Кто такие янычары 7 класс история кратко

Обновлено: 30.06.2024

Янычары – это определение довольно часто можно услышать и в современной речи. Но что оно означает и в чём его история?

В переводе с турецкого языка слово звучало, как обновлённый воин. Появление таких солдат в Османской империи обусловлено тем, что пришла очередь реорганизации. Старая система уже не приносила желаемый результат, и практически изжила себя.

С самого начала янычары не имели значимого веса, но чуть позднее стали такой силой, с которой правительство было вынуждено считаться. Они организовали восстание и поэтому были по приказу Махмуда II расформированы.

Чем же они так помешали и в чём заключалась их мощь?

Начать следует с того, что Османская империя практически постоянно находилась в ситуации военных действий. Помимо янычар имелись и иные формирования, например, акинджи и сипахи. Первые были представлены конницей. Очень лёгкой и мобильной. Этих солдат использовали в разведке, для внезапных набегов на определённые области, которые выказывали неповиновение. Султан не выплачивал им жалование, но за свою службу акинджи могли взять любые трофеи, полученные в бою. Их доспехи были очень просты, изготовлялись из кожи, а в качестве оружия предпочтение отдавали луку.

Впрочем, в 1595 году эти войска тоже были расформированы.

Тяжёлая кавалерия именовалась как сипахи. Они были хорошо обучены военному делу и совместно с янычарами составляли постоянно действующую армию. Сначала справлялись с противником только при помощи булавы, затем перешли на огнестрельное оружие и сабли. Их тело защищали доспехи, в том числе наручи и шлем.

Идея создать формирования янычар принадлежала Мураду I. Он проанализировал свою действующую армию и остался удовлетворён тяжёлой и лёгкой конницей, а вот пехота не вселяла в правителя оптимизм. Она формировалась из простого люда, иногда из наёмников. Поэтому отличалась ненадёжностью. При любых сложных обстоятельствах солдаты могли покинуть свой пост или вообще переметнуться на сторону противника.

Требовались верные, преданные люди, а такие могли быть только в постоянно действующих войсках.

Янычары получили права и некую свободу. Но как показала история, использовалась эта свобода не на благо империи. Всё дело в том, что это стали уже не покорные рабы, а сильные заговорщики. Под предводительством янычар проходили бунты против султана, и поэтому их пришлось распустить.


Яныча́ры (тур. yeniçeri (йеничери) — новый воин) — регулярная пехота Османской империи в 1365—1826 гг. Янычары вместе с сипахами и акынджи (конницей) составляли основу войска в Османской империи. Были частью полков капыкулы (личной гвардии султана, состоявшей из рабов и заключённых). Янычарские войска выполняли также полицейские и карательные функции в государстве.

Содержание

История

В связи с расширением экспансии Османской империи возросла необходимость в реорганизации армии, создании нового регулярного дисциплинированного пешего войска. Янычарская пехота была создана султаном Мурадом I в 1365 из христианских юношей 12-16 лет. В основном в армию зачислялись албанцы, армяне, боснийцы, болгары, греки, грузины, сербы, украинцы, впоследствии воспитуемые в исламских традициях. Детей, набранных в Румелии, отдавали на воспитание в турецкие семьи Анатолии и наоборот.

Набор детей в янычары (девширме — налог кровью) был одной из повинностей христианского населения империи, поскольку позволял властям создать противовес феодальной тюркской армии (сипахам).

В янычары набирали исключительно христианских детей по разнарядке; иудеи были освобождены от девширме. Позднее исповедующие ислам бошняки и албанцы-мусульмане добились от султана права также посылать детей в янычары, так как многие добивались положения в обществе. От девширме также были освобождены жители Стамбула, владеющие турецким языком, физически и умственно неполноценные, а также женатые. Вероятно, последним обстоятельством отчасти объясняются ранние браки того времени.

Янычары считались рабами султана, жили в монастырях-казармах, им первоначально запрещалось жениться (до 1566) и заниматься хозяйством. Имущество умершего или погибшего янычара становилось имуществом полка. Помимо военного искусства, янычары изучали каллиграфию, право, теологию, литературу и языки. Раненые или старые янычары получали пенсию. Многие из них сделали гражданскую карьеру.

В 1683 янычары начинают комплектоваться также из мусульман. С конца XVI — начала XVII веков происходил процесс разложения корпуса янычаров. Они стали обзаводиться семьями, стали заниматься торговлей и ремеслом. Постепенно янычары превратились в консервативную политическую силу и орудие дворцовых переворотов. Так, в результате путча 1622 был убит султан. Похожее восстание произошло в 1807.

В 1826 году корпус янычаров был ликвидирован султаном Махмудом II при помощи сипахов и акынджи. Сигналом к насильственному расформированию послужили 15 артиллерийских залпов 14 июня по столичной казарме, в результате которых многие янычары погибли или были ранены.

Комплектование и обучение



Функции



  • завоевательные походы;
  • гарнизонная служба;
  • охрана султана;
  • городская полиция.

Структура

Учебными подразделениями корпуса, а также янычарским гарнизоном Стамбула командовал истанбул агасы. Главным священнослужителем был оджак имам. Главным казначеем был бейтюльмалджи. За подготовку янычар отвечал талимханеджибаши. Старшими офицерами, отвечавшими за набор мальчиков в корпус на определённой территории империи и их подготовку, были румели агасы (он отвечал за проведение девширме в Европе), анадолу агасы (Азия), гелиболу агасы (Галлиполи). Позже появилась должность кулоглу башчавушу, отвечавшего за обучение и подготовку принятых в корпус янычарских сыновей.

Оджак состоял из 3 частей:

  • Джемаат (обычные воины) — 101 орта (в первую орту солдатом был записан султан)
  • Бёлюк (личная гвардия султана) — 61 орта
  • Секбан — 34 орты

Тактика

Униформа и вооружение



Отличительной особенностью янычар были усы и бритая борода, что было нехарактерно для традиционного мусульманского населения. От остальных военнослужащих их отличал белый войлочный колпак (бёрк, или юскюф) с висящим сзади куском материи, напоминающим по форме рукав султанского халата или парадную шапку запорожского казака. Одежда янычар была скроена из шерсти. Униформа старших офицеров была оторочена мехом. Статус владельца подчёркивали ремни и кушаки.

Изначально янычары были искусными лучниками, а затем вооружились огнестрельным оружием. Сначала некоторые янычары носили полные доспехи, однако со временем отказались от них. Доспехи продолжали носить лишь воины из серденгетчи. На первых порах самым распространённым оружием янычар были луки и короткие копья. Позже, с переходом на огнестрельное оружие, лук не утратил популярности и остался престижным церемониальным оружием. Популярностью среди янычар пользовались и арбалеты. Янычары также были вооружены мечами (которые в начале существования корпуса были редкостью), саблями, кинжалами, ятаганами. Популярностью пользовались различные булавы, боевые топоры и разные виды древкового оружия (глефы, бердыши, алебарды, гвизармы), а также пистолеты (с XVII в.). Роль знамени выполнял котел для приготовления пищи (казан-и шериф).

Христианские янычары

В армии Речи Посполитой по турецкому образцу из добровольцев были сформированы свои собственные янычарские части. [1] Король Август II создал свою личную янычарскую гвардию. Вооружение и форма христианских янычар полностью копировала турецкие образцы, отличаясь цветом., в том числе войсковые барабаны были турецкого образца. [2]


Янычары – это элитные боевые силы пехоты, имевшиеся на вооружении у Османских султанов. Они представляли собой основу гвардейских частей Султана и являлись его телохранителями, в 19 веке они были распущены, однако до этого доросли до позиции огромного влияния. Мурадом Первым около 1330 года был основан Янычарский корпус; в качестве солдатов там служили не мусульмане, а те парни, которых захватили во время битвы или купили как рабов и выучили как войнов. В целом это напоминало Мамелюкских рабских солдат Египта, которые и могли вдохновить на создание Янычар. Янычары стали первыми пехотными войсками в Османской армии.

Мальчиков поселяли в специальные бараки, где от них требовалось принятие Ислама и хорошие тренировки, что делало из них элитных солдат (процесс очень похожий на тот, что использовался Спартанцами в древней Греции). Несмотря на то, что они были рабами, Янычары получали специальные привилегии, среди которых и право носить оружие, а также получать жалование больше, чем у других солдат. Начинали свою жизнь янычары как телохранители султана, однако со временем они становились основой Османской армии, в некоторые времена количество янычар достигало 200000 человек, а иногда и более…

Изначально из янычар делали искусных лучников, но как только было изобретено огнестрельное оружие, они быстро перешли на него. В случае с ближними боями янычары использовали топоры или сабли. Эти боевые силы участвовали практически во всех серьёзных битвах в ранней истории Османской империи, включая Осаду Константинополя, датирующуюся 1453 годом.

Большой успех Янычар в конечном итоге уничтожил их. Осознав свою важность, они стали требовать большего жалования, угрожая восстанием, если их требования не будут удовлетворены. Их первое восстание состоялось в 1449 году, и за ним последовали другие восстания. Начиная с 19 века, Янычары преобладали в правительстве. За счёт частных дворцовых переворотов они меняли султанов как хотели, они блокировали крайне необходимые модернизационные реформы в Османской армии. Многие из Янычар попросту перестали тренироваться для битв и стали искать прибыльных сделок или политических постов, в результате Османская империя перед лицом Российского и Австрийского расширения стала недостаточно сильной. Отчаявшись возвратить контроль над своей страной, Османские правители добились определённых успехов в истреблении Янычар.

В конце концов, в 1826 году Махмуд II сформировал армию, в которой не было Янычар, и которая обладала достаточной силой, чтобы противостоять Янычарам. Янычари не сдались мирно, и Махмуд II был вынужден использовать артиллерию для бомбардировки Янычарских бараков, в итоге янычары всё-таки сдались.


Создание корпуса янычар стало возможным благодаря успешным захватническим войнам, которые вели османы, что привело к накоплению у султанов больших богатств.


Вместо кокарды, янычары втыкали спереди в свою белую войлочную шапку деревянную ложку. В позднейший период, когда корпус янычар уже разложился, митинги происходили вокруг войсковой святыни — ротного котла, и отказ янычар вкусить пилав, привезённый из дворца султана, считался опаснейшей мятежом — демонстрацией.

Верещагин. Дервиши в праздничных нарядах, 1870 год




В более позднее время, к концу XVII века, корпус янычар формировался уже преимущественно по наследственному, сословному принципу. Богатые турецкие семьи сами отдавали своих детей и даже платили большие деньги, чтобы их детей приняли в корпус янычар, так как там юноши могли получить хорошее образование и сделать карьеру.

Долгое время главным оружием янычар был лук и стрелы, можно сказать, что они были профессиональными лучниками, достигшими большого совершенства в искусстве стрельбы. Янычары были пешими лучниками, меткими стрелками, легкой пехотой, почти не имеющей тяжёлого вооружения и доспехов.

В начальный период формирования отрядов янычар, они отличались строгой дисциплиной, организованностью и высоким боевым духом. На хорошо укреплённых позициях янычары, как и все славяне, были готовы противостоять самому серьёзному врагу. Янычары были грозной силой во время Русско-турецкой войн, они оставались в бою, даже когда вся турецкая армия отступала.


Янычары имели много общего с другими военными сословиями, в других странах. Общая цель военной и духовной подготовки подобных воинских формирований заключалась обеспечении защиты своей цивилизации, родины, своего государя. Эти воинские сословия имели определенную духовную религиозную основу. Янычары были духовно связаны с суфийским орденом дервишей.


Можно ли сравнивать янычар с казаками?

Многие сравнивают казаков и янычар, и находят в них общие черты, ведь и те и другие были славянами, боевыми побратимами, которые в походах ели из одного котла и храбро сражались.

Существенная разница состоит в том, что у казака, кроме воинского братства, были родители, своё село или хутор, и дом, где он вырос, были родственники, и своя семья, дети, свой дом, земля и богатое или бедное хозяйство на пограничных землях своей Родины. В Запорожской Сечи собирался беглый люд, пополняя воинское казачье братство, куда женщин не принимали, но переселившись на Кубань и в Причерноморье, казаки обзавелись семьями и своим хозяйством.

Казаки, возвращающиеся с охоты

Казак был христианином, храбрым воином и хлеборобом, он пахал с оружием в руках, защищая себя, свою семью, дом, своё село и свою землю от врагов. Казак кормился сам, получая жалование из государевой казны, однако он должен был сам позаботиться о своей экипировке, оружии и боевом коне, так как казак — это конный воин. Делом чести казака была защита Родины и личная храбрость в бою.


У янычара была кровь славянских предков — русских, малороссов, балканских и кавказских славян, и полное забвение своего родного языка и всего прошлого, воспитание в чужой турецкой семье, принятие мусульманства и догм суфийского ордена дервишей, почитание и преданность султану, как отцу, ведь другого отца у янычар не было. У янычар не было ни своей семьи, ни детей, ни своего дома, ни земли, ни коня, ведь он был пехотинцем, но было воинское братство, так как янычары жили все вместе в больших монастырях-казармах, ходили в военные походы и почитали котёл святыней и символом военной части. Янычары жили на полном содержании султана Османской империи, который оплачивал их военное обучение, воинскую одежду и обувь, обеспечивал их современным оружием, и даже раз в неделю они получали еду (плов) из кухни султана.


В 1826 г. корпус янычар был уничтожен. Для преобразования армии по европейскому образцу султан Махмуд II начал военную реформу. В ответ на это столичные янычары подняли мятеж, их восстание было подавлено, а военные казармы были обстреляны артиллерией. Зачинщики бунта были казнены, всё имущество янычар конфисковано султаном, а молодые янычары изгнаны из страны или арестованы, часть опытных и преданных султану воинов-янычар поступила на службу в новую армию. Суфийский орден, как идейное ядро организации янычаров, был распущен, а многие его последователи казнены или изгнаны. Уцелевшие янычары занялись ремеслом и торговлей.

Читайте также: