Бывает так какая то истома анализ кратко

Обновлено: 30.06.2024

ВложениеРазмер
ahmatova_tvorchestvo.docx 61.47 КБ

Предварительный просмотр:

Бывает так: какая-то истома;
В ушах не умолкает бой часов;
Вдали раскат стихающего грома.
Неузнанных и пленных голосов
Мне чудятся и жалобы и стоны,
Сужается какой-то тайный круг,
Но в этой бездне шепотов и звонов
Встает один, все победивший звук.
Так вкруг него непоправимо тихо,
Что слышно, как в лесу растет трава,
Как по земле идет с котомкой лихо…
Но вот уже послышались слова
И легких рифм сигнальные звоночки, —
Тогда я начинаю понимать,
И просто продиктованные строчки
Ложатся в белоснежную тетрадь.* 1

Бывает так: какая-то истома;
В ушах не умолкает бой часов;
Вдали раскат стихающего грома.

Неузнанных и пленных голосов
Мне чудятся и жалобы и стоны,

Сужается какой-то тайный круг,
Но в этой бездне шепотов и звонов
Встает один, все победивший звук.

C:\Users\Nata\Desktop\3а\город\Солнце.jpg

И бога глас ко мне воззвал:

Восстань, пророк, и виждь, и внемли.*6.

Итак, один звук всё победил, стал некой формирующей вертикалью в ощущениях лирической героини. Второе восьмистишие это подтверждает.

Так вкруг него непоправимо тихо,
Что слышно, как в лесу растет трава,
Как по земле идет с котомкой лихо…

Бывает так : какая-то истома;
В ушах не умолкает бой часов;
Вдали раскат стихающего грома.

1 [Так вкруг него непоправимо тихо],
2(Что слышно), 3 (как в лесу растет трава),

4(Как по земле идет с котомкой лихо)…

Для них соткала я широкий покров

Из бедных, у них же подслушанных слов.

О них вспоминаю всегда и везде,

О них не забуду и в новой беде,

И если зажмут мой измученный рот,

Которым кричит стомильонный народ…*1

Но вот уже послышались слова
И легких рифм сигнальные звоночки, —
Тогда я начинаю понимать,
И просто продиктованные строчки
Ложатся в белоснежную тетрадь.

И мысли в голове волнуются в отваге,

И рифмы лёгкие навстречу им бегут,

И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,

Минута - и стихи свободно потекут…*6.

Как желтый одуванчик у забора ,

Как лопухи и лебеда .

Сердитый окрик, дегтя запах свежий,

Таинственная плесень на стене . *1

2.Горький, О литературе, 1937, стр.243

5.Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов.- М., Дрофа, Н.М. Шанский, Т.А. Боброва, 2004

7. Энциклопедия символов, сост. В.М.Рошаль, - М.,АСТ; СПб : Сова, 2007,стр.44

11. Анна Ахматова и русская культура начала XX века. Тез. конф. Редкол.: В.В. Иванов и др. - М., 2010, стр.106

Бывает так: какая-то истома;
В ушах не умолкает бой часов;
Вдали раскат стихающего грома.
Неузнанных и пленных голосов
Мне чудятся и жалобы и стоны,
Сужается какой-то тайный круг,
Но в этой бездне шепотов и звонов
Встает один, все победивший звук.
Так вкруг него непоправимо тихо,
Что слышно, как в лесу растет трава,
Как по земле идет с котомкой лихо…
Но вот уже послышались слова
И легких рифм сигнальные звоночки, —
Тогда я начинаю понимать,
И просто продиктованные строчки
Ложатся в белоснежную тетрадь.

5 ноября 1936, Фонтанный Дом

Мне ни к чему одические рати
И прелесть элегических затей.
По мне, в стихах все быть должно некстати,
Не так, как у людей.

Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда,
Как желтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда.

Сердитый окрик, дегтя запах свежий,
Таинственная плесень на стене…
И стих уже звучит, задорен, нежен,
На радость вам и мне.

Анна Андреевна Ахматова является одной из самых ярких личностей Серебряного века. Ахматова — поэт, о котором говорят как о преемнике Александра Сергеевича Пушкина. Он, как известно, считал,что путь поэта должен быть наполнен терзаниями и сомнениями о назначении поэта. Поэзия должна нести людям идеалы любви, дружбы, доброты, милосердия, чести и достоинства. А роль поэта заключается в том, чтобы открывать в человеке то светлое, что в нем есть.

Жизнь Анны Андреевны отображается в ее творчестве. Поэтесса понимает, что через свои стихи она способна влиять на людей, их чувства и эмоции.

Но в этой бездне шепотов и звонов
Встает один, все победивший звук.

Стихотворение было подвержено многочисленной критике со стороны окружения Ахматовой. Люди отнеслись недоверчиво к смыслу данного стихотворения и не поняли его суть. Это произошло, потому что поэтесса описывала понятие творчества, как некий мистический процесс, который происходит только с вмешательством высших сил.

Цветаева Творчество

Рождение строк по Ахматовой

📜 В первом стихотворении мы видим несколько вариантов, когда на письменный стол присаживается Муза. Это может быть момент духовной истомы, когда вдали грохочет гром, но доминантой в ушах звучит бой часов.

Но в этой бездне шепотов и звонов
Встает один, все победивший звук.

Создается впечатление, что это не сама лирическая героиня создает бессмертные вирши, а кто-то таинственный диктует ей на ухо строфы и автору остается только записать их пером на белой бумаге.

Во второй части стихотворения автор делится своим видением процесса написания строк. Далеко не всегда для них нужен вдохновляющий пример и герой-победитель, часто строфы рождаются из обычного жизненного сора:

Как желтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда.

К☝ то знает точно, когда приходит к поэту вдохновение, иногда строки рождаются из смеси дегтя, сердитого окрика и плесени на стене. Составные части строф всегда загадка, главное результат, главное, когда рожденные стихи приносят радость и автору, и читателю.

Сжатый анализ

Перовая часть стиха подана автором в одну строфу, вторая разбита на 3 четверостишья, но обе имею перекрестную рифмовку (истома – часов – грома – голосов).

  1. Как желтый одуванчик у забора,
  2. Как лопухи и лебеда (растут стихи).

Полный текст

Бывает так: какая-то истома;
В ушах не умолкает бой часов;
Вдали раскат стихающего грома.
Неузнанных и пленных голосов
Мне чудятся и жалобы и стоны,
Сужается какой-то тайный круг,
Но в этой бездне шепотов и звонов
Встает один, все победивший звук.
Так вкруг него непоправимо тихо,
Что слышно, как в лесу растет трава,
Как по земле идет с котомкой лихо…
Но вот уже послышались слова
И легких рифм сигнальные звоночки, —
Тогда я начинаю понимать,
И просто продиктованные строчки
Ложатся в белоснежную тетрадь.

5 ноября 1936, Фонтанный Дом

Мне ни к чему одические рати
И прелесть элегических затей.
По мне, в стихах все быть должно некстати,
Не так, как у людей.

Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда,
Как желтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда.

Сердитый окрик, дегтя запах свежий,
Таинственная плесень на стене…
И стих уже звучит, задорен, нежен,
На радость вам и мне.

Бывает так: какая-то истома;
В ушах не умолкает бой часов;
Вдали раскат стихающего грома.
Неузнанных и пленных голосов
Мне чудятся и жалобы и стоны,
Сужается какой-то тайный круг,
Но в этой бездне шепотов и звонов
Встает один, все победивший звук.
Так вкруг него непоправимо тихо,
Что слышно, как в лесу растет трава,
Как по земле идет с котомкой лихо…
Но вот уже послышались слова
И легких рифм сигнальные звоночки, –
Тогда я начинаю понимать,
И просто продиктованные строчки
Ложатся в белоснежную тетрадь.

5 ноября 1936 г.

В своих автобиографических воспоминаниях Анна Ахматова неоднократно упоминала о том, что с детства мечтала быть поэтом. Более того, она утверждала, что ее судьба была предопределена заранее, и кто-то свыше постоянно посылал будущей поэтессе знаки, недвусмысленно указывающие на ее принадлежность к миру литературы.

Читайте также: