Боккаччо как создатель жанра новеллы кратко

Обновлено: 08.07.2024

Как отмечают исследователи, у своих средневековых предшественников Боккаччо взял следующие элементы:

трезвый бытовой элемент,

прославление находчивости и остроумия,

непочтительное отношение к попам и монахам.

К этим элементам он добавил собственные находки:

интерес к жизни,

последовательную реалистическую установку,

богатство психологического содержания

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

сознательный артистизм формы, воспитанный внимательным изучением античных авторов.

Золотым веком итальянской новеллы стала пора зрелого и позднего Возрождения. Именно в XVI в. новелла в Италии получила широчайшее распространение, завоевала огромную популярность во всех слоях читающего общества и накопила что-то вроде арсенала новой литературной мифологии.

За пределами Италии новелла считалась, да и до сих пор считается едва ли не самым типичным жанром итальянского Возрождения В период расцвета в Западной Европе социального реалистического романа в ренессансной новелле видели прежде всего человеческий документ и ценили в ней главным образом общественно-историческую достоверность сюжетного материала. Жизненное правдоподобие почиталось в то время основной предпосылкой художественности.

Джованни Боккаччо (1313-1375).

Влияние Данте и Петрарки. Не добился прижизненной славы. Незаконный сын флорентийского купца и француженки. Родился в Париже, больше там не был. Обучался коммерции и юриспруденции, не любил, изучал античных авторов. В 14 лет уехал в Неаполь (1327-1340).

Ренессансный реализм. Прозаическая повесть-новелла, жанр идет из легенд, сказок.




Золотым веком итальянской новеллы стала пора зрелого и позднего Возрождения. Именно в XVI в. новелла в Италии получила широчайшее распространение, завоевала огромную популярность во всех слоях читающего общества и накопила что-то вроде арсенала новой литературной мифологии.

За пределами Италии новелла считалась, да и до сих пор считается едва ли не самым типичным жанром итальянского Возрождения В период расцвета в Западной Европе социального реалистического романа в ренессансной новелле видели прежде всего человеческий документ и ценили в ней главным образом общественно-историческую достоверность сюжетного материала. Жизненное правдоподобие почиталось в то время основной предпосылкой художественности.

Джованни Боккаччо (1313-1375).

Влияние Данте и Петрарки. Не добился прижизненной славы. Незаконный сын флорентийского купца и француженки. Родился в Париже, больше там не был. Обучался коммерции и юриспруденции, не любил, изучал античных авторов. В 14 лет уехал в Неаполь (1327-1340).

Ренессансный реализм. Прозаическая повесть-новелла, жанр идет из легенд, сказок.

Сара Данченко

Новелла. В принципе новелла давно существовала в средневековой литературе как вставной рассказ в какой-нибудь обширной книге и носила псевдоисторический, ученый характер. Классическая новелла возникла на рубеже XIII–XIV веков в Италии (от ит. novella — новость).

Для ранней итальянской новеллы характерно объединение в циклы, единство которых задавалось так называемой рамочной конструкцией. Каждая из первых новеллистических книг имеет "обрамляющее" ее повествование, то есть рассказывается некая история, обосновывающая саму ситуацию рассказывания, а в этой обрамляющей ситуации более или менее органично вводятся самые разнообразные новеллы.

Создателем классической новеллы считается великий итальянский гуманист Джованни Боккаччо (1313–1375 гг.), сочетавший в одном лице писателя и ученого-филолога. Сын богатого флорентийского купца, он жил в разных городах Италии, но главным образом во Флоренции, где стал свидетелем великой чумной эпидемии 1348 года.

Новеллы "Декамерона" удивительно пестры по содержанию. Действие большинства из них разворачивается во Флоренции и Неаполе. Боккаччо рисует своих реальных сограждан, живописцев Джотто, Бруно и Буффальмако, епископа Флорентийского, дворян, авантюристов, ремесленников, купцов, нищих — перед читателем предстают все социальные слои Италии XIV века. Герои каждой новеллы названы по имени, почти всегда указывается, откуда они родом, где проживают, — это обилие деталей придает повествованию особую убедительность. Каждая новелла снабжена вначале кратким изложением сюжета.

Федериго дельи Альбериги влюблен, но ему не отвечают взаимностью; он разоряется ради своей возлюбленной, и у него остается только сокол, которого он за неимением чего-либо еще и подает на обед пришедшей к нему в гости даме его сердца; узнав об этом, дама изменяет к нему свое отношение, выходит за него замуж, и благодаря этому он опять становится богатым человеком.

На этой новелле стоит остановиться подробнее не только потому, что это прекрасный образец искусства Боккаччо, но и потому, что теоретики новеллы находят в ней идеальный образец жанра.

Рассказчик этой новеллы Дионео, один из трех юношей-рассказчиков "Декамерона", начинает с того, что упоминает имя реально существовавшего почтенного и знатного флорентийца, Коппо ди Боргезе Доменики,

который особенно часто рассказывал историю о юном Федериго, сыне мессира Филиппо Альбериги. В систему вымышленных рассказчиков "Декамерона", каждый из которых, как считается, отражает одну из сторон личности автора, включаются, таким образом, рассказчики подлинные, люди широко известные, что придает рассказываемой новелле особую достоверность в глазах читателя. Федериго влюблен в знатную и добродетельную монну Джованну, не обращающую никакого внимания на пышные празднества, которые он в ее честь устраивает. Растратив свое состояние, Федериго перебирается в Кампи, где находится последнее оставшееся у него именьице, живет охотой на птиц, в чем ему помогает оставшийся у него прекрасный сокол, и хранит любовь к своей даме.

Лауреат Нобелевской премии по литературе 1910 года, немецкий писатель П. Хейзе считал, что у каждой новеллы должен быть свой "сокол", то есть та деталь, что замыкает на себя действие новеллы. Конечно, по сравнению с прочими эпическими жанрами новелла выхватывает из цепочки событий какое-то одно, самое необычное, и изображает его максимально лаконично; очень ч


Ключевые слова: Возрождение, Джованни Боккаччо, Декамерон, новелла.

Посвящается памяти Ушенко Александра Фёдоровича.

В начале XIV века в Италии, а затем во всей Европе началась эпоха Возрождения. Однако Ренессанс возник не сразу, а постепенно благодаря пробуждению интереса к античному наследию, произведениям Данте Алигьери, а также распространению среди простого народа фацеций — юмористических рассказов, повествующих о различных смешных выходках, главным образом высмеивающих людские пороки.

Фацеции, после культурной обработки, оседали в книгах, что в свою очередь и привело к зарождению нового литературного жанра — новеллы. От устного рассказа новелла переняла разговорный итальянский язык, изобиловавший пословицами и крылатыми выражениями. Именно это обеспечило ей быстрое распространение на итальянской земле, как среди богачей, так и среди бедняков.

Но лишь в руках писателя Джованни Боккаччо новелла обрела ту форму, которая позднее стала классической. Именно поэтому Боккаччо, наравне с Данте и Петраркой называют основоположником литературы Возрождения. Но, чтобы проследить развитие новеллы, нам необходимо ознакомится с биографией писателя.

О месте его рождения и о том, кем была мать Джованни Боккаччо, до сих пор идут споры, однако доподлинно известно, что он родился в семье флорентийского купца. Отец будущего писателя желал, чтобы его сын стал купцом или юристом. Поэтому он в 1330 году поспособствовал отправке Джованни в Неаполь для изучения права. Юриспруденция не привлекала молодого человека, но именно в этом городе Боккаччо, сблизился с кружком гуманистов, после чего стал изучать древнегреческий язык и античную литературу.

Вскоре Джованни попал ко двору короля Роберта Анжуйского, где познакомился с его внебрачной дочерью Марией Аквиной. Эта встреча стала судьбоносной для молодого человека. Боккаччо влюбился в Марию, а любовь к ней, по мнению современников и исследователей, дала толчок его творческому развитию.

Работая над ним, Джованни Боккаччо привнёс в него лучшие традиции устного рассказа и обогатил их опытом итальянской и мировой литературы. В частности, автор использовал французские фаблио, литературу древних греков и римлян, а в результате создал новеллу, которую поднял до уровня формирующейся гуманистической идеологии.

Но эта книга также принесла автору немало неприятностей из-за того, что он в некоторых новеллах беспощадно высмеял пороки духовенства, которое проповедовало воздержание, а на деле его не соблюдало. Противники писателя заявляли, что эти рассказы Боккаччо написал только для праздного развлечения.

Но сам автор, заранее подготовившийся к возможной критике, в послесловии написал, что ничего не видит постыдного, если любую неприличную вещь рассказать приличными словами, поскольку это необходимо для нравоучительных целей.

2. Боккаччо Д. Декамерон / Пер. с ит. Н.Любимова; Вступ. Ст. В.Татаринова; Примеч. Н. Томашевского. М., 2015. 896 с.

3. Боккаччо / Большая Советская энциклопедия: В 51-м томе. Т. 5. / Гл. ред. С. И. Вавилов. 2-е изд. М., 1950. С. 388.

4. Гаспари А. История итальянской литературы. Итальянская литература эпохи возрождения. М., 1897. Том 2. 644 с.

5. Дж. Боккаччо: pro et contra, антология / Сост., вступ. Статья, коммент. М. С. Самариной, И. Ю. Шауба; коммент. В. В. Андерсена, И. Ю. Шауба, Ч. Пило Бойл ди Питифугари. СПб., 2015. 735 с.

6. Итальянская новелла Возрождения / Сост. А.Эфрос. М., 1957. 670 с.

7. Тихонов А. А. Д. Боккаччо, его жизнь и литературная деятельность. СПб, 1891. 79 с.

9. Хрестоматия по Западно-Европейской литературе. Эпоха Возрождения / Сост. Б. И. Пуришев. М., 1938. 783 с.

Основные термины (генерируются автоматически): новелла, итальянский язык, культурная обработка, литературный жанр, молодой человек, произведение, устный рассказ, эпоха Возрождения.

Читайте также: