Технология организации развивающих видов деятельности учащихся кратко

Обновлено: 06.07.2024

Одной из общепризнанных технологий образовательного процесса является технология развивающего обучения.

Психолого-педагогические наблюдения и исследования показывают, что любое обучение в той или иной степени способствует развитию у детей психических процессов, личности.

Если психическое развитие может осуществляться лишь в формах обучения и воспитания, то, следовательно, эти формы всегда имеют развивающий характер. В общетеоретическом плане дело обстоит именно таким образом. И любое обучение и воспитание можно назвать "развивающим". Но все проблемы заключаются в том, что конкретно развивают данные виды обучения и воспитания, и соответствует ли при этом наблюдаемое развитие возрастным возможностям человека.

И. Г. Песталоцци, основоположник развивающего обучения, считал, что основной целью развивающего обучения является умственное развитие ребенка :

- возбуждение ума детей к активной деятельности;

- развитие познавательных способностей;

- выработка у детей умения логически мыслить;

- умение кратко выражать словами сущность усвоенных понятий.

К Ушинский так же четко сформулировал сущность развивающего обучения. Он писал, что оно состоит в развитии умственных способностей ребенка, его наблюдательности, мышлений, памяти, воображении, фантазии и рассудка.

Способность к развитию существует в человеке с рождения. Развитие обусловлено некоторыми наследственными механизмами, но и социальная среда является существенным фактором в формировании личности. Важное свойство личности – саморегуляция, самоуправление – влияет на процесс развития человека, который протекает в индивидуальном варианте. Процессу развития присущи стадийность и неравномерность. Возрастные изменения определяют количественные и качественные возможности развития.

В связи с разработкой теории развивающего обучения были выдвинуты предположения о том, что ребенок с дошкольного возраста способен овладеть многими общими теоретическими понятиями. В этой связи возможно активизировать умственное развитие через содержание учебного материала, в котором приоритет отдается повышению теоретического уровня.

Технология развивающего обучения предполагает взаимодействие педагога и учащихся на основе коллективно-распределительной деятельности, поиске различных способов решения учебных задач посредством организации учебного диалога в исследовательской и поисковой деятельности обучающихся.

Технология развивающего обучения включает стимулирование рефлексивных способностей ребенка, обучение навыкам самоконтроля и самооценки.

Технология развивающего обучения основывается на концепциях развивающего обучения отечественных ученых (Л. В. Занков, В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин, З. И Калмыкова, Е. Н. Кабанова, Г. А. Цукерман, И. С. Якиманская, Г. К. Селевко и другие) в основе которых лежат различные аспекты развития ребенка и определенные мотивационные компоненты.

Л. В. Занков, В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин опираются в разработке концепций развивающего обучения на познавательный интерес.

И. С. Якиманская отдает приоритет индивидуальному опыту личности.

Г. Альтшуллер, И. Волков, И. Иванов акцентируют внимание на творческих потребностях школьников, а Г. К. Селевко – на потребности самосовершенствования.

В любом случае, технологии развивающего обучения рассматривают ребенка как самостоятельного субъекта процесса обучения, взаимодействующего с окружающим миром.

Использование технологии развивающего обучения большая или меньшая возможность перейти от того, что ребенок умеет делать самостоятельно, к тому, что он может, умеет делать в сотрудничестве с воспитателем.

Технологии развивающего обучения позволяют воспитателю посмотреть на идею обучения, идущего впереди развития и ориентированного на развитие ребенка, как на основную цель. Знания являются не конечной целью обучения, а всего лишь средой развития детей. На первый план выдвигается становление ребенка как субъекта разнообразных видов человеческой деятельности. Развивать детей можно только в процессе деятельности.

В технологии развивающего обучения ребенку отводится роль самостоятельного субъекта, взаимодействующего с окружающей средой. Это взаимодействие включает все этапы деятельности:

планирование и организацию;

анализ результатов деятельности.

Развивающее обучение направлено на развитие всей целостной совокупности качеств личности.

Деятельность – это процесс активности, при котором цели и мотивы совпадают. Основным показателем деятельности является преобразование.

В самой общей форме деятельностный подход означает организацию и управление целенаправленной образовательной деятельностью ребенка в общем контексте его жизнедеятельности — направленности интересов, понимания смысла обучения и воспитания, личностного опыта в интересах становления субъектности ребенка. Суть образования с точки зрения деятельностного подхода заключается в том, что в центре внимания стоит не просто деятельность, а совместная деятельность детей и взрослых по реализации вместе выработанных целей и задач. Педагог не передает готовые образцы нравственной и духовной культуры, а создает, вырабатывает их вместе с воспитанниками.

Системно-деятельностный подход нацелен на формирование развитой личности, она помогает раскрепостить детей, развивает у них самостоятельность, учит творчески мыслить. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие.

Совместный поиск ценностей, норм жизни в процессе деятельности и составляет содержание образовательного процесса, реализуемого в контексте деятельностного подхода. Деятельностный подход в дошкольном образовании реализуется в русле ключевой идеи современной педагогики о необходимости преобразования ребенка из преимущественно объекта образовательного процесса в его субъект.

Внедрение развивающего обучения предполагает осуществление ряда инновационных преобразований в процессе обучения. Они касаются, прежде всего, создания предметных условий для развития самоценных форм активности детей, т. е. составления таких развивающих заданий, которые приводят к самостоятельному открытию, приобретению нового опыта и созданию коммуникативных условий для поддержки самоценной активности воспитанников.

Активность педагога на этапе подведения итога занятия значительно уменьшается, инициатива переходит к детям.

На занятиях осуществляются следующие виды оценки.

По времени оценивания:

- прогностическая (перед выполнением задания).

- ретроспективная – поэтапная (в конце занятия или после выполнения задания, когда был достигнут результат).

Оценка по субъекту оценивания:

- самооценка (дети оценивают себя сами, без боязни, не стесняясь, с желанием).

- взаимооценка (дети оценивают друг друга).

Также используется содержательная и эмоциональная оценка по окончанию занятия.

Таким образом, если ранее на занятия традиционной формы активность педагогов была велика, то на занятиях развивающего обучения активность в основном принадлежит детям, дети ведут поиск решения проблемы. Дети распределяют этапы работы в группах и парах, самостоятельно выполняют практическую работу, подводят итог проделанной работы и определяют степень решения данной проблемы.

Технология моделирования в образовательном процессе ДОУ В современных условиях быстро меняющейся жизни от ребенка требуется не только владение знаниями, но и умение добывать эти знания самому.

Музейная педагогика как современная педагогическая технология

Музейная педагогика как современная педагогическая технология В настоящее время проблема патриотического воспитания актуальна и требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания.

Программы и технологии коррекционно-развивающего обучения в ДОО компенсирующего вида В статье указан перечень программ и технологий для организации коррекционно-развивающей работы в ДОО компенсирующего вида. Адресная направленность:.

Технология проблемного обучения на уроках физики и информатики в соответствии с требованиями ФГОС 1 слайд Что? Представляю Вам свой педагогический опыт по теме «Технология проблемного обучения на уроках физики и информатики в соответствии.

Развивающее обучение – это ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и на их реакцию. Целью данного вида обучения является подготовка учащихся к самостоятельному освоению знаний, поиску истины, а также к независимости в повседневной жизни. То есть оно основано на формировании механизмов мышления, а не на эксплуатации памяти. Учащиеся должны овладеть теми мыслительными операциями, с помощью которых происходит усвоение знаний и оперирование ими. Развивающее обучение – это обучение, содержание, методы и формы организации которого основываются на закономерностях развития ребенка.

Теория развивающего обучения берет своё начало в работах И.Г. Песталоцци,

А. Дистервега, К.Д. Ушинского, Л.С. Выготского, Л.В. Занкова, В.В. Давыдова и др.

ВложениеРазмер
tehnologiya_razvivayushchego_obucheniya.docx 38.31 КБ

Предварительный просмотр:

Развивающее обучение – это ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и на их реакцию. Целью данного вида обучения является подготовка учащихся к самостоятельному освоению знаний, поиску истины, а также к независимости в повседневной жизни. То есть оно основано на формировании механизмов мышления, а не на эксплуатации памяти. Учащиеся должны овладеть теми мыслительными операциями, с помощью которых происходит усвоение знаний и оперирование ими. Развивающее обучение – это обучение, содержание, методы и формы организации которого основываются на закономерностях развития ребенка.

Теория развивающего обучения берет своё начало в работах И.Г. Песталоцци,

А. Дистервега, К.Д. Ушинского, Л.С. Выготского, Л.В. Занкова, В.В. Давыдова и др.

Выделяют следующие признаки технологии обучения:

1) процессуальный двусторонний характер взаимосвязанной деятельности

преподавателя и учащихся, т. е. совместная деятельность преподавателя и

2) совокупность приемов, методов;

3) проектирование и организация процесса обучения;

4) наличие комфортных условий для раскрытия, реализации и развития

личностного потенциала учащихся.

Любая технология обучения включает в себя: целевую направленность; научные идеи, на которые опирается; системы действий преподавателя и учащегося; критерии оценки результата; результаты; ограничения в использовании.

Таким образом, современную технологию обучения характеризуют следующие позиции: технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе ее лежит определенная методологическая, философская позиция автора (различают технологии процесса передачи знаний умений и навыков; технологии развивающей педагогики и т.д.);

технологическая цепочка действий, операций, коммуникаций выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата;

функционирование технологии предусматривает взаимосвязанную деятельность преподавателя и учащихся на договорной основе с учетом принципов индивидуализации и дифференциации, оптимальную реализацию человеческих и технических возможностей, использование диалога, общения;

поэтапное планирование и последовательное воплощение элементов педагогической технологии должны быть, с одной стороны, воспроизведены любым преподавателем и, с другой, гарантировать достижение планируемых результатов всеми учащимися;

органической частью педагогической технологии являются диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности.

Основные характеристики педагогической технологии

Развитие личности и ее способностей

Ориентация учебного процесса

На потенциальные возможности человека и их реализацию

Вовлечение учеников в различные виды деятельности

В технологии развивающего обучения ребенку отводится роль самостоятельного субъекта, взаимодействующего с окружающей средой. Это взаимодействие включает все этапы деятельности: целеполагание, планирование и организацию, реализацию целей и анализ результатов деятельности. Каждый из этапов вносит свой специфический вклад в развитие личности.

Принципы, лежащие в основе технологии развивающего обучения:

  • вне деятельности нет развития;
  • знание учениками их собственных возможностей и результатов учения есть обязательные условия их дальнейшего психического развития;
  • ученик становится субъектом учебной деятельности лишь на основе таких личностных самообразований, как активность, самостоятельность и общение.

Современный этап педагогической практики это переход от информационно-объяснительной технологии обучения к деятельностно-развивающей, формирующей широкий спектр личностных качеств ребенка. Важными становятся не только усвоенные знания, но и сами способы усвоения и переработки учебной информации, развитие познавательных сил и творческого потенциала учащихся.


Организация учебной деятельности в рамках технологии развивающего обучения

  • Использование специально отобранного дидактического материла
  • Сопоставление разных точек зрения на языковое явление (привлечение разных источников информации).
  • Создание ситуаций, способствующих введению учебной задачи: реальные речевые или языковые трудности (ошибки в речи, использование "лишних” вопросов, заданных на предыдущих уроках).
  • Исследовательский проект

Импульсом к поисковой деятельности могут быть коллизии. Они возникают тогда, когда:

- ребенок сталкивается с нехваткой (избытком) информации или способов деятельности для решения поставленной проблемы;

- он оказывается в ситуации выбора мнения, подхода, варианта решения и т.п.;

- он сталкивается с новыми условиями использования уже имеющихся знаний.

В таких ситуациях обучение идет не от простого к сложному, а, скорее, от сложного к простому: от какой-то незнакомой, неожиданной ситуации через коллективный поиск (под руководством учителя) к ее разрешению.

Следовательно, обучение и развитие находятся в единстве, причем обучение, опережая развитие, стимулирует его, и в то же время само опирается на актуальное развитие. Поэтому обучение должно ориентироваться “на завтрашний день детского развития”.

Развивающее обучение происходит в зоне ближайшего развития.

- Планирование решения учебной задачи

- Преобразование условия задания. Устанавливается связь между характеристическими свойствами данных и искомых объектов.

- Моделирование правила. Данные выявленные свойства фиксируются в виде некоторой модели. Каждая группа (уместна групповая форма работы) создаёт свою модель, а затем в ходе межгрупповой дискуссии выявляется лучшая модель или вырабатывается совместно, если модель не создана..

- Отработка правила. Проводится с помощью специальной системы упражнений.

Направлена на определение усвоения модели, выявление очечных затруднений.

Для разработки технологии развивающего обучения важно учитывать то, как происходит процесс усвоения. Педагогическая технология выделяет в этом процессе ряд последовательных этапов, прохождение каждого из которых является необходимым.

- повторение опорного материала;

- поиск истинности, доказательства;

- оформление истинности, доказательства.

1. Вводная тема всегда посвящена формулированию основных общепредметных понятий предмета на эмпирическом уровне. В каждом предмете есть свои основные понятия, например, в математике - аксиома, теорема, величина, в химии - вещество, реакция, в физике - тело, вещество.

Готовые знания нельзя передать обучаемому, как материальный объект. Они должны быть открыты ими самостоятельно.

Сравнение традиционного и развивающего обучения

Дать ребенку определенные знания, умения, навыки.

Сформировать у ребенка определенные способности по самосовершенствованию, обеспечить условия для развития как самоизменяющегося субъекта обучения (иметь потребность в самоизменении и удовлетворять ее посредством обучения).

Знания, умения и навыки, объем которых регламентирован учителем.

Система научных понятий, обеспечивающих осмысленность ученических исследований и практических умений и определяющая принципы построения тех действий, способами осуществления которых предстоит овладеть ученику.

Формы организации и взаимодействия педагога и учащихся

Последовательное разделение функций управления и исполнения, каждая из которых закрепляется за одной из взаимодействующих сторон.

Организация коллективно-распределительной деятельности между учителем и учениками в процессе поиска способов решения учебно-исследовательских задач. Основная форма работы - учебный диалог в ходе поисковой исследовательской деятельности.

Объяснительно-иллюстративный метод, который опирается на ассоциативно-рефлекторную психологическую теорию обучения. Пересказ понятий, трансляция общих принципов решения большого круга учебных задач.

Поисково-исследовательский метод, основанный на деятельностном подходе, направленный на преобразование предмета исследования, открытие общего и выведение из него частного через решение учебных задач.

Список используемой литературы

1. Воронцов А.Б. Практика развивающего обучения - М., 1998.

2. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения - М.: Педагогика. - 1986.

3. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.

4. Давыдов В.В. и др. Организация развивающего обучения в V-IX классах средней школы //Психологическая наука и образование. - 1997 - № 1.

5. Обучение и развитие /Под ред. Л.В. Занкова - М., 1975

6. Репкин Н.В. Что такое развивающее обучение? - Томск, 1993

7. Эльконин Д.Б. Из книги: "Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков" - М., журнал "Феникс" 1995, №4.

8. Якиманская И.С. Развивающее обучение - М., 1979.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии развивающего обучения во внеклассной работе.

В классах, где преобладают обучающиеся со средними и низкими математическими способностями, с девиантным поведением, с низким уровнем общей подготовки необходимо развить потребность в обучении, .

Механизм формирования исторического мышления через игру как одну из современных технологий развивающего обучения

Описание опыта использования игровых технологий на уроках истории.


Использование технологии развивающего обучения на уроках истории в 5-6 классах

Переход учащихся из начальной в основную школу часто сопровожда­ется трудностями адаптации к новым условиям обучения. Большой интерес и внимание вызывают школьники, обучавшиеся по системе развив.


Инновационный проект: технология развивающего обучения,урок биологии в режиме развивающего обучения.

Проект педагогический, раскрывающий актуализацию перехода преподования биологии на уровень развивающего, деятельностного обучения, где ученик является не обьектом, а субьектом учебного процесса, приме.

использование технологий развивающего обучения на уроках технологии.

В данной статье рассматриваются технологии развивающего обучения, применяемые мною на уроках технологии для повышения мотивации к учению.


Выступление на школьном педагогическом совете по теме "Технологии развивающего обучения. Краткий обзор технологий данной группы"

Мы точно представляем, что такое педагогическая технология, как она возникла, какова ее роль в образовательном процессе, какие требования к ней предъявляются, и какими качествами она облад.


отчет о использовании современных образовательных технологий (развивающее обучение, личностно-ориентированные технологии обучения, использование метода проектов и др.)

В статье описаны основные современные образовательные технологии в работе воспитателя ДОУ.

Универсальным исходным методом и основой технологии организации развивающих видов деятельности является педагогическое требование. Его изучению посвящены работы В.М.Коротова, А. Ю. Еордина и других исследователей.

Педагогическое требование не утрачивает своего назначения в связи с изменением самой философии образования, поскольку всецело согласуется с принципом приоритета субъект-субъектных отношений в общем объеме отношений педагогического процесса. Однако оно является действенным средством в руках педагога только в том случае, если отвечает условиям педагогической целесообразности: соответствия тем основным нравственным принципам, основу которых они закладывают; действительным возможностям детей; ранее усвоенным более конкретным требованиям; охвата всех необходимых в данной ситуации действий детей и предотвращения вредных и нежелательных поступков, привычек, традиций [1]. 1 См.: Коротов В.М. Развитие воспитательных функций коллектива. - М. 1974. - С. 64. Кроме того, требование должно быть конкретным. Это открывает возможности его доведения до логического завершения, т.е. делает исчерпывающим по своей словесной формулировке. Оно должно быть и позитивным, т.е. вызывать совершенно определенный поступок, а не просто запрещать, тормозить те или иные действия; инструктивным, т.е. однозначным, ясным и четким и на первых порах по возможности детализирующим предполагаемое действие; доступным (посильным) на данный момент. Значимость педагогического требования, если оно удовлетворяет названным условиям, при организации деятельности трудно переоценить, поскольку в нем изначально заложено уважение к личности воспитанника. А. С. Макаренко формулировал его как "единство требования к личности и уважения к ней". Овладевая конкретной технологией организации развивающих видов деятельности детей, важно иметь в виду, что педагогическое требование в своем развитии должно проходить закономерный ряд ступеней: от первичного к исходному, от него к требованию-правилу, далее к требованию-норме и в завершение перерастать в требование-принцип (В.

М. Коротов). Подчеркивая особую роль педагогического требования как универсального метода организации деятельности детей, нужно отметить, ссылаясь на С. Л. Рубинштейна, что извне предъявляемые требования, без внутренней опоры в том, к кому они обращены, могут вызвать отпор, более или менее решительный протест. В этой связи они не всегда могут быть приемлемы [1]. Это означает, что в условиях педагогического процесса требование должно рассматриваться только в контексте так называемого рефлексивного управления. 1 См.: Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. - М., 1959. - С. 38. Технология организации развивающей деятельности школьников по типу рефлексивного управления в отличие от авторитарного предполагает постановку воспитанника в позицию активного субъекта познания, общения, труда и социального оценивания, осуществляемых в общей системе коллективной работы; развитие способности ученика к самоуправлению (саморегуляции, самоорганизации, самоконтролю собственной деятельности); организацию педагогического процесса как решение учебно познавательных и других задач (проблем) на основе творческого взаимодействия (диалога) педагогов и воспитанников. При рефлексивном управлении, считают Ю. Н.Кулюткин и Г. С. Сухобская, речь должна идти не о прямом управляющем воздействии, а о передаче субъекту деятельности "тех оснований", из которых он мог бы выводить собственные решения. В то же время рефлексивное управление не может быть реализовано, если педагог не будет отражать картину внутреннего мира воспитанника, понимать его ожидания и интересы, разделять его заботы и радости. Таким образом, главное в технологии организации различных видов развивающей деятельности школьников - не регламентация их деятельности, не жесткая опека и диктат, а побуждение к творческому саморазвитию, формирование потребности в нем, вооружение средствами самовоздействия и всестороннее стимулирование активности и самостоятельности. Педагог же в этом процессе выполняет две взаимосвязанные функции: строит предметное содержание деятельности детей и организует их совместную коллективную деятельность.

1. Понятие о технологии осуществления педагогического процесса.

2. Общие технологические требования к организации различных видов деятельности детей.

3. Технология организации учебно-познавательной деятельности.

4. Технология организации коллективной творческой деятельности.

5. Сущность педагогической диагностики.

6. Диагностика обученности.

7. Диагностика обучаемости.

8. Диагностика воспитанности.

9. Диагностика в системе мониторинга.

Понятие о технологии осуществления педагогического процесса.

Технология непосредственного осуществления педагогического процесса - совокупность последовательно реализуемых технологий передачи информации, организации учебно-познавательной и других видов развивающей деятельности, стимулирования активности воспитанников, регулирования и корригирования хода педагогического процесса, его текущего контроля.

Центральное место отводится технологии организации деятельности, которая является реализацией замысла и проекта функционирования педагогического процесса.

Деятельность - внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая сознаваемой целью.

Всякая деятельность состоит из операций и действий. Операции — это процессы, цели которых находятся не в них самих, ав том действии, элементом которого они являются. Действия — это процессы, мотивы которых находятся в той деятельности, в состав которой они входят. Сущность технологии осуществления педагогического процесса как раз и заключается в том, что педагог совершает переход от управления операциями к управлению действиями, а затем — к управлению деятельностью учащихся.

Организаторская деятельность - система взаимосвязанных действий (технологий), направленных на объединение групп людей для достижения общей цели.

В теории управления организаторскую деятельность в узком смысле принято рассматривать конечным, завершающим звеном в широкой системе управления людьми. В развернутом виде ее структура отражает последовательность относительно самостоятельных этапов и их взаимосвязей:

◊ усвоение задачи, установление соотношения организаторов и организуемых к условиям задачи;

◊ подбор младших организаторов, ознакомление организуемых с задачей, принятие коллективного решения;

◊ определение материальных средств, временных и пространственных условий, планирование на основе оптимальных данных;

◊ распределение обязанностей, определение формы организации, инструктаж;

◊ внутренняя координация и взаимосвязь, работа с младшими организаторами, обеспечение внешних связей;

◊ учет, контроль, анализ эффективности хода выполнения задачи;

◊ определение ударных участков, перегруппировка сил, средств и перепланирование;

◊ работа по завершению выполнения задачи, сдача работы и материальных средств, отчетность;

◊ итоговый анализ выполнения задачи и оценка индивидуальной и коллективной деятельности (Л. И.Уманский).

Эта структура организаторской деятельности в равной мере относится и к организаторской деятельности педагога.

Специфика организаторской деятельности педагога проявляется в следующем:

1) она не имеет конкретного предметного результата, который можно было бы воспринимать с помощью органов чувств, поскольку направлена на обеспечение эффективности других видов деятельности (учебной, трудовой, научной). Конечная цель организаторской деятельности задается, как правило, не самим организатором, а другим человеком или группой людей.

2) об эффективности организаторской деятельности можно судить как по количественно-качественным показателям продуктивных и непродуктивных видов деятельности, а также и по таким критериям, как уровень развития коллектива, обученность и воспитанность учащихся, характер сложившихся взаимоотношений, сплоченность группы школьников. Однако основной продукт органи­заторской деятельности всегда носит психологический, идеальный характер.

3) по своим внешним характеристикам организаторская деятельность педагога проявляется как исполнительская, практическая. Однако она прежде всего внутренняя, психологически творческая.

4) важнейшей для организаторской деятельности является психологическая информация о свойствах и состояниях коллектива и его отдельных членов. Отсюда организаторская деятельность представляет собой различные методы, средства и приемы психологического и педагогического воздействия и взаимодействия.

Общие технологические требования к организации различных видов деятельности детей.

Любая деятельность представляет собой творческий процесс, в котором проявляются активность, самостоятельность, личная свобода и индивидуальная неповторимость личности.

М.С. Каган и Н.Е. Щуркова предложили классификацию развивающих видов деятельности детей:

- познавательная - расширяет кругозор школьника, приобщает его к чтению, развивает любознательность, формирует потребность в образовании, способствует интеллектуальному развитию и овладению научными знаниями;

- трудовая - направлена на создание, сохранение, приумножение материальных ценностей в виде самообслуживающего, общественно полезного и производительного труда, сочетающего бескорыстную и оплачиваемую работу и тем самым формирующего уважительное отношение к материальным ценностям как средству существования человека;

- художественная - развивает эстетическое мироощущение, потребность в прекрасном, способность к художественному мышлению и тонким эмоциональным отношениям, стимулирующим художественную самодеятельность школьника;

- спортивная - культивирует здоровый образ жизни, формирует силу, выносливость, пластичность и красоту человеческого тела, сочетается с культивированием высокой гигиены жизни;

- общественная - содействует социализации школьника, формирует его гражданскую позицию, приобщает к активному преобразованию действительности;

- ценностно-ориентационная - направлена на рациональное осмысление общечеловеческих и социальных ценностей мира, на осознание личностной причастности к миру во всех его проявлениях, подымающая школьника на уровень субъекта формируемых отношений;

- коммуникативная - осуществляется как досуг школьника, когда его общение освобождено от предметной цели и когда содержанием и целью его деятельности является общение с другим человеком как ценностью.

Закономерности, обусловливающие организацию деятельности школьников в ходе осуществления педагогического процесса.

1. Все виды деятельности, имеющие общественные цели, потенциально обладают определенными развивающими и воспитательными возможностями. Однако одна деятельность не может заменить другую, а тем более — все остальные. Поэтому при организации педагогического процесса целесообразно использовать комплекс деятельностей.

3. Результатом педагогического воздействия является формирование у школьников готовности к выбору цели и способов деятельности.

4. Развивающие и воспитывающие возможности деятельности значительно возрастают, если она специально организуется как коллективная и творческая, если она направлена на удовлетворение потребностей общества и в то же время учитывает интересы и потребности воспитанников.

5. В процессе любой деятельности педагог должен определенным образом сочетать различные методы и приемы, обеспечивающие побуждение, приучение и упражнение учащихся, формирование у них опыта общественного поведения. Педагогическая инструментовка деятельности должна отвечать ее назначению, потенциальным возможностям учащихся и образовательным задачам.

Требования, предопределяющие технологию организации любого вида развивающей деятельности:

1) организовывать деятельность, исходя из необходимости подчинения предметного результата воспитательному в виде качественных материальных и идеальных изменений личности, ее внешнего облика, интеллектуальной, мотивационно-потребностной, эмоционально-волевой сферы, поведения и деятельности. Соблюдение этого требования может быть обеспечено только при условии адекватной инструментовки любого вида деятельности как выражения соответствующего отношения воспитанников к окружающему миру (обществу, коллективу, природе, науке, учебе, искусству, отдельному человеку и т.д.).

2) создание условий обязательного переживания воспитанником положительных эмоций и чувства удовлетворенности собой и веры в свои силы и возможности (А.С. Белкин).

4) организация каждого вида деятельности должна подчиняться обусловленным его спецификой организационным правилам, касающимся объема, места, времени (дозирования) и т.п.

Соблюдение технологических требований способствует уяснению специфики деятельности по следующей схеме:

• сущность и назначение вида деятельности;

• содержание данного вида деятельности и место ее преимущественного осуществления;

• возможные формы деятельности;

• типичная атрибутика, сопровождающая данный вид деятельности;

• наиболее яркие специфические особенности деятельности;

• психолого-педагогические условия достижения воспитательного и предметного результатов.

Учет технологических требований и особенностей деятельности детей, которую предстоит организовать, определяет специфику относительно самостоятельных технологий организации развивающих видов деятельности детей.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.005)

Читайте также: