История педагогики как учебный предмет в высшей педагогической школе

Обновлено: 03.07.2024

История образования как наука о становлении и развитии теории и практики воспитания, образования и обучения. Её место в истории мировой цивилизации. История образования как учебный предмет в высшей педагогической школе. Его значение в формировании профессиональной культуры будущего учителя.

История образования является одной из областей педагогики как науки и имеет тот же предмет, но несколько иные задачи. Ее отличительный признак – не отражение устоявшегося, принятого и наиболее широко используемого современной педагогической наукой взгляда на методологические основы, цели, содержание, принципы, методы и средства обучения и воспитания, а прослеживание характера и особенностей их эволюции в истории развития общества, смены исторических эпох, возникновения новых педагогических теорий. В ее предмет также входит и анализ причин, вызывающих отмирание одних и модернизацию или возникновение других педагогических теорий, методик, способов организации учебно-воспитательного процесса. Эти причины могут быть вызваны как изменениями исторической ситуации, так и появлением нового знания в смежных областях, оказывающих значительное влияние на формирование и изменение педагогических взглядов на ребенка и задачи формирования его личности.

Предмет и задачи истории образования и педагогической мысли

Предмет истории образования и педагогической мысли тот же, что и педагогики как науки: методологические основы, цели, принципы, содержание, методы и средства обучения и воспитания. Отличие – выявление особенностей их эволюции в истории развития общества, анализ причин, вызывающих отмирание одних и возникновение или модернизацию других педагогических теорий, методик, способов организации учебно-воспитательного процесса. Задачи:

как учебного предмета

1. Выявление тенденций и закономерностей развития педагогики как науки, чтобы прогнозировать направления ее будущего развития.

2. Знакомство с тем положительным опытом, который может быть адаптирован к условиям сегодняшнего дня и успешно использован в практике современной школы.

3. Ознакомление с имевшими место в истории педагогики ошибками, чтобы не повторять их в будущем.

1. Проследить эволюцию наиболее прогрессивных взглядов в истории педагогики и выйти на современный уровень понимания их значения.

2. Ознакомить с выдающимися педагогами прошлого, их работами, педагогическими взглядами и теориями, которые прошли проверку временем.

3. Научить будущего учителя аналитически подходить к общим реформам и частным изменениям в педагогической науке и практике.

2.Гипотезы происхождения воспитания. Воспитание в первобытном обществе.Ряд концепций ученых о происхождении воспитания создан под влиянием эволюционных представлений о развитии человека, что ведет к игнорированию социальной сущности воспитания, к биологизации воспитательного процесса.

Сторонники таких концепций (например, Ш. Летурно, А. Эспинас) отождествляют инстинктивные действия животных с воспитательной практикой первобытных людей и приходят к выводу о том, что единственная основа воспитания — инстинктивное стремление людей к продолжению рода и закон естественного отбора.Среди ученых распространено также мнение, сформировавшееся в конце XIX—начале XX века, о том, что основой воспитания является инстинктивное стремление детей активно подражать старшим (эту теорию развивал, например, американский автор П. Монро).

Советская история педагогики, объясняя происхождение воспитания, опирается на учение классиков о развитии общества и человека как природного и социального существа.Основным условием возникновения воспитания была трудовая деятельность первобытных людей и сформировавшиеся при этом общественные отношения.

Применение примитивных орудий труда и все расширяющееся и усложняющееся сознательное изготовление их повлекли за собой необходимость передачи трудовых знаний, умений и опыта подрастающим поколениям. Сначала это происходило в процессе трудовой деятельности, всей бытовой и общественной жизни. В дальнейшем воспитание становится особой сферой деятельности и сознания человека.

В первобытном обществе ребенок воспитывался и обучался в процессе своей жизнедеятельности, участия в делах взрослых, в повседневном общении с ними. Мальчики участвовали вместе со взрослыми мужчинами в охоте и рыбной ловле, в изготовлении оружия; девочки под руководством женщин собирали и выращивали урожай, готовили пищу,делали посуду и одежду.

В связи с развитием производительных сил и расширением трудового опыта людей усложнялось и воспитание, которое приобрело более многосторонний и планомерный характер. Дети приучались к уходу за животными, земледелию, ремеслу. Когда возникла необходимость в более организованном воспитании, родовая община поручала воспитание подрастающего поколения наиболее опытным людям.

Наряду с вооружением детей трудовыми умениями и навыками они знакомили их с правилами зародившегося религиозного культа, преданиями, обучали письму. Сказания, игры и танцы, музыка и песни, все народное устное творчество играло огромную роль в воспитании нравов, поведения, определенных черт характера.

С появлением частной собственности, рабства и моногамной семьи наступило разложение первобытного общества. Возник индивидуальный брак. Семья стала одним из важнейших общественных явлений, основной экономической ячейкой общества, к ней перешли от родовой общины функции воспитания детей. Дети являлись непременными участниками общинных праздни­ков, включавших в себя обрядовые игры, пляски, пение, жертво­приношения.

Родовая община поручала старшим, умудренным опытом людям знакомить молодое поколение с обрядами, тра­дициями и историей рода, с религиозными верованиями, воспиты­вать у младших почитание старших и умерших. Большое место в воспитании нравов и поведения детей занимало устное на­родное творчество: предания, песни и др.

Переходу юношей и девушек в полноправные члены рода предшествовала специальная подготовка под руководством са­мых авторитетных и мудрых людей. Она заканчивалась пос­вящением, состоявшим из публичных испытаний, в которых про­верялась готовность молодежи к выполнению обязанностей взрос­лого члена родового общества.

3.Образование и воспитание в странах древнего Востока.В странах древнего Востока специальные учреждения (школы) все более становились привилегией господствующих групп населения.

В глубокой древности зародилась и укрепилась школа в Индии. В продолжение тысячелетий там сохранила свое существование т. н. общинная школа, создаваемая общинами простых земледельцев. Наряду с ней большое значение имели школы в городах, при храмах для знатных и богатых.

Развивались школы и в Малой Азии и Африке (Египет). В ряде государств здесь существовало земледелие, связанное с искусственным орошением, с использованием таких природных явлений, как периодические разливы рек.

При обучении письму и счету использовались некоторые облегчающие обучение приемы, например счет на разноцветных камешках, упрощенные приемы расчета и т. д. У всех народов был широко распространен счет на пальцах.

В Древнем Китае, существовали низшие и высшие школы. В высших школах дети привилегированных учились читать и писать сложным иероглифическим способом, изучали философию и мораль (религиозного характера), произведения писателей и поэтов. Там сообщались и некоторые сведения по астрономии.

В древнейших рукописях (Китая, Индии, Египта и др.) встречаются ценные мысли о воспитании, о требованиях к учителю и воспитаннику.

Дисциплина, особенно в школах для писцов, была суровой, телесные наказания широко применялись. Большинство детей простых людей и рабов не получали подготовки в школах; основные знания и навыки, связанные с трудом и нормами поведения, сообщали им родители и окружающие.

В странах древнего Востока специальные учреждения (школы) все более становились привилегией господствующих групп населения.

В глубокой древности зародилась и укрепилась школа в Ин­дии. В продолжение тысячелетий там сохранила свое существова­ние так называемая общинная школа, создаваемая общинами про­стых земледельцев. Наряду с ней большое значение имели шко­лы в городах, при храмах для знатных и богатых.

Все эти сведения сосредоточивались в руках господствующих групп насе­ления, зачастую облекались мистикой и таинственностью. Кроме замкнутых жреческих или придворных школ, возникали и школы для потребностей управления государством и хозяйством — это школы писцов, школы служащих и т. д. Постепенно менялся в не­которых странах и способ письма.

Образование и педагогическая наука насчитывают несколько тысячелетий своей истории. На этом пути педагогика постепенно из разрозненных взглядов, идей и теоретических положений превращалась в науку. Развитие воспитательно-образовательных институтов было многообразным, противоречивым и неоднозначным процессом.

История педагогики и образования как учебная дисциплина давно является неотъемлемой частью педагогического образования, это одна из самых старых отраслей педагогического знания, которая выделилась внутри педагогики уже в середине XIX в. История педагогики и образования изучает развитие теории и практики образования, воспитания и обучения в различные исторические эпохи, включая и современность в контексте ее исторического развития.

История педагогики и образования как часть педагогической науки выполняет следующие функции: а) фиксирует историю выявления и решения проблем воспитания и обучения в теории и практике образования; б) выступает критерием достоверности педагогических теорий и ориентиром в создании новых педагогических систем; в) представляет путь развития образования и накопления педагогических взглядов, теорий, идей; г) раскрывает процесс возникновения и изменения образовательных традиций; д) прослеживает взаимосвязь и влияние педагогических идей, концепций, теорий, систем в различные исторические эпохи.

Объектом истории педагогики и образования является всемирный историко-педагогический процесс, рассматриваемый в единстве теории и практики воспитания, обучения и образования.

Будучи в культурном и историческом плане масштабным явлением, всемирный историко педагогический процесс выступает объектом рассмотрения многих наук, что и определяет межпредметные связи истории педагогики и образования. Ее взаимосвязь с другими научными дисциплинами, такими как философия, история общества, культуры и психологии, теория обучения и воспитания, характеризуется тем, что содержание науки включает как исторические, так и обществоведческие знания, а также частные методики. Философия разрабатывает систему общих принципов и способов познания, поэтому для истории педагогики и образования она является теоретической основой осмысления педагогических явлений и теорий прошлого. История рассматривает широкий круг педагогических и социально-культурных явлений прошлого в процессе их исторического развития и эволюции. В свою очередь, история педагогики и образования предполагает ретроспективное изучение современного состояния системы образования, соотнося его с обществом, социальным развитием, философской и научной мыслью прошлых эпох. Культурология изучает педагогику и образование как часть исторического процесса развития общечеловеческой культуры.

Предметом истории педагогики и образования выступает сложный процесс становления и развития педагогической теории и практики образования в различные исторические периоды, в условиях различных цивилизаций, стран и культур. Исходя из данного определения предмета науки в структуре историко-педагогических знаний можно выделить две основные предметные зоны: исследование теории и практики. Каждая из этих зон как область исследования обладает относительной самостоятельностью, но в своей сущности они едины, поскольку педагогика представляет собой одну из форм духовного и практического освоения мира, а педагогическая практика (от политики государства в области образования до образовательной деятельности семьи, школы и др.) является источником и сферой реализации педагогических идей. Синтез знаний, полученных в каждой из этих предметных зон, позволяет воссоздать целостную картину историко-педагогического процесса и раскрыть закономерности его развития.

История образования как отрасль педагогики выполняет следующие научно-теоретические задачи: 1) изучение закономерностей воспитания как общечеловеческого и общественного явления, его зависимости от изменяющихся потребностей общества; 2) выявление рациональных и гуманистически ориентированных средств, которые разработали поколения педагогов; 3) анализ пути развития педагогической науки и обобщение того положительного, что было накоплено в предыдущие исторические эпохи; 4) констатация исторически верной картины состояния мировой и отечественной школы и педагогики на каждом этапе социально-исторического развития.

К источникам исследования в истории педагогики и образования относятся письменные источники (законодательные и нормативные акты, документация органов управления образованием и внутришкольная документация, учебники, учебные пособия и руководства, программно-методические документы, научно-педагогическая и методическая литература, периодическая печать, статистические материалы, художественная литература и публицистика, мемуары, дневники, письма), вещественные источники (разнообразные результаты деятельности учащихся, дидактические пособия и средства воспитания), фото-, кино-, фонодокументы и др.

Таким образом, изучение истории образования и педагогической мысли помогает освоить современную науку о воспитании, дает ценные и незаменимые знания об обществе и человеке, об истоках сегодняшнего мирового педагогического процесса.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Лекция 1. История педагогики как наука и учебный предмет. Презентация на заданную тему содержит 31 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Лекция 1. История педагогики как наука и учебный предмет План: Становление истории педагогики как области научного знания. Объект, предмет, функции истории педагогики. Цель, задачи истории педагогики. Структура истории педагогики. Методологические подходы и методы познания историко-педагогического процесса. Источники изучения истории педагогики. Основные категории и понятия истории педагогики.

Педагогика – это наука, изучающая сущность, закономерности, принципы, методы и формы организации педагогического процесса как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни. История педагогики (история образования и педагогической мысли) - отрасль педагогической науки, изучающая состояние и развитие теории и практики воспитания и обучения подрастающего поколения на разных ступенях развития человеческого общества.

Зачем изучать? расширяет педагогический кругозор студента; содействует становлению профессионально-личностной позиции; позволяет осознавать связи педагогических явлений во взаимодействии с общекультурными процессами в мире; понимать роль педагогического наследия в теории и практике современного образования;

Зачем изучать? формирует целостное педагогическое сознание и вырабатывает самостоятельный взгляд на педагогический опыт человечества и возможности его использования в настоящем; развивает творческое педагогическое мышление, что будет способствовать формированию общей и педагогической культуры; способствует появлению потребности в дальнейшем изучении историко-педагогического наследия.

Задачи истории педагогики как науки: 1. Выявление тенденций и закономерностей развития педагогики как науки, чтобы прогнозировать направления ее будущего развития. 2. Знакомство с тем положительным опытом, который может быть адаптирован к условиям сегодняшнего дня и успешно использован в практике современной школы. 3. Ознакомление с имевшими место в истории педагогики ошибками, чтобы не повторять их в будущем.

Задачи истории педагогики как учебного предмета: 1. Проследить эволюцию наиболее прогрессивных взглядов в истории педагогики и выйти на современный уровень понимания их значения. 2. Ознакомить с выдающимися педагогами прошлого, их работами, педагогическими взглядами и теориями, которые прошли проверку временем. 3. Научить будущего педагога аналитически подходить к общим реформам и частным изменениям в педагогической науке и практике.

1. Становление истории педагогики как области научного знания. Объект, предмет, функции истории педагогики Зарождение относится к концу XVII столетия (Клод Флёри – Франция, Д.Г. Морхоф – Германия), Первые историко-педагогические труды – к XVIII в. (К.Э. Мангельсдорф, Ф.Э. Рукопф – Германия), Расцвет приходится на XIX век (Ф.Х.К. Шварц, Ф. Крамер, К. Раумер, К.А. Шмидт, Ф. Диттес, П. Барт, Т. Циглер и др. - немецкие учёные).

Объект истории педагогики – закономерности развития – в единстве теории и практики – воспитания, образования и обучения у всех народов в различные исторические эпохи и обнаружение на этой основе тенденций указанных явлений в будущем (З.И. Равкин) - всемирный историко-педагогический процесс. Предмет истории педагогики: процесс становления и развития педагогической теории и практики образования в различные исторические периоды в условиях различных цивилизаций стран и культур.

Функции истории педагогики: онтологическая – уточнение той реальности, какую она изучает, т.е. педагогической теории и практики в их эволюционном развитии; гносеологическая – уточнение способов её изучения; объяснительно-оценочная – интерпретация выявленных историко-педагогических фактов, событий, явлений и оценка их значимости в общем ходе всемирного историко-педагогического процесса;

Функции истории педагогики: аксиологическая – выявление и описание ценностных ориентиров, требующих соотношения с жизненным смыслом человека, общества; прогностическая – на основе выявлений закономерностей и тенденций мирового педагогического процесса прогнозирование перспектив развития педагогической теории и практики.

2. Цель, задачи истории педагогики. Структура истории педагогики Цель истории педагогики – изучение сущности и установление закономерностей всемирного историко-педагогического процесса и соотнесение их с современными проблемами в области образования и воспитания.

Задачи современной истории педагогики : 1. Изучение закономерностей воспитания как общечеловеческого и общественного явления, его зависимость от изменяющихся потребностей общества. 2. Выявления рациональных и гуманистически ориентированных средств, которые разработали поколения педагогов. 3. Анализ пути развития педагогики (как науки) и обобщение того положительного, что было накоплено в предыдущие исторические эпохи. 4. Достоверно воссоздать историю развития мировой и отечественной педагогики.

Классификация историко-педагогического знания По широте охвата историко-педагогического процесса выделяются: всемирная история педагогики, история педагогики отдельных стран, история педагогики отдельных регионов. По разделению этого процесса на исторические эпохи: история педагогики первобытного общества, древнего мира, средних веков, нового и новейшего времени.

Классификация историко-педагогического знания • По преобладанию в обществе того или иного социально-экономического уклада: история педагогики первобытного общества, рабовладельческого, феодального, капиталистического, социалистического общества. • По характеру решаемых задач: методологические, конкретно-исторические, историографические и другие исследования.

3. Методологические подходы и методы познания историко-педагогического процесса историко-культурный (К. Шмидт, Л.Н. Модзалевский); формационно-классовый, или марксистско-ленинский (Е.Н. Медынский, И.Ф. Свадковский, Г.Е. Жураковский, А.П. Пинкевич, Н.А. Константинов и др.); парадигмальный (М.В. Богуславский); цивилизационный (Г.Б. Корнетов); антропологический (Б.М. Бим-Бад) и др.

Парадигмальный подход (М.В. Богуславский): трактует историю науки как чередование эпизодов конкурентной борьбы между различными научными сообществами. Основой формирования и функционирования таких сообществ является принятие их членами определённой модели научной деятельности – совокупности теоретических стандартов, методологических норм, ценностных критериев, мировоззренческих установок.

Антропологический подход (Б.М. Бим-Бад) Концентрирует внимание на человеке как базовой ценности, учитывает особенности его духовного и личностного развития в определённых исторических условиях и функционирования педагогической системы, дает возможность понять гуманистическую сущность развития всемирного историко-педагогического процесса.

Методы познания историко-педагогического процесса : Реконструкция решает задачи воссоздания и восстановления историко-педагогического процесса, соотносимого с конкретным местом, временем и социокультурными условиями. Объяснение выявляет сущность и значение историко-педагогических событий, выделяет в них главное и второстепенное, причинно-следственные связи, происходит познание закономерностей функционирования и развития педагогических событий прошлого.

Описание помогает воссоздать целостную картину развития историко-педагогического процесса с древнейших и до наших времен, на территории различных государств в соответствии с процессами эволюции человеческого общества, культуры, цивилизации и науки. Теоретический историко-педагогический анализ - всестороннее изучение истории образования и педагогической мысли как целостного явления, отражающего сущность всемирно-исторического процесса, имеющего свою сложную и динамическую структуру, функциональные связи и отношения, обеспечивающие его прогрессивное развитие как составляющей культуры, человеческой цивилизации в целом.

Контент-анализ - изучение источников и сущности историко-педагогических проблем с точки зрения смыслового значения, в каком их представлял автор. Метод аналогий – способ установления определённого сходства в историческом развитии практики образования и педагогической мысли (на примере разных цивилизаций, государств, конкретных педагогических систем, идей, теорий и т.д.).

Исторического моделирования – способ мысленного, знакового или материального образа процесса исторического развития образования и педагогической мысли в виде описания схем, предполагающий реконструкцию историко-педагогических явлений. Метод генерализации – метод обобщения, предполагающий путём индукции логического перехода от частного к общему выведение общих понятий, стержневых линий в истории развития практики образования и педагогической теории.

Компаративный (Б.Л. Вульфсон) – метод сравнения, позволяющий осуществлять сравнение и интерпретацию процесса развития и проблем образования и воспитания в контексте политических систем, социальных институтов, моделей культур разных стран и геополитических регионов; имеет особую актуальность в условиях глобализации, интернационализации современного мира, развития интеграционных процессов. Генетический – метод, объясняющий происхождение, зарождение того или иного историко-педагогического факта, события, явления.

Метабиографический – метод, предполагающий изучение вклада выдающихся мыслителей, педагогов, государственных и политических деятелей в область образования и педагогической теории через осмысление их жизненного пути, эволюцию их мировоззрения.

4. Источники исследования в истории педагогики : Письменные источники (законодательные и нормативные акты, документация органов управления образованием и внутришкольная документация, учебники, учебные пособия и руководства, программно-методические документы, научно-педагогическая и методическая литература, периодическая печать, статистические материалы, художественная литература и публицистика, мемуары, дневники, письма).

5. Основные категории и понятия истории педагогики (самостоятельно): Всемирный историко-педагогический процесс Историко-педагогический факт Историко-педагогическое событие Историко-педагогическое явление Педагогическая традиция История образования История педагогической мысли Педагогические идеи Педагогические взгляды (воззрения) Педагогическая концепция (теория) Педагогическая мысль


Образование и педагогическая наука насчитывают несколько тысячелетий своей истории. На этом пути педагогика постепенно из разрозненных взглядов, идей и теоретических положений превращалась в науку. Развитие воспитательно-образовательных институтов было многообразным, противоречивым и неоднозначным процессом. Изучение истории образования и педагогических учений — важное условие формирования общей и педагогической культуры будущего специалиста, поскольку оно дает знание о процессе развития теории и практики образования и воспитания и содействует становлению мировоззрения и педагогического профессионализма. [1, c 5]

История педагогики и образования как учебная дисциплина давно является неотъемлемой частью педагогического образования, это одна из самых старых отраслей педагогического знания, которая выделилась внутри педагогики уже в середине XIX в. История педагогики и образования изучает развитие теории и практики образования, воспитания и обучения в различные исторические эпохи, включая и современность в контексте ее исторического развития. Вместе с тем историко-педагогические исследования не сводятся только к хронологическому обзору явлений прошлого и рассказу о великих педагогах или великих педагогических идеях. Главная задача науки — выяснить, какова была роль образования в обществах прошлых эпох и почему философы и педагоги создали в определенный период времени определенные теории.

История педагогики и образования как часть педагогической науки выполняет следующие функции:а) фиксирует историю выявления и решения проблем воспитания и обучения в теории и практике образования; б) выступает критерием достоверности педагогических теорий и ориентиром в создании новых педагогических систем; в) представляет путь развития образования и накопления педагогических взглядов, теорий, идей; г) раскрывает процесс возникновения и изменения образовательных традиций; д) прослеживает взаимосвязь и влияние педагогических идей, концепций, теорий, систем в различные исторические эпохи. [2, c17]

Объектом истории педагогики и образования является всемирный историко-педагогический процесс, рассматриваемый в единстве теории и практики воспитания, обучения и образования. Иными словами, в истории педагогики и образования педагогические явления прошлого анализируются в тесной взаимосвязи с генезисом культуры, науки, общественной мысли, и на этой основе выявляются тенденции развития этих явлений в будущем. [3, c 25]

Будучи в культурном и историческом плане масштабным явлением, всемирный историко-педагогический процесс выступает объектом рассмотрения многих наук, что и определяет межпредметные связи истории педагогики и образования. Ее взаимосвязь с другими научными дисциплинами, такими как философия, история общества, культуры и психологии, теория обучения и воспитания, характеризуется тем, что содержание науки включает как исторические, так и обществоведческие знания, а также частные методики. Философия разрабатывает систему общих принципов и способов познания, поэтому для истории педагогики и образования она является теоретической основой осмысления педагогических явлений и теорий прошлого. История рассматривает широкий круг педагогических и социально-культурных явлений прошлого в процессе их исторического развития и эволюции. В свою очередь, история педагогики и образования предполагает ретроспективное изучение современного состояния системы образования, соотнося его с обществом, социальным развитием, философской и научной мыслью прошлых эпох. Культурология изучает педагогику и образование как часть исторического процесса развития общечеловеческой культуры. [4, c 50] В историко-педагогических исследованиях анализируются механизмы сохранения и приумножения культуры через образование и воспитание в различные исторические периоды. Социология исследует педагогику и образование как часть развития социальных институтов; в исторической ретроспективе важно познание причинно-следственных связей между образованием и обществом, осознание влияния общества на образование и понимание того, что социальные изменения во многом являются следствием существующего образования. Педагогика включает историко-педагогические знания как необходимую и важную часть в исследовании проблем воспитания, обучения и образования. Со своей стороны, история педагогики и образования формулирует знания об истории теории и практики воспитания и обучения, исследует деятельность их создателей — талантливых, выдающихся педагогов, которые среди современников были новаторами. [5, c 13]

Предметом истории педагогики и образования выступает сложный процесс становления и развития педагогической теории и практики образования в различные исторические периоды, в условиях различных цивилизаций, стран и культур. Исходя из данного определения предмета науки в структуре историко-педагогических знаний можно выделить две основные предметные зоны: исследование теории и практики. Каждая из этих зон как область исследования обладает относительной самостоятельностью, но в своей сущности они едины, поскольку педагогика представляет собой одну из форм духовного и практического освоения мира, а педагогическая практика (от политики государства в области образования до образовательной деятельности семьи, школы и др.) является источником и сферой реализации педагогических идей. Синтез знаний, полученных в каждой из этих предметных зон, позволяет воссоздать целостную картину историко-педагогического процесса и раскрыть закономерности его развития. [6, c 89]

История образования как отрасль педагогики выполняет следующие научно-теоретические задачи:

1) изучение закономерностей воспитания как общечеловеческого и общественного явления, его зависимости от изменяющихся потребностей общества;

2) выявление рациональных и гуманистически ориентированных средств, которые разработали поколения педагогов;

3) анализ пути развития педагогической науки и обобщение того положительного, что было накоплено в предыдущие исторические эпохи;

4) констатация исторически верной картины состояния мировой и отечественной школы и педагогики на каждом этапе социально-исторического развития. [7, c 36]

В истории педагогики и образования традиционно сложилось несколько подходов к рассмотрению явлений педагогической теории и практики. Среди них выделяют философско-теоретический подход, рассматривавший идеи и учения в свете их реализации; социально-педагогический, трактовавший историю воспитания и различных типов учебных заведений в связи с развитием социальных институтов и государственной политики в сфере просвещения; историко-культурный, с позиции которого анализируются педагогические идеи и практика воспитания как одна из составных частей общекультурного развития общества. С 1970-х гг. активизируется разработка цивилизационного и антропологического подходов к изучению историко-педагогического процесса.

К специфическим методам историко-педагогического исследования стоит отнести реконструкцию, описание и объяснение. Реконструкция решает задачи воссоздания и восстановления историко-педагогического процесса, соотносимого с конкретным местом, временем и социокультурными условиями. С помощью объяснения выявляются сущность и значение историко-педагогических событий, выделяется в них главное и второстепенное, причинно-следственные связи, происходит познание закономерностей функционирования и развития педагогических событий прошлого. Описание помогает воссоздать целостную картину развития историко-педагогического процесса с древнейших и до наших времен, на территории различных государств в соответствии с процессами эволюции человеческого общества, культуры, цивилизации и науки. Главной задачей историко-педагогических исследований является описание и объяснение фактов и явлений педагогической теории и практики и их эволюции. [9, c 10]

К источникам исследования в истории педагогики и образования относятся письменные источники (законодательные и нормативные акты, документация органов управления образованием и внутришкольная документация, учебники, учебные пособия и руководства, программно-методические документы, научно-педагогическая и методическая литература, периодическая печать, статистические материалы, художественная литература и публицистика, мемуары, дневники, письма), вещественные источники (разнообразные результаты деятельности учащихся, дидактические пособия и средства воспитания), фото-, кино-, фонодокументы и др.

История педагогики и образования как учебная дисциплина имеет своей целью формирование системы знаний, во-первых, о ходе и результатах взаимодействия общества, с одной стороны, и школы и педагогики — с другой; во-вторых, о процессах воспроизведения школой и педагогикой сообществ и цивилизации; в-третьих, о механизме закрепления в сфере воспитания и обучения приобретенных человечеством культурных ценностей; в-четвертых, о том, что школа и педагогика всегда были заметным, хотя и не единственным, двигателем культурной и общественной эволюции. Таким образом, изучение истории образования и педагогической мысли помогает освоить современную науку о воспитании, дает ценные и незаменимые знания об обществе и человеке, об истоках сегодняшнего мирового педагогического процесса. [10, c 63]

Принципы воспитания — это основополагающие идеи или ценностные основания воспитания человека. Они отражают уровень развития общества, его нужды и требования к формированию конкретного типа личности. Таким образом, принципы воспитания представляют собой историческую категорию: на разных этапах развития общества становились актуальными или, напротив, теряли свою актуальность различные точки зрения на процесс воспитания. Среди важнейших принципов воспитания необходимо отметить следующие.

1. Принцип природосообразности воспитания. идея природосообразности зародилась в античной философии (Демокрит, Платон, Аристотель), однако глубокую разработку она получила в трудах Я. А. Коменского Принцип природосообразности занимал значительное место в педагогических концепциях Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Ф. А. Дистервега. При всех различиях в трактовке самого понятия природы их объединяет подход к человеку как к ее части и утверждение необходимости воспитания человека в соответствии с объективными закономерностями его развития в окружающем мире. Принцип природосообразности в европейской педагогике XIX–XX вв. послужил основой многих педагогических концепций: теории свободного воспитания, педологии, теорий возрастного и индивидуального подхода.

Принцип центрации воспитания на развитии личности. Эта идея зародилась в античных учениях, в них формулировалась мысль о том, что задачей воспитания является развитие личности. Интерпретация воспитания как всестороннего и гармоничного процесса наиболее свойственна учению Ж.-Ж. Руссо. В русле философии прагматизма (Д. Дьюи) этот принцип понимался как обеспечение роста человека, удовлетворение его интересов и потребностей. В гуманистической психологии (К. Роджерс, А. Маслоу) развитие человека трактуется как процесс свободного раскрытия им своих способностей, а воспитание — как создание возможностей для самореализации и самоконтроля. Данный принцип исходит из приоритета личности по отношению к обществу.

Принципы природосообразности, культуросообразности и центрации воспитания на развитии личности не потеряли своей актуальности и в настоящее время.

Принципы обучения направляют деятельность педагогов, выполняя нормативную функцию дидактики. Принципы обучения выросли из потребностей педагогической практики как результат ее обобщения (например, принципы наглядности, прочности и последовательности обучения). Возникнув из опыта, они обеспечили возможность воспроизводить существующую педагогическую практику.

История дидактики характеризуется настойчивым стремлением выявить общие принципы обучения и на их основе сформулировать те важнейшие требования, соблюдая которые учителя могли бы достигать высоких и прочных результатов обучения. Решение поставленной задачи начинается с выявления логической основы построения системы принципов. Такой основой Я. А. Коменский считал принцип природосообразности обучения, все остальные принципы должны идти в последовательности, согласованной с этой идеей. Ф. А. Дистервег стремился раскрыть принципы обучения конкретнее и рассматривал их в виде обязательных требований, предъявляемых, во-первых, к содержанию обучения, во-вторых, к обучающимся и, в-третьих, к обучающим. К. Д. Ушинский сформулировал необходимые условия хорошего обучения: своевременность, постепенность, органичность, постоянство, твердость усвоения, ясность, самодеятельность учащихся, правильность и т. д.

1. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV–XVII вв. / Сост. С. Д. Бабишин, Б. Н. Ми-тюров. М., 1985.

2. Антология педагогической мысли России в XVIII в. / Сост. А. И. Соловников. М., 1985.

3. Антология педагогической мысли России второй половины XIX в. / Сост. П. А. Лебедев. М., 1990.

4. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. / Сост. П. А. Лебедев. М., 1987.

5. Антология педагогической мысли христианского средневековья: В 2 т. / Авт. — сост. В. Г. Безрогова, О. И. Варьяш. М., 1994.

6. Аристотель. Собрание сочинений: В 4 т. М., 1984.

7. Белозерцев Е. П. К.Д. Ушинский и русская школа. Беседы о великом педагоге. М., 1994.

8. Беляев В. И. Педагогика А. С. Макаренко: традиции и новаторство. М., 2000.

9. Беляев В. И. Становление и развитие инновационной концепции С. Т. Шацкого. М., 1999.

10. Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию М., 1995.

Основные термины (генерируются автоматически): история педагогики, воспитание, образование, историко-педагогический процесс, цель воспитания, идея, принцип обучения, всемирный историко-педагогический процесс, нравственное воспитание, педагогическая теория.

Похожие статьи

Основные категории педагогики — развитие, воспитание.

Основными категориями педагогики являются: развитие, воспитание, образование, обучение. Развитие человека — это процесс становления его личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов.

Образование, воспитание и обучение как единое целое

воспитание, педагогический процесс, образование, обучение, процесс обучения, педагог, старшее поколение, умственное воспитание, процесс поиска, друг.

Исторические взгляды и современные подходы патриотического.

Обсуждается вопрос воспитания любви к Родине детей дошкольного возраста. Среди наиболее значимых выводов следует отметить, что патриотическое воспитание — сложный педагогический процесс.

Нравственное воспитание: понятие, сущность, задачи

Целью нравственного воспитания является развитие стойкой системы нравственных убеждений и моральных норм. Исходя из всего вышеприведенного, можно сделать вывод, что нравственное воспитание — это процесс взаимодействия.

Историко-педагогический анализ проблемы эстетического.

Историко-педагогический анализ проблемы эстетического воспитания школьников в педагогической теории и практике. Автор: Шульц Елена Григорьевна. Рубрика: 2. История образования и педагогики.

Педагогические идеи К. Д. Ушинского в современной системе.

Идея народности воспитания. Основополагающая идея педагогической теории Ушинского — признание творческой силы трудового народа в историческом процессе и его права на полноценное образование.

Выдающиеся идеи основоположников народной педагогики

Бийск, 2011. 5. Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. — М.: Педагогика, 1965.-240с. 6. История педагогики в России.

Прогрессивные идеи нравственного воспитания личности.

Ярким примером поиска основ нравственного воспитания является педагогическая концепция М. М. Манасеиной, впитавшая идеи представителей различных эпох и их воззрений по вопросу нравственного воспитания.

Педагогическая антропология и роль гуманистических идеалов.

История педагогики и образования как учебная дисциплина давно является неотъемлемой частью педагогического образования, это одна. Объектом истории педагогики и образования является всемирный историко-педагогический процесс.

Читайте также: