Барьеры педагогического общения в доу

Обновлено: 05.07.2024

Оценить 1686 0

Особенности коммуникативных барьеров во взаимоотношениях

между детьми старшего дошкольного возраста

В русле современных концепций дошкольного образования особое значение приобретает развитие у детей навыков положительного взаимоотношения с окружающими в процессе общения. Общение со сверстниками имеет ряд существенных особенностей, качественно отличающих его от общения с взрослым. Эти особенности были исследованы в цикле работ, проведенных под руководством М.И.Лисиной и А.Г.Рузской [2].

Первая и наиболее важная черта общения дошкольников состоит в большом разнообразии коммуникативных действий и широком их диапазоне. В общении со сверстниками можно наблюдать множество действий и обращений, которые не встречаются в контактах с взрослыми. Общаясь со сверстниками, ребенок может спорить с ними, навязывать свою волю, успокаивать, требовать, приказывать, жалеть, обманывать и пр. Именно в общении со сверстниками впервые появляются такие сложные формы поведения, как притворство, кокетство, стремление выразить обиду и др.

Вторая черта заключается в его яркой эмоциональной насыщенности. Повышенная эмоциональность и раскованность контактов дошкольников отличает их от взаимодействия с взрослыми. Третья особенность контактов детей заключается в их нестандартности. Если в общении с взрослыми даже самые маленькие дети придерживаются определенных форм поведения, то при взаимодействии со сверстниками дошкольники используют самые неожиданные и оригинальные действия и движения. Этим движениям свойственна особая раскованность: дети прыгают, принимают причудливые позы, передразнивают друг друга, придумывают новые слова и небылицы и т.п. Если взрослый учит ребенка культурным образцам поведения, то сверстник создает условия для индивидуальных проявлений ребенка.

Еще одна отличительная особенность общения сверстников – преобладание инициативных действий. Особенно ярко это проявляется в невозможности продолжить и развить диалог, который распадается из-за отсутствия ответной активности партнера. Для ребенка значительно важнее его собственное действие или высказывание, а инициатива сверстника, в большинстве случаев, им не поддерживается. Такая несогласованность детей часто порождает конфликты, протесты, обиды. При этом, к нашим детям предъявляются требования овладеть знаниями в области коммуникации под руководством взрослого.

В педагогической деятельности затруднения в процессе взаимодействия между педагогами и детьми и между детьми внутри группы исследуются достаточно интенсивно. Коммуникативный барьер – это совокупность внешних и внутренних причин и явлений, мешающих эффективной коммуникации или полностью блокирующих ее [1].

Дети очень переживают и беспокоятся по поводу своих коммуникативных трудностей не менее, чем взрослые, а иногда и более их. Многочисленные ситуации затрудненного общения часто накапливают у ребенка негативные эмоции. Дети, с которыми затрудненно общение, становятся непопулярными в группе. У них появляются обидные прозвища, им приписывается целый комплекс отрицательных черт. Тем самым у ребенка постепенно формируется общее негативное отношение к себе и, как следствие, назревает внутренний конфликт.

От положения ребенка в группе во многом зависит развитие его личности. Дети, имеющие низкий статус, постоянно получают опыт отрицательного общения со сверстниками. Избавится от него очень сложно, поэтому в дальнейшем дети становятся пассивными, неуверенными в себе. Детям с высоким статусом проще добиться успеха, ведь в период дошкольного детства они приобрели опыт положительного социального развития. Вот почему важно знать статус ребенка в группе – без этого невозможно построить адекватную стратегию образовательной и воспитательной работы.

Кроме игр и совместной деятельности существует еще трудовая деятельность. Трудовая деятельность чаще всего происходит совместно с взрослым. Воспитатель здесь выступает как непосредственный участник

трудового процесса. Участие воспитателя предупреждает нежелательное поведение детей. Фиксируя и поощряя промежуточные успехи детей, воспитатель ведет их к достижению конечной цели.

Таким образом, можно сделать вывод, что проведенная работа способствовала формированию у детей коммуникативных навыков.

1.Лабунская, В.А. Психология затрудненного общения [Текст] /В.А. Лабунская. – М., -1999.-257с.

2.Лисина, М.И. Специфика восприятия и общения у дошкольников [Текст] М.И. Лисина.- Алма-Ата, Мектеп, -2003.-456с.

3.Репина, Т.А. Развитие общения дошкольников со сверстниками [Текст] /Т.А. Репина. - М., Педагогика, -2001.-342с.

Барьеры общения – это препятствия на пути к пониманию.

1) Невысокое заграждение, перегородка, препятствующее свободному проходу, проезду;

Немов Рберт Семенович даё т такое определение: психологический барьер – это внутренняя, психологическая причина, препятствующая человеку естественно, свободно и раскованно вести себя на людях, в общении с ними в определенных жизненных ситуациях.

Изучению барьеров в коммуникационной сфере (сфере общения) посвящены работы Л. И. Божович, Е. В. Руденского и других.

Рассмотрим самые распространенные барьеры в общении.

Разное восприятие. Даже одно событие люди видят по-разному. Восприятие человека выборочно, поэтому передавая информацию, он фокусирует внимание на деталях, которые считает важными. Их значение для собеседника может быть совершенно иным. Не стоит сразу отвергать информацию как неинтересную и бесполезную, лучше проанализируйте ее, опираясь на свои представления.

Неумение слушать. Непонимание часто возникает из-за элементарной невнимательности собеседника. Чтобы понять, слушайте! Чтобы быть понятым, формулируйте мысли так, чтобы партнеру по общению было интересно и легко слушать вас.

Выбор слов. Жаргон и специальные термины, обилие эмоционально окрашенных слов или, напротив, сухой, канцелярский стиль часто препятствуют пониманию. Говорите с партнером на его языке.

Стиль общения и манера разговора. Разговор на повышенных тонах. Большая часть информации, произнесенная таким тоном, просто теряется. Собеседник воспринимает только негативный эмоциональный настрой и реагирует также. Поэтому, даже если вы раздражены, постарайтесь говорить максимально спокойно.

Превозношение своих заслуг. Не сомневаюсь, что вы хорошо разбираетесь в вопросе и много сделали в области обсуждения. Но совершенно необязательно сообщать собеседнику об этом. Он сам сможет сделать выводы о вашей компетенции в процессе общения. Если вы так хороши, попытайтесь донести информацию до собеседника так, чтобы именно ему это было понятно и интересно, учитывая его знания и точку зрения.

Обобщения, глобальные выводы из отдельных случаев. Даже если собеседник действительно виноват перед вами, не стоит утверждать, что он – постоянная причина всех ваших бед. Обобщения часто наделяют человека качествами, которыми он не обладает.

Ирония, язвительность. Юмор хорош только тогда, когда шутки доставляют удовольствие обоим партнерам.

Барьеры общения – отражение наших внутренних проблем. Поэтому для эффективного общения нужно не только знать, как преодолеть барьер, но и понять причину его возникновения, чтобы ситуация не повторялась.

Как преодолеть барьеры в общении?

Жизнь сталкивает нас с разными людьми. И очень редко дарит тех, в общении с которыми барьеры не возникают. Поэтому следует быть снисходительными к проявлениям некоммуникабельности и уметь делать общение бесконфликтным. Для этого необходимо следующее:

1. Уважать собеседника, каким бы он ни был.

2. Стараться понять, чем вызвано поведение человека, которое нам неприятно.

3. Иметь чувство собственного достоинства.

4. Уметь контролировать себя в общении.

5. Так построить свое поведение, чтобы уменьшить или устранить барьер.

Педагог и родитель : барьеры в общении.

Современный детский сад ставит приоритетной задачей общение с родителями. Важным направление стоит задача обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач. А это, безусловно, требует от педагогов определённых умений.

И воспитатель, и родитель – взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение различных проблем.

Компетентность педагога ДОУ в области общения с родителями можно разделить на три условных блока:

1. Мотивационный блок (развитие профессионально-значимых качеств личности).

2. Когнитивный блок (специальные знания).

3. Практический блок (умения и навыки эффективного общения с родителями; умения и навыки диагностической работы).

Готовность педагога к непрерывному профессиональному совершенствованию в области общения с родителями воспитанников.

Осознание воспитателями собственных ошибок и трудностей в организации общения с родителями воспитанников.

Установка на доверительное безоценочное взаимодействие с родителями.

Выдержка, тактичность, наблюдательность, уважение.

Знания о семье, воспитательном потенциале семьи, особенностях семейного воспитания, специфике взаимодействия общественного и семейного воспитания, методах изучения семьи.

Преодоление психологических барьеров общения с родителями.

Осуществление индивидуального подхода к родителям в процессе общения.

Организация традиционных и нетрадиционных форм работы с родителями.

Коммуникативность (умения устанавливать контакт с родителями; понимать, сопереживать, проявлять внимание; предвидеть результаты общения, возможные трудности; управлять своим поведением; предупреждать и педагогически грамотно решать конфликтные ситуации; проявлять гибкость в общении с родителями; создавать в процессе общения с родителями атмосферу совместного творчества; владеть этикетными нормами речи и поведения; организовывать содержательное общение с родителями; осуществлять индивидуальный подход на основе знания конкретных особенностей родителей.

Барьеры в работе с родителями.

Личностные (личные качества, которые могут затруднять взаимодействие с родителями).

Социальные (высокий или низкий статус и уровень дохода родителей).

Возрастные (разница в возрасте между воспитателем и родителями).

Профессиональные (долгое пребывание в любой профессии неизбежно ведет к так называемой профессиональной деформации человека, то есть к изменениям в структуре личности).

Преодоление социального барьера

Высокий статус и уровень доходов родителей. (восприятие родителей как более умных и добившихся большего).

- задайте себе вопрос в какой валюте следует оценивать чувство собственного достоинства человека: рубли, доллары, евро - тогда сравнение людей по доходу и статусу покажется парадоксальным

Низкий статус и уровень доход

Родители смотрят на вас как на человека живущего более легкой с их точки зрения жизнью (хорошо советовать, а если муж бьет и пьяный каждый день, денег даже на хлеб нет);

У воспитателя возникает чувство жалости к жизненной ситуации родителя (как следствие – стремление принять ответственность за решение проблем на себя). Относитесь к родителю на равных, пытайтесь найти точки соприкосновения, не показывая жалости и не разгружая ее в решении вопросов воспитания.

Преодоление возрастного барьера

Если бы молодость знала, если бы старость могла. Молодость больше открывает, а старость - изучает.

Если родители младше Вас :

в общении необходимо стать для родителя авторитетом.

Если родители старше Вас :

уважение и мудрость в общении!

от Вас для них информация для размышления и принятия.

Преодоление профессионального барьера.

Профессиональная деформация личности – изменение качеств личности (стереотипов восприятия, ценностных ориентаций, характера, способов общения и поведения, которые наступают под влиянием длительного выполнения профессиональной деятельности.

Профессиональные деформации педагога:

Авторитарность педагога проявляется в централизации всего воспитательного процесса, единоличном осуществлении управленческих функций, использовании преимущественно распоряжений, рекомендаций, указаний. Авторитарность обнаруживается в снижении рефлексии – самоанализа и самоконтроля педагога.

Демонстративность – качество личности, проявляющееся в эмоционально окрашенном поведении, желании нравиться, стремлении быть на виду, проявить себя. Известная демонстративность педагогу профессионально необходима. Однако, когда она начинает определять стиль поведения, то снижает качество педагогической деятельности, становясь средством самоутверждения.

Дидактичность – это проявление педагогических издержек объяснительно-иллюстративных методов обучения. Она выражается в стремлении педагога все объяснить самому, а в воспитательной работе – в нравоучении и назидании. Дидактичность педагога проявляется также за пределами ДОУ: в семье, неформальном общении, часто приобретает характер профессионального занудства.

Педагогический догматизм возникает вследствие частого повтора одних и тех же ситуаций, типовых профессионально-педагогических задач. У педагога формируется склонность к упрощению проблем, применению уже известных приемов без учета всей сложности педагогической ситуации. Догматизм проявляется в игнорировании психолого-педагогических теорий, пренебрежительном отношении к науке, инновациям, в самоуверенности и завышенной самооценке и развивается с ростом стажа работы, сопровождаясь снижением общего интеллекта.

Доминантность обусловлена выполнением педагогом властных функций. Ему даны большие права: требовать, наказывать, оценивать, контролировать. В большей мере доминантность проявляется у холериков и флегматиков в удовлетворении потребности во власти, в подавлении других и самоутверждении за счет воспитанников. Доминантность, как профессиональная деформация, присуща почти всем педагогам со стажем работы более 10 лет.

Педагогическая индифферентность характеризуется эмоциональной сухостью, игнорированием индивидуальных особенностей детей и родителей. Педагогическое равнодушие развивается на основе обобщения личного отрицательного опыта педагога.

Педагогическая агрессия проявляется во враждебном отношении к нерадивым, в приверженности к "карательным" педагогическим воздействиям, в требовании безоговорочного подчинения педагогу.

Ролевой экспансионизм проявляется в тотальной погруженности в профессию, фиксации на собственных педагогических проблемах и трудностях, в неспособности и нежелании понять другого человека, в преобладании обвинительных и назидательных высказываний, безапелляционных суждений. Эта деформация обнаруживается в жестком ролевом поведении за пределами ДОУ.

Социальное лицемерие педагога обусловлено необходимостью оправдывать высокие нравственные ожидания учащихся и взрослых, пропагандировать моральные принципы и нормы поведения. Социальная желательность с годами превращается в привычку морализирования, неискренность чувств и отношений.

Информационная пассивность педагога проявляется в нежелании совершенствования навыков работы с информацией и повышения своей информационной компетентности (информационной культуры, прекращении своего профессионального самообразования и самовоспитания после накопления определенного количества информации.

Обученная беспомощность формируется тогда, когда субъект убеждается, что ситуация, в которой он оказался и которая ни в коей мере его не устраивает, совершенно не зависит от его поведения, от предпринимаемых им усилий эту ситуацию изменить. Мотив личного развития, роста и овладения компетентностью в этом случае подменяется систематической демонстрацией собственной беспомощности, перекладыванием решения всех своих проблем на окружающих людей.

Простое правило выстраивания дружелюбных отношений с родителями :

Ежедневно находите возможность утром или вечером сообщить каждому родителю о его ребенке.

Как грамотно организовать беседу с родителями

(общие правила).

ответственность за успех или провал встречи лежит на педагоге;

организовывать встречу надо так, чтобы в ней не было перерывов;

не сидите за столом;

важно спокойное дружеское вступительное слово педагога;

дать родителю высказаться и внимательно его слушать его;

не стоит спорить;

контролируйте свои эмоции;

если у родителя свой план, примите его (не берите решение проблем на себя)

придерживайтесь дружелюбного тона;

не говорите, что родитель не прав;

Список качеств, затрудняющих взаимодействие с родителями :

неуверенность в себе

неуверенность в собственных рекомендациях

неумение замотивировать родителя

излишняя жалость, желание моментально помочь родителю

наличие похожей проблемы

неумение преподносить негативную информацию

негативные чувства по отношению к некоторым родителям

Работа воспитателя с родителями в выходной день

Работа воспитателя с родителями в выходной день Выходные дни – это возможность побыть с семьей,приготовить что- то вкусненькое,провести время на природе,уделить время своему хобби,.

Система взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников в практике воспитателя ДОО

Система взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников в практике воспитателя ДОО Из опыта работы Взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников является основным вопросом в моей профессиональной.

Педагогическое общение - специфическое межличностное взаимодействие педагога и воспитанника (учащегося), опосредующее усвоение знаний и становление личности в учебно-воспитательном процессе.

Сущность барьеров в педагогическом общении и причины их возникновения

Педагогическое общение является важной составляющей педагогического процесса. Для организации эффективного педагогического общения, педагог должен обладать необходимой системой коммуникативных навыков и умений, а также социально-психологической компетенцией. Довольно часто, при организации педагогического общения возникают трудности, которые называют барьерами.

Возникновение барьеров педагогического общения связано в первую очередь с тем, что педагог – это, прежде всего, человек, который как элемент коммуникации обладает определенными психологическими особенностями и внутренними индивидуальностями.

Адекватность восприятия и передачи учебной информации во многом зависит от наличия или отсутствия барьеров в педагогическом общении. В том случае, если имеются барьеры, то передаваемая педагогом информация может быть искажена, потерян ее первоначальный смысл, а в ряде случаев она и вовсе может не дойти до учащихся.

Барьеры педагогического общения – это ряд факторов, которые являются причинами конфликтов в общении или способствуют их возникновению.

По своей природе барьер в педагогическом общении – это своеобразное психологическое препятствие адекватной передачи учебной информации от педагога к детям.

Основными причинами возникновения барьеров в педагогическом общении являются:

  1. Возникновение в процессе общения отрицательной эмоциогенной ситуации, которая негативно сказывается на эмоциональном и психологическом состоянии педагога.
  2. Затруднения у педагога в действиях с предметом познания. В случае если педагог слабо владеет необходимой учебной информацией, то возникает эмоциональное напряжение в процессе педагогического общения.
  3. Возникновение противоречий между достигнутым знанием и его принятием со стороны ученика. В том случае, если переданная учебная информация воспринимается и понимается учащимися, но при этом в силу разных причин они отказываются принимать это знание.
  4. Отрицательная реакция на негативную оценку достигнутого результата.

Готовые работы на аналогичную тему

Основные виды барьеров педагогического общения

По своей природе барьеры общения принято разделять на два основных вида:

  • Коммуникативные барьеры общения – возникают в том случае, когда собеседники не понимают и не воспринимают речь друга, в силу различных причин.
  • Психологические барьеры – возникают, когда собеседники не могут понять друг друга в силу различных психологических проблем. Например, негативное первое впечатление, стеснение и т.д.

Барьеры педагогического общения имеют психологическую природу. Речь педагога не может быть искажена или не понятна детям, потому что к кандидатуре педагога предъявляются определенные требования и изначально к чистоте речи предъявляются высокие требования.

Принято выделять следующие виды барьеров педагогического общения:

Способы преодоления барьеров в педагогическом общении

Для предупреждения и преодоления барьеров в педагогическом общении необходимо придерживаться следующих правил:

Педагогическое общение – это вид межличностного взаимодействия педагога и обучающегося, в процессе которого происходит становление личности и усвоение знаний.

Под барьерами педагогического общения понимают трудности, возникающие в процессе передачи информации от педагога к учащемуся.

Сущностью явления считается возникновение психологического препятствия, нарушающего ход учебного процесса. К причинам явления относят:

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

  • слабое владение учебной информацией со стороны учителя;
  • эмоциональное напряжение, связанное с неуверенностью педагога;
  • противоречие между знанием и его принятием со стороны ученика;
  • негативная реакция на низкую оценку достигнутых результатов.

От наличия или отсутствия барьеров зависит адекватность восприятия учениками передаваемых знаний, их активность или пассивность в ходе учебного процесса. Транслируемая информация может искажаться, терять первоначальный смысл или вовсе теряться.

Основные виды барьеров в педагогическом общении

Все барьеры в педагогическом общении можно условно разделить на две категории. Стандартная классификация включает:

  1. Проблемы с коммуникацией.
  2. Трудности психологической природы.

При этом один барьер может относиться к одной из категорий или обладать основными характеристиками обеих.

Основы классификации, понятия основных видов барьеров педагогического общения были определены советским педагогом, бывшим ректором Чечено-Ингушского государственного университета Виктором Абрамовичем Кан-Каликом.

К наиболее распространенным видам в педагогике относят:

  • боязнь класса, группы, любого детского коллектива;
  • отсутствие взаимодействия с детьми, отстраненная подача материала;
  • сужение функционала общения, выстраивание официальных взаимоотношений исключительно в учебном поле;
  • предвзятое отрицательное отношение педагога к детскому коллективу, основанное на отзывах коллег, изначально негативная установка;
  • опыт неудач в прошлой педагогической деятельности;
  • несовпадение установок учителя и учеников, вызывающее гнев, раздражение;
  • боязнь ошибиться, показаться некомпетентным.

Для молодых, только начинающих свой педагогический путь учителей характерно подражание более опытным коллегам. Эта тенденция тоже может послужить причиной возникновения барьера между преподавателем и его воспитанниками, так как механический перенос стиля другого человека выглядит неестественным.

Способы преодоления, основные рекомендации

Способы преодоления хорошо известны психологам, занимающимся проблемами начинающих педагогов. Их рекомендации предполагают:

  • необходимость доминирования разума над охватывающими в момент затруднения эмоциями;
  • использование разнообразных форм общения в соответствии со спецификой детского коллектива, с учетом возраста;
  • индивидуальный подход к каждому ученику;
  • осознание значимости, важности педагогического общения в становлении личности ребенка;
  • недопустимость демонстрации раздражения, гнева, недовольства даже при возникновении конфликтов, управление эмоциями;
  • ориентация на позитивные качества детей;
  • уважительное отношение к личности каждого воспитанника;
  • способность оценивать процесс обучения со стороны ребенка.

Важным условием успеха является способность учителя исключать вертикаль общения, когда педагог, демонстрируя свое превосходство, ставит себя выше учеников.

Меры профилактики психологических затруднений

Особенность психологических затруднений состоит в том, что они возникают незаметно для человека и поэтому на первых этапах часто остаются незамеченными. Здесь важен взгляд со стороны, оценка коллег, руководителей.

В качестве профилактики специалисты рекомендуют следующие меры:

  • изучение основных понятий и процессов конфликтологии;
  • ознакомление с примерами решения затруднительных ситуаций на практике;
  • овладение эффективными инструментами гашения конфликтов;
  • знакомство с техниками самоконтроля, развитие в себе таких черт характера, как терпимость, толерантность, вдумчивость.

Важно, чтобы педагог владел различными приемами привлечения внимания, расположения к себе детей, мог комбинировать их, исходя из особенностей детского коллектива, настроения, эмоциональной обстановки.

Исследования показывают, что наибольшее влияние на педагога оказывает первое впечатление от группы, класса. Исходя из него, он выстраивает свою дальнейшую линию поведения. Однако многие психологи считают это неправильным. Более профессиональная схема подразумевает длительное наблюдение, анализ, постоянную коррекцию педагогической деятельности в соответствии с результатами, выводами.

Читайте также: