Как карелия заселялась славянами кратко

Обновлено: 02.07.2024

История заселения Карелии с точки зрения археологии

Заглянуть в историческое прошлое человечества ученым помогают различные виды источников, но главные их них вещественные и письменные. Письменность человек изобрел около пяти тысяч лет назад, в то время как сам выделился из царства животных более 2 млн лет назад. Громадный бесписьменный период истории изучает наука археология, которая добывает исторические факты (вещественные источники) в буквальном смысле из-под земли во время работы археологических экспедиций. Археология имеет значение и для эпох, когда существовала письменность, для изучения древней и средневековой истории, так как сведения, почерпнутые из исследования вещественных источников, существенно дополняют данные письменных источников.

Следы деятельности человека в древние времена и являются предметом археологии. Археологические памятники группируются в общности - археологические культуры, которые относятся к одной территории и эпохе и имеют общие черты.

На основе изучения орудий труда археологи предложили следующую периодизацию древнейшей истории человека: каменный век и эпоха металла. Эти обширнейшие периоды исторического развития подразделяются на более мелкие.

Попробуем взглянуть на историю заселения территории Карелии сквозь призму археологической периодизации.

История заселения Карелии в свете топонимических данных

Первые поселения людей в нашем крае относят примерно к примерно к VII-VI тысячелетию до н.э., когда окончательно растаяли глыбы мертвого материкового льда, следы последнего большого оледенения. Это была эпоха мезолита, среднекаменного века.
Откуда пришли древние поселенцы - предмет научных дискуссий. С Урала, из Западной Сибири, со стороны верхнего течения Волги? Пока нет однозначного ответа на этот вопрос. Этнос археологических культур каменного - бронзового веков Карелии и самый древний топонимический пласт точно не идентифицируются в языковом отношении. Пока невозможно выяснить значение составляющих топонимов этого пласта, исходя из данных известных языков. Зона его распространения довольно обширна, четко очерченные границы ее установить трудно. Этот древнейший этап этнической истории края от начала заселения Карелии до середины I тыс. до н.э. обозначают как дофинноугорский. Топонимы нераспознанного происхождения на территории Карелии.

Следующий период этнической истории края, совпадающий с хронологическими рамками железного века (середина I тыс. до н.э. - I тыс. н.э.), традиционно определяют как саамский. Ему соответствует и следующий пласт в топонимии Карелии, в который входят географические названия, имеющие корни, совпадающие с саамским языком.
Саамы - наиболее древние из известных нам этносов Карелии. Так называемая Саамская топонимия также распространена на обширной территории. Помимо Республики Карелия и Финляндии, она захватывает частично Ленинградскую, Вологодскую и Архангельскую области, Республику Коми, простирается и дальше, однако ввиду того, что топонимия Севера еще изучена недостаточно, трудно судить о ее границах более определенно.
Проживая раньше значительно южнее своего настоящего местопребывания (Кольский полуостров), саамы оставили след в топонимии по всей территории Карелии.
Топонимы саамского происхождения.

Названия прибалтийско-финского происхождения ярко характеризуют природные особенности местности, а именно: обилие озер, порожистых рек, различных моренных образований.

Самый верхний, новейший, слой в топонимии Карелии - русский. Славяне начали проникать в Карелию с первых веков II тысячелетия, но особенно интенсивно - с XIII в. Поскольку прибалтийско-финское население Карелии уже длительное время сосуществует с русским, то по широте охвата и по глубине влияния русский топонимический пласт занимает второе место после прибалтийско-финского.
Как показывает анализ современных названий населенных пунктов Карелии, топонимы явно русского происхождения составляют чуть больше половины (53%) всех рассмотренных топонимов. Примеры из русского топонимического пласта

В названиях природных географических объектов процент нерусских (иноязычных) топонимов несравненно выше: во-первых, в количественном отношении их значительно больше, во-вторых, они возникли гораздо раньше названий населенных пунктов, еще до прихода на территорию Карелии славян.
Большинство русских названий сосредоточено в восточной и юго-восточной частях Карелии, но особенно многочисленны они в Заонежье и Беломорье, то есть в районах наиболее раннего и плотного заселения русскими. Так, в Беломорском районе русских названий населенных пунктов около 50%, а в Заонежье - 75%. Гораздо меньше их на западе и юго-западе Карелии, а также в Прионежье (до 30%).

Продвижение славян привело к формированию смешанного по составу населения и интернационализации культуры.

Керт, Г. М. Загадки карельской топонимики : рассказ о географических названиях Карелии / Г. Керт, Н. Мамонтова ; [худож. В. А. Наконечный]. - Изд. 3-е, испр. и доп. - Петрозаводск : Карелия, 2007. - 118 с.

2. Новгородская колонизация. Заонежье в новгородское время

1. Славянская колонизация территории Карелии.

Оказавшись на Онежском озере, славяне двинулись от истока Свири по его южному берегу. Большая часть славян устремилась к находившемуся к юго–востоку от Онежского озера Словенскому волоку, который позволял перетаскивать суда из бассейна Онежского озера в бассейн Белого моря. Вместе с тем часть славян двинулась вдоль восточного берега Онежского озера. В устье реки Водлы они еще раз разделились. Одни двинулись вдоль реки Водлы. Ими были основаны Пудожский и Водлозерский погосты. Путь по Водле привлекал тем, что через Водлу и Водлозеро можно было довольно близко подойти к побережью Белого моря. Другие продолжали двигаться вдоль восточного берега Онежского озера, скоро они оказались на территории Заонежья. Земли Заонежья в то время населяли древневепсские и карельские племена. Эта уникальная по природно–климатическим условиям территория сразу стала привлекать славян тем, что здесь можно было заниматься земледелием. Земледелие было здесь возможно из-за обилия в почве шунгита, особого минерала, получившего это свое название в честь старинного села Шуньга, в окрестностях которого шунгита было особенно много.

Достигнув северной оконечности Онежского озера, славяне стали искать пути дальше на север. Прямого водного пути не было, но по рекам бассейна Онежского озера можно было добраться до водораздела и волоком перетащить суда в реки и озера бассейна Белого моря. В конце концов, славяне вышли к Белому морю и стали заселять его побережье.

Так происходило заселение славянами территории Карелии. Этот процесс тянулся примерно с XI по XV вв. В результате славяне заселили Посвирье, южное и восточное побережье Онежского озера,

Заонежье и побережье Белого моря. Прибалтийско–финное население сохранило за собой внутренние районы Карелии к западу от Онежского озера и Белого моря. Такое расселение сохранялось вплоть до XX в.

2. Обонежье под властью Великого Новгорода.

До XIV в. новгородские бояре ограничивались только сбором дани. В XIV в. Обонежье началось появление вотчин новгородских бояр. Большие земельные владения имела в Обонежье знаменитая Марфа Посадница. Ей принадлежали земли в Южном Прионежье, в Кижском, Пудожском и Выгозерском погостах. Всего по данным писцовых книг Марфе Посаднице в Обонежской пятине принадлежало 700 деревень (1200 дворов), в том числе 29 – в Кижском погосте. Другая боярыня, Настасья Григорьева, владела 300 дворами на реке Водле. Крестьяне, жившие на боярских землях, должны были платить владельцам оброк белками, а также в небольших количествах рожью, овсом и деньгами. К концу новгородского владычества существовало 17 заонежских погостов с населением 19 тысяч человек (данные на 1500 год).

Крупнейшим явлением культурной жизни на землях Обонежья в новгородский период стало появление здесь православных монастырей. Монастырская колонизация территории Обонежья и Поморья началась в середине XIV в. Вскоре после 1352 г. возник первый православный монастырь на побережье Онежского озера. Это был Успенский Муромский монастырь, основанный прибывшим из Новгорода греческим монахом Лазарем на юго–восточной оконечности озера, в 46 верстах к юго–западу от Пудожа. При Лазаре монастырь владел только Муромским островом. После его смерти началось расширение земельных владений. В 1537–1539 гг. Муромский монастырь уже судится с Палеостровским из–за земель и угодий. Судебный приговор подтвердил права Муромского монастыря на часть Гагукской волости.

Второй православный монастырь на Онежском озере, Палеостровский Рождества Богородицы, был основан монахом Корнилием, уроженцем Пскова, на Пальем острове. По сведениям церковных источников, это произошло в конце ХП в., тем не менее, сохранилась грамота, написанная в 1440-х гг. о передаче монастырю в собственность Пальего острова, что позволяет отнести время основания Палеостровского монастыря также к 1440-м гг. Впервые точку зрения о том, что Палеостровский монастырь возник в 1440-е гг. выдвинул В.Л.Янин. В первые десятилетия существования Палеостровского монастыря было создано 11 разных грамот, по которым новгородские землевладельцы передавали в собственность монастыря различные земельные и водные угодья, располагавшиеся на островах и побережье Онежского озера.

Возникновение крупнейшего на Белом море Спасо–Преображенского Соловецкого монастыря также относится к XV в. Как сказано в жизнеописании его основателей (так называемом, житии святых), монахи Савватий и Герман, высадились на Соловках в 1429 г. Затем Савватий умер, а Герман вернулся на материк, встретил там монаха Зосиму, вместе с ним возвратился на Соловки, где они основали монастырь. Савватий был пострижеником Кирилло–Белозерского монастыря, а затем несколько лет жил в Валаамском монастыре. Зосима был уроженцем заонежского села Толвуя и первым игуменом Соловецкого монастыря. Уроженец Тотьмы, Герман, играл второстепенную роль в создании монастыря на Соловках. Известный историк В.Л.Янин ставит под сомнение сведения из жития Зосимы и Савватия, считая, что Соловецкий монастырь был основан в 1460-х годах и Зосима не мог быть его игуменом.

Использованная литература:

  1. Славяне в Карелии: Сборник статей. Составитель Водолазко В.Н., Тюриков И.П. Петрозаводск, 2003.
  2. Очерки исторической географии: Севро-Запад России: Славяне и финны. Под редакцией А.С.Герда и Г.С.Лебедева СПб., 2001.

Основная рекомендуемая литература:

  1. Гадзяцкий С.С. Карелы и Карелия в Новгородское время. Петрозаводск, 1940.
  2. История Карелии с древнейших времен до наших дней // Научная редакция: Н.А.Кораблев, В.Г.Макуров, Ю.А.Савватеев, М.И.Шумилов. Петрозаводск, 2001.
  3. Славяне в Карелии: Сборник статей. Составитель Водолазко В.Н., Тюриков И.П. Петрозаводск, 2003.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Республика Карелия имеет самую протяженную изо всех регионов РФ границу с ЕС и в то же время один из самых низких показателей плотности населения. Из 610 тысяч жителей Республики карелами считаются не более 45 тысяч. Остальные были ассимилированы русскими и финнами, значительная часть карелов с XVII века проживает на территории Тверской, Ярославской и Новгородской областей, где также постепенно вливается в состав русских. Так что же это за народ?

Боевые топоры считаются примером влияния материальной культуры ранних индоевропейцев. Однако на севере они приобретали специфичные черты - местные жители выполняли их в виде головы медведя или лося.

Откуда суть пошли карелы?

У карелов очень сложная и драматичная судьба. Начать с того, что историческим центром земель карелов являлась территория Карельского перешейка между Финским заливом и Ладожским озером. Ныне он административно входит в состав Ленинградской области, а ранее в составе Российской империи считался Старой Финляндией. А вот в самой Карелии карелы почти никогда не составляли большинства населения. Зато они активно смешивались здесь с другими финно-угорскими народностями (прежде всего, вепсами и лопарями), а также со славянами (новгородцами и поморами) и скандинавами (шведами).

Предполагаемый внешний вид жителей будущей Карелии в VI тысячелетии до н.э. Судя по всему, это были предки лопарей-саамов, пришедшие из Сибири и имевшие монголоидную примесь.

Могильник на Южном Оленьем острове Онежского озера был исследован в 1936-38 годах археологом Равдоникасом. В 177 погребениях было найдено более 7000 орудий охоты и рыболовства, украшений и предметов культа из камня, кости и рога.

Остров Кижи даже самим своим названием (предполагаемый перевод с местного финно-угорского наречия - "игрища") говорит о том, что здесь располагались древние языческие капища.

Предполагаемый внешний вид жителей будущей Карелии в VI тысячелетии до н.э. Судя по всему, это были предки лопарей-саамов, пришедшие из Сибири и имевшие монголоидную примесь.

Предки карелов пришли на территорию будущей Карелии сравнительно поздно (как и предки русских – на территорию будущей России или предки турков – на территорию будущей Турции). Здешние места стали заселяться людьми после схода ледников в VII-VI тысячелетиях до н.э. Мезолитические памятники VI-V тысячелетий до н.э. в районе островов Кижи и Южного Оленьего острова на Онежском озере относятся учеными к так называемой обонежской культуре. Вероятно, ее носители стали предками лопарей-саамов. 11 поселений V-IV тысячелетий до н.э. в южном Заонежье соотносят с культурой сперрингс. Памятники культуры ямочно-гребенчатой керамики IV тысячелетия до н.э., вероятней всего, принадлежали предкам финно-угорских народов.

Широкую известность приобрели онежские петроглифы (наскальные изображения) IV-II тысячелетий до н.э. с мыса Пери Нос.

Помимо восточного побережья Онежского озера, скопление петроглифов было обнаружено на реке Выг у Белого моря.

Древние саамы часто создавали сейды (большие валуны, поставленные на маленькие камушки) и лабиринты из камней.

Широкую известность приобрели онежские петроглифы (наскальные изображения) IV-II тысячелетий до н.э. с мыса Пери Нос.

Как и везде на планете, здесь шли сложные этнические процессы. Например, носители культуры асбестовой керамики, считающиеся лопарями-саамами, вроде бы не смешивались с финно-угорским населением. Саамы, живущие ныне на территории России, Финляндии, Швеции и Норвегии, вообще являются потомками древних пришельцев из Сибири, сохранившими до нашего времени монголоидную примесь. Однако каким-то образом они перешли на финно-угорское наречие, но при этом треть субстратной лексики в их языках не находит соответствия вообще ни в каких известных науке языках.

Карта археологических памятников древних карелов. Хорошо видно, что ареал их изначального расселения приходился на Карельский перешеек и северо-западное побережье Ладожского озера.

Карта с указанием изначальной области карелов на Карельском перешейке и в северо-западном Приладожье.

Карта археологических памятников древних карелов. Хорошо видно, что ареал их изначального расселения приходился на Карельский перешеек и северо-западное побережье Ладожского озера.

Аналогичным образом финно-угорское население переняло многие элементы материальной культуры ранних индоевропейцев, в частности пресловутые боевые топоры. Однако палеогенетики на основе анализа ДНК из древних могильников и у современных людей считают, что массового смешения фатьяновцев (ранних индоевропейцев – скорее всего протобалтов) и финно-угров не происходило. При этом антропологи выделяют европеоидный беломоро-балтийский тип, к которому относятся современные балты (литовцы и латыши), финно-угры (карелы, вепсы, часть коми, ижора), славяне (северные русские и белорусы). Значит, генетическое смешение индоевропейцев и финно-угров было, причем очень активное.

Есть основания предполагать, что ижора (финно-угорская народность, живущая на западе современной Ленобласти) – это в свою очередь люди, обособившиеся уже от карелов. Название этого народа обычно возводят к финскому Karja (домашний скот), а значит, карелы были прежде всего скотоводами, а не охотниками и рыбаками. То есть действительно их предки изначально могли жить в более южной лесостепной полосе.

Первые письменные упоминания

Финно-угорские женские украшения X-XII веков (застежки-фибулы, ожерелье, поясной набор), созданные под скандинавским влиянием.

Протогорода карелов

Средневековые городища карелов, известные современным ученым, можно буквально пересчитать по пальцам одной руки. Причем они возникли достаточно поздно по историческим масштабам – скорее всего, не ранее IX-X веков. Достаточно сказать, что скандинаво-славянское поселение (Старая) Ладога недалеко от впадения реки Волхов в Ладожское озеро (предшествовало Новгороду) существовало не позднее 750-х годов, а может быть, даже раньше.

Прежде всего, это Тиверское городище на реке Вуоксе (от него поныне сохранилось основание каменной стены), городок на месте крепости Корела (также известен под финским названием Кяккисалми и шведским – Кексхольм) в городе Приозерске на Ладожском озере, сторожевой пункт карелов на месте более позднего островного шведского замка у впадения Вуоксы в Финский залив (ныне центр Выборга) и гора Паасонвуори в деревне Хелюля недалеко от городка Сортавала на северном побережье Ладожского озера. Также известны карельские поселения вокруг этого озера: Кивеннала, Хямеэнлахти, Лопотти, Сур-Микли.

Сторожевой пункт карелов на Замковом острове у впадения реки Вуоксы в Финский залив. Автор макета – А.В. Ставцев.

Сторожевой пункт карелов на Замковом острове у впадения реки Вуоксы в Финский залив. Автор макета – А.В. Ставцев.

Сторожевой пункт карелов на Замковом острове у впадения реки Вуоксы в Финский залив. Автор макета – А.В. Ставцев.

Финский археолог и этнограф Теодор Швиндт еще в 1880-90-х годах исследовал карельские грунтовые могильники. Затем полевые исследования вели финские ученые Арне Европеус, Карл Нордман, Элла Кивикоски (вела раскопки в 1938 году в Лапинлахти – сейчас Ольховка), Юлиус Айлио, а также советский археолог Нина Гурина. В 1970-х годах территорию Тиверского городища, крепости Корела и различные местонахождения на месте современного Приозерска исследовали Анатолий Кирпичников и Светлана Кочкуркина. В 1989-93 годах в крепости Корела вели раскопки российский археолог Александр Сакса и финская исследовательница Пирьё Уйно.

Тиверское городище располагалось в 30 км к юго-западу от современного Приозерска в районе одноименных порогов на реке Вуоксе. Оно было разорено шведами в 1411 году и более не восстанавливалось. Считается, что здешний карельский городок носил название Тиурин-линна (крепость на острове Тиурин) и был основан не позднее IX века. Он контролировал речной путь в сторону будущего Выборга, где также находились островной сторожевой пункт и городок карелов. Остров Тиурин имел длину 225 м и ширину 60 м. Стены шириной до 5 м и высотой до 2 м были сложены из гранитных валунов у самой воды по периметру острова. Поверху стены скорей всего шла деревянная изгородь. Внутри располагалось около 11 деревянных построек.

Помимо могильников и городищ, ученые обнаружили культовые камни и каменные кучи. Жертвенные камни обычно представлены так называемыми чашечниками – в них выдолблены углубления для принесения в жертву богам молока, зерна и пр. Подобные культовые камни известны также у финнов, эстонцев, древних мерян, литовцев… Каменные кучи имеют диаметр 3-5 м и высоту до 1,5 м. Их можно встретить у поселков Яркое, Ольховка, Мельниково Приозерского района.

Отношения карелов с другими народами

По результатам находок в приладожских курганах X-XIII веков в ходе археологических раскопок, проведенных в 1929-30 годах И.В. Равдоникасом и в 1947 году А.М. Линевским на территории между Ладожским и Онежским озерами, ученые выяснили, что здесь жили прибалтийские финно-угры – вепсы. Позднее к ним добавились славяне и скандинавы, и это смешанное население в дальнейшем влилось в состав карелов.

Во время последнего, Валдайского, оледенения, максимум которого, по заключениям геологов, приходится на время 21— 13 тыс. лет до н. э., вся территория Фенноскандии, включая Карелию, была покрыта мощным (до 2 км) ледяным панцирем и представляла собой безмолвную пустыню. Убывание ледника с территории Карелии — процесс длительный и сложный. Началось оно с юго-восточной окраины и шло в направлении на северо-запад. Предполагают, что 10—9,8 тыс. лет до н. э. край ледника пересекал котловину Онежского озера примерно посредине, а спустя 600—800 лет освободил ее и отступил от северного побережья. Приграничная с Финляндией узкая полоса западной и северо-западной Карелии окончательно освободилась от активного ледникового покрова только 7500—7400 лет до н. э. Поначалу льды, а затем приледниковые воды, суровый климат, скудная растительность послеледниковья делали край недоступным для человека. Но постепенно природные условия улучшались, хотя холодное дыхание ледника чувствовалось еще довольно долго. Оставшиеся глыбы мертвого материкового льда окончательно вытаяли лишь где-то 6100— 5400 лет до н.э.

Влияние ледника было сильным и многообразным. Его деятельностью во многом обусловлен специфический облик рельефа Карелии, включающий грядообразные озы и камы, моренные и волнистые песчаные равнины, сильно сглаженные выходы твердых кристаллических пород (бараньи лбы) и другие ледниковые формы. В целом рельеф отличается значительной пересеченностью и сложностью строения.
Примерно 8200 лет до н. э. происходят кардинальные изменения природной среды в глобальном масштабе — быстрое и существенное потепление климата, перестройка ландшафтных зон, всей флоры и фауны. Началась новая, послеледниковая, или современная, эпоха четвертичного периода — голоцен. По мнению Г. А. Панкрушева, впервые люди проникли на территорию края еще до начала голоцена. Древнейшие стоянки, открытые на северном побережье Онежского озера и расположенные необычайно высоко — от 35 до 41 м над зеркалом воды, на древних берегах (Медвежьегорская X, Повенчан-ка I—II и др.), он датирует началом IX тыс. до н. э. и рассматривает как стойбища небольших групп охотников, перекочевавших из Приуралья вслед за стадами северных оленей. Позднее, в VIII—VII тыс. до н. э., приток населения из восточных районов усилился. Начинается освоение территории Финляндии, значительную часть которой все еще занимал ледник.

По другим представлениям, первые переселенцы появились на территории Карелии не ранее VIII тыс. до н. э., только в голоцене, в пребореальное и бореальное время, и продвигались они не с востока, а с юга или юго-запада, со стороны Прибалтики. Поначалу, в пребореале —8200—7300 лет до н. э., природные условия оставались еще суровыми. Но все же климат смягчается. Своеобразная тундростепь с характерной травянисто-кустарничковой и кустарничковой растительностью и открытыми пространствами покрывается древесной растительностью, прежде всего березой. Правда, деревья еще не образуют сомкнутых массивов.

В такой природной обстановке, остававшейся еще холоднее и суше современной, происходит заселение и освоение Карелии, формирование раннемезолитической культуры, представленной небольшими стоянками с кварцево-сланцевым инвентарем. К их числу, кроме уже названных стоянок северного побережья Онежского озера (к ним можно добавить Повенчанку III, V, VIII, IX, XV), относят и стоянки долины р. Кеми, впадающей в Белое море,— Авнепорог X, XI и др. Всего их около 30. Это кратковременные стойбища с маломощным (5—15 см) и бедным находками, слабо окрашенным культурным слоем оранжевого или красноватого цвета, площадью от нескольких десятков до 700 м2. Следов жилищ и хозяйственных построек не выявлено. Особенно беден инвентарь раннемезолитических стоянок долины р. Кеми — он целиком кварцевый. Даже в раскопках площадью до 300—400 м2 порою встречалось всего по нескольку десятков орудий: грубые на вид топоры и тесла, долотовидные изделия и стамески, резцы, скребки, скобели и др., сопровождаемые небольшим числом нуклеусов, кусков, осколков и отщепов кварца.

Усложняется и мироощущение людей. Новые условия жизни дают иные впечатления и представления о силах добра и зла. Продвижение в неизведанные области должно было обострить внимание к природным ориентирам, в частности небесным.

Территория Карелии многое дает для изучения мезолитической эпохи Северной Европы, поскольку является частью новой земли, высвободившейся из-под ледника; здесь, в первозданном мире, формируется новый уклад жизни, а затем прослеживается длительный процесс развития самобытной местной культуры, значительно обогатившейся уже на поздней стадии мезолита (вторая половина VII — середина IV тыс. до н.э. ). Одна из причин ощутимого ее прогресса — продолжающееся улучшение природных условий, особенно заметное с наступлением атлантического периода —5700—2800/2700 лет до н. э. Климат становится теплее современного на 2—3°. Средняя температура июля почти по всей Карелии — примерно 18°. Нарастает увлажненность— до 500—600 мм осадков в год. Уже в первой половине атлантического времени березовые леса сменяются светлохвойными сосновыми. Основную примесь к ним в центральной части Карелии составляла береза, а на юго-западе — ель. С середины атлантического периода, еще в пору господства сосновых лесов, началось активное продвижение ели с юго-востока на северо-запад и север Карелии. 3500—3000 лет до н. э. весь юго-восток уже занимали еловые леса.

В позднем мезолите, судя по числу и характеру памятников, увеличивается население, возрастает роль рыболовства, более оседлым становится образ жизни людей, совершенствуются орудия труда. Появляются большие по площади — до 3000—10000 м2 поселения с ярким и относительно мощным (30—40 см) культурным слоем, такие как Сулгу I, Оленеостровская, Пиндуши VII, Оровнаволок IX и др. На некоторых поселениях (Повенецкая II и III, Оровнаволок IX, XII, XIV, Пегрема VIII) вскрыты зимние полуземляночные жилища. Обычно они подчетырехугольной формы, площадью от 15 — 20 до 50 м2, углублены в почву на 30—40 см и расположены чаще всего вдоль берега, нередко между невысокими береговыми валами. В каждом из жилищ— один очаг, сложенный из камней, или просто кострище и выход в виде коридорчика. По форме оснований и отсутствию ям от столбов, поддерживающих кровлю, можно думать, что они срубные Но известны и округлые в плане, типа чумов — на стоянках Кладовец IV, Муромское VII и др.

Выявленные мезолитические памятники концентрируются в основном на северном, западном и восточном побережьях Онежского озера, в низовье впадающей в Водлозеро р. Илексы, на побережье Сямозера, в долине р. Кеми и образуют локальные группы с заметными различиями в инвентаре, вызванными прежде всего близостью к тем или иным источникам сырья для орудий. Сказались и особенности природной среды этих районов.
В мезолите появляются могильники, свидетельствующие об упрочении социальных связей. Наибольший интерес вызывают два — Сямозерский II и Оленеостровский. Первый из них — самый древний, середины VI тыс. до н. э. Могильные ямы неглубокие — от 12—16 до 50—60 см,подчетырехуголь-ной или овальной формы, длиной 1,1—1,9 м и шириной 0,4—1 м. Они заполнены песком красного цвета (из-за примеси охры), содержат небольшое количество кварцевых орудии или осколков кварца. Подсыпка природной минеральной краски — охры и захоронение вместе с покойником вещей — характерные черты погребального обряда, о чем свидетельствует и Оленеостровский могильник, расположенный в 50 км северо-западнее Бесова Носа , на вершине крошечного островка в Онежском озере неподалеку от Кижей. К этому уникальному, необычайно богатому памятнику не раз обращались и исследователи наскальных изображений. В. И. Равдоникас считал даже, что онежские петроглифы и Оленеостровский могильник относятся к одному времени и принадлежат одному племени. Но, как выяснилось, могильник появился значительно раньше, в позднем мезолите— в V, а возможно даже VI тыс. до н. э. Значительное удревнение возраста такого классического памятника позволяет по-новому оценить уровень развития первобытного общества и культуры до появления петроглифов. Однако и теперь исследователи не оставляют мысль о существовании каких-то исторических связей между островом мертвых и петроглифами Онежского озера.

К третьей группе можно отнести район около Петрозаводска, охватывающий Машозеро, озеро Лососинное, реки Суну и Шую.
И наконец, к четвертому району относятся более северные стоянки (Бесовы Следки, волок на пороге Золотец).

Трудно было бы выделить сейчас другие районы, но уже имеющихся данных достаточно, чтобы предположить, что вскоре после заселения Карелии население ее распределялось по небольшим группам, занимавшим относительно маленькие территории. Группы эти, конечно, не были изолированы друг от друга, и связь между ними может быть (прослежена хотя бы по находкам предметов, несомненно служивших объектами случайного обмена, как, например, по каменным топорам, найденным в Финляндии и сделанным из таких пород камня, которые (встречаются только в Советской Карелии. Но заслуживает внимания, что для данного общества и времени обмен этот только в редких случаях простирался далее ста—двухсот, а то и нескольких десятков километров. Ограниченное распространение некоторых характерных местных форм предметов (керамики типа керамики Сунской 1-й стоянки, больших треугольных шиферных ножей, топоров типа Рованиеми и т. д.) доказывает, что обычные связи более или менее постоянного характера имелись только между соседними или относительно близко жившими родами. Подводя итог, можно формулировать его следующим образом:

1 После окончания литоринового периода, с улучшением климата на севере в суббореальный период, началось медленное заселение Карелии, главным образом с юга. До половины третьего тысячелетия до нашей эры вся эта область оставалась безлюдной.

2. Новое население, заселяя Карелию, объединялось в небольшие группы, связанные, вероятно, общностью производства; у каждой такой группы вырабатывалась в силу этого общность внешних форм бытового инвентаря.

3. Остатки древнейших поселений Карелии прослеживаются на юго-восточном берегу Онежского озера и к юго-западу от Петрозаводска (по крайней мере, на основании имеющегося сейчас материала).

4. Возможно, что некоторые западные районы, вроде того который представлен Сунскими стоянками, заселялся одновременно и с юго-востока, и с запада, причем объединение поселенцев из разных мест, сожительство разных родов в одном поселении повело к смешению в их бытовой обстановке разных комплексов.

5. Северная часть Карелии была освоена несколько позднее по-видимому, только в конце третьего тысячелетия до нашей эры или в начале второго тысячелетия.

Ранняя стадия заселения Карелии

Вопрос о происхождении древних карел по-прежнему остается дискуссионным. Не касаясь всего спектра взглядов на проблему, остановимся лишь на устоявшейся точке зрения, согласно которой древние карелы сформировались на основе нескольких генетических компонентов: западного, восточного и местного. Различна оценка степени значимости каждого из них. Одни исследователи полагают, что на формирование корелы оказали влияние в первую очередь западная Финляндия, Готланд и Новгород (Kivikoski, 1961, s. 260—261); другие признают тесную связь населения Карельского перешейка и юго-восточного Приладожья и считают, что взятые в совокупности археологические, исторические и лингвистические данные противоречат мнению о западнофинском происхождении корелы. Основное ядро составляли представители юго-восточного Приладожья, в чьей среде и растворился западный колонизационный элемент. Племя корела формируется одновременно с новгородским государством в результате смешения чудских, западнофинских, вепсских, а может быть, и варяжских компонентов (Kirkinen, 1963, s. 31 — 35).
В предвоенные и первые послевоенные годы Д.В. Бубрихом разработана концепция происхождения и развития карельского народа XII — XVII вв. на огромном лингвистическом материале. По его мнению, до возникновения Древнерусского государства Карельский перешеек был слабо заселен, здесь кочевали редкие саамские родоплеменные группы. Но с образованием государства на данной территории стала формироваться корела, находившаяся в тесной связи с Русью. На вопрос, откуда она появилась исследователь ответа не дает, но предполагает, что часть населения пришла из земли хяме, часть — из мест, близких к Чудскому озеру и Новгороду. Допускается участие в сложении корелы Древней веси. Пришедшие извне этнические компоненты, полагает Д.В.Бубрих (1947, 1971), видоизменили первоначальный состав корелы.

При всех расхождениях исследователей объединяет мнение, согласно которому корела сформировалась на Карельском перешейке только в XI— XII вв. Предпринятую попытку доказать автохтонное происхождение корелы с помощью анализа археологических памятников Карелии и Финляндии от каменного века до эпохи средневековья (Панкрушев, 1980). Проследить непрерывную генетическую преемственность материальной культуры с бесспорными древностями корелы XII—XIV вв. не удалось из-за недостаточной изученности промежуточных периодов.

Неразрешенность некоторых важных этапов древней истории карел и прежде всего вопроса о происхождении племени корела объясняется скудостью археологического материала I тыс., который за последние два десятилетия, по существу, не увеличился. Тем не менее некоторую преемственность материальной культуры I тыс. и древнекарельских памятников удалось установить. Имеющиеся несоответствия объясняются этнической эволюцией, в ходе которой меняются и тип этнической общности (от племени или племенного объединения к народности), и язык народа. Кроме того, как можно судить по лингвистическим данным, некоторые древности Карельского перешейка этого времени оставлены кочевавшими здесь предками саамов.

Освоение вепсами северных территорий не всегда легко проследить. Свирь являлась зоной контактов вепсов и южных карел, поэтому разграничить топонимию не всегда удается. И.И.Муллонен подметила такую закономерность: чем ближе к Свири, тем больше в языке карел-ливвиков вепсских признаков. Но их еще больше в присвирских людиковских говорах. Видимо, по этой причине северные карелы называют карел-людиков вепсами. По всей вероятности, значительное вепсское население префадило путь карельскому и не допустило его проникновения вглубь юго-восточного Приладожья (Муллонен, 1994, с. 125— 128). Также трудно определить истоки (карельские? вепсские?) таких названий населенных пунктов на современной ливвиковской территории, по рекам Олонка, Тулокса, Видлица, как Гомала, Теркула, Гиттойла, Капшойла и т.д. Однако наличие вепсской основы в языке карел-ливвиков и людиков дает основание предполагать, что р.Свирь и районы Онежско-Ладожского водораздела были заселены вепсами до прихода сюда карельского населения, может быть, на ранней стадии заселения, исключая Прионежье, освоенное вепсами позднее. Об этом говорят топонимические данные: на территории карел-людиков есть соответствующие топонимы, например, Вепсозеро, Вепснаволок, Вепсгуба и другие. Предполагается, что к тому времени, когда вепсы стали осваивать побережье Онежского озера, саамы откочевали в более северные районы (Муллонен, 1994, с. 131). Материальная культура Прионежья эпохи средневековья по археологическим источникам определяется как прибалтийско-финская, находившаяся под сильным древнерусским, шедшим из юго-восточного Приладожья влиянием.

Славянская колонизация территории Карелии.

Оказавшись на Онежском озере, славяне двинулись от истока Свири по его южному берегу. Большая часть славян устремилась к находившемуся к юго–востоку от Онежского озера Словенскому волоку, который позволял перетаскивать суда из бассейна Онежского озера в бассейн Белого моря. Вместе с тем часть славян двинулась вдоль восточного берега Онежского озера. В устье реки Водлы они еще раз разделились. Одни двинулись вдоль реки Водлы. Ими были основаны Пудожский и Водлозерский погосты. Путь по Водле привлекал тем, что через Водлу и Водлозеро можно было довольно близко подойти к побережью Белого моря. Другие продолжали двигаться вдоль восточного берега Онежского озера, скоро они оказались на территории Заонежья. Земли Заонежья в то время населяли древневепсские и карельские племена. Эта уникальная по природно–климатическим условиям территория сразу стала привлекать славян тем, что здесь можно было заниматься земледелием. Земледелие было здесь возможно из-за обилия в почве шунгита, особого минерала, получившего это свое название в честь старинного села Шуньга, в окрестностях которого шунгита было особенно много.

Достигнув северной оконечности Онежского озера, славяне стали искать пути дальше на север. Прямого водного пути не было, но по рекам бассейна Онежского озера можно было добраться до водораздела и волоком перетащить суда в реки и озера бассейна Белого моря. В конце концов, славяне вышли к Белому морю и стали заселять его побережье.

Так происходило заселение славянами территории Карелии. Этот процесс тянулся примерно с XI по XV вв. В результате славяне заселили Посвирье, южное и восточное побережье Онежского озера,

Заонежье и побережье Белого моря. Прибалтийско–финное население сохранило за собой внутренние районы Карелии к западу от Онежского озера и Белого моря. Такое расселение сохранялось вплоть до XX в.

А.Я.Брюсов. История древней Карелии. М. 1940.

…В общем, можно выделить в юго-восточной части Карелии и прилегающей части Вологодской области район с группой древнейших стоянок (Муромский поселок, Тудозеро, Ундозеро и др.), наиболее близких по типам найденных в них вещей к стоянкам Верхней Волги и Оки. И в дальнейшем развитии формы бытовых предметов в этом районе сохраняют некоторое своеобразие сравнительно с другими районами Карелии.

К третьей группе можно отнести район около Петрозаводска, охватывающий Машозеро, озеро Лососинное, реки Суну и Шую.

И наконец, к четвертому району относятся более северные стоянки (Бесовы Следки, волок на пороге Золотец).

Трудно было бы выделить сейчас другие районы, но уже имеющихся данных достаточно, чтобы предположить, что вскоре после заселения Карелии население ее распределялось по небольшим группам, занимавшим относительно маленькие территории. Группы эти, конечно, не были изолированы друг от друга, и связь между ними может быть (прослежена хотя бы по находкам предметов, несомненно служивших об'ектами случайного обмена, как, например, по каменным топорам, найденным в Финляндии и сделанным из таких пород камня, которые (встречаются только в Советской Карелии. Но заслуживает внимания, что для данного общества и времени обмен этот только в редких случаях простирался далее ста—двухсот, а то и нескольких десятков километров. Ограниченное распространение некоторых характерных местных форм предметов (керамики типа керамики Сунской 1-й стоянки, больших треугольных шиферных ножей, топоров типа Рованиеми и т. д.) доказывает, что обычные связи более или менее постоянного характера имелись только между соседними или относительно близко жившими родами. Подводя итог, можно формулировать его следующим образом:

1 После окончания литоринового периода, с улучшением климата на севере в суббореальный период, началось медленное заселение Карелии, главным образом с юга. До половины третьего тысячелетия до нашей эры вся эта область оставалась безлюдной.

2. Новое население, заселяя Карелию, об'единялось в небольшие группы, связанные, вероятно, общностью производства; у каждой такой группы вырабатывалась в силу этого общность внешних форм бытового инвентаря.

3. Остатки древнейших поселений Карелии прослеживаются на юго-восточном берегу Онежского озера и к юго-западу от Петрозаводска (по крайней мере, на основании имеющегося сейчас материала).

4. Возможно, что некоторые западные районы, вроде того который представлен Сунскими стоянками, заселялся одновременно и с юго-востока, и с запада, причем об'единение поселенцев из разных мест, сожительство разных родов в одном поселении повело к смешению в их бытовой обстановке разных комплексов.

5. Северная часть Карелии была освоена несколько позднее по-видимому, только в конце третьего тысячелетия до нашей эры или в начале второго тысячелетия.

РАННЯЯ СТАДИЯ ЗАСЕЛЕНИЯ КАРЕЛИИ

….И если я выше говорил о возможности различать в Карелии несколько районов, по-видимому населенных во втором тысячелетии до нашей эры различными племенами, то это положение надо понимать в том смысле, что здесь, очевидно, находилась основная часть этих племен. В действительности же карта населения того времени в Карелии и вообще на северо-западе СССР, если бы мы смогли сейчас восстановить ее, отличалась бы, вероятно, крайней пестротой и притом с различными очертаниями границ расселения для разных моментов за долгий промежуток в тысячу лет.

Суммируя все эти выводы, мы получаем довольно сложную картину исторического процесса развития общества в древней Карелии.

Только постепенно, с притоком новых поселенцев осваивалась внутренняя и северная часть страны.

К середине второго тысячелетия до нашей эры религиозные верования, - по крайней мере, у части населения древней Карелии, — вступают в новую фазу, начало которой прослеживается уже ранее — в фазу развитой мифологии с пантеоном своеобразных божеств. Замечательным памятником, свидетельствующим об этом сложном развитии религиозных верований, отдельные этапы которого, к сожалению, не могут еще быть восстановлены за недостаточностью материала, являются петроглифы на восточном берегу Онежского озера Бесов Нос.

Читайте также: