Атмосферный воздух как объект правовой охраны кратко

Обновлено: 05.07.2024

Атмосферный воздух - это жизненно важный компонент окружающей среды, представляющий собой смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и других помещений.

Правовая охрана атмосферного воздуха - это совокупность предусмотренных законодательством мер, направленных на сохранение чистоты атмосферного воздуха, предотвращение различных вредных последствий на воздух. Особенностью охраны атмосферного воздуха является то, что она осуществляется не ради самого воздуха, а в целях охраны жизни и здоровья человека, окружающей среды, ее отдельных объектов, материальных и социальных ценностей. Атмосферный воздух подлежит охране от загрязнения вредными веществами, то есть такими химическими и биологическими веществами либо их смесями, которые в определенной концентрации (ях) оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду, а так же атмосферынй воздух охраняют от вредного физического воздействия, то есть от воздействия шума, вибрации, температурного и других физических факторов. О1собой охране подлежит озоновый слой атмосферы, который охраняют от разрушения.

Законодательством устанавливаются различные требования в виде запретов, в частности, такие как запрещается внедрение новых технологий, техники, материалов, веществ и другой продукции, а так же применение технологического оборудования и других технических средств, если они не отвечают требованиям охраны атмосферного воздуха. Запрещается выброс в атмосферу веществ, степень и опасность которых для жизни и здоровья человека и окружающей среды не установлена. Запрещается размещение и эксплуатация объектов хозяйственной и иной деятельности, которые не имеют установок очистки газов и средств контроля за выбросами вредных веществ в атмосферный воздух. Запрещается проектирование, размещение и строительство объектов хозяйственной и иной деятельности, функционирование которых может привести к неблагоприятных изменениям климата и озонового слоя земли, ухудшению здоровья людей, уничтожения генетического фонда животных, наступлению необратимых последствий для людей и окружающей среды и другие требования.

-нормирование качества атмосферного воздуха и вредных физических воздействий на него. Устанавливаются гигиенические и экологические нормативы качества.

-организация регистрационных испытаний вредных веществ и потенциально опасных веществ, которые оказывают или могут оказать вредное воздействие на человека и окружающую среду и их государственная регистрация.

-выдача разрешений на выброс вредных веществ в атмосферный воздух и разрешений на вредное физическое воздействие на атмосферный воздух.

-ограничение, приостановление или прекращение выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух при отсутствии разрешений на них.

-ведется государственный учет вредных воздействий на атмосферный воздух и их источников.

-проводится инвентаризация выбросов

-осуществляется государственный мониторинг атмосферного воздуха И т д

Осуществляется государственный экологический надзор на федеральном и региональном уровне. Юридические лица и ИП, которые имеют источники загрязнения воздуха обязаны осуществлять производственный экологический контроль за охраной атмосферного воздуха. Общественный контроль осуществляется общественными объединениями, гражданами, организациями. Озоный слой - является объектом международно правовой охраны. ОЗОНОВЫЙ СЛОЙ - это слой атмосферного воздуха над пограничным слоем планеты, который защищает землю от солнечной радиации. От его состояния зависит и климат планеты. В процессе хозяйственной деятельности образуются химические вещества - фтор, хром, углероды, разрушающие озоновый слой и образующие в нем дыры.

Охрана озонового слоя: обеспечивается Венской конвенцией об охране озонового слоя 1985 года. Так же - Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой 1985 года.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

1. Атмосферный воздух как объект правовой охраны……………………….5

2. Содержание правовой охраны атмосферного воздуха……………………10

3. Установление нормативов по охране атмосферного воздуха……………12

4. Юридическая ответственность за нарушения законодательства об охране атмосферного воздуха………………………………………………………….18

5. Экологический надзор на территории Республики……………………….20

Экологическое состояние планеты стало глобальной проблемой мирового масштаба в XXI веке, которую пытаются решить ученые многих стран мира. Атмосферный воздух - это жизненно важный компонент окружающей природной среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений.

Охрана атмосферного воздуха - это важнейшая задача оздоровления окружающей среды. Загрязнение атмосферы - одно из основных отрицательных последствий индустриализации современного мира.

Проблема загрязнения атмосферы волнует всё человечество. Наиболее острой она оказалась в промышленно развитых странах. Ущерб здоровью людей от загрязнения атмосферного воздуха не меньший, чем от выброса сточных, промышленных и бытовых отходов в водоёмы.

Запасы кислорода на Земле практически безграничны. Атмосферный воздух относится к категории неисчерпаемых ресурсов, но хозяйственная деятельность человека влияет на атмосферу и изменяет состав воздуха.

Эти изменения нередко принимают настолько значительный и устойчивый характер, что приходится предпринимать меры для его охраны.

Атмосферный воздух является жизненно важным компонентом окружающей природной среды, неотъемлемой частью среды обитания человека, растений и животных.

Охрана атмосферного воздуха - система мер, осуществляемых органами государственной власти Луганской Народной Республики, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами в целях улучшения качества атмосферного воздуха и предотвращения его вредного воздействия на здоровье человека и окружающую природную среду.

В данной работе я рассмотрю основные вопросы охраны атмосферного воздуха в аспекте экологического права.

Актуальность данной темы заключается в важности исследования правовой охраны атмосферного воздуха в Луганской Народной Республике. Целью данной работы является изучение правового режима охраны атмосферного воздуха.

ü рассмотреть понятия атмосферный воздух как объект правовой охраны;

ü изучить нормативы по охране атмосферного воздуха;

ü ознакомиться с юридической ответственностью за нарушения законодательства об охране атмосферного воздуха;

ü проанализировать экологический надзор на территории Республики.

2. Содержание правовой охраны атмосферного воздуха

Содержание правовой охраны атмосферного воздуха составляет ком­плекс мер, основными среди которых являются учет, контроль, установле­ние нормативов в сфере охраны атмосферного воздуха, обеспечение выпол­нения экологических требований источниками вредного воздействия на атмосферный воздух, а также организация территории населенных пунктов, промышленных зон с учетом норм и правил охраны атмосферного воздуха. Государственный учет и контроль в сфере охраны атмосферного воздуха.

Основой для регулирования охраны атмосферного воздуха является пре­дусмотренный законом государственный учет видов и количества (размеров) вредного воздействия на атмосферу, а также объектов, оказывающих такое воздействие (ст. 31-36 Закона об охране атмосферного воздуха).

Источники вредного воздействия на атмосферный воздух подразделяются на стационарные (предприятия, энергостанции и другие производственные, а также бытовые объекты) и передвижные (автомобили, самолеты, суда и другие подвижные средства и установки), что обусловливает особенности правового регулирования охраны атмосферного воздуха в процессе их деятельности.

За состоянием атмосферного воздуха, его изменениями осуществляется наблюдение по химическим, физическим и биологическим показателям об­щегосударственной службой наблюдения и контроля за уровнем загрязне­ния природной среды. Сбор, хранение, обобщение, анализ информации проводится с целью обеспечения ею заинтересованных организаций, а так­же составления прогнозов об уровне загрязнений атмосферного воздуха под влиянием хозяйственной деятельности и метеорологических условий. На­блюдение (мониторинг) осуществляется специально уполномоченными ор­ганами Федеральной исполнительной власти по гидрометеорологии, охране окружающей среды, санитарно-эпидемиологическому надзору и др. (ст. 28,29 Закона об охране атмосферного воздуха).

Государственный контроль за охраной атмосферного воздуха имеет сво­ей задачей обеспечение соблюдения всеми государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами мероприятий по охране атмосферного воздуха, условий вредного воздействия на атмосфе­ру, а также иных правил, установленных законодательством об охране атмо­сферного воздуха (ст. 34 Закона об охране атмосферного воздуха). Он осуществляется государственными органами санитарно-эпидемиологического надзора, органами по контролю за работой газоочистных и пыле­улавливающих установок, органами безопасности дорожного движения, ох­раны окружающей среды и др.

3. Установление нормативов по охране атмосферного воздуха

Для оценки состояния атмосферного воздуха предусмотрены стандарты его качества - нормативы предельно допустимых концентраций загрязняю­щих веществ в атмосферном воздухе (ПДК) и нормативы предельно допус­тимых уровней вредных физических воздействий на атмосферу (ПДУ).

Нормативы предельно допустимых концентраций устанавливаются для загрязняющих веществ по каждому веществу или химическому соединению (окись углерода, двуокись азота, пыль, сера, свинец и др.) в расчете на 1 кубический метр воздуха, причем учитывается разовая и суточная концентрации, а нормативы предельно допустимых уровней вредных физических воздействий устанавливаются по отдельным видам таких воздействий (шум вибрация, ультразвук, инфразвук, радиация, электромагнитные поля и т. д. и измеряются в различных единицах в зависимости от характера вредного физического воздействия * .

Указанные нормативы утверждаются компетентными органами государ­ственного экологического управления: службой ЛНР по ги­дрометеорологии и мониторингу окружающей среды, государственной санитарно-эпидемиологической службой Министерства здравоохранения ЛНР с участием других заинтересованных ведомств. Данные нормативы должны отвечать интересам охраны здоровья людей, окружающей природной среды и являются едиными для всей территории страны.

Для того, чтобы обеспечить соответствующее качество атмосферного воздуха на основе указанных нормативов, законодательством регулируется осуществление деятельности источниками вредных воздействий на атмо­сферный воздух. С этой целью устанавливаются нормативы предельно допу­стимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и уровней вредных физических воздействий на атмосферу для каждого источника та­кого вредного воздействия, то есть своеобразные индивидуальные нормати­вы, учитывающие особенности производственных, технологических и иных процессов, существующих на каждом предприятии и других объектах Обе группы нормативов тесно взаимосвязаны. Нормативы предельно до­пустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и предельно допус­тимых вредных физических воздействий на нее устанавливаются на уровне, при котором выбросы загрязняющих веществ и вредные физические воздей­ствия от конкретного и всех других источников в данном районе с учетом перспективы его развития не приведут к превышению нормативов предель­но допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном возду­хе и предельно допустимых уровней вредных физических воздействий. Экологические требования, установленные для источников загрязнения атмосферного воздуха.

Выброс загрязняющих веществ в атмосферу стационарным источником за­грязнения допускается в каждом случае на основании разрешения, выдавае­мого компетентным государственным органом. В разрешении предусматрива­ются нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ, а также другие условия и требования, обеспечивающие охрану атмосферного воздуха.

Отдельные виды вредных физических воздействий также могут допус­каться лишь на основании специальных разрешений. Всякое вредное физическое воздействие на атмосферный воздух допускается при условии соблю­дения установленных предельно допустимых уровней таких воздействий, а в случаях, когда на него выдано разрешение, - соблюдения также других тре­бований, предусмотренных этим разрешением.

При нарушении указанных требований деятельность предприятий, орга­низаций, отдельных цехов, установок может быть приостановлена, ограни­чена или запрещена по решению органа, осуществляющего контроль за ох­раной атмосферного воздуха.

При превышении в результате аварийной ситуации установленных нор­мативов ПДВ руководители предприятий и организаций обязаны немедлен­но сообщить об этом органам, осуществляющим контроль за охраной атмо­сферного воздуха, и принять в установленном порядке меры к охране атмосферного воздуха и ликвидации причин и последствий его загрязнения.

При получении предупреждения о возможном повышении концентра­ции загрязняющих веществ в атмосферном воздухе в связи с ожидаемыми неблагоприятными метеорологическими условиями (воздушные инверсии, антициклоны и др.) предприятия и организации обязаны проводить специ­ально разработанные по согласованию с органами контроля за охраной ат­мосферного воздуха мероприятия по снижению выбросов таких веществ в атмосферу.

Большое внимание в Законе об охране атмосферного воздуха уделяется регулированию его охраны от загрязнения передвижными источниками.

Регулирование выбросов загрязняющих веществ данными источниками осуществляется путем установления нормативов ПДВ для каждой модели транспортных и иных передвижных средств и установок. Основные эколо­гические требования обращены в данном случае к предприятиям и органи­зациям-изготовителям транспортных средств. Выпуск новых автомобилей, самолетов и других транспортных средств должен осуществляться с учетом требований по охране атмосферного воздуха.

Так, ст. 21 Закона об охране атмосферного воздуха предусматривает, что запрещается производство транспортных и иных передвижных средств и ус­тановок, в выбросах которых содержание загрязняющих веществ, превышает установленные нормативы. В процессе эксплуатации таких средств количество загрязняющих ве­ществ, выбрасываемых ими в атмосферный воздух, также не должно превы­шать нормативов ПДВ, в противном случае использование таких транспорт­ных средств не допускается. Все транспортные и иные передвижные средства, находящиеся в эксплу­атации, должны подвергаться контролю за соблюдением нормативов ПДВ.

В борьбе за чистоту атмосферного воздуха в настоящее время решающее значение имеет степень оснащенности предприятий и транспорта очистны­ми устройствами и приспособлениями. Законодательством установлено, что при размещении, проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию новых и реконструированных пред­приятий, сооружений и других объектов, совершенствовании технологических процессов и оборудования должны предусматриваться улавливание, утилизация, обезвреживание вредных веществ и отходов или полное исключение выбросов загрязняющих веществ. Запрещается ввод в эксплуатацию объектов, не удовлетворяющих требо­ваниям по охране атмосферного воздуха. Предприятия и организации, дея­тельность которых оказывает отрицательное воздействие на атмосферу, должны быть оснащены сооружениями и оборудованием для очистки вы­бросов в атмосферу, а также средствами контроля за их количеством и соста­вом. Помимо обязанностей предприятий и других производственных объектов по выполнению рассмотренных выше экологических требований указанные источники загрязнения должны осуществлять организационно-хозяйственные, технические и иные меры по снижению выбросов загрязняющих веществ, обеспечить бесперебойную эффективную работу и поддержание в исправном состоянии сооружений, оборудования и аппаратуры для очистки выбросов и контроля за ними, а также постоянный учет количества и состава загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу.

Определение мест и проекты строительства предприятий и других объектов, влияющих на состояние атмосферного воздуха, согласовываются с органами по контролю за охраной атмосферного воздуха. При проектировании предприятий и других объектов, при создании и совершенствовании технологических процессов и оборудования должны также предусматриваться меры, обеспечивающие минимально необходимое потребление атмосферного воздуха для производственных нужд. В целях борьбы с производственными и иными шумами проводятся меро­приятия по внедрению малошумных технологических процессов; улучше­нию конструкций транспортных средств и их эксплуатации, а также содер­жания железнодорожных и трамвайных путей, автомобильных дорог, уличных покрытий; размещению аэродромов и аэропортов, промышленных и других сооружений, являющихся источниками шума, на необходимом рас­стоянии от населенных пунктов и районов жилой застройки; улучшению планировки и застройки городов и других населенных пунктов; организаци­онные меры по предупреждению и снижению бытовых шумов. В частности, граждане обязаны соблюдать требования, установленные в целях борьбы с бытовым шумом в квартирах, во дворах жилых домов, на улицах, в местах отдыха и других общественных местах. Экологические требования при размещении и развитии городов Законодательство содержит специальные нормы об охране атмосферно­го воздуха в городах и других населенных пунктах.

При планировании размещения и развития городов и других населенных пунктов должны учитываться состояние атмосферного воздуха, прогноз его изменения и задачи охраны атмосферного воздуха от вредных воздействий. Проектирование, застройка, реконструкция городов и других населен­ных пунктов проводятся в соответствии с санитарно-гигиеническими и дру­гими нормами и правилами по охране атмосферного воздуха. В частности, в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций, оказывающих вредное воздействие на атмосферу Органы местного самоуправления должны принимать меры к улучше­нию благоустройства и озеленения территории населенных пунктов. (Ст.27) Основными направлениями деятельности в этой области являются со­блюдение норм о функциональном зонировании территории города и жилой застройки, устройстве санитарно-защитных зон вокруг производственных объектов, рациональной организации транспортных потоков, создании при­городных и зеленых зон вокруг городов, а также парков, скверов, садов и других озелененных территорий общего пользования.

Законодательство предусматривает также необходимость соблюдения требований по охране атмосферного воздуха и в других случаях возможного вредного воздействия на него:

- при внедрении новых техники, технологий, оборудования, материа­лов, веществ и другой продукции;

- при хранении, обезвреживании, сжигании отходов производства и по­требления;

- при осуществлении действий, направленных на изменение состояния атмосферного воздуха и атмосферных явлений.

5. Экологический надзор на территории Республики

За 11 месяцев 2018 года Управлением проведено 774 проверки соблюдения требований природоохранного законодательства в части охраны окружающей среды, из них 382 плановые проверки и 392 внеплановые проверки. По результатам проверок составлено 570 протоколов об административном правонарушении; на нарушителей природоохранного законодательства наложено штрафов на сумму 5 939 700,00 руб., взыскано 3 525 434,00 руб., рассчитан ущерб вреда, нанесенный окружающей среде, на общую сумму 4 082 574,30 руб. Об этом сообщает Министерство природных ресурсов и экологической безопасности Луганской Народной Республики.

Проверки проходили в различных сферах, так сфере охраны атмосферного воздуха на объектах хозяйственной деятельности, подлежащих государственному экологическому надзору, проведено 530 проверок, составлено 93 протокола, в сфере обращения с отходами на объектах хозяйственной деятельности, подлежащих государственному экологическому надзору, проведено 611 проверок, составлен 181 протокол, в сфере охраны водных ресурсов проведено 308 проверок, составлено 40 протоколов, в сфере охраны водных объектов и биоресурсов составлено 135 протоколов, в сфере охраны земельных ресурсов 1 протокол, в сфере охраны лесных ресурсов проведено 16 проверок, составлено 2 протокола, в сфере охраны зеленых насаждений проведено 13 проверок, составлен 1 протокол. Проведено 38 рейдов по недопущению сжигания сухой растительности, составлено 66 протоколов, в сфере транспортировки, хранения, применения пестицидов и агрохимикатов проведено 45 проверок, нарушений не выявлено.

За невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду субъектами хозяйствования составлено 8 протоколов, а за невыполнение в срок законного предписания (постановления) субъектами хозяйствования составлено 43 протокола.

Состав воздуха:

Состав воздуха может меняться: в крупных городах содержание углекислого газа будет выше, чем в лесах; в горах пониженное содержание кислорода, вследствие того, что кислород тяжелее азота, и поэтому его плотность с высотой уменьшается быстрее. В различных частях земли состав воздуха может варьироваться в пределах 1-3 % для каждого газа. Воздух всегда содержит пары воды. Так, при температуре 0 °C 1 м³ воздуха может вмещать максимально 5 граммов воды, а при температуре +10 °C – уже 10 граммов. Состав воздуха может меняться: в крупных городах содержание углекислого газа будет выше, чем в лесах; в горах пониженное содержание кислорода, вследствие того, что кислород тяжелее азота, и поэтому его плотность с высотой уменьшается быстрее. В различных частях земли состав воздуха может варьироваться в пределах 1-3 % для каждого газа. Воздух всегда содержит пары воды. Так, при температуре 0 °C 1 м³ воздуха может вмещать максимально 5 граммов воды, а при температуре +10 °C- уже 10 граммов.

Немецкий мыслитель Фридрих Вильгельм Ницше писал о воздухе, что это наивысшая и самая тонкая из материй. Из воздуха соткана свобода человека. Поэтому символ воздуха в первую очередь это символ свободы. Это свобода, для которой нет никаких преград, ведь воздух нельзя ограничить, нельзя поймать и придать ему форму.

Среди постоянных примесей природного происхождения необходимо также указать на некоторые газообразные продукты, образующиеся в результате как химических, так и биологических процессов.

Среди них заслуживает специального упоминания аммиак, содержание которого вдали от населенных мест равняется 0,003 – 0,005 мг/м 3 , метан, уровень которого в среднем 0,0002%, окислы азота, концентрация которых в атмосфере достигает примерно 0,0015 мг/м 3 , сероводород и др.

Кроме газообразных и парообразных примесей, в воздухе, как правило, содержится пыль космического происхождения, выпадающая на земную поверхность в течение года в количестве 0,00007 т/км 2 , а также пылевые частицы, поступающие при извержении вулканов.

Однако наибольшее значение для естественного загрязнения тропосферы имеет так называемая наземная пыль (почвенная, растительная, дым лесных пожаров), которой особенно много в континентальных воздушных массах из пустынь Африки и Центральной Азии. Таким образом, идеально чистая воздушная среда является в действительности только теоретически существующим понятием.

При этом естественное изменение состава атмосферы обычно играет весьма небольшую роль по сравнению с возможными последствиями его искусственного нарушения. Это нарушение, преимущественно связанное с производственной деятельностью населения, устройствами для бытового обслуживания и транспортом, в состоянии приводить даже к денатурации воздушной среды, т. е. к выраженным отличиям ее свойств и состава от соответствующих показателей природной атмосферы.

Динамическое равновесие, существовавшее в природе в отношении выделения и поглощения кислорода, углекислоты и азота, постепенно нарушалось по мере развития индустриальной деятельности человечества.

В результате основной состав воздуха стал подвергаться, казалось бы, незначительным и медленным, но тем не менее необратимым изменениям. Так, подсчитано, что за последние 50 лет было использовано кислорода примерно столько же, сколько за предшествующий миллион лет, а именно 0,02% от его запаса в атмосфере. В дальнейшем расход этого животворного газа, очевидно, будет превышать 10 млрд. т в год.

Вместе с тем соответственно повышается и выброс в воздушную оболочку земного шара двуокиси углерода, достигший 360 млрд. т за последние 100 лет. Некоторому уменьшению может подвергнуться и абсолютная масса атмосферного азота, который все больше используется в промышленности для получения различных химических продуктов, главным образом удобрений.

Достаточно сказать, что его потребление за 1970 – 1971 гг. достигло почти 40 млн.т. Для того чтобы представить себе возможные последствия указанных изменений состава воздушной среды необходимо хотя бы вкратце остановиться на биологической роли важнейших ее ингредиентов.

Атмосферный воздух как объект правовой охраны

Атмосферный воздух представляет собой эле­мент окружающей природной среды, жизненно важный для биологических организмов, включая людей, который служит защитой от космических излучений, поддерживает определенный тепло­вой баланс на планете, определяет климат и т. д. Наряду с экологическими функциями атмосфер­ный воздух выполняет важнейшие экономичес­кие функции, так как выступает незаменимым элементом производственных процессов, энер­гетической, транспортной и другой деятельности человека.

Интенсивное развитие промышленности, рост городов, увеличение количества транспорт­ных средств, активное освоение околоземного пространства приводят к изменению газового со­става атмосферы, накоплению различных видов загрязнений (пылевого, химического, электро­магнитного, радиационного, шумового и др.), разрушению озонового слоя атмосферы, нару­шению ее естественного баланса. Все это наносит ощутимый вред экономике, здоровью людей, природной среде и вызывает необходимость регулирования антропогенного воздействия на атмосферный воздух.

Важные положения об охране атмосферного воздуха содержатся в нор­мативных актах, регулирующих использование и охрану земель, лесов, вод, недр и других природных ресурсов, а также в уголовном, административном, гражданском и иных отраслях законодательства.

В силу своих естественных свойств атмосферный воздух в настоящее время не рассматривается в качестве объекта присвоения, поэтому отноше­ния собственности по поводу атмосферного воздуха, а также процесс его экономического использования не регулируется законодательством. Эколо­гическое право обеспечивает лишь его охрану от вредных воздействий.

Правовая охрана атмосферного воздуха представляет собой систему за­крепленных законом мер, направленных на сохранение в чистоте и улучше­ние состояния атмосферного воздуха, предотвращение и снижение вредных химических, физических, биологических и других воздействий на атмосфе­ру, вызывающих неблагоприятные последствия для населения, народного хозяйства, растительного и животного мира.Содержание правовой охраны атмосферного воздуха составляет ком­плекс мер, основными среди которых являются учет, контроль, установле­ние нормативов в сфере охраны атмосферного воздуха, обеспечение выпол­нения экологических требований источниками вредного воздействия на атмосферный воздух, а также организация территории населенных пунктов, промышленных зон с учетом норм и правил охраны атмосферного воздуха.

Основой для регулирования охраны атмосферного воздуха является пре­дусмотренный законом государственный учет видов и количества (размеров) вредного воздействия на атмосферу, а также объектов, оказывающих такое воздействие (ст. 27-28 Закона РТ «Об охране атмосферного воздуха).

Правовые меры охраны атмосферного воздуха регулируются Законом об его охране (далее, Закон), статья 1 которого рассматривает атмосферу в виде жизненно важной составляющей окружающей среды. Он представляет собой естественную смесь газов атмосферы, которая находится вне пределов жилых, производственных и прочих помещений.

Защита и охрана атмосферы заключается в работе в сфере мероприятий, которые осуществляют органы государственной власти нашей страны, органы власти субъектов, органы местного самоуправления, физические и юридические лица в целях совершенствования качественной составляющей атмосферного воздуха, в том числе обеспечивая предотвращение его вредных влияний на человеческое здоровье и окружающую природную среду.

Качество атмосферного воздуха рассматривается с позиции совокупности его физических, биологических и химических свойств, которые отражают соответствие экологическим и гигиеническим нормативам качества.

Правовые аспекты регулирования охраны атмосферы

Закон об охране атмосферы закрепляет полномочия органов власти России, в том числе ее субъектов в этой области. Он является основной этой отрасли, формируя и закрепляя функции управления государства, требования к охране в процессе осуществления всех типов деятельности человека.

Что касается доли нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в этой области, то она весьма незначительна, особенно, что касается нормирования. Примером могут являться Временные рекомендации по расчету выбросов вредных веществ в атмосферу в результате сгорания на полигонах твердых бытовых отходов (утверждены Министерством природы РФ в 1992 году).

Управление в области охраны воздуха (атмосферы) осуществляется государством. Так, в соответствии со ст. 4 Закона охрану должно осуществлять непосредственно Правительство РФ, также она ведется с помощью специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти (Ростехнадзора), органов исполнительной власти субъектов РФ. Среди принципов государственного управления можно выделить:

  • недопущение необратимых последствий загрязнения
  • обязательный контроль со стороны государства выбросов вредного и загрязняющего характера;
  • сведения о состоянии атмосферы и воздуха должны соответствовать принципам гласности, полноты и быть достоверными;
  • использование научных обоснований, системного и комплексного подхода;
  • обязательное соблюдение требований ФЗ, включая ответственность за их нарушение.

В число основных функций государственного управления в рассматриваемой сфере можно включить:

  • выдача соответствующих разрешающих документов на выброс загрязняющего или вредного вещества и воздействия;
  • государственный учет воздействия на атмосферу и его источников;
  • мониторинг и контроль атмосферного воздуха со стороны государства.

В соответствии со ст. 14 Закона выброс вредных (загрязняющих) веществ со стороны стационарного источника может считаться допустимым только при наличии разрешений. Подобные разрешения выдаются специально уполномоченным государственным органом (Ростехнадзором).

Именно разрешение на выброс устанавливает предельно допустимые выбросы и прочие аспекты, обеспечивающие охрану воздуха (атмосферы). Что касается вредных физических воздействий на атмосферу, то их допуск также производится на основе специальных разрешений.

Статья 21 Закона гласит, что юридические лица, которые имеют источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ, источники вредного воздействия на атмосферу, включая состав и количество выбросов, размеры и их виды, должны подлежать государственному учету.

Мониторинг осуществляет государство с помощью органов Росгидромета, Ростехнадзора и Роспотребнадзора. Они наблюдают за загрязнениями атмосферного воздуха, комплексно оценивают и прогнозируют его состояние, обеспечивая органы власти и самоуправления, предприятия и население экстренными и текущими сведениями о загрязнении.

Статья 24 Закона гласит, что контроль государства за охраной воздуха (атмосферы) должен обеспечивать:

  • соблюдение условий, которые установлены с помощью специальных разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ и на вредное воздействие физического характера;
  • требования стандартов, нормативов, правил и прочих требований охраны, включая осуществление производственного контроля охраны атмосферного воздуха;
  • соблюдение режима санитарных и защитных зон объектов, которые имеют стационарные источники выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу;
  • выполнение федеральных целевых программ, программ субъектов, а также всех соответствующих мер охраны.

Регламентирование контрольных действий, выполняемых специально уполномоченными органами государства, рассматривает Положение о государственном контроле за охраной атмосферного воздуха, постановление Правительства РФ № 847.

Требования охраны атмосферного воздуха

Глава 3 Закона рассматривает требования охраны атмосферного воздуха, устанавливая их. Среди этих требований можно выделить:

  • запрет на ввод в эксплуатацию новой техники, технологий, материалов, веществ и др., включая использование технических средств или технологического оборудования, если они не соответствуют установленным законодательством требованиям по охране;
  • обязательное наличие сертификатов при производстве и использовании топлива, что подтверждает соответствие топлива требованию охраны воздуха (атмосферы);
  • возможность ограничивать органами исполнительной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ использовать нефтепродукты и другие типы топлива, сжигание которых негативно влияет на атмосферный воздух;
  • запрет на выброс веществ, степень опасности которых для человеческой жизни и здоровья, окружающей среды не подлежит установлению;
  • допустимость действий, сконцентрированных на изменении состояния атмосферы и атмосферных явлений лишь при отсутствии вредных последствий для человеческого здоровья и жизни, окружающей среды;
  • недопустимость в превышении нормативов качества воздуха (атмосферы) в процессе проектирования, размещения, строительства, реконструкции и эксплуатации, застройке городов и прочих населенных пунктов;
  • запрет размещать и эксплуатировать объекты хозяйственной и прочей деятельности, не имеющие предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установки для очистки газов и средств контроля выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу;
  • запрет производства и эксплуатации средств транспорта и передвижения, в выбросах которых содержание вредных (загрязняющих) веществ выше, чем установленные технические нормативы выбросов;
  • запрет хранить, осуществлять захоронение и обезвреживание на территориях предприятий и поселений загрязняющих атмосферу производственных отходов и отходов потребления, включая дурнопахнущие вещества, а также запрет на сжигание этих отходов без использования специальных установок и др.

Ответственность за нарушения законодательства

Нарушители законодательных актов в рассматриваемой сфере в соответствии с характером нарушений привлекаются к нескольким видам ответственности: административная, дисциплинарная, материальная, гражданская, уголовная.

Кодекс рассматривает наступление административной ответственности за:

  • нарушенные правила в области охраны воздуха (атмосферы);
  • выпуск в эксплуатацию механического транспорта, который в своих выбросах содержит повышенное количество загрязняющих веществ, либо превышают нормативы шумового уровня;
  • эксплуатация механического транспорта с повышенными нормативами содержания загрязняющего вещества в выбросе или норматива шумового уровня.

Подобную степень ответственности могут устанавливать и сами субъекты РФ.

Уголовное Законодательство предусматривает и уголовное наказание за преступления в этой области, что регулирует статья 251.

Читайте также: