Арт терапия как средство коррекции тревожности у детей младшего школьного возраста

Обновлено: 02.07.2024

В настоящее время тревожность является распространенным явлением. Успехи в учебе, в школе, и взаимоотношения со сверстниками, адаптации в новых условиях, все это, зависит от того, насколько ярко выражено состояние тревоги. Такие переживания влекут за собой снижение самооценки и другие личностные проблемы.

Проблема тревожности детей подросткового возраста чрезвычайно важна, так как способна оставить отпечаток на личности человека и во взрослой жизни стать причиной различных заболеваний.

Возможность снижения повышенной тревожности средствами арт-терапии представляются как основа актуальности данного исследования.

В связи с тем, что дети относятся к тестированию скептически, и воспринимают этот метод тяжело, так как утомлены тестами в школьной повседневности. Арт-терапия расслабляет детей, дает возможность раскрыться, открыться психологу через творчество.

Объект исследования: учащиеся с повышенным уровнем тревожности.

Предмет исследования: арт-терапия, как средство коррекции тревожности детей подросткового возраста.

Исходя из всего сказанного, можно сформулировать цель работы: исследование уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей подросткового возраста и коррекция тревожности средствами арт-терапии.

Задачи исследования:

  1. Изучить теоретические источники по проблеме тревожности у детей среднего школьного возраста.
  2. Проанализировать специфику использования средств арт-терапии в коррекции тревожности подростков.
  3. Разработать комплекс арт-терапевтических методик для коррекции уровня тревожности и цикл психологических тренингов.
  4. Проанализировать результаты исследования тревожности школьников средствами арт-терапии.

Гипотеза данного исследования состоит в том, что реализация коррекционных занятий с элементами арт-терапии будет способствовать снижению уровня подростковой тревожности.

Методы исследования:

  1. Теоретические: анализ литературы по проблеме исследования, обобщение, сравнение.
  2. Эмпирические методы исследования: тестирование, обработка эмпирических данных.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов исследования психологами с целью организации профилактики тревожности и конфликтности в коллективе. Результаты проведенного исследования могут также послужить материалами для подготовки к семинарским и практическим занятиям в процессе обучения. Кроме того, результаты исследования могут быть полезны для преодоления личностной тревожности.

Научная новизна. Новым в данной работе является системный, многоуровневый подход к диагностике проблем тревожности и изучению ее показателей; выработка новых приемов и средств, обеспечивающих коррекцию проявлений тревожности.

Методическая разработка содержит подробное описание и рекомендации по организации арт-терапевтических тренингов наравленных на коррекцию тревожности у подростков младшего школьного возраста, а также Психолого - педагогические диагностики взаимодействия с детьми и родителями, разнообразные занятия, арт - терпевтические техники.

Материал ценен своей полезностью и реализуемостью в массовой школе, позволяет укрепить психику ребенка, развивает его мышление и эмоционально-волевую сферу, снимает остро-невротические реакции, нейтрализуют страхи и эмоционально - отрицательны переживания.

Работа будет интересна психологам, преподавателям, классным руководителям и т.д.

ВложениеРазмер
art-terapiya.doc 568.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Арсаковская средняя общеобразовательная школа № 31 .

Искрова Рамиля Минулловна – учитель изобразительного искусства, МЮОУСОШ № 31, Александровского района.

1.1. Тревожность как показатель неблагополучного личностного развития…………………….

1.2. Проявление тревожности у подростков младшего школьного возраста……………….

1.3 Влияние арт-терапии на коррекцию тревожности…………………………………………

2.1. Цель, гипотеза, задачи и предмет исследования……………………………………….

2.3. Результаты исследования

Существующая социально-экономическая ситуация в России приводит к нестабильности современного общества и обусловливает пересмотр деятельности всех социальных структур, в том числе и учебно-образовательных учреждений. Особенно актуальным в настоящее время становится вопрос эмоционального неблагополучия детей, так как изначально личность ребенка травмируется конфликтными ситуациями. Развитие ребенка теснейшим образом связано с особенностями мира его чувств и переживаний. В связи с этим от адекватного восприятия реальной действительности во многом зависит душевное и эмоциональное благополучие человека.

В то же время за последнее десятилетие во всем мире отмечается рост насильственных действий, сопряженных с особой жестокостью. Остро стоит проблема детской преступности и асоциальности. Возрастает количество дисфункциональных семей, когда семья как главный институт социализации ребенка не выполняет жизненно важные для развития и становления его личности функции. Все это влечет за собой значительные неблагоприятные последствия, является источником психологической травмы человека и разнообразных личностных расстройств. Такие социально опасные явления вызывают серьезное беспокойство и могут привести к возникновению у ребенка тревожно-пессимистических личностных ожиданий, к переживанию эмоционального неблагополучия и, в частности, тревожности.

В настоящий момент педагоги уделяют недостаточно внимания решению данной проблемы. Специфика эмоций на разных этапах развития ребенка в значительной мере определяется особенностями содержания и динамики взаимодействия с ним взрослого. При нарушении взаимоотношений подростка с родителями и значимыми другими могут порождаться такие формы аффективного поведения, как неуверенность, тревожность и т.д.

Проблемой подросткового кризиса и тревожностью, связанной с ним, занимались: А.М. Прихожанин, Т.В. Драгунова, Л.С. Выготский, Л.И. Божович, Н.Д. Левитов, Л.М. Костина, А.В Микляева, Ч.Д. Спилбергер, Ю.Л.Ханин, X. Ремшмидт и др.

Цель исследования является повышение уровня адаптации учащихся по средством снижения показателей личностной тревожности в процессе проведения психологической коррекции.

Нулевая гипотеза предполагает выявить снижение показателей личностной тревожности, дезадаптации, повышения уровня саморегуляции

Основная гипотеза - арт-терапия влияет на снижение тревожности у детей младшего школьного возраста.

Для достижения цели исследования и подтверждения исследовательской гипотезы были выдвинуты следующие задачи:

  1. Изучение теоретического материала по исследованной теме
  2. Отобрать и апробировать психодиагностический инструментарий
  3. Разработать цикл психологических тренингов
  4. Проследить динамику показателей тревожности

Основная группа - учащиеся 5 класса в количестве 6 человек, обучающиеся в МБОУ СОШ №31, Александровского района. Из них 3 мальчика, 3 девочки.

Контрольная группа - учащиеся 6 класса в количестве 6 человек. Из них 2 мальчика, 4 девочки.

Предметом исследования является арт-терапия, как средство коррекции тревожности детей младшего подросткового возраста.

Научная новизна: новым в данной работе является системный, многоуровневый подход к диагностике проблем тревожности и изучению ее показателей; выработка новых приемов и средств, обеспечивающих коррекцию проявлений тревожности.

Теоретическая значимость данной работы состоит в том, что она может служить основой дальнейшего исследования проблемы тревожности подростка и коррекционных мероприятий по ее снижению

Практическая значимость работы заключается в том, что она может служить основой для дальнейших исследований, а так же для работы педагогов, классных руководителей, психологов.

  • уменьшение уровня тревожности
  • повышение интереса к изучению предметов
  • улучшение взаимоотношения с педагогами и одноклассниками. Социализация учащихся в коллективе сверстников.
  • повышение активности как в учебной, так и в общественной деятельности
  • снижение уровня напряженности, неврозов, количества заболеваний
  • обучение навыкам конструктивного поведения, способам саморегуляции.

1. Теоретическая часть

  1. Тревожность как показатель неблагополучного личностного развития

Большое значение для развития подростка младшего школьного возраста имеет психическое здоровье, т. е. состояние полного душевного, физического и социального благополучия. Основой сложности подросткового возраста является быстрый темп происходящих в этом периоде изменений. Подросток постоянно попадает в ситуацию дискомфорта, фрустрируется эмоциональная сфера, т. е. он реагирует на эту ситуацию негативными переживаниями, которые вызывают тревожность.

Тревожность — это склонность индивида к переживанию тревоги, которая представляет собой эмоциональное состояние.

Состояние характеризуется субъективными ощущениями напряжения, беспокойства, мрачных предчувствий, а с точки зрения физиологии - активацией вегетативной нервной системы. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичным во времени.

Определенный уровень тревожности — естественная и обязательная характеристика активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности — это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.

Личности, относящиеся к категории высоко тревожных, склонны видеть в широком диапазоне ситуаций угрозу для их самооценки и жизнедеятельности. На такие ситуации они реагируют выраженным состоянием напряженности.

На физиологическом уровне реакции тревоги проявляются:

  • в усилении сердцебиения;
  • в учащении дыхания;
  • в увеличении минутного объема циркуляции крови;
  • в возрастании общей возбудимости;
  • в снижении порога чувствительности.

На психологическом уровне тревога ощущается как:

  • напряжение;
  • озабоченность;
  • нервозность;
  • чувство неопределенности;
  • чувство грозящей опасности, неудачи;
  • невозможность принять решения и др.

Ф. Б. Березин отметил, что состояние тревоги (тревожности) — это эмоциональные состояния, закономерно сменяющие друг друга по мере возрастания, и выделил 6 уровней состоянии тревоги.

1. Первый уровень — наименьшая интенсивность тревоги. Выражается в переживаниях напряженности, настороженности, дискомфорта. Это ощущение не несет признака угрозы, а служит сигналом скорого наступления более выраженных проявлений тревоги, Данный уровень тревоги имеет наибольшее адаптивное значение.

  1. На втором уровне ощущение внутренней напряженности сменяют гиперестезические реакции или же они присоединяются к нему. Ранее нейтральные стимулы приобретают значимость, а при усилении — отрицательную эмоциональную окраску.
  2. Третий уровень — собственно тревога. Проявляется в переживании неопределенной угрозы, чувства неясной опасности.
  3. Четвертый уровень — страх. Возникает при нарастании тревоги и проявляется в опредмечивании, конкретизации неопределенной опасности. При этом объект, с которым связывается страх, не обязательно отражает реальную причину тревоги, действительную угрозу.
  1. Пятый уровень — ощущение неотвратимости надвигающейся катастрофы, которое возникает в результате постепенного нарастания тревоги и выражается в чувстве ужаса. При этом данное переживание связано не с содержанием чувства, а лишь с нарастанием тревоги. Подобное переживание может вызвать неопределенная, но очень
    сильная тревога.
  2. Наиболее высокий уровень - тревожно-боязливое возбуждение, которое выражается в потребности двигательной разрядки, паническом поиске помощи. Дезорганизация поведения и деятельности вызывается тревогой, достигает при этом своего максимума.

Изучению состояния психического здоровья детей и подростков в последние 15—20 лет уделяется значительное внимание. Связано это с тем, что начиная с 70-х годов, среди детей и юношества получили значительное распространение различные расстройства психического здоровья и отклонения в психическом развитии.

Первыми признаками психического неблагополучия являются неврозы и невротические реакции. В структуре патологической пораженности современных школьников, наряду с такими соматическими заболеваниями, как болезни позвоночника и органов зрения, ведущее место занимают психические расстройства (за счет невротических расстройств) и имеется выраженная тенденция их роста к моменту окончания школы. В настоящее время нервно-психические отклонения диагностируются в среднем у 15% школьников. Эти отклонения чаще всего формируются у первоклассников (в период адаптации к школе), при переходе в "среднее звено" (5-й класс) и у старшеклассников в связи с увеличением объема учебной нагрузки.

1.2. Проявление тревожности у подростков младшего школьного возраста

Тревожность оказывает негативное воздействие на личностное развитие, наличие тревожности указывает на его неблагополучие. Такое же влияние оказывает и нечувствительность к реальному неблагополучию, обусловленная действием защитных механизмов, таких как вытеснение, и представляющая собой отсутствие тревоги даже в потенциально опасных ситуациях. Тревожность входит в качестве одного из основных компонентов в посттравматический синдром, т. е. комплекс переживаний, обусловленных психической или физической травмой. С тревожностью связаны также такие психические расстройства, как фобии, ипохондрия, истерия, навязчивые состояния и др.

Тревожность обычно обусловлена ожиданием неудач в социальном взаимодействии и невозможностью идентифицировать источник опасности.

Она может проявляться как:

  • беспомощность;
  • неуверенность в себе;
  • ощущение бессилия перед внешними факторами вследствие преувеличения их
    могущества и угрожающего характера.

Отмечаются перегрузка и перенапряжение, выражающиеся в нарушениях внимания, снижении работоспособности, а также повышенной утомляемости. Тревожные дети — не вполне благополучный контингент: их успеваемость может быть крайне низкой, у них может развиться невроз. Чрезмерно высокий уровень, как и чрезмерно низкий — дезадаптивная реакция, проявляющаяся в общей дезорганизации поведения и деятельности и требующая различных способов коррекции.

Психодиагностическое исследование детей младшего подросткового возраста показало, что повышенная тревожность у детей общеобразовательных классов вызывает переутомление, т. е. временное снижение работоспособности под влиянием длительного воздействия нагрузки. Энергия расходуется не на учебную деятельность, а на подавление тревожности, вследствие чего истощаются внутренние ресурсы индивида, и если проблема не решается, то это может привести к развитию невротического состояния. У детей из классов выравнивания и компенсирующего обучения (с задержкой психического развития и снижением интеллектуальных способностей) высокая тревожность приводит к отгороженности, т. е. невротической потере чувства реальности, утрате своей индивидуальности, а также агрессивному поведению, направленному на нанесение физического или психологического вреда и сопровождающемуся эмоциональными состояниями гнева, враждебности и ненависти.

Школьная тревожность — это одна из типичных проблем, с которыми сталкивается школьный психолог. Особое внимание она привлекает потому, что выступает ярчайшим признаком школьной дезадаптации ребенка, отрицательно влияя на все сферы его жизнедеятельности: не только на учебу, но и на общение, в том числе и за пределами школы, на здоровье и общий уровень психологического благополучия.

В этой работе школьная тревожность будет пониматься как специфический вид тревожности, проявляющиеся во взаимодействии ребенка с различными компонентами образовательной среды и закрепляющиеся в этом взаимодействии. При этом повышенная школьная тревожность, оказывающая дезорганизующее влияние на учебную деятельность ребенка, может быть вызвана как сугубо ситуационными факторами, так и подкрепляться индивидуальными особенностями ребенка (темпераментом, характером, системой взаимоотношений со значимыми другими вне школы).

Школьная образовательная среда описывается следующими признаками (Ковалев Г. А. 1993):

• смена школьного коллектива или непринятие детским коллективом.
В целом, в младшем школьном возрасте повышенная школьная тревожность однозначно рассматривается как показатель школьной дезадаптации, поскольку, не имеет под собой личностных предпосылок.

Следующим нестабильным периодом является переход в среднюю школу. Он сопровождается изменением системы школьных требований, требует адаптационных усилий и, соответственно, ведет к повышению школьной тревожности (Битянова М.Р., 1996 г).

Основными диагностическими признаками школьной тревожности являются пассивность на уроках, скованность при ответах, смущение при малейшем замечании со стороны учителя. На перемене тревожный ребенок не может найти себе занятие, любит находиться среди детей, не вступая, однако, в тесные контакты с ними. В силу больших эмоциональных нагрузок ребенок начинает чаще болеть, снижается сопротивляемость соматическим заболеваниям - этот признак является универсальным для любого возраста.

Специфические признаки школьной тревожности для 5 класса можно выразить в следующей таблице:

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Арт-терапия как средство коррекции страхов и тревожности у детей младшего школьного возраста

Теоретическое обоснование тренинга:

Состояние тревоги не всегда можно расценить как негативное состояние. Иногда именно тревога становится причиной мобилизации потенциальных возможностей. Так, убегая от преследователя, человек развивает скорость бега значительно выше, чем в обычном, спокойном состоянии.

В связи с этим различают мобилизующую тревогу и расслабляющую:

(дает дополнительный импульс)

Какой вид тревоги будет испытывать человек чаще, - во многом зависит от стиля воспитания в детском возрасте. Если родители постоянно пытаются убедить ребенка в его беспомощности, то в дальнейшем в определенные моменты он будет переживать расслабляющую тревогу, если же, напротив, родители настраивают сына или дочь на достижение успеха через преодоление препятствия, то в ответственные моменты он будет испытывать мобилизующую тревогу (Раншбург И., Поппер П., 1983).

Таким образом, наличие страхов у ребенка является нормой, но если страхов очень много, то следует уже говорить о наличии тревожности в характере ребенка.

В основе страха как базовой человеческой эмоции лежит инстинкт самосохранения. Биологически осмысленный (адекватный) страх выполняет в жизни защитную и адаптивную функции. Однако следует отметить, что страхи могут и не иметь данных позитивных функций, и тогда они становятся сигналами личностного неблагополучия. В качестве такого рода дисфункциональных страхов будут рассматриваться внушенные страхи, которые в свою очередь могут привести к возникновению патологических (невротических и психотических) страхов.

Современная практическая психология предлагает различные решения проблемы преодоления страхов, при этом психотерапия (в широком смысле) рассматривается как наиболее адекватное и приемлемое средство. Существуют различные виды терапии, которые используются в практической работе со страхами. Игровая и арт-терапия рассматриваются нами как контрсуггестивные практики, обеспечивающие освобождение ребенка от внушенных страхов. Контрсуггестия – такой способ взаимодействия взрослого и ребенка, который осуществляется в контексте принимающей социализации и предполагает освоение ребенком элементов самоисследования, самоконтроля и саморегуляции.

Актуальность темы исследования. Тревожность в младшем школьном возрасте ­— достаточно частое явление, особенно в современных реалиях, когда в момент поступления в школу на детей возлагается большая ответственность и существенная нагрузка. Это связано с тем, что в абсолютном большинстве случаев, поступая в первый класс общеобразовательной школы, дети также поступают и в различные учреждения дополнительного образования. Это создает весьма благоприятные условия для повышения уровня тревожности у школьника.

Тревожность в младшем школьном возрасте необходимо своевременно диагностировать. Такая необходимость вызвана тем, что высокий уровень тревожности младшего школьника может повлечь весьма серьезные негативные последствия, в том числе, снижение общего состояния здоровья ребенка. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования [2], при получении начального общего образования осуществляется укрепление физического и духовного здоровья учащихся. В силу этого, тревожность следует не только своевременно диагностировать, но и проводить в данном направлении эффективную коррекционную работу.

Коррекция тревожности у младших школьников может проводиться различными методами — в современной психологической литературе таких методов действительно много. Однако наиболее эффективным средством коррекции выступает арт-терапия. Арт-терапию следует рассматривать как психологическое средство коррекции, которое может быть применено к любому ребенку, ведь в младшем школьном возрасте каждый ребенок может заниматься тем видом творчества, который ему наиболее интересен. Если такие занятия проводить в рамках интересующих ребенка видах творчества, то коррекционная работа по снижению уровня тревожности будет наиболее эффективной.

Несмотря на то, что тревожность на сегодняшний день диагностируется у абсолютного большинства детей младшего школьного возраста, ее коррекция посредством арт-терапии проводится недостаточно эффективно. Выделенное противоречие приводит к проблеме поиска возможностей использования арт-терапии в процессе коррекции тревожности детей младшего школьного возраста.

Объект исследования — тревожность детей в младшем школьном возрасте.

Предмет исследования — возможности арт-терапии в коррекции тревожности младших школьников

Цель исследования — выявить и обосновать возможности арт-терапии в коррекции тревожности младших школьников и разработать проект занятий по арт-терапии.

Гипотеза исследования: предполагаем, что арт-терапия может способствовать коррекции тревожности у детей младшего школьного возраста, поскольку:

  • изотерапия помогает выразить и проанализировать тревожную ситуацию;
  • лепка, пескотерапия, создание мандал способствуют формированию эмоциональной стабильности;
  • изотерапия и танцетерапия позволяют совершенствовать механизмы самоконтроля и саморегуляции за счет неоднократного повторения одних и тех же действий.

Задачи исследования:

  • Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования и выявить основные понятия: тревожность, арт-терапия, младший школьный возраст.
  • Рассмотреть тревожность младших школьников как психолого-педагогическую проблему.
  • Выявить возможности арт-терапии как средства коррекции тревожности детей младшего школьного возраста.
  • Подобрать диагностические методики и провести исследование уровня тревожности детей младшего школьного возраста.
  • Разработать педагогический проект занятий по арт-терапии, направленный на коррекцию тревожности детей младшего школьного возраста.

Практическая значимость. Разработанный в рамках данной работы проект может быть реализован на практике педагога-психолога в целях коррекции тревожности детей младшего школьного возраста.

Методы исследования. Теоретические методы: изучение и анализ литературы по проблеме исследования, обобщение. Эмпирические методы: тестирование, анкетирование, опрос.

Результаты и выводы. Изучение тревожности у детей младшего школьного возраста позволяет прийти к выводу, что она обладает рядом существенных особенностей. Так, у детей в этом возрасте, как правило, отсутствует личностная тревожность. При этом часто встречается тревожность ситуативная. Факторами формирования тревожности у ребенка могут выступать самые различные обстоятельства — это и обстановка в семье, и генетическая преемственность, и наличие в окружении тревожных людей, и многое другое. Механизмы формирования тревожности до сих пор не изучены в полной мере.

В ходе анализа литературы также было выявлено, что тревожность у детей может приводить к ряду физиологических и психологических проблем. Так, у тревожного ребенка существенно ухудшается здоровье в течение учебного года. Также тревожность может привести к агрессивности ребенка.

На сегодняшний день наиболее важным направлением работы с тревожностью детей является развитие у них навыка совладания с тревогой.

Арт-терапия — это направление психотерапии, которое подразумевает создание и анализ творческих произведений. В настоящее время арт-терапия представлена в самых различных формах и признана эффективным средством коррекции различных состояний, в том числе, тревожности, поскольку она влияет на эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты тревожности. Так, арт-терапия позволяет развивать у ребенка эмоциональную устойчивость посредством рисования мандал, формировать навыки адекватной оценки значимости возникающих ситуаций и риска наступления их негативного разрешения через изображение ситуации, которая вызывает тревожность у ребенка, и проработки данной ситуации с психологом, а также позволяет совершенствовать механизм самоконтроля и саморегуляции, что достигается путем регулярных занятий по арт-терапии с использованием всевозможных видов творчества.

Поставленные перед автором задачи были успешно выполнены в рамках данной исследовательской работы: исследованы теоретические основы коррекции тревожности детей младшего школьного возраста посредством арт-терапии, изучен уровень тревожности детей младшего школьного возраста, разработан психолого-педагогический проект, направленный на коррекцию детей младшего школьного возраста.

Разработанный автором проект готов к практическому применению в деятельности педагога-психолога среди учащихся младшего школьного возраста.

Самые большие эмоциональные проблемы появляются в детском возрасте, так как развитие ребенка напрямую связано с его внутренним миром чувств и эмоций. Частые стрессы вызывают у детей чувство тревожности.

Тревожность - это чувство беспокойства, эмоционального дискомфорта, который вызывает сильные душевные переживания, даже если в жизни ребенка все благополучно.

В исследованиях отечественных психологов, показано, что тревожность - это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности.

По мнению В. М. Астапова тревожность у детей возникает на почве общей раздражительности, острых страхов и фобий [1].

Р. С. Немов рассматривает тревожность, как чувство беспокойства, страха, которые человек испытывает при определенных обстоятельствах[3].

В. В. Давыдов раскрывает тревожность как индивидуальную психологическую особенность человека, такой индивид испытывает чувство беспокойства в различных жизненных ситуациях[2].

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что, тревожность - индивидуальная особенность человека, которая проявляется в беспричинном беспокойстве в определенных жизненных ситуациях.

Психологам сложно проследить явление тревожности, поскольку оно часто скрывается под поведенческими проявлениями других психологических проблем, таких как агрессивность, зависимость, и склонность к подчинению, лживость, ложная гиперактивность.

Тревожные дети часто скрываются в мире собственных фантазий. В иллюзорном мире ребенок разрешает личные конфликты, в мечтаниях находит гармонию с собой и удовлетворяет свои потребности.

Детские фантазии позволяют им выходить за грань реальной жизни, творчески разрешать личные проблемы. Однако иллюзии не должны быть далеки от действительности, между ними должна сохраняться взаимосвязь. Фантазии тревожных детей лишены этого фактора, ведь в мечтах они могут

все: иметь много друзей, строить доверительные отношения с родителями, быть лучшим учеником в школе, в иллюзиях дети чувствую, что им восхищаются и тем самым поднимают себе самооценку. Самое интересное, что у такого ребенка нет понимания, что добиться всего этого они могут и в реальности, иногда даже не прилагая никаких усилий, но они мало думают о реальности, ведь там все пропитано чувством тревоги.

Применение арт-терапии в образовательном учреждении прекрасный способ наладить контакт с детьми при помощи карандашей, красок, музыки, сказок, танцев, песка. Творчество - это то, что любят почти все дети в младшем школьном возрасте, поэтому выражать внутренние проблемы таким способом им гораздо легче. Арт-терапия в школе очень эффективна и помогает детям развить свои скрытые способности к творчеству, реализовать фантазии и уменьшить уровень тревожности.

Арт-терапия не требует художественных навыков, поэтому каждый ребенок может участвовать в этой работе. Работы отражают мысли и настроение детей и позволяют диагностировать психологические отклонения в развитии, такие как неврозы, стресс.

Средствами арт-терапии возможно снизить психоэмоциональное напряжение, развить умения решать проблемные ситуации и повышать эмоциональную самооценку ребенка, средства арт-терапии позволяют раскрыть творческий потенциал личности, развивают оригинальность мышления, развивают коммуникативные способности.

Гипотезой исследования стало предположение о том, что использование арт-терапевтических средств эффективно помогает снизить тревожность у детей младшего школьного возраста.

Целью работы стало составление и апробация программы программу коррекции тревожности младших школьников в условиях общеобразовательной школы, основанной на использовании средств арт-терапии.

Таким образом, актуальность темы исследования и ее практическая

значимость не вызывает сомнения. Благодаря средствам арт-терапии, которые используются в общеобразовательном учреждении, возможны

положительные изменения в снижении тревожности младших школьников.

Коррекция темпоритмической организации речи у младших школьников Механизмы голосоречеобразования тесно связаны со способностью человека к восприятию и воспроизведению звуков, различных ритмических и интонационных.

Обследование письма младших школьников Аграмматическая дисграфия. 1. Подбери к слову пару: Один - много А) Шар – ___ Глаз -.

Психолого-педагогическая коррекция конфликтного поведения младших подростков в условиях общеобразовательной школы ПРОГРАММА Психолого-педагогическая коррекция конфликтного поведения младших подростков в условиях общеобразовательной школы Программа рассчитана.

Психология трудного подростка. Задачи общеобразовательной школы по профилактике преступлений и правонарушений У трудновоспитуемых подростков очень повышена сопротивляемость ко всякого рода воспитательным воздействиям, особенно со стороны педагогов.

Читайте также: