Астафьев пастух и пастушка план урока

Обновлено: 02.07.2024

3. Приветствуется использование аудиозаписей, презентаций, фотографий и т.п.

Основная задача по итогам занятия: уметь аргументированно отличать камерную поэзию от публицистической.

Список поэтов: Е. Евтушенко, Р. Рождественский, А. Вознесенский, В. Соколов, Б. Ахмадуллина, Ю. Кузнецов, Н. Рубцов, А. Галич, Б. Окуджава, В. Высоцкий и др. по выбору студентов.

  1. Лейдерман Н., М. Липовецкий. Современная русская литература: В 3 кн. Т. 1. (глава 2, разделы 4-5).
  2. Сидоров В. Евгений Евтушенко. Личность и творчество. М., 1987.
  3. Чупринин С. Крупным планом. Поэзия наших дней. М., 1983.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2. Молодёжная проза 60-х годов и её эволюция во времени. (2 часа)

б) функции бытовых подробностей;

г) предпосылки и формы проявления оптимизма

д) ощущение общности и способы его эстетического оформления в произведениях.

(2 часа)

  1. Жанровая и композиционная структура повести.
  2. Поэтика заглавия и подзаголовка повести. Особенности реализации мотива, намеченного заглавием, в тексте повести.
  3. Концепция войны В. Астафьева и её реализация в структуре сюжета и характерологии повести.
  4. Причины смерти Бориса Костяева и гибели Мохнакова.

Примечание: Читать повесть можно в любом издании, однако стоит учесть, что между изданиями разных лет существуют достаточно серьезные расхождения.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Лапина Г.Н. учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ №2, пос. Сернур, Республики Марий Эл

2) совершенствовать навыки ведения аналитической беседы, умение анализировать текст, развивать речевые навыки; активизировать познавательную активность;

воспитывать уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, способность сопереживать, сочувствовать.

Технические средства: магнитофон, аудиозаписи, компьютер, проектор.

Продолжительность урока: 45 минут

Эпиграф: Я не смогла сложить свои цветы

На холм могильный.

Прости меня, мой друг, прости

За то, что я найти бессильна

Последний твой надёжный дом.

От героев былых времен

Не осталось порой имен.

Те, кто приняли смертный бой.

Стали просто землей и травой.

Только грозная доблесть их

Поселилась в сердцах живых

Этот вечный огонь нам завещано одним

Мы в груди храним.

Каждый год в майские праздники народ вспоминает грозные годы войны, чтит память павших, известных и неизвестных солдат, защищавших родину ценой своей жизни, кланяется живым. В этом году страна отмечает 70-летнюю годовщину со дня Победы. Все дальше и дальше уходят от нас героические события Великой Отечественной войны. Молодое поколение знает войну только по рассказам бабушек и дедушек, из учебников истории, из книг. В наше смутное время в повседневной жизни мы очень редко вспоминаем ветеранов, разве что 9 Мая. А их остается все меньше и меньше. Эти люди пережили очень трудные испытания на зрелость на фронтовых дорогах Великой Отечественной. И мы не вправе забывать об этом. Но самое страшное то, что война делает человека другим, калечит его душу, опустошает, исстрачивает.

На рубеже 50-х - 60-х годов в военную литературу входит целый ряд писателей - новая волна военной прозы (1920-1925гг. рождения): Б.Васильев, К.Воробьев. В.Быков, В.Кондратьев, Ю.Бондарев, В.Астафьев. Они первыми попали под военный призыв, были живыми свидетелями яростных боев, многие погибли, осталось в живых лишь 3% этого призыва. Оставшиеся в живых считали своим долгом рассказать о войне, о своих погибших друзьях. У них нет больших панорамных произведений. Чаще всего это рассказ или повесть. Главное для них - человек на войне. Война изображается как катастрофа, трагедия. Эти писатели не стремятся показать единичный подвиг за родину одного героя, они показывают рядового солдата, его способность выстоять в буднях войны. Произведения драматичные, с острыми внутренними конфликтами, психологические.

Краткая справка о писателе. ( Проект ученицы).

В.П.Астафьев родился в Сибири, в селе Овсянка Красноярского края в 1924 году. Семь лет ему было, когда погибла, утонув в Енисее, его мать. И началось беспросветное его сиротство. Воспитывался в семье бабушки и дедушки, затем в детском доме в Игарке, часто беспризорничал. После шестого класса средней школы поступил в железнодорожную школу ФЗО, после окончания которой в 1942 году работал некоторое время составителем поездов в пригороде Красноярска.

Это была первая повесть победителя, где главное - это несовместимость войны и жизни, это невозможность уцелеть на войне, даже возвратившись с нее без единой царапины. Виктор Петрович показал в повести, какое разрушительное воздействие на человека оказывает война, как она рождает привычку к смерти, готовность убивать.

Словарная работа

Обратимся к словарю литературоведческих терминов - ПАСТОРАЛЬ (от лат. pastoralis ) - пастушеский жанр античной, так называемой пастушеской поэзии, изображающей деревенскую жизнь пастухов (прославление красоты природы и прелести мирной сельской жизни), в середине 20-го века исчезнувшей в русской литературе.

В пасторалях пейзаж всегда мирный, жизнь безмятежна. Бурная событиями эпоха не является содержанием пасторали.

-Расскажите краткое содержание повести. ( Рассказ ученика).

Вывод учителя.

Много их еще до сих пор ненайденных, безымянных могильных холмов, затянутых травою, сравнявшихся с землею, по России, по Европе….

- Что вело ее сюда? В чем находила она силы, чтобы отыскать? Что помогало ей?

-Любовь и только любовь.

Повесть имеет кольцевую композицию. Начинается и заканчивается данной сценой. В повести рассказывается о большой любви двадцатилетнего лейтенанта Бориса Костяева и Люси. В перерыве между тяжелыми боями в одной из деревень встретил Борис свою Люсю. История их любви - лирический план повести. Встреча с Люсей открыла для Бориса целый мир, неизведанный и сложный. Повесть наполнена глубоким философским смыслом. Тяжела и горька была разлука с Люсей. Война продолжалась. Шли ожесточенные бои, калечились судьбы людей. Погибают бойцы взвода Костяева: любимый им Карышев, молоденький солдат Шкалик, бросается под танк опытный старшина Мохнаков. Судьба отрывает Бориса от взвода, от войны, от любимой. Умер он в санитарном поезде и был похоронен на безвестном маленьком полустанке в центре России.

Ответ: Первая часть повести заканчивается описанием гибели старика и старухи, которые до войны пасли колхозный табун.

Пастух и пастушка - символ повести. Любовь Бориса и Люси оказалась беззащитной перед злом войны.

- Какой видит писатель войну? Как изображает ее? Что она для него?

- Война беспрестанный изнуряющий труд. Труд физический и главное - душевный. Наверное, неслучайно первая часть повести начинается с боя, с кромешного ада…

Командир еще чересчур молод, неопытен, его бесстрашие порой переходит в сумасбродство. Это выходец из интеллигентной семьи, в которой его по-своему баловали. И если бы не старшина Мохнаков, не остаться бы ему в живых.

- Не психуй! Пропадешь! - рычал он Борису. Дивясь его собранности, этому жестокому и верному расчету, Борис и сам стал видеть бой отчетливей и понимать, что взвод его жив и дерется.

- Расскажите один из самых ярких эпизодов.

Много в повести сцен боя, в которых раскрывается характер, психология героев: рукопашная схватка в траншее, богатырь-старшина, бросающий через себя тощих немцев, взгляду открывается усеянная техникой снежное поле, стволы пушек, торчащие из снега. Густо, как немытая картошка, насыпанные на снег солдатские головы в касках и шапках…Мир войны жесток и страшен. Каждое мгновение человек подвергается смертельному риску.

- Расскажите сцену захоронения пастуха и пастушки.

( Рассказывает один из учеников).

V . - Что вы можете рассказать о любви героев?

- Я всю жизнь, с семи лет, может быть, даже раньше, любила вот такого худенького, лупоглазого мальчика и всю жизнь ждала его. И вот он пришел.

- И ты знаешь, знаешь, с тех пор я начал чего-то ждать.

Но прислушаемся, о чем они чаще всего говорят и думают:

- Что мы узнаем о прошлом героев, что их объединяло?

Письмо матери и чтение его Борисом в такой, казалось бы неподходящий момент- художественная находка писателя. Сквозь слезы, с затаенной болью, передана в нем вся атмосфера, в которой жил и воспитывался Борис и которая предвещала ему совсем иное будущее.

Рассказ ученика о письме.

Духовной, просветляющей любовью озаряются герои Астафьева. Любовь эта становится единственной на всю жизнь в судьбе Бориса и Люси.

Шла война. Разлука неизбежна. Тяжка и горька она. Борис уехал вместе со своим взводом воевать дальше.

Часто, очень часто герои произведений поступают вопреки свои чувствам. И здесь, на войне, любовь торжествует над ужасами, страхами, смертью. Любовь всемогуща. Но мы видим, как сдерживают свои чувства люди, стесняются любить на войне, ставя превыше всего, чувство долга перед Родиной. Не могут они быть счастливыми, когда кругом война сеет ужас и смерть.

Все правильно понимал Борис: их никто не звал, они получили по заслугам. Но жалость и жизнь - чувства неистребимо человеческие - не заглушили голос рассудка.

Немецкого генерала, покончившего жизнь самоубийством, он мысленно допрашивал: «Чему служил? Ради чего умер? И кто он такой, чтобы решать за людей - жить им или умереть.

И снова встают перед Борисом вопросы мирового масштаба. Одно желание у него было: скорее уйти из этого хутора, от изуродованного, заваленного трупами людей поля, и увести с собой остатки взвода.

Но это еще не все, что обрушилось на Бориса в тот день:

- Солдат в истерике расстреливает пленных немцев.

- Раненые, свои и чужие, вповалку, и врач по шею в крови.

- Бездомная собака, жрущая внутренности убитой лошади.

Смерть солдата Карышева, которого Борис любил; гибель Мохнакова, который добровольно бросился под танк; собственная неосмотрительность, приведшая к гибели солдата Шкалика. Все это давит и давит душу Бориса. В довершение ко всему - тоска по матери и дому.

После расставания с Люсей Бориса ранило в правое плечо осколком мины. Ранило не в первый раз и не очень опасно, но Борис не проявляет воли к жизни и умирает. Почему?

VI / Мозговой штурм с целью активизировать мыслительную деятельность учащихся.

Вывод: На этот вопрос отвечает сам автор:

Смерть поселилась в Борисе, потому что он устал от войны. В довершение ко всему нечуткость, грубость людей, внушивших ему, что он чье-то место в госпитале попусту занимает. Нести свою душу Борису сделалась еще тяжелее. Невыносимо жить со свинцом в груди… Покорность судьбе и смерти, безысходность, поселяются в нем.

Последние силы оставляют Бориса. Он, потерявший веру в жизнь, перестал сопротивляться. Умер он в санитарном поезде, похоронили его на безвестном маленьком полустанке, в степи, посреди России.

Звучит стихотворение в исполнении ученика.

Луна взошла, светла пшеница,

Чуть золотеет сизый дым.

Я вновь пришел тебе присниться,

В цветах, с гармошкой, молодым.

И ни повестки, ни вокзала,

И смех, и губы не на срок.

И ты сама зубами развязала

Солдатский узел всех дорог…

А я еще на Брянском фронте

Убит с полротой по весне

Под утро спящих вдов не троньте -

Они целуют нас во сне.

- В нем ее счастье и ее любовь.

Война оборвала любовь, но любовь не погибла, а освятила всю жизнь и память человека.

А память неподвластна времени, она преодолевает смерть, преодолевает время. Она преодолевает любовь - поэтому любовь нетленна. Чувство Люси к Борису живо, живы ее преданность и желание соединиться с любимым: «Совсем скоро мы будем вместе, там уже никто не в силах разлучить нас.

В.П.Астафьев создал остро современное необходимое сегодня произведение. Оно о трудной судьбе поколений, участвовавших в Великой Отечественной войне.

Но та война не стала последней.

И сегодня, когда в мире льется кровь, Виктор Астафьев, познавший и прошедший через огонь Великой Отечественной войны, страстным словом своей пасторали призывает людей жить в мире. И любить



В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




· Поразмышляем о том, как изображает автор отношения человека и природы.

· Попытаемся выделить особенности авторского стиля Астафьева.

Мы уже поговорили о биографии и личности Виктора Астафьева. Одной из черт его прозы является стремление к правдивости, детальности описаний, максимальное сближение текста с реальной жизнью. Другая черта – автобиографичность. Виктор Астафьев стремился писать только о том, что он видел сам. И черты его биографии прослеживаются во многих его персонажах.

О своём писательском труде Виктор Астафьев пишет:


Одним из эпиграфов к сборнику явилось стихотворение Николая Рубцова:

Молчал, задумавшись, и я,

Привычным взглядом созерцая

Зловещий праздник бытия,

Смятенный вид родного края.

Но самое страшное – это безудержное рвачество, стремление к наживе, часто – за счёт других. Оно настолько заслоняет людям глаза, что браконьеры утрачивают всё человеческое. Рыбинспектора здесь запросто могут убить. За хорошее, рыбное место – утопить, как поступает рыбак Грохотало со своим наставником. Тот же Грохотала впадает в помешательство, когда инспектор изымает у него огромного, только что пойманного осётра. Браконьер выкрикивает проклятия и пожелания смерти. Грохотало очень зажиточный рыбак. Но потеря такой добычи для него невыносима, и в ярости он едва не сжигает собственный же дом.

Однако Игнатьичем у Астафьева движет лишь жадность. Он не хочет позвать на помощь брата – ведь придётся делиться икрой.

И только оказавшись на волосок от гибели – Утробин задумывается о своей жизни. Налёт жадности сползает с него перед лицом смерти, он судит себя беспощадно и строго. Борясь за свою жизнь, Игнатьич вспоминает махинации с законом, и жестокость по отношению к любимой женщине, и гибель любимой племянницы. Оказывается, что под личиной всеми уважаемого, благополучного и щедрого человека таился жадный и завистливый, трусливый тип – это Утробин осознает сам.


На смертной грани Игнатьич вспоминает и о вере в Бога. Он пытается покаяться. И в последнее мгновение ему везёт: громадный осётр, едва не погубивший браконьера, освобождается и уходит в глубину. Утробин не чувствует досады от потери добычи. Измученный, но просветлённый, он желает рыбе долгой жизни. Он получил кое-что более важное: облегчение души, осознание самого себя вновь человеком.

Символом нерушимой любви становятся старики в деревне, убитые при артподготовке. Даже после смерти престарелые пастух и пастушка не разомкнули рук. Однако главным героям, Борису и Люсе не дано пройти вместе долгую жизнь и умереть рядом. Они проводят вместе только одну ночь любви. И это поспешно вспыхнувшее чувство напоминает Борису балет, который он видел в детстве – про пастуха и пастушку.

Люся и Борис любят друг друга именно так. Не зря же она целует его при проводах у всех на виду, не стыдясь. Однако доверчивая, беззащитная любовь на войне не может не обернуться трагедией. Борис умирает от пустякового, казалось бы, ранения в плечо – умирает от тоски, от того, что не смог увидеть возлюбленную. Из-за отделённости от неё он теряет жажду жить.

От Бориса остаётся лишь могильный холмик с пирамидкой. Однако Люся, которая также не забыла любви, находит могилу и клянётся, что скоро воссоединится с любимым – только уже не на этом свете.

Мотив любви, преодолевающей смерть, звучит на фоне военных действий. Гусеницы танков, гибель солдат от пули снайпера, от осколков или в атаках, скудная кормёжка и солдатские разговоры, госпиталь… Всё это – сторона войны, сторона смерти. Ей противостоит в рассказе воплощение жизни: любовь и молодость, расцветающая повсюду весна и даже земля, которая потихоньку затягивает свои раны. Землю Астафьев здесь сравнивает с роженицей, и мотив неувядающей природы опять звучит пронзительно и ясно.

И получается, что до некоторой степени причина разгула преступности – в самом менталитете народа:

Мир преступников автор освещает жёстко и бескомпромиссно.

Всегда готовые покуражиться за счёт тех, кто слабее – при виде сильного преступники трусят, унижаются и пытаются увильнуть. Хулиганы, напавшие на Сошкина в подъезде, даже не пытаются вступаться друг за друга, когда встречают отпор.

За время своей службы Сошкин повидал многое. Но не очерствел душой и не разучился размышлять. Ему хочется докопаться до сути преступной натуры людей:

Ещё одну причину разгула преступности Леонид видит в романтизации бандитских образов. В ощущении безнаказанности и непонимании того, чем может закончиться преступление. В знании своих прав и незнании – обязанностей. А последнее часто происходит из-за бюрократии в милиции, формального отношения к службе. И несовершенства самой правовой системы.

Что же можно сказать о стиле Виктора Астафьева?

Очень колоритна лексика в произведениях, посвящённых Сибири. Автор стремится передать речь местных жителей, и потому тексты насыщены диалектизмами, профессионализмами, жаргоном:

В остальных своих текстах Астафьев отдаёт предпочтение живой разговорной речи, с обильными вкраплениями просторечия и жаргона. Торжественные и книжные слова встречаются в размышлениях автора и героев – и тут же сочетаются с вульгаризмами, жаргонными словами, местами – с грубыми и бранными словами.

Часто в произведениях Астафьева присутствует ирония. Иногда – тонкая и завуалированная, иногда – острая и граничащая с сарказмом.

Виктор Петрович Астафьев (1 мая 1924 - 29 ноября 2001). Русский писатель. Книги его светлые, душевные, это частицы его доброй, искренней, сострадающей души. "Главное, - говорил Виктор Петрович, - чтобы душа была в мире с людьми и с самим собой, а дело было у каждого такое, чтобы забирало целиком". Повесть "Пастух и пастушка" (1967 - 1971 - 1989) - это первое крупное произведение В.П.Астафьева о войне. 14 лет работал писатель над повестью, сделал пять её редакций. Это книга о тех, кто сделал явной нашу победу в Великой Отечественной войне. . Время всегда быстротечно. В нём короток жизни миг. Астафьев звучать будет вечно В страницах написанных книг. Ольга Глазырина.

Похожие презентации

1 Виктор Петрович Астафьев Наши духовные ценности

3 В.П.Астафьев ушел из жизни совсем недавно.Таких людей, как он, называют совестью нации.Восприимчивость и чуткость к людям,ярость при встрече со злом,честность и способность по-новому видеть мир,требовательность к себе и сентиментальность лишь некоторые черты его неординарной личности.

4 Биографическая справка Астафьев Виктор Петрович (1924 – 2001) Герой Социалистического труда (1989 г.), Лауреат двух Государственных премий СССР (1978,1991). Родился г. в с. Овсянка Советского района Красноярского края), русский советский писатель. В детстве был беспризорным, воспитывался в детдоме. Участник Великой Отечественной войны. Начал печататься в 1951 г. Автор книги "До будущей весны" (1953), романа "Тают снега" (1958), маленьких повестей "Перевал", "Стародуб" и "Звездопад", повестей "Кража" (1966), "Последний поклон" (1968)и многих других произведений. Произведения Аста- фьева посвящены людям труда, их напряжённой внутренней жизни, теме возмужания души. Умер В.П.Астафьев в с. Овсянка Красноярского края 29 ноября 2001 г., похоронен там же.

5 Что с нами стало?! Кто и за что вверг нас в пучину зла и бед? Кто погасил свет добра в нашей душе? Кто задул лампаду нашего сознания, опрокинул его в тёмную беспробудную яму? Зачем это все похитили и ничего взамен не дали, породив безверье всесветное во всё. Кому молиться? Кого просить, чтоб нас простили? Мы ведь умели и еще не разучились прощать, даже врагам нашим.

10 (продолжение вопросов и заданий) 6. Как соотносится с военной темой тема любви? Как изображается любовь? 7. Каковы особенности астафьевского символа? (символ жестокости войны и символ вечной любви) 8. В чём особенность образа Люси? 9. Какое значение имеют эпизодические персонажи? 10. В чём особенность авторской речи? 11. Каков авторский замысел произведения?

Читайте также: