Блаженны нищие духом ибо их есть царство небесное что это значит кратко

Обновлено: 04.07.2024

Далее Заповеди Блаженства говорят о плаче, кротости, исканиях правды, милости, чистоты, миротворчества, изгнанничества и поношений. Как это вписывается в человеческое представление о счастье?

Что такое блаженство в христианстве

Но что такое счастье? Возможно ли его обрести? Каждый понимает счастье по-своему, вкладывает в него разный смысл. Счастьем может считаться получение чувственных наслаждений. Достижение заветных желаний. Приобретение чего-либо. Мера счастья у каждого тоже своя, индивидуальная. С христианской точки зрения полноту человеческого счастья можно обрести только в жизни с Богом, в постоянном общении с Ним и это есть блаженство.

В Заповедях Блаженства Господь дал христианам ориентир как достичь совершенства. Только в таком состоянии душа может войти в Царствие Небесное.

Причины изменения человеческой природы

После того, как Бог сотворил первых людей, Он занимал центральное место в их жизни. Адам и Ева находились в частой беседе со Творцом, Который являлся им в раю видимым образом, как Отец детям (Бытие, 2). Бог учил людей любви. Для этого была дана заповедь — не вкушать плодов с дерева познания добра и зла. Исполняя это Божье повеление, люди могли так проявить этим свою любовь к Создателю. Однако совершенное прегрешение, то есть ослушание, Адама и Евы исказило духовную природу человека.

Сопротивление горделивому состоянию, притеснение своего “я” для того, чтобы в центре жизни был Бог, называется смирением. Другое определение этого состояния — нищета духовная. Дух злобы, гордыни и эгоизма не может сделать человека счастливым, ибо отгоняет Божью благодать. Самомнение о себе является следствием и проявлением гордыни, а где гордыня, там нет места Богу.

Нищие и нищие духом — одно и то же?

Однако нищим себя признавал выдающийся физик, математик, механик, астроном Исаак Ньютон (1642-1727), утверждая, что его незнание бесконечно больше его знания.

К нищим относил себя и ветхозаветный богач Иов (Книга Иова, 1:21). Причем нищим он был в душе своей еще до того, как лишился видимых богатств.

Духовная же нищета представляет собой ощущение некоего сосуда, который душа стремится заполнить. Это жажда души, которую хочется утолить. Наполнение духовного сосуда невозможно осуществить ничем земным. Ничто на земле не может утолить этой жажды. Поэтому осознание духовной нищеты побуждает искать небесных даров.

Материальная нищета не означает автоматической нищеты духовной. Бедняки и бомжи не становятся автоматически блаженными, они вполне могут быть пленниками любых страстей. Нищета и бедность не гарантируют сами по себе духовных высот.

Алексей Ильич Осипов — заслуженный профессор Московской духовной академии, доктор богословия, педагог, публицист, писатель, проповедник.

Алексей Ильич Осипов — заслуженный профессор Московской духовной академии, доктор богословия, педагог, публицист, писатель, проповедник.

Не случайно именно с этого начинается Нагорная проповедь Христа.

Святые отцы говорят, что подлинный смысл самих слов учения Христа мы можем найти только в описаниях святых отцов. Через свой личный опыт своей духовной жизни они раскрыли, что же такое — нищие духом. Что же это означает?

Если любой человек примет решение жить по заповедям Евангелие (а не по принципам общечеловеческой нравственности). Если жить по общечеловеческим законам, то достаточно придерживаться следующего: не убивай, не воруй, не развратничай, не делай другому того, чего не хочешь себе.

Евангельская жизнь отличается от общечеловеческой нравственности. Чем? Тем, что речь идёт не просто о нравственности, как таковой. Речь идёт о духовной жизни, то есть о том, что в моей душе творится. К чему я стремлюсь? Какова цель моей жизни? Какие у меня мысли? Каковы мои желания? Каковы мои настроения? Мои чувства?

Целый мир, который никто не видит, кроме меня самого. И этот мир может быть принципиально отличным от той нравственности, которой я придерживаюсь вовне. Внешне может выглядеть всё очень даже пристойно. А внутри? Каких только гадостей нет.

Если человек примет христианство, не по крещению, а примет осознанное решение жить по христианским заповедям, то с чем он столкнется? Что значит жить по-христиански? Не завидовать, не лукавить, не лицемерить, не тщеславиться, не гордиться и так далее. То есть придерживаться того, чего никто, кажется, и не видит, и не заметит.

Человек, который принимает такое решение, вдруг сталкивается с невероятными вещами. Оказывается, я не могу не осуждать, не могу не тщеславиться, не могу не завидовать, не могу не объедаться… Вот это да! А я думал, что я хороший человек. И вдруг я начинаю понимать, что, оказывается, я ничего не могу.

Я ничего не могу. Это первая ступень осознания нищеты духовной. Эту нищету духа святые отцы называют смирением. Оно имеет множество ступеней. Увидеть свою немощность — это начальная ступень.

Если человек обращается к Богу с молитвой, если он смиряется, осознаёт собственную нищету, то Бог по мере его смирения даёт ему возможность постепенно исправляться. Но только по мере смирения.

Нет и не может быть истинной любви в человеке без смирения. Мера смирения определяет и меру любви в душе человеческой.

Все святые отцы решительно говорят, что нищета духовная, которая приобретается опытом христианской жизни, является основанием всей духовной жизни человека. Только на её основании можно приобрести Царство Божье.

Всё язычество, всё иудейство, всё католичество пронизано мыслью, что мы можем заработать Царство Небесное. Поклонами, молитвами, посещениями храмов, добрыми делами, пожертвованиями.

Богу не нужны все наши дары. Царство Божье только там, где есть нищета духа. Где нет нищеты духа — там нет Царства Божьего.

Всё язычество направлено на зарабатывание Царства Божьего, Христово учение — на очищение души.

И что главное в этом очищении? Приобретение нищеты духа. Смириться. Тогда человек получает Царство Божье, не как заработок, а как естественное соединение с духом Божьим. Без нищеты духовной никакого царства Божия быть не может.

Если мы говорим о христианстве, то это — основание духовной жизни.

Друзья, если было полезно, ставьте лайк. Подписывайтесь на канал. Будет над чем подумать! Все статьи канала здесь смотри в себя

Евангельские заповеди

Еще во времена Давида и Исайи, то есть, во времена Ветхого Завета, Бог довел до людей 10 заповедей. Они служили тому, чтобы оградить человека от зла, дать ему понять всю опасность, которую приносит людям грех.

Когда на земле появился Иисус Христос, он оставил евангельский закон, в основу которого положена любовь. Господь сам показывал непомерную любовь к людям и хотел, чтобы и они жили в любви.

Заповедь новую даю вам, да любите друг друга (Ин 13, 34)

Но Он хотел, чтобы люди не только не совершали зла, но и постоянно совершенствовались, уподоблялись Богу:

Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф 5, 48)

В Нагорной проповеди Иисус объяснял то, как христианин должен распоряжаться своей земной жизнью, относиться к ближнему и самому себе. Спаситель не отменял 10 ветхозаветных заповедей, но усовершенствовал их, дополнил божественной мудростью, поставил новую цель для каждого человека. Приближаясь к Богу, люди могут найти истинную радость.

Согласно 9 заповедям блаженства, недостаточно просто отказаться от греха. Нужно развивать в себе противоположные злу добродетели, творить добро и вести высоконравственную духовную жизнь. Вот эти заповеди, которые должны быть руководством для христианского образа жизни каждого православного:

  1. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
  2. Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
  3. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
  4. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
  5. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
  6. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
  7. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
  8. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
  9. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.

Первая заповедь

Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное

Что значит это выражение, и почему нищие духом являются блаженными, объясняет в своих трудах Святитель Иоанн Златоуст.

Нищие духом видят то, что все имеющееся не принадлежит им изначально, а дается только по Божьей воле. Как бедняк не имеет ничего своего, так и смиренный человек понимает – на все принадлежащие ему таланты, умения, знания, здоровье, он не мог бы рассчитывать самостоятельно. Они даны по воле Божьей.

А уж тем более – на материальные блага, которые посылаются людям чаще всего в испытание, чтобы увидеть, как человек распорядится богатством и другими дарами, посланными ему. И это испытание, поверьте, значительно сложнее, чем испытание бедностью. Недаром Иисус говорил, что легче верблюду пролезть в игольное ушко, чем богатому – попасть в Царствие Небесное.

И нищие люди, которые относятся к своей имущественной, материальной нищете, как к воле Божьей, не ропщут, не пытаются любой ценой стать богаче, такие люди в те времена были образцом для подражания.

Ведь если к ним придет богатство, то они будут относиться к нему, как будто не имеют его. Именно так Спаситель ответил на вопрос, как же быть тем, кому всё идет само в руки. То есть, не станут делать культа из денег и золота, а будут лишь иметь возможность распорядиться богатством для дел любви и милосердия. Они не утратят смирения, не обретут гордости из-за того, что стали богаты.

Именно нищим духом Господь обещает Царствие Небесное. Поэтому нужно равняться на этот идеал, данный в первой заповеди. Смирение и сожаление о своих грехах — вот что является признаком нищих духом.


Многие слышали про заповеди Иисуса Христа, заповеди блаженства. Многие знают, что их всего девять. Но какие они? Чему они учат? Чем заповеди блаженства отличается от заповедей, который даны были Моисею на горе Сион? Подробнее об этом Вы сможете узнать из статьи!

Заповеди Иисуса Христа

Девять заповедей блаженства

  1. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
  2. Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
  3. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
  4. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
  5. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
  6. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
  7. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
  8. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
  9. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах.

Кто сказал эти девять заповедей для блаженства?

Сам Господь Иисус Христос на горе при двенадцати апостолах и при множестве народа (Мф. 5,3-12).

О чем говорится в заповедях блаженства?

В заповедях блаженства Господь учит нас, какими путями можно достигнуть Царства Небесного. В каждом из этих 9-ти изречений есть и заповедь, и обещание награды за исполнение ее.

Какая первая заповедь Божия для получения блаженства?

Блажени — счастливы. Нищий духом — унижающие себя. Яко — потому что.

В ней говорится о том, что нищии духом, т.е. люди, любящие делать добро, не хвалясь им, и представляющие себя великими грешниками перед Богом, получат Царство Небесное.

Вторая заповедь Божия для получения блаженства:

Тии — те.

В этой заповеди блаженства говорится о том, что плачущии, т.е. люди, раскаивающиеся в своих грехах и плачущие о них, получат в Небесном Царстве утешение.

Третья заповедь Божия:

Кротцыи — кроткие, смиренные.

Эта заповедь о том, что кроткие люди, которые сами не сердятся и других ничем не сердят, не раздражают, и которые везде уживаются, получают во владение и земные блага и Царство Небесное.

Четвертая заповедь блаженства:

Алчущий — хотящие есть. Жаждущий — хотящие пить. Правда — оправдание, добро.

В этой заповеди говорится о том, что алчущии и жаждущии правды, т.е. люди, которые, подобно алчущему и жаждущему, желают оправданий (спасения) для души через веру в Иисуса Христа, получат себе удовлетворение и тем насытят свою душу.

Пятая заповедь блаженства:

В ней говорится о том, что милостивые и добрые люди, творящие дела милосердия, будут помилованы Богом, т.е. избавлены от вечного осуждения на страшном суде Божием.

Заповеди блаженства

Шестая заповедь блаженства:

Узрят — увидят.

Эта заповедь о том, что чистые сердцем, т.е. люди, имеющие свои сердца чистыми от дурных желаний и помышлений и всегда сохраняющие память о Боге, увидят Самого Бога, что составляет величайшую степень блаженства.

Седьмая заповедь блаженства:

Нарекутся — назовутся.

В ней говорится о том, что миротворцы, или люди, любящие жить мирно и примиряющие других, назовутся сынами Божиими. По сему имени они получат и особенную степень блаженства, потому что они подражают Сыну Божию, Иисусу Христу, Который примирил Бога с грешниками, пострадавши за них.

Восьмая заповедь блаженства:

Изгнани — изгнанные, гонимые.

В этой заповеди говорится о том, что гонимые за правду, за благочестивую жизнь и безропотно переносящие гонение получат Царство Небесное.

Девятая заповедь блаженства:

Егда — когда. Поносят — ругают. Ижденут — выгонят. Рекут — скажут. Глагол — слово. Зол глагол — злое слово. Лжуще — говоря ложь, говоря несправедливо. Мзда — награда.

Эта заповедь о том, что кто безропотно переносит ругательства, клеветы, мучения и самую смерть за веру в Иисуса Христа; тот получит великую награду на небесах.

Читайте также: