Как менялась музыка со временем кратко

Обновлено: 16.05.2024

На них влияет множество факторов, и у всех они будут разные: пол, возраст, воспитание, семья — да даже любимые предметы в школе или профессия могут сыграть роль. Единственная общая непостоянная, которая есть у нас, — это эпоха: ее политическая повестка, научно-технический прогресс, настроения в обществе. Это оказывает воздействие на искусство, а значит — и на предпочтения.

Данный контент предназначен для лиц старше 18 лет

Сначала музыкальные вкусы формировали Лютики из "Ведьмака"

Нотная запись на Руси появилась только в Х веке (причем еще не та, которую мы видим сейчас), тогда же главенствовали религиозные настроения. Особенно любили церковные акапельные песнопения — именно так было проще всего передавать из уст в уста — запомнить нужно было лишь слова и мотив. Но для всеобщего увеселения старались шуты и скоморохи, которые исполняли сатирические песенки под аккомпанемент гуслей и бубенцов.

В эпоху Ренессанса (примерно с середины XIV века) появляются первые композиторские школы, начинают формироваться стили и преемственность. Эволюционируют инструменты: орган, например, стал центром музыкальной жизни, струнная и духовая группы расширяются, с востока в Европу приходит лютня.

Но если мы знаем Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Галилео Галилея, что такое гуманизм, маньеризм, "Божественную комедию" Данте и прочие штуки, которые нам подарила эпоха Возрождения, музыка этого периода долгое время оставалась без внимания.

Это все было связано, в частности, с тем, что церковную музыку не разрешалось выносить за пределы храма — даже просто воспроизводить что-то. А мадригалы и другие композиции, которые исполнял простой люд, возможно, было некому записать — не знали нотной грамоты.

В общем, в те далекие времена, когда Земля только начала крутиться в общественном сознании, а не стоять на трех китах, оперы, инструментальные сочинения и самые красивые вокальные произведения слушали только очень богатые люди, которые могли позволить себе содержать оркестры и труппы. Остальные же слушали то, что исполняли странствующие музыканты или трубадуры на площадях. Помните сцену из сериала "Ведьмак", где один из персонажей Лютик начинает исполнять что-то в местечковом кабаке? Примерно так все и было, музыканты собирали истории о любви, о доблести, о дальних странах, чтобы привлекать больше слушателей.

Потом — религия и композиторы, которые умели играть

С наступлением эпохи барокко религиозная тематика не отступает (вспомните — главный композитор эпохи Иоганн Себастьян Бах писал только на библейские или около того темы; даже в простые упражнения для обучения игре на клавесине он встраивал символы Христа), но постепенно церковная музыка и светская начинают проникать друг в друга. Начиная же с эпохи классицизма такое деление уже теряет актуальность, появляется еще больше форм и жанров: симфонии, концерты, камерные произведения.

Что же до популярности, то разные сословия продолжают слушать разную музыку, какую — зависит от ситуации. Например, если хочется выйти в свет, можно пойти в оперу (самые любимые — на итальянском языке, поскольку он считался лучшим для пения; пока не родился Моцарт, который был мастак рушить догматы), домашний уютный вечер с гостями могли скрасить музыкой струнного квартета, если проводилось мероприятие на открытом воздухе, то приглашали камерный оркестр.

Сольные концерты пианистов, скрипачей и других исполнителей появились в эпоху романтизма, примерно с середины XIX века. Любимцами публики были Ференц Лист, Фредерик Шопен, Антон Рубинштейн, Франц Шуман и его супруга Клара Вик, Николо Паганини. Они же все и были композиторами, так что, когда у публики сформировалась потребность на чье-то конкретное исполнение (то есть кому-то нравилось, как Баха играет именно Лист, а кому-то — как Шопен), музыканты с удовольствием представляли на сцене и свои сочинения.

Кстати, в этот же момент появляется и музыкальная критика — причем от все тех же коллег по цеху.

В ХХ веке все слушали, что понимали и что было.

ХХ век изменил академическую музыку. Несмотря на то что всегда было условное деление на, скажем так, элитарные жанры и массовые, направления более-менее шли рядом. Когда же появляются университеты (влиятельные консерватории в Европе начинают работать с конца XVIII века, а к ХХ получают авторитет в индустрии), где музыку можно изучать, искусство начинает усложняться и отдаляться от простых людей.

Композиторы ищут новые подходы к привычным вещам: многие отказываются от тональности, от ритма, даже от музыкальных инструментов, предпочитая, например, использовать дерево, молоток или бензопилу. В 1960 году композитор Кшиштоф Пендерецкий — один из главных представителей мирового авангарда — пишет "Плач по жертвам Хиросимы", который отлично иллюстрирует, как из музыки пропадают знакомые консонансы.

Конечно, чтобы послушать такое (а тем более — понять), необходимо сколько-то поучиться. Что уж говорить о музыке, которая была написана более 300 лет назад: нужно понимать атмосферу эпохи, контекст. Так академическая музыка приобретает ореол таинственности и становится непопулярной среди широкого слушателя.

Но зато развиваются другие жанры — тоже инструментальные, тоже вокальные и даже связанные с наукой и иногда с религией. Например, в России в 1930-е годы появились граммофоны и грампластинки, радио, а еще — джаз. Конечно, страна была закрыта, но тем не менее эта изворотливая "музыка дьявола" проникала за самые неприступные железные занавесы, завоевывая сердца молодых. В стране появились джаз-банды, клубы и танцы.

И конечно, все любили композиции Исаака Дунаевского, Леонида Утесова, Дмитрия Шостаковича. Одна из главных причин в том, что многие их композиции привлекали советских режиссеров и частенько звучали в фильмах, а тогда это было одним из залогов успеха: кинематограф был безумно популярен.

В 40-е годы на планете осталась одна повестка. Самой знаменитой песней становится "Священная война" Александра Александрова.

. а потом все везде начали бунтовать.

На рубеже 40-х и 50-х годов возникают те самые стиляги. После войны, когда в мире уже был джаз, блюз, в быт советской молодежи приходит рок-н-ролл — яркий, зажигательный, сносящий все на своем пути. Наверное, стиляги — это первая субкультура, чьи представители скажут своим родителям: "Меня никто не понимает".

Это был бунт, бунт против стереотипов советского общества. Им нравилось ярко, красиво и стильно одеваться, громко смеяться, громко слушать музыку, танцевать ночи напролет. Их постоянно обсуждали на собраниях и преследовали дружинники. Но как хорошо, что эта дивная эпоха не стерла их в прах.

Во всем мире слушают Элвиса Пресли, Чака Берри, зарождающийся тогда R&B, поп-музыка завоевывает абсолютно все чарты, после тяжелых событий мировой войны людям хотелось вздохнуть спокойно и расслабиться. Слушают Рэя Чарльза и его буги-вуги, в Америке набирает обороты беспечная музыка кантри. Мир пустился в пляс.

Все бы так и танцевали, если бы в Англии не расцвело то, что потом эволюционировало в инди-музыку, — рок. Он отпочковался от рок-н-ролла и сразу дал затравку на несколько других жанров: от более легких (как поп-рок) до более тяжелых (типа хеви-металл). Первыми, кто вывел подобный стиль в чарты, были The Beatles со своим синглом I Want To Hold Your Hand — с этого и началось британское вторжение.

Пока весь мир качался на волнах битломании (а на волне любви к "битлам" свою долю внимания получают похожие группы, типа The Animals и The Moody Blues), рок породил новый жанр — психодел. В Англии появляются Pink Floyd, The Jimi Hendrix Experience и Cream. Кроме того, в противовес "сладенькому" квартету из Ливерпуля появляются The Rolling Stones, чья скандальная карьера подогревала внимание слушателей. Их неоднократно обвиняли в том, что они пропагандируют неправильный образ жизни (еще бы — они писали треки про сатанизм, а вся группа употребляла наркотики и алкоголь). Но им было совершенно все равно, ведь как сказал Мик Джаггер: God gаve me everything I want.

. и появился панк-рок!

Так рок-музыка завоевывает мир. Потом появилась новая волна — панк-рок, нью-вейв, который захватил андерграунд Нью-Йорка и породил десятки икон прошлого века: The Police, Blondie, Talking Heads, The Ramones, Dead Boys и многих других. Панки, как и стиляги, как и многие другие, тоже были бунтари. Они ненавидели мейнстрим, в противовес записывая короткие песни со специфическими текстами и агрессивным вокалом. Философы-панки считали, что рано или поздно должно было появиться направление, которое покажет всем где раки зимуют: по большей части многих, конечно, беспокоило то, что рок-музыка становится сглаженной и беззубой.

В СССР любовь к року была связана не только с битломанией, но и с цензурой. Чем больше разгоняли таких концертов, чем больше закрывали радиостанций, тем сильнее была любовь публики. "Кино", "ДДТ", "Машина времени", "Пикник", "Альянс" и другие переживали тяжелые времена, им не разрешали давать концерты, да и вся их деятельность всячески пресекалась.

Но это никого не останавливало — число рок-клубов по стране росло, у нас даже появилась своя вторая рок-волна: это были группы "Алиса", "АукцЫон", "Аквариум", "Наутилус Помпилиус" и многие другие, которые, кстати, до сих пор горячо любимы фанатами.

Тем временем популярной становится и электронная музыка, которая начинает не только существовать в самостоятельных жанрах, типа хаус, но и проникать в другие стили, порождая новые: синти-поп, диско, соул и прочее. Эксперименты с электронным звучанием начались в поле академической музыки в конце XIX века, но привлекали не широкую аудиторию, а экспериментаторов, композиторов и исполнителей. Чем больше появлялось новых технологий, тем больше была вероятность появления нового направления.

Неакустическое звучание давало музыкантам построить свой собственный футуристический мир. Кроме того, чтобы писать электронную музыку, не нужно было много людей: сегодня некоторые исполнители в этой сфере работают даже в одиночку. Хаус же отделился от диско (точнее, от того, что от него осталось). Диджеи играли на вечеринках в клубах, пока кому-то не пришло в голову замиксовать два трека одновременно. С этого и начались различные поиски в этом направлении, а публике такой бесшовный переход безумно понравился.

В Нью-Йорке зарождается новый андеграундный стиль. Считается, что хип-хоп появился в Бронксе в афроамериканских и латиноамериканских кварталах и существовал в формате маленьких вечеринок. Он был полностью селф-мейд, чтобы пробиться не к чартам или большим площадкам, а хотя бы на запись в нормальной студии, артистам приходилось прикладывать немало усилий.

И вот к чему это все привело

Все стили, что упомянуты в этом тексте, существуют до сих пор. Если вам кажется, что гитарная музыка, рок-музыка умерла, то подумайте о том, что у представителей инди-сцены миллионы прослушиваний. Авторитет таких артистов, как Frankie Cosmos, Snail Mail или Soccer Mommy, на Западе постоянно растет. Хотя верхние строчки часто и занимают рэп-исполнители.

Срок популярной песни сейчас невелик — сегодня может быть популярно одно, а завтра другое. Все постоянно ищут что-то новое, необычные впечатления, потому и границы жанров размываются музыкантами, для некоторых альбомов невозможно подобрать определения.

Музыка — большая бизнес-индустрия, а музыкант — профессия. А значит, всем людям, причастным к этому, надо что-то есть и на что-то жить. Как показывает история, популяризировала что-то всегда молодежь, и сейчас у нее есть запрос на определенные треки: ненавязчивые тексты про любовь, биты, под которые можно потанцевать, темы, что присутствуют в их жизни (от непонимающих родителей до коррупции).

Но такое было всегда, и если кто-то хвастается, что слушает "Хорошо темперированный клавир" Баха, пока вы отрываетесь под треки Little Big, напомните ему, что это был всего лишь сборник упражнений — как пропись по русскому языку для маленьких детей.

К мнению большинства не всегда прислушиваются — не только критики, но и обычные слушатели, которые, скорее, обойдут стороной вершины (особенно наших) чартов, чем поинтересуются, кто сегодня популярен.

В современном мире не существует человека, который никогда не слушал музыку. С самого детства мы что слушаем, поначалу песни из наших любимых мультиков, после из фильм/сериалов, а после у нас уже появляется свой любимый жанр и исполнитель. Как и все в нашем мире имеет свойство меняться, музыка тоже этому подвластна.

Далеко ходить не будем и возьмем музыку из 80-90-х годов. Большинство людей отдают предпочтению песням тех времен, нежели нынешней, почему же? Вспомним такие группы как Europe, C.C. Catch, Qeen, The Beatles, и далеко не весь список. 80-е года это зотой век для рока, как американского, так и европейского.

Какие были исполнители в то время? Их подчеркивала индивидуальность образа, тематика песен, голос, все пели не голосом а сердцем. Какое было количество нецензурной лексики в песнях? А что происходит сейчас?

Мат на мате, однотонность, музыка делается через электронику, а не через инструменты. Да я не спорю есть ложка меда в море дегтя. Но это ложку трудно найти.

Я нашел одно интересное исследование испанский ученых. Они с помощью компьютерной программы сделали анализ тонна музыки, которые были записаны с 1955 года и по сегодняшний день.

Критериями служили: громкость, вариативность нот, гармоническая прогрессия и темп. По итогу получили информацию о том, что за несколько десятков лет, артисты стали монотонно и одинаково. Под изучения попала не только поп-музыка, но и мэйнстримовый хип-хоп, рок и металл. И как вывод - меньше разнообразия, а больше громкости.

Современные подростки иногда склонны принимать громкость, как "новое направление". Если взять старую версию песню, к примеру группы Europe - Final Countdown, и пропустить ее через ряд эквалайзеров и диджейских пультов, добавить к старой песни больше громкости, то мы получим "чумовой" ремикс (которых сейчас больше, чем оригинальных песен).

Как итог, хочу сказать, что те кто творил музыку начиная с 60-х, в ней понимали больше, чем наши современники. Раньше не было такого понятия как фонограмма. Раньше все делалось с душой, слова песен, музыка, выступления. А сейчас такое крайне редко встретишь.

Сложно представить человека, который бы жил без музыки. С раннего детства мама напевает колыбельную ребенку, в детском саду дети разучивают песни для спектаклей, а для подростков музыка становится маркером для объединения в группы или способом спрятаться от конформизма. BURO. решило копнуть глубже и сделало экскурс в историю звукового и музыкального опыта разных поколений — от ритуальной музыки до новой системы Harman Kardon Citation.

Из церкви через плеер и обратно в винил: как менялось восприятие музыки с древности до наших дней (фото 1)

Из церкви через плеер и обратно в винил: как менялось восприятие музыки с древности до наших дней (фото 2)

От древних времен до конца XIX века: ритуалы, церкви, залы и ярмарки

Музыка всегда привлекала людей и собирала их вместе. В древности ее исполняли на различных ритуалах, потом она частично перешла в церковь, а затем в концертные залы. Музыка все это время была связана с конкретным местом и не была общедоступной, а главное — ее нельзя было повторить. В конце XIX века это начало меняться.

Из церкви через плеер и обратно в винил: как менялось восприятие музыки с древности до наших дней (фото 3)

Конец XIX века: фонограф Томаса Эдисона

Из церкви через плеер и обратно в винил: как менялось восприятие музыки с древности до наших дней (фото 4)

Начало XX века: патефоны и пластинки

И для музыкантов, и для людей все изменилось с появлением патефонов и пластинок из шеллака, прародителей виниловых пластинок. Именитые музыканты, например Энрико Карузо, были счастливы записать свой голос, который потом услышат тысячи людей, а сами любители музыки наконец могли послушать ее, не выходя из дома. Музыка стала более доступной, и вечер, посвященный прослушиванию пластинок, постепенно становился обычным времяпрепровождением.

Из церкви через плеер и обратно в винил: как менялось восприятие музыки с древности до наших дней (фото 5)

1920-е: радио

Из церкви через плеер и обратно в винил: как менялось восприятие музыки с древности до наших дней (фото 6)

1950-е: наушники

После Второй мировой это изменилось — в первую очередь благодаря тому, что военные технологии начали применяться в более мирном русле. Первые наушники создали для американской армии еще в 1910 году, в этом же десятилетии стали появляться первые фотографии богатых людей, слушающих трансляции через наушники. Однако массовое их производство, предназначенное для личного прослушивания музыки, началось лишь в середине 1950-х. Это совпало с выходом первого портативного радио, которое в ноябре 1954-го стало главным новогодним подарком в Америке. С этого момента в музыке и технологиях началось время индивидуальности и изолированности. Психологи начали писать о том, как главы семей закрываются от остальных, слушая музыку в наушниках, а подростки предпочитали слушать ту музыку, что им нравится, на портативных радиостанциях. Музыка начала становиться личным выбором, методом погрузиться в себя.

Из церкви через плеер и обратно в винил: как менялось восприятие музыки с древности до наших дней (фото 7)

1970-е: кассеты и плеер

Из церкви через плеер и обратно в винил: как менялось восприятие музыки с древности до наших дней (фото 8)

1980-е: музыкальные журналы и MTV

Из церкви через плеер и обратно в винил: как менялось восприятие музыки с древности до наших дней (фото 9)

Наши дни: максимальная свобода

Музыка стала одновременно и объединять людей, и разъединять их, создавать конфликты поколений. Методы прослушивания музыки также становились все более разнообразными и слегка противоречили друг другу — на каждый вариант для одиночек приходился тот, что позволял проще делиться с людьми. Компакт-диски были ориентированы на прослушивание на домашних системах, а затем — на переносных плеерах, но появление технологии mp3 и бесплатного кодека LAME, а затем и повышение скорости интернета позволили проще делиться музыкой, в том числе нелегально, а также обсуждать ее. Появление стриминговых сервисов упростило поиск музыки и доступ к ней, но в то же время породило уход в другую крайность — люди все чаще стали обращаться к форматам, ранее казавшимся устаревшими, по самым разным причинам.

Кто-то слышит в виниле, кассетах и компакт-дисках шероховатости и шумы, невозможные в стримингах и mp3, кто-то ожидает более полного погружения в музыку и больших деталей (и находит их). Точно так же, как на концерте, мы можем встать не только для лучшего обзора музыкантов, но и для лучшей слышимости, у нас сейчас есть много возможностей для более полного погружения в музыку — помимо очевидного возвращения винила в моду есть и стриминговые сервисы, принципиально не работающие с передачей звука в mp3, предпочитая менее скрывающие детали wav и flac. Таким образом, не обязательно оставаться дома, чтобы насладиться звучанием: можно, например, купить и наушники высокого класса.

Из церкви через плеер и обратно в винил: как менялось восприятие музыки с древности до наших дней (фото 10)

Из церкви через плеер и обратно в винил: как менялось восприятие музыки с древности до наших дней (фото 11)

Из церкви через плеер и обратно в винил: как менялось восприятие музыки с древности до наших дней (фото 12)

Однако дома, как считают многие, может быть лучше. Музыка становится определенным маркером для стиля жизни человека — люди утонченных вкусов могут выбирать и более комфортную обстановку для того, чтобы остаться с музыкой наедине, с аппаратурой, которая позволит получить большее удовольствие от того или иного альбома. Хотя прослушивание музыки стало максимально повседневным и доступным, в то же время многие возвращаются к ней как к ритуалу, которым она и была изначально.

Из церкви через плеер и обратно в винил: как менялось восприятие музыки с древности до наших дней (фото 13)

Насладиться музыкой в домашних условиях позволит акустическая система Harman Kardon Citation. Она отличается тем, что все модели линейки можно комбинировать друг с другом для нужного эффекта. Например, для спальни, детской или ванной комнаты подойдут Citation One, Citation 100, Citation 300 и Citation 500 — это компактные и универсальные модели для тех, кому важна музыка как фон. Подключение Citation Bar обеспечит полное погружение в игры или кино, а собственный домашний кинотеатр можно собрать из дополнительных элементов Citation Sub, Surround и Tower. Все модели Harman Kardon Citation можно использовать как мультирум систему, управляемую с помощью смартфона и AirPlay 2. Технология AirPlay 2 позволяет транслировать музыку с iOS на более чем одно совместимое устройство.

Как менялись форматы музыки за 50 лет: от винила до стриминга и обратно

Перманентное увлечение музыкой заставляет регулярно обращать внимание на тематические информационные поводы. Один из них — видеоинфографика популярности аудиоформатов, собранная на базе динамики продаж в США за последние полвека (по данным RIAA). За это время с переменным успехом доминировали пять музыкальных носителей. Со всеми сам имел дело в разные промежутки жизни. Застал даже пластинки, которые в моем детстве уже считались вполне себе раритетными. Интересно, что сегодня опять к ним вернулся.

На базе указанного выше источника выделил пиковые значения по музыкальным носителям за последние 50 лет — с 1972-го по 2022-й. Интересно, что в свое время аудиодиски были еще более популярными, чем стриминг сегодня. Впрочем, сложно сказать, что он уже достиг своего реального максимума.

Винил — ≈72% в 1972 году

Как менялись форматы музыки за 50 лет: от винила до стриминга и обратно

Первые виниловые пластинки увидели свет в конце XIX века, в свое время активно сражались с бобинами, а в 70-е стали доминирующим носителем аудио на рынке. Сегодня они до сих пор популярны среди диджеев и хипстеров — новый винил по-прежнему выпускается, а старым завалены абсолютно все барахолки.

Как менялись форматы музыки за 50 лет: от винила до стриминга и обратно

Кассеты — ≈55% в 1987 году

Как менялись форматы музыки за 50 лет: от винила до стриминга и обратно

Многие помнят о кассетах с магнитной лентой, которые к концу XX века занимали больше половины рынка аудионосителей. Впрочем, далеко не все видели своими глазами носители Stereo 8 (или 8 Track), которые в свое время считались более перспективными как по надежности, так и по качеству звука. Впрочем, они были достаточно громоздкими, поэтому в итоге уступили место компактным кассетам, которые, в том числе, активно использовались в портативных плеерах.

Как менялись форматы музыки за 50 лет: от винила до стриминга и обратно

Из-за тотального дефицита на постсоветском пространстве в 90-е особенным уважением пользовались владельцы двухкассетных магнитофонов. Такие обычно давали возможность переписать один накопитель на второй, и это позволяло динамично тиражировать аудиозаписи. Прекрасно помню, как в попытках сэкономить заряд батареек в своих переносных плеерах перематывали кассеты с помощью карандаша. Да, в эпоху музыкальных стриминговых сервисов даже просто представить себе нечто подобное очень непросто.

Аудиодиски — ≈95% в 2002 году

Как менялись форматы музыки за 50 лет: от винила до стриминга и обратно

Сегодня лазерными дисками пользуются только аудиофилы, которые гонятся за максимально качественным звуком без сжатия и собирают немысленные сэтапы из усилителей и преобразователей. Проигрыватели для них до сих пор устанавливают во многие автомобили — даже те, которые не обладают должной аудиоподготовкой, чтобы раскрыть весь потенциал музыки в качестве без потерь. Впрочем, MP3 и другие цифровые форматы в итоге заставили забыть о CD в массовом понимании.

Как менялись форматы музыки за 50 лет: от винила до стриминга и обратно

На постсоветском пространстве аудиодиски пользовались не меньшей популярностью, чем в мире. Они взорвали рынок уже после 90-х и лихо ворвались в отечественные аудиомагазины. Прекрасно помню, как в старших классах откладывал деньги, чтобы купить очередной CD любимых исполнителей. Где-то у родителей до сих пор осталась коллекция моих дисков. Интересно, что этими накопителями пользовался не толко в аудиоаппаратуре, но и в компьютере. Больше всего эмоций было от очередного портативного плеера, который был всегда с собой.

Цифра — ≈40% в 2012 году

Как менялись форматы музыки за 50 лет: от винила до стриминга и обратно

Многие хорошо знают, что революцию в цифровой дистрибуции музыкальных записей в самом начале третьего тысячелетия произвели iPod, iTunes и iTunes Store. Когда-то никто не верил, что массы будут готовы платить за фактически самые обычные файлы на накопителе, но удобство их загрузки в действительно компактный плеер перевернуло индустрию. Впрочем, важно отметить, что пионером в распространении музыки в условном MP3 была не Apple, а сервис Napster. Жаль, авторитета для революции ему не хватило.

Как менялись форматы музыки за 50 лет: от винила до стриминга и обратно

Конкретно для меня переход на цифровую музыку связан не с iTunes и iPod, а с загрузкой MP3 на CD и DVD. Помню, как очень долго искал дисковый бумбокс именно с поддержкой цифровых файлов. Он давал возможность слушать сотни треков с одного накопителя. Его очень часто брал с собой на всевозможные вылазки с друзьями. До iTunes Store добрался только с приобретением своего первого iPhone. Думаю, на постсоветском пространстве у многих была аналогичная история.

Стриминг — ≈85% в 2022 году

Как менялись форматы музыки за 50 лет: от винила до стриминга и обратно

Немногие знают, что пионером музыкального стриминга был не Spotify, а Rhapsody. Данным направлением с подписной моделью монетизации компания начала заниматься еще в 2002-м, в 2011-м с потрохами выкупила Napster, а с 2016 года сконцентрировала свои услуги именно под данным брендом. Впрочем, важно понимать, что в массовом понимании музыкальный стриминг стал известным именно усилиями Spotify. Сегодня данный сервис занимает доминирующее положение на рынке и всерьез соревнуется только лишь с Apple Music, который томится на втором месте по популярности.

Как менялись форматы музыки за 50 лет: от винила до стриминга и обратно

Вместо вывода: что дальше

Как менялись форматы музыки за 50 лет: от винила до стриминга и обратно

За столько лет в близких отношениях с музыкой пришел к неутешительному выводу — она медленно, но уверенно умирает. Диджитализация разрешила приобретать треки по одному и убила идею альбомов, а стриминг все больше концентрируется на радио из случайных треков, чем ставит крест на индивидуальности каждого отдельного исполнителя.

Впрочем, самая большая проблема современной музыки — доступность. Скромная ежемесячная оплата открывает доступ к миллионам треков без ограничений, и ценность каждой композиции при таком подходе планомерно уменьшается. Именно поэтому в домашних условиях сам решил слушать музыку на виниле. Уже обзавелся проигрывателем и первыми пластинками. Спустя время расскажу о своих впечатлениях. Пока очень доволен затеей и начал реально ценить каждый приобретенный за немалые деньги альбом. При этом в офисе и автомобиле, а также на улице слушаю то Apple Music, то Spotify, в зависимости от ситуации. Все еще очень люблю музыку и не провожу без нее ни дня.


В 20-е годы XX века джаз в массы продвигают Луи Армстронг и Дюк Эллингтон, огромную популярность набирают свинг и биг-бэнды, которые исполняют достаточно простую, ритмичную, танцевальную музыку. И постепенно джаз из чисто маргинального явления, которое сильные мира сего до поры до времени считали уделом рабов, превращается в массовое сумасшествие: он звучит и в простых хибарах, и в богатых особняках на светских раутах.


Первая большая поп-икона появилась на иконостасе меломанов в 1942 году: именно этот год считается триумфальным для Фрэнка Синатры — хулигана, скандалиста, любимца женщин и мафии, исполнителя всемирно известных песен и желанного гостя на каждой вечеринке в каждом элитном особняке.



А в середине 50-х приходит время рок-н-ролла. Набриолиненные челки, мощные туфли, яркие костюмы, буги-вуги — все эти атрибуты впитывает в себя новый стиль.


И вскоре у него появляется король — Элвис Пресли. Красавец, обладающий феерической харизмой, эпатажный бунтарь, секс-символ, чьи альбомы разошлись по миру фантастическими тиражами в миллиард экземпляров.


Его имя знают во всех точках земного шара, а после смерти певца как грибы начали появляться религиозные организации, обожествляющие Пресли и ожидающие второго пришествия певца.



Венцом этого периода стал трехдневный фестиваль в Вудстоке в 1969 году, который посетило около 500 тысяч человек. Говорят, что во время фестиваля умерли три человека, зато вскоре после Вудстока родилось 200 000 внебрачных детей. Дженис Джоплин, Джимми Хендрикс, Джо Кокер, The Who, Jefferson Airplane — большинство музыкантов, выступавших на том фестивале, сегодня считаются классиками.


В это время Советский Союз становится большим игроком на музыкальном рынке. Правда, музыка, которую делают здесь, значительно отличается от западной. Эдита Пьеха, Муслим Магомаев, Клавдия Шульженко, Валерий Ободзинский — это достояние советской эстрады того времени.



В 70-е мир поп-музыки разбивается на два непримиримых лагеря. С одной стороны, мир наблюдает за эпохой диско — стиля, выросшего из американского фанка.


С другой — бешеными тиражами расходятся альбомы Led Zeppelin и Black Sabbath, рок-музыка порождает группы стадионного формата.


Диско-музыка врывается на мировые танцполы и вытесняет оттуда рок-н-ролл. Четкий ритм, стразы и блестки, радость и веселье. Миром правят Bee Gees, ABBA и Boney M.



Вскоре музыкальная индустрия совершает очередной большой прорыв. В 1981 году открывается телеканал MTV, и видеоклипы становятся массовым явлением. Хотя первый музыкальный клип, как считается, вышел в далеком 1900 году.

Поначалу на MTV, ощущавшем острый дефицит музыкальных видео, можно было увидеть достаточно эпатажные вещи вроде произведений удивительной авангардной группы The Residents.

Но вскоре дело было поставлено на поток: клипы для MTV снимаются один за другим.



СМИ разрывают Джексона на части — в это время окончательно формируется понятие светской хроники, а папарацци становятся настоящими охотниками за удачными и компрометирующими кадрами. Массовой публике не интересен музыкальный материал, их интересуют подробности личной жизни звезд, и медиа дают им эти подробности. Появляется скандал за скандалом: журналисты следят за трагедией на съемках рекламы Pepsi и последующими трансформациями внешности Джексона, тиражируют лунную походку, обращают внимание на подозрительно трепетное отношение певца к детям.


В 80-х свою карьеру начинает еще одна икона поп-музыки: Мадонна Луиза Чикконе. Человек, придавший поп-культуре знакомые очертания.



Спустя некоторое время скандалами обрастает брак Мадонны с актером Шоном Пенном: на свадебной церемонии журналисты с вертолетов пытаются сделать съемку вечеринки, а пьяный жених стреляет по ним из револьвера. Мадонна умеет эпатировать: и своим творчеством, и своим поведением.



В 90-х большую популярность приобретают бойз-бенды: за участниками групп NSYNC, Take That и Backstreet Boys наблюдает весь мир.



Продюсеры затевают попытку повторить успех Мадонны и показывают миру юную Бритни Спирс — целомудренную, но сексуальную певицу, которая тут же попадает в объективы всех американских камер.




Актуальная на те времена поп-музыка, яркие, провокационные образы — девушек замечают сразу, и их популярность вскоре выходит за рамки постсоветского пространства. А это — единичный пример для российской популярной музыки.



Шоу-индустрия, благодаря развитию технологий, выходит на новый качественный и финансовый уровень: вместе с артистом путешествует целый караван из фур, перевозящих тонны оборудования. Но растут и доходы: например, Бейонсе за тур в поддержку своего четвертого альбома заработала 230 миллионов долларов.


Что будет волновать умы массового слушателя в ближайшие годы, что будут обсуждать медиа и тиражировать мейджор-лейблы? Скоро мы об этом узнаем.

Читайте также: