Что такое ереси что такое раскол кратко

Обновлено: 05.07.2024

Греч. schisma -доел, "разделение", "раскол"; встречается в НЗ восемь раз. Теологический смысл понятия "схизма" следует из самого значения слова. Следует сразу обратить внимание на широко распространенное заблуждение: различные по содержанию понятия "схизма" и "ереси " очень часто смешиваются и употребляются как синонимы. Ересь- это не схизма, она относится к сфере вероучения и противостоит собственно христианской вере. Схизма же по своей сути противоречит христианской любви к ближнему и с вероучением не связана.

Нередко реформаторов, Мартина Лютера и Жана Кальвина, зачисляют в схизматики, что далеко не соответствует действительности. Римская церковь в их деятельности усматривала не схизму, а ересь. Сами реформаторы тоже говорили о ереси, но поразившей саму Римскую церковь, края их отвергла. Жан Кальвин в книге "Наставления в христианской вере" утверждал, что Римская церковь - не истинная Церковь, поскольку исказила истинное благовестие и тайнства. Поэтому он и не считал, что покинул истинную Церковь. По сути дела, он утверждал, что истинной Церкви могут быть присущи разные недостатки, но пока она отмечена печатью истинности, ее не пристало покидать.

Католическая церковь проводила различия между схизмой и ересью. Епископсхизматик имел право попрежнему рукополагать в священники; священникисхизматики могли совершать евхаристию. У еретиков (епископов и священников) такого права не было. Рим считал схизму нарушением закона христианской любви, раскольничеством, но не вероучительнымотклонением. Именно поэтому католики всегда признавали Восточную православную церковь ортодоксальной, но схизматической: Восточная церковь, с их точки зрения, согрешила против христианской любви.

Можно отметить три схизмы в истории христианской Церкви: донатистский раскол, Великий раскол (раскол на Восточную и Западную церкви в 1054 г.) и папскую схизму (нек-рые историки называют ее также Великим расколом). В случае с донатистами проблема заключалась в церковной дисциплине: донатисты осуждали нарушения, имевшие место в Церкви в период Диоклетианова гонения, когда нек-рые отступились от веры. Августин выступал против донатистов: они последовательно отделяли себя от церковного братства, настаивая на перекрещивании согрешивших христиан, а без этого - отказываясь от евхаристического общения с ними. Принадлежность узких и нетерпимых донатистов к истинной Церкви не подвергалась сомнениям, хотя они и считались схизматиками, согрешившими против христианской любви.

Великий раскол произошел между Восточной и Западной церквями. Причиной раскола было возрастающее соперничество Рима с Константинополем. В течение нескольких веков противоречия между церквями углублялись, и в 1054 г. раскол окончательно оформился: папа Лев IX был разгневан энцикликой патриарха Константинопольского, и, когда тот отказался подчиниться, папские легаты объявили ему анафему.Третья схизма (ее называют и Вавилонским пленением) имела место в XIVXV вв. и сопровождалась необычными обстоятельствами. Началась она вскоре после смерти Григория XI в 1378 г. Наступил период папского двоевластия: один папа обосновался в Авиньоне, а другой - в Риме. На соборе в Пизе в 1409 г. оба папы были низложены и избран третий. Вместо двух пап Церковь обрела трех. На Констанцском соборе законный папа Григорий XII отказался от власти с условием, чтобы его понтификатбыл признан законным. В 1417г. папой избрали Оддо Колонну; он правил под именем Мартина V(141731).

С библейской точки зрения не вызывает сомнений, что разделение Тела Христова есть грех, и никакой схизме нет оправданий. При этом схизма имеет отношение к сфере христианской любви, а не к вероучению. Там, где поднимаются вопросы вероучения, речь может идти не столько о схизме, сколько о ереси. Еретики должны быть отделены или отлучены от Церкви, и такое отделение не будет схизмой.

Как следует из 1 Кор 1:10, схизма развивалась изза духа разделения в Церкви, когда верующие отождествляли себя с последователями ап. Павла, Аполлоса или Кифы. Внешне Церковь казалась единой, но внутренняя жизнь ее сопровождалась разделениями. Схизматическую тенденцию, отмеченную в 11:18, порождали в большей мере социальные, чем вероучительные различия. В гл. 12 ап. Павел указывает, чтобожественная мудрость, созидающая гармонию частей человеческого тела, реализует тот же принцип в Теле Христовом (см. ст. 25). Разнообразие даров должно приводить не к зависти, а к сотрудничеству.

Суммируя сказанное, подчеркнем: разделение, проистекающее из различий в понимании сути вероучения, не есть схизма и само по себе не ведет ко злу. Разделения же, к-рые носят не вероучительный, а какойто иной характер, достойны порицания. Они проистекают из греха против христианской любви и противны духу Христову.

Н. LlNDSELL(nep. Ю.Т.)

Библиография:Т.А. Lacey, Unity and Shism. См. также: Ересь; Великий раскол.

5. Мелитианский раскол

5. Мелитианский раскол Представление о мелитианском расколе получается различное, смотря потому, будем ли мы руководствоваться источниками, изданными Маффеи (Scipione Maffei в 1738, из cod. Veronensis), или данными у Епифания (haeres, 68). а) По известиям Епифания, не свободным от несомненных

Схизма

8.1.4. Движение за автокефалию. Греко-болгарская схизма и ее прекращение

8.1.4. Движение за автокефалию. Греко-болгарская схизма и ее прекращение К середине XIX в., после ряда выступлений против несправедливостей греков-епископов, в среде Болгарской Церкви сформировалось требование о предоставлении ей вначале автономии, а затем и автокефалии. В

ВИЗАНТИЯ, II: ВЕЛИКАЯ СХИЗМА

ВИЗАНТИЯ, II: ВЕЛИКАЯ СХИЗМА Мы не изменились; мы все те же, что были и в восьмом столетии… Если бы вы только согласились вновь стать тем, чем вы были некогда, когда мы были едины в вере и общении! Алексей Хомяков Отчужденность восточного и западного христианстваЛетним днем

Великий раскол (Schism, The Great, 1054).

Великий раскол (Schism, The Great, 1054). Первый непреодоленный раскол в христианской Церкви. Причины раскола коренятся в разделении Римской империи (кон. III в.) на две империи - греческую (Вост.) и латинскую (Зап.). Культурные и экономические различия империй с этого времени лишь

Раскол

Раскол см.: Схизма, Раскол.

Раскол

Раскол см.: Схизма, Раскол.

Фотианская схизма

Фотианская схизма (Photian Schism). Полемика в IX в. между восточным и западным христианством. В 858 г. император Михаил III сместил тогдашнего Константинопольского патриарха и назначил на его место учителя философии Фотия. Сторонники предыдущего патриарха подвергли сомнению

Глава 21. Раскол

Раскол

Раскол Раскол в Кавказской епархии хотя незначителен численностию, но весьма упорен в заблуждениях. Существенною, главною, почти единственною причиною сего — сопредельные станицы Кавказского линейного казачьего войска. Можно сказать безошибочно, что эти станицы все

Григорианский раскол

Григорианский раскол Григорианство, Григорьевщина – раскольническое движение в Русской Православной Церкви, существовавшее с 1925 до начала 1940-х годов, спланированное ОГПУ для ослабления Церкви и пользовавшееся на начальном этапе своей деятельности его поддержкой.

Раскол

Раскол В 1975 году умер Элайджи Мухаммад. События, последовавшие после его смерти, сделали очевидной ту истину, что жизнь и смерть Малкольма не прошли даром. Во главе организации встает пятый сын Элайджи — Валлас Дин Мухаммад (Wallace Deen Muhammad).Одному Богу известно, было ли это

При самом начале Церкви стали появляться в ней разного рода лжеучения. Истинно верующие (православные) старались принимать и усвоять Откровение Божие во всей его чистоте, как оно передано в своих источниках – в Священном Писании и Священном Предании, а лжеучители искажали учение Откровения примесью сторонних учений. Первоначально эти отступления от истины касались всего строя христианского учения, которое искажалось примесью воззрений либо иудейских, либо языческих; а потом разного рода ереси начали развиваться на собственно христианской почве.

Лжеучители, искажавшие христианское учение привнесением в него иудейских воззрений, назывались иудействующими и евионитами (с еврейского – бедные или по средствам к жизни, или по умственному развитию). Называясь христианами, они отрицали божество Иисуса Христа, признавая Его только великим пророком, и почитали необходимым для спасения соблюдение закона Моисеева во всей его полноте.

Лжеучители, которые примешивали к христианству языческие понятия, назывались язычествующими, или гностиками. Они держались языческих заблуждений в учении о двух началах – Боге и материи, о вечной борьбе между ними, о господствующих между небом и миром низших божествах – эонах, о слепой судьбе, властвующей в делах человеческих. Искупление они полагали в освобождении душ человеческих от уз материи; по их лжеучению, для совершения этого дела, после безуспешных попыток со стороны низших эонов, был послан от Бога самый высший эон – Христос, который явился в призрачном теле (докетизм) или, по мнению других, соединился с святым человеком Иисусом при крещении. Во втором веке почти одновременно явились заблуждения монтанистов и патрипассиан.

Некто Монтан, применив к себе пророчество Спасителя о ниспослании Утешителя (Ин. 15, 26; 16, 12-13), объявил, что он именно и послан Богом для обновления Церкви. Отличительными чертами секты монтанистов были чрезмерная возбужденость чувства и самопревозношение, стремление якобы восстановить в Церкви дисциплину и жизнь первых христиан, наклонность к ложным вдохновениям и крайнему изуверству в умерщвлении плоти. Зараженные гордынею, они только себя считали духовными христианами, всех же остальных называли людьми душевными и плотскими.

Патрипассиане признавали только единого Бога, Который именуется Отцом, а Второе и Третье Лица Пресвятой Троицы почитали или божественными силами (динамисты), или только формами откровения единого божества (медалисты). По лжеучению их, сей единый Бог во Христе стал человеком, был распят, страдал и умер; отсюда и произошло их название – патрипассиане.

В третьем веке возникли ереси Павла, бывшего епископом в Антиохии, по месту родины (г. Самосаты) называемого Самосатским, и Савеллия, пресвитера из города Птолемаиды. Первый отвергал учение о божестве Господа нашего Иисуса Христа, признавая Его только человеком, исполненным особенной божественной мудрости; второй, придерживаясь заблуждений патрипассиан, сливал Лица Пресвятой Троицы, уча, что единый Бог являлся в мире то как Отец (давал законы евреям), то как Сын (просветил мир Евангелием), то как Святой Дух (действует в сердцах верующих).

Во всех указанных заблуждениях II и III веков более или менее видны следы гностических ересей; но в III веке явилась секта, которая имела притязание восстановить древнюю языческую религию, именно Зороастрову, и не только исказить христианство, но и совершенно заменить его. Основателем этой секты был некто Манес. По происхождению вавилонянин, он был крещен в христианской вере и даже возведен в степень пресвитера, но вскоре был извержен из нее за приверженность к язычеству. После сего он много путешествовал, и в Туркестане, заключившись в одной пещере, обдумал систему своего лжеучения. Основные черты манихейства следующие: 1) Самостоятельно существуют два царства: света и тьмы. 2) С некоторого времени они находятся в борьбе между собою. 3) Во время этой борьбы отдельные частицы света остались во тьме, и из этого смешения света и тьмы произошел наш мир. 4) Световые частицы, заключенные в мире материи, постоянно жаждут своего освобождения. 5) Освобождению их и вообще мировой души из уз материи помогают Христос и Святой Дух; первый живет в солнце и луне, второй – в эфире, окружающем землю и другие мировые тела. 6) В человеке две души – добрая и злая, которые между собою постоянно воюют. 7) Порок и разного рода злодейства поэтому вовсе не преступление, а только несчастие.




Вместе с ересями появились в Церкви расколы. Так называются отпадения от единства церковного из-за разномыслия не по вопросам вероучения (каковы ереси), а по вопросам, касающимся обрядов, богослужения и управления церковного. Из расколов Древней Церкви в особенности известны расколы новациан и донатистов.

Раскол новациан вышел из враждебных отношений пресвитеров (Новата в Карфагене и Новация в Риме) к власти их епископов (Киприана и Корнилия) и сосредоточился на вопросе о падших, т. е. изменивших вере во время гонения Декиева. Вопреки постоянной практике Церкви и постановлению поместных соборов, новациане требовали, чтобы падшие во время гонения и вообще подвергавшиеся смертным грехам были принимаемы в Церковь не иначе, как чрез повторение крещения.

Раскол донатистов возник в Африке по поводу постановления Карфагенского епископа Цецилия. К избранию его не были приглашены епископы из Нумидии, которые и объявили это избрание недействительным и, под влиянием одной богатой женщины – Лукиллы, избрали в Карфаген другого епископа, по имени Маиорин. По смерти Маиорина тою же партиею был избран Донат, который был главным виновником всей этой смуты и дал свое имя возникшей из нее раскольнической секте. Донатисты поносили Церковь, якобы заразившуюся ересями, и себе одним присвояли право называться истинною Церковью Христовою. Насильственно отнимая у православных храмы, они тщательно вымывали их, многое соскабливали и сожигали, как бы какую нечистоту.

В особенности еретики стали волновать Церковь в то время, когда прекратились внешние гонения на нее и христианская вера была объявлена господствующею в Римской империи. Люди, обладавшие иногда довольно значительной ученостью, фарисейски набожные, но непреклонной духовной гордости, вследствие каких-либо обманутых надежд и оскорбленного самолюбия распространяли между верующими свои лжеучения, находили себе покровителей и приверженцев в сильных мира и иногда на долгое время возмущали мир Церкви. Но, по устроению Промысла Божия, то зло, которое нанесли Церкви еретики, обратилось к благу ее. По поводу этих лжеучений были созваны Вселенские соборы, на которых было выяснено и определено, насколько это было возможно, учение об основных истинах (догматах) веры; с другой стороны, в борьбе с еретиками возвысились и прославились великие святители и учители, которые в своих творениях раскрыли истину Православия и служат украшением и славою Церкви.

При самом начале Церкви стали появляться в ней разного рода лжеучения. Истинно верующие (православные) старались принимать и усвоять Откровение Божие во всей его чистоте, как оно передано в своих источниках – в Священном Писании и Священном Предании, а лжеучители искажали учение Откровения примесью сторонних учений. Первоначально эти отступления от истины касались всего строя христианского учения, которое искажалось примесью воззрений либо иудейских, либо языческих; а потом разного рода ереси начали развиваться на собственно христианской почве.

Лжеучители, искажавшие христианское учение привнесением в него иудейских воззрений, назывались иудействующими и евионитами (с еврейского – бедные или по средствам к жизни, или по умственному развитию). Называясь христианами, они отрицали божество Иисуса Христа, признавая Его только великим пророком, и почитали необходимым для спасения соблюдение закона Моисеева во всей его полноте.

Лжеучители, которые примешивали к христианству языческие понятия, назывались язычествующими, или гностиками. Они держались языческих заблуждений в учении о двух началах – Боге и материи, о вечной борьбе между ними, о господствующих между небом и миром низших божествах – эонах, о слепой судьбе, властвующей в делах человеческих. Искупление они полагали в освобождении душ человеческих от уз материи; по их лжеучению, для совершения этого дела, после безуспешных попыток со стороны низших эонов, был послан от Бога самый высший эон – Христос, который явился в призрачном теле (докетизм) или, по мнению других, соединился с святым человеком Иисусом при крещении. Во втором веке почти одновременно явились заблуждения монтанистов и патрипассиан.

Некто Монтан, применив к себе пророчество Спасителя о ниспослании Утешителя (Ин. 15, 26; 16, 12-13), объявил, что он именно и послан Богом для обновления Церкви. Отличительными чертами секты монтанистов были чрезмерная возбужденость чувства и самопревозношение, стремление якобы восстановить в Церкви дисциплину и жизнь первых христиан, наклонность к ложным вдохновениям и крайнему изуверству в умерщвлении плоти. Зараженные гордынею, они только себя считали духовными христианами, всех же остальных называли людьми душевными и плотскими.

Патрипассиане признавали только единого Бога, Который именуется Отцом, а Второе и Третье Лица Пресвятой Троицы почитали или божественными силами (динамисты), или только формами откровения единого божества (медалисты). По лжеучению их, сей единый Бог во Христе стал человеком, был распят, страдал и умер; отсюда и произошло их название – патрипассиане.

В третьем веке возникли ереси Павла, бывшего епископом в Антиохии, по месту родины (г. Самосаты) называемого Самосатским, и Савеллия, пресвитера из города Птолемаиды. Первый отвергал учение о божестве Господа нашего Иисуса Христа, признавая Его только человеком, исполненным особенной божественной мудрости; второй, придерживаясь заблуждений патрипассиан, сливал Лица Пресвятой Троицы, уча, что единый Бог являлся в мире то как Отец (давал законы евреям), то как Сын (просветил мир Евангелием), то как Святой Дух (действует в сердцах верующих).

Во всех указанных заблуждениях II и III веков более или менее видны следы гностических ересей; но в III веке явилась секта, которая имела притязание восстановить древнюю языческую религию, именно Зороастрову, и не только исказить христианство, но и совершенно заменить его. Основателем этой секты был некто Манес. По происхождению вавилонянин, он был крещен в христианской вере и даже возведен в степень пресвитера, но вскоре был извержен из нее за приверженность к язычеству. После сего он много путешествовал, и в Туркестане, заключившись в одной пещере, обдумал систему своего лжеучения. Основные черты манихейства следующие: 1) Самостоятельно существуют два царства: света и тьмы. 2) С некоторого времени они находятся в борьбе между собою. 3) Во время этой борьбы отдельные частицы света остались во тьме, и из этого смешения света и тьмы произошел наш мир. 4) Световые частицы, заключенные в мире материи, постоянно жаждут своего освобождения. 5) Освобождению их и вообще мировой души из уз материи помогают Христос и Святой Дух; первый живет в солнце и луне, второй – в эфире, окружающем землю и другие мировые тела. 6) В человеке две души – добрая и злая, которые между собою постоянно воюют. 7) Порок и разного рода злодейства поэтому вовсе не преступление, а только несчастие.

Вместе с ересями появились в Церкви расколы. Так называются отпадения от единства церковного из-за разномыслия не по вопросам вероучения (каковы ереси), а по вопросам, касающимся обрядов, богослужения и управления церковного. Из расколов Древней Церкви в особенности известны расколы новациан и донатистов.

Раскол новациан вышел из враждебных отношений пресвитеров (Новата в Карфагене и Новация в Риме) к власти их епископов (Киприана и Корнилия) и сосредоточился на вопросе о падших, т. е. изменивших вере во время гонения Декиева. Вопреки постоянной практике Церкви и постановлению поместных соборов, новациане требовали, чтобы падшие во время гонения и вообще подвергавшиеся смертным грехам были принимаемы в Церковь не иначе, как чрез повторение крещения.

Раскол донатистов возник в Африке по поводу постановления Карфагенского епископа Цецилия. К избранию его не были приглашены епископы из Нумидии, которые и объявили это избрание недействительным и, под влиянием одной богатой женщины – Лукиллы, избрали в Карфаген другого епископа, по имени Маиорин. По смерти Маиорина тою же партиею был избран Донат, который был главным виновником всей этой смуты и дал свое имя возникшей из нее раскольнической секте. Донатисты поносили Церковь, якобы заразившуюся ересями, и себе одним присвояли право называться истинною Церковью Христовою. Насильственно отнимая у православных храмы, они тщательно вымывали их, многое соскабливали и сожигали, как бы какую нечистоту.

В особенности еретики стали волновать Церковь в то время, когда прекратились внешние гонения на нее и христианская вера была объявлена господствующею в Римской империи. Люди, обладавшие иногда довольно значительной ученостью, фарисейски набожные, но непреклонной духовной гордости, вследствие каких-либо обманутых надежд и оскорбленного самолюбия распространяли между верующими свои лжеучения, находили себе покровителей и приверженцев в сильных мира и иногда на долгое время возмущали мир Церкви. Но, по устроению Промысла Божия, то зло, которое нанесли Церкви еретики, обратилось к благу ее. По поводу этих лжеучений были созваны Вселенские соборы, на которых было выяснено и определено, насколько это было возможно, учение об основных истинах (догматах) веры; с другой стороны, в борьбе с еретиками возвысились и прославились великие святители и учители, которые в своих творениях раскрыли истину Православия и служат украшением и славою Церкви.

Как Православная Церковь учит о ереси и еретиках? Каковы духовные причины и последствия уклонения в ересь? Как еретичествующие теологи толкуют Священное Писание? В данной статье, основываясь на Священном Предании и святоотеческом учении, мы постарались ответить на эти вопросы.

Что такое ересь в православном вероучении?

Раннехристианская Церковь строго следила за чистотой своего вероучения, решительно противопоставляя себя всем искажениям христианства. Именно поэтому за ней закрепился термин Православие (т.е. правоверие, правильное знание, суждение). Данный термин, начавший свое распространение со II-го века означает веру всей Церкви, в отличие от разных учений еретических сообществ, для обозначения которых использовалось слово гетеродоксия (т.е. другое, отличное от правильного учение, знание).

Православная Церковь, на основании заповеди Иисуса Христа (Мф. 18, 15-17) признает еретика равным язычнику и считает необходимым, в целях их вразумления и охранения верующих, отлучение еретиков от общения с Церковью.

Что такое ересь в православном вероучении?

аскеты и молитвенники по большей части не искажавшие ни Символ Веры в его сущности, ни другие догматы, но погрешившие против Церкви как Единого Тела Христова.

Обобщающим понятием о ереси, у святителя Игнатия, согласно с вышеприведимыми святыми, можно привести следующее:

Название ересь усвоилось единственно произвольному и ложному учению о христианстве, отделявшемуся и отличавшемуся
от учения Единой,Святой, Соборной,
Апостольс кой Церкви[6].

Картина

Еретиком Церковь называет не всякого заблуждающегося, но лишь того, кто сознательно противится церковному учению, т.е. упорно настаивает на своем ошибочном мнении, – коснеет в заблуждении относительно догматов веры. Основатели ересей именуются ересиархами.

Доктор церковной истории, преподаватель канонического права прот. Владислав Цыпин, говорит:

— Правильно ли будет сказать, что провозглашение анафемы – это констатация Церковью того факта, что человек пребывает вне Ее тела?

Сербский священноисповедник Никодим (Милаш) (1845-1915 гг.)

Еретик – человек искажающий или отвергающий хотя бы один из православных догматов, упорно противящийся Богооткровенной Истине, коснеющий в своем заблуждении.

Анафема — это отлучение христианина от общения с верными и от святых таинств, применяемое в качестве высшей церковной кары за тяжкие прегрешения (прежде всего за измену Православию и уклонение в ересь или раскол) и соборно провозглашаемое.

Таким образом Церковь предостерегает верных от опасности уклонения в ту или иную ересь и строгостью осуждения лишает обоснования всякую несерьезность в этих важнейших вопросах.

Как и всякий грех вообще, смертный грех уклонения в ересь омывается покаянием . В этом отношении он не сильно отличается от прочих грехов. Зато в другом отношении он имеет принципиальное отличие.

Тот, кто впал в ересь, не желает прислушаться к голосу Церкви и отказаться от заблуждения, выражает тем самым, что исповедует какую-то особую веру, отличную от той веры, какую должны исповедовать члены Вселенской Церкви и каковая служит залогом их духовного единства.

Получается, что анафематствуя такого преступника, Церковь, по сути, всего лишь констатирует, что своим нежеланием исповедовать общую всем православным веру, он сам себя отлучает (отлучил).

Святые отцы считали, что еретики являются своего рода идолопоклонниками , ведь они верят в какого-то особого, созданного в их сознании бога, или в какую-то особую, созданную в их воображении истину, но не в Того Бога (не в Ту Истину), в Которого верит Вселенская Церковь.

Для отцов VII-го Вселенского Собора (как и святых отцов предыдущих ВС), собранного против иконоборцев и проходившего под председательством святителя Тарасия, нахождение еретиков вне тела Церкви было самоочевидной истиной:

Что такое ересь в православном вероучении?

Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной[14] еретиков и раскольников называет убийцами христианских душ, которые своими лжеучениями и отделением от законной Церкви обрекают на вечную погибель не только себя, но и всех кого им удастся совратить в ересь или отделить от тела Церкви в свой раскол:

О шестой заповеди

Вопрос 63. Какая шестая заповедь?

Вопрос 64. Какой смысл сей заповеди?

Преподобный Викентий Лиринский замечает о еретиках следующее, что они «умышляя составит ересь под чужим именем, всегда почти стараются найти молоизвестное сочинение какого-нибудь древнего мужа, по неясности своей как будто благоприятствующее их учению и выставляют на ветер память такого святого мужа, как будто прах какой, и что надлежало погребсти молчанием, о том разглашают чрез неумирающую никогда молву. Тем самым они в точности подражают зачинщику своему Хаму[15].

Дух овные причины уклонения в ересь и плоды ереси

Святые отцы свидетельствуют, что духовными причинами отпадения христианина в ересь являются: гордость, плотское мудрование, развращённая воля, самоугодие, самонадеянность, своеволие, непослушание, отсутствие смирения и любви.

Римокатолические кардиналы

Святые отцы пишут, что плод впадения в ересь есть омрачение разума, ожесточение сердца, лишение смирения, Божией благодати, духовная смерть. Ересь отлучает от Бога, от Церкви, лишает спасения.

Искажение в догматике неизбежно ведет к серьезным искажениям в духовной жизни. Такое искажение богопреданного учения Церкви есть тяжкий-смертный грех перед Богом, нарушение первой Его заповеди.

Василий Суриков. Первый Вселенский Никейский Собор. 1876

Святитель Августин учил, что еретики и раскольники не имеют любви и чтов расколе иссякает любовь, а в человеке, лишенном любви, Дух Святой о битать не может[21] .

А святитель Епифаний Кипрский пишет, что еретики из сладострастия губили и губят себя и доверяющих им[22].

Как еретики толкуют Священное Писание?

Святитель Григорий Палама по этому поводу пишет так:«Мы изъясняем (διασαϕοῦμεν) пророческие, апостольские и отеческие изречения но [делаем это] для пользы наших собеседников и славы вещавшего через пророков, апостолов и отцов Духа. Берутся толковать (διερμηνεύειν) их и [являющиеся] время от времени вожди злокозненных ересей, но они вещания Духа используют против Духа, во вред тем, кто им доверяется, и во отвержение истины благочестия.

Уста коварных и зловерных полны смертоносного яда, который, смешиваясь со словами жизни [вечной], делает и их губительными для неосторожного слушателя.

Итак, будем избегать не приемлющих отеческих толкований (ἐξηγήσεις), но пытающихся от себя привнести противоположное им, от лицемерно изображающих почтение к словам по букве, но отталкивающих благочестивый их смысл, и избегать их более, чем иной бежит от змеи. Ведь та своим укусом губит [одно только] тело, отделяя его от бессмертной души, [да и то — лишь] на время. Но [еретики], вцепившись зубами в саму душу, отрывают ее от Бога, а в этом — смерть вечная для бессмертной души.

Василий Суриков. Четвертый Вселенский Халкидонский Собор. 1876

Римокатолики

Священное Писание о ересях и еретиках

Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные (Мф. 7:15).

Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель. И многие последуют их разврату, и через них путь истины будет в поношении. И из любостяжания будут уловлять вас льстивыми словами; суд им давно готов, и погибель их не дремлет (2 Петр. 2, 1-3).

Всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нем, не имеет Бога; пребывающий в учении Христовом имеет и Отца и Сына (2Ин. 1:9).

Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, [соблазны,] ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют (Гал. 5, 19-21).

Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден (Тит. 3, 10-11).

Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою. Посему бодрствуйте… (Деян. 20, 29-31).

Удивляюсь, что вы от призвавшего вас благодатью Христовою так скоро переходите к иному благовествованию, которое впрочем не иное, а только есть люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово. Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема. Как прежде мы сказали, [так] и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема (Гал. 1, 6-9).

Один Бог, одна вера, одно крещение (Еф. 4, 5).

Дела плоти известны; они суть: …идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия,
(соблазны,) ереси, ненависть… бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют. (Гал. 5, 19-22)

По материалам:

[1] Амвросий (Погодин), архим. 1994. С.333.

[2] Ссылка из работа иером. Мефодий (Зинковский). Преподобный Викентий Лиринский о Священном Предании Церкви. СПб., 2000. С.31-32.

[4] Игнатий (Брянчанинов), свт. Понятие о ереси и расколе. СПб., 1997. С.21

[5] Св. Игнатий Там же. С.33.

[6] Там же. Свт. Игнатий Б. Агиографические и апологетические сочинения. Понятие о ереси и расколе.

[7] Преп. Ефрем Сирин Т. 3, стр. 111

[8] Прот. Николай М. Очерк православного догматического богословия. Введение. §5

[9] Там же Глава Том 2. Раздел II. О церкви, как посреднице освящения человека. § 129. Необходимость принадлежать к церкви для спасения.

[11] Ср. приведенное нами из Vincentii Lirinensis Commonitorium (Викентий Лиринский) в 8 прим. 21 §.

[12] Православное церковное право. Отдел III. Церковное управление

Глава 1. § 103. Охранение христианского учения

[13] ( 23 Собор VII. Деяния. Продолжение первого деяния. Казань. 1909, т. 7, . 47)

[15] Преподобный Викентий Лиринский о Священном Предании Церкви. СПб., 2000. С.31-32.

[16] Сокровищница духовной мудрости : Антология святоотеческой мысли в 12 томах - Издательство Московской Духовной Академии и Введенской Оптиной Пустыни, 2007-2011. Раздел – Ересь.

[17] Полное собрание творений святителя Игнатия Брянчанинова / [Сост. и общ. ред. А. Н. Стрижев]. - М. : Паломникъ, 2001-. / Т. 4: Аскетическая проповедь. - 2002. - 783 с. / Понятие о ереси и расколе. 447-472 с.

[19] Отечник св. Игнатия; Достопамятные сказания. С. 253. № 21.

[20] И. Златоуст. Слово о лжепророках, и лжеучителях, и об еретиках, и о знамениях кончины века сего.

[22] Панарий, глава 25, против Николаитов

[24] Источник: Γρηγόριος Παλαμάς, ἅγ. Ὁμιλία 44 (Омилия 44): Εἰς τὴν σεπτὴν μεταμόρφωσιν τοῦ Κυρίου καὶ Θεοῦ καὶ Σωτῆρος ἡμῶν Ἰησοῦ Χριστοῦ· ἐν ῃ παράστασις ὅτι τὸ κατ᾿ αὐτὴν φῶς ἄκτιστόν ἐστιν. 1-2 // Ἅπαντα τά Ἔργα. Θεσσαλονίκη, 1985. T. 10. Σ. 354-358

[27] Исидор Пелусиот, святой. Творения. М., 1860. Ч. 2. С. 39.

[30] Преп. Иоанн Кассиан Римлянин. Десять собеседований отцов, 1.20

[33] Викентий Лиринский, св. († ок. 450 г.). Рассуждение о вере. (434 г.) / Чельцов И.В. Собрание символов и вероизложений Православной Церкви от времен апостольских до наших дней // Христианское чтение. 1869. № 5. С. 152-160; № 6. С. 161-176; № 10. С. 177-184.

Будучи собственно грехом ума, ересь не только омрачает ум, но и сообщает особенное ожесточение сердцу, убивает его вечною смертию.

Этим грехом человек всего ближе уподобляется падшим духам, которых главный грех - противление Богу и хула на Бога.

Отличительное свойство падших духов - гордость; отличительное свойство и еретиков - гордость, которой очевиднейшее проявление состоит в презрении и осуждении всех, не принадлежащих к их секте, омерзение ими, лютая ненависть к ним. Но существенное проявление гордости в еретиках и раскольниках состоит в том, что они, отвергши богопознание и богослужение, открытые и преподанные Самим Богом, усиливаются заменить их богопознанием и богослужениями самовольными, богохульными и богопротивными. Зараженного ересью и расколом диавол не заботится искушать другими страстями и грехами очевидными. И зачем искушать диаволу того и бороться с тем, кто при посредстве смертного греха - ереси - и убит вечною смертию, и заживо уже составляет достояние диавола? Напротив того, диавол поддерживает еретика и раскольника в воздержании и прочих наружных подвигах и видах добродетели, чтоб этим поддерживать его в самодовольстве и заблуждении, а правоверных личиною святости, которую носит на себе еретик, привлечь к ереси или, по крайней мере, привести к оправданию и некоторому одобрению ее, также к сомнению в правоверии и к холодности к нему.

Обладающий сокровищем подвергается нападениям разбойников, а у кого нет ничего, того не беспокоят разбойники. Имеющий сокровище правоверия жестоко наветуется врагом! Враг усильно нападает на правоверного, старается представить его пред обществом человеческим в состоянии побеждения, с такою же целию, с какою старается представить еретика добродетельным и достойным уважения. С такою же неудобопостижимою хитростию действует лукавый дух в пользу ереси и во вред истинного христианства. К несчастию, эта кознь его весьма удается ему! Ею он уловляет в погибель тысячи чело веков.

Многие проводили самую строгую подвижническую жизнь, пребывая в ереси или расколе; когда ж приняли Православие, подверглись различным слабостям. К какому это должно привести заключению? К такому, что в первом состоянии враг не ратовал против них, признавая их своими, а во втором - восстал против тех лютою войною, как против таких, которые явно объявили и исповедали себя противниками его. Священное Писание называет лукавого духа не только врагом, но и мстителем (Пс. 8, 3). Он не только враждует против человека, но, будучи заражен лютою завистию к человеку, не может равнодушно видеть, что человек совершает добродетели и благоугождает Богу, и мстит человеку за его богоугодные дела, наводя на него бесчисленные искушения и извне - от злых людей, и внутри, воздвигая в человеке различные страсти.

Странное влияние имеют раскол и ересь на самое тело человека! Ожесточение духа сообщается телу. Не для всех заметно это при жизни человека, но по смерти тело еретика и раскольника мгновенно каменеет, мгновенно начинает издавать неприступное зловоние. И это совершается особенно над теми из них, которые проводили самую строго-подвижническую жизнь и были знаменитыми учителями своей секты и заслужили всеобщее уважение слепотствующего мира; они-то и издают по смерти своей самое ужасное зловоние; из иссохших тел их открываются потоки смердящего гноя; затруднительно совершение погребения их и присутствие при нем. Бесы соприсутствуют могилам их и являются при них в разных видах или для устрашения, или для обольщения.

Еретику неудобоприступно покаяние и познание Истины. Доступнее покаяние и истинное богопознание для прелюбодеев и уголовных преступников, нежели для еретика и раскольника, особливо если он ученый и подвижник. Доказали то и другое явные грешники и ученые сектанты, современные Христу, упоминаемые в Евангелии: грешники приняли и Господа и Предтечу Его, между тем как книжники, фарисеи и саддукеи отвергли и Иисуса, и Иоанна.

Несродно чувство покаяния тому, кто вполне доволен собою, а кругом себя видит только соблазн и недостатки всех родов. Признающему себя разумным паче всех несродны алкание и жажда беспредельной Божественной Истины, вполне насыщающей питомца своего и возбуждающей таким насыщением еще большую алчбу и жажду благодатной правды. Несродно отвергнуть свое богохульство тому, кто признает это богохульство святою Истиною; несродно ему узнать святую Истину, потому что самый орган зрения, душевное око, ум его, ослеплен ложью. Обращение еретика и раскольника к правоверию - особенная милость Божия - устраивается особенным Промыслом Божиим для избранников, известных Единому Богу. Человеческие средства к обращению раскольников и еретиков бессильны.

Хотя на Первом Никейском Соборе против Ария и его единомышленников стояли светильники Церкви: Афанасий Великий, Николай Чудотворец, Иаков Низибийский (Низибии чудотворец), Спиридон Тримифунтский, хотя действовали не только силою слова, но и силою знамений, однако не смягчили ожесточенного сонмища еретического и ересиарха Ария, до конца жизни пребывшего упорным и верным своему заблуждению, как повествует церковная история.

Словопрение - самое слабое оружие против еретиков, оружие более вредное, нежели полезное. Оно делается таким сообразно свойству душевного недуга - ереси. Гордая ересь не терпит обличений, не терпит побеждения. От обличений она ожесточается; от побеждений приходит в неистовство. Это доказали бесчисленные опыты. Побеждается ересь кротким увещанием; еще удобнее - молчаливым приветствием, смирением, любовию, терпением и долготерпением, молитвою прилежною, исполненною соболезнованием о ближнем и милосердием к нему. Ересь не может быть побеждена человеком, потому что она изобретение, начинание демонское. Победителем ее может быть един Бог, призванный к борьбе с нею и к поражению ее смирением человека пред Богом и любовию этого человека к ближнему.

Желающий успешно сражаться против ереси должен быть вполне чужд тщеславия и вражды к ближнему, чтоб не выразить их какою насмешкою, каким колким или жестким словом, каким-либо словом блестящим, могущим отозваться в гордой душе еретика и возмутить в ней страсть ее. Помазуй струп и язву ближнего, как бы цельным елеем, единственно словами любви и смирения, да призрит милосердый Господь на любовь твою и на смирение твое, да возвестятся они сердцу ближнего твоего и да даруется тебе великий Божий дар - спасение ближнего твоего. Гордость, дерзость, упорство, восторженность еретика имеют только вид энергии, в сущности они - немощь, нуждающаяся в благоразумном соболезновании. Эта немощь только умножается и свирепеет, когда против нее действуют безрассудною ревностию, выражающеюся жестким обличением.

Читайте также: