Деятельность комитета оон по правам ребенка кратко

Обновлено: 30.06.2024

КОМИТЕТ ООН ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА создан в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка (ст.43) для изучения положения дел в сфере реализации прав детей в государствах, ее ратифицировавших. Комитетом ООН рекомендованы следующие основные направления деятельности в сфере политики в отношении детей: соблюдение положений Конвенции о правах ребенка и ее осуществление на национальной основе; охрана здоровья ребенка, обеспечение продовольствием и питанием, роль женщин, здоровье матери и планирование семьи; роль семьи; базовое образование и грамотность; дети, находящиеся в особо трудных условиях; защита детей во время вооруженных конфликтов; дети и окружающая среда; борьба с бедностью и оживление экономического роста. Комитет наделен полномочиями (ст.44) запрашивать предложения и замечания от специализированных учреждений и комитетов ООН, от государств (ратифицировавших Конвенцию) по вопросам, касающихся прав ребенка. Государства, ратифицировавшие Конвенцию о правах ребенка, представляют Комитету один раз в 5 лет доклады о принятых мерах по реализации прав детей, указанных в Конвенции. Российская Федерация, будучи правопреемницей СССР, ратифицировала Конвенцию ООН о правах ребенка, взяв на себя обязанности, определенные Комитетом. Первый доклад Российской Федерации, представленный в Комитет ООН в сентябре 1992 г., носил название “О принятых мерах по закреплению признанных в Конвенции прав детей и о прогрессе, достигнутом в осуществлении этих прав”.

Терминологический ювенологический словарь . 2005 .

Смотреть что такое "КОМИТЕТ ООН ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА" в других словарях:

Конвенция ООН о правах ребенка — Конвенция ООН о правах ребёнка международный правовой документ, определяющий права детей на образование, пользование достижениями культуры, правом на отдых и досуг и оказание иных услуг детям государствами членами ООН. Конвенция о правах ребенка … Википедия

Конвенция оон о правах ребенка — Конвенция ООН о правах ребёнка международный правовой документ, определяющий права детей на образование, пользование достижениями культуры, правом на отдых и досуг и оказание иных услуг детям государствами членами ООН. Конвенция о правах ребенка … Википедия

ООН. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ — ООН считает своей задачей поддержание международного мира и безопасности. РАЗРЕШЕНИЕ КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЙ На протяжении своей истории ООН удавалось предпринимать эффективные меры по предотвращению серьезных угроз миру. 1947. Военнослужащие ООН в… … Энциклопедия Кольера

Конвенция ООН о правах ребёнка — Конвенция ООН о правах ребёнка международный правовой документ, определяющий права детей на образование, пользование достижениями культуры, правом на отдых и досуг и оказание иных услуг детям государствами членами ООН. Конвенция о правах ребенка … Википедия

Конвенция о правах ребенка — Конвенция ООН о правах ребёнка международный правовой документ, определяющий права детей на образование, пользование достижениями культуры, правом на отдых и досуг и оказание иных услуг детям государствами членами ООН. Конвенция о правах ребенка … Википедия

Детский фонд ООН — Флаг Детского фонда ООН Детский фонд ООН или ЮНИСЕФ (англ. UNICEF, United Nations International Children’s Emergency Fund) международный чрезвычайный фонд помощи детям Организации Объединённых Наций. Создан 11 декабря 1946 года по решен … Википедия

Права ребенка — Права Теория Естественные и законные права Права требования и права свободы Отрицательные и положительные права Индивидуальные и групповые права … Википедия

Конвенция — (Convention) Содержание Содержание Определение Всемирная об авторском праве Содержание Бернская конвенция 1886 года Основные принципы Права, устанавливаемые конвенцией Гаагская вексельная конвенция Европейская конвенция о защите и основных свобод … Энциклопедия инвестора

Конвенция о правах ребёнка — Конвенция ООН о правах ребёнка международный правовой документ, определяющий права детей в государствах участниках. Конвенция о правах ребёнка является первым и основным международно правовым документом обязательного характера, посвящённым… … Википедия

Комитет по правам ребенка (CRC) — подразделение ООН, ответственное за обеспечение возможности детей использовать права человека и жить в условиях признания достоинства, уважения и равенства.

Комитет – это состав независимых экспертов, которые отслеживают применение Конвенции по правам ребенка. В самой же Конвенции статьи 43, 44 и 45 гласят об учреждении данного Комитета. Комитет также следит за применением Факультативных протоколов к Конвенции о правах ребенка, касающихся участия детей в вооруженных конфликтах и торговли детьми, детской проституции и детской порнографии, установлением международных процедур рассмотрения жалоб на нарушения прав детей.

В других договорных органах есть подобные организации, занимающиеся мониторингом. Так, Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (CEDAW) была образована для контроля за исполнением и мониторинга внедрения Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Подобные функции выполняет СПЧ для Международного пакта о гражданских и политических правах (ICCPR). Дополнительная информация о подобных других договорных органах.

Чем занимается Комитет по правам ребенка?

Комитет ведет работу в ряде различных областей, в том числе:

Отслеживает ситуацию в области прав детей в странах

Управление верховного комиссара по правам человека (УВКПЧ) в сотрудничестве с НПО и принимающими государствами время от времени организуют региональные и местные семинары для рассмотрения вопросов применения заключительных замечаний Комитета и других договорных органов. Такие семинары были проведены в Дамаске (Сирия), Бангкоке (Таиланд), Дохе (Катар), Буэнос-Айресе (Аргентина), Суве (Фиджи), Сан-Хосе (Коста-Рика). По результатам семинаров были разработаны рекомендации для дальнейшего рассмотрения на региональном уровне.

Комитет также изучает доклады государств, ратифицировавших факультативные протоколы к Конвенции о правах ребенка, касающиеся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии и участия детей в вооруженных конфликтах. Обращаем Ваше внимание на то, что существует также и Факультативные протокол, устанавливающий механизм подачи жалоб.

На первой сессии в октябре 1991 года Комитет принял руководящие указания для государств-участников о предоставлении первых докладов.

В ходе проверки Комитетом отдельной страны НПО могут подать альтернативные доклады, предоставляющие Комитету иной взгляд и информацию о том, что происходит в таком государстве. Это эффективный способ, которым могут воспользоваться правозащитники, чтобы обратить внимание ООН на вопросы, связанные с правами детей, и оказать давление на правительства.

Все альтернативные доклады размещены в библиотеке CRIN.

Сеть Child Rights Connect предоставляет консультации и содействие НПО, которые намереваются предоставить альтернативные доклады.

Как организовано рассмотрение докладов в CRC?

Рабочая группа Комитета встречается перед каждой сессией для предварительного изучения докладов, полученных от государств-членов, и готовится к дискуссии с представителями докладывающих стран. Помимо докладов государств, рабочая группа встречается с органами и учреждениями ООН, некоторыми НПО и иными органами по правам человека, которые предоставили информацию.

Механизм подачи и рассмотрения жалоб

Как указано выше, CRC может рассматривать жалобы о нарушении прав детей, поданные на основании обновленного Факультативного протокола к Конвенции. CRIN выпустила методические рекомендации к механизму подачи и рассмотрения жалоб в CRC для правозащитников, специализирующихся на охране прав детей, с указанием наиболее эффективных способов использования подобного механизма и сравнением его с подобными механизмами, действующими в рамках других договорных органов по правам человека.

Замечания общего порядка

CRC иногда публикует собственную интерпретацию Конвенции в форме Замечаний общего порядка и часто проводит подобные публикации по результатам дебатов в Дни общей дискуссии. Подобные комментарии важны, так как представляют собой окончательные замечания CRC в отношении определенного права и позволяют развивать Конвенцию о правах ребенка.

Дни общей дискуссии

Один раз в год на сентябрьской сессии Комитет проводит Дни общей дискуссии, рассматривая Конвенцию по правам ребенка для разработки более детальных рекомендаций правительствам. Каждый год дети, НПО, эксперты приглашаются для подачи документов на участие в однодневных дебатах с заинтересованными сторонами (агентствами ООН, членами CRC, НПО, учеными, юристами, детьми и т.д.). Все поданные документы размещены в библиотеке CRIN.

Доклад в Генеральную Ассамблею ООН

Один раз в год Комитет предоставляет доклад в Третий комитет Генеральной ассамблеи ООН, где также заслушивается заявление председателя CRC, после чего Генеральная ассамблея принимает резолюцию по правам ребенка. Все заявления и резолюции вы можете найти в библиотеке CRIN.

В первые годы после Второй мировой войны положение детей в Европе было ужасающим. Для решения этой острой проблемы Организацией Объединенных Наций было создано новое учреждение — Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ).

В 1953 году ЮНИСЕФ стал постоянной частью системы ООН и начал успешную глобальную кампанию против фрамбезии, обезображивающей болезни, поражающей миллионы детей, которая поддается лечению пенициллином.

Декларация о правах ребенка

В 1959 году Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию о правах ребенка, в которой закреплены права детей на защиту, образование, здавоохранение, жилище и нормальное питание.

Образование

По прошествии десяти лет ЮНИСЕФ расширил сферу своей деятельности, охватив также потребности детей в образовании. Одни из первых проектов были связаны с подготовкой учителей и оснащением школ в новых независимых странах.

Конвенция о правах ребенка

В своей работе ЮНИСЕФ руководствуется Конвенцией о правах ребенка (1989 г.). Конвенция — самый широко представленный международный договор в области прав человека в истории. Конвенция изменила отношение к детям и правилам обращения с ними. Дети обладают особыми правами, как полноценные члены общества. Беспрецедентный уровень поддержки Конвенции ясно свидетельствует о широкой глобальной приверженности делу защиты прав детей.

Многое было сделано с момента принятия Конвенции — от снижения детской смертности до увеличения посещаемости школ, но многое еще предстоит сделать.

Положение детей в мире

Каждый ребенок имеет право на услуги в области здравоохранения, образование и защиту. Будущее любой страны напрямую зависит от благосостояния детей и возможностей для развития, которыми они будут располагать. К сожалению, миллионы детей в мире лишены возможности стать полноценными членами общества.

Бедность оказывает чрезвычайно негативное воздействие на благосостояние детей. Каждый пятый ребенок в мире живет в усовиях крайней нищеты. Почти миллиард жителей планеты живут менее чем на $1,90 в день, и половина из них — дети. По причине недоедания, по состоянию на 2019 год, 149 миллионов детей в мире имели физические отклонения.

Несмотря на значительный прогресс в области образования во многих регионах мира более 175 миллионов детей не получают дошкольного образования, что с самого начала ставит их в невыгодные условия. По данным ЮНЕСКО за 2017 год, шестеро из десяти детей после окончания начальной школы не достигают необходимого минимума знаний по таким предметам как чтение и математика. Вооруженные конфликты являются одной из причин такого положения вещей.

Дети и вооруженные конфликты

Более двадцати лет назад мир объединился, чтобы осудить и выступить против использования детей в вооруженных конфликтах. С тех пор тысячи детей были освобождены в результате выполнения Планов действий, утвержденных Советом Безопасности ООН, и других действий, направленных на прекращение и предотвращение вербовки и использования детей вооруженными силами и группами. Однако серьезные проблемы с защитой детей, затронутых вооруженным конфликтом, остаются. В 2019 году порядка 1,6 миллиарда детей (69%) проживали в странах, затронутых конфликтом, и примерно 426 миллионов детей (более одного из шести)— непосредственно в зоне конфликта.

Миллионы детей, многие из которых остаются без сопровождения или разлучены со своими семьями, становятся перемещенными лицами в результате вооруженных конфликтов. Эти дети подвергаются высокому риску серьезных нарушений в лагерях беженцев и вокруг них, а также в других местах убежища. Необходимо срочно принять меры для облегчения участи детей, перемещенных в результате вооруженного конфликта, и Генеральный секретарь призывает государства-члены уважать права перемещенных детей и детей-беженцев и предоставлять им необходимую помощь.

Насилие в отношении детей

Право детей на защиту от насилия закреплено в Конвенции о правах ребенка, и все же один миллиард детей каждый год сталкивается с той или иной формой морального, физического или сексуального насилия, и каждые семь минут в результате насилия погибает ребенок.

Насилие в отношении детей происходит повсеместно, такие действия не имеют классовых границ, и насилие над детьми совершают люди с самым разным уровнем образования. Акты насилия совершаются в школах и в семье. Насилие со стороны сверстников также вызывает обеспокоенность, равно как и рост киберзапугивания. Дети, подвергающиеся насилию, живут в изоляции. Они одиноки и напуганы. Они не знают куда можно обратиться за помощью, особенно, если насилие совершается кем-то из близких. Пол, наличие инвалидности, национальность или религиозное происхождение детей могут стать дополнительными факторами риска. Дети чаще всего не способны себя защитить и получить помощь и поддержку.

В 2006 году в исследовании ООН был представлен ряд рекомендаций по борьбе с насилием в отношении детей. Генеральный секретарь назначил Специального представителя для обеспечения эффективного контроля за осуществлением этих рекомендаций.

Достигнут некоторый реальный прогресс в борьбе с насилием в отношении детей: во многих странах приняты законы, запрещающие физическое, психологическое и сексуальное насилие. На государственном уровне проводятся кампании по оказанию помощи жертвам насилия и по повышению осведомленности о негативных последствиях насилия, издевательств, сексуального насилия в отношении детей. Появилась возможность более широкого сбора данных о масштабах и характере насилия в отношении детей.

Это важные меры, но предстоит еще многое сделать для искоренения этого зла. Включение конкретной цели (16.2) в Повестку дня на период до 2030 года продемонстрировало стремление мира положить конец всем формам насилия в отношении детей. Мы все должны подключиться к работе для того, чтобы эта благородная цель стала реальностью для каждого ребенка.

Цели в области устойчивого развития (ЦУР)

В течение 15 лет цели в области развития, сформулированные в Декларации тысячелетия (ЦРТ), служили руководством по многим вопросам, затрагивающим жизнь детей, молодых людей и их семей. За это время был достигнут огромный прогресс в сокращении предотвратимой детской смертности, увеличении числа детей, посещающих в школу, сокращении крайней нищеты и обеспечении доступа большего числа людей к безопасной воде и питательной пище.

Однако прогресс был неравномерным, и многие из наиболее актуальных для мира проблем, включая устранение неравенства, содействие инклюзивному экономическому росту, защиту детей от насилия и борьбу с изменением климата, не были должным образом отражены в ЦРТ.

С принятием новых целей в области устойчивого развития (ЦУР) в сентябре 2015 года мировые лидеры взяли на себя обязательство покончить с бедностью к 2030 году. Но если в срочном порядке не будут предприняты необходимые усилия, то последствия будут крайне тяжелыми.

Это огромное неравенство и риски не только нарушают права и ставят под угрозу будущее отдельных детей. Они увековечивают неблагополучие и неравенство, от которых из поколения в поколение страдают люди. Это подрывает безопасность и стабильность государств и обществ.

Дети и система ООН

Учреждения системы ООН оказывают помощь детям, действуя по самым различным направлениям. К числу учреждений, осуществляющих специальные программы по оказанию помощи детям относятся следующие: Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Международная организация труда (МОТ), Программа для детей и молодежи Агентства ООН по оказанию помощи и организации работ для Палестинских беженцев (БАПОР), Всемирная продовольственная программа (ВПП),Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ).

Комитет по защите прав ребенка - его функции и задачи

В рамках настоящего анализа в качестве ключевых тем были выделены вопросы реализации в зарубежных государ­ствах права на образование четырех категории детей, кото­рые вызывают наибольшую озабоченность Комитета ООН по правам ребенка в ходе изучения ситуации в России, а именно: дети коренных народов, дети-инвалиды, дети-рома и дети-ми­гранты. В отношении детей мигрантов необходимо отметить, что несмотря на неучастие России в Международной конвен­ции о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей, вопрос о праве данной категории детей на образование охватывается в других основных международных договорах по правам человека, в первую очередь Конвенцией о правах ребенка и Комитетом по экономическим, социальным и куль­турным правам, который рассмотрел шестой периодический доклад России в октябре 2017 г. и также обратил большее вни­мание на проблематику защиты права на образование вышеу­казанных категорий детей.

Практика государств в части обеспечения права детей на образование в свете деятельности Комитета ООН по правам ребенка по рассмотрению периодических докладов

В настоящей статье представлены результаты исследова­ния вопросов образования данных категорий детей в следую­щих государствах: Германия, Франция, Финляндия и Австра­лия. При этом не в каждом из названных государств наработан опыт решения проблем всех вышеуказанных категорий, в ряде государств охватываются только часть из вышеуказанных кате­горий. Это обусловлено спецификой данных конкретных госу­дарств и подходом Комитета к изучению ситуации в данных государствах.

В Финляндии несмотря на обязательство местных властей организовать обучение коренных народов саамов на их род­ном саамском языке в районах их проживания в Лапландии, а также на принятие специальных мер для увеличения числа радио- и телевизионных программ саамского языка для детей и подростков и других продуктов детской культуры, Комитет ООН по правам ребенка обеспокоен низким уровнем образо­вательных и рекреационных услуг, предоставляемых на саам­ском языке, а также тем, что такие услуги на саамском языке охватывают только основную территорию проживания саамов .

Большой опыт в плане обеспечения образования для детей коренных народов накоплен в Австралии. Правитель­ство Австралии предоставляет дополнительное финансиро­вание в соответствии с отдельным законом, регулирующим данные вопросы - Законом об образовании коренных на­родов (целевая помощь) 2000 г. Правительство Австралии признает, что существует разница по итогам образования между учащимися из числа коренных и некоренных на­родов в секторах образования и профессиональной подго­товки, в связи с чем осуществляется работа в партнерстве с поставщиками образовательных услуг для решения этих вопросов. В частности, поставщики образовательных услуг и подготовки кадров сообщают о том, как выполняются их обязательства по преподаванию и обучению коренных на­родов. Правительством Австралии направляются ресурсы в те области, где наиболее это требуется, особенно в отдален­ной Австралии, где разница по итогам образования между учащимися из числа коренных и некоренных народов наи­более существенна. Реализуется программа молодежного лидерства коренных народов (IYLP), которая предоставляет стипендии для 1000 молодых представителей коренных на­родов, как правило, из сельской и отдаленной Австралии.

В то время как Комитет приветствовал принятие го- сударством-участником Национального плана действий в области образования для коренного населения (на 2012-2014 гг.), а также заключение Национального согла­шения о партнерстве в интересах развития детей младше­го возраста, принадлежащих к коренному населению, Ко­митет повторил ранее высказанные им озабоченности по поводу серьезных трудностей, с которыми сталкиваются дети из числа коренных народов и дети, проживающие в отдаленных районах, в сфере доступа к образованию, учитывая, что показатели посещаемости, грамотности, умения считать и другие показатели успеваемости среди учащихся из числа аборигенов по-прежнему намного от­стают от тех же показателей в отношении других учащих­ся. Комитет далее был обеспокоен тем, что это положение усугубляется отсутствием в рамках системы образования адекватных мер по удовлетворению потребностей детей, не говорящих на английском языке, вследствие чего воз­растает вероятность того, что они не будут зачислены в школы, будут прогуливать занятия, останутся на второй год и не закончат среднюю школу.

В отношении проблематики защиты прав детей-рома (цыган) обратим внимание на опыт Германии, Франции и Финляндии.

Если обратиться к опыту Франции, то выясняется, что во Франции дети рома, несопровождаемые дети-мигранты и дети, живущие в ветхом жилье, сталкиваются с многочислен­ными трудностями при подаче документов на зачисление в обычные школы .

Финляндия проделала большую работу для развития образования детей рома, включая обеспечение их участия в дошкольном образовании, предотвращение их исключе­ния, эффективное использование общих форм поддержки, последовательные инструкции для принятия решений о допуске учеников к обучению по специальным потребно­стям и повышению уровня консультирования учащихся. Усилия по разработке и предоставлению информации о дошкольном и базовом образовании направлены на увеличение числа детей, участвующих в дошкольном об­разовании, и сокращение числа лиц, бросающих школу. Укрепляются профессиональные навыки и должность кон­тактных лиц, преподавателей языка рома и других лиц, участвующих в преподавании рома .

Дошкольное воспитание детей рома позволило предот­вратить их социальную изоляцию и дискриминацию и улуч­шить их будущие перспективы, например, на рынке труда. Детские сады стали более осведомленными о культуре рома, о детских центрах, занятых романами, и было налажено более тесное сотрудничество между семьями рома .

Несмотря на данные достижения, основные проблемы в базовом образовании детей рома в Финляндии включают высокий уровень непосещения, плохие школьные достиже­ния, большое количество детей в классах специального обра­зования и высокий показатель отсева. В этом есть несколько причин, таких как культурные различия, плохое знание учи­телями культуры рома, недостаточные меры поддержки со стороны школ и неадекватное сотрудничество между школа­ми и домами. Было также отмечено, что дети рома недоста­точно владеют языком, что также затрудняет работу школы с самого начала.

Защита прав детей

Комитет рекомендовал государству-участнику:

а) повысить осведомленность учителей о различных куль­турах и трудностях, которые возникают у детей, и нанимать на работу в школах больше специалистов из числа рома, в том числе в качестве специальных помощников, с целью предо­ставления более активной помощи детям и их семьям;

  1. включить вопросы прав меньшинств в учебные курсы для учителей и обязательную школьную программу;
  2. активно призывать родителей, дети которых не охваче­ны программами дневного ухода, записывать их на програм­мы по развитию малолетних детей, чтобы улучшить их знание финского языка, развить социальные навыки, облегчить их поступление в школу и предупредить низкую успеваемость и отсев из школы.

Несмотря на то, что Германия стремится к инклюзив- ности образования и предпринимает шаги по постепенному переводу детей с ограниченными возможностями в обычные школы, тем не менее, Комитет по правам ребенка отметил слабый прогресс Германии в этой области и настоятельно призвал государство-участник продолжать работу по введе­нию в общегосударственном масштабе системы инклюзивного образования и обеспечить выделение необходимых ресурсов, в том числе за счет использования средств, имеющихся в распо­ряжении специальных школ; провести все необходимые зако­нодательные и структурные реформы для обеспечения права на инклюзивное образование детей-инвалидов, включая право на индивидуальную поддержку и достижение разумных ком­промиссов в области образования; обеспечить учет мнений детей-инвалидов и их семей при принятии решений о целесо­образности обучения ребенка в специальной школе .

Во Франции немало усилий принимается в целях укре­пления системы интеграции детей-инвалидов, включая создание многодисциплинарных групп ведомственного центра по делам лиц с инвалидностью, которые на основе оценки индивидуального учебного проекта, разработанно­го с родителями ребенка (или законными представителя­ми) и всеми специалистами, участвующими в образовании ребенка, определяют форму его образования . Вместе с тем Комитет по правам ребенка выражает обеспокоенность в связи с недостаточным прогрессом в обеспечении условий для того, чтобы дети-инвалиды посещали обычные шко­лы, а не больницы или медико-социальные учреждения. Комитет также озабочен тем, что законодательством пред­усмотрена система специальных подразделений в обыч­ных школах для детей начиная уже с трехлетнего возраста; тем, что некоторые дети-инвалиды помещаются в специ­альные учреждения; а также тем, что некоторые из них по-прежнему обучаются в сегрегированных школах, а дру­гие бросают школы из-за отсутствия жилья и поддержки. Комитет выражает особую обеспокоенность в связи с тем, что большинство детей с аутизмом не имеют доступа к об­разованию в обычных школах или получают ограниченное образование по сокращенной программе при отсутствии специально подготовленного персонала для содействия в их интеграции.

Комитет настоятельно призвал государство-участник организовать сбор данных о детях-инвалидах и разработать эффективную систему ранней диагностики инвалидности, с тем чтобы облегчить разработку соответствующих стратегий и программ для таких детей; организовать для всех учителей и работников системы образования подготовку по вопросам обеспечения инклюзивного образования и индивидуальной поддержки, создания инклюзивных и доступных условий и уделения должного внимания особому положению каждого ребенка; проводить информационно-просветительские кам­пании в целях борьбы со стигматизацией и предрассудками в отношении детей-инвалидов .

Изучив политику Финляндии по обеспечению ин­клюзивного образования детей-инвалидов, Комитет реко­мендовал продолжать принимать надлежащие меры для борьбы с выявлением издевательств и насилия в отноше­нии детей-инвалидов и детей с родителями-инвалидами в школах с полным участием детей, в том числе путем про­ведения периодических проверок среди учащихся, персо­нала и родителей о качестве отношений сверстников, чему способствует школа .

Конвенция ООН о правах ребенка

Несмотря на выбранный курс по поддержке инклюзив­ного образования детей-инвалидов в Австралии, Комитет от­метил слабое финансирование нынешней системы поддерж­ки инвалидов и настоятельно призвал государство-участник предоставить детям-инвалидам возможность осуществлять свое право на образование и обеспечить их возможно более широкое включение в основную систему образования, в том числе посредством рассмотрения вопроса о разработке плана действий в области образования для инвалидов с конкретным указанием имеющихся узких мест в сфере ресурсного обеспе­чения, и установить четкие цели с конкретным графиком осу­ществления мер по удовлетворению образовательных потреб­ностей детей-инвалидов .

Положение детей мигрантов в рассматриваемых госу­дарствах постоянно находится в фокусе внимания Комитета по правам ребенка и других договорных органов . Несмотря на усилия Германии по расширению системы образования детей младшего возраста и ухода за ними, Комитет выразил обеспокоенность по поводу наличия трудностей, с которыми сталкиваются находящиеся в уязвимом положении семьи, включая семьи мигрантов, при доступе к услугам учебных за­ведений для детей младшего возраста и учреждений по ухо­ду за ними, особенно в части, касающейся детей в возрасте до трех лет .

В Австралии весьма показательным является наличие про­граммы Правительства Австралии по изучению английского языка как второго языка, в рамках которой предоставляются средства государственным и территориальным правитель­ствам и негосударственным образовательным учреждениям для оказания помощи в расходах на интенсивное обучение ан­глийскому языку для имеющих право, вновь прибывших уче- ников-мигрантов в начальных или средних школах .

Таким образом, по итогам продемонстрированного ана­лиза предпринимаемых зарубежными государствами мер по обеспечению образования обозначенных четырех категорий детей в свете деятельности Комитета ООН по правам ребенка можно выделить те подходы, которые могут выступить в ка­честве ориентира для России. При этом, как указывалось ра­нее, внимание обращается не только на достижения данных государств в вышеуказанных областях, но также и трудности, испытываемые ими, и меры, которые рекомендованы Комите­том к принятию в этой связи.

  1. В качестве ориентира для России в плане обеспечения образования детей коренных народов может послужить опыт Австралии: разработка и реализация программы молодеж­ного лидерства коренных народов, предполагающая предо­ставление стипендий для представителей коренных народов, а также вовлечение их в обучение в школах, базирующиеся на спортивных академиях. Показательным является механизм финансирования образования коренных народов, в рамках ко­торого правительством Австралии направляются ресурсы в те области, где наиболее это требуется, особенно в отдаленной Австралии, на основе оценки уровня различия по итогам об­разования между учащимися из числа коренных и некорен­ных народов. Кроме того, весьма полезным является опыт Австралии по налаживанию тесного сотрудничества с постав­щиками образовательных услуг для решения вопросов обра­зования детей коренных народов. В частности, поставщики об­разовательных услуг и подготовки кадров сообщают о том, как выполняются их обязательства по преподаванию и обучению коренных народов.
  2. Что касается обеспечения образования детей рома, то полезно было бы обратить внимание на политику Фин­ляндии, где наравне с Россией основные проблемы в базо­вом образовании детей рома включают высокий уровень непосещения, плохие школьные достижения, большое ко­личество детей в классах специального образования и вы­сокий показатель отсева. Показательным является подход Финляндии по уделению особого внимания обеспечению участия детей рома в дошкольном образовании. Данная модель способствует недопущению их изоляции и позво­ляет им впоследствии проще адаптироваться в школьной среде. России рекомендовано было бы так же, как и Фин­ляндии, повысить осведомленность учителей о различных культурах и трудностях, которые возникают у детей, и на­нимать на работу в школах больше специалистов из числа рома, в том числе в качестве специальных помощников, с целью предоставления более активной помощи детям и их семьям. Более того, можно было бы организовать под­готовку контактных лиц, проводить летние школы языка рома для учителей и других сотрудников образовательно­го учреждения.
  3. В плане обеспечения инклюзивного образования детей- инвалидов в качестве ориентира могла бы выступить рекомен­дация Комитета по правам ребенка по введению в Германии в общегосударственном масштабе системы инклюзивного образования и обеспечению выделения необходимых ресур­сов, в том числе за счет использования средств, имеющихся в распоряжении специальных школ. Также положительным примером выступает опыт Франции по созданию многодис­циплинарных групп ведомственного центра по делам лиц с инвалидностью, которые на основе оценки индивидуального учебного проекта, разработанного с родителями ребенка (или законными представителями) и всеми специалистами, уча­ствующими в образовании ребенка, определяют форму его образования. Вместе с тем, стоит иметь ввиду, что Комитет по правам ребенка критиковал функционирование во Франции законодательно установленной системы специальных подраз­делений в обычных школах для детей начиная уже с трехлет­него возраста. Положительным шагом для России могла бы стать разработка плана действий в области образования для инвалидов с конкретным указанием имеющихся узких мест в сфере ресурсного обеспечения, как это было рекомендовано Комитетом Австралии.
  4. В Австралии весьма показательным является нали­чие программы Правительства Австралии по изучению ан­глийского языка как второго языка, в рамках которой предо­ставляются средства государственным и территориальным правительствам и негосударственным образовательным уч­реждениям для оказания помощи в расходах на интенсивное обучение английскому языку для имеющих право, вновь при­бывших учеников-мигрантов в начальных или средних шко­лах.

КОНЕВА Александра Евгеньевна
кандидат юридических наук, ассистент кафедры международного права Российского университета дружбы народов

ГУГУНСКИЙ Денис Андреевич
старший преподаватель кафедры международного права Российского университета дружбы народов

СОЛНЦЕВ Александр Михайлович
кандидат юридических наук, доцент, заместитель заведующего кафедрой международного права Российского университета дружбы народов

АЛТУХОВА Евгения Юрьевна
магистрант кафедры международного права Российского университета дружбы народов

ЛАТЫПОВА Айсылу Флоридовна
студент кафедры международного права Российского университета дружбы народов

МОРОЗ Эльвира Юрьевна
магистрант кафедры международного права Российского университета дружбы народов

Читайте также: