Задачный характер профессиональной деятельности педагога кратко

Обновлено: 05.07.2024

Педагогическая профессия–это особый вид социальной деятельности, направленный на передачу от старших поколений младшим культурно-исторического опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе. Возникновение педагогической профессии имеет объективные основания. Общество в процессе развития постепенно осознавало необходимость в передаче накопленного предками опыта. С момента возникновения педагогической профессии за учителями закрепилась, прежде всего, воспитательная, единая и неделимая, функция. Учитель - это воспитатель, наставник. Педагогическая профессия относится к группе профессий, предметом которых является другой человек. Сущность педагогической профессии состоит во взаимодействии с людьми, направленное на улучшение, преобразование, формирование личностных качеств человека. В процессе развития педагогической профессии, у нее обозначились две социальные функции: адаптивная и гуманистическая. Адаптивная функция связана с приспособлением человеческой личности к полноценному функционированию в сложившемся социуме. Гуманистическая направлена на гармоничное, полноценное развитие человека с учетом его индивидуальных особенностей, с позиции гуманистической направленности, педагог является хранителем человеческой личности, как величайшей ценности, остающейся неизменной при любых условиях. Обе эти функции должны реализовываться в комплексе, каждая из них играет важную роль в формировании личности.

Педагогическая профессия и педагогическое призвание.

Педагогическая профессия – это особая сфера деятельности, направленная на передачу новому поколению человеческого опыта, накопленного предыдущими поколениями.
Профессиональная направленность личности учителя включает интерес к профессии учителя, педагогическое призвание, профессионально-педагогические намерения и склонности.
Педагогическое призвание – означает склонность к педагогическому делу, основанную на осознании способности к нему. Педагогическое призвание формируется в процессе накопления будущим учителем педагогического опыта и самооценки своих педагогических способностей. Основу педагогического призвания составляет любовь к детям.

Возникновение и становление педагогической профессии

В древние времена все люди, взрослые и дети на равных позициях принимали участие во всех сферах жизнедеятельности, что объяснялось необходимостью борьбы за выживание. Позже начала оформляться и укореняться новая сфера жизни людей - в определенной степени организованная передача знаний и умений новому поколению. Совершенствование общества и повышение уровня трудовой деятельности содействовало необходимости большей организации обучения и предоставление этого определенным людям. Так, постепенно формировалась определенная группа людей - воспитатели и учителя. При этом понятие "воспитание" появилось значительно раньше понятия "обучение", это объясняется тем, что осознание людьми наличие знаний и умений как определенной ценности произошло гораздо позже, чем потребность в адаптации детей к жизни в условиях окружающей среды, что первоначально являлось главной задачей воспитания.




4. Особенности педагогической профессии

Особенностью педагогической профессии является ее двойственность: с одной стороны педагог должен обладать знаниями о человеке, его возрастных психологических особенностях, закономерностях развития и т. д., с другой стороны, он должен в полной мере владеть предметом своей предметной специализации. Первоначальной задачей педагога является налаживание контакта с учениками, далее - передача знаний, формирование умений и навыков, соответствующих конкретной предметной области, выявление общественных целей и концентрация усилий других людей на их достижение. Так, в профессии учителя умение общаться становится профессионально необходимым качеством. Основными сложностями на пути достижения необходимого для полноценной учебно-воспитательной деятельности контакта учителя с учениками является традиционное следование авторитарной системе обучения или недостаток опыта, сопровождающийся отсутствием определенной линии поведения сопряженное с постоянным поиском правильной педагогической позиции. Своеобразие педагогической профессии состоит и в том, что она по своей природе имеет гуманистический, коллективный и творческий характер. В процессе развития педагогической профессии, у нее обозначились две социальные функции: адаптивная и гуманистическая. Адаптивная функция связана с приспособлением человеческой личности к полноценному функционированию в сложившемся социуме. Содержание адаптивного воспитания человека зависит от времени и различных политических и общественных состояний. Гуманистическая направлена на гармоничное, полноценное развитие человека с учетом его индивидуальных особенностей, с позиции гуманистической направленности, педагог является хранителем человеческой личности, как величайшей ценности, остающейся неизменной при любых условиях.

Факторы, повлиявшие на возникновение педагогической профессии.

Формы педагогической деятельности.

Педагогический опыт

22. Требования Федерального государственного образовательного стандарта к личности и профессиональной компетентности специалиста.

IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ, ОСВОИВШИХ ПРОГРАММУ БАКАЛАВРИАТА

4.1. Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата, включает:

подготовку обучающихся по профессиям и специальностям
в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы профессионального, среднего профессионального и дополнительного профессионального образования, учебно-курсовой сети предприятий
и организаций, в центрах по подготовке, переподготовке и повышению квалификации рабочих, служащих и специалистов среднего звена, а также в службе занятости населения.

4.2.Объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата, являются:

участники и средства реализации целостного образовательного процесса в образовательных организациях среднего профессионального и дополнительного профессионального образования, включающие учебно-курсовую сеть предприятий и организаций по подготовке, переподготовке и повышению квалификации рабочих, служащих и специалистов среднего звена, а также службу занятости населения.

4.3. Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу бакалавриата:

учебно-профессиональная;

научно-исследовательская;

образовательно-проектировочная;

организационно-технологическая;

Общая характеристика педагогической профессии

Педагогическая профессия–это особый вид социальной деятельности, направленный на передачу от старших поколений младшим культурно-исторического опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе. Возникновение педагогической профессии имеет объективные основания. Общество в процессе развития постепенно осознавало необходимость в передаче накопленного предками опыта. С момента возникновения педагогической профессии за учителями закрепилась, прежде всего, воспитательная, единая и неделимая, функция. Учитель - это воспитатель, наставник. Педагогическая профессия относится к группе профессий, предметом которых является другой человек. Сущность педагогической профессии состоит во взаимодействии с людьми, направленное на улучшение, преобразование, формирование личностных качеств человека. В процессе развития педагогической профессии, у нее обозначились две социальные функции: адаптивная и гуманистическая. Адаптивная функция связана с приспособлением человеческой личности к полноценному функционированию в сложившемся социуме. Гуманистическая направлена на гармоничное, полноценное развитие человека с учетом его индивидуальных особенностей, с позиции гуманистической направленности, педагог является хранителем человеческой личности, как величайшей ценности, остающейся неизменной при любых условиях. Обе эти функции должны реализовываться в комплексе, каждая из них играет важную роль в формировании личности.




По традиции в школьной практике в одних случаях осуществляется постепенный переход от метода шаблонных задач к методу нешаблонных, а в других такой постепенный переход не соблюдается. Когда не соблюдается постепенный переход от метода шаблонных задач к методу нешаблонных, нарушаются дидактические принципы последовательного преодоления трудностей, доступности, что приводит к плохим знаниям. Осуществляя постепенный переход от метода шаблонных задач к методу нешаблонных, ускоряя такой переход в случае работы с сильными классами, и, наоборот, переходя к простейшим, порой примитивнейшим упражнениям в слабых классах, отрабатывая в последних умения и навыки проведения тех преобразований, вычислений и рассуждений, которыми должны были обладать учащиеся, но, к сожалению, не обладают, мы всегда можем осуществить дидактические принципы последовательного преодоления трудностей, доступности, полноты, сравнения и т.д.

Самое главное найти у каждого ученика мотив к учению и самое трудное в работе учителя поиск необходимых инструментов прикосновения к личности. Как сформировать у учащихся интерес к предмету, научить самостоятельно и творчески добывать знания, активно участвовать в процессе обучения, уметь анализировать и оценивать свои знания – эти вопросы волновали меня как учителя. Помогла технология постановки целей (М.Е.Бершадский, В.В.Гузеев) – система задач и задачный подход к обучению.

Методы нахождения решений и психическая деятельность, связанная с поиском решения, во многом сходны как в жизненных или производственных задачах, так и в школьных (по математике, физике, химии). Поэтому ознакомление учащихся с методами поиска решений является средством не только улучшения учебных навыков, но и воспитания учащихся, подготовки их к будущей производственной деятельности, к жизни. От эффективности применения задач в обучении математике во многом зависит и степень подготовленности школьников к практической деятельности в любой сфере производства, народного хозяйства и культуры.

Решая математические задачи, представленные в продуманной системе, учащиеся не только активно овладевают содержанием курса математики, но и приобретают умения мыслить творчески. Это проявляется, например, в умении изменить условие задачи с целью применить тот или иной метод, приём в умении изобретать новые приёмы для решения задач; в умении выделять и накапливать потенциально полезную информацию; умение конструировать на базе данной задачи новые; в умении осуществлять самоконтроль, исследовать результат решения.

Поэтому можно утверждать, что педагогические основы использования задач в современном школьном обучении правомерно являются тем средством обучения, без применения которого невозможно активное и прочное усвоение учащимися программного материала, их всестороннее воспитание и развитие, приобщение к труду творческого характера.

Современная педагогическая литература отвечает на вопрос, что такое педагогическая деятельность в качестве особого вида общественно-полезной деятельности людей, которая заключается в сознательной подготовке подрастающего поколения к жизни, реализующая экономические, политические, нравственные, эстетические цели.

Педагогическая деятельность имеет древние исторические корни, накапливает многовековой опыт поколений. Учитель является связующим звеном между поколениями, носителем человеческого, общественного, исторического опыта, во многом обуславливает общественно-культурную целостность народа, цивилизации и в целом преемственность поколений.

Задачи педагогической деятельности

Задачи педагогической деятельности, проходя изменения, охватывали сферу образования, воспитания, обучения. Сама педагогическая деятельность всегда обладала высокой социальной значимостью, по словам передовых мыслителей.

Она характеризовалась важной особенностью: использование методик допускалось всеми людьми в качестве выполнения различных ролей (родителей, родственников, руководителей). В данном случае подразумевалась непрофессиональная педагогическая деятельность.

Профессиональная же осуществляется учителями, имеющими специальное профессионально-педагогическое образование. Такая деятельность может быть реализована в специальных педагогических системах и являться основным источником существования, за который предоставляется заработная плата.

Основные компоненты и содержание педагогической деятельности

Педагогическая деятельность включает в себя основополагающие компоненты, которые важны и представляют собой динамические взаимосвязи:

  • получение знаний (проведение исследований, экспертиз и так далее);
  • передача имеющихся знаний в течение образовательно-воспитательного процесса;
  • распространение знаний (издание учебников, написание научных статей);
  • воспитание учащихся;
  • формирование и развитие личности детей.

Профессия педагога заключается в том, что учителю надлежит использовать специальные предметные знания вместе с разнонаправленными взаимоотношениями с людьми. Существуют требования двойной подготовки такого специалиста – наличие предметных знаний, необходимость в психолого-педагогической подготовке.

Особенность профессии представляется в ее гуманистической, коллективной и творческой направленности.

Наличие трех характеров педагогической деятельности обусловлено ее специфичностью.

  1. Гуманистический характер ориентирован на воспитание человека, формирующийся и развивающийся как личность, происходит осваивание достижений человечества, что способствует продолжению человеческого рода, происходит непрерывная преемственность поколений.
  2. Коллективный характер подразумевает воздействие на обучаемого не только педагогом, но и всем педагогическим коллективом, с помощью других источников, включающих обеспечение группового, коллективного воздействия.
  3. Творческий характер – это важная особенность, отражающаяся в степени использования педагогом своих возможностей для достижения поставленных целей.

Формирование творческого потенциала личности педагога определено накопленным социальным опытом, психолого-педагогическими знаниями, идеями, умениями и навыками, которые позволяют найти и использовать наиболее приемлемое решение, метод.

Деятельность учителя трудная, уникальная, неповторимая, представленная системой и последовательностью педагогически целесообразных действий, направленных на решение определенных задач в обусловленный срок с соблюдением принципов и правил.

Цели педагогической деятельности

Педагогическая деятельность основывается на осознании цели, которая задает импульс деятельности. Цель определяется как результат проведенной работы. Считается, что именно с ее помощью педагог и учащиеся должны суметь предвидеть свои итоги в форме обобщенных мысленных образований, в соответствии с которыми соотносятся все компоненты педагогического процесса.

Определение задачи педагогической деятельности имеет большое теоретическое и практическое значение, которое предопределяется в:

  • Четкой постановке целей, влияющих на разработку педагогических теорий. Ее наличие влияет на понимание определения предпочтения формирования человеческих качеств, отражается на сущности педагогического процесса.
  • Формулировке целей таким образом, чтобы это влияло на осуществление практической деятельности учителя. Проектирование личности – основное профессиональное качество, требующее знаний и определенного характера для ее формирования.

Цели педагогической деятельности основываются на идейных и ценностных установках общества, что способно породить традиционные подходы к образованию и воспитания, ориентированные на эффективность обучения, максимальное использование новых поколений в интересах государства.

Современное общество постоянно совершенствует производство, повышает технический уровень, что в дальнейшем влияет на предъявление высоких требований к уровню подготовленности подрастающего поколения. Информатизация общества, внедрение информационных технологий, наличие динамичных процессов в социальной сфере жизни приводит общество к формулированию цели деятельности, главным аспектом которой является разносторонняя и гармонично развитая личность.

Главная цель педагогической деятельности в современных условиях – формирование разносторонне развитой личности, которая будет способна реализовывать творческий потенциал в динамичных социально-экономических условиях, как в собственных жизненных интересах, так и общественных, государственных.

Современная педагогическая наука считает основными видами своей деятельности преподавание и воспитание.

Педагогическая деятельность изучает предмет, называемый организацией учебной деятельности, направленной на освоение предметного социокультурного опыта в качестве основы и условия развития.

Средства педагогической деятельности

Основными средствами педагогической деятельности являются:

  • научные знания, способствующие формированию терминологического аппарата учащихся;
  • носители информации – учебная литература или воспроизводимые знания;
  • вспомогательные - технические компьютерные и другие.

Передача опыта осуществляется посредством объяснения, демонстрации, практической деятельности учащихся и так далее.

Продуктом педагогической деятельности является формируемый индивидуальный опыт обучаемого, учитывая совокупности нравственно-этических, эмоционально-смысловых, предметных, оценочных составляющих. Оценка производится на итоговых аттестациях и проверках знаний в виде экзамена, зачета. Результат педагогической деятельности как выполнения ее основной цели выражается в интеллектуальном и личностном совершенствовании, формирование их как личности и субъектов учебного процесса.

Была рассмотрена специфика педагогической деятельности. Она основывается на наличии специальных профессиональных знаний, гуманистичности, коллективности, творческого подхода. Основная цель – формирование личности, развитой разностороннее и гармонично. Во время своей деятельности педагог применяет преподавание, воспитание, связанные между собой. Научные знания, носители информации, вспомогательные средства рассматриваются как средства педагогической деятельности.

Профессиональная деятельность современного педагога

Педагог — лицо, занимающееся различными видами образовательной деятельности, включая:

  • обучающую;
  • воспитывающую;
  • организаторскую;
  • управленческую;
  • конструктивно-диагностическую.

Педагогическая деятельность — профессиональная деятельность специалистов дошкольного, школьного, высшего образовательного учреждения, направленная на обучение, воспитание, личностное развитие обучающихся.

Профессиональная компетентность преподавателя представляет собой совокупность его профессиональных и личностных качеств, которые необходимы для успешного осуществления педагогической деятельности.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

  • логическое мышление, ответственность, трудолюбие, нравственность, доброта, любовь к детям, инициативность, тактичность, дисциплинированность, доброжелательность, общительность (коммуникативность), толерантность (терпимость, уважение к людям), самоконтроль (управление эмоциями, самообладание) и др.
  • интерес к профессии, стремление к саморазвитию, самосовершенствованию, эрудированность, организованность, наблюдательность, изобретательность, мобильность (адаптируемость), умение убеждать, базовые психологические знания, навыки практической психологии и др.

Согласно новым стандартам современный учитель — это прежде всего профессионал своего дела, который:

  • увлечен предметом, владеет его содержанием и методологией;
  • постоянно занимается профессиональным самосовершенствованием и поиском новых знаний;
  • владеет управленческими технологиями (планирование, постановка целей, педагогический анализ);
  • умеет управлять инновационным процессом: проектировать, проводить модернизацию, анализировать эксперимент;
  • принимает взвешенные психолого-педагогические решения;
  • владеет современными развивающими педагогическими и информационными технологиями, интерактивными методами обучения (в том числе инклюзивными, ИКТ, АМО) и активно их применяет в научно-воспитательной деятельности;
  • способен оценивать результаты использования новой технологии на практике, применяя методы педагогической диагностики;
  • знает и применяет приемы эффективного общения с людьми, уважает личность ученика, способен выслушать и воспринять его точку зрения;
  • инициирует, консультирует и корректирует действия учащихся;
  • создает мотивирующую для обучения обстановку на занятиях, находит способы включения в работу каждого ученика;
  • обладает навыками обобщения и передачи своего опыта;
  • способен анализировать образовательные результаты учеников, используя разнообразные инструменты оценки их достижений, а также прогнозировать конечный результат, выявлять причины недостатков, вносить нужные коррективы;
  • применяет личностно-ориентированный подход в обучении на уроках, знает основные методы диагностики индивидуальных особенностей детей.

В чем состоит основная и главная цель учителя кратко

Самая главная цель педагога заключается в том, чтобы помочь ребенку стать личностью, готовой к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

К основным целям учителя также можно отнести:

  • повышение качества, эффективности образования, обучения и воспитания;
  • раскрытие и развитие у детей индивидуальных способностей; интереса к обучению, получению новых знаний, навыков, умений, отвечающих новым запросам общества посредством использования современных образовательных технологий и активизации самостоятельной деятельности на уроках теоретического обучения, а также дополнительных внеурочных занятиях;
  • охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.

Технологии решения педагогических задач

Задача — это основная составляющая всего учебно-воспитательного процесса, которая служат достижению педагогических целей, то есть для их достижения необходимо решить систему задач.

Педагогическая задача представляет собой результат осознания учителем педагогической ситуации в целом. Она является способом разрешения проблемной педагогической ситуации путем анализа и моделирования ситуации, прогнозирования и оценки перспектив ее развития, проектирования своих действий, поведения и т. д. Возникает задача каждый раз при необходимости приобщить учеников к определенному знанию, сформировать либо изменить их различные навыки, умения, а решить ее — значит найти вариант эффективной педагогической помощи ученику начальных, средних, старших классов, студенту.

Основные педагогические задачи:

Но самая важная задача современного преподавателя состоит не в том, чтобы передать своим ученикам максимальное количество знаний, а чтобы научить их ориентироваться в современных реалиях информационного общества, самостоятельно искать, получать и анализировать полезную информацию.

По временному признаку можно выделить следующие задачи:

  1. Стратегические (сверхзадачи, достижение идеала) — имеют важное значение для достижения долгосрочных педагогических целей. Выявляют исходные цели и конечные результаты педагогической деятельности. Формируют мировоззрение, жизненную позицию, моральные принципы и т. п.
  2. Тактические — относятся к определенному этапу решения стратегических задач, способствуют возникновению у ученика каких-то новых качеств, устойчивых состояний (например, не знал — узнал). Требуют от учителя умения: планировать, диагностировать, прогнозировать учебно-воспитательный процесс, а также управлять им.
  3. Оперативные — необходимые элементы решения тактических задач (ближайшие, текущие). Возникают перед преподавателем в каждый отдельно взятый момент его практической деятельности. Чаще всего связаны с изменением обстоятельств, влияющих на эффективность педагогической деятельности. Требуют от педагога способности применять обоснованные, целесообразные методические приемы воздействия на чувства, волю, сознание, поведение учащихся.

В зависимости от вида педагогической деятельности:

  • дидактические (задачи управления учебно-познавательной деятельностью обучающихся);
  • воспитательные (направлены на ценностную ориентировку).

Технология — совокупность методов, приемов, форм и средств, алгоритмов, используемых в какой-то деятельности, мастерстве.

Педагогическая технология — содержательная техника реализации учебно-воспитательного процесса, последовательная, взаимосвязанная система действий учителя, отражающая и помогающая решить разный спектр педагогических задач и, гарантирующая качественное достижение образовательной цели.

Совершенное владение педагогическими технологиями представляет собой педагогическое мастерство.

Успешность использования новой технологии достигается при условии эффективности и правильности применения выбранного метода на конкретном этапе занятия, при решении данной задачи с определенным контингентом детей.

Профессиональная деятельность и личность педагога.

Педагогическая профессия предъявляет некоторые требования к личности педагога, а именно, он должен обладать устойчивой социальной и профессиональной позицией, которая выражается в его отношениях к окружающему миру, профессии и субъектам педагогики. В позиции педагога проявляется его личность, характер социальной ориентации, тип гражданского поведения и деятельности.

Социальная позиция будущего педагога формируется, начиная с детского возраста, продолжает развиваться в процессе обучения в общеобразовательной школе и является основой для формирования взглядов и убеждений, связанных с педагогической профессией.

Существуют так же профессионально-обусловленные требования к педагогу, они подразделяются на две группы. В первую входят психологическая, психофизиологическая и физическая готовность, а ко второй относятся научно-теоретическая и практическая компетентность как основа профессионализма.

Профессиональная готовность учителя определяется соответствием его личностных и профессиональных качеств в профессиограмме, которая объединяет их идеализированный вариант в три взаимосвязанных комплекса: общегражданские качества; качества, определяющие специфику профессии учителя; специальные знания, умения и навыки по предмету.

Важнейшую роль в деятельности педагога играет его личностная направленность, отраженная в профессиограмме и характеризующая его социально-нравственную, профессионально-педагогическую и познавательную направленность.

Основой всех видов деятельности педагога является его идейная убежденность, определяющая его нравственную основу. Выбор профессии педагога должен, прежде всего, основываться на любви к детям, желании помочь им в самосовершенствовании и самореализации путем открытия для них путей достижения этих целей. Профессиональная направленность учителя выступает в роли стержня, вокруг которого формируются все его профессиональные качества. Важным и неотъемлемым качеством достойного педагога является его самоотверженность, готовность работать вопреки временным и территориальным рамкам, ставя превыше всего свой профессиональный долг.

Познавательная деятельность педагога обусловливается его стремлением к овладению новыми знаниями, интересом к новому в педагогической науке и предметной области учителя, способностью к самообразованию. Один из главных факторов познавательного интереса – любовь к преподаваемому предмету.

Профессиональная педагогическая деятельность имеет системный характер, проявляющийся в единстве целей, мотивов, действий и результатов. Основная, исторически сложившаяся, цель педагогической профессии – воспитание. Педагог, реализуя свою деятельность, должен стремиться к формированию личности человека, способной к успешной жизнедеятельности в современном обществе с учетом возможностей самореализации человека, исходя из его интересов и стремлений. Основными объектами педагогического воздействия являются воспитательная среда, деятельность воспитанников, воспитательный коллектив и индивидуальные особенности воспитанников. Среди ведущих задач педагога выделяют формирование воспитательной среды, организация деятельности воспитанников, создание воспитательного коллектива, развитие индивидуальности личности.

Инновационная деятельность педагога в условиях реализации ФГОС Инновационная деятельность педагога в условиях реализации ФГОС является неотъемлемой частью процесса его профессионального совершенствования.

Проектная деятельность педагога в ДОУ в соответствии с ФГОС "Проектная деятельность педагога в ДОУ в соответствии с ФГОС"(шпаргалка для воспитателя) Воспитатель Травянская Е. В. Проект – это специально.

Проектная деятельность педагога в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО Слайд 1. На сегодняшний день возросли требования к детям, поступающим в первый класс, следовательно, новая модель выпускника детского сада.

Профессиональная компетенция воспитателя ДОО в контексте профстандарта педагога Профессиональная компетенция воспитателя ДОО в контексте профстандарта педагога. Развитие современного общества диктует особые условия.

Читайте также: