План работы социального педагога с детьми с овз в доу
Обновлено: 08.07.2024
1 План работы социального педагога с детьми с ОВЗ на г. Актуальность Во всех странах и любой группе общества есть дети с ограниченными возможностями здоровья, они составляют значительную часть нашего общества, их число продолжает увеличиваться. В современной России насчитывается более 2млн. таких детей (8% всей детской популяции), из них около 700 тыс. составляют дети-инвалиды. Ребенок с инвалидностью наравне с другими должен получать образование и развиваться. Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), их социальная адаптация один из приоритетных вопросов российского образования. Законодательство Российской Федерации в соответствии с основополагающими международными документами в области образования предусматривает принцип равных прав на образование для детей данной категории. Дети с проблемами здоровья часто оказываются изолированными от своих здоровых сверстников, государство создало для них пусть и хорошие, но особые условия существования в специальных школах, интернатах. В то же время каждый ребёнок вне зависимости от состояния своего здоровья имеет право жить в семье и получать качественное образование в среде своих сверстников. И именно в общеобразовательной школе ребёнок с нарушениями здоровья сможет получить не только учебную информацию, но и ощутить всю полноту и сложность жизни в обществе, то есть социализироваться. Характеристика контингента учащихся В нашей школе обучается 116 детей, из них на индивидуальном обучении находятся 2 человека
3 При построении своей работы руководствуюсь несколькими принципами: Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребенка с максимальной пользой и в интересах ребёнка. Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребенка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса. Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению. Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии. Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы); Принцип интегрированности в общую образовательную среду. Принцип предполагает включение детей с ограниченными возможностями
4 здоровья в совместную учебную и воспитательную деятельность классной параллели, образовательного учреждения, окружающего социума. Принцип взаимодействия с социальными партнерами. Принцип обеспечивает возможность сотрудничества с социально-культурными учреждениями муниципалитета по вопросам преемственности обучения, развития, социализации и здоровьесбережения детей с ограниченными возможностями здоровья. Принцип создания ситуации успеха. Принцип предполагает создание условий для раскрытия индивидуальных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья в урочной и внеурочной деятельности. Принцип здоровьесбережения предусматривает учет физических и умственных возможностей ребенка с ОВЗ при составлении и реализации учебной нагрузки. Моя деятельность как социального педагога имеет следующие направления: 1. Социально педагогическое исследование: изучение межличностных взаимоотношений в школе и семье; социально психологический портрет ребёнка с ОВЗ; социальное паспортирование классов; диагностика склонности к отклоняющему поведению; 2. Социально педагогическая защита прав ребёнка: списки учащихся, нуждающихся в социальной защите, опеке и попечительстве; 3. Социально педагогическая поддержка семьи: банк данных по неблагополучным семьям: акт материально бытовых условий семьи; проведение родительского всеобуча; 4. Социально педагогическое консультирование:
6 2. Закон РФ от ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"; 3. Концепция развития системы психологического обеспечения образования в Российской Федерации, 2008; 4. Федеральный закон от ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"; 5. Постановление Правительства РФ от "О федеральной целевой программе развития образования на годы"; 6. Указ Президента РФ от "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки"; 7. Национальная стратегия действий в интересах детей на годы, утв. Указом Президента РФ от ; 8. Постановление Правительства РФ от "Об утверждении Порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях"; 9. Письмо Минобразования России от / "Об организации образовательных учреждений надомного обучения (школ надомного обучения)"; 10. Письмо Минобразования России от ; 11. Федеральный закон 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" 27/ "О Методических рекомендациях по организации деятельности образовательных учреждений надомного обучения"; 12. Письмо Минобразования России от /16 "О методических рекомендациях по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования"; 13. Письмо МНО РСФСР от "Об индивидуальном обучении больных детей на дому по предметам, входящим в
8 4.1 Проведение предупредительно профилактических мероприятий с учащимися с ограниченными возможностями здоровья 4.2. Участие в проведении Недели Здоровья. апрель учителя физкультуры 5 Индивидуальные и групповые консультации родителей и учителей по проблемам обучения и воспитания детей с ОВЗ. 6 Работа Совета профилактики, рассмотрение персональных дел детей с ограниченными возможностями здоровья из семей группы риска. 7 Организация взаимодействия с классными руководителями школы. 8 Проведение профориентационной работы с выпускниками с ОВЗ в течение года по плану Совета в течение года май психолог педагог педагог соц психолог Условия реализации программы Психолого-педагогическое обеспечение: обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок, горячее питание, посещение кружков и секций) обеспечение психолого-педагогических условий (коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса; учет индивидуальных особенностей ребенка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности, доступности); обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм); обеспечение участия всех детей с ограниченными возможностями здоровья, независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися детьми в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий, проводимых в школе, микрорайоне, муниципалитете.
9 Программно-методическое обеспечение: В процессе реализации коррекционной работы используются коррекционно-развивающие программы, диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности учителя, педагога-психолога, социального педагога. Социальный педагог: Плотникова Е.М.
Цель – обеспечение непрерывности индивидуального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных педагогических условий обучения, воспитания; коррекции, развития и социализации обучающихся.
своевременное выявление детей с трудностями в обучении, обусловленными ограниченными возможностями здоровья;
определение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья;
создание условий, способствующих освоению детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении;
осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
обеспечение возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам и получения дополнительных образовательных коррекционных услуг;
реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья и формирования здорового образа жизни;
оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.
Программа коррекционной работы на ступени начального общего образования включает в себя взаимосвязанные модули (направления). Данные модули отражают её основное содержание:
диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;
коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);
консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;
информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работника
Если у ребенка диагностировали ограниченные возможности здоровья, при прохождении специальной комиссии с участием психологов, педагогов, логопедов, его направляют в соответствующую группу. На ранних стадиях нарушений есть возможность провести их коррекцию, позволяющую устранить ОВЗ навсегда. В данной статье указаны основные аспекты данных отклонений у ребенка, и как они корректируются. Итак, какая же работа проводится с детьми с ОВЗ в ДОУ, читайте в этой статье.
Дети с ОВЗ и дети с инвалидностью: в чем разница
Работа с детьми с ОВЗ в ДОУ. Ребёнок считается инвалидом, если он не достиг совершеннолетнего возраста и имеет устойчивые нарушения одной или нескольких функций организма. Согласно семейному кодексу Российской Федерации, определённая группа инвалидности есть у человека с дефектами, патологиями либо последствиями от травмирования, по причине которых он не способен выполнять все без исключения процессы жизнедеятельности и утратил осознанность собственного положения в социуме.
- дети, потерявшие способность движения, не контролирующие своё поведение, не имеют возможности обучаться;
- полностью либо частично не выполняющие функции по самообслуживанию.
Медицинская справка, подтверждающая инвалидность предоставляется, на основе заключения здравоохранительными государственными учреждениями областного либо городского направления.
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в отличие от инвалидов, имеют определенные нарушения физического, а также психического и эмоционального развития. Подобные нарушения создают больному препятствия по изучению образовательных программ и сложности выполнения функций, если отсутствуют соответствующие условия. ОВЗ считается более простой формой нарушений. Дети с данным диагнозом могут совершать жизнеспособные действия, но для них необходимо соблюдение специальных требований.
Как работать с детьми с ОВЗ в ДОУ по ФГОС: нормативные документы
Федеральные государственные образовательные стандарты по дошкольному образованию
Федеральные государственные образовательные стандарты по дошкольному образованию состоят из перечня соответствующих задач, требующих выполнения. Они разработаны, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законодательством, учитывая Конвенцию организации объединённых наций по правам детей. К этим задачам относится:
- охранять и укреплять физическое, психическое здоровье ребёнка, включая его эмоциональное благополучие;
- представлять равные возможности, позволяющие развиваться любому малышу в дошкольное время, в том числе детям с ограниченными возможностями здоровья. Для этого требуются благоприятные условия, где ребенок может развиваться, согласно своим особенностям и сохраняя собственное самоуважение;
- обеспечить вариантами и разнообразием основ и форм по дошкольным образовательным программам, с возможным формированием методик различных направлений, учитывая потребности образования, способности и состояние здоровья каждого ребёнка;
- оказать семьям поддержку психологов и педагогов, повысить знания, умения близких родственников по вопросам обучения, поддержания, а также лечения малыша.
Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования разработаны, учитывая индивидуальные нужды всех детей, согласно жизненным ситуациям, а также их здоровьем. ФГОС определяет соответствующие условия предоставления ребёнку обучения, особенных образовательных потребностей, отдельным категориям детей и малышей с ОВЗ — индивидуальных специальных требований.
Какие условия нужно создать для детей с ОВЗ согласно ФГОС ДО
Работа с детьми с ОВЗ в ДОУ. К необходимым для занятий с малышами, имеющих ОВЗ условиям, согласно ФГОС, относится: наличие соответствующих специалистов, соответствие потребностям материально-технической базы, организация инклюзивных групп в ДОУ
Наличие соответствующих специалистов
Это работа педагогов-психологов, учителей-дефектологов, учителей-логопедов, воспитателей, музыкальных руководителей, специально подготовленных инструкторов по физическим занятиям. Специалисты и родители малыша должны понимать друг друга и находить компромиссы в любых ситуациях.
Материально-технологические условия
Поскольку сопровождение воспитания, развития и обучение детей с ОВЗ в ДОУ требует особого оснащения, должны быть предусмотрены и особые технологические условия для создания безбарьерной среды.
Чтобы реализовать положения федеральных государственных образовательных стандартов в ДОУ для малышей с ограниченными возможностями здоровья и Концепцию ФГОС для обучающихся с ОВЗ, необходимо задействовать финансовые средства, которые предоставлены государством для осуществления специальной программы, при условии соответствия бюджетной смете.
Реализация программ дошкольного образования
Работа с детьми с ОВЗ в ДОУ. Программы по дошкольному образованию, методы, приёмы и формы педагогической деятельности, которые способствуют поэтапному развитию малыша дошкольного возраста в разных направлениях, если требуются, должны быть организованы особенные образовательные потребности. Данные методики направлены на сохранение и укрепление психофизического состояния ребёнка.
Для этого необходимо:
- создать и использовать целевые дидактические материалы, учебные пособия;
- применить актуальные средства получения образования и воспитывать, соответствующие физиологические возможности детей с ОВЗ. Хороший пример — карточки, на которых знаками обозначены буквы. Для их оформления используют шрифт Брайля, который подходит для малышей со слабым или полностью лишённых зрения;
- привлекать ассистентов, оказывающих технические услуги, помогая дошкольникам, при необходимости.
- — проводить индивидуальные и групповые коррекционные занятия с логопедом, дефектологом и психологом.
- проектировать и создавать безопасную, доступную среду, которая обеспечивает всем детям одинаковый доступ на территорию, помещения, учебные материалы, игрушки.
- сократить группу малышей дошкольного возраста, равномерно распределяя педагогическую нагрузку и максимально создать возможность индивидуального воспитания.
Инклюзия
Работа с детьми с ОВЗ в ДОУ. Создание воспитательно-образовательных мероприятий для групп комбинированных направлений, которые занимаются инклюзивным образованием включает в себя:
- образовательные процессы в рамках учебной программы дошкольного учреждения и индивидуальные занятия с малышами, имеющими ограниченные возможности здоровья. Они составляются в соответствии с типовыми, специальными, коррекционными, адаптированными либо авторскими методиками, учитывая возраст, сложность, выраженность и характер состояния здоровья ребёнка;
- разработку специалистами технологий, методов и форм занятий с малышами, имеющих ОВЗ, учитывая психическое и физическое развитие, индивидуальные возможности, характер нарушений. В согласовании данных методик обязательно участие психолого-медико-педагогического консилиума;
- направление ребёнка с ОВЗ на ПМПК, если родители дают свое согласие и обязательное консультирование со специалистами соответствующего профиля.
Инклюзивное образование должно соблюдать стандарты образовательных областей ФГОС ДО.
Организация работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ в ДОУ.
Адаптированная образовательная программа ДОУ
Данная программа, согласно ФГОС реализует проведение обучения и воспитания малышей, имеющих ограниченные возможности здоровья, в соответствии с их развитием, особенностям, индивидуальным возможностям. Кроме этого она корректирует, если требуется, проблемы с адаптацией ребёнка в социальном обществе.
Индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут для ребенка с ОВЗ
Общие методики по дошкольному образованию подходят не для всех обучающихся. Одним — достаточно сложно заниматься по такой программе, другим, наоборот, недостаточно знаний для дальнейшего развития. По этой причине разрабатываются новые системы обучения, которые учитывают все индивидуальные качества всех малышей в отдельности. Они представлены в виде индивидуального образовательного маршрута детям с нарушениями здоровья в дошкольном образовательном учреждении.
Его разрабатывают специалисты, поэтапно расставляя цели, задачи, используя педагогические ресурсы, методические приёмы и результаты занятий индивидуальных образовательных методик.
Индивидуальная карта развития ребенка
Воспитатель должен вести контроль интеллектуального и эмоционального развития каждого ребёнка, с помощью индивидуальной карты развития. В карту заносят все наблюдения за воспитанником воспитатели, психологи, логопеды и прочие специалисты, изучающие его поведение, особенности, знания, навыки и достижения с начала поступления в дошкольное учреждение и до момента выпуска. Карта помогает отслеживать динамику, в нужное время отмечать изменения в индивидуальном развивающем плане, рассчитанном на каждого воспитанника и разработанном его педагогом.
Работа с семьей ребенка с ОВЗ
Каждый детский сад должен создать атмосферу взаимопонимания, взаимоуважения, честности, открытости родителей и специалистов. Эти отношения необходимо сохранять, не взирая на возникающие обстоятельства.
Дети с ОВЗ нуждаются в помощи не только наставников, но и родителей. В этих целях предусматривается обязательное участие близких родных ребёнка в коррекционно-воспитательную программу.
Работа с детьми с ОВЗ в ДОУ
Работа воспитателя с ребенком с ОВЗ
Воспитатель, составляя индивидуальный план занятий с ребёнком должен основываться на проведённую беседу с ним и родителями, очень подробное изучение детской медицинской карты, психические и физические обследования здоровья малыша. Дальнейшая работа воспитателя с ребенком, имеющим ОВЗ, проводится строго по индивидуальному плану. Воспитатель должен выполнять следующие мероприятия:
- проводить занятия, касающиеся продуктивных видов деятельности с каждым ребёнком отдельно либо объединяя детей в соответствующие группы;
- развивать моторику пальчиков;
- прививать культурные и гигиенические навыки;
- организовывать индивидуальные занятия с малышами, учитывая рекомендации логопедов и психологов;
- создать благоприятную атмосферу в группе;
- консультировать родителей на тему создания знаний по культуре и гигиене, как необходимо развивать мелкую моторику детей и их особенности состояния здоровья.
Работа няни с ребенком с ОВЗ
Няня в дошкольном учреждении для детишек с нарушениями здоровья помогает одевать, кормить малыша, если необходимо, грамотно общаться с ним, знать, как оказывается первая медицинская помощь. В том числе она должна сопровождать малышей на прогулке, присматривать за ними на занятиях, организовывать им полноценный отдых.
Работа педагога-психолога с ребенком с ОВЗ
Педагог — психолог в дошкольном образовательном учреждении выполняет следующие задачи:
- организует взаимодействие учителей;
- работает с малышами по психопрофилактическим и психодиагностическим особенностям;
- корректирует работу с каждым ребёнком, находящимся в группе риска;
- разрабатывает коррекционные программы по индивидуальному развитию малыша;
- повышает уровень психологических знаний воспитательского состава;
- консультирует родителей малыша.
Работа логопеда с ребенком с ОВЗ
- диагностировать уровень экспрессивного и импрессивного произношения слов и букв;
- разрабатывать индивидуальные планы обучения;
- проводить индивидуальные занятия;
- консультировать педагогический состав, включая родителей.
Работа инструктора по физической культуре с ребенком с ОВЗ
Он проводит мероприятия, позволяющие укрепить здоровье ребёнка и улучшить психомоторные навыки детей.
Работа музыкального работника с ребенком с ОВЗ
- занимается развитием у детей музыкальных и эстетических навыков;
- подбирает материал, позволяющий проводить занятия, согласно физическим, речевым, психологическим способностям детей;
- использует инструменты музыкальной терапии.
Работа медицинского персонала ДОУ с ребенком с ОВЗ
- проводят оздоровительные и лечебно-профилактические мероприятия;
- осматривают детей;
- контролируют выполнения правил по санитарным и эпидемиологическим нормам. СанПиН для детских садов(читайте ЗДЕСЬ)
Предоставление детям, имеющим ограниченные возможности здоровья возможность развиваться, общаться со сверстниками — это основное и неотъемлемое условие ответственного участия в общественном благополучии. Это позволяет эффективно самореализоваться в профессиональных и социальных областях. Следовательно, осуществление прав малышей с нарушениями здоровья — это наиболее важная задача государства по вопросам образования и социально — экономической политики.
Наталья Белокопытова,
Читайте также: