Системный анализ школы пример

Обновлено: 05.07.2024

• Тип урока (усвоения новых знаний; усвоения умений и навыков; применения знаний и умений; обобщения и систематизации знаний; проверки, оценки и корректировки ЗУН; комбинированный).

• Учитель: его личность; уровень профессионализма; общая эрудиция (устойчивость внимания, интереса. ); активность, дисциплина; подготовленность класса к коллективно-распредели-тельной работе (умения взаимодействовать друг с другом, слушать другого, работать в группах. ); владение элементами организации труда.

• Оформление урока. Условия труда.

2. Анализ эффективности проекта урока.

• Реальность цели урока.

• Что проектировалось изучить и зачем? Роль предлагаемого материала в системе изучения предмета.

• Какие понятия намеривалось усвоить и на какие знания оно опиралось?

• Какие учебные действия должны были осуществлять ученики?

• Как планировалось подключение учеников к решению учебной задачи?

• Исходя из чего планировались этапы урока?

3. Осуществление замысла урока.

• Совпадает ли цель урока с его конечным результатом? Удалось ли осуществить намеченную программу? (Да, нет - почему?)

• Соответствовала ли форма урока его цели и содержанию?

• Каким образом учитель включил детей в учебную ситуацию?

• При помощи каких способов была создана ситуация принятия детьми учебной задачи? Как эта задача повлияла на дальнейший ход урока?

• Насколько эффективно осуществлялся этап преобразований условий учебной задачи?

• Какие дидактические приемы (арсенал средств и форм), способствующие активизации деятельности учащихся, использовал учитель?

• Как был организован контроль? Подключались ли дети к процессу оценивания себя?

4. Оценка целостности урока.

• На сколько содержание урока соответствовало современным требованиям к образовательной деятельности?

• Каким образом характер взаимодействия участников образовательного процесса повлиял на качество осуществления учебной деятельности?

• Каков в целом уровень формирования теоретического и образного мышления учащихся?

• Наиболее сильные и слабые этапы урока.

• Дает ли данный урок представление о системе работы учителя?

5. Оценка воспитательной стороны урока.

• Личность учителя. Его поведение на уроке.

• Сумел ли учитель в процессе организации учебной деятельности уделить внимание формированию ценностей ориентации учащихся, воспитанию нравственности?

• Что дал урок для дальнейшего позитивного развития отношений?

6. Оценка конечного результата урока.

• Какой вклад внес урок в дальнейшее развитие личности учеников?

• Оценить условие понятий и общего способа действия учащихся в ходе осуществления ими учебной задачи.

• Анализ конкретных недостатков урока.

Интеграция — это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области.

Системно-интегративный анализ урока

Ф. И. О. учителя _________________

Критерии педагогической деятельности

Отметки посетившего урок

1

2

1. Объект интеграции:

2. Содержание и компоненты интеграции:

- какие учебные дисциплины в нее входят?

- каково сочетание старых, классических, и новых основных и дополнительных дисциплин в процессе интеграции?

3. Направление и объем интегрируемых предметов, в чем он выражается:

- в создании нового учебного предмета;

- в создании цикла (блока) периодически повторяемых уроков;

- в создании единичных интегрированных уроков.

4. Ситуация (уровень) интеграции содержания в курсе или уроке:

- целостная новая структура;

- параллельное существование в одном уроке и программе различных пластов материала;

- стадия перехода от параллельного соединения материала к целостной новой структуре.

5. Тема интегративного урока, проблема, цель:

- достигнута ли систематизация знаний учащихся, формирование целостного взгляда на предмет.

1

2

6. Деятельность учителей и учеников по подготовке к интегративному уроку:

- спонтанно ли осуществлялся этот урок или является результатом тщательной подготовки учителей и учеников?

- Какую самостоятельную работу ученики должны были выполнить до урока; ее цель, объем, характер?

- Облегчают ли эти уроки условия обучения учащихся или они затрудняют его жизнь?

7. Форма проведения интегративного урока, виды деятельности учеников и учителя:

Основное предназначение системы внутришкольного управления – обеспечение успеха школы, достижение важнейших результатов жизнедеятельности в виде определенныххарактеристик выпускников, их жизнеустройства после школы, социального признания школы, ее востребованности. Достижение таких результатов школы возможно только на основе обеспечения соответствующих характеристик строения,функционирования и развития школы, которые рассматриваются как важнейший результат управления.

1. Основными целями школы являются:
1) Освоение обучающимися образовательного минимумы содержанияобщеобращовательных программ;
2) достижение учащимися высокого уровня развития, адаптация личности к жизни в обществе;
3) создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных программ.Задачи школы:
1) Оптимальное развитие индивидуальных способностей обучающихся, их успешная самореализация, самоопределение и саморазвитие;
2) создание основы для осознанного выбора ипоследующего освоения выпусками школы профессиональных программ;
3) создание условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья учащихся
4) разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин;
5)формирование общей культуры обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ;
6) создание условий для социально-психологической адаптации учащихся.

Обеспечить освоение образовательного минимума содержания общеобразовательных программ

Улучшить степень подготовки к выпускным экзаменам
Определить ВУЗы в которые собираются поступатьвыпускники и тесно сотрудничать с ними
Провести адаптационные семинары и уроки для встречи выпускников с представителями ВУЗов
Создать основы для сознательного выбора и последующего освоения профессиональныхобразовательных программ

Тарификационная категория (подчеркнуть) учитель; учитель II категории, учитель I категории; учи тель высшей категории; заслуженный учитель; др.

Внешний вид и др.

Контакт с классом

Умение организовывать работу класса, включая элемен ты научной организации труда

Требовательность и объективность

Воспитание личным примером

Личность учителя представляет интерес для школьников

4. Учащиеся - особенности класса - сильный, сред ний, слабый

Уровень работоспособности учащихся (устойчивость внимания, интереса, др.)

Владение учащимися элементами научной организации труда (умение экономно использовать время, оборудо вание, рабочее время, использование рациональных ме тодов работы и др.)

Дисциплина учащихся на уроке

Анализ структуры урока

1. Соответствие целям и типу урока:

Время, потраченное на опрос, соответствовало структу ре уроков

Формирование понятий, умений и навыков

Объяснение домашнего задания

2. Организация выявления знаний

Методы опроса (подчеркнуть):

устные, письменные, графические, автоматизированные практические.

фронтальный, индивидуальный, комбинированный, др.

Активность учащихся при опросе

Включение всех учащихся в опрос

Подготовка учащихся к восприятию нового материала

3. Изучение нового материала

Соответствие материала урока требованиям программы

Активизация мыслительной деятельности, проблемные вопросы

Объяснение нового материала учителем при помощи учащихся

Самостоятельная работа на уроке (научность, идей ность, логичность изложения, выделение главного, вы явление причинно-следственных св.)

Опора на образы (символические, графические, художе ственные), ТСО

Работа с учебником, первоисточниками, словарями, справочниками

Использование практического опыта учащихся

Степени формирования новых понятий, представлений, навыков и умений

Время, потраченное на повторение нового материала

Способы закрепления (подчеркнуть):

устные, письменные, графические, практические работы

Разнообразие форм самостоятельной работы с классом, по группам, индивидуально

Включение учащихся в практическую деятельность

Взаимоконтроль, самоконтроль, самооценка учащихся

5. Подведение итогов урока

Кто подводил? подводил учитель подводил учащийся не подведены

Выделение главного, изученного на уроке

Демонстрация уровня владения новым материалом

Выявление типичных ошибок, пути их преодоления

6. Задание на дом

- для сильных учащихся,

- для слабых учащихся,

Инструктирование учащихся перед выполнением до машнего задания

7. Дифференцированный подход к учащимся на про тяжении всего урока

Работа с сильными учащимися

Работа со слабыми учащимися

1. Реализация обучающей цели урока (степень усваиваемости материала)

полнота знаний, умений, навыков

осознанность и действенность знаний

прочность знаний, усвоенных на предыдущем уроке

2. Реализация развивающей цели урока

развитие воображения - репродуктивного, творческого

развитие наглядно-действенного, образного, абстрактно-логического мышления

умение анализировать, синтезировать, сравнивать, абст рагировать, конкретизировать, обобщать

3. Реализация воспитывающей цели урока

нравственное воздействие (правовое, эстетическое, тру довое, политехническое и т. д.)

профориентация, экономическое, экологическое, физи ческое, санитарно-гигиеническое

воспитание культуры умственного труда (элементы НОТ)

4. Общие итоги урока

мотивация школьников на всех этапах урока

соблюдение дидактических принципов

интерес учащихся к уроку

морально-психологическая обстановка на уроке, демо кратизация взаимоотношений между учителем и уча щимися

реализация принципа педагогического сотрудничества, самоуправления школьников на уроке

5. Выводы и предложения

Положительные особенности урока

Замечания, предложения, рекомендации:

Анализ урока чтения в начальной школе


время на работу с текстом (3–5 мин);
целостность урока и взаимодействие отдельных частей урока;
какие наглядные пособия и ТСО использует учитель и как они воздействуют на восприятие материала.

2. Закрепление и углубление навыков чтения и умений работы с текстом:

правильность, осознанность, выразительность, беглость чтения, полный или краткий пересказ.

3. Эффективность методов, способов и приемов, используемых при обеспечении нового и при закреплении:

организация многочтения (целесообразность, целенаправленность вопросов при перечитывании текста)
дифференцированность заданий при работе с текстом.

4. Методика организации домашнего задания.

5. Выводы о знаниях, умениях учащихся по чтению, техника чтения.

Анализ урока математики в начальной школе

1. Организация урока:

• организация, наличие различных форм работы на уроке;
• оборудование, рациональнная организация рабочего места учителя и ученика;
• время, отведенное на устную и письменную работу на уроке.

2. Цель посещения.

3. Содержание урока:

• в какой мере материал урока отражает основные задачи развития и обучения младших школьников математике;
• как формируются у учащихся сознательные, прочные вычислительные навыки;
• насколько упражнения, предлагаемые для устного счета, способствуют выработке прочных вычислительных навыков;
• как знание теоретического материала помогает учащимся прочно формировать навык счета;
• на каждом ли уроке выделяется 5 – 7 минут для специальных устных упражнений;
• насколько глубоко ведется работа по усвоению арифметических действий, взаимосвязи компонентов и результатов действий;
• рационально ли используются упражнения учебника при знакомстве с новым материалом, при закреплении и повторении его, выясняется ли математическая сущность этих упражнений;
• работа на уроке в связи с решением задачи: как ведется обучение умению решать задачи, умеют ли учащиеся анализировать задачи, сколько задач решается на уроке, проводится ли творческая работа в связи с решением задачи.

4. Эффективность методических приемов:

• имеют ли место на уроке элементы сравнения, сопоставления, противопоставления;
• какова результативность используемых на уроке наглядных пособий ТСО;
• применяются ли на уроке занимательные моменты, имеющие познавательный смысл, способствующие развитию ребенка, а не развлекательный;
• каков характер и объем домашних задач, насколько учащиеся подготовлены к самостоятельному их выполнению.

как содержание и методика ведения урока способствуют осознанному и глубокому усвоению материала, способствуют развитию учащихся.

1. Организация урока:

Анализ урока русского языка в начальной школе

1. Организация урока:
настройка учащихся на работу;
наличие различных форм работы на уроке;
тип и виды работы;
оборудование урока;
организация рабочего места учителя и ученика;
время, отведенное на устную и письменную работу на уроке, что преобладает.
2. Цель посещения урока:
как в процессе обучения русского языка органически сочетается обучение и воспитание с развитием познавательных интересов учащихся.
3. Содержание урока:
в какой мере материал урока отражает задачи изучения русского языка младшими школьниками
как ведется на уроке работа по всем четырем разделам программы (звуки и буквы, слово, предложение, связная речь)
как ведется работа над языковыми явлениями:
звуко – буквенный анализ слов;
произношение и упражнение в правописании;
слово и его значение;
предложение.
4. Какие виды самостоятельной работы преобладают на уроке:
использование упражнений учебника;
работа с деформированным текстом;
списывание с анализом;
составление предложений (изложение, сочинение);
прочие.
5. Лексическая работа:
многозначность слова;
подбор синонимов, антонимов;
логические упражнения.
6. Слуховое письмо:
выработка орфографической зоркости;
выдерживается ли объем письма;
навыки каллиграфического письма учащихся..
7. Каков характер и объем домашнего задания
8. Итог урока:
как содержание и методика урока способствуют развитию личности учащихся;
резерв познаний и резерв познавательных интересов учащихся.

Анализ урока, построенного на основе спользования в процессе обучения инновационных технологий

1. Тема урока. Характеристика модели урока. Класс; особенности класса.

2. Тип урока (вводный, усвоения, формирования и закрепления, обобщения, контроля и учёта знаний и умений, комбинированный урок или иной тип занятия) и его место в системе уроков по данной теме.

3. Цели урока: обучающая, развивающая, воспитывающая.

4. Задачи урока: общие задачи, задачи разных этапов урока, задачи по осуществлению ранжирования и структурирования урока и др.

5. Этапы урока: организационный, подготовка к восприятию, усвоение материала, его систематизация, корректировки, информация и др.

6. Условия проведения и обеспечение урока: материально-техническая база кабинета; рабочее место учителя, учащихся; обеспеченность реактивами, оборудованием, таблицами, схемами; научно-методическое обеспечение кадрами (лаборант).

7. Содержание урока: логичность структуры урока; отражение через содержание учебного материала основных идей курса; выделение опорных, новых знаний, способов деятельности; соответствие содержания целям, задачам, уровню подготовки учащихся.

8. Деятельность учителя на уроке:
– позиция педагога в учебном процессе (руководитель, организатор познавательной деятельности, игровой деятельности, управляющей групповым взаимодействием учащихся;
– методы педагогической деятельности: опора на экспериментально – исследовательские формы работы; мотивация при постановке целей, задач и их реализации;
учёт уровня подготовки и психологических особенностей учащихся, культура речи и самоориентация педагога.

9. Деятельность на уроке:
– тип деятельности (познавательная, учебная, игровая);
– формы организации деятельности;
– принципы формирования учебных групп;
– формы взаимодействия учащихся, самоуправление познавательной, учебной, игровой деятельностью.

10. Формы контроля и оценки результатов учебно-воспитательного процесса:
– типы и методы контроля (индивидуальный, фронтальный, групповой; устный, письменный; практическая работа, практикум; графические, тестовые задания);
– дифференциация, индивидуализация контроля;
– создание психологических условий при контроле;
– рациональность форм контроля;
– диагностика результатов;
– формы самоконтроля, самоанализа и самооценки.

11. Домашнее задание:
– характеристика домашнего задания;
– объём домашнего задания;
– обеспечение связи домашнего задания с содержанием настоящего, будущего урока, с уровнем подготовки, интересами учащихся.

12. Результаты учебно – воспитательного процесса: достигнуты ли цели урока; выделены ли ведущие идеи, законы, закономерности, понятия; осуществлены ли межпредметные связи; реалистичны ли требования к уровню знаний, умений учащихся; проведена ли диагностика результатов.
1. Какие цели учебные, воспитательные и развивающие задачи были поставлены мною в поурочном плане и перед учащимися.
2. Что главное в содержании программного материала отобрано мною на данный урок в соответствии с поставленной целью и выдвинутыми задачами (основные законы, понятия, факты, межпредметные связи и т.д.).
2. Какие методы, приёмы, организационные формы применены мною на уроке для достижения цели? Как учтены возможности школы и кабинета (наличие наглядного и раздаточного материала, ТСО, телепередач, кинофильмов, диафильмов и т.д.).
3. Насколько оптимально были учтены особенности класса и индивидуальные особенности учащихся при планировании урока и индивидуальной работы.
4. Как предвидел ход урока, его результат? Осуществлены ли мои намерения?
5. Какие затруднения возникли у класса и отдельных учащихся и почему?
6. Смог ли я их преодолеть?
7. Какие возможности урока не были использованы? Что и как я планирую использовать на следующих уроках по данной теме?
Самоанализ урока

1. Воспроизведите этапы урока, дайте оценку элементам урока, их последовательности и насыщенности. Удалось ли осуществить намеченный план урока? В какой мере? Насколько качественно? Были ли отступления от плана? Усвоили ли учащиеся материал?

2. Какие проблемы были поставлены перед школьниками, привлекала ли сама постановка проблемы внимание ребят? Как была организована моя деятельность на уроке и деятельность учащихся?

3. Какие элементы урока были самыми удачными? Удалось ли увлечь учащихся, заинтересовать их? Чем и как? Что нового, неожиданного в материале, в способе его подачи было для учащихся? Какие открытия были на уроке?

4. Кто работал интенсивнее – я или ученики? Были ли активны ученики в ходе урока? Проявили ли инициативу? Что можно было бы улучшить в организации урока, в содержании и методах работы?

5. Оцените комфортность работы учеников на базе урока. Трудно ли было им усваивать новый материал? Как вели себя учащиеся на уроке?

1. Достижение целей урока и реализация его познавательной, развивающей и воспитывающей функции.

2. Чёткость доведения до учащихся темы и задач урока и установление связи данного урока и предыдущего.

3. Целесообразность структуры и последовательности отдельных её частей.

4. Содержание урока соответствует ли его цели.

5. Соответствие приёмов и методов обучения содержанию, цели урока и возрастным особенностям учащихся.

6. Сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной форм организации познавательной деятельности учащихся на разных этапах урока. Эффективность приёмов, методов и форм работы.

7. Особенности контроля учителя, взаимоконтроля и самоконтроля учащихся.

8. Психологическая характеристика деятельности учащихся на уроке: интерес, активность, понимание материала и его значимости.

9. Характеристика отношений участника педагогического процесса: наличие доброжелательности, жизнерадостности, взаимного расположения, сопереживания, поддержки, взаимного уважения и справедливости.

10. Общая оценка урока. Выводы и рекомендации учителю.

Схема самоанализа урока

1. Каково место данного урока в теме, разделе, курсе? Связан ли он с предыдущими, на что в них опирается? Как этот урок работает на последующие уроки? В чём его специфика?
2. Какова характеристика реальных учебных возможностей учащихся данного класса? Какие особенности учащихся были учтены мною при планировании урока? Опиралась ли на диагностику общеучебных специальных умений?
3. Какие задачи я решаю или решила на уроке:
– общеобразовательные;

– Была ли обеспечена их комплектность? Какие задачи были для меня главными, стержневыми, как учла в задачах особенности класса и отдельных групп школьников?
4. Почему выбранная структура урока была рациональна для решения этих задач? Рационально ли выделено время для опроса изученного нового материала, закрепления, разбора домашнего задания (если урок комбинированный)? Существовала ли логическая связь между различными этапами урока.
5. На что делается главный акцент на уроке и почему? Выделен ли объект прочного усвоения, т.е. из всего рассказанного ясно и чётко выделить главное, чтобы дети не потерялись в объёме второстепенного?
6. Какое сочетание методов обучения выбрано для раскрытия главного материала? Дайте обоснование выбору методов обучения.

7. Какое сочетание форм обучения было выбрано для раскрытия нового материала и почему? Необходим ли дифференцированный подход к учащимся? Что положено в основу дифференциации? Что дифференцировалось: только объём, или только содержание, или степень помощи, оказанной учащимся, или всё в совокупности?
8. Как был организован контроль усвоения знаний, умений, навыков учащихся? В каких формах и какими методами он осуществлялся?
9. Как использовался на уроке учебный кабинет? Целесообразно ли использовались средства обучения?
10. За счёт чего поддерживалась высокая работоспособность учащихся в течение всего урока?
11. За счёт чего на уроке поддерживалась психологическая атмосфера, в чём конкретно проявилась культура вашего общения с группой, классом? Как учитель поведёт себя в критической ситуации? Как было реализовано воспитательное влияние личности преподавателя?
12. Как и за счёт чего обеспечивались на уроке рациональное использование времени, предупреждение перегрузки?
13. Какие были продуманы запасные ходы для непредвиденной ситуации? Были ли предусмотрены иные методические варианты проведения урока?
14. Удалось ли полностью реализовать все поставленные задания? Если не удалось, то почему? Какие? Когда планируем выполнение нереализованных заданий?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока.


Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока.




В институтах обычно очень сложно объясняют понятие системного анализа. Дают сложные определения, термины, формулы и так далее. Но, чтобы понять, что это такое и зачем вообще нужен системный анализ, не обязательно все это знать, учить и зубрить. Проще понять на примере.

Помнится рассказывали нам историю для примера системного анализа. Вторая мировая война. Морские конвои. Кто-то из адмиралов приказал стрелять по самолетам с транспортных кораблей. И стреляли. Из всего, что могло стрелять, у кого что было.

Потом другой адмирал спросил у первого: "Сколько самолетов сбили?" "Ни одного", - отвечает первый. Решили запретить стрелять.

Через некоторое время молодой лейтенант поинтересовался, сколько транспортных кораблей дошло до пункта назначения, когда стреляли, и сколько дошло, когда не стреляли.

Оказалось, что, когда стреляли, дошли почти все, а когда стрелять перестали - ни одного.

Понятно теперь, что такое системный и анализ и зачем он нужен? А вот ещё один пример. Он, наверное, ещё более известный и чаще приводится для примера.

Китайский лидер Мао Цзедун в своё время решил "объявить войну" воробьям. По подсчетам аграриев из-за этих птиц государство лишалось огромного количества зерна. Опять-таки по их подсчетам, этим количеством можно было накормить 35 миллионов человек.

Так вот воробьев, решено было отстреливать. Популяция воробьев заметно уменьшилась, и это в первый год привело к сбору гораздо большего количества зерновых. Однако ещё через год многие регионы Китая были на грани голода. Причиной стало распространение гусениц и саранчи, которых из-за отсутствия естественного регулятора популяции, стало слишком много.

Из-за такого необдуманного и невзвешенного решения правительства от голода умерло около 30 миллионов человек, а для восстановления экосистемы пришлось закупать птиц за границей.

Эта история наглядно показывает, как важен системный анализ, для чего он нужен и к каким последствиям может привести его отсутствие. Эти примеры, кстати, отлично подходят для того, чтобы объяснить детям, что перед принятием какого-либо решения, всегда нужно думать о последствиях, постараться оценить в голове все возможные пути развития событий.

Читайте также: