Проект в доу птицы на кормушке

Обновлено: 05.07.2024

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.

Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.

Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как сделать родителей участниками воспитательного процесса?

Воспитание и развитие ребенка не возможны без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными и тогда все получится.

В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей. Именно поэтому многое у нас в группе сделано руками пап и мам наших детей. Они помогли нам изготовить магнитную доску, оформить стенгазеты, агитационные плакаты, связали красивые скатерти, помогли оформить уголок дежурства, уголок природы, эмоциональный уголок.

Совместная подготовка по проектной деятельности сблизила меня и родителей, родителей и детей, подружила семьи. Атмосфера доброжелательности стала характерной и для других общих дел в группе. У многих родителей открылись скрытые таланты, о которых они не подозревали, пока не пришлось рисовать самим.

Экологический проект "Птицы на кормушке".

Форма работы: проектная деятельность.

Тип проекта: информационно-практико-ориентированный.

Вид проекта: групповой, долгосрочный.

Цели проекта:

1. Закрепить представления воспитанников о зимующих птицах, и их образе жизни, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.

2. Привлечь внимание воспитанников и родителей к природоохранной деятельности и научить их, ее организовывать.

Задачи проекта:

1. Расширить представление воспитанников о зимующих птицах нашего региона.

2. Обобщить знания воспитанников полученные при наблюдении за повадками птиц.

3. Расширить представление воспитанников и родителей о видах кормушек, способах их изготовление из разного материала.

4. Заинтересовать родителей природоохранной деятельностью, довести до их сознания необходимость воспитания у детей любви и бережного отношения к птицам, формирование созидательного отношения к миру.

5. Научить воспитанников совместно с родителями организовать природоохранную деятельность.

6. Научить детей правильно их подкармливать.

7. Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях.

Актуальность проекта:

Задача взрослых - воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете - птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что делясь крохами, можно спасти птиц зимой от гибели. Дать детям элементарные знания о том, чем кормить птиц зимой.

В совместной работе с родителями создавать условия для общения воспитанников с миром природы и для посильной помощи нашим пернатым друзьям.

Ожидаемый результат:

- воспитанник, имеющий представление о зимующих птицах, умеющий совместно с родителями изготовить кормушку из разного материала. Знающий, каким кормом подкармливать птиц. Всю зиму регулярно подкармливающий птиц. Умеющий наблюдать и фиксировать наблюдения в дневнике, анализировать и делать выводы.

- родитель активный участник в проекте и способный воспитать у детей любовь и бережное отношение к птицам.

Экологический проект "Птицы на кормушке".

"Птицы на кормушке"

Воспитатель, воспитанники группы, родители.

- рассматривание картинок с птицами.

- составление описательного рассказа о птицах.

- выставка кормушек (изготовленные совместно с родителями).

- создание дневника наблюдений.

- изготовление дидактических игр: "Зимующие птицы", "Покормим птиц", "Четвертый лишний", "Кто на кормушке", "Сколько птиц на кормушке", "Дорисуй птицу", "Узнай птиц по описанию". Под. игры: "Зимующие и перелетные птицы", "Найди птицу", "Птицы и автомобиль", "Птички и кошка".

"Зимующие птицы", "Кормушки".

- консультации для родителей.

- оформление памяток - "Чем кормить птиц?".

- оформление агитационных плакатов "Покормите птиц зимой".

- оформление стенгазеты "Птицы зимой".

- фотовыставка "Птичья столовая".

Что мы хотим узнать.

Как мы будем познавать.

Их необходимо подкармливать в холодное время года.

Как сделать кормушку для птиц своими руками и из какого материала?

Чем можно и чем нельзя подкармливать птиц?

Как часто подкармливать птиц?

Почему важно кормить птиц?

Какую пользу приносят птицы людям?

Спросим у взрослых (родителей, воспитателей).

Посмотрим в интернете.

Рассмотрим познавательную литературу.

Пути реализации проекта.


Этапы реализации проекта:

Создание необходимых условий для реализации проекта:

- обсуждение цели и задач с воспитанниками и родителями.

- обоснование, предсказание путей реализации проекта.

- подбор познавательной, художественной литературы.

- отгадывание загадок, чтение стихотворений про птиц.

- проведение бесед по проекту.

- оформление консультаций "Как сделать кормушку для птиц из пластиковой бутылки", "Кормушки для птиц", " Правила содержания кормушек", "Чем подкармливать птиц".

- просмотр презентаций: "Зимующие птицы", "Какие бывают кормушки".

- изготовление дидактических игр.

- оформление стенгазеты "Птицы зимой".

- выставка рисунков " Птичье кафе".

- совместно с родителями изготовление кормушек из разного материала.

2. Основной (практический) этап.

- оформление альбома про зимующих птиц.

- составление описательных рассказов о зимующих птицах.

- изучение корма для подкормки птиц.

- выбор места для кормушек.

- организация праздника "Синичкин день".

- наблюдение за зимующими птицами.

- в течение всего проекта ежедневное кормление птиц.

- использование разных кормов.

- оформление агитационных плакатов "Покормите птиц зимой".

- оформление памяток - "Чем кормить птиц?".

- наблюдение за поведением птиц на кормушках.

- создание дневника наблюдений.

- ежедневное заполнение дневника наблюдений.

3. Заключительный этап.

- подведение итогов реализации проекта:

- сколько птичек мы спасли за зимний период времени?

- чем лучше кормить птиц?

- как часто необходимо кормить птиц?

- организация праздника "Вороний день" (награждение активных участников проекта).

- презентация проекта (освещение опыта работы).

- участие в конкурсе "Эколог Югры - 2012"


На первом этапе, в ходе которого мы с детьми во время прогулок наблюдали за птицами, за их поведением при низкой температуре погоды, за изменениями в жизни птиц зимой. Затем вместе с родителями мы обсуждали ход проекта, выяснили возможности, средства, определили цели и задачи, которые будем решать, определили предполагаемый результат.

Для того, чтобы реализовать проект родители вместе с воспитанниками изучили познавательную и художественную литературу о птицах, населяющий наш регион, их образе жизни, о связи с окружающей средой, о том какую пользу приносят птицы людям, о необходимости подкормки птиц в зимний период, которая расширила кругозор воспитанников. Так же воспитанники отгадывали загадки, читали стихи, рассказы про птиц.

В беседах воспитанники систематизировали знания о зимующих птицах. Из полученных знаний и наблюдений определили, чем и как необходимо подкармливать птиц. Предпочтение было отдано хлебным крошкам, пшену и семенам подсолнечника, так как это по вкусу почти всем птицам. В ходе обсуждения корма для птиц воспитанники узнали, что нельзя оставлять в кормушке чёрный хлеб, солёное сало, жареные семечки – вместо помощи это наносит птицам вред.

Так же для родителей были оформлены консультации "Как сделать кормушку для птиц из пластиковой бутылки", "Кормушки для птиц", "Правила содержания кормушек", "Чем подкармливать птиц". Приложение №1.

Изучив познавательную литературу и просмотрев презентации про зимующих птиц нашего края и про то, какие можно сделать кормушки, воспитанники вместе с родителями зарисовали и оформили выставку рисунков "Птичье кафе", стенгазету "Птицы зимой" в газете разместили фотографии птиц, информацию о том, как трудно пережить птицам холодное время года и какую пользу приносят птицы людям.

Родители совместно с воспитанниками дома сделали кормушки из разного материала: деревянные кормушки, бумажные (коробки из под сока), пластиковые (из бутылок).

После этого была организована выставка кормушек, где воспитанники с родителями демонстрировали свои кормушки, рассказывали, как и из какого материала, они их сделали. Мы обсуждали, какие кормушки нам прослужат дольше, как мы их будем крепить, чтобы не повредить деревья. Кормушки готовы, но прежде чем их развесить необходимо, выбрать место, где лучше разместить кормушки. Мы с воспитанниками во время прогулок наблюдали за прилетающими птицами, выбирали место, куда лучше повесить кормушки и решили несколько кормушек закрепить на деревьях нашего участка, остальные кормушки расположить около центрального входа детского сада.

Для того, чтобы развивать у воспитанников наблюдательность и в заключение проекта сделать выводы: сколько птичек мы спасли за зимней период времени и чем же лучше кормить птиц, мы вместе с родителями оформили дневники наблюдений. Все свои наблюдения воспитанники фиксируют в дневниках наблюдений. Приложение №2.

Мои воспитанники и родители заботятся о пернатых наших меньших, но возник вопрос: "А другие заботятся о птиц в зимний период времени?". Мы вместе с родителями и воспитанниками обсудили и решили выйти за пределы детского сада и привлечь жителей нашего города к подкормке птиц. Но прежде чем выйти, мы оформили агитационные плакаты "Покормите птиц зимой!" и памятки "Чем кормить птиц?" Агитационные плакаты развешивали в общественных местах, раздавали памятки, а так как в группу ходят дети не только с микрорайона, в котором находится детский сад, то родители и воспитанники с других микрорайонов решили развесить плакаты и раздать памятки у себя в микрорайонах. Что позволило охватить наибольшее количество жителей нашего города.

На третьем этапе - выявились активные участники, воспитанники с родителями не забывают про птиц, из дома приносят различный корм и кормят их с удовольствием. Так же дети развесили свои кормушки и возле дома, подкармливают птиц каждый день, наблюдают за их поведением и рассказывают остальным детям, какие птички прилетают на их домашние кормушки. Таких детей мы поощряем звездочками на экране успешности.

В ходе реализации проекта воспитанники уточнили и систематизировали представления о птицах, которые остаются зимовать в наших краях, их образе жизни в холодный период времени, о связи с окружающей средой, об их характерных особенностях. После изучения с воспитанниками теоретического материала, а также в ходе наблюдений, сделали вывод: птицы становятся заметными и более активными с приходом тепла: чем ярче светит солнце, чем теплее, тем больше птиц на улице, тем они активнее. В ветреные дни птицы не прилетают. Выяснили, что голуби и воробьи предпочитают крошки белого хлеба и батона, а синицы - сало. Пшено едят дольше всего, сухофрукты наши птицы не едят.

Воробьи и голуби прилетают стайками, а синички - по 2-3, сороки - по одиночке. Кормушки посетили 4 вида птиц. Это воробьи, синицы, голуби, сороки.

Воспитанники вместе с родителями изготовили своими руками разнообразные кормушки, используя различный материал, воспитанники научились вести дневник наблюдений за птицами и анализировать увиденное.

За время действия проекта птицы привыкли получать корм, поэтому подкормку необходимо продолжить, и мы будем продолжать подкармливать птиц.


- Оформление фотовыставки "Птичья столовая" (результаты работы - апрель).

- Организация совместного с родителями праздника "Вороний день" (подведение итогов проекта, награждение активных участников)

-Участие в конкурсе "Эколог Югры - 2012"

- Презентация проекта на педагогическом совете (освещение опыта работы) Учреждения.

Цель : Побудить детей помочь птицам, изучение образа жизни и поведения зимой. Вызвать эмоциональный отклик на то, что им холодно и голодно.

Тип проекта : информационно-воспитательный.

Вид проекта: групповой.

Участники проекта : дети 2 младшей группы (3-4лет), родители, воспитатели группы.

Продолжительность: краткосрочный (2 недели).

Проблема: В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. По проведённому опросу оказалось, что дети затрудняются называть птиц, мало наблюдают в природе, у них не сформированы навыки оказания помощи птицам зимой.

1.Элементарные представления у детей о жизни птиц зимой.

2.Заинтересованность детей совместно с родителями в заботе о птицах, желание помогать им в зимний период (изготовление кормушек, подкормка птиц зимой).

3.Развитие у детей любознательности, познавательной активности, коммуникативных навыков.

Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный.

II этап – основной (практический).

  • Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о птицах.

III этап – заключительный.

Накануне выходных родителям сообщается тема недели и дается домашние задание:

1. Рекомендации на совместные прогулки.

  • Совместно с ребенком сделать кормушку.
  • Подсыпая корм, развивать словарный запас ребенка.

2. Чтение и заучивать стихотворения о птицах.

3. Отгадывать загадки о птицах.

4. Рассмотреть птиц на иллюстрациях в книгах и журналах, принести книги в детский сад.

5. Рассматривая с детьми книги, поставила цель, что всю неделю будем говорить о птицах. С помощью детей составили план реализации проекта. Дети запланировали узнать о птицах из фильмов, энциклопедий, презентаций и т.д.

На подготовительном этапе , мы с детьми обсудили вопросы, связанные с проектной и

- Птицы, какие они?

- Что ты знаешь о птицах?

- Как узнать птицу?

- Как разделить птиц на перелетных и зимующих?

Чтобы найти ответы на эти вопросы:

- определили цель и задачи проекта,

- разработали план-график работы,

- изучили познавательную, художественную и методическую литературу,

- подготовили оборудование для реализации данного проекта;

- сделали подборку игр для детей ;

- разработали цикл наблюдений за птицами;

- изготовление шапочек - птичек; дидактические игры; создание атрибутов для занятий и игр.

2 этап. Этап практический

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ

1. Наблюдение за птицами:

- Какие птицы прилетают на участок?;

- Воробей;- Ворона;- Голубь;

- Какие звуки издают птицы?;

- Сколько ног у птиц и как они ходят?;

- Сколько крыльев у птиц и как они летают?

2. Подвижные игры:

4. Раскрашивание силуэтов птиц (воробья, вороны, голубя).

Птицы нашего участка

1. Наблюдение и сравнение птиц на кормушках.

- Птицы большие и маленькие;- Чем питаются птицы?

- Какие птицы кормятся на кормушке? - Птичьи следы на снегу

6. Чтение стихотворений:

9. Домашнее задание: изготовление кормушек.

11. Развешивание кормушек.

Обработка результатов по реализации проекта.

Цель: формирование общих представлений о птицах.

Программные задачи : изучить строение тела птиц; найти между ними сходство и различия; продолжать формировать у детей такие умственные умения, как сравнение, анализ, сопоставление, обобщение; развивать речь детей.

Материалы и оборудование: птицы, живущие на участке; несколько видов корма: зерна, белый хлеб, кусочек несоленого свиного или говяжьего сала; несколько бумажных коробочек, изготовленных самостоятельно на занятиях по труду; белый хлеб, привязанный за прочную корку к длинной толстой нити или тонкой бечевке.

Воспитатель. Ребята, давайте рассмотрим эту птицу. Она вам малознакома, но, несмотря на это многое вы можете рассказать о ней сами.

1. Строение тела птицы

Воспитатель. Из каких частей состоит тело птицы? (Голова, туловище, хвост.)

- Что есть на голове?

- Есть ли уши? (Есть, только они не видны из-за перьев. Наружных ушей нет.)

- Клюв птицы – это рот или нос?

- Какие конечности есть у птицы? (Крылья, ноги.)

- Рассмотрите и опишите ноги: ноги у птицы тонкие, в верхней части покрыты перьями; в нижней части покрыты чешуйками. На ногах четыре длинных и тонких пальца. На пальцах длинные, острые, загнутые когти. При ходьбе они широко расставлены в стороны, поэтому птица стоит устойчиво.

- Посчитайте, сколько пальцев? Куда они направлены?

- Рассмотрите и опишите хвост.

2. Рассматривание перьев.

Воспитатель. Расскажите, чем покрыто тело птицы. (Перьями.)

- Как они окрашены?

- Как такая окраска помогает птице выжить? (У воробьев окраска покровительственная, она помогает им маскироваться на фоне почвы и веток деревьев. Вороны, грачи и сороки почти не имеют врагов, поэтому их окраска для них не так важна. А окраска голубей определяется селекционной работой человека.)

- Везде ли эти перья одинаковы по размеру? (Самые короткие – по голове, потом они становятся длиннее и длиннее, и самые длинные – на крыльях и хвосте.)

- В какую сторону они направлены? (Спереди на зад.)

- Как они расположены? (Налегают друг на друга.)

- Почему перья расположены именно таким образом? Как это помогает птице? (При полете перья не топорщатся и не мешают движению. Кроме того, при полете не выдувается из-под перьев тепло.)

3. Питание птицы

Воспитатель. Давайте посмотрим, как птицы клюют. Нужно бросить немного семечек.

Ребята наблюдают и высказывают свои впечатления.

Теперь проверим, какой корм они любят больше всего. Ребята, насыпьте каждый вид корма отдельные коробочки и осторожно поставьте их на землю.

Так что же они съели в первую очередь?

4. Органы чувств

Воспитатель. Вы видели, как птицы ели корм. Как вы думаете, видят ли птицы?

- Заодно уточните: различают ли птицы вкус пищи?

- А слышат? Нужно посвистеть в свисток (подуть в дудочку).

- На голове по бокам у нее есть уши, только они закрыты перьями. Птица слышит очень хорошо. Теперь поняли, почему я постоянно напоминаю, что около птиц надо вести себя тихо? Птица же не понимает, что мы ей говорим, поэтому пугается каждого резкого звука.

- Понаблюдаем, если подойти к птице строго сзади, увидит ли она наблюдающего. Сделаем большой круг, чтобы она нас не заметила.

5. Передвижение птицы

- Расскажите, как птица ходит.

- Что она делает, когда собирается сесть на землю (на ветку дерева или жердочку)? При полете ноги птицы прижаты к туловищу. При посадке на землю птица делает небольшой круг и выставляет ноги вперед, а хвост в это время раздвигает веером. Такой расширившийся хвост, во-первых служит тормозом, гасит скорость, а во-вторых, помогает спланировать и сделать посадку мягкой, иначе при потере скорости птица упала бы на землю очень резко.

- Почему птица не падает, когда сидит на ветке?

- А мы так сможем? После занятия проверим.

Воспитатель. Наконец, задаю самый трудный вопрос: каких животных называют Птицами?

- Можно ли назвать птицами животных, которые ходят на двух ногах? (Нет. На двух ногах ходят и человек, а раньше ходили динозавры.)

- Можно ли назвать птицами животных, которые питаются зернами? (Нет, зернами питаются многие животные – грызуны, насекомые, лошади.)

- Можно ли назвать птицами животных, которые летают? (У которых есть крылья?) (Нет. Кроме птиц летают бабочки, жуки, комары, летучие мыши.)

- Можно ли назвать птицами животных, которые откладывают яйца? (нет. Кроме птиц откладывают яйца все насекомые, черви, черепахи, змеи)

- Можно ли назвать птицами животных, у которых есть клюв? (Нет, клюв есть и у некоторых зверей, например у утконоса. Этот вопрос можно и не задавать, если занятие вышло нагруженным.)

- Так что же такое есть у птиц, чего нет ни у каких других животных?

После некоторых раздумьев дети самостоятельно приходят к выводу, что у названных видов животных нет перьев.

- Правильно. Ведь у Птиц есть и второе название: Пернатые. Ни у кого, кроме птиц, перьев нет.

расширять представления детей о птицах, уточнить названия некоторых из них;

закрепить представление о пользе птиц;

воспитывать интерес к птицам, желание оберегать их.

Развивать наблюдательность, внимание, умение поддерживать разговор на определённую тему, говорить спокойно, с естественной интонацией.

картинки с изображением птиц:,

аудиокассета "Голоса птиц";

карточки "Правила поведения в природе";

Дети сидят полукругом.

- Тише, слышите, птица к нам прилетела. (аудиокассета "Голоса птиц")

- Узнали, кто это весело так чирикает? (ответы детей). Да, это воробей.

В. Приходько "Воробей".

Скачет, скачет воробей.

Кличет маленьких детей:

- Киньте крошек воробью -

Я вам песенку спою

- Киньте просо и ячмень –

Буду петь вам целый день:

- А каких птиц вы ещё знаете? (дети называют, а я выставляю картинки с изображением птиц).

- Как много вы назвали птиц - целый птичий базар получился. Давайте поиграем.

Игра "Птичий базар".

Вот ворона важная шагает, ходьба с высоким подниманием

Лапы высоко поднимает. колена

Вот воробей скачет прыжки на двух

Крошки ищет. ногах

Ласточка идёт, туловище слегка наклонено вперёд,

С лапки на лапку переваливается. руки назад

Сорока затрещала все убегают

Всех напугала. на стулья.

- Ребята, у птиц есть дома - гнёзда, скворечники, а зачем они птицам? (ответы детей).

- В гнёздах, скворечниках птицы выводят птенцов. А можно гнездо с яйцами или птенцами трогать? Почему? (ответы детей).

- Если мы потрогаем гнездо, птица на него не сядет, и птенцы не вылупятся. Вот у меня даже карточка - правило есть, что нельзя гнездо с яйцами трогать.

- А эта карточка что обозначает? (ответы детей).

- Если кричать, громко включать музыку в лесу, то птица испугается и улетит с гнезда, а птенцы без мамы погибнут.

- Ребята, нам нужны птицы? Зачем? (ответы детей).

- Птицы уничтожают-съедают вредных насекомых, которые растения губят, - жуков, гусениц. А ещё птицы нас радуют своими песнями.

3.Знакомство с вороной.

Дать знания о птице - вороне, её строении.

Познакомить с особенностями поведения (повадками).

Познакомить детей с моделями характерных признаков птиц.

Активизировать словарь детей за счёт слов: ворона, крылья, летает, прыгает, каркает.

Воспитывать доброжелательное отношение к природе, всему живому.

Ворона – игрушка, изображение вороны, модели характерных признаков птиц.

Раздаётся стук в дверь.

Воспитатель: - Ребята, вы слышали? Кто-то стучит! Пойду, посмотрю, кто к нам пришёл. (Открываю дверь, влетает ворона)

Ворона: - Кар-кар-кар, куда это я попала? (К нам в детский сад)

Воспитатель: - Ты прилетела в детский сад к детям. А кто ты, как тебя зовут?

Ворона: - Меня зовут Каркуша, а вот кто я – не знаю.

Воспитатель: - Давайте поможем Каркуше? Расскажи, Каркуша, что ты умеешь делать?

Ворона: - Я умею каркать, клевать, летать, ходить, прыгать.

Ворона – Как интересно, я ворона, я - птица!

Воспитатель: - Посмотрите, какая у меня есть картинка. (Вывешиваю на панно изображение вороны)

Ворона: - Это же я. Какая я красивая, какие у меня пёрышки!

Воспитатель: - Ребята, какого цвета перья у вороны? (Серые, чёрные, блестящие) Посмотрите, какой большой клюв у неё. Зачем такой клюв, нужен воронам? (Ответы детей) Каркуша, расскажи нам, зачем тебе такой большой клюв.

Ворона: - Я им много чего умею делать – стою гнездо, клюю разный корм: жуков, червяков, хлеб, если найду, могу съесть кусок мяса, а ещё я люблю таскать яйца из чужих гнёзд.

Воспитатель: - Вот какая ты, Каркуша, можешь и яйца из гнёзд съесть? Это очень плохо. Ведь другие птички очень расстроятся, если не найдут яички в гнезде. Ребята, кто появляется из яичек (Птенчики, у вороны – воронята) А как называется, домик вороны? (Гнездо) Кто знает, из чего вороны строят свои гнёзда? (Ответы детей) Каркуша, расскажи, где ты живёшь?

Ворона: - Я живу в гнезде, строю его из веток высоко на дереве.

Воспитатель: - Ребята, мы с вами видели гнёзда ворон на деревьях около детского сада. Они сделаны очень крепко, даже сильный ветер их не ломает. Послушайте, я загадаю вам загадку, а вы попробуете догадаться, о чём она:

Без рук, без топорёнка

Ворона: - Про мой дом даже загадку придумали! Здорово! Ой, что-то я устала сидеть, хочу полетать.

Воспитатель: - Давайте поиграем, в игру. (Давайте)

Ворона: - Я тоже люблю играть, можно мне с вами поиграть?

Ворона: - Как с вами интересно! Но мне пора улетать, у меня много дел. До свидания!

Воспитатель: - Прилетай к нам ещё, будем рады тебя видеть. До свидания! (До свидания)

Ребята, кто был, у нас в гостях? (Ворона, Каркуша) Кто такая, Каркуша? (Птица) Что есть, у всех птиц? (Клюв, два крыла, две лапки, покрыты перьями, появляются из яичек.) Вы помните, где живут вороны? (В гнезде) Когда мы пойдём на прогулку, обязательно понаблюдает за воронами, это очень интересные птицы.

1. Развивать устную речь детей, свободное общение с взрослыми и детьми

2. Развивать художественную деятельность, закрепить и правильно называть цвета.

4. Развивать фантазию, воображение, закреплять умение рисовать красками.

5. Развивать двигательную активность, координацию движения во время физминутки.

Материал и оборудование:

Ширма, птичка, кормушка, музыкальное сопровождение

Альбомный лист с изображением кормушки, краски - гуашь: желтая, черная, кисточки, салфетка.

Ход занятия Дети заходят в грушу и здороваются с гостями. За ширмой появляется воробей.

Тип проекта: познавательно – исследовательский.

Участники проекта: дети среднего дошкольного возраста, родители, воспитатели.

Продолжительность проекта: 2 недели.

Цель проекта:

Формирование экологических знаний о зимующих птицах нашего края и ответственного, бережного отношения к ним.

Задачи проекта:

  • расширять представления детей о зимующих птицах, живущих в нашей местности зимой;
  • развивать мышление, воображение, познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за повадками птиц;
  • способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей воспитанников;
  • активизировать умение родителей осуществлять экологическое воспитание детей;
  • воспитывать интерес к живой природе, бережное отношение к пернатым друзьям, приучать заботиться о птицах ближайшего окружения.

Актуальность проекта

Взаимоотношения человека с природой актуальный вопрос современности. Проблема нашего поколения состоит в том, что дети мало общаются с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, поэтому мы поговорим о птицах.

Задача взрослых – воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете - птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что, делясь крохами, можно спасти птиц зимой от гибели.

В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. По проведённому опросу оказалось, что дети затрудняются называть птиц, мало наблюдают в природе, у них не сформированы навыки оказания помощи птицам зимой.

Ожидаемый результат:

1. Элементарные представления у детей о жизни птиц зимой.

2. Заинтересованность детей совместно с родителями в заботе о птицах, желание помогать им в зимний период (изготовление кормушек, подкормка птиц зимой).

3. Развитие у детей любознательности, познавательной активности, коммуникативных навыков.

Этапы реализации проекта:

Что мы знаем?

Что еще хотим узнать?

Как можно найти ответы на свои вопросы?

Есть перья, клюв, крылья

Любят зернышки клевать, крошки

Понаблюдать на участке

Из книг, картинок, альбомов

Спросить у родителей, воспитателей

Узнав интересы детей, мы наполнили среду различными книгами, журналами, энциклопедиями, картинками, художественной литературой, для поддержания детского интереса:

  • Беседы с детьми и родителями;
  • Насыщение предметно-развивающей среды;
  • Обеспечение центров активности соответствующими предметами и материалами для организации продуктивных видов деятельности;
  • Организация игровой деятельности.

Совместно с детьми определили возможные источники информации познавательная, художественная и методическая литература, собственные исследования детей и т.д.

Разработка темы

Наблюдение за птицами:

- Какие птицы прилетают на участок?

- Воробей; - Ворона; - Голубь;

- Какие звуки издают птицы?

- Сколько ног у птиц и как они ходят?

- Сколько крыльев у птиц и как они летают?

Беседы на темы:

Чтение художественной литературы:

Игровая деятельность:

Подвижные игры:

Продуктивная деятельность

Наблюдение и сравнение птиц на кормушках.

- Птицы большие и маленькие;

- Чем питаются птицы?

- Какие птицы кормятся на кормушке?

- Птичьи следы на снегу.

- Рассматривание зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах.

Чтение стихотворений:

Игровая деятельность:

Опытно-исследовательская деятельность:

Наблюдение за поведением птиц во время кормления. Сходства и различия питания птиц зимой и летом;

Опыт "Что дальше улетит? В воде купался - сух остался"

Безопасность:

Продуктивная деятельность:

Работа с родителями

Список литературы

1. Бондаренко Т. М., Экологические занятия с детьми 5-6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2007.

2. Оберемок С. М., Метод проектов в дошкольном образовании. Учебно-методическое пособие. – Новосибирск: НИПКиПРО, 2009. – 64 с.

3. Кравченко И. В., Долгова Т. Л., Прогулки в детском саду. Младшая и средняя группы: Методическое пособие / Под ред. Г. М. Киселёвой, л. И. Понаморёвой. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 208 с.

4. Формирование экологической культуры дошкольников: планирование, конспекты занятий /авт. – сост. Л. Г. Киреева, С. В. Бережнова. – Волгоград: Учитель, 2008.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Любовь к Родине начинается с любви к природе. Государство одним из приоритетных направлений ставит вопрос об охране окружающей среды. Экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали аналогом выживания человека на нашей планете.

Обогатить и расширить знания и представления участников проекта о птицах, особенностях образа их жизни, повадках птиц, о роли человека в жизни зимующих птиц. Изготовление кормушек для поддержания жизнедеятельности зимующих птиц.

- Воспитание у детей бережного отношения к природе через проявление заботы о птицах: подкормка птиц зимой, изготовление кормушек.

-Активизировать и расширять словарь по теме, развивать связную речь детей, совершенствовать уровень накопленных знаний о взаимодействии людей и птиц в зимнее время.

-Привлечение родителей к совместной деятельности с детьми и педагогом.

-Формирование экологически грамотного поведения детей по отношению к живому, чувство ответственности за их состояние и стремление помогать птицам в зимних условиях.

Участники проекта: воспитатели, дети старшей разновозрастной группы и их родители.

Продолжительность : краткосрочный (1неделя)

Ожидаемые результаты реализации проекта:

• Создание необходимых условий по формированию у дошкольников целостного представления о жизни зимующих птиц.

• Заинтересованность детей совместно с родителями в заботе о птицах, желание помогать им в зимний период (изготовление кормушек, подкормка птиц зимой).

• Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.

• Активное участие родителей в реализации проекта.

• Формирование у детей и взрослых определенной системы природоведческих знаний, позволяющей осознать единство всей природы и место человека в ней.

Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный

1. Создать условия для формирования расширения знаний о зимующих птицах.

2. Составить план совместной деятельности по уходу и кормлению птиц зимой.

3. Привлечь родителей к участию данного проекта (корм, кормушки)

4.Подбор литературы, картинок, энциклопедий о зимующих птицах.

II этап – основной

Цель: формирование представлений и знаний о зимующих птицах и навыка оказания помощи им зимой.

4. Чтение рассказов, стихов, пословиц, поговорок о птицах

8. Прослушивание голосов птиц

10. Памятка “Как подкармливать птиц”.

Правила поведения возле кормушек.

III этап - заключительный

2.Распределение кормушек для птиц на территории детского сада.

Программное содержание:

Познакомить детей с зимующими птицами. Учить образовывать множественное число существительных; употреблять существительные в уменьшительно-ласкательной форме.

Воспитывать любовь к птицам, желания помочь им.

Оборудование: предметные картинки с изображением зимующих птиц, схема.

Предшествующая работа с детьми: рассматривание птиц, беседы о зимующих и перелетных птицах, дидактические игры.

Ход занятия:

Появляется иллюстрация зимнего леса. Звучит аудиозапись концерта А. Вивальди “Зима”.

- Ребята, сегодня мы отправляемся с вами в зимний лес. Тихо в лесу зимним утром. И кажется: нет никого во всем лесу.

Звучит аудиозапись пения птиц.

- Скажите, чьи голоса вы услышали? (ответы детей)

- А каких птиц вы знаете? (ответы детей)

-Назовите птиц, которые остались с нами зимовать? (ответы детей)

-Чем питаются зимующие птицы? (ответы детей)

- Давайте рассмотрим картинки и назовем зимующих птиц. Словарная работа: зимующие, воробей, синица, голубь, дятел, сорока, снегирь. Ребята, птички хотят с вами поиграть в прятки.

- Молодцы, ребята. А теперь давайте посмотрим, из каких частей состоит птица?

Проводится работа по схеме. Дети повторяют части тела птиц (голова, крылья, туловище, клюв.)

Координация речи с движениями (раскрытая ладонь одной руки изображает дерево, а указательный палец другой руки – клюв дятла. На каждую строчку – четыре удара пальца по ладони):

Я по дереву стучу,

Хоть он скрылся под корой,–

Червячка добыть хочу,

Все равно он будет мой.

- Ребята, а что вы знаете об этой птице? Опишите ее.

Появляется иллюстрация дятла.

Вот затихли удары, и из-за толстого ствола сосны показалась голова большого пестрого дятла. Поглядел и спрятался снова. Вот дятел неожиданно исчезает за стволами деревьев, но не надолго. Через мгновенье он возвращается, держа в клюве шишку.

Ловко засовывает он ее в глубокую ямку в стволе дерева и, укрепив, принимается за работу. Один за другим сыплются удары крепкого клюва- Падают легкие семена.

Дятел предпочитает расклевывать шишки на определенных местах. Их называют кузницами. “Кузница” - это ямка, выдолбленная дятлом в стволе ели или сосны, в которую он вставляет шишку, прежде чем ее разбить. Расклюет одну шишку - летит за другой, принесет в клюве, вставит в расщелину, а старую, пустую шишку выбросит. Поэтому на снегу под “кузницей” дятла валяется целая куча пустых шишек.

- А почему дятла называют лесным доктором? (Ответы детей.) Правильно, питаются дятлы и насекомыми, живущими в коре и под корой деревьев, стучит дятел, - значит, будут уничтожены насекомые-вредители и лес будет жить.

- Дети, а как можно помощь зимой птичкам? (ответы детей)

Пальчиковая игра

Мы кормушку смастерили.

Мы столовую открыли.

Воробей, снегирь - сосед,

Будет вам зимой обед!

В гости в первый день недели

Две синицы прилетели,

А во вторник - снегири,

Ярче утренней зари!

Три вороны были в среду

Мы не ждали их к обеду.

А в четверг со всех краев –

Десять жадных воробьев.

В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей.

А в субботу на пирог

Прилетело семь сорок.

(воробей – воробьи, синица – синицы, голубь – голуби.)

- А теперь, ребята, давайте попробуем составить описательный рассказ о птицах по схеме.

– Как голос подает?

– Кто и как заботится о птицах зимой?

Составление детьми описательных рассказов о зимующих птицах.

- О каких птицах мы сегодня говорили?

- Какую птицу называют лесным доктором?

- Какое полезное дело для леса делают дятлы?

- Как называется место, где дятлы расклевывают шишку?

- Почему дятлов надо охранять?

- Как мы можем помочь птицам пережить суровую зиму?

- Что нового, интересного вы сегодня узнали?

- О каких зимующих птицах вы хотели бы поговорить на следующем занятии? (ответы детей)

Читайте также: