Будут ли работать музыкальные школы с 9 ноября

Обновлено: 04.07.2024

Уже второй месяц подряд остаются закрытыми учреждения дополнительного образования: музыкальные, художественные и спортивные школы. Дети теряют форму, утрачивают годами наработанные навыки, а некоторые и вовсе навсегда бросают любимые занятия.

С самого начала педагоги и родители недоумевали, почему в октябре их полностью закрыли на каникулы, а не отправили на удалёнку, как это было сделано весной. 26 ноября мэр Москвы Сергей Собянин в очередной раз продлил коронавирусные ограничения в столице. До 15 января на каникулах останутся детские досуговые центры и большая часть организаций дополнительного образования, подведомственных городскому правительству. Исключение сделано лишь для занятий, по итогам которых дети должны проходить аттестацию, – по этим направлениям разрешено возобновить удалённое обучение. Однако глобальную проблему разрушения детского дополнительного образования это всё равно не решит.

По мнению родителей, решение мэра Москвы о возобновлении дистанционки в ряде образовательных организаций обусловлено не заботой о детях, а исключительно финансовыми соображениями.

– Моя дочь учится в третьем классе музыкальной школы, – говорит Алина Давыдова. – Многие родители уже задумались о том, чтобы требовать от учреждения компенсировать пропущенные за каникулы занятия. Некоторые и вовсе хотят, чтобы их дети в следующем году начали обучение с того же класса. Городу это совершенно невыгодно – придётся повторно выделять средства на каждого второгодника и продолжать занятия в летний период. Очевидно, поэтому и появилось разрешение на удалёнку, что явно рассчитано на музыкальные и художественные школы.

По словам Давыдовой, для сдачи экзамена дистанционно детям часами придётся самостоятельно изучать программу или нанимать репетитора.

С момента полного закрытия детских учреждений дополнительного образования в октябре педагоги и родители пытаются достучаться до властей. Петиции в интернете набирают голоса и возмущённые комментарии, люди выходят с плакатами на улицу, но ситуация не меняется.

Электронные технологии в музыкальное и художественное образование начали внедрять ещё до пандемии. В ноябре 2019 года педагогов направляли на курсы по цифровому музыкальному образованию от детских музыкальных школ.

Электронные технологии в музыкальное и художественное образование начали внедрять ещё до пандемии. В ноябре 2019 года педагогов направляли на курсы по цифровому музыкальному образованию от детских музыкальных школ. Фото: Александр Рюмин/ТАСС

По словам Александровой, часть родителей, у которых есть деньги, ещё в октябре отдали детей в платные художественные студии или наняли репетиторов, чтобы не потерять наработанные годами навыки. Однако многим взрослым это и раньше было не по карману, а пандемия ещё больше сократила их доходы.

Педагоги музыкальных школ обращают внимание на то, что занятия с инструментом идут в индивидуальном порядке, а сольфеджио можно проводить в мини-группах. То есть обеспечить соблюдение санитарных норм в учреждении дополнительного образования значительно проще, чем в общеобразовательной школе, где сейчас очно учатся ученики 1–5 классов.

Родители, дети которых занимаются в музыкальных и художественных школах, направили открытое письмо министру культуры РФ Ольге Любимовой.

Родители, дети которых занимаются в музыкальных и художественных школах, направили открытое письмо министру культуры РФ Ольге Любимовой. Фото: Александр Рюмин/ТАСС

От отчаяния педагоги и родители ребят, занимающихся в музыкальных и художественных школах, подготовили открытое письмо к министру культуры РФ Ольге Любимовой.

Там также указано, что внедрение электронных технологий в области музыкального и художественного образования началось ещё до пандемии. Это подтверждают и педагоги, которых в ноябре 2019 года направляли на курсы по цифровому музыкальному образованию от детских музыкальных школ.

Не менее удручающе обстоят дела с детским спортом. Даже в летний период и в сентябре, когда в столице было снято большинство ограничений, запрет на детские спортивные соревнования сохранился. При этом коммерческие городские турниры проводить разрешили, и болельщики беспрепятственно устремились на трибуны. В октябре бюджетные спортивные школы и секции и вовсе прикрыли на неопределенный срок. Сейчас заниматься спортом в Москве дети могут только за деньги.

– Я веду секцию футбола, пока мы ещё можем играть на улице, возможно, и всю зиму протянем, если не будет сильных холодов, – объясняет тренер Максим Косырев. – У многих других тренеров ситуация безвыходная. Например, во всех водных видах спорта без бассейна не потренируешься. Удалённые занятия для спортсменов не выход, мы пробовали весной хоть что-то придумать, но ничего путного из этого не вышло. Некоторые мои знакомые тренеры скидываются вместе с родителями и устраивают тренировки в частных спортзалах. Но, к сожалению, всё больше детей бросают спорт.

По мнению медиков, отсутствие полноценных дополнительных занятий отражается на здоровье и психическом состоянии школьников ничуть не меньше, чем дистанционное обучение.

По словам врача, у подростков обостряются депрессивные состояния, апатия и даже агрессия. Выход они могут искать в обществе уличных компаний, другой сценарий – замкнуться в себе. Психиатры тем временем говорят и о более страшных последствиях изоляции – возможном росте детских самоубийств.

В Петербурге в сфере дополнительного предпрофессионального образования работают 63 учреждения

Вступительные испытания будут проходить с соблюдением всех санитарных требований. Фото pixabay.com,

Детские школы искусств начнут учебный год в Петербурге с 14 сентября. Об этом сообщили в пресс-службе городского комитета по культуре.

Однако возобновят работу учреждения дополнительного образования раньше. До 14 сентября 2020 года в школах пройдут вступительные испытания. Подробная информация о датах проведения приема в школы искусств будет размещаться на сайтах и страницах учреждений в социальных сетях.

"Я уверен, что все наши школы на достойном уровне проведут вступительные испытания, а ребята, которые в этом году так долго ждали и готовились, смогут успешно представить свои таланты и начать творческий путь. Петербургские воспитанники и коллективы школ и лицеев искусств регулярно становятся победителями и лауреатами крупных фестивалей и конкурсов. Поддержка и продвижение талантливой молодежи – одна из главных задач, обозначенных в национальном проекте "Культура"", - отметил председатель Комитета по культуре Санкт-Петербурга Константин Сухенко на своей странице в социальной сети ВКонтакте.

В этом году в связи со сложной эпидемиологической ситуацией прием на обучение дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств продлили до 30 сентября. А при наличии свободных мест дополнительный прием может проводиться до 30 ноября.

Ранее Metro писало о том, что в Смольном продлили ограничения, введенные из-за пандемии COVID-19.

Функция ДШИ – двоякая: подготовка будущих профессионалов и формирование культурного слоя общества

Функция ДШИ – двоякая: подготовка будущих профессионалов и формирование культурного слоя общества

Добрый день, спасибо за приглашение, простите дебютанту чтение по бумажке.

Наша встреча проходит на фоне обострения долгого резонансного конфликта в музыкально-художественном образовании Москвы. Отменно скверная история – в столице, с ее традициями, возможностями… Надеюсь, скорое удовлетворительное окончание конфликта станет первым шагом в преодолении накопившихся трудностей.

Поддерживаю предложение коллеги Мечетиной: законодательно признать систему музыкального образования России национальным достоянием. Предлагаю в законе об образовании предусмотреть порядок работы, отвечающий специфике нашей системы. В частности, регулярные инспекции школ педагогами училищ и консерваторий (вместо абсурдного тестирования).

Прописать, что директором ДШИ не может быть человек без профильного среднего образования и педагогического стажа в 10 лет. Дать школам право проводить платные концерты, выставки, мастер-классы (последнее для многих населенных пунктов чрезвычайно важно).

Также предлагаю закрепить в законе, что детские школы искусств – особый тип образовательных организаций, дающих начальное образование в сфере профессионального искусства. Дополнительное образование – это другое: кружки, секции, клубы по интересам… Школы искусств, по сути своей, – некая вещь в себе. Для многих именно это образование – главное.

Ряд коллег предлагает передать ДШИ исключительно Министерству культуры. Этот вариант лучше нынешнего, но еще гораздо надежнее было бы, я полагаю, обратиться к опыту Императорского Русского Музыкального Общества.

По-моему, внедрять в ДШИ систему ПФДО нельзя, ввиду отсутствия в последней специфичности. Серьезная учеба попадет в неблагоприятные условия и деградирует, каковая деградация уже через несколько лет рискует постичь все музыкальное образование с его многолетними трудоемкими программами. Погоня за массовостью часто оборачивается профанацией.

Функция ДШИ – двоякая: подготовка будущих профессионалов и формирование культурного слоя общества. Неловко напоминать: культура и образование материальных потребностей человека не удовлетворяют, но именно они человека делают человеком, в большой мере формируя его потребности. Культуры и образования не может быть слишком много, как не может быть слишком много здоровья, совести, чести, порядочности… Дефицит культуры и образования ведет человека к вырождению. Причинение вреда здоровью – уголовное преступление. Когда государственный чиновник сознательно ухудшает качество образования в той или иной сфере, это есть, в определенном смысле… (сами догадайтесь).

Мало-мальски точно понять перспективу первоклассника (сейчас предлагается именно это) в подавляющем большинстве случаев невозможно. Иногда способности раскрываются в 10-15 лет (не говоря о том, что, к примеру, певческий голос формируется после мутации). Известны случаи, когда великие артисты в детстве получали пессимистичные прогнозы мастеров, а вундеркинды с годами, наоборот, тускнели.

В любых обстоятельствах, если упустить время, не заложив с первых классов профессиональную основу, наверстывать чрезвычайно трудно (если вообще возможно). Немало судеб буквально сломано из-за этого.

Музыка – язык особый, в повседневной коммуникации мало используемый (в отличие от искусств, оперирующих общепонятными символами). Во враждебной информационной среде, буквально кишащей т.н. попсой, приобщение к подлинной музыке сложно и важно вдвойне.

Чтобы меньше выпускников уезжали за границу, их кормить лучше надо, как говорил император Александр II. Дело не только и не столько в телесной пище: если деградируют школы, то пресловутое одичание еще усилится – жить в таком социуме очень тяжко. Иностранные-то оркестры и академии всяко скоро смогут привлекать китайцев, а вот наше общество, тем временем, деградирует…

Мэра Москвы просят возобновить очные занятия в музыкальных школах и школах искусств

Не менее странным автор считает и то, что дети при невозможности очно заниматься в учреждениях допобразования вполне могут бывать в кинотеатрах и ТРЦ.

Также опровергаются высказанные ранее суждения о том, что детей можно считать основным источником распространения новой коронавирусной инфекции. Указывается, что малыши, конечно, могут заражать взрослых, однако для этого необходимо длительное совместное пребывание в замкнутом пространстве. Однако, по мнению ученых, именно взрослые чаще всего заражают детей.

Аналогичное мнение высказал 23 октября директор НИИ эпидемиологии и микробиологии имени Пастера, академик РАН Арег Тотолян, объяснив также низкую восприимчивость детей к новой коронавирусной инфекции. По словам ученого, дело в рецепторе ACE2, который представлен в клетках детского организма в небольшом количестве. Вирус попадает в организм именно через данный рецептор. С возрастом его количество возрастает; соответственно, растет и риск инфицирования.

Иного мнения придерживается заместитель мэра Москвы Анастасия Ракова: 6 ноября она сказала, что дети заражают близких, живущих вместе с ними, в полтора раза чаще, чем взрослые. Также чиновница отметила, что доля детей в общей массе инфицированных составляет порядка 10 процентов, и десятая часть из них нуждается в стационарном лечении. По данным Роспотребнадзора, тяжело переносят COVID-19 порядка 0,2 процента детей, в основном в данном случае речь идет о малышах до года.

Помимо этого, родители неоднократно обращались к мэру Москвы с требованием отменить дистанционный формат обучения, введенный для учеников 6-11 классов. Многие сомневаются в пользе дистанта для профилактики заражений, однако считают, что дистант может негативно влиять на психическое здоровье детей.

Читайте также: