Бытие как фундаментальная категория философии кратко

Обновлено: 28.06.2024

Понятие бытия выступает системообразующим принципом философской картины мира. Бытие — одно из фундаментальных понятий, которое задает широкий спектр смыслов, от обобщения мира в целом до осмысления уникальности и неповторимости бытия. Именно через это понятие человек пытается осмыслить свое место в мире.

Первый аспект проблемы бытия связан с постижением противоречивого единства бытия в природе, как целостного бытия вещей.

Второй аспект связан с пониманием целостного единства бесконечного мира.

Третий связан с идеей реальности, которая имеет внутреннюю логику развития и предшествует сознанию.

Вопрос о понимании бытия и его соотношении с сознанием определяет решение основного вопроса философии. Для рассмотрения этого вопроса обратимся к истории развития философии.

Бытие — философская категория, обозначающая реальность, которая существует объективно, независимо от человеческого сознания, воли и эмоций. Проблема интерпретации бытия и его соотношения с сознанием находится в центре философского мировоззрения.

Будучи чем-то внешним по отношению к человеку, предопределенным, бытие накладывает определенные ограничения на его деятельность, заставляет соизмерять с ним свои действия. В то же время бытие является источником и условием всех форм человеческой деятельности. Бытие — это не только рамки, границы деятельности, но и объект человеческого творчества, постоянно изменяющееся бытие, сфера возможностей, которую человек в своей деятельности превращает в действительность.

Трактовка бытия претерпела сложное развитие. Его общей чертой является противостояние материалистического и идеалистического подходов. Первый из них трактует основания бытия как материальные, второй — как идеальные.

Можно выделить несколько периодов в трактовке бытия.

Первый период — это мифологическая трактовка бытия.

Третий период начинается с философии И. Канта. Бытие рассматривается как нечто связанное с познавательной и практической деятельностью человека.

Ряд направлений в современной философии пытается переосмыслить онтологический подход к бытию, который исходит из анализа человеческого существования.

В истории философии первая концепция бытия была дана древнегреческими философами 6-4 веков до н.э. — досократиками. Для них бытие совпадало с материальным, неразрушимым и совершенным космосом.

Вопреки сложившемуся в античности мнению, Парменид не отрицал чувственный мир вообще, а лишь доказывал, что для его философского и научного постижения одной чувственности недостаточно. Он считал разум критерием истины, но отвергал органы чувств из-за их неточности.

Бытие как фундаментальная категория философии, её смысл и специфика. Формы бытия мира и человека - Основные философские подходы к пониманию бытия

Бытие как фундаментальная категория философии, её смысл и специфика. Формы бытия мира и человека — Основные философские подходы к пониманию бытия

Основные философские подходы к пониманию бытия

Другие античные философы рассматривали бытие как непрерывно становящееся. Так, Гераклит сформулировал ряд диалектических принципов бытия и познания. Диалектика у Гераклита — это концепция непрерывного изменения, становления, которое мыслится в рамках материального космоса и представляет собой в основном круговорот материальных стихий — огня, воздуха, воды и земли. Здесь философ использует знаменитый образ реки, в которую нельзя войти дважды, потому что в каждый момент она все новая.

Бытие фиксируется в отношении к небытию, причем противопоставляется бытие по истине, открывающейся в философском размышлении, и бытие по мнению, которое есть лишь ложная, преображенная поверхность вещей.

Для Платона красота жизни и реального бытия выше красоты искусства. Бытие и жизнь — это подражание вечным идеям, а искусство — это подражание бытию и жизни, то есть имитация имитации.

Для объяснения того, что существует, Аристотель привел четыре причины:

сущность и суть бытия, в силу которых каждая вещь такова, какова она есть (формальная причина);

материя и субъект (субстрат), то, из чего что-то возникает (материальная причина);

движущая причина, начало движения;

целевая причина, то, ради чего что-то осуществляется.

Интерпретация бытия в рационалистической и иррационалистической философских традициях

Спиноза сделал центральной темой своей онтологии тождество Бога и природы, которую он понимал как единую, вечную и бесконечную субстанцию, исключающую существование любого другого начала, и, таким образом, как причину самой себя. Признавая реальность бесконечно разнообразных индивидуальных вещей, он понимал их как совокупность модусов — единичных проявлений единой субстанции.
Качественную характеристику субстанции Спиноза раскрывает в понятии атрибута как неотъемлемого свойства субстанции. Число атрибутов в принципе бесконечно, хотя ограниченный человеческий разум может обнаружить только два из них — протяженность и мышление.

В своем натуралистическом взгляде на человека как часть природы Спиноза утверждал, что тело и душа взаимно независимы в силу онтологической независимости двух атрибутов субстанции. Спиноза сочетает этот взгляд с материалистической тенденцией в объяснении мыслительной деятельности человека: зависимость мышления человека от его телесности обнаруживается, по Спинозе, на стадии чувственного познания. Чувственное познание, по мнению Спинозы, часто приводит к заблуждению; будучи неадекватным отражением объекта, оно в то же время содержит элемент истины.

Рационализм Спинозы был наиболее силен, когда он противопоставлял понимание как единственный источник достоверной истины чувственному познанию.

Важной особенностью концепций бытия в новое время является то, что для них характерен субстанциальный подход к бытию, когда фиксируются субстанция (неразрушимая, неизменная субстанция бытия, его предельное основание) и производные от субстанции акциденции (свойства), преходящие, изменчивые.

С различными модификациями все эти особенности в понимании бытия встречаются в философских системах Ф. Бэкона, Т. Гоббса, Дж. Локка (Великобритания), французских материалистов, физике Р. Декарта.

Но метафизика Декарта является истоком другого способа интерпретации бытия, в котором бытие определяется в русле рефлексивного анализа сознания, то есть анализа самосознания, или в русле понимания бытия через призму человеческого бытия, культурного бытия, социального бытия.

Отправной точкой философских рассуждений Декарта является сомнение в истинности общепризнанного знания, охватывающего все виды знания. Однако сомнение — это не убеждение агностика, а лишь предварительный методологический прием. Можно сомневаться в том, что внешний мир существует, и даже в том, существует ли мое тело. Но само мое сомнение, в любом случае, существует. Сомнение — это один из актов мышления. Я сомневаюсь, потому что я мыслю. Если, следовательно, сомнение является действительным фактом, то оно существует только потому, что существует мышление, потому что я сам существую как мыслитель.

Важная особенность концепций бытия в новое время

Отправной точкой философских рассуждений Декарта является сомнение в истинности общепризнанного знания, охватывающего все виды знания. Однако сомнение — это не убеждение агностика, а лишь предварительный методологический прием. Можно сомневаться в том, что внешний мир существует, и даже в том, существует ли мое тело. Но само мое сомнение, в любом случае, существует. Сомнение — это один из актов мышления. Я сомневаюсь, потому что я мыслю. Если, следовательно, сомнение является действительным фактом, то оно существует только потому, что существует мышление, потому что я сам существую как мыслитель.

Для И. Фихте подлинное бытие — это свободная, чистая деятельность абсолютного Я, а материальное бытие — продукт этой деятельности. У Фихте впервые предметом философского анализа становится культурное бытие, бытие, созданное человеческой деятельностью.

Философия Фихте основана на убеждении, что практически-деятельное отношение к предмету предшествует теоретико-созерцательному отношению к нему. Сознание не дано, а дано, порождает само себя. Его очевидность опирается не на созерцание, а на действие; оно не различается интеллектом, а утверждается волей. Осознай свое Я, создай его актом этого осознания — таково требование Фихте. Этим актом индивид рождает свой дух, свою свободу.

В ряде философских концепций подчеркивается особая форма бытия — человеческое существование.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Бытие – это философская категория, обозначающая все сущее и существующее, в противоположность полной пустоте не-бытию.

Развитие онтологии и подходы к ней

Проблема бытия является фундаментальной для всей философии. С попытки осмысления бытия, определения его сущности, а также места человека в нем началась философская мысль как на западе, так и на востоке. Определение бытия остается важной и принципиальной задачей на протяжении всей истории философии не исключая и современность, поскольку внутренний посыл любых философских размышлений исходит из вопроса о самоопределении, о попытке понять человека, его природу, сущность, назначение и место в мире, а это невозможно без определения самого мира, во всем многообразии его форм и проявлений, охватывающих как сферы материального, нематериального, а также сверхъестественного, которое представлялось древним философам, не менее реальным чем все прочее. И также как стремление человека проникнуть в глубины собственной сущности никогда не сможет быть удовлетворено, так и определение бытия, понимание мира никогда не достигнет своего предела, но будет изменяться от эпохи к эпохе в соответствии с изменениями в самом человеке.

Античные философы понимали бытие как совокупность всего существующего. Противоположностью бытия выступала пустота, ничто, которое рассматривалось у некоторых философов как вполне существующее явление, другие же отрицали его принципиальную возможность. Так, например, Демокрит рассматривает бытие как совокупность атомов, движущихся в пустоте, а Парменид напротив, отрицает само существование пустоты, весь мир для него един, и кроме бытия нет вообще ничего.

Средневековые схоласты ассоциировали бытие с богом. Бог и все божественное являлось бытием, все же не принадлежащее богу и противное ему попадало в категорию небытия. В Новое время под бытием стало пониматься лишь то что существует сейчас, как в материальном, так и идеальном плане, в то время как несуществующее или же отмершее стало составлять небытие, связанное с бытием диалектической связью противоречия-отрицания.

Хайдеггер По данной теме мы уже выполнили реферат Эстетика Хайдеггера подробнее рассматривал бытие как восстающий из ничто способ понимания сущего и существующего, своеобразный путь по которому проходит человек или общество. Для Сартра По данной теме мы уже выполнили реферат Философия Жан-Поля-Сартра подробнее бытие не более чем тождество человека самого с собой, которое в конечном счете не более чем пустота. Таким образом, несмотря на определенную очевидность понятия бытия, его смысловое значение может сильно варьироваться в зависимости от точки зрения философа и его попытки определения сущности и места личности в этом бытии.

Готовые работы на аналогичную тему

Субстанциональный подход. Идеализм и материализм.

Одним из способов определения бытия является выявление его природы. В качестве таковой принято признавать субстанцию.

Субстанция – это независимое и самозарождающееся первоначало, к которому можно свести все многообразие бытия.

Под субстанцией понимается некое фундаментальное понятие, которое лежит в основе всего бытия, всех его проявлений и форм, задает им одну, сродственную природу, благодаря которой все эти формы могут существовать вместе. Вопрос о субстанции появился в тот момент, когда мыслители осознали ограниченность мифорелигиозного подхода к пониманию мира и подвергли его критическому пересмотру. Именно тогда на место богов потребовалось нечто иное, что позволило бы объяснить, как возникновение, так и природу бытия.

Уже в древнегреческой философии формируются два альтернативных подхода к пониманию природы субстанции:

Материалистический подход предполагает, что в основе бытия лежит материя. Представления о материи в течением времени сильно изменялись. У натурфилософов в качестве материи выступают стихии – вода, воздух, огонь. У Демокрита – атомы, как мельчайшие и неделимые частицы. Философы Нового времени понимают материю как вещество, имеющее атомарное строение и подчиняющееся законам механики. Наконец, современное понимание материи сформулировано В.И. Ленином и включает в себя все проявления реальности, которые доступны для фиксации человеку и при этом существуют независимо от него. Таким образом, материя включает в себя не только вещество, но и энергию (которые способны взаимопревращаться друг в друга), а также любые другие неизвестные на данный момент, но принципиально существующие формы реальности.

Идеалистический взгляд исходит из первичности идеального, духовного по отношению к материальному в бытие. Именно идеальное бытие воспринимается в качестве реальности, в то время как видимое материальное бытие трактуется в качестве его отражения. Первые идеалистические концепции были предложены Пифагором ставившем в центре бытия число, и Платоном с его представлениями и мире идей. В темные века идеалистической субстанцией считался бог. В Новое время понимание бога меняется, он начинает сливаться с природой (пантеизм Спинозы), или выступать высшей идеальной субстанцией среди многих прочих (монадология Лейбница По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Жизнь и научная деятельность Лейбница подробнее ). В качестве идеальной субстанции рассматривается и Разум, а в период критики классической философии его место занимает Воля (Мировая Воля у Шопенгауэра По данной теме мы уже выполнили реферат Философия Шопенгауэра подробнее , Воля к власти у Ницше По данной теме мы уже выполнили реферат реферат по философии подробнее ).

Формы бытия

Бытие охватывает всю реальность во всех ее проявлениях, а потому имеет множество форм:

  • бытие вещей,
  • бытие человека,
  • бытие социального.

Бытие вещей или материальных тел охватывает природу, т.е. ту часть бытия которая существует независимо от человека, параллельно с человеком и продолжит свое существование если человечества в какой-то момент не станет. При этом бытие вещей подразделяется на естественную природу и искусственную. Особенностью последней выступает то, что человек создал ее предметы или явления.

Рассматривая бытие человека можно отметить, что с одной стороны он существует как природная вещь в мире вещей, т.е. удовлетворяет свои естественные потребности необходимые для физического существования, а также существует специфическим, лишь одному человеку присущим образом – социально. Социальное существования своим продуктом имеет вторую природу человечества – культуру со всем многообразием ее материальных и нематериальных объектов, идей, понятий, теорий, когда создаются и накапливаются человечеством.

Социальное бытие – это сам процесс существования и воспроизводства общества.

Бытие является важнейшей категорией в западной философской мысли. Если для восточной философии в большей степени свойственно обращение к моральным и этическим составляющим, то Запад в значительной степени волнуют вопросы бытия, его основы и происхождения.

Определение Бытие — это одно из основополагающих понятий в философии, которое означает все существовавшее и существующие. Причем бытие подразумевает рассмотрение сущего как вовне (в окружающем мире), так и внутри (в душе отдельного индивида).

Специфика понятия бытия в числе прочего связана с возможностью подхода к бытию как потенциальному или предполагаемому сущему, которого нет и не было в действительности (например, возможное бытие).

Еще одной специфической чертой подходов к бытию является его двуединая основа. То есть самым общим делением философских направлений, анализирующих онтологию как учение о бытии, называют их деление на материалистические и идеалистические течения.

Смысл и формы бытия

Смысл бытия неразрывно связан с поиском первоначала — вещества или субстанции, которые предшествовали формированию мира и человека.

Пример Древнегреческие натурфилософы в качестве первоосновы рассматривали различные материи: Гераклит утверждал, что ею является огонь, Анаксимен — воздух, Эмпедокл — все четыре стихии и др.

Выделяют три базовые формы бытия:

  1. бытие природы (иначе вещественное бытие, которое рассматривает вопросы происхождения и существования материальных объектов, причем как естественных, так и искусственно созданных людьми);
  2. бытие человека (изучает происхождение и выявляет структуру и закономерности в жизнедеятельности людей, сочетает бытие человека как вещи и социального объекта и субъекта; характерно для Запада);
  3. общественное бытие (рассматривает условия становления и развития социальных объединений, поиск путей по формированию справедливого социума; распространено в восточной философии).

Длины волн инфракрасного света достаточно велики, чтобы перемещаться сквозь облака, которые в противном случае блокировали бы наш обзор. Используя большие инфракра сные телескопы, астрономы смогли заглянуть в ядро нашей галактики. Большое количество звезд излучают часть своей электромагнитной энергии в виде видимого света, крошечной части спектра, к которой чувствительны наши глаза.

Так как длина волны коррелирует с энергией, цвет звезды говорит нам, насколько она горячая. Используя телескопы, чувствительные к различным диапазонам длин волн спектра, астрономы получают представление о широком круге объектов и явлений во вселенной.

Пример №1 Постройте центральную симметрию тетраэдра, относительно точки O, изображенных на рисунке 3.

Решение.

Для построения такой центральной симметрии сначала проведем через все точки тетраэдра прямые, каждая из которых будет проходить через точку O. На них построим отрезки, удовлетворяющие условиям |AO|=|A?O|, |BO|=|B?O|, |CO|=|C?O|, |DO|=|D?O| Таким образом, и получим искомую симметрию (рис. 4).

В ряду разных механических движений особенным значением обладают колебания. Это движения и процессы, имеющие периодичность во времени.

В среде электромагнитных явлений также значительное место заняли электромагнитные колебания. В этих колебаниях заряды, токи, электрические и магнитные поля изменяются согласно периодическим законам.

Совет №1 Велосипедист, имеющий скорость 300 м/с, или идеальный газ, оказывающий давление 100 паскалей в большой тепловой машине — это странно.

Пересмотр античной традиции, наметившийся уже в первые века христианства, но не приведший тогда к созданию альтернативной онтологии, в преддверии Нового времени происходил главным образом по двум линиям. С одной стороны, он был подготовлен номинализмом веков, расширен английским эмпиризмом веков и получил завершение в трансцендентальном идеализме И. Канта. С другой стороны, принципы не только средневекового, но и античного мышления пересматривались в немецкой мистике (начиная с М. Экхарта и заканчивая эпохой Реформации), а также в пантеистических и близких к пантеизму течениях философии веков, нередко связанных с мистикой и герметизмом — Н. Кузанского, Дж. Бруно, Б. Спинозы и других. Пересмотр античного и средневекового понимания бытия привёл в веках к созданию новой логики и новой формы науки — математического естествознания. В рамках кантианско-позитивистской линии создаётся новое — деонтологизированное, аксиологическое обоснование этики, физики и философии истории. В свою очередь пантеистическая тенденция в первой половине XIX века выливается в немецкий идеализм И. Г. Фихте, Ф. В. Й. Шеллинга и Г. В. Ф. Гегеля, а во второй половине XIX века и первой трети XX — в натуралистически-волюнтаристский пантеизм (А. Шопенгауэр, Э. Гартман, А. Древс и другие), нашедший продолжение в философии жизни — X. Дриша, А. Бергсона, Ф. Ницше. Результатом этого многовекового процесса оказалась деонтологизация природы, знания и человеческого существования, реакция на которую дала себя знать во второй половине XIX — XX веков, когда наметился поворот к онтологии в неолейбницианстве И. Гербарта и Р. Лотце, реализме Фр. Брентано, в феноменологии, экзистенциализме, неотомизме, русской религиозной философии.

2. Понимание бытия в Античности

В понятии бытия, как его осмыслили элеаты, содержится три важных момента:

  1. Бытие есть, а небытия нет.
  2. Бытие едино, неделимо.
  3. Бытие познаваемо, а небытие непостижимо.

Эти принципы по-разному были интерпретированы Демокритом, Платоном и Аристотелем. Пересмотрев тезис элеатов о том, что бытие едино, Демокрит мыслит бытие как множественное — атомы, а небытие — как пустоту. Но при этом он оставил в силе главные тезисы элеатов — бытие есть, а небытия нет, бытие познаваемо, а небытие непостижимо. Даже принцип единства бытия сохранился у Демокрита по отношению к каждому атому — он у Демокрита неделим. Сохранилось и противопоставление чувственного мира как лишь видимости бытию самому по себе, с той однако поправкой, что подлинно сущее — атомы — даны у Демокрита не логическому мышлению, а абстрактному представлению, о чём свидетельствует как вид атомов (вогнутые, выпуклые, круглые, якореобразные, шероховатые, угловатые или с крючками), так и физическое объяснение их неделимости.

3. Понимание бытия в Средние века

У Боэция, разработавшего систему логики (см. Логика), легшей в основу средневековой схоластики, понятие бытия приобретает завершённость и формулируется в виде системы аксиом.

Только в Боге, который есть само бытие, тождественны бытие и сущность; Он есть простая субстанция, которая ничему не причастна, но которой причастно всё. В сотворённых вещах их бытие и сущность не тождественны, они имеют бытие только в силу причастности к тому, что само есть бытие. У Боэция, как и у Августина, бытие есть благо; все вещи благи, говорит Боэций, поскольку они существуют, не будучи, однако, благими по своей сущности и по акциденциям.

Томистская трактовка бытия пересматривается в номинализме веков, где определяющую роль получает идея божественного всемогущества. Согласно Оккаму, Бог своей волей творит единичные вещи, не нуждаясь в идеях как их прообразах. Идеи же возникают как репрезентации (представления) вещей, вторичные по отношению к ним. Если в схоластике от Бонавентуры до Фомы предметом знания являются умопостигаемые сущности, то, согласно номиналистам, познается сама вещь в её единичности. Благодаря этому онтологический статус субстанций и акциденций уравнивается, а теоретическая способность утрачивает свой бытийный характер, умы больше не рассматриваются как высшие в иерархии сотворённых сущих. Ум — это не бытие, а представление о бытии, направленность на бытие, субъект, противостоящий объекту. Субъективистское истолкование духа влечёт за собой вывод, что явления психические достовернее физических, поскольку даны нам непосредственно — тезис, важный для новоевропейского эмпиризма и психологизма. Номинализм в значительной мере подготовил трактовку бытия в философии Нового времени.

4. Понимание бытия в XVII–XVIII веках

5. Понимание бытия в XIX веке

Попыткам возрождения реалистической онтологии противостоял с середины XIX века позитивизм, продолжавший номиналистическую традицию и ту критику субстанции, которую начал английский эмпиризм и завершил Д. Юм. Согласно О. Конту, познание имеет своим предметом связь явлений, то есть исключительно сферу отношений (относительного): самосущее не только непознаваемо, но его вообще не существует.

6. Понимание бытия в XX веке

Возрождение интереса к проблеме бытия в XX веке, как правило, сопровождается критикой неокантианства и позитивизма. При этом философия жизни (Бергсон, Дильтей, Шпенглер и другие), считая принцип опосредования спецификой естественных наук и ориентирующегося на них сциентизма (опосредованное знание имеет дело только с отношением, но никогда — с самим бытием), апеллирует к непосредственному знанию, интуиции — но не интеллектуальной интуиции рационализма XVII века, а интуиции иррациональной, сродни художественной. Разум отождествляется в философии жизни с научным рассудком, то есть с функциональным принципом — в этом общность её предпосылок с теорией познания неокантианства и позитивизма: оба направления отождествили бытие с изменчивым и текучим становлением, а согласно Бергсону, бытие — это поток творческих изменений, неделимая непрерывность, или длительность (la durée), которая дана нам в интроспекции; аналогично Дильтей видит сущность бытия в историчности, а Шпенглер — в историческом времени, составляющем природу души.

Поворот к бытию, нашедший выражение в творчестве Гербарта, Лотце, Брентано, Гуссерля, Шелера, Гартмана и Хайдегтера, в русской философии был начат в XIX веке В. С. Соловьёвым. Отвергая вслед за ним идеализм и отвлечённое мышление, С. Н. Трубецкой, Л. М. Лопатин, Н. О. Лосский, С. Л. Франк и другие выдвинули в центр рассмотрения вопрос о бытии. Наиболее глубоко этот вопрос был исследован в идеал-реализме Н. О. Лосского и С. Л. Франка. Последний показал, что субъект может непосредственно созерцать не только содержание сознания, но и бытие, которое возвышается над противоположностью субъекта и объекта, будучи абсолютным бытием, или Всеединством. Отправляясь от идеи Всеединства, Н. О. Лосский сочетает её с учением об индивидуальных субстанциях, восходящим к Лейбницу, Тейхмюллеру и А. Козлову. При этом он выделяет иерархические уровни бытия: низший — пространственно-временные события эмпирического мира; второй уровень — отвлечённо-идеальное бытие универсалий — математических форм, чисел, отношений величин и так далее, вносящих единство и связь в многообразие чувственного мира; более высокий, третий уровень — конкретно-идеальное бытие субстанциальных деятелей, сверхпространственных и сверхвременных индивидуальных субстанций, иерархия которых, как и у Лейбница, определяется степенью ясности их представлений; на вершине этой иерархии располагается Высшая субстанция, которая, однако, как и остальные субстанции, тварна. Творец — трансцендентный Бог есть источник лишь бытия субстанций, в то время как функция их объединения и тем самым единства мира принадлежит Высшей внутримировой монаде.

Читайте также: