 537

    3 История философии: Учебник для вузов / Под ред. В.В. Васильева, А.А. Кротова и Д.В. Бугая. - М.: Академический Проект: 2005. – С. 399-340

    5 Радугин А. А. Философия: курс лекций. – 2-е изд., перераб. и дополн. – М.: Центр, 1998. – 121-122, 126


    6 Дробышевский С.А. История политических и правовых учений: основные классические идеи: учеб. пособие. – М.: Норма, 2007. – С. 197

    7 История политических и правовых учений: Учебник для вузов / Под общ. ред. акад. РАН, д. ю. н., проф. В. С. Нерсесянца. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Норма, 2004. – С. 523

    8 История политических и правовых учений: Учебник для вузов / Под общ. ред. акад. РАН, д. ю. н., проф. В. С. Нерсесянца. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Норма, 2004. – С. 524-525

    9 История политических и правовых учений: Учебник для вузов / Под общ. ред. акад. РАН, д. ю. н., проф. В. С. Нерсесянца. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Норма, 2004. – С. 526-627

    11 История политических и правовых учений. Учебник для вузов / Под редакцией докт. юрид . наук, профессора О. Э. Лейста. М.: Издательство "Зерцало", 2006. – С. 343-344


    13 История политических и правовых учений. Учебник для вузов / Под редакцией докт. юрид . наук, профессора О. Э. Лейста. М.: Издательство "Зерцало", 2006. – С. 344

    14 История политических и правовых учений: Учебник для вузов / Под общ. ред. акад. РАН, д. ю. н., проф. В. С. Нерсесянца. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Норма, 2004. – С. 530

    15 История политических и правовых учений: Учебник для вузов / Под общ. ред. акад. РАН, д. ю. н., проф. В. С. Нерсесянца. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Норма, 2004. – С. 534

    16 История политических и правовых учений. Учебник для вузов / Под редакцией докт. юрид . наук, профессора О. Э. Лейста. М.: Издательство "Зерцало", 2006. – С. 345-346

    17 История политических и правовых учений: Учебник для вузов / Под общ. ред. акад. РАН, д. ю. н., проф. В. С. Нерсесянца. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Норма, 2004. – С. 534

    18 История политических и правовых учений: Учебник для вузов / Под общ. ред. акад. РАН, д. ю. н., проф. В. С. Нерсесянца. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Норма, 2004. – С. 537

    20 История философии: Учебник для вузов / Под ред. В.В. Васильева, А.А. Кротова и Д.В. Бугая. - М.: Академический Проект: 2005. – С. 445

    21 История политических и правовых учений. Учебник для вузов / Под редакцией докт. юрид . наук, профессора О. Э. Лейста. М.: Издательство "Зерцало", 2006. – С. 346

    22 История политических и правовых учений. Учебник для вузов / Под редакцией докт. юрид . наук, профессора О. Э. Лейста. М.: Издательство "Зерцало", 2006. – С. 346-349

    В юности Г. Гегель также симпатизировал французской революции, хотя крайностей якобинской диктатуры не одобрял. С большим уважением, переходящим в восторг, относился Г. Гегель к Наполеону.

    Касаясь конфликта гражданского общества и государства, он подчеркивал важность постепенного и спокойного протекания и разрешения межгосударственных конфликтов, их сглаживания и примирения. Иной была его позиция по отношению к межгосударственным конфликтам. Суверенитет государства, по его мнению, абсолютен, поэтому какой-либо международный орган, улаживающий конфликты, невозможен. Если государства (или группы государств) не могут прийти к обоюдному соглашению, то спор между ними может быть решён, считал Г. Гегель, только войной. Ведение войны себе на благо, невзирая ни какие заключенные ими договоры и ни на какие принципы международного права (за исключением гуманного отношения к пленным и мирному населению) — это не только право, но и обязанность государств.

    Читайте также: