Архиерейские школы результаты деятельности

Обновлено: 04.07.2024

  • Архиерейские школы — училища, открытые согласно Духовному Регламенту Петра I 1721 года во всех епархиях Российской империи. Подчинялись школы епархиальному архиерею и содержались за счёт архиерейских домов и сборов с церковных и монастырских земель. Общее управление школами было отнесено к ведению епархиального архиерея и было включено в число дел епархиальной администрации.

* грамматику, рекомендовалось обучение латинскому языку;

* арифметику и геометрию;

* логику и диалектику;

* пиитику и риторику;

* физику и краткую метафизику;

Связанные понятия

Патриаршие приказы — центральные учреждения Московской патриархии XVII — начала XVIII веков, ведавшие патриаршими вотчинами и хозяйством (Дворцовый Патриарший приказ), сбором налогов, пошлин и другим (Казённый Патриарший приказ), назначением духовенства на должности (Судный Патриарший приказ, или Патриарший разряд).

По традиции, начавшейся с периода правления великого князя Василия III, духовником главы российского государства являлся настоятель (протопоп) Благовещенского собора Московского Кремля.

Типографская школа — учебное заведение в Москве, существовавшее в 1681—1687 годах при Московском печатном дворе.

Преднесе́ние креста́ — в православной традиции привилегия предстоятеля церкви (в ряде случаев и других архиереев) на несение перед ними во время торжественных церемоний и на богослужениях распятия (предносного креста).

Упоминания в литературе

Необходимо отметить, что в задачи учебных заведений была включена и подготовка учителей. В первой четверти XVIII века были организованы учебные заведения, в задачу которых легла подготовка служителей клира, получившие впоследствии название архиерейских школ . Ярким примером среди таких архиерейских школ выступала Новгородская школа, ставшая своеобразным центром подготовки учителей.

Связанные понятия (продолжение)

Ирку́тская митропо́лия — митрополия Русской Православной Церкви на территории Иркутской области. Объединяет Братскую, Иркутскую и Саянскую епархии.

Его́рьевское викариа́тство — викариатство Московской епархии Русской православной церкви. Поименовано по городу Егорьевску.

Киргизская духовная миссия — учреждение, образованное Священным Синодом в 1881 году с целью обращения казахов (киргизов, как их нередко называли в дореволюционный период) в православие. Центром миссии была Семипалатинская область. Находилась в подчинении основанной ранее Алтайской духовной миссии Тобольской епархии. В составе миссии были миссионер (Филарет Синьковский), переводчик и псаломщик. В 1883 году в Усть-Каменогорске (центр Киргизской миссии) состоялось первое крещение казаха Елембая.

Духо́вное учи́лище в Российской империи, с 1808 — низшее духовно-учебное заведение (уездное или приходское).

Тульская митрополия — образована решением Священного Синода РПЦ от 27—28 декабря 2011 года, на основе Тульской и вновь созданной Белёвской епархий. Территориально границы митрополии совпадают с административными границами Тульской области..

Литурги́ческое богосло́вие — сравнительная богословская наука, занимающаяся систематизацией богословских идей заключенных в богослужении, церковных песнопениях, последовании праздников, иконографических композициях, таинствах и во всем церковнослуже́бном обихо́де, при сравнении их с богослужебными обычаями других инославных христианских обществ.

Институты посвящённой жизни (лат. Instituta vitae consecratae) — название церковных организаций или сообществ, учреждённых согласно Каноническому праву Римско-католической церкви. В данных сообществах или организациях верующие принимают на себя определённые формы посвящённой Богу жизни посредством обетов целомудрия, послушания и бедности или других форм инициации, которые существуют в определённом институте посвящённой жизни.

Духо́вная консисто́рия — орган епархиального управления в Русской Православной Церкви в синодальный период, находившийся в ведении правящего архиерея и действовавший под его началом в качестве совещательного и исполнительного учреждения. Духовную консисторию составляли присутствие и канцелярия. Согласно статье 1 Устава, изданного в 1843 году: «Духовная консистория есть присутственное место, через которое, под непосредственным начальством епархиального архиерея производятся управление и духовный суд.

Обязанности уставщика заключаются в наблюдении за чином церковных служб, дабы таковые совершались согласно церковного и монастырского уставов, без пропусков и изменений.

Духо́вный Регла́мент 1721 года (полное название: Регламент, или Устав духовной коллегии) — закон, изданный в форме манифеста Петром I, определявший правовое положение Православной церкви в Российской империи (Православной российской церкви). Этим регламентом соборная и патриаршая власть в России была фактически упразднена; вместо патриарха был создан совещательный орган управления Церковью при полном его подчинении власти монарха.

Остиа́рий (Привратник) — в Католической церкви один из чинов церковнослужителя, отменённый во второй половине XX века при введении современного римского обряда.

Отпускная грамота (в Западнорусской митрополии — Отпускной лист) — документ, выдаваемый архиереем духовным лицам при переходе их в другую епархию.

Приморская митрополия — митрополия Русской православной церкви на территории Приморского края России, объединяющая Владивостокскую, Находкинскую и Арсеньевскую епархии.

Петрозаводское духовное училище — начальное духовное учебное заведение в Олонецкой губернии, функционировало в 1809—1918 годах. Находилось в городе Петрозаводске.

Бра́тские шко́лы — учебные заведения православных братств на территории современных Белоруссии и Украины в XVI—XVII веках.

Монашество — широко распространённый в Русской православной церкви институт, заключающийся в отказе от брачной жизни (целибат) и принесении особых монашеских обетов при постриге.

Яку́тская духо́вная семина́рия (якут. Дьокуускайдааҕы духуобунай семинария) — высшее учебное заведение Русской православной церкви, готовящее священно- и церковнослужителей Русской православной церкви.

Епархиальное собрание — в Русской православной церкви орган управления епархией. Возглавляется епархиальным архиереем и состоит из клира, монашествующих и мирян, проживающих на территории епархии и представляющих канонические подразделения, входящие в состав епархии.

Благовещенская духовная семинария — среднее учебное заведение Благовещенской епархии Русской православной церкви для подготовки церковно- и священнослужителей. Существовала в 1870—1918 годы.

Корейская духовная миссия (кор. 대한그리스도정교회) — церковно-административная структура Русской православной церкви заграницей на территории Южной Кореи, ставшая восприемницей дела действовавшей в Сеуле Русской духовной миссии.

Регулярные клирики — в Католической церкви разновидность монашеского ордена, члены которого занимаются пастырской деятельностью, а также образованием и делами милосердия. Регулярные клирики не находятся в строгом затворе, и более ориентированы на общественную деятельность, чем на углублённую духовную работу над собой в монастырях. Они освобождены от общинного чтения Литургии часов, обязательного для монахов созерцательных орденов.

Новгоро́дская митропо́лия — митрополия Русской православной церкви на территории Новгородской области, объединяющая Боровичскую и Новгородскую епархии. Глава Новгородской митрополии имеет титул митрополит Новгородский и Старорусский. С момента создания митрополии правящим архиереем является митрополит Лев (Церпицкий).

Церковнослужи́тель в православии — клирик, помогающий священнослужителям в совершении богослужения. Церковнослужители составляют так называемый низший клир. В настоящее время в Православии осталось только три степени церковнослужителей, в которые ставленники всегда последовательно возводятся через чин архиерейской хиротесии (в монастырях хиротесию совершает игумен).

Московское Заиконоспасское духовное училище — православное духовное учебное заведение, дававшее начальное образование. Располагалось в Заиконоспасском монастыре в Москве.

Ста́вленая гра́мота — документ, выдаваемый епископом священнослужителю, в удостоверение действительности и правильности его рукоположения, с указанием его степени и принадлежащих ему прав. Также называется: епистолия составительная, каноническая грамота, писание ставильное, ставленническая грамота.

Красноярская духовная семинария — высшее учебное заведение Красноярской епархии Русской православной церкви, действовавшее с 1895 по 1920 годы и готовившее священно- и церковнослужителей.

Александровская миссионерская духовная семинария (неофициально Ардонская духовная семинария, осет. Æрыдоны духовон семинар) — среднее учебное заведение Владикавказской епархии Русской православной церкви для подготовки церковно- и священнослужителей. Располагалась в городе Ардоне.

Бу́рса (лат. bursa — первоначальное значение — карман, кошелек) в Средние века означало, собственно, общую кассу какого-либо союза или учреждения, например монастыря, братства и т. п. Затем его стали применять преимущественно к кассе общежития учащихся и к самому помещению общежития. Такие общежития под названием бурс, возникли сперва во Франции, где большей частью на средства благотворителей (впоследствии и за плату) студентам университетов предоставлялась общая квартира с полным содержанием, причем.

Эконом (Иконом, греч. Οικονόμος) — в православных монастырях должность лица, заведующего и надзирающего за хозяйственной частью монастыря или архиерейского дома. В распоряжении эконома находятся как монастырские насельники, назначаемые на какие-либо хозяйственные послушания, так и наёмные работники.

Белое духовенство (также приходское духовенство) — неформальное общее название для не-монашествующих христианских священнослужителей и церковнослужителей. Священников-монахов (иногда всех монахов) называют чёрным духовенством.

Пензенская Духовная Семинария — высшее духовное учебное заведение Пензенской и Нижнеломовской епархии Русской православной церкви, готовящее священно- и церковнослужителей.

Пско́вская епа́рхия — епархия Русской православной церкви на территории Пскова, Гдовского, Дедовичского, Дновского, Островского, Палкинского, Печорского, Плюсского, Порховского, Псковского, Пыталовского и Струго-Красненского районов Псковской области. С конца 2014 года входит в состав Псковской митрополии.

Попо́вский ста́роста — в православной церкви административная должность священника до начала XVIII века, при назначении на которую он становился одним из помощников епископа в части надзора за порядком в определенном церковном округе в составе епархии, называемом старо́ство.

Калужская православная духовная семинария — учреждение высшего профессионального православного религиозного образования Калужской и Боровской епархии Русской Православной Церкви. Ректор — митрополит Калужский и Боровский Климент (Капалин).

Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей — глава Русской православной церкви заграницей в сане митрополита. Является председателем Собора Епископов и Архиерейского Синода РПЦЗ, епархиальным архиереем Восточно-Американской и Нью-Йоркской епархии, в которой имеет постоянное местопребывание, и настоятелем Митрополичьего соборного храма и управляет церквами, не входящими в состав епархий, а непосредственно ему подчинённых.

Псковская духовная семинария — среднее учебное заведение Псковской епархии Русской православной церкви, существовавшее в 1732—1918 годах.

Испове́дание ве́ры, Исповедание — это свидетельство о своей вере в Бога добрым словом и добрым делом, стойкое следование выраженному в символических текстах церковному учению.

Римско-католическая духовная коллегия — главный орган церковного управления во главе с католическим митрополитом могилёвском, существовавший в 1801—1918 годах в Российской империи и ведавший делами российских католиков.

Святейший правительствующий синод (рус. дореф. Святѣйшій Правительствующій Сѵнодъ) — высший орган церковно-государственного управления Русской церковью в синодальный период (1721—1917).

Вопросы истории, 2007, № 3.
[136] – конец страницы.
OCR OlIva.

В эпоху Петра I делались первые попытки создать в России систему образовательных учреждений. Власти как бы нащупывали возможный путь: то намеревались параллельно организовать систему как светского, так и духовного образования, то — открыть объединенные школы для детей духовенства и горожан. Планы создания школьной системы претерпели значительные изменения под влиянием позиции руководителей церкви.

Начал Петр с открытия профессиональных учебных заведений, а также с деклараций о необходимости обучать детей. В 1701 г. в Москве открылась Навигацкая школа для дворянских недорослей, детей приказных и других служилых людей. Почти одновременно была создана Артиллерийская школа. Позднее к первым двум прибавилась Инженерная школа, а в 1707 г. — Медицинская школа в Москве.

Гораздо больше повлияла на судьбу цифирных школ реформа церковного управления. Духовный Регламент, написанный Феофаном Прокоповичем и принятый 25 января 1721 г., обязывал архиереев учреждать семинарии с широкой программой обучения.

В петровское время в России с издержками и трудностями был заложен фундамент системы духовного образования. Создать систему начальных общеобразовательных светских школ не удалось. Гибель цифирных школ — показательная страница русской истории 1720—1730-х годов. Она доказывает, что церковь в этот период еще не была окончательно подчинена государству, и архиереи — члены Синода — могли позволить себе саботировать императорский указ, а в решении государственных дел царили волокита, беззаконие, произвол, обусловленные межведомственными противоречиями. С этого времени пути развития начальной светской и духовной школы в России надолго разошлись. Гибели цифирных школ способствовало и то, что в России еще не было стимулов для получения образования представителями различных сословий. Власти действовали методом принуждения, а провинциальный люд довольно успешно противостоял насилию. Когда в елизаветинское царствование отдаленные последствия петровских реформ потребовали грамотных дворян, в цифирных школах стало обучаться некоторое число шляхетских детей. [142]

Фруменкова Татьяна Георгиевна — кандидат исторических наук, доцент кафедры русской истории Российского государственного педагогического университета. Санкт-Петербург.

2) Там же. Т. 5. № 2778, 2979.

3) Российский государственный исторический архив (РГИА), ф. 796, оп. 1, д. 300, л. 4-5; оп. 10, д. 217, л. 10 об.

4) Там же, оп. 1, д. 668, л. 9-9об., 15об.; оп. 2, д. 378, л. 2.

7) Там же, оп. 2, д. 378, л. 79-80; оп. 10, д. 217, л. 1 -1об.

8) Там же, оп. 2, д. 378, л. 30.

9) Там же, л. 29, 31, 41-47.

10) Там же, оп. 1, д. 668, л. 17-17об.

11) Государственный архив Архангельской области (ГААО), ф. 1025, оп. 5, д. 846, л. 1.

12) Там же, д. 653, л. 1об.; д. 932, л. 1; д. 454, л. 1об.

13) Там же, д. 418, л. 1-3; д. 447, л. 2об.; д. 600, л. 1.

14) РГИА, ф. 796, оп. 1, д. 668, л. 79-80, 106-19.

17) Там же, л. 102-104.

18) Там же, л. 37, 44; оп. 2, д. 378, л. 61-62, 67, 72об.; оп. 5, д. 75, л. 1об., 7об.; оп. 6, д. 163, л. 5; ГААО. ф. 1025, оп. 5, д. 453, л. 1 -1об.; д. 454, л. 2.

19) РГИА, ф. 796, оп. 3, д. 926, л. 3-21.

20) Там же, оп. 4, д. 440, л. 1-9; Описание документов и дел, хранящихся в архиве Св. Правительствующего Синода. Т. 7. СПб. 1885. Приложение VIII, стб. ХСIV-СLVI.

21) Цит. по: ВЛАДИМИРСКИЙ-БУДАНОВ М. Государство и народное образование в России XVIII века. Ч. 1. Ярославль. 1874, с. 14-15; РОЖДЕСТВЕНСКИЙ С.В. Очерки по истории систем просвещения в России в XVIII-XIX вв. Т. 1. СПб. 1912, с. 132.

22) Протоколы, журналы и указы Верховного тайного совета (август-декабрь 1726 г.) — Сборник РИО. 1887, т. 56, с. 320-321.

23) Там же, с. 316-319; РГИА, ф. 796, оп. 7, д. 343, л. 1-3об., 11; Труды Рязанской ученой архивной комиссии за 1890 год. Т. 5, с. 10-11.

24) РГИА, ф. 796, оп. 7, д. 343, л. 12-13об.

26) Там же, л. 33-34, 49-49об., 51об.

27) Там же, л. 40-40об., 51-53.

29) Там же, л. 65, 68, 46-46об.

31) Там же; РОЖДЕСТВЕНСКИЙ С.В. Ук. соч., с. 145.

32) Описание документов и дел, хранящихся в архиве Св. Правительствующего Синода. Т. 7. СПб. 1885. Приложение VIII. Стб. ХСIV-СLVI; РГИА, ф. 796, оп. 8, д. 378, л. 1-2.

Архиерейские школы — училища, открытые согласно Духовному Регламенту Петра I 1721 года во всех епархиях Российской империи. Подчинялись школы епархиальному архиерею и содержались за счёт архиерейских домов и сборов с церковных и монастырских земель. Общее управление школами было отнесено к ведению епархиального архиерея и было включено в число дел епархиальной администрации.

    , рекомендовалось обучение латинскому языку; и геометрию; и диалектику;
  • пиитику и риторику; и краткую метафизику; (двухгодичный курс).

В 1730-е годы в архиерейских школах начали вводить более полный курс обучения по примеру Киевской духовной академии. Школы, перешедшие на такую программу, получили статус семинарии, а прочие стали именоваться низшими школами, получившими с 1808 года название духовных училищ.

Литература

  • Новиков А. Развитие отечественного образования. М., 2005.
  • Знаменский П. В. Школы при архиерейских домах по Духовному регламенту // История Русской Церкви.
  • История Русской церкви
  • Образование в Российской империи

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Архиерейские школы" в других словарях:

АРХИЕРЕЙСКИЕ ШКОЛЫ — начальные учебные заведения для духовенства в России с 1721. После 1737 преобразовывались в духовные семинарии … Большой Энциклопедический словарь

архиерейские школы — начальные учебные заведения для духовенства в России с 1721. После 1737 преобразовывались в духовные семинарии. * * * АРХИЕРЕЙСКИЕ ШКОЛЫ АРХИЕРЕЙСКИЕ ШКОЛЫ, начальные учебные заведения для духовенства в России с 1721. После 1737 преобразовывались … Энциклопедический словарь

Архиерейские школы — один из типов школ дореволюционной России, предназначенный для профессиональной подготовки подростков к работе в качестве священнослужителей. Эти школы создавались при епархиях, работали под личным патронатом высших чинов православного… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

Архиерейские школы — – так называются епархиальные школы, открытые согласно Духов. Регл. Петра Вел. Существовали и раньше духовные училища, но А. ш. были устроены по обширной программе: курс был 8 летний. При школах было общежитие со строгим порядком. Заботились … Полный православный богословский энциклопедический словарь

Архиерейские школы — епархиальные школы, в России первые регулярные духовные учебные заведения с общежитием при архиерейских домах (церковно административных учреждениях). Создавались с 1721 в соответствии с Духовным регламентом . Первоначально в них могли… … Педагогический терминологический словарь

Архиерейские школы — сословные низшие учебные заведения для детей духовенства, открывавшиеся в России с 1721 при архиерейских домах (церковно административные учреждения). Предметами обучения являлись религия, чтение, письмо, а в некоторых также арифметика,… … Большая советская энциклопедия

Архиерейские школы — сословные низшие уч. заведения для детей духовенства, открывались в России с 1721 при архиерейских домах. Первонач. в них предполагалось 8 летнее обучение разным наукам, в т. ч. неск. языкам; учащиеся жили в общежитиях при монастырях. В полном… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

Архиерейские домы — у нас в России имеют долгую и изменчивую историю сообразно с поземельными владениями архиереев и их административными в судебными правами и обязанностями. С самого начала русской церкви еп. кафедры владели многочисленными недвижимыми имуществами… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

АРХИЕРЕЙСКИЕ ПЕВЧИЕ — дьяки и подьяки профессиональные певцы в Др. Руси, из к рых состояли хоры при архиерейских домах и кафедральных соборах. Наиболее подробные сведения об А. п. сохранились от XVI XVII вв. Хоры А. п. были устроены по образцу хора митрополита… … Православная энциклопедия

В первой четверти XVIII в. была создана сеть новых духовных школ. Они открывались вначале по инициативе отдельных епископов, поддерживавших правительственные преобразования. Эти начальные духовные школы получили название архиерейских (устраивались под надзором архиереев, часто при их домах). По примеру Московской Славяно-греко-латинской академии в некоторых из этих школ вводилось изуче­ние латинского и греческого языков.

В 20-х гг. некоторые архиерейские школы стали превращаться в средние духовные учебные заведения — семинарии, в которых кроме духовных дисциплин изучались логика, география, история и другие общеобразовательные предметы. Духовные семинарии возникали в большинстве епархий, из них выходило не только подготовленное но­вое духовенство, но и ряд светских деятелей.

7. Учебная литература

Реформы первой четверти XVIII в. способствовали оживлению педа­гогической мысли, нашедшей отражение в учебной литературе, проектах организации народного образования, в ряде книг публицистического со­держания.

Большая учебная литература тех лет во многом определила содер­жание образования и методы обучения в школах. В типографиях пе­чатались книги по различным отраслям знаний (математике, механи­ке, астрономии, навигации, географии, истории и др.), усвоение которых облегчалось введением нового, гражданского шрифта вместо церковно­славянского и нового, арабского обозначения цифр вместо буквенного. По астрономии вышли книги, распространявшие учение. Астрономические знания изла­гались и в печатных календарях.

Обучение грамматике славянского языка велось по учебнику Мелетия Смотрицкого. В первой четверти XVIII в. было издано несколько вариантов этой книги. В 1723 г. учитель Новгородской архиерейской школы Ф. Максимов, пользуясь трудом М. Г. Смотрицкого, издал свое пособие по грамматике, в котором изложил материал более кратко и доступно. Он сделал первую попытку объяснить правила русского язы­ка не только книжного, но и разговорного.

Читайте также: